Психические явления и их свойства. Психические явления — что это такое. Эмоции и чувства

Следует различать психические явления и механизмы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под Психическими Явлениями понимают разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

В психологию термин «явление» пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно воспринимаемое (т.е. — через ощущения). Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата. Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям.

Остальное, сокрытое, считается Психическими Механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.
Психические явления можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные психические явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния).

Субъективные психические явления доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю — речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести суждения, идеалы или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к этой сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться. Тем более, что человек, часто прячет свои .

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три класса:

  1. Психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),
  2. Психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),
  3. Психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Ниже каждый класс расшифровывается и сопровождается примерами

Психические процесс

это компонент целостной психической деятельности, имеющий свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Они имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные ( , и ) и регуляционные ( и ). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть «вход» и «выход», то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений — не всегда они являются тем, чем кажутся.
Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, . Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью «напрягать» память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример — . Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция — психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека — врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, удивлением, радостью — всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу — столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие — его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле «цементируется», — с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается «конфетка» — «цементирование» нашего поведения мы воспринимаем как «конфетку».

Психическое состояние

это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях сознания: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным спектром приема, поскольку органы чувств находятся в дремлющем режиме. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.
Один из самых важных параметров психического состояния — общий функциональный уровень психической активности . На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре категории:

  1. мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
  2. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
  3. волевые (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);
  4. состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как «раздражительная усталость» или «веселая настойчивость». Однако нельзя сказать «целеустремленная усталость» или «веселый стресс». Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.
Психическое свойство личности — это такое ее проявление (черта характера), которые позволяет дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу — предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как «обладающий памятью» или «похожий на ручеек».
Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще

После рассмотрения роли бихевиоризма в развитии психологии перед нами снова встает вопрос о том, что же изучает психологическая наука, каков ее предмет. Как вы помните, структурализм и функционализм были ориентированы на анализ внутренних особенностей человека, понимая психологию как науку о сознании. Однако представители бихевиоризма доказали необходимость изучения не только внутренних, но и внешних проявлений психики – поведения человека. Что же является предметом психологии в настоящее время? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разграничить два понятия – «психические явления» и «психологические факты». Начнем с первого. Психические явления представляют собой факты внутреннего, субъективного опыта человека. Всем нам хорошо знакомо выражение «внутренний мир человека», собственный, или, как сказали бы психологи, субъективный опыт. Они – на житейском уровне (уровне обыденного познания) – отражают тот спектр явлений, который научное познание относит к категории психических: наши ощущения, мысли, желания, чувства. Вот сейчас вы видите перед собой эту книгу, читаете текст параграфа, пытаетесь его понять. Содержание текста может вызвать у вас самые различные эмоции – от удивления до скуки, стремление продолжить чтение или желание закрыть учебник. Все, что мы перечислили, является элементами вашего собственного субъективного опыта, или психическими явлениями. Нам важно запомнить одно их основное свойство – психические явления непосредственно представлены субъекту. Разберемся, в чем оно проявляется. Когда вы успешно справляетесь с решением какой-либо задачи, достигаете своей цели, чувствуете радость, уверенность в своих силах, гордитесь полученными результатами, обдумываете возможности достижения новых, более сложных целей. Однако вы не только испытываете все это, но и знаете о своих чувствах, мыслях, стремлениях. Если бы вас спросили в тот момент, что вы чувствуете, вы стали бы описывать свои мысли и переживания. Представим иную ситуацию, мастерски описанную А.Н. Леонтьевым: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него… неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок».

