Формирование навыков правильной дикции. Развитие дикции речи метод станиславского

Самый полный список из самых полезных и действенных, при этом простых и понятных, упражнений на дикцию.

Упражнение тридцатое. Упражнения для дикции.

Однажды в Голливуде стали снимать фильм под названием «Король говорит!» (на самом деле «The King’s Speech»). Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. С отличными актёрами. С качественным сюжетом. С мощной режиссёрской работой.

И всё это произошло – режиссура, сюжет, актёры, всё было прекрасно, фильм собрал отличную кассу, восторженные отзывы, кучу наград и четыре Оскара, но только оказался он не про риторику, а про логопедов. Логопедов! Превосходный фильм. И про логопедов.

С тех пор, а фильм вышел в 2010 году, каждый человек, решивший заниматься риторикой, заодно хочет заниматься и своей дикцией. Разве это не здорово?

Дикция, часть первая.

Всем известный Демосфен, удачно исправивший себе дикцию с помощью камней во рту, оставался бы образцом для подражания и в наше время, если бы не современные цены на стоматологию. Потому вместо камней сейчас используют винную пробку или держа её передними зубами, или просто держа её во рту. Найдите пробку, она вам сейчас понадобится.

Ниже даны строки, каждую из которых следует произносить вслух на одном дыхании. Первый раз строчку надо прочитать медленно, второй раз шёпотом, третий раз с пробкой, четвертый раз без пробки с нормальной скоростью, пятый раз быстро.

1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ, ПКТЕ, ПКТЯ, ПКТЁ, ПКТЮ
3. ТПКИ, ТПКЭ, ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЫ, ТПКЕ, ТПКЯ, ТПКЁ, ТПКЮ
4. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
5. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ
6. ГБДИ, ГБДЭ, ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЫ, ГБДЕ, ГБДЯ, ГБДЁ, ГБДЮ
7. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
8. МЛРИ, МЛРЭ, МЛРА, МЛРО, МЛРУ, МЛРЫ, МЛРЕ, МЛРЯ, МЛРЁ, МЛРЮ
9. РМЛИ, РМЛЭ, РМЛА, РМЛО, РМЛУ, РМЛЫ, РМЛЕ, РМЛЯ, РМЛЁ, РМЛЮ
10. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
11. РЛЖИ, РЛЖЭ, РЛЖА, РЛЖО, РЛЖУ, РЛЖЫ,РЛЖЕ, РЛЖЯ, РЛЖЁ, РЛЖЮ
12. ЖРЛИ, ЖРЛЭ, ЖРЛА, ЖРЛО, ЖРЛУ, ЖРЛЫ, ЖРЛЕ, ЖРЛЯ, ЖРЛЁ, ЖРЛЮ
13. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
14. ЛНМИ, ЛНМЭ, ЛНМА, ЛНМО, ЛНМУ, ЛНМЫ, ЛНМЕ, ЛНМЯ, ЛНМЁ, ЛНМЮ
15. МЛНИ, МЛНЭ, МЛНА, МЛНО, МЛНУ, МЛНЫ, МЛНЕ, МЛНЯ, МЛНЁ, МЛНЮ
16. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
17. ФЧТИ, ФЧТЭ, ФЧТА, ФЧТО, ФЧТУ, ФЧТЫ, ФЧТЕ, ФЧТЯ, ФЧТЁ, ФЧТЮ
18. ТФЧИ, ТФЧЭ, ТФЧА, ТФЧО, ТФЧУ, ТФЧЫ, ТФЧЕ, ТФЧЯ, ТФЧЁ, ТФЧЮ
19. ТКПИ, ТКПЭ, ТКПА, ТКПО, ТКПУ, ТКПЫ, ТКПЕ, ТКПЯ, ТКПЁ, ТКПЮ
20. КПТИ, КПТЭ, КПТА, КПТО, КПТУ, КПТЫ, КПТЕ, КПТЯ, КПТЁ, КПТЮ
21. КТПИ, КТПЭ, КТПА, КТПО, КТПУ, КТПЫ, КТПЕ, КТПЯ, КТПЁ, КТПЮ
22. ГДБИ, ГДБЭ, ГДБА, ГДБО, ГДБУ, ГДБЫ, ГДБЕ, ГДБЯ, ГДБЁ, ГДБЮ
23. ДБГИ, ДБГЭ, ДБГА, ДБГО, ДБГУ, ДБГЫ, ДБГЕ, ДБГЯ, ДБГЁ, ДБГЮ
24. ДГБИ, ДГБЭ, ДГБА, ДГБО, ДГБУ, ДГБЫ, ДГБЕ, ДГБЯ, ДГБЁ, ДГБЮ
25. РЛМИ, РЛМЭ, РЛМА, РЛМО, РЛМУ, РЛМЫ, РЛМЕ, РЛМЯ, РЛМЁ, РЛМЮ
26. ЛМРИ, ЛМРЭ, ЛМРА, ЛМРО, ЛМРУ, ЛМРЫ, ЛМРЕ, ЛМРЯ, ЛМРЁ, ЛМРЮ
27. ЛРМИ, ЛРМЭ, ЛРМА, ЛРМО, ЛРМУ, ЛРМЫ, ЛРМЕ, ЛРМЯ, ЛРМЁ, ЛРМЮ
28. ЖЛРИ, ЖЛРЭ, ЖЛРА, ЖЛРО, ЖЛРУ, ЖЛРЫ, ЖЛРЕ, ЖЛРЯ, ЖЛРЁ, ЖЛРЮ
29. ЛРЖИ, ЛРЖЭ, ЛРЖА, ЛРЖО, ЛРЖУ, ЛРЖЫ, ЛРЖЕ, ЛРЖЯ, ЛРЖЁ, ЛРЖЮ
30. ЛЖРИ, ЛЖРЭ, ЛЖРА, ЛЖРО, ЛЖРУ, ЛЖРЫ, ЛЖРЕ, ЛЖРЯ, ЛЖРЁ, ЛЖРЮ
31. МНЛИ, МНЛЭ, МНЛА, МНЛО, МНЛУ, МНЛЫ, МНЛЕ, МНЛЯ, МНЛЁ, МНЛЮ
32. НЛМИ, НЛМЭ, НЛМА, НЛМО, НЛМУ, НЛМЫ, НЛМЕ, НЛМЯ, НЛМЁ, НЛМЮ
33. НМЛИ, НМЛЭ, НМЛА, НМЛО, НМЛУ, НМЛЫ, НМЛЕ, НМЛЯ, НМЛЁ, НМЛЮ
34. ТЧФИ, ТЧФЭ, ТЧФА, ТЧФО, ТЧФУ, ТЧФЫ, ТЧФЕ, ТЧФЯ, ТЧФЁ, ТЧФЮ
35. ЧФТИ, ЧФТЭ, ЧФТА, ЧФТО, ЧФТУ, ЧФТЫ, ЧФТЕ, ЧФТЯ, ЧФТЁ, ЧФТЮ
36. ЧТФИ, ЧТФЭ, ЧТФА, ЧТФО, ЧТФУ, ЧТФЫ, ЧТФЕ, ЧТФЯ, ЧТФЁ, ЧТФЮ

