Заикание у ребенка — признаки, причины и лечение. Как должно проводиться лечение заикания у детей по всем правилам


Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

Что такое заикание?

Это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Причины заикания у детей

Малыш может начать заикаться по множеству причин. К ним относятся:

  1. Наследственная предрасположенность — определяется слабостью артикуляционного аппарата. При этом речевой дефект сопровождается ночными страхами, энурезом, тревожностью. Как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет.
  2. Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии, асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.
  3. Тяжелые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингит, тиф, энцефалит. Чаще всего по этой причине дефект наблюдается у ребенка 8 – 9 лет.
  4. Черепно-мозговые травмы. Частая причина речевого дефекта у ребенка 5 лет.
  5. Рахит.
  6. Гипотрофия. По этой причине может возникнуть заикание в 10-летнем возрасте или у малыша 3 – 4 лет.
  7. Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость. Из-за психологических трудностей пубертатного периода может появиться заикание у подростка.

В научной литературе описаны случаи заикания у детей дошкольного возраста после переучивания из левши в правшу. Также дефект может возникнуть после копирования речи заикающегося родственника или сверстника.

Часто дефект связан с другими речевыми нарушениями – тахилалией, дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

Виды заикания

По патогенетическому механизму выделяют:

  1. Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  2. Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.

По характеру течения дефект может быть:

  1. Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  2. Постоянным (имеет стабильное течение).
  3. Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).

По характеру судорог заикание бывает:

  1. Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  2. Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  3. Тонико-клоническое.
  4. Клоно-тоническое.
  5. Артикуляционное.
  6. Голосовое.
  7. Дыхательное.
  8. Смешанное.

Степени заикания:

  1. Легкая – судорожные запинки во время спонтанной речи. Симптомы выражены слабо.
  2. Средняя – запинки при диалогической и монологической речи.
  3. Тяжелая – судороги речевых мышц длительны, запинки во всех видах речи. Коммуникация затруднена или невозможна.

Симптомы детского заикания

К основным симптомам патологии относятся:

  1. Речевые судороги, возникающие при попытке начать речь или в процессе разговора, проявляющиеся паузой в речи или повторением отдельного звука.
  2. Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе.
  3. Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц.
  4. Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание.

Заикание в детском возрасте часто сопровождается вегетативными нарушениями: тахикардией, потливостью, покраснением или побледнением кожи, лабильностью артериального давления во время разговора.

Особенности течения логоневроза

Так как в основе невротического заикания лежит сильное психотравмирующее переживание, расстройство речи возникает остро. У детей снижена речевая активность, выражена логофобия и фиксация на трудном звуке, судороги носят дыхательно-голосовой характер. Логоневроз имеет волнообразное течение – речь ухудшается при повторении психотравмирующей ситуации.

Особенности неврозоподобного заикания

Речевая активность повышена, критика к своему дефекту отсутствует. Речь монотонная, невыразительная, с ускоренным темпом. У детей присутствуют нарушения общей моторики, плохой почерк и слабая мимика. Дефект усиливается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, но течение его относительно постоянное.

Осложнения болезни

Последствиями заикания могут быть:

  1. Нарушение социальной адаптации.
  2. Снижение самооценки.
  3. Логофобия – боязнь речи.
  4. Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук.
  5. Усугубление речевого дефекта.

Диагностика заикания у детей

Обследование ребенка с заиканием проводит педиатр, логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Огромное значение для постановки диагноза и подбора метода лечения имеет анамнез, сведения о речевом и двигательном развитии ребенка, информация об обстоятельствах и времени возникновения речевого дефекта.

Для оценки степени дефекта и выявления его возможной причины проводят:

  1. Диагностику речи, во время которой оценивают:
  • темп, голос, дыхание;
  • речевые и моторные нарушения;
  • форму и частоту артикуляционных судорог.
  1. Диагностику ЦНС посредством:
  • реоэнцефалографии;

Как вылечить ребенка от заикания?

Чтобы избавить малыша от заикания необходимо обратиться к специалисту. Чем лечить дефект в конкретном случае сможет сказать только врач после проведения комплексного обследования.

Кто лечит заикание у детей?

Речевой дефект поможет устранить логопед. Если артикуляционные судороги возникли на фоне поражения ЦНС, необходимо подключать в лечебный процесс детского невролога. Если причиной речевого дефекта является психотравмирующая ситуация – ребенку показана работа с психологом.

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга, в частности, торможение центра Брока. К методам лечения относятся:

  1. медикаментозная терапия;
  2. гипноз;
  3. релаксирующие ванны, массаж, дыхательная гимнастика;
  4. иглоукалывание;
  5. специальные логопедические упражнения, логоритмика;
  6. антизаикательные устройства и специальные компьютерные программы.

Медикаментозное лечение

Специальных для лечения заикания у детей не существует, медикаментозное лечение выступает в качестве дополнения общего курса терапии.

