Трудоустройство инвалидов на оборудованные рабочие места статья. Требования к оборудованию. Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Московской области

Прошу Вас помочь разобраться с выделением рабочих мест для инвалидов. Нашей организации необходимо выделить 3 рабочих места.Одна работница офиса получила инвалидность. Она принята временно на декретную ставку. Полагаю, что ее рабочее место мы можем квотировать на период ее работы. Есть еще у нас работник категории "ребенок-инвалид", который работает с вредными условиями труда. По медкомиссии он годен для этой работы. Можем ли мы его рабочее место квотировать? Для выбора третьего рабочего места мы имеем возможность выделить в офисе место на 0,5 ставки. Будут ли выделенные 2,5 ставки считаться как 3 рабочих места или нет? Или нам придется выделять еще 0,5? Заранее благодарю за ответ.

Ответ

Ответ на вопрос:

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение.

Таким образом, размер квоты не меняется ежемесячно, но в связи с изменением среднесписочной численности сотрудников, показатели количества рабочих мест для инвалидов могут изменяться. Категория квотируемой должности в законодательстве не обозначена. Ее работодатель вправе определить самостоятельно, в том числе, путем закрепления этого момента в соответствующем локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Кроме того, работодатель вправе в установленные законом сроки подавать разные должности в счет квот.

По рассматриваемой ситуации - временное рабочее место тоже может быть учтено в счет квоты . Квота будет выполнена на период работы рассматриваемой сотрудницы. После ее увольнения и выхода на работу основного сотрудника (как мы понимаем, который инвалидом не является) в счет квоты нужно будет учитывать другое рабочее место.

По работающему инвалиду во вредных условиях труда и учета его рабочего места в счет квоты:

В настоящее время, при расчете квоты, для приёма на работу инвалидов, учитывается среднесписочная численность без работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда . Такая норма утверждена частью второй статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Что касается вопроса, о уже трудоустроенных в Вашей организации инвалидов, которые по результатам аттестации (спецоценки), работают на рабочих местах с вредными условиями труда, то данная проблема не вполне урегулирована действующим законодательством.

Дело в том, что согласно пункту 4.2 "СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила", утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30, противопоказанными для трудоустройства инвалидов является наличие вредных и (или) опасных условий труда. Данные санитарные правила являются обязательными для всех работодателей исходя из пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Следовательно, приём инвалидов на соответствующую должность противопоказано. Для реализации данного правила, действующим законодательством установлена норма об исключении рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда при подсчёте количества рабочих мест, выделяемых для приема на работу инвалидов в счет квоты.

В случае, если, работнику-инвалиду, которому по медицинскому заключению, выданному в установленном порядке, запрещено работать во вредных и (или) опасных условиях труда, по результатам аттестации (спецоценки) выявлена вредность, то работник подлежит переводу на другую работу. Или, в случае отсутствия надлежащей работы или отказа от перевода, соответствующий работни должен быть уволен. Подобные правила устанавливаются статьёй 73 Трудового кодекса РФ. Учитывая данные факты, рекомендуем Вам предоставить работнику-инвалиду, если ему это необходимо иную работу.

Тем не менее, если сотруднику-инвалиду, работа в соответствующих условиях запрещена не медицинским заключением, а индивидуальной программой реабилитации, то работник, отказавшись от выполнения подобной программы, вполне может продолжать работать на своём прежнем рабочем месте. Такой отказ нужно оформить в письменной форме. Следовательно, вполне вероятна ситуация, когда сотрудник-инвалид может работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

Вопрос о том следует ли учитывать должность, которую занимает данный работник в счёт квоты, представляется неоднозначным . С одной стороны действующим законодательством предусмотрена обязанность выделить или создать рабочие места для трудоустройства инвалидов. При этом, если у работодателя уже есть рабочие места занятые инвалидами, он вполне может их учитывать в счёт квоты. Однако, рабочее место с вредными и (или) опасными условиями труда, которое занимает инвалид, учитывать в счёт квоты прямо запрещает законодательство некоторых регионов. Например, согласно (ред. от 03.07.2014) "О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы" (принят ЗС ПО 21.10.2004), при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Подводя итог, рекомендуем, если это необходимо по медицинскому заключению, перевести работников инвалидов, у которых выявлены вредные и (или) опасные условия труда на иную работу, которая подойдёт им по медицинским показаниям. Если работники всё же продолжат работать на рабочих местах с вредными условиями труда, то не следует учитывать подобные рабочие места в счёт квоты. Подобный подход, позволит минимизировать возможные риски.