Если вы думаете, что этим упражнением над вами издеваются – вы думаете правильно. Но если вы думаете, что только в этом и заключается смысл этого упражнения – вы заблуждаетесь. Оно по-настоящему и очень эффективно. ЧТФЁ, ЧТФЮ.

Желательно делать его каждый день месяца два подряд.

Дикция, часть вторая.

Отчётливо и ясно произносим вслух всё то безобразие, что напечатано ниже.

и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а

а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у

пи, пэ, па, по, пу, пы
би, бэ, ба, бо, бу, бы
пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

ки, кэ, ка, ко, ку, кы
ик, эк, ак, ок, ук, ык
ги, гэ, га, го, гу, гы
иг, эг, аг, ог, уг, ыг

ти, тэ, та, то, ту, ты
ит,эт, ат, от, ут, ыт
ди, дэ, да, до, ду, ды
ид, эд, ад, од, уд, ыд

фи, фэ, фа, фо, фу, фы
ви, вэ, ва, во, ву, вы
фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

ри, рэ, ра, ро, ру, ры
ир, эр, ар, ор, ур, ыр
трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ил, эл, ал, ол, ул, ыл
ли, ле, ля, лё, лю, лы
лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

три, тре, тря, трё, трю, тры
дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
дли, длэ, дла, дло, длу, длы
тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

си, сэ, са, со, су, сы
зи, зэ, за, зо, зу, зы
сти, стэ, ста, сто, сту, сты
зди, здэ, зда, здо, зду, зды

си, се, ся, сё, сю, сы
зи, зе, зя, зё, зю, зи
сти, сте, стя, стё, стю, сты
зди, зде, здя, здё, здю, зды

ши, ше, ша, шо, шу
лши, лше, лша, лшо, лшу
лжи, лже, лжа, лжо, лжу

хи, хэ, ха, хо, ху, хы
их, эх, ах, ох, ух, ых
хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

уи, уэ, уа, уо, уу, уы
иу, эу, ау, оу, ыу
чи, че, ча, чо, чу
ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Дикция, часть третья.

Скороговорки. Можно произносить их с пробкой во рту, можно без. Хоть они и скороговорки, но читать их следует медленно, выговаривая каждый звук максимально чётко. Не забывайте открывать рот на гласных и обращать внимание на конечные слоги слов.