Препараты при заикании у детей:

  • транквилизаторы;
  • противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
  • ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
  • успокоительные средства (Экстракт валерианы, пустырник);
  • гомеопатические таблетки от заикания у детей (Тенотен детский).

Медикаментозное лечение может применяться при заикании у детей 3 лет.

Лечение заикания у детей гипнозом

Гипноз позволяет выявить глубинные причины дефекта. У маленьких детей метод не применяется. С помощью гипноза можно вылечить заикание у подростка. Речь может улучшиться уже после первого сеанса. Для полного устранения дефекта необходимо 5 – 10 сеансов.

Исправить заикание можно с помощью акупрессуры – точечного массажа. Этот метод восстанавливает регуляцию речи. Применяется успокаивающий метод воздействия – надавливание на акупунктурные точки подушечками пальцев с последующим выполнением круговых движений.

Чем раньше начать лечение таким способом, тем быстрее и эффективнее будет результат.

Дыхательная гимнастика при заикании

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на воспитание правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, что позволяет запастись воздухом для произнесения речевых отрезков разной длинны.

Дыхательная гимнастика эффективна при лечении заикания у детей в 4 года и старше.

Логоритмические упражнения

Логоритмика – это метод, основанный на использовании связи слова с движением и музыкой.

Конспект логоритмического занятия выглядит примерно так:

  • мышечная релаксация;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • мышечная релаксация.

Логоритмические занятия способны компенсировать дефекты речи, раскрывают способности ребенка и повышают его самооценку. Метод эффективен при лечении заикания у детей дошкольного возраста и старше.

Коррекция заикания у детей специальными устройствами

Одни антизаикательные устройства позволяют заике слышать свою речь с секундной задержкой, другие демонстрируют исправленный вариант речи или заглушают голос шумами. Самые эффективные устройства повышают или понижают громкость голоса.

Лечение заикания у детей народными средствами

Применение нетрадиционных методов основано на успокаивающем и расслабляющем эффекте многих настоев и трав.

Травы при заикании для детей:

  • ясенец белый;
  • крапива;
  • ромашка;
  • мелисса;
  • хмель;
  • вереск;
  • зверобой;
  • рута душистая;
  • лапчатка гусиная.

Если следовать несложным правилам в комплексе с основным лечебным методом, речь малыша исправится в ближайшее время.

  1. Разговаривайте спокойно, медленно и разборчиво.
  2. Не перебивайте кроху.
  3. До поступления в школу научите свое чадо управлять темпом речи.
  4. Если ребенок будет говорить медленно, но не монотонно, его речь станет значительно лучше.
  5. Читайте и пересказывайте с малышом книги.
  6. Не принуждайте заику читать вслух.
  7. При общении не забывайте о зрительном контакте.
  8. Не перегружайте заику напоминаниями о правильном произношении.

Особенности семейного воспитания заики

  1. Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты.
  2. Соблюдайте режим дня с полноценным 8-часовым сном. Ребенка с заиканием нельзя критиковать. Нужно уделять больше внимания малышу, хвалить его даже за незначительный успех.
  3. Не стоит чрезмерно баловать свое чадо, исполнять все его прихоти и желания. В этом случае психологической травмой для малыша может стать даже незначительный отказ в чем-то.
  4. Будьте всегда одинаково требовательными и ровными к ребенку.
  5. Не запугивайте и не наказывайте ребенка, оставляя одного в комнате, особенно плохо освещенной. В виде наказания лучше заставить его спокойно сидеть на стуле или лишить малыша участия в любимой игре.

Как предупредить развитие речевых дефектов?

Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

  1. Упорядочение распорядка дня малыша.
  2. Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
  3. Избегание авторитарных методов воспитания.
  4. Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
  5. Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
  6. Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.

Доктор обращает внимание

  1. Заике все время нужно находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.
  2. Не читайте детям много книг, особенно если они не соответствуют возрасту. Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего.
  3. Не разрешайте подолгу смотреть телевизионные передачи. Это перевозбуждает и утомляет детскую нервную систему. Особенно отрицательно влияют передачи, несоответствующие возрасту.
  4. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  5. Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев.
  6. Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно.
  7. Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений.
  8. Очень важны занятия танцами и музыкой, которые способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа. Полезны занятия по пению.

Заикание не проходит самостоятельно и чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее наступит результат. В случае отсутствия лечения дефект речи будет прогрессировать и отразится на коммуникативной и адаптационной способности малыша.

4 11 744 0

Заикание – проблема, связанная с нарушением деятельности речевого аппарата. Чаще всего оно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет – в период интенсивного развития речевой активности.

Причин возникновения может быть несколько: сильный испуг, неблагоприятная обстановка в семье, что вызывает стресс и переживания маленького человечка (ссоры родителей, постоянные крики на ребенка, грубое обращение с ним). От этого возникает невротическое заикание. Обычно оно легко поддается исправлению. Другой ряд причин носит физиологический характер (патология внутриутробного развития, родовая травма или сотрясение мозга, повлекшие за собой поражение органов речевого аппарата). Такое заикание специалисты называют неврозоподобным, и для его устранения обязательно требуется квалифицированная помощь врачей и специальные упражнения.