По вопросу выделения в офисе место на 0,5 ставки:

Квота - это минимальное количество рабочих мест , на которые должны быть приняты инвалиды ().

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Работа на 0,5 ставки предполагает работу в режиме неполного рабочего времени.

Согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для инвалидов. А режим рабочего времени определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом требований трудового законодательства для данной категории работников

Следовательно, приняв на работу необходимое количество инвалидов в счет квоты на 0,5 ставки, работодатель выполнит установленную законодательством обязанность по приему на работу инвалидов в счет квоты.

Примечание :

Для выполнение квоты в полном объеме работающих неполное время в статистике вы учитываете пропорционально отработанному времени . Из чего следует, что квота будет выполнена, если принять 1 инвалида на полную ставку, или 2 -х инвалидов для работу на 0,5 ставки.

Если вы принимаете на созданное рабочее место инвалида на 0.5 ставки, то в отчете вы показываете, что у вас еще есть вакансия для трудоустройства инвалидов на 0,5 ставки. При этом, если в счет данной квоты центр занятости не направит вам инвалидов, вы вправе оставлять данные единица незаполненными. Состава административного правонарушения в данном случае нет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала года
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Работодатель обязан оборудовать рабочее место как специальное рабочее место для инвалида только в том случае, если характер нарушенных функций и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации данного инвалида требует специального оснащения (оборудования).Обоснование: В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Например, на территории Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.06.2006 N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест в зависимости от установленной квоты, а на территории Московской области Распоряжением Мособлтруда от 28.12.2012 N 70-р "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" — в зависимости от численности работников организации. Однако необходимо отметить, что согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности установлены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н (далее — Требования). На основании п. п. 2, 3 Требований оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, при этом учитываются такие факторы, как характер нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, профессия (должность), характер труда, выполняемые инвалидом трудовые функции. Кроме того, термин "создание специального рабочего места для инвалида" раскрыт в п. 3.1 ГОСТ Р 52874-2007 "Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 552-ст) (далее — ГОСТ), согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду. Согласно п. 6.1.4 ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования. Таким образом, специальное рабочее место — это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид. На основании пп. "а" п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. То есть для того чтобы работодатель оценил необходимость организации специального рабочего места, необходима индивидуальная программа реабилитации и
    нвалида. Есть судебное дело, где суд делает аналогичный вывод (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу N 33-8097/2013), который заключается в следующем. Организация специального рабочего места носит строго индивидуальный характер. В отсутствие волеизъявления инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места, на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за отсутствие организации специального рабочего места. Кроме того, не всегда характер нарушения здоровья инвалида требует специального оснащения рабочего места. Если должность является вакантной, то организовать специальное рабочее место можно только в том случае, если на него будет принят инвалид, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места. Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм можно сделать вывод о том, что оборудовать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида можно только в том случае, если работающему на данном рабочем месте (принимаемому на данное рабочее место) инвалиду требуется специальное оснащение рабочего места в силу его индивидуальных особенностей.

    Работодатель выделяет рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Обязан ли работодатель оборудовать указанные рабочие места как специальные рабочие места для инвалидов?

    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Московской области


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.08.2018).
    ____________________________________________________________________


    В соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Московской области

    постановляет:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Московской области.

    2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

    4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Забралову О.С.

    Губернатор
    Московской области
    А.Ю.Воробьев

    Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Московской области

    УТВЕРЖДЕН
    постановлением
    Правительства Московской области
    от 29 декабря 2015 года N 1371/49

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок определяет механизм реализации на территории Московской области гарантий трудовой занятости, предоставляемых инвалидам, путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Московской области (далее - Порядок).

    2. Целью проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Московской области, является содействие трудовой занятости инвалидов, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда.

    3. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к специальным мероприятиям, способствующим повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, относятся:

    установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

    резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

    стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

    создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

    создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

    организация обучения инвалидов новым профессиям.

    4. Положения Порядка распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями и осуществляющих свою деятельность на территории Московской области (далее - работодатели).

    II. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов

    5. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальным предпринимателям квоты для приема на работу инвалидов регламентируется Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон о квотировании).