Скороговорки на отработку звуков б, п, в, ф, г, к, д, т, х:

Добыл бобов бобыль. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. Ткёт ткач ткани на платке Тани. Водовоз вёз воду из-под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. В один, Клим, клин колоти. Стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! У ёлки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. На меду медовик, а мне не до медовика. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Волховал волхв в хлеву с волхвами. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. У нас гость унёс трость. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. Рододендроны из дендрария даны родителями. К Габсбургам из Страсбурга. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. Хвалю халву.

Скороговорки на отработку звуков р, л, м, н:

Дробью по перепелам да по тетеревам. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщицу промолчал. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. Король – орёл. Курьера курьер обгоняет в карьер. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Гонец с галер сгорел. Идти на рать, так бердыш брать. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Во мраке раки шумят в драке. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. Город Нерль на Нерли-реке. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. А мне не до недомогания.

Скороговорки на отработку звуков с, з, ш, ж, ч, щ, ц:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. Но семеро в сани уселися сами. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Свиристель свиристит свирелью. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Четверть четверика гороха без червоточинки. Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом. Константин констатировал. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Яшма в замше замшела.

Не всем удаётся воспроизводить звуки плавно и чётко. Это указывает на проблемы c дикцией, что создаёт человеку определённые неудобства и дискомфорт в общении как в детском, так и во взрослом возрасте. Особенно этот вопрос актуален для людей, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Если у вас или ваших близких есть такая проблема, то не отчаивайтесь: все дефекты поддаются коррекции. Необходимо лишь регулярно применять комплекс упражнений, направленный на то, чтобы улучшить дикцию.

Для чего стоит исправить дикцию

Искусство красиво и чётко говорить требует тренировки

Дикцией называется отчётливое и ясное произношение слов и слогов. При этом должна присутствовать правильная артикуляция – активация речевых органов, которые позволяют воспроизводить звуки. Речь человека, страдающего нарушением дикции, становится невнятной и глухой. Это приводит к затруднениям при коммуникации, ведь окружающим сложно его понять. Причиной этого отклонения являются дефекты речевого аппарата, например, отсутствие способности открывать широко рот при разговоре или слабая подвижность нижней челюсти.

При наличии таких нарушений следует незамедлительно приступить к выполнению специальных комплексов упражнений. Если нарушением дикции страдает ребёнок, эти методики помогут ему улучшить успеваемость в школе, приобрести новых друзей и поднять самооценку. Взрослый также ощутит позитивные изменения. Начинайте заниматься и будьте уверены: чтобы заметить первые результаты, вам не придётся долго ждать.

Нормализация речи позволяет расширить круг общения и уверенно выступать перед публикой.

Как быстро улучшить речь

На сегодняшний день разработано достаточное количество простых способов, которые позволяют любому человеку самостоятельно улучшать качество речевой деятельности. Рассмотрим самые доступные и эффективные из них.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика направлена на тренировку артикуляционного аппарата, который включает в себя определённые группы мышц. Она состоит из нескольких упражнений.


Тренировка речевого аппарата - эффективнейший метод улучшения дикции

Эти упражнения должны выполняться в замедленном темпе.

Для начала разработаем мягкое нёбо. Выполняйте по порядку следующие действия:

  1. Зевайте, закрыв рот.
  2. Совершайте движения, напоминающие полоскание горла.
  3. Воспроизводите при зевании любые гласные звуки.
  4. Придайте языку форму лопатки, достаньте им до нёба, затем верните к основаниям зубов, повторите несколько раз.

Теперь нужно поработать над нижней челюстью. Здесь помогут два упражнения.

  1. Сядьте за стол, обопритесь локтями о столешницу. Рот немного приоткройте. С усилием направляйте челюсть книзу, при этом сожмите руки в кулаки и давите ими на челюсть снизу.
  2. Совершайте нижней челюстью круговые движения: вперёд и назад, вниз и вверх.

Затем приступайте к тренировке щёк:

  1. Имитируйте полоскание, надувайте щёки и втягивайте их.
  2. Наберите в рот воздух и перегоняйте его сначала между щеками, а потом к губам.
  3. Напрягите щёки, сожмите губы и выталкивайте изо рта воздух, стараясь преодолеть сопротивление.

Следующие упражнения разработаны для тренировки губ:

  1. Сомкните челюсти, напрягите губы и попытайтесь улыбнуться.
  2. Упражнение называется «хоботок – улыбка». Сложите губы в форме трубочки, вытяните их вперёд и посчитайте до 10, после чего вернитесь в начальную позицию.
  3. Сомкните зубные ряды и выполняйте движения губами по кругу, вниз и вверх, в стороны.
  4. Потяните верхнюю губу так, чтобы обнажить ряд зубов. Затем аналогичное упражнение выполните нижней.
  5. Приоткройте рот, притяните губы к зубам и улыбнитесь.