В любом случае, подходить к устранению проблемы нужно комплексно. Раскроем разнообразные подходы, которые подскажут родителям, как вылечить ребенка.

Вам понадобятся:

Семейная обстановка

Сначала создайте вокруг своего чада атмосферу любви, уважения и семейной гармонии. Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка, не кричите и не раздражайтесь на него. Уделяйте своему чаду достаточно времени и покажите всеми возможными способами, как вы его любите.

Страхи и переживания как бы блокируют еще не сформированный речевой аппарат маленького человечка. Обеспечьте как можно больше радости и комфорта своему крохе – и эта блокировка будет снята.

Важным дополнением благоприятной обстановки будет и соблюдение всех моментов режима дня. Дайте возможность полноценно высыпаться, проводить достаточно времени на свежем воздухе.

Что касается походов в гости или общения с незнакомыми людьми, то с этим стоит повременить. Круг общения заикающегося малыша лучше ограничить.

Пример красивой и правильной речи

Следите за окружением. Взрослые, которые его окружают, должны произносить все слова четко, плавно, выразительно, в нужном темпе. Ребенок, слыша правильную речь изо дня в день, будет стремиться к ней даже на уровне подсознания. Также ни в коем случае не обсуждайте речевые проблемы малыша в его присутствии. Не лишним будет мягко исправлять его ошибки. Но нужно делать это ненавязчиво, чтобы не отпугнуть излишним контролем.

Игровая терапия

Известно, что игра – ведущая деятельность детей практически любого возраста.

Увлекаясь игрой, ребенок забывает обо всем на свете. Используйте ее в лечебных целях.

Создавайте игровые ситуации – увидите, что малыш не будет заикаться, играя. Старайтесь, чтобы игры были связаны с речевыми упражнениями (например, приобщение ребенка к разговору от имени кукол, животных; повтор фраз из песен, стишков, потешек).

Дыхательные упражнения

Учите правильно дышать – короткий вдох через нос и выдох в течение 4-5 секунд. На выдохе учите произносить слова и фразы.

Регулярное выполнение подобных упражнений дают потрясающие результаты. Важно, чтобы ребенок сам хотел вылечить заикание и психологически был готов к подобным упражнениям. Предлагайте ему произносить интересные фразы его любимых персонажей из мультфильмов или книг, а также небольшие рифмованные куплеты.

Творческие способности

В основе некоторых методик лежит связь речевого развития с движением руки.

Рисование, лепка, наклеивание аппликаций, игры с конструктором и другие виды творчества развивают мелкую моторику, а значит, способствуют интенсивному развитию речевого аппарата.

Занятия музыкой и пение также благотворно влияют на процесс выздоровления.

Компьютерные коррекционные программы

Современные методы лечения заикания у детей предлагают некие инновационные компьютерные технологии. Известно несколько коррекционных программ, в основном зарубежного производства.

Российский аналог зарубежных программ – «Демосфен».

Он включает в себя логопедические и психотерапевтические приемы, которые помогают улучшить речь уже через пару месяцев регулярных занятий.

Маленькому ребенку тяжело освоить эту программу самостоятельно, поэтому разбираться в тонкостях современных технологий необходимо с родителями.

Заикание – это нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, в основе которых лежит судорога мышц речевого аппарата. В последние годы этот дефект встречается все чаще, корректируется хуже и вносит много проблем в жизнь маленького человека. Поэтому специалисты стараются внедрять новые, более совершенные методики выяснения причин и лечения заикания у детей.

Наиболее часто первые симптомы появляются у малышей 2-5 лет. Именно в этом возрасте активно формируется речь, а в головном мозге происходят сложнейшие процессы. Любая травмирующая ситуация, излишняя нагрузка, тяжелая болезнь или травма способны нарушить этот еще не до конца отлаженный механизм.

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

Признаки Логоневроз Органическая форма Смешанная форма заикания
Активность речи Низкая Обычно высокая Высокая, после появления невроза — снижается
Эпицентр судорог Дыхательные, голосовые Артикуляционные Во всех группах мышц
Скорость речи Любая Высокая Высокая
Выразительность речи Любая Монотонная, невыразительная Монотонная, невыразительная
Психомоторное развитие Без особенностей Движения однообразны и неуклюжи, мимика вялая, почерк невнятный Любое
Течение болезни Волнообразное, ухудшение на фоне психологических стрессов Постоянное, с периодическими ухудшениями Любое
Стремление преодолеть заикание Выраженное, порой чрезмерно Не выражено Встречается
Боязнь говорить Выражена резко Чаще не выражена Встречается
Возраст и обстоятельства возникновения болезни В любом возрасте после психологической травмы, чаще у детей 3-7 лет В период формирования речи В период формирования речи, к подростковому возрасту наслаивается логоневроз
Интеллект Сохранен, часто — высокий Часто снижен Часто снижен

Место возникновение судорог

  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Степень тяжести

  • легкая
  • средняя
  • тяжелая

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

Особенности протекания болезни

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

Почему возникает речевая судорога

Точные причины проблемы назвать сложно. Всегда существуют предрасполагающие факторы, при которых риск возникновения дефекта увеличивается. Но если при этом нет грубого поражения мозга или серьезных психотравм, то он может никогда не возникнуть.