    6. Квота для приема на работу инвалидов (далее - квота) составляет для работодателей с численностью работников:

    от 35 до 100 человек - 1 процент среднесписочной численности работников. При расчете квоты округление количества квотируемых рабочих мест производится в сторону увеличения до целого значения;

    более 100 человек - 2 процента среднесписочной численности работников. При расчете квоты округление количества квотируемых рабочих мест производится в сторону уменьшения до целого значения.

    7. От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются:

    общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, являющиеся работодателями, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

    работодатели с численностью работников менее 35 человек;

    работодатели, являющиеся юридическими лицами (организациями), проходящие процедуру реорганизации, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации или банкротстве.

    8. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном Федеральным органом государственной статистики. При этом в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

    9. Количество квотируемых рабочих мест в счет установленной квоты рассчитывается работодателями самостоятельно.

    10. Работодатели обязаны ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения (далее - центры занятости населения) информацию о выполнении квоты, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (далее - информация о квотировании). Формы отчета утверждаются Министерством социального развития Московской области, размещаются на сайте Министерства социального развития Московской области и выдаются центрами занятости населения.

    11. Работодатели, имеющие филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения (далее - структурные подразделения), расположенные вне их места нахождения, квотируют рабочие места и предоставляют информацию о квотировании в центры занятости населения по месту своего нахождения без учета численности работников, работающих в указанных структурных подразделениях.

    Работодатели, имеющие структурные подразделения, расположенные вне их места нахождения, квотируют рабочие места в указанных структурных подразделениях в соответствии с численностью работников, работающих в них, и предоставляют информацию о квотировании в центры занятости населения по месту нахождения данных структурных подразделений.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 9 августа 2018 года постановлением Правительства Московской области от 8 августа 2018 года N 510/27 .

    12. Непредставление (несвоевременное представление) работодателем в центр занятости населения информации о квотировании влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

    13. Работодатели предоставляют информацию о квотировании непосредственно при посещении центра занятости населения, по почте, факсимильной связи, по электронной почте посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    14. Работодатели в пределах установленной квоты создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

    15. Установление для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов относится к полномочиям Министерства социального развития Московской области.

    Минимальное количество создаваемых работодателем специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет для работодателей с численностью работников:

    от 101 до 500 человек - устанавливается 1 специальное рабочее место в пределах установленной квоты;

    от 501 до 1000 человек - 2 специальных рабочих места в пределах установленной квоты;

    превышающей 1000 человек - 3 специальных рабочих места в пределах установленной квоты.

    16. Работодатели осуществляют трудоустройство инвалидов в счет квоты как путем прямого обращения инвалида с обязательным уведомлением центров занятости населения, так и по направлению центров занятости населения.

    При приеме на работу инвалида, направленного центром занятости населения, работодатель возвращает в центр занятости населения направление с указанием дня приема инвалида на работу.

    В случае отказа в приеме на работу инвалида, направленного центром занятости населения, работодатель делает в направлении отметку о дне явки инвалида, основании отказа в приеме на работу и возвращает направление инвалиду в день посещения им работодателя.

    17. Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляет Министерство социального развития Московской области.

    18. Работодатели вправе создавать (выделять) дополнительные рабочие места (в том числе специальные) сверх установленной квоты.

    III. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов

    19. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (далее - резервирование рабочих мест), проходящих обучение по направлению центра занятости населения, осуществляется посредством выделения работодателями рабочих мест из числа имеющихся или созданных за счет собственных средств, в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    20. Под профессиями, наиболее подходящими для трудоустройства инвалидов, в Порядке понимаются профессии и должности, включенные в перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, предусмотренный приложением N 2 к Методическим рекомендациям по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности , утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 N 515 , а также рекомендуемые для трудоустройства профессии индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, в отношении которого резервируется рабочее место.

    21. Работодатели, освобожденные от обязательного квотирования рабочих мест, не осуществляют резервирование рабочих мест для инвалидов.

    22. Рабочие места инвалидов должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от вида инвалидности.

    23. В случае направления центром занятости населения инвалида, признанного в установленном порядке безработным, на обучение под рабочее место, зарезервированное работодателем в счет квоты, между центром занятости населения, гражданином и работодателем, предоставляющим рабочее место, заключается трехсторонний договор.

    IV. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями Московской области дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов

    24. Стимулирование работодателей к созданию дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов осуществляется в рамках подпрограммы V "Содействие занятости населения и развитию рынка труда" государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 662/37 "Об утверждении государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" .