В завершение выполните комплекс упражнений для языка:

  1. Совершайте круговые действия, останавливаясь поочерёдно возле каждой из щёк.
  2. Разомните язык при помощи зубов.
  3. Поместите язык на нижнюю губу и подуйте на его кончик.
  4. Вытягивайте язык вперёд, сложите лопаткой и расположите его на губе. Удержите его в такой позиции 10 секунд.
  5. Постарайтесь дотянуться языком сначала до носа (насколько это возможно), затем до уровня подбородка.
  6. Скрутите язык и двигайте им вперёд и назад.
  7. Поворачивайте язык в одну и другую сторону.
  8. Поднимите конец языка, выдвиньте его вперёд, затем верните в полость рта.
  9. Край языка расположите возле нижних зубов, среднюю часть языка поднимите к нёбу и сформируйте дугу, дотрагиваясь до верхнего зубного ряда. Приоткрывайте немного рот, челюсть старайтесь держать неподвижной.
  10. Кончиком языка прикоснитесь к основанию верхних и нижних зубов, затем поочерёдно к обеим щекам.
  11. Поднесите край языка к верхней, затем к нижней губе, после этого к левому и правому уголку губ.

Видео: базовые упражнения артикуляционной гимнастики


Произношение отдельных звуков

Гласные звуки воспроизводятся возле зубных рядов, в области твёрдого нёба и гортани. Воспроизводить их правильно помогут следующие упражнения.

  1. Для нормализации воспроизведения звуков «И» и «Ы» медленно и чётко говорите слова ил, ива, пика, пир, кит, или, лист, цирк, тыл, сыр, сын, мыл, был, бык, дым, рыба.
    При воспроизведении гласной «и» рот открывается на размер толщины мизинца, язык находится в плоском состоянии, его кончик достаёт до нижнего зубного ряда, середина касается нёба, губы разведены в стороны. Звук «ы» выговаривается с незначительными изменениями. Для этого отодвиньте язык немного назад.
  2. Следующие слова дадут возможность избавиться от проблем с произношением «Э» и «Е»: эхо, экстра, этот, эпос, экстренный, эра, ел, ель, ехал, енот, Ева, Елена.
    Звук «Э» выговаривается в такой позиции: рот немного открывается, обнажаются края зубов. Язык находится возле передних зубов нижнего ряда, средняя его часть и основание поднимаются, затем соприкасаются с коренными зубами. Гласную «Е» следует выговаривать дольше и слегка напрягать речевой аппарат.
  3. Теперь поработайте над произношением «А» и «Я». Используйте слова акт, аист, атака, Анна, бал, мак, рак, яма, старт, яр, ягода, якорь, як, ясли, ярость, яд.
    При воспроизведении «А» рот нужно раскрыть так, чтобы между зубами поместились два пальца. Язык находится в расслабленном положении. Его конец не соприкасается с нижним зубным рядом. Произнося «Я», следует край языка выдвинуть вперёд.
  4. Далее перейдём к гласным «У» и «Ю». Они отрабатываются при помощи слов утро, ус, уголь, ум, зуб, узы, лук, суд, жук, узкий, юла, Юра, юноша, юг, Юля, юнга, юмор, юродивый.
    Выговаривая «У», округлите губы и вытягивайте их вперёд. Расстояние между зубными рядами должно равняться толщине большого пальца. Язык оттяните назад, опустите его основание. При воспроизведении «Ю» среднюю часть языка поднимите немного выше
  5. Приступаем к гласным звукам «О» и «Ё». Произносите слова ось, окна, осы, озеро, обруч, ослик, ёжик, ёлка, ёмкость, ёкать, ёрзать.
    Выговаривая «О», вытяните вперёд губы и придайте им округлую форму. Отодвиньте назад язык, поднимите его спинку. Он не должен касаться зубов. Гласная «Ё» воспроизводится более длительно и напряжённо.


Упражнения на произношение лучше всего делать перед зеркалом: так вы более точно сможете контролировать правильность их выполнения

На следующем этапе можно переходить к тренировке согласных звуков. Сначала чётко произносим каждый их этих звуков. Далее объединяем их с гласными в определённом порядке. Пошаговая методика выглядит таким образом:

  1. Начнём с «П–Б». Произносите слова: пар, поп, папа, капель, дуб, бак, голубь, боб, кобура, белый.
    Затем переходите к сочетаниям пар-бар, полк-болт, пас-бас, пел-бел, спать-спят, бур-бюро, был-бил.
  2. Для звуков Ф–В необходимо произносить следующие слова: факт, фыркать, фунт, кофта, вперёд, жираф, верный, Валя, свет, видный, выбить.
    Сочетания: Иван-Селифан, вода-фаза, Вика-фикус, вот-рвёт, вилка-Филька, Фомка-Фёкла, фирма-фыркнуть.
  3. Для звуков «Т–Д»: там, танк, тонна, тут, тот, тётя, тесно, дама, идти, два, броды, дятел, дым, день.
    Сочетания: там-дам, ток-док, том-дом, твой-двойка, трава-дрова, тело-дело, тень-день, торт-тёрка, дар-дядя.
  4. Для тренировки звуков «С–З»: сын, суд, сесть, силы, рассада, уксус, воз, зимний, заноза, воззвание, козлик.
    Сочетания: сам-зам, суп-зуб, сало-зала, косы-козы, сорный-зори, сыр-сир, внесу-внизу, сессия-сел, синий-Зина.
  5. Для звуков «Ш–Ж»: шар, шустрый, шаль, пушка, сушёный, душ, жесть, жаль, жук, жёлудь, лужа, жажда, ружьё.
    Сочетания: ваш-важный, шар-жар, шутка-жутко, жить-шить, ширь-жир.
  6. Для звуков «К–Х, Г»: куда, как, куст, кирка, ток, крот, газ, бегун, горе, гиря, хуже, гетто, холка, хор, пастух, трахея.
    Сочетания: качели-газели, кость-гость, кол-гол, код-год, клуб-глуп, кнут-гнут, Кеша-Гоша.
  7. Для звука «Щ»: вещь, щука, щавель, счастье, щётка, пищит, плащ.
    Сочетания: щипцы-клещи, рыщут-пища, щи-ищи, тётка-щётка.
  8. Для звука «Ч»: чуткий, час, частый, речь, пчёлка, чары, отчество.
    Сочетания ветер-вечер, тем-чем, тесно-честно, чутко-шубка, тётка-чётко.
  9. Для звука «Ц»: целый, цапля, цирк, царь, купаться, цветы, блюдце.
    Сочетания: цок-сок, цвет-свет, цель-сел, улица-лиса.
  10. Для звуков «М», «Н», «Л», «Й», «Р»: мама, мак, мятый, лампа, нос, милый, мятный, наш, низ, луна, Оля, лейка, рана, боль, риск, ель, говор, майка, вьюн.
    Сочетания: мал-мял, знаком-знакомь, мыло-мило, ныть-нить, нана-няня, лак-ляг, рад-ряд, лук-люк, брак-бояк, рак-лак, пожар-пожарь, рука-лука.

Видео: отработка произнесения звукосочетаний

Скороговорки для чёткости произнесения слов и фраз

Это небольшие фразы, с определённым сочетанием звуков, которое затрудняет быстрое произношение. Они помогают отрабатывать отдельные слоги. Главное правило тренировки - не пытайтесь сразу выговорить фразу в быстром темпе. Сначала повторяйте её медленно. После того как станете выговаривать чётко, ускоряйте темп.


Овладеть искусством быстро проговаривать скороговорки непросто, но результат вас точно порадует

Занимайтесь ежедневно, и через несколько недель вы заметите результат. Не обязательно использовать большое количество скороговорок, достаточно будет пяти – десяти фраз.

Начинайте с простых скороговорок и по мере их освоения переходите к сложным фразам.

Вот примеры хороших скороговорок:

  • «Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп».
  • «Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке».
  • «Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон».
  • «Уж бежал кривой дорожкой, ни одной не топнул ножкой, он бы топнул да не мог, потому что был без ног».
  • «Два корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали».

Видео: ведущая новостей проговаривает скороговорки

Правильная осанка и сильное дыхание


Правильная осанка и дыхание - залог полнозвучной и чёткой речи

Улучшать осанку проще всего с помощью старинного упражнения «книга на голове». Поместите на голову книгу и начинайте медленно ходить по комнате. Затем включите в упражнение приседания и движения руками. Такой комплекс поможет вам научиться удерживать необходимый для монологичной речи темп дыхания.

Речевое дыхание действительно сильно зависит от осанки.

Развитие дыхания позволит произносить длинную речь и не прерываться на паузы в неподходящих местах. Это нужно для того, чтобы слушатели вас правильно поняли. Начнём с тренировки выдоха:

  1. Поставьте ноги на ширину плеч, руки поместите на пояс.
  2. Сожмите плотно губы, оставив небольшое отверстие.
  3. Медленно выдохните, воздух должен выходить с сопротивлением.
  4. Во время упражнения читайте любое четверостишие.

Если физическое состояние позволяет, вы можете добавить к дыхательной гимнастике элементы физической нагрузки, например, приседания, ходьбу или даже лёгкий бег.

Переходим к тренировке вдоха:

  1. Сделайте наклон вперёд, спину держите параллельно полу. Выполните вдох. Затем примите исходную позицию. В медленном темпе выдыхайте и одновременно произносите «гим-м-м».
  2. Примите исходную позицию. Закройте рот, вдыхайте воздух через нос, расширяя ноздри. Во время выхода воздуха похлопывайте пальцами по ним.
  3. Примите лежачее положение. Одну руку поместите на живот, вторую – на низ грудной клетки. Глубоко вдохните носом. Поднимайте живот, грудная клетка должна расшириться. Затем медленно выдохните. Повторите несколько раз.
  4. Примите положение стоя, поместите руку на грудь, другую расположите возле рта. При дохе и выдохе произносите гласные звуки. Если у вас появилось ощущение зевка, вы успешно справляетесь с упражнением.
  5. Далее, выполняйте то же самое упражнение, но теперь продлите выдох и вдох, совершив лёгкий толчок диафрагмой.