Факторы риска

  • неврозы у родителей
  • другие неврозы (энурез, навязчивые состояния)
  • аналогичные дефекты у ближайших родственников
  • болезни или травмы головного мозга
  • длительно текущие хронические заболевания

Причины

  • психологические травмы (острые и длительно существующие)
  • неправильная постановка речи с детства
  • избыточная нагрузка информационным материалом в раннем детстве
  • ускоренное или запаздывающее речевое развитие
  • подражание людям, имеющим заикание
  • переучивание леворукости

Фактор психологической травмы необязательно связан с острой проблемой (испугом, жестоким обращением, угрозой жизни). У предрасположенных детей развод родителей, рождение младшего брата или сестры, смена коллектива могут быть достаточной причиной для появления заикания.

Перегрузка информацией, которая часто встречается в наш технологичный век, также не идет на пользу малышу. Телевизоры, планшеты, компьютеры в совокупности с активными стараниями родителей побыстрее «разговорить» дитя ведут к обратному эффекту.

Для левшей большой проблемой может быть их переучивание, которое встречается сейчас редко. Конфликт между активным правым полушарием мозга и стимулируемым левым ведет к нарушению речевых навыков.

Все вышеперечисленные факторы относятся скорее к логоневрозам, на них можно повлиять и предотвратить. Органические речевые проблемы, возникшие после болезни или травмы, предупредить бывает сложно.

Симптомы

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант — формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями. Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • , энурез
  • синдром дефицита внимания и
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Дополнительные обследования

При первых симптомах неблагополучия стоит посетить невролога. Он исключит болезни головного мозга и тяжелые дефекты нервной системы.

В некоторых случаях может понадобиться помощь ЛОР-врача, так как способно провоцировать трудности в общении. Это же относится к любой патологии органов дыхания и артикуляционного аппарата. Иногда нужна консультация психиатра, чтобы вовремя выявить невротические тенденции.

Заканчивается обследование походом к логопеду, который и определит дальнейшую тактику лечения.

Физиологические запинки

Часто родители путают речевые судороги с вполне естественным для 3-летнего карапуза явлением – физиологическими запинками. Это паузы в речи малыша, возникающие из-за возрастной неспособности оформить словами сложные предложения. Такие эпизоды не стоит воспринимать как серьезные дефект, они требуют не лечения, а коррекции системы занятий с малышом.

Физиологические запинки Речевые судороги
Вид Повторение звуков, слогов, слов или даже предложений. Паузы в процессе речи (когда малыш не в состоянии выразить мысль словами). Повторение звуков и слогов. Паузы в процессе речи (из-за судороги).
Расположение запинок В любом месте предложения, особенно в сложных конструкциях. Чаще в начале фразы или при произношении определенных звуков.
Влияние посторонних людей и незнакомой обстановки При попадании в непривычные условия и общении с чужими людьми запинки уменьшаются. В аналогичных условиях частота и интенсивность увеличивается.
Отношение человека к дефекту Чаще всего не замечает либо не придает большого значения. Замечает, переживает по поводу дефекта, что усугубляет логоневроз.
Принципы коррекции Работа по развитию речи и перестройке распорядка дня. В некоторых случаях – консультация невролога. Работа с логопедом, неврологом, внимательное отношение родителей и воспитателей. Сочетание педагогических и лечебных мероприятий.

Чтобы не спровоцировать переход запинок в настоящее заикание, нужно соблюдать обычные меры профилактики:

  • Нельзя перегружать детей информацией - на время лучше отложить просмотр новых книжек и заучивание стихов, ограничить просмотр телевизора.
  • Важно следить за манерой общения в семье, так как привычка быстро говорить может вызывать перерастание безобидных пауз в серьезный дефект.
  • До улучшения разговорной речи лучше сделать акцент на неречевых занятиях: рисовании, лепке, играх с водой.

Таким образом, главный принцип профилактики – притормозить появление новых слов до более полного формирования центров мозга, так как избавиться от заикания гораздо сложнее, чем не допустить его.

Что делать родителям заикающихся детей

Главное, что нужно помнить – речевые судороги являются болезнью. Нельзя закрывать на них глаза, но и слишком акцентировать внимание и винить малыша также недопустимо.

