Психические процессы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.4
1. 1. Общее понятие об ощущениях 6
1. 2. Восприятие 7
1. 3. Процесс мышления 8
1. 4. Воображение 9
1. 5. Понятие памяти и ее классификация 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического ко¬дирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечива¬ющая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика - сигнальное отражение действитель¬ности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психика человека приобретает особую форму - форму сознания, порождае¬мую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпы¬вает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основные явления психики - психические процессы формирования идеаль¬ных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психические явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и и психические свойства личности.
Подробнее мы рассмотрим познавательные психические процессы, которые являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

1. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.
Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познава-тельные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процес¬сах. Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психоло¬гия, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональ¬ные, но и интеллектуальные моменты,- так же как интеллектуаль¬ный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллек-туального.
Таким образом, когда мы анализируем последовательно интел-лектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процес¬сы, речь идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактери¬зован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому преобла¬дающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом.
Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от эле¬ментарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятель¬ности - практической трудовой деятельности, разрешающей опреде¬ленную производственную задачу, деятельности изобретателя, рацио¬нализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности.
Смысл традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психические процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления, зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей организма, духа, личности. Принципиальными предпосылками - осознанными или неосознанными - такой функциональной психологии являются биологизаторские представления о том, что все психические функ¬ции являются продуктом имманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которым различные, все более высокие проявления психики являются результатом саморазвития духа. В действительности протекание психических процессов и их специфические особенности зависят от конкретных материальных условий, в которых они протекают. Поэтому подлинное преодоление основных пороков функциональной психологии достигается не ого¬ворками о таком или ином понимании функций, неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не является функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишь включением в план психологического исследования деятельности, в которой реально формируется психика и специфи¬ческие особенности различных психических функций и процессов.

1. 1. Общее понятие об ощущениях
Ощущение - психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и хи¬мических) свойств действительности. Ощущение - чув¬ствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базирует¬ся на ощущениях.
Ощущение является элементарным, но базовым психи¬ческим процессом. Это не пассивный отпечаток физиче¬ских свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром.
Психические процессы - это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом чело¬вечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементар¬но обобщаем эти свойства.
В ощущениях отражаются не только специфические свой¬ства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжи¬тельность и пространственная локализация. Образы ощу¬щений объективизируются.
Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны меж¬ду собой и различные свойства действительности. Ощущение - это канал чувственной связи организма с действительностью.
Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе ин¬формации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функциониро¬вания специализированных нейрофизиологичес-
ких механизмов - анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Инфор¬мация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus - чув¬ство), а процесс ее приема и первичной переработки - сенсорной деятельностью.

1. 2. Восприятие
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характер¬ных признаков.
Восприятие - непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.
Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его со¬ответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.
Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мыш¬лением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.
Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процес¬сы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые - струк¬турно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдви¬гается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.
Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия - образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.
Процесс восприятия - перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигатель¬ные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхно¬сти предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
1. 3. Процесс мышления
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в на¬шем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распоз¬нает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодей¬ствие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному - заглядывать не только в про¬шлое, но и в далекое будущее.
Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие пред¬ставления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных про¬блемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.
Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существен¬ных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкрет¬ных ситуациях.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантиче¬ское (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.
Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объ¬ективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной катего¬рии. Понять что-либо - значит включить новое в систему имеющихся связей.
1. 4. Воображение
Воображение - образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.
Воображение - специфически человеческое проявление психической актив¬ности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, то есть формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережа¬ющее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (про¬ецируется) в будущее.
Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение - способность человека реконструировать действитель¬ность, генерировать аутообразы - создавать образы от себя.
Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, твор¬ческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегра-тивной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, раци¬ональная и мнемическая сферы психики человека.
Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможной абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действи¬тельность требует свободного отношения сознания к элементам действитель¬ности.
Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ори¬ентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконстру¬ировать картины далекого прошлого.
Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этиче¬ские ситуации - основа его нравственного поведения.
Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обес¬печивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отра¬жения действительности.

1. 5. Понятие памяти и ее классификация
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал C. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая-с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Классификация видов памяти по характеру психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.
Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Психические процессы выражаются в специфическом содержании: функция чувствительности – в ощущениях, процессы памяти - в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах – образы восприятия, представления и т. п.,- составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1987.
2. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы.- М. Просвещение, 1980.
3. Немов Р. С. Общая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
4. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 томах. Т.1. –М.: Педагогика, 1989.
7. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.- М.: Просвещение. 1982.