Что ещё улучшает дикцию

Добиться желаемого результата поможет правильная интонация. Читайте любой текст с выражением, и вы заметите положительные изменения и в тембре голоса, и в произношении, и в темпе. Можно воспользоваться актёрскими методами тренировки дикции. Положите в рот пробку, грецкие орехи или карандаш и прочитайте несколько скороговорок или любой текст, который вам понравится. Слова нужно произносить в медленном темпе, хорошо проговаривая каждую букву.


Чтение вслух с выражением поможет вам научиться правильному смысловому интонированию

Ещё один отличный метод основан на необходимости слышать себя со стороны. Запишите собственный голос на диктофон и затем прослушайте запись. Так вы сразу обнаружите допущенные в речи ошибки. Сделайте повторную запись, но теперь постарайтесь исправить изъяны. Можно прочесть стихотворение или любой художественный текст. Повторяйте до тех пор, пока не добьётесь идеального результата.

Описанные в статье упражнения для улучшения дикции не требуют никакой специальной подготовки. Их могут выполнять как взрослые, так и дети. При ответственном подходе к тренировкам вы уже через пару недель заметите прогресс.

Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.

Что такое дикция и зачем ее нужно развивать

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Над ней непременно стоит работать, так как это благоприятным образом сказывается на том, как нас воспринимают окружающие люди.Стоит заметить, что это крайне редкое качество – дикция, четкая от природы. Однако это не значит, что мы не можем улучшить собственное произношение – это возможно, как в детские годы, так и во взрослые. Конечно, второй вариант предполагает более кропотливый подход. Взрослый человек на протяжении многих лет привыкает говорить определенным образом, поэтому изменить это не слишком просто. Зато впоследствии результаты, непременно, себя оправдают.

Упражнения для развития дикции

Как правило, для того, чтобы развить дикцию, применяют определенные упражнения: скороговорки, тренировка дыхания и так далее.Упражнения с пробкой, орехами или конфетами во рту Это упражнение весьма полезно перед произношением скороговорок. Итак, разминаем язык и губы! Для того передними зубами стоит зажать конфету, орех, пробку или карандаш. Заметьте, что ваш язык не должен соприкасаться с выбранным предметом. Обнажите зубы, немного приоткрыв рот. Теперь, зажимая зубами, например, орех, начинайте произношение согласных звуков, впоследствии прибавляйте к ним гласные, таким образом, формируя слоги. После этого можно приступить к произношению слов и полных фраз.Повторение скороговорок Без скороговорок довольно сложно развить красивую речь. Попробуйте взять на вооружение сразу несколько скороговорок, впоследствии обратив внимание на то, какие из них даются вам тяжелее. Сконцентрируйте внимание на «проблемных» звуках, уделяя им больше времени. Не забывайте о регулярности занятий, дабы у речевого аппарата была возможность привыкнуть к верному произношению.Представляем вашему вниманию несколько весьма полезных скороговорок: «Гроза грозна, грозна гроза», «Дед стал стар», «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой», «У села ли села лиса, у опушки ли леса», «Колотил Клим в один блин клин».