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

  • Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
  • При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
  • Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
  • Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
  • Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
  • Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
  • Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
  • Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
  • Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего. Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
  • Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Основные этапы лечения

Главный принцип лечения заикания у детей– раннее обращение к специалисту. Попытки родителей изобрести свои методы и программы помощи часто терпят фиаско, так как дефект носит комплексный характер.

Работа с логопедом

Занятия со специалистом проводятся длительное время, не меньше 8 месяцев. Логопед учит малыша произносить трудные звуки, говорить плавно и ритмично, правильно дышать. Часто используется логоритмика – специальные музыкальные упражнения для детей с дефектами речи. В той или иной форме предлагается игра в «молчанку», когда дети должны сдерживать речь на протяжении нескольких дней, а потом постепенно начинать общаться короткими фразами. Разные специалисты работают по различным методикам, выбор остается за родителями.

Дыхательные упражнения

Неправильная постановка дыхания и слабая диафрагма – частые спутники речевых судорог у детей. Комплекс действий, сочетающих движение, вдохи и выдохи, позволяет устранить этот недостаток.

  1. Исходное положение - стоя с опущенными руками. Нужно наклониться вперед, округлив спину, опустив голову. В конце наклона необходимо сделать шумный вдох, затем приподняться не до конца и сделать выдох. Повторить упражнение несколько раз.
  2. Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Нужно поворачивать голову из стороны в сторону, при этом делать вдох в конечной точке, а в процессе поворота производить выдох. Повторить упражнение.

Эти и некоторые другие задания входят в , часто используемую для лечения нарушений речи.

Аппаратные методы лечения заикания

Существует множество компьютерных программ, позволяющих скорректировать работу слухового и речевого центра. Это более актуально для старших детей, способных точно выполнять задания.

В основе аппаратных методик (Speech corrector, Демосфен) лежит проговаривание больным фразы, которую компьютер чуть замедляет и выводит в наушники. Попытка подстроиться под аппарат приводит к плавности и ритмичности речи. В результате судороги теряют свой невротический компонент (исчезают комплексы и стеснение), что положительно сказывается на течении болезни.

Медикаментозное лечение

Терапия этой болезни с помощью лекарств (транквилизаторы, противосудорожные препараты) имеет очень узкую сферу применения. Она возможна лишь при заикании на фоне тяжелого поражения мозга или серьезного психического расстройства. Все другие варианты лечения речевых судорог не включают в себя никакие медикаменты.

Длительность курса лечения заикания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от тяжести симптомов и типа личности. Если логопед, родители и малыш работают сообща, в команде, то шансы на полное исцеление очень велики. Но даже при недостаточных результатах важно помогать малышу адаптироваться, чтобы он чувствовал себя любимым и полноценным, несмотря на дефект.

Мэрилин Монро, Наполеон, Брюс Уиллис? Дело в том, что все они в детстве заикались. Однако, приложив усилия, смогли преодолеть речевые проблемы и добиться большого успеха. Заикание у детей обычно появляется в возрасте трех-пяти лет, когда речь развивается наиболее активными темпами, но при этом данная функция выработана еще недостаточно. У мальчиков нарушение встречается намного чаще (в три-четыре раза), нежели у девочек. Это можно объяснить их меньшей эмоциональной устойчивостью. Как лечить заикание у детей? Каковы причины такого недуга? Как родители могут помочь ребенку избавиться от речевой проблемы? Об этом читайте в статье.

Общие понятия

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности дыхания, речи и голоса, вызванное судорогами гортани или губ. Оно может возникнуть внезапно, а затем усиливаться. В речи отмечаются вынужденные остановки, повторение отдельных звуков, слогов. Судороги могут быть тоническими (т. е. проявляющимися в растягивании звуков, долгих паузах, общей скованности, напряжении) и клоническими, когда ребенок повторяет отдельные слоги, звуки (зачастую в начале слова). Встречается и соединение обоих видов судорог - тоно-клоническое заикание. У детей дошкольного возраста проблема может долго не проявляться и возникнуть лишь в стрессовой ситуации. Давайте подробнее поговорим об этиологии нарушения.

у детей


Провоцирующие факторы

Приступы заикания обычно усиливаются во время болезни, при переутомлении, в случае школьных или семейных неприятностей. Даже погода и рацион питания способны влиять на проявление речевых нарушений. Например, замечено, что избыток в детском меню белковой пищи усугубляет проблему. Достаточно часто заикание у детей провоцируют инфекции. Хронические болезни, как правило, не вызывают этот недуг, зато могут усилить уже имеющиеся нарушения. К примеру, у ребенка с аденоидными разрастаниями затрудняется носовое дыхание, и из-за этого возникают проблемы с речью.

