Как развивается зрение у грудничков. Зрение у новорожденных

Как и все другие органы и системы, зрение у ребенка начинает развиваться еще в период внутриутробного вынашивания и продолжается в течение первых нескольких лет его жизни. Как и прочие органы, зрительные тоже функционируют в прочной взаимосвязи с другими. Это означает, что нарушения в работе органов зрения влечет за собой нарушения в работе остальных органов и систем и наоборот. К примеру, плохо видящий ребенок с высокой долей вероятности будет отставать в развитии и страдать физическими, психическими или нервными расстройствами. Хорошее зрение не только помогает познавать малышу мир, понимать его и анализировать, но еще способствует его полноценному здоровью.

Устранить большинство проблем, связанных со зрением у детей, легче всего и возможно на самых ранних этапах. Чем раньше будет выявлена патология, тем более оптимистическим и благополучным окажется прогноз. А потому очень важно держать этот аспект в поле зрения - во всех смыслах. Родители новорожденного ребенка обязаны регулярно показывать его офтальмологу и обращаться к специалистам внепланово, если для этого возникают малейшие основания.

Когда появляется зрение у новорожденных

Нельзя сказать, что младенец рождается слепым, но он в действительности почти ничего не видит. Это связано с недоразвитостью центров головного мозга и отдельных зрительных структур, составляющие глазика даже имеют не такую форму, как у взрослого (глазное яблоко несколько сплющено и продолжает свой интенсивный рост, все еще формируется сетчатка глаза, а желтое пятно на ней вовсе отсутствует). Малыш не способен видеть четко, далеко, объемно или осмысленно, то есть он еще не умеет фокусировать взгляд на предметах и оценивать зрительные образы. И это ему пока что и не нужно.

По сравнению с взрослым человеком со стопроцентным зрением, новорожденный ребенок видит в тысячу раз хуже! Зато его зрение улучшается и усовершенствуется очень быстро, и приблизительно к году практически достигает «взрослого» показателя.

Зрение у новорожденного ребенка и его особенности

В народе бытует мнение, будто бы зрение у новорожденного ребенка перевернутое, говорят, что он видит мир вверх ногами. Отчасти это правда, но не совсем. В действительности изображение на сетчатке отображается в перевернутом виде - из-за незрелости зрительного анализатора. Но это вовсе не воспринимается как перевернутая вверх ногами на 90 градусов картинка!

Только что родившийся младенец различает тени и свет, силуэты и очертания крупных объектов, видит лицо кормящей его матери, то есть расположенное не дальше, чем в 20-30 см от его глаз. Глазки у младенца могут немного косить, и очень часто это неопасное, проходящее состояние. Определить, является ли оно нормой, сможет окулист уже во время первого осмотра.

Не беспокойтесь, если Вы видите, как глаза новорожденного смотрят в разных направлениях, независимо друг от друга, или как он сводит их у переносицы: вскоре движения обоих зрачков будут согласованы, а пока что это вполне нормально.

В первые недели жизни дети лучше всего воспринимают черно-белое изображение. Цвета для них трудноразличимы, и особенно близкие по спектру их оттенки. Но вскоре малыш начнет хорошо видеть красный, затем желтый цвет, а еще через несколько месяцев - зеленый и только потом - синий, после чего и другие цвета и оттенки.

Около шести месяцев новорожденный научится зрительно оценивать расстояние к интересующему его предмету, понимая, может ли он его схватить рукой. Одновременно с этим навыком развивается и хватательный: крохе так нравится захватывать ручкой яркие погремушки (а за их отсутствием - волосы или серьги мамы)! Ближе к году ребенка начнут привлекать простые четкие узоры. В целом зрительные органы и функции новорожденного ребенка пребывают в постоянном динамичном развитии и совершенствовании, и этот процесс продолжается приблизительно до 5-7-летнего возраста.

Этапы развития зрения у новорожденных детей

Способность ребенка видеть улучшается из недели в неделю, из месяца в месяц. Все эти изменения происходят поэтапно и согласовываются с развитием других сфер и навыков.

Наиболее активно зрение у новорожденных детей развивается в возрасте до 1 года:

  • Зрение новорожденного в 1 месяц . Уже сейчас Ваш малыш видит Ваше лицо, когда Вы берете его на руки, и даже способен уловить на нем улыбку. Общение с мамой очень важно в данный период, а потому старайтесь почаще брать кроху в минуты его бодрствования и разговаривать с ним. На первом месяце жизни малыш уже реагирует на раздражение светом, то есть зрачок сужается при воздействии на него освещения. Это можно проверить, поднеся его лицом к окну.
  • Зрение новорожденного в 2 месяца . Спустя несколько недель после родов кроха уже пытается следить за горизонтально движущимся предметом и при необходимости даже поворачивать для этого головку, а вот вертикального перемещения он еще не улавливает. Если прежде младенец видел размытые образы, то сейчас начинает появляться резкость в изображении. К двум месяцам способность следить за предметами улучшается, и ребенок уже на дольше может задержать взгляд на интересующем его объекте, он активно реагирует на вид маминой груди.
  • Зрение новорожденного в 3 месяца . Теперь малыш видит больше, дальше и в целом лучше. Он уже с интересом подолгу следит за движущимися предметами, причем не только крупными, но и размерами поменьше. Мобиль для кроватки сейчас может оказаться очень кстати. Трехмесячный младенец начинает узнавать лица самых близких родственников, проживающих вместе с ним. Возможно, он даже распознает цвета: этот навык формируется у младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев.
  • Зрение новорожденного в 4 месяца . Постепенно кроха все лучше координирует свои движения и уже может ухватиться ручкой за интересующий его предмет.
  • Зрение ребенка в 5 месяцев . Ко всем достижениям добавляется еще одно: понимание того, что предметы существуют даже тогда, когда малыш их не видит. А еще кроха может узнавать уже знакомые ему предметы лишь по их очертаниям или частям. Активно развивается цветовое восприятие.
  • Зрение ребенка в 6 месяцев . Улучшается трехмерное зрительное восприятие, усовершенствуется хватательный рефлекс. Малышу все лучше удается фокусировать и задерживать взгляд на близко расположенных объектах. Он начинает воспринимать простые фигуры.

Новорожденный ребенок всегда больший интерес проявляет к предметам, которые находится вблизи от него, имеют яркий окрас или четкий простой узор. Но постепенно он учится распознавать все больше цветов и оттенков и все чаще обращает внимание на отдаленные фигуры. После полугода кроха увлеченно ощупывает попадающиеся в ручки предметы: развивается тактильное восприятие действительности, он начинает сравнивать ощущаемое пальчиками с тем, что видит глазками. Также в следующие месяцы согласовываются между собой движения глаз и рук малыша.

К году он с удовольствием рассматривает несложные узоры, а затем и картинки в книжках. Начинайте ему читать короткие произведения, показывая изображения к ним.

Развитие зрения у новорожденных детей

В целом развитие функций зрения идет нога в ногу с развитием функций головного мозга. По мере взросления новорожденный не только видит лучше и больше, но и способен анализировать увиденное, находить связь между зрительными образами. Чтобы эти процессы протекали гармонично и успешно, необходимо способствовать развитию малыша. Чаще общайтесь с ребеночком, показывайте ему яркие предметы, водите их из стороны в сторону, следя за реакцией глазок. А еще самые маленькие очень любят рассматривать изображения лиц: пусть это буде приятное, теплое и добродушное выражение.

После двух месяцев можно обрести подвески и мобили, размещая их в кроватке на расстоянии вытянутой руки, а в коляске - не ближе 25-30 см от глаз крохи. Выбирайте игрушки красных и желтых цветов, по бокам или в качестве дополнительных могут выступать зеленый и синий. Чтобы первые игрушки привлекали внимание ребеночка, лучше, чтобы они были насыщенными по цвету и однотонными по раскраске. Когда новорожденный начнет пытаться хватать предметы ручками, всячески поощряйте его в этом, стимулируйте, сами проявляйте инициативу.

Первые игрушки должны быть небольшими - сантиметров до 5-6. Но не забывайте, что новорожденный всегда отдаст предпочтение живому лицу, нежели самой дорогой игрушке: общение с малышом - лучший способ его развития!

Описанные этапы развития зрения у новорожденных по месяцам весьма условны: иногда детки в норме овладевают некоторыми навыками немногим раньше или позже указанных ориентиров. Объективно оценить развитие зрения у новорожденного и выявить вероятные отклонения способен детский офтальмолог, которого за первый год жизни ребенка необходимо посетить несколько раз.

Как проверить зрение у новорожденного

Зачастую самый первый осмотр глазок грудного ребенка проводится еще в роддоме сразу после рождения малыша. Затем кроху необходимо показать окулисту в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев и 12 месяцев. Если малыш родился недоношенным, с низком массой тела, или если родители и ближайшие родственники младенца страдают глазными заболеваниями, то показать новорожденного окулисту нужно раньше и в случае необходимости посещать врача чаще, чем это рекомендуется обычно.

К детскому окулисту необходимо обратиться внепланово, если родители засомневаются в чем-либо, а также в следующих случаях:

  • разные зрачки у ребенка (разного диаметра);
  • слезотечение и выделение гноя из глаза новорожденного, опухание и/или покраснение век;
  • глаза закисают, после сна невозможно разомкнуть реснички;
  • отсутствует реакция зрачков на свет (они не сужаются);
  • повышенная чувствительность к свету;
  • ребенок не следит обоими глазами за движущимся предметом: горизонтально - в возрасте после 2 месяцев, вертикально - в возрасте после 3-4 месяцев;
  • зрачки у ребенка дергаются, бегают, мигают, не могут задержаться на одной точке;
  • ребенок не может сфокусировать взгляд на близко расположенном предмете (начиная с 2 месяцев);
  • глаза новорожденного ребенка очень выпуклые, «навыкате»;
  • глаза новорожденного косят после 3-месячного возраста;
  • имело место попадание в глаза посторонних веществ или инородных тел;
  • была травма глаза.