Постановка красивой речи самостоятельно

Конечно же, если вы хотите, чтобы ваша речь отличалась красотой и грамотностью, важно как можно больше читать, тем самым пополняя свой словарный запас. Лучше отдавать предпочтение классике и научной литературе.Чтение. Читайте вслух, но при этом следите, чтобы ваш голос не звучал монотонно. Представьте, что вы читаете кому-то, и хотите, чтобы человек слушал с интересом. Конечно же, в этом случае важно менять интонацию, скорость чтения, а также громкость. Обратите внимание, что иногда могут быть необходимы паузы – например, перед началом диалога или при выделении особо важных моментов. Также важно, дабы паузы были к месту, и рекомендуется не затягивать их. Голос. Наверно, вы и по себе замечали, что лучше воспринимается уверенная и спокойная речь. Учитесь контролировать свои эмоции, чтобы ваш голос звучал четко, уверенно и убедительно.Пересказ. Важно «зафиксировать» то, что вы прочли или посмотрели. Например, ознакомившись с каким либо произведением или художественным фильмом, перескажите его. Конечно, желательно это делать с использованием диктофона. Впоследствии вы можете прослушать запись и выявите все свои недочеты. Также периодически пересказывайте усвоенный материал друзьям или родственникам, следя за тем, как воспринимается рассказ – человек явно скучает, пытается сменить тему или слушает с неподдельным интересом?Обогащайте запас слов. Старайтесь регулярно добавлять в свою речь новые слова. Если вам попадается какое-то неизвестное слово, непременно запомните его, посмотрите значение. Многие люди предпочитают вставлять в разговор «умные» слова, не до конца понимая, что они значат – не допускайте подобной оплошности.Интересуйтесь новой информацией. Иногда в разговоре вполне уместно и органично звучат факты из истории и современной культуры, и было бы замечательно, если бы вы имели представление хотя бы о некоторых из них. Для этого периодически стоит просматривать новости и интересоваться известными и просто занимательными историческими фактами.Ударения. У некоторых людей имеется досадная проблема – они грамотно пишут, но не могут похвастаться идеальной речью, и все это из-за неверной расстановки ударений. Если вы не уверены, как произноситься какое-либо слово, то не применяйте его, пока не сможете заглянуть в словарь и выяснить нужную информацию.Выразительность. Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, звучало выразительно – недопустимо бормотать себе под нос или выдавать все на одном дыхании. Чтобы ваша речь звучала с нужной интонацией, периодически читайте с выражением.Гибкость. Научитесь «чувствовать» своего собеседника. Например, вы видите, что человек расстроен и без интереса слушает ваши рассказы – вероятно, он сам хочет выговориться, его что-то волнует. Подберите нужные слова, которые помогут ему раскрыться.Лаконичность. Лаконичность – это именно то, что не хватает многим людям при озвучивании какой-либо информации. Чаще всего это раздражает собеседников, особенно при телефонном разговоре или же в момент, когда человек занят каким-то делом. Если вы хотите донести до кого-то что-то действительно важное, следует научиться говорить по делу, не делая длинных вступлений и не отклоняясь от темы.

Что такое артикуляция

Четкая артикуляция оратора дает возможность слушателям правильно понимать его. Если артикуляция нарушена, а это может быть вызвано физиологическими особенностями, то в некоторых случаях это может мешать полноценному общению. Тем не менее, тренировка мышц губ и языка могут улучшить положение.

Органы артикуляции

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

Упражнения для развития артикуляции

    1) Сначала необходимо разработать кончик языка. Представьте свой язык молоточком, которым вы бьете по зубам. При этом нужно повторять: «да-да-да-да». Потом аналогичным образом переходите к буквам «Д» и «Т».2) Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: «Фу». Желая укрепить мышцы гортани, вместо «Фу», говорите «Г» либо «К».3) Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к чтению вслух какого-нибудь рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если вы будет регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Обратите внимание, что вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.4) Активируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите «П» и «Б» (быстро, одну за другой).5) Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.6) Постарайтесь научиться произносить гласные буквы на одном потоке, чередуя их с четким произношением согласных. Возьмите книгу и прочтите какое-либо предложение. Теперь повторите его, игнорируя согласные. гласные при этом немного как бы тяните. После этого в плавный поток гласных вставляйте четкие согласные.7) Этот прием также работает на улучшение дикции. Произносите любые слова, выделяя их окончания – они должны звучать четко и резко. С помощью этого упражнения ваша речь обреете больше выразительности.8) Возьмите на вооружение несколько скороговорок, которые будут несхожи между собой. Это поможет вам развить артикуляцию. Начинайте произносить скороговорки неспешно, но понемногу темп должен нарастать. Важно, чтобы ваши фразы звучали не только внятно, но и выразительно.9) В ваших силах улучшить то, как звучат произносимые вами звуки. Задействуйте звуки, которые в вашем случае являются «проблемными». Теперь громко произносите слова, которые включают в себя эти звуки. Для этой цели можно использовать словарь. Чем чаще вы будете прорабатывать этот звук, тем быстрее научитесь произносить его без каких-либо затруднений.

Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в "речевую кашу". В противном случае логопеду предстоит немало потрудиться, чтобы сделать речь дошколенка грамотной, внятной и красивой.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь - элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции

Главная трудность при произношении слов - необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

«Рупор» - необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» - максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» - необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» - максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

- необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

«Лопатка» - открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» - надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» - необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» - максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» - дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» - высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» - открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» - необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

3. Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги » - сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» - одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка» - тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

«Ферма» - это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

«Отгадай кто» - играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

«Пантомима» - это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

«Полицейский» - для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе - сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

«Рычащий лев» - игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка - это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.

Враги красивой речи

Речь - это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

Дарина Катаева

Во время разговора вы часто сглатываете слова, говорите невнятно, тихо, и окружающие не могут понять вашу речь? Тогда вам пора начать работу по улучшению дикции. Каким бы интересным и важным не было ваше сообщение, оно окажется бесполезным, если ваши слова можно разобрать с большим трудом. Как же улучшить дикцию и сделать свою речь внятной и понятной?

Дикция: что это?