Варианты лечения

Бороться с заиканием люди начали давно. Этим недугом страдал греческий оратор Демосфен. Он читал при шуме волн сложные речи, говорил, держа во рту камешки, и таким образом пытался преодолеть проблему. Всемирная слава Демосфена подтверждает, что ему это удалось. В 19-м веке нарушение речи начали лечить хирургически: человеку частично удаляли мышцы языка. Надо сказать, что такой радикальный способ помогал далеко не всем. Заикание - не тот недуг, от которого можно избавиться лишь при помощи скальпеля.

На сегодняшний день существует столько вариантов устранения дефекта, сколько и теорий, объясняющих его происхождение. В ход идут и традиционные способы (медикаментозная терапия, дыхательная гимнастика, физиотерапевтические процедуры), и нетрадиционные (гипноз, иглоукалывание), и авторские методики.

  1. Распорядок дня. Лечение заикания у ребенка будет неэффективным, если не соблюдать четкий режим. Дети трех-шести лет должны спать десять-двенадцать часов ночью и два часа днем, ребятишки от семи лет и старше - восемь-девять часов ночью и полтора часа днем. Перед сном нужно исключить просмотр телевизора.
  2. Психологическая обстановка. Ребенка травмируют постоянные одергивания и замечания. Нельзя ссориться или слишком шумно себя вести в присутствии малыша. Также запрещается показывать ему свои волнения по поводу проблем с речью. Лечение заикания у ребенка - процесс непростой, необходимо запастись терпением, не торопить малыша во время ответов, чаще его хвалить, тем самым вызывая положительные эмоции.
  3. Ежедневное общение. Следует говорить с ребенком медленно, ласково, спокойно. Малыш должен слышать правильную речь, поскольку он перенимает и усваивает то, что звучит в его окружении. Когда заикание у детей выраженное, говорить с ними нужно нараспев. Заставлять малышей повторять по несколько раз трудные слова категорически нельзя.
  4. Состояние здоровья. Родители обязаны позаботиться об укреплении общего здоровья ребенка, снятии нервного напряжения, переутомления. Для этого рекомендуется осуществлять закаливающие процедуры: обтирание, игры на свежем воздухе, воздушные ванны, гимнастику и тому подобное.

Помощь специалистов

Лечение заикания у ребенка совместно должны проводить логопед, педиатр и психолог (психотерапевт). Задача педиатра - устранить сопутствующие патологии, укрепить организм, сделать профилактику простудных болезней, особенно тех, которые затрагивают голосовые связки и уши, вылечить хронические недуги или вывести их в стадию длительной ремиссии. Малышу следует назначить физиотерапевтические процедуры: посещение бассейна, массаж, электросон.

Функция психолога (психотерапевта) заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой путем обучения его правильному поведению в обществе. Так, доктор должен научить малыша комфортно себя чувствовать в любой ситуации, не бояться общения со сверстниками и взрослыми, помочь осознать, что он ничем не отличается от ровесников и не является неполноценным. Обычно занятия с детьми с заиканием проводятся вместе с родителями - их присутствие помогает ребятишкам справиться с волнением.

Задача логопедического лечения - освободить речь ребенка от напряжения, устранить неправильность произношения звуков, слогов, научить четкой артикуляции и плавной, ритмичной, выразительной речи. Малыш сначала совместно с логопедом выполняет упражнения, а затем в устных рассказах и обиходных разговорах с окружающими закрепляет полученные навыки. По мере увеличения степени речевой самостоятельности возрастает сложность заданий.

Дыхательные упражнения

Этот традиционный способ лечения речевых нарушений позволяет сделать голос ребенка более свободным и естественным. Упражнения тренируют диафрагму, увеличивают подвижность что дает возможность им тесно сжиматься во время разговора. Лечение можно дополнить релаксацией.

Точечный массаж

Курс терапии подбирается в зависимости от степени дефекта. Во время процедуры специалист осуществляет воздействие на расположенные на лице, ногах, грудной клетке и спине точки. Первые результаты можно заметить уже после первого курса, однако здесь следует учитывать возраст ребенка и форму недуга. Чтобы восстановилась нервная регуляция речи, занятия следует проводить систематически.

Компьютерные программы

Нередко лечение заикания у ребенка проводится посредством специальных компьютерных программ, позволяющих синхронизировать речевой и слуховой центры. Малыш говорит слова в микрофон, при этом программа задерживает автоматически его речь на доли секунд. В результате ребенок с задержкой слышит свой собственный голос и пытается подстроиться под него. Таким образом речь приобретает плавность и непрерывность. При помощи программы можно проигрывать разные ситуации, возникающие при общении, к примеру, недовольство, возражение. Дети произносят в микрофон слова, а компьютер оценивает, насколько хорошо они справились с задачей, и дает подсказку о том, что требуется улучшить.

Медикаментозное лечение

В комплексе общего курса такая терапия является вспомогательной. Ребятишкам в некоторых случаях назначают транквилизаторы, противосудорожные средства, лекарства, способствующие нейтрализации блокирующего действия тех веществ, которые не дают нервным центрам нормально функционировать. Также могут применяться ноотропные ансиолитические медикаменты. Если есть необходимость, лечение дополняется приемом успокаивающих настоек и отваров трав, к примеру, используется отвар пустырника.