Современная психология считает, что психические процессы тесно связаны между собой и представляют единый комплекс, который называется "психика". К примеру, запоминание невозможно без восприятия, а - без мышления. Давайте более детально рассмотрим особенности психических процессов.

Психические познавательные процессы
  1. Ощущение . Отражает состояние внешней среды, которое воздействует посредством раздражителей на наши органы чувств. В головной мозг поступают нервные импульсы, в результате чего и формируются данный познавательный процесс.
  2. Мышление . Представляет собой процесс переработки информации в потоке течения мыслей, ощущений и образов. Оно может происходить в разных формах и в разном качестве. Стоит отметить, что бредовые мысли - это тоже продукт мышления.
  3. Речь . Предоставляет возможность общаться при помощи слов, звуков и других элементов языка. Она также может иметь разный характер и качество.
  4. Память . Способность воспринимать и сохранять только необходимую информацию. Наша память формируется постепенно. С развитием речи, человек может фиксировать вещи, которые он запомнил, поэтому процессы памяти тесно связаны с восприятием и речью.
  5. Восприятие . Формирование образов и явлений окружающего мира. Ситуация создается в голове человека на основе его знаний, настроения, фантазий, ожиданий и т.д. Каждая личность воспринимает информацию на основе собственного опыта, а потому так часто возникают споры.
  6. Сознание . Контроль над психическими процессами. Это внутренний мир человека, который дает возможность замечать внутренние желания, телесные ощущения, импульсы и т.д. Подсознание и бессознательное нельзя контролировать.
  7. Внимание . Система отбора информации, позволяющая воспринимать только значимую для нас информацию. Она помогает реагировать лишь на интересные или важные для нас вещи.
  8. Воображение . Погружение в свой внутренний мир и формирование соответствующих картинок. Этот процесс играет очень важную роль в творчестве и моделировании. Воображение строит образы на основе уже имеющихся представлений.

Психические эмоциональные процессы

  1. Эмоции . Быстрые и короткие элементы чувств. Эмоции и чувства употребляются в качестве синонимов. Эмоциональные состояния - это выразительные движения, которые позволяют передать то или иное отношение.
  2. Мотивация . Формирование внутреннего намерения, побуждения к действиям. Воля заставляет человека работать через преодоление, а мотивация - через внутреннее побуждение. Необходимо грамотно сочетать волю и .
  3. Проактивность . Человек не реагирует на внешнее воздействие, а сам оказывается его создателем. Он выбирает свои действия сам и запускает их. Таким образом, индивид опережает воздействие на себя и формирует у окружающих необходимые реакции.
  4. Воля . Способность человека помнить свои планы и сохранять силы для их выполнения, несмотря на трудности, отвлечения и помехи.

Нарушение психических процессов

Отклонение от нормы выражается в виде нарушения какого-либо из психических процессов. Очень часто нарушение одной функции влечет за собой изменения других. Причина патологии может быть вызвана каким-либо заболеванием. Довольно часто нарушение основных психических процессов происходит при таких заболеваниях, как:

Врач составляет клиническую картину, на основе которой назначает лечение. Этим занимаются психиатры и неврологи.

Ученые считают, что психика тесно связана с процессами макрокосмоса, поэтому на нее могут влиять различные факторы: погодные условия, вспышки в солнечной системе и т.д. Помните, что при желании человек вправе и в состоянии контролировать свои психические процессы.

Текущий контроль по темам 41 группа

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологии

1) +Гиппократ

2) И.П. Павлов

3) Леонгард

4) Э. Кречмер

2 Кроме человека, воображением наделены следующие животные:

1) обезьяны и дельфины

2) +никто, кроме человека

3) дельфины

3. Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью - это такая форма воображения, как...

2) +фантазия

3) галлюцинация

4) типизация

4.К формам мышления относится:

1) воображение, представление, фантазия

2) конвергенция и дивергенция

3) синтез, анализ, сравнение

4) +понятие, суждение, умозаключение

5. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей - это...

1) +интеллект

2) внутренняя речь

4) мышление

Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические - это разновидности...