Как видим, и в данном случае вы смогли бы понять свои чувства, причины их возникновения, но это было бы уже необходимо не для другого, а для себя самого. Подобное становится возможным благодаря способности человека к самосознанию, самопознанию. Именно на ее основе структуралисты и функционалисты решали два фундаментальных вопроса психологии – о ее предмете и методе. Однако их подход был преодолен дальнейшим развитием самой психологической науки. Вместе с тем, это не означает, что психология отказалась от изучения психических явлений. Она лишь перестала считаться наукой, которая занимается исключительно исследованием фактов внутреннего опыта субъекта, включив в свой предмет целый ряд других проявлений психики. В то же время сама категория «психические явления» используется и в современной психологии. Так как факты субъективного опыта человека включают в себя широкий круг явлений, то существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться одного из них, согласно которому психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют первичные регуляторы поведения человека. Они характеризуются определенными динамическими параметрами, означающими, что любой психический процесс имеет свое начало, течение и окончание. Психические процессы также могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы с восприятием и переработкой информации. К ним относят ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание. Вместе с тем, любые сведения, которые человек получает об окружающей действительности, о себе самом, не оставляют его равнодушным. Одни вызывают у него положительные эмоции, другие будут связаны с негативными переживаниями, а третьи вообще могут остаться незамеченными. Поскольку любая информация имеет определенную эмоциональную окраску, то наряду с познавательными психическими процессами принято выделять и эмоциональные психические процессы. К данной группе принадлежат такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроение, стресс. Их значимость подчеркивал в свое время еще З. Фрейд, утверждавший следующее: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя тревожат, и ты будешь от них в безопасности».

Далеко не все в нашей жизни удается без усилий и напряжения. Всем нам еще с детства хорошо знакома пословица: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Действительно, достижение многих жизненных целей требует преодоления разнообразных трудностей и препятствий, необходимости выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов. Поэтому неслучайно еще одной группой познавательных психических процессов стали волевые процессы.

Иногда в качестве самостоятельной выделяют еще одну разновидность познавательных психических процессов – неосознаваемые психические процессы, которые осуществляются без контроля со стороны сознания.

Все психические процессы тесно связаны друг с другом. На их основе формируются определенные психические состояния человека, характеризующие состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, могут благоприятно сказываться на деятельности или затруднять ее. К этой категории психических явлений мы относим такие состояния, как бодрость, уныние, страх, угнетенность. Они, как и психические процессы, характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Еще одну категории психических явлений составляют психические свойства личности. Они отличаются большей устойчивостью и большим постоянством, чем психические состояния. Психические свойства личности отражают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. К ним принадлежат направленность, темперамент, способности и характер.

Особенности развития психических процессов, преобладающие психические состояния и уровень развития психических свойств в совокупности составляют неповторимость человека, определяют его индивидуальность.

Однако, как мы уже отмечали, с развитием психологии в предмет ее исследования стали включаться и другие формы проявления психики – психологические факты. Это и факты поведения, и психосоматические явления, и продукты материальной и духовной культуры общества. Почему мы изучаем их? Потому что во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика человека проявляется, обнаруживает свои свойства. А это означает, что через них мы – опосредованно – можем исследовать саму психику.

Итак, мы можем зафиксировать выявленные нами различия между психическими явлениями и психологическим фактами. Психические явления представляют собой субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическим фактами понимается более широкий спектр проявлений психики, в том числе и их объективные формы – в виде поведенческих актов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений. Они используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, что является предметом психологии с позиций современной науки. Психология изучает психические явления и психологические факты. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в данном случае «и» не означает «или», а подчеркивает целостность и единство психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Однако это – не окончательный ответ на вопрос о предмете психологии. Мы обратимся к более детальному его рассмотрению при знакомстве с психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева.

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. 334 с.

2. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. 688 с.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Смысл, 1999. 588 с.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с.

Дополнительная литература

5. Дроздова Н.В. Генезис возрастной и педагогической социальной психологии: Методические рекомендации. Мн.: БГПУ, 2002. 34 с.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 576 с.

7. Кузьмин Е.С. Психологические воззрения в античную эпоху: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1984. 276 с.

8. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина и А.Н.Ждан. М., 1980. 420 с.

9. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Наука, 1972. 382 с.

Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой

Познавательные -ощущение, восприятие, мышление, воображение, память

Эмоциональные

Психические состояния Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов) , его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. -индивидуальные особенности псих...

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно - это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.

Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту - первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов...

Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. Это положение непосредственно связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением.

Что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами...