Прогноз

Инициальное заикание (возникшее в раннем возрасте, когда речь еще только начинает активно развиваться) зачастую удается бесследно устранить за несколько месяцев. Срок лечения будет зависеть от того, что лежит в основе нарушения речи: невротическая составляющая или патология нервной системы. Если имеет место невроз, дефект может вернуться в случае какой-либо стрессовой ситуации, но, как правило, его после курса терапии быстро удается устранить. При физиологических нарушениях процесс лечения более длительный, но и более последовательный. В этом случае недуг не имеет такого скачкообразного течения, как при неврозе, поэтому терапия осуществляется медленно, но верно, без срывов. Продолжительность лечения может достигать двух лет.

Больше всего проблем доставляет закрепившееся заикание, то есть то, которое наблюдается на протяжении более двух-трех месяцев. Важно комплексно подходить к терапии, подбирать варианты, ориентируясь на личностные характеристики малыша. Здесь потребуются длительная работа и терпение как самого ребенка, так и родителей. Не всем ребятишкам лечение дается легко. В детских садах и школах работники должны учитывать особенности детей с заиканием. Заранее предупредите воспитателей или учителей о проблеме вашего ребенка, скажите, что его нельзя подгонять во время ответа. Также у таких детей не следует проверять умение читать на скорость - это может усугубить ситуацию. Как уже говорилось, устранение речевого дефекта - часто долгий и сложный процесс. Родители, врачи и педагоги должны объединить усилия, только так можно добиться положительного результата!

С термином «логоневроз» знакомы далеко не все. Как правило, впервые о нем узнают, изучая причины заикания у детей, ведь логоневроз – одна из его форм, возникающая на почве невроза или иной «толчковой» причины. Проявляется он, как заикание в целом, задержкой слов, слогов или звуков.

Что делать, если такой диагноз поставили чаду, и лечится ли заикание вообще?

Когда и как начинать лечение заикания у ребенка?

В большинстве случаев, логоневрозу свойственны непостоянные проявления – чаще всего, он дает о себе знать в стрессовой ситуации, при психологическом дискомфорте в общении и проч.

Но важно понимать, что…

  • Логоневроз, в большинстве случаев, сопровождается иными нарушениями невротического характера.
  • При отсутствии лечения заикание остается на всю жизнь.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях — что реально поможет избавиться от логоневроза?

Когда начинать лечение?

Даже маленький «звоночек», выражающийся в симптоматике логоневроза – повод для обращения к врачу.

Не нужно ждать «набата» — обращайтесь к врачам, пока симптомы не закрепились!

Видео: Лечение заикания у детей в раннем возрасте

Как лечат логоневроз?

Учитывая, что лечение данного нарушения должно носить комплексный характер, обращаться следует не к одному, а сразу к нескольким специалистам. В их числе:

  1. Психотерапевт. В его задачи входит: «откопать корень проблемы», помочь ребенку устранить тревожность, помочь в выстраивании новых навыков общения с учетом нарушения, научить расслабляться.
  2. Невролог. Основные задачи: постановка точного диагноза, направление на МРТ, реоэнцефалографию и ЭЭГ, назначение лекарственных средств.
  3. Логопед. Этот специалист должен помочь ребенку раскрепоститься, устранить дефекты речи, помочь в формировании правильной техники дыхания и артикуляции.
  4. Его задача: выстроить правильные взаимоотношения между малышом и родителями, а также привести помочь ребенку стабилизировать свое психологическое состояние.

Кроме того, может понадобиться консультация физиотерапевта, массажиста и рефлексотерапевта, и даже иглотерапевта.

Все методы лечения заикания у детей от 3 лет

Вылечить заикание можно только путем комплексной работы родителей, специалистов и педагогов. Любое «слабое звено» в процессе лечения отодвигает успешный результат в дальний ящик и сбрасывает на ноль приложенные усилия.

Поэтому к вопросу избавления от данного нарушения следует подойти со всей ответственностью, обеспечив ребенку не только правильное лечение, прописанное специалистами, но и обеспечив соответствующий микроклимат в семье, а также выбрав класс (группу) в школе или детском саду, в котором педагог будет понимать важность обучения ребенка с учетом диагноза.