1) +чувств

2) аффектов

4) аффектов

Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств - это

1) +аффект

2) страсть

3) чувство

4) настроение

8.Неспецифическая реакция организма на любое требование среды вызывает состояние…

1) Депрессии

2) Вдохновения

3) Фрустрации

4) +Стресса

9 Один из самых простых способов понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя - это:

а) идентификация;

б) эмпатия;

в) рефлексия.

г) сравнение

10. Определенное эмоциональное состояние массы людей, являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации, это:

а) стресс;

б) фрустрация;

В) паника.

11. Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами, называется:

а) карьеризм;

б) альтруизм;

в) эгоизм.

12. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

а) идентификацией;

б) эмпатией;

в) рефлексией;

г) экстраверсией.

13.(- выберите один вариант ответа) Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, - …

1) психоанализ

2) гуманистическая психология

3) психология сознания

4) бихевиоризм +

14.(- выберите один вариант ответа)
Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом

1) гуманистическая психология

2) глубинная психология (психоанализ) +

3) ассоциативная психология

4) когнитивная психология

В.Вунд является первым кто создал

1) психокоррекционный центр

2) концепцию бессознательного

3)психологическую лабораторию +

4) теорию рефлекса

Что является предметом психологии как науки?

1) сознание

2) поведение

3) +психика

17.К психическим свойствам личности относятся:

1) мышление и сознание

2) +темперамент и способности

3) желания и потребности

4) эмоции и воля

18.Основными функциями психики являются:

1)отражение и защита организма

2) +отражение и регуляция поведения и деятельности

3) защита организма и представление

4) регуляция поведения и прогнозирование

19.Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…

1) +практическая психология

2) общая психология

3) социальная психология

4) поведенческий подход

20. К свойствам ощущений не относится:

1) +целостность

2)сенсибилизация

3) контрастность

4) адаптация

21 Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

1) представление

2) когнитивный диссонанс

3) ощущение

4) +восприятие

22.Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…

1) перцептивным

2) +произвольным

3) рассеянным

4) непроизвольным

23. Норма объема внимания для человека составляет:

1) +5-9 объектов

2) 3-5 объектов, воспринятых одновременно

3) 9-11 объектов

4) 5-7 объектов

24. (- выберите один вариант ответа)

Основной задачей психологии является

1) коррекция социальных норм поведения

2) изучение законов психической деятельности +

3) разработка проблем истории психологии

4) совершенствование методов исследования

25. (- выберите один вариант ответа)

К психическим процессам относится

1) темперамент

2) характер

3) ощущение +

4) способности

26. (- выберите один вариант ответа) Одним из принципов отечественной психологии является принцип

1) учёта возрастных особенностей человека

2) единства мышления и интуиции

3) единства сознания и деятельности +

4) научения

27.Способы, посредством которых изучается предмет науки, называется
1)процессами
2)целями
3)методами +

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психические процессы присущи каждому человеку. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. психический сенсомоторный человеческий

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Мы можем воздействовать на большинство психических процессов, например, тренировать внимание и память. Но такие тренировки нелегки и требуют сознательных волевых усилий. Гораздо легче организовывать свою жизнь, опираясь на знания об устройстве наших психических процессов. Например, владея информацией о свойствах памяти можно сократить время, затрачиваемое на усвоение нового материала и повысить эффективность запоминания.

1. Психические процессы

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования, это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность.

Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы, выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Психические процессы, могут найти себе выражение в специфическом содержании: функция чувствительности - в ощущениях, процессы памяти - в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах, - образы восприятия, представления и т.п. - составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются в единстве с их специфическим содержанием.

Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности - практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

2. Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - входят, как составная часть в любую человеческую деятельность и выступают как важнейшие её компоненты, обеспечивают ту или иную ее эффективность. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

2.1 Ощущение

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Благодаря своей отражательной сущности ощущения являются для человека источником познания окружающего его внешнего мира. Ощущение -- продукт деятельности мыслящего мозга. У человека ощущения, как и все другие психические процессы, есть «функция мозга», они возникают как продукт деятельности головного мозга, вызываемой воздействием материи на органы чувств. Наши ощущения вторичны по отношению к материи, они являются всего лишь внутренними, субъективными образами вещей и явлений внешнего мира.