Дикция – это общее понятие, которое означает отчетливость и качество произношения, уровень ясности. Дикция по отношению к орфоэпии сравнима с почерком по отношению к орфографии. Как написанное письмо не воспринимается, так и невнятная речь расценивается слушателями как иностранные слова. Некоторые люди с нарушенной дикцией даже становятся предметом насмешек и язвительных высказываний. В словообразовании участвуют все органы речевого аппарата, одни отвечают за тембр голоса, другие – за артикуляцию, высоту, темп или звучность. Но все они вместе отвечают за дикцию человека.

Дикция требует:

Знания постановки звуков и словообразования.
Правильного использования органов речи.

Почему речь бывает невнятная?

Некоторые люди настолько хорошо владеют речью, что создается впечатление, будто они прирожденные ораторы. Почему же другие говорят так невнятно и непонятно?

Не спешите.

Сохраняйте уравновешенность. Говорить слишком медленно тоже не стоит, говорите в ровном темпе, будто вы никуда не спешите. Со временем вы увеличите скорость произношения. Особенно следите за темпом во время . Желание скорее закончить свою речь способствует нарушению дикции. Делайте паузы, это даже привлечет внимание слушателей и окрасит вашу речь.

Правильно дышите.

При произношении слов мы даже не задумываемся, что происходит в нашем речевом аппарате. Красота речи базируется на автоматизации и закреплении постановки звуков. Обратите внимание на певцов и актеров, они тщательно следят за дыханием. Есть даже специальные упражнения, посвященные правильности дыхания. С целью повышения ясности речи учитесь дышать диафрагмой. Для этого поставьте себе одну руку на живот, другую – на грудь. Когда делаете вдох, поднимается рука на животе, другая остается неподвижной. Делаете выдох, руки меняются. Поначалу придется контролировать дыхание, затем это у вас войдет в привычку.

Изучите правила постановки и образования звуков.

Чтобы правильно говорить, вам стоит понять, как образуются звуки речи. Зная участие и роль органов артикуляции в звукообразовании, вы поймете, на что стоит делать акцент и в чем у вас недостатки. Думайте, что вы планируете сказать, такие паузы помогут вам сосредоточиться и сделать необходимых вдох для дальнейшей ясности речи.

Практикуйтесь.

Лучший способ научиться красиво и ясно говорить – регулярно выступать перед аудиторией. Поначалу вам будет сложно контролировать речь, вас постоянно будет беспокоить сильное волнение и переживания. Однако со временем вы привыкнете к таким выступлениям и даже сможете варьировать голосом для оказания психологического влияния на слушающих вас людей. Анализируйте свою речь и постоянно тренируйтесь. Выступление не будет впечатляющим, если к нему недостаточно подготовиться.

Учите скороговорки и повторяйте периодически сложные слова.

Скороговорки – прекрасный способ научиться четко и ясно высказывать мысли даже сложными и запутанными словами. Большинство актеров разогревает голосовые связки и артикуляционный аппарат перед выступлением именно скороговорками. Начинайте их произносить медленно, пока не заучите, затем тренируйтесь говорить быстрее. Однако важно говорить скороговорки и сложные слова правильно, поэтому не увеличивайте темп, если вы делаете ошибки.

Если какое-то слово для вас представляет особую трудность, обязательно проговаривайте его дома перед зеркалом несколько раз. Делайте это до тех пор, пока правильное произношение сложного слова не дойдет у вас до автоматизма.

Не забывайте об интонации.

Даже если вы будете говорить четко, но монотонно, слушатели не воспримут слова в серьез, они постоянно будут отвлекаться и думать не о том, что вы говорите, а как вы это делаете. Ваша интонация покажет, на чем вы хотите сделать акцент и что донести до слушателей. Говорите уверенно, твердо, чтобы не создавалось впечатление, будто вы сомневаетесь в своих словах.

Тренируйте мышцы лица.

Четкость речи напрямую зависит от работы мышц челюсти. Чтобы их натренировать, проводите регулярно комплекс упражнений. Растягивайте мышцы, широко открывайте рот, делайте жевательные движения. Эти упражнения помогут вам расслабиться и в обычной речи не стискивать зубы, а говорить расслабленно и с широко открытым ртом.

Упражнения для развития дикции

Говорите с пробкой в зубах. Когда в речевом аппарате будет что-то, что мешает произносить слова в прежнем режиме, челюсть начнет усиленно напрягаться и работать.
Проводите обычную артикуляционную гимнастику. Активные упражнения языком, ртом, зубами и всей челюстью помогут в развитии и самостоятельном улучшении дикции.
Читайте прозу или стихи под музыку без слов. Это позволит вам говорить плавно, мелодично и без лишних запинок.
Заучивайте не просто скороговорки, а целые стихи со сложными и запутанными выражениями.
Проговаривайте сложные сочетания: лря-чра-лру-брю-прэ и другие слоги, которые тяжело сказать. Их использование и регулярное произношение станет для вас отличной подготовкой.

31 марта 2014
Loading...Loading...