Среди классических методов борьбы с логоневрозом можно отметить следующие:

  • Дыхательная гимнастика (прим. – по А.Н. Стрельниковой и проч.) . Она нужна для контроля над дыханием, артикуляционным аппаратом, голосовыми связками. Основные требования к гимнастике: постепенное наращивание интенсивности и сложности, системность для формирования устойчивого рефлекса, стабильность и непрерывность курса, учет возраста и особенностей малыша.
  • Медикаментозная терапия. Цель – улучшение обмена веществ и нормализация кровоснабжения нервной ткани, стабилизация функций нервной системы, снижение активности очага возбуждения в области головного мозга.
  • Логопедический массаж. Цель: переключение основного возбуждения посредством воздействия на определенные точки тела, устранение повышенной возбудимости всех речевых центров, восстановление регуляции речи. Чем раньше начать массаж – тем он будет эффективнее. Классическая схема – 3 курса по 15 процедур. Между первым и 2-м курсом – две недели отдыха. А перед третьим курсом нужно выдержать паузу в 3-6 месяцев. Далее следует повторять курс массажа каждые полгода в течение ближайших нескольких лет.
  • Речевые занятия с логопедом. Что касается комплекса упражнений – он должен быть разработан индивидуально для ребенка после обследования и определения степени патологии.
  • Логоритмика. Ее используют в качестве дополнительной терапии к основным занятиям у логопеда.
  • Общее укрепление здоровья: физиотерапия и , климатотерапия, ванны, закаливание, прогулки, гимнастика и физическая нагрузка и проч.

Видео: Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

Прочие методики, используемые при лечении заикания:

  1. Созданные для детей, специальные компьютерные программы , одобренные специалистами. Задача таких программ – воздействие на речевой детский аппарат через игру с тренажером. В числе рекомендуемых программ: Демосфен, Speak gentle и Dr. Fluency, Бриз Мейкер. Наибольшая эффективность программ наблюдается при их использовании в самом начале болезни. Заниматься нужно вместе с детьми. Разработчики обещают положительную динамику уже через пару месяцев постоянных тренировок на данных тренажерах.
  2. Гипноз. Этот метод обычно эффективен в случаях именно невротических форм заикания. Лечение обычно бывает эффективным, если малыш не заикается, находясь под гипнозом. Тогда специалист может «загрузить» в малыша ключевые логопедические правила. Для малышей до 7-ми лет этот метод специалисты использовать не рекомендуют. Важные условия проведения гипноза: созревшая психика ребенка, тщательный выбор профессионала (репутация, лечение в присутствии родителей и проч.), дальнейшие занятия с психоневрологом и логопедом для закрепления эффекта.
  3. Ароматерапия . Одна из методик релаксации.
  4. Альтернативная психотерапия.
  5. Песочная терапия. В этом методе расслабление происходит через игры с песком.
  6. Арт-терапия. Сюда входят все виды творчества, позволяющие ребенку снять стресс, успокоиться, выразить себя.

Также при коррекции и лечении могут быть использованы такие методы, как курс расслабляющих ванн, медитация и йога, рефлексотерапия и иглотерапия.

Терапия тяжелых логоневрозов у ребенка – препараты, которые может назначить врач

Медикаментозная терапия для лечения сложных логоневрозов проводится исключительно в особых случаях и, естественно, комплексно – с прочими методами.

Что может назначить врач?

  • Пирацетам или ноотропил. Задача: торможение и подавление патологических очагов возбуждения в соответствующих центрах.
  • Транквилизаторы. Действие: мощное воздействие на ЦНС. Есть побочные эффекты и множество противопоказаний. Малышам до 6-ти лет их не прописывают.
  • Седативные препараты. Используют и для младшей возрастной группы тоже. В числе успокоительных препаратов – корень валерианы, пустырник.
  • Гомеопатия : Тенотен.
  • Противосудорожные препараты.
  1. Электрофорез в сочетании со спазмолитическими средствами или с йодидом калия.
  2. Психостимулирующую терапию.
  3. Электросон.
  4. Курс ванн с кислородом, с хвоей или же с углекислотой.

Массаж в лечении заикания у детей, который можно выполнять в домашних условиях

Среди основных методик при коррекции речи выделяют массаж, как один из самых эффективных способов лечения логоневроза. Он не только полезен для общего укрепления организма, но и играет важную роль для нормализации работы речевого центра и снятия напряжения с мышц.

Применяется два типа массажа при лечении заикания.

1 вариант: точечный массаж

Прост, полезен, дает хороший результат уже после первого курса. Выполнять его можно дома после небольших курсов у профессионала.

  • Принцип массажа: воздействие подушечками пальцев на определенные точки путем круговых движений.
  • Что активизируем? 17 точек на лице и спине.
  • Число процедур в курсе: 15.
  • Схема курса: 4 занятия ежедневно, далее – выполнение через день.
  • Число курсов за первый год лечения: 4.

Для закрепления результата нужно повторять курс лечения после паузы.

За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

2 вариант: сегментарный массаж

Этот тип процедуры предполагает воздействие на мышцу, отвечающую за речь.

  • Выполняется только сертифицированным специалистом.
  • Схема процедур строится по нарастанию: от 5 минут и далее до 12 мин.
  • Курс повторяют при хроническом заикании.

Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

Если у ребенка вы замечаете признаки заикания или логоспазма, нарушения речи — обратитесь за консультацией к специалистам!

Loading...Loading...