    25. Оснащение (оборудование) работодателями специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с основными требованиями к их оснащению (оборудованию) в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" .

    V. Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов

    26. Инвалидам, оформившим трудовые отношения с работодателями, независимо от организационно-правовых форм собственности создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и/или абилитации инвалида.

    27. Создание инвалидам условий труда осуществляется работодателем в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 "Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов" и включает в себя деятельность, обеспечивающую показанные инвалиду условия и режим труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида:

    а) неполный рабочий день с предоставлением показанных видов труда;

    б) льготные нормы выработки;

    в) введение дополнительных перерывов;

    г) строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм;

    д) систематическое медицинское наблюдение;

    е) возможность полностью или частично работать на дому;

    ж) оснащение рабочего места вспомогательными техническими средствами;

    з) другие особенности в условиях труда, указанные в индивидуальной программе реабилитации, абилитации инвалида.

    VI. Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов

    28. Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов из числа граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в рамках оказания центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - единовременная финансовая помощь) в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2013 N 773н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" .

    29. Размер единовременной финансовой помощи, порядок и условия её предоставления утверждены постановлением Правительства Московской области от 18.07.2012 N 927/25 "Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" .

    VII. Организация обучения инвалидов новым профессиям

    30. Профессиональное обучение инвалидов, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в рамках оказания государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности. Данная услуга предоставляется центром занятости населения в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.04.2014 N 262н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности" .

    31. Профессиональное обучение инвалидов, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется по направлению центра занятости населения.

    32. Инвалиды, признанные в установленном порядке безработными, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование.



    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Законодательством РФ установлены четкие требования в отношении лиц, не имеющих возможности полноценно трудиться по причине инвалидности. Работодатель обязан нанять в компанию определенное количество таких лиц и создать им необходимые условия для труда. В нашем материале мы рассмотрим, как происходит создание рабочих мест для инвалидов в организации, и опишем все нюансы оформления.

    Обязательные требования

    Государство помогает гражданам, испытывающим трудности в устройстве на работу, и разрабатывает для них специальные гарантии (Закон РФ № 1032-1). И одной из разновидностей этих гарантий является установление квоты для компаний и ИП в отношении приема на работу инвалидов (№ 181-ФЗ, ст. 2). Условия ст. 21 определяют процентные показатели формирования мест специального назначения:

    • Компании, штат сотрудников которой составляет от 100 человек, – 2-4%.
    • В компании трудится 35-100 работников – не более 3%.

    Процент рассчитывается от среднесписочного количества сотрудников. При расчете в нее не включаются сотрудники компании, деятельность которых установлена как вредная и выполняется в опасных условиях. Исключаются из списка в расчетах квоты сотрудники представительств, сетей, филиалов компании, расположенных в других регионах. Не распространяется квотирование на лиц, состоящих в объединениях инвалидов, и их основателей (ст. 21 ч. 3 № 181-ФЗ).

    В связи с трудным положением в сфере занятости внедрены специальные мероприятия для улучшения положения на рынке трудоустройства инвалидов. Компаниям положена субсидия на обустройство рабочего места для инвалида (Закон № 1032-1, ст. 5). Средства, выделенные организации, возместят расходы на переоборудование рабочей зоны и приобретение специальных приспособлений.

    Заключение

    Работодатели не вправе нарушать требования законодательства о трудоустройстве инвалидов. К тому же организация рабочего места иногда не требует значительной трансформации. Достаточно увеличения высоты (ширины, расположения) рабочего стола и установки пандуса. В случае нарушения требований законодательства на предпринимателя налагаются штрафные санкции (ст. 5.27 КоАП РФ).

    МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

    РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

    Трудоустройство инвалидов в РФ в 2019 году - льготы при приеме инвалида на работу

    Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

    Трудоустройство инвалидов – общие положения

    Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

    Особенности трудоустройства инвалидов в России

    Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

    • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
    • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

    Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

    Как инвалиду трудоустроиться?

    Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

    При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

    В ходе приема решается вопрос о том, как встать на . Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.


    Трудовой договор с инвалидом и его особенности

    Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

    • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
    • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
    • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
    • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
    • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
    • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

    Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

    В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

    Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

    Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

    Инвалиды по зрению и особенности их труда

    Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

    В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.


    30.04.2019
    Loading...Loading...