Психическое воздействие некоторые понимают как разновидность гипноза, другие понимают это как форму убеждения оппонента в своей точке зрения, основанную на психологических особенностях людей. Однако и гипноз, и убеждение с помощью психологических приемов, являются всего лишь частными проявлениями большого многообразия феномена, именуемого как психическое воздействие человека на окружающий его мир.

Действенное постоянство ПЭ

Психическая Энергия находится в постоянном действии. Человек может не осознавать постоянную работу своих чакр, создающих и регистрирующих окружающие потоки ПЭ или выражающих свою деятельность в виде неполезных материальных отложений, но ПЭ не может застыть в бездействии. ПЭ деятельна всегда.

Неисчерпаемость ПЭ

Психическая Энергия неисчерпаема, как в качественном, так в количественном выражении. ПЭ человека не может истощиться ни возрастом, ни болезнью. Лишь...

Трансмутация ПЭ

Возвышение, расширение и утончения сознания приводить неминуемо к изменению работы чакр, которые притягивают из космоса пространственный огонь соответствующего качества. Так чакры нагнетаются огнём пространства, что приводит к их частичному и постепенному возгоранию. Такой планомерный процесс расширения и утончения сознания приводит к новому качеству работы чакр. Центры после каждой ступени возгорания работают на более высоких вращательных скоростях, порождая более высокие...

Необходимость изучения ПЭ

Дух человека рождён в Мире Огненном. Согласно эволюции, рождённый дух спускается в материальные миры на тонкий и физический планы для собирания опыта, и в целях собственной индивидуализации. После успешного прохождения всех миров, умудрённый и самосознающий дух должен возвратиться на свою родину - в Мир Огненный.

Чтобы из плотных материальных слоёв подняться в высшие миры, дневной разум человека должен осознать всеначальную энергию, с помощью которой он должен...

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие “ стресс ”. Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Традиционное понимание стресса заимствовано психологами из физиологии. Как известно, Ганс Селье и его школа...

ПЭ и Братство

Смысл Братства заключается в объединении ПЭ. С незапамятных времён люди объединяются в едином стремлении продвижения человеческой эволюции по законам духовного космоса. С тех пор существует Братство, члены которого неусыпно трудятся на благо всей планеты.

Главным и самым сильнейшим средством действий Братства является ПЭ, которая изучена Братством досконально, и изучение которой продолжается по сей день, и изучение которой будет продолжаться дальше, ибо ПЭ беспредельна в...

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека .

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние , например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.


Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).

На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии . Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления 1 .

Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Предмет психологии. Специфические особенности и классификация психических явлений.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии.

Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений.

Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Она изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Психика – это свойство мозга, и это свойство – отражение действительности. Психика – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением.

Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира , на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Специфика психологического знания.

Особенности психол. знания:

1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс – это последовательное изменение психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на:

1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение),

2) эмоциональные,

3) волевые,

4) действия.

Психическое состояние - это текущее (временное) своеобразие психической деятельности (психических процессов), обусловденное ее содержанием (объектом) и отношением человека к этому содержанию (личностной значимостью).

Психические состояния могут быть: а) кратковременными, ситуативными, и б) устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти),

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация),

3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости,

4. Состояния разных уровней организованности сознания (внимание).

Психические свойства – типичное для индивида своеобразие его психической деятельности. Психические свойства личности по своему происхождению вторичны, они возникают из процесса и вне процесса не погут появиться. Свойства психики, в отличие от процесса, - устойчивые особенности личности человека.

Психические свойства личности подразделяются на:

1. Темперамент - индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реальных психических процессов(сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики),

2. Направленность - иерархия потребностей и мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок,

3. Характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде,

4. Способности - психофизиологические возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности.

1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Существуют 3 основных подхода к пониманию, что представляетсобой психика (душа):

1. Идеалистический подход – психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира; основоположник – Платон: «Мир идей – сущность бытия» (материальный мир является отражением человеческого восприятия и самостоятельно не существует).

2. Дуалистический подход (!) – природа психики двойственна: существуют низшие, материально обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные; основоположник – Декарт: ввел понятие рефлекторной дуги и рефлекса.

3. Материалистический подход – душа состоит из атомов (материальных элементов), от движения которых зависят свойства души; основоположник – Сократ.

Loading...Loading...