Классификация ощущений

Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях -- проприорецептивные ощущения (от лат. ”-- собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

2.2 Восприятие

Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие -- одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие -- нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

2.3 Мышление

Мышление -- высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы -- соответственно -- психологии и физиологии.

Мышление - это есть целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-образное. Выделяют также: теоретическое и практическое, логическое и интуитивное, продуктивное и непродуктивное мышление.

2.4 Внимание

Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же -- не имеет своего особого содержания.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

Свойства внимания.

Концентрация - удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём внимания - это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

Устойчивостью внимания называется удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.

Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.

Распределение - способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

2.5 Память

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Сущность процесса

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация

По времени хранении память подразделяют:

Мгновенная (0,1 - 0,5 с) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память - образа).

Кратковременная (до 20 с) - представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная (до нескольких дней) - хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная (неограничеоное) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Генетическая - информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная - сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная - память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая - удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах:

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

2.6 Воображение

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май -- воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания.

3. Эмоциональные психические процессы

Эмоциональный процесс в действительности никогда не сводится к "чистой", т.е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, - так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к "чистой", т.е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности.

Список литературы

1. Психологические процессы, Ощущение, Восприятие, Мышление, Внимание, Память, Воображение, Речь - [электронный ресурс]: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Психилогические процессы, § Психология - [электронный ресурс]: URL: http://www.glossary.ru

3. Психические процессы - [электронный ресурс]: А.Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов. URL: http://azps.ru/articles/proc/index.html

4. Психологические процессы в нашей жизни, - [электронный ресурс]: Психологический навигатор. URL: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=709

5. Ощущения - [электронный ресурс]: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущения

6. Общее понятие об ощущении, Внимание, Свойства внимания, Ощущение, Восприятие, Мышление - [электронный ресурс]: Психология от А до Я. URL: http://www.psyznaiyka.net

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие термина и основная структура психики человека. Главные психические процессы человека и их сущность. Психические состояния, возникаемые при различных стрессовых ситуациях и их воздействие на деятельность людей. Психические свойства человека.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Отражательно-регуляционная деятельность человека, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром. Психические процессы формирования идеальных образов и регуляции деятельности. Понятие о памяти, ощущениях, восприятии, мышлении, воображении.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Психические процессы как первичные регуляторы поведения человека. Теоретическое исследование познавательных процессов и особенностей формирования сознания человеческой психики. Соотношение сознания и бессознательного. Эмоциональные и волевые процессы.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Психические состояния депрессий и их проявления. Виды депрессивных расстройств, их психические проявления. Депрессивные расстройства невротического, циклотимного и психотического уровня. Психические проявления инволюционной депрессии (психические травмы).

    реферат , добавлен 20.06.2009

    Характеристика психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы теории эволюции Ч. Дарвина. Нейрофизиологические основы психики человека, соотношение психического и физиологического в науке психофизиологии.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2009

    Способность человека к накоплению, хранению и воспроизведению опыта. Классификация основных видов памяти. Быстрота запоминания, точность, длительность и готовность к воспроизведению. Мгновенная или иконическая память. Мнемотехнические "законы" памяти.

    презентация , добавлен 10.05.2015

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь как важнейшие компоненты любой деятельности. Ощущение и восприятие, их специфика и механизм проявления. Воображение и творчество, мышление и интеллект, их назначение.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Основные познавательные психические процессы, принимающие участие в построении образов окружающего мира. Определение ощущения, восприятия, памяти. Виды мышления, фазы мыслительного процесса. Формирование и развитие понятий. Язык и дискурсивное мышление.

    реферат , добавлен 16.03.2015

    Функциональная асимметрия полушарий. Связь функциональной асимметрии и психических процессов. Функции левого и правого полушария мозга, влияние на психические процессы. Контроль сложных психических процессов полушариями мозга. Формы двигательных актов.

Психика человека -- отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта

психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.

1. Общее понятие об ощущениях
Ощущение -- психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение -- чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.
Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом.

2. Восприятие
Восприятие -- непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

3. Процесс мышления
Мышление -- психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.

4. Воображение
Воображение -- образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.
Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение -- способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы -- создавать образы от себя.

5. Понятие памяти и ее классификация
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая--с употреблением логики, третья -- с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Классификация видов памяти по характеру психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.

Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

Loading...Loading...