Заботьтесь о глазках и зрении своих малышей уже с первых дней и месяцев их жизни. Регулярно проводите умывания и гигиенические процедуры, каждый день гуляйте на улице. А также специалисты настоятельно рекомендуют ограничить ребенка первого года жизни от наблюдений за экраном работающего телевизора или компьютера: кроме чрезмерной нагрузки на глаза и нервную систему такие просмотры ничего больше в себе не несут.

Специально для - Лариса Незабудкина

Развитие зрительной системы начинается задолго до рождения.

Появление на свет малыша наполняет Вашу жизнь совершенно новым, особенным смыслом. Крошечный и беспомощный, он впервые открывает свои большие и слегка удивленные глаза и, заглядывая в Ваши, как бы произносит: «Ты весь мой мир!». Первая улыбка, понятный только Вам двоим язык общения, первое произнесенное слово, первые шаги – все это будет позже. Основа будущих «достижений» – правильное формирование всех органов и систем и, в особенности, зрительной.

Развитие зрительной системы начинается задолго до рождения

Формирование органа зрения, наряду с нервной системой, начинается очень рано – уже на 3 неделе внутриутробного развития. Зародыш едва успел укрепиться в матке, и еще очень уязвим.

3-12 недели принято считать критическим периодом внутриутробного развития. В это время происходит закладка жизненно важных органов и систем, и будущий человечек особенно восприимчив к действию повреждающих факторов. Инфекции, эндокринные нарушения у матери, курение, прием алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, неправильное питание могут привести к его гибели или множественным порокам развития. Нарушение формирования органа зрения может быть вызвано дефицитом витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов из группы сульфаниламидов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта) и даже приемом аспирина (рождение маловесного ребенка с высоким риском зрительных расстройств).

Проконсультируйтесь у гинеколога перед началом приема каждого лекарственного средства, включая препараты растительного происхождения. Питайтесь правильно, сочетайте дозированную физическую активность и отдых. Берегите себя и будущего малыша!

С первым лучом света

Сразу после рождения Вашего кроху осматривает неонатолог. Он исключает пороки развития и редкие, но серьезные врожденные заболевания – катаракту и глаукому. Для профилактики инфекции в глаза новорожденного закапывают обеззараживающие капли.

Наконец, кроха у Вас на руках и впервые открывает свои глазки. Какие они большие! К моменту рождения величина глазного яблока достигает 67% размера взрослого!

Вы будете удивлены, но Вашему крохе мир не кажется таким уж прекрасным. То, что он видит, лишено четкости и окрашено в различные оттенки серого. Такое восприятие связано с недостаточной зрелостью сетчатки и зрительных центров в головном мозге. И, тем не менее, малыши всего нескольких дней от роду предпочитают смотреть на изображения своих матерей, а не посторонних. Полагают, что это обусловлено повторяющимися контрастными световыми стимулами, как например, пряди волос, обрамляющие лицо матери. Замечено: если волосы спрятать под косынкой, интерес ребенка тут же угасает.

По возможности, не изменяйте свой внешний вид, в особенности, прическу. Это поможет малышу быстрее научиться узнавать Вас и способствует установлению зрительного контакта между Вами.

Первый месяц жизни: куда же он смотрит?

Вы, вероятно, заметили, что во время кормления малыш смотрит не на Вас, а куда-то в сторону. Пусть это Вас не обижает. Его цилиарная мышца еще очень тонкая и слабая, поэтому ему сложно фокусировать взор на объектах, находящихся вблизи. В этом возрасте малыши фиксируют взгляд на ярких крупных предметах, расположенных чуть поодаль (например, лампа, яркая игрушка).

Иногда Вы можете замечать, что один из глаз ребенка слегка отклонен в сторону. Это связано с незавершенным развитием нервов, управляющих глазодвигательными мышцами. Однако постоянное и значительное отклонение глаза требует незамедлительного обращения к офтальмологу.

Сетчатка – это высокоспециализированная нервная ткань, и развитие ее функций происходит постепенно. У младенцев световая чувствительность сетчатки еще крайне низкая. Для того чтобы малыш ощутил присутствие света, его интенсивность должна быть в 50 раз выше, чем таковая у взрослого.

Оставляйте освещение в детской, когда ребенок спит. Оно нисколько не нарушит сон малыша, а при пробуждении станет хорошим стимулом для зрения и обезопасит Ваши ноги от ударов об углы мебели.

2-3 месяц: жизнь в ярких красках

В течение 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастает пятикратно. Появляется форменное зрение: предметы обретают свои контуры, но пока что видны всего в двух измерениях (длина, ширина). Малыш уже проявляет к ним интерес: тянется ручкой или всем телом. Благодаря координации движений глазных яблок он прослеживает перемещение объектов (например, движение игрушки или Ваше перемещение по комнате).

Постепенно мир приобретает яркие краски. В 2-3-месячном возрасте ребенок уже различает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета. Способность к восприятию синего и фиолетового развивается позднее, поскольку фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра, в сетчатке меньше.

Оформите детскую в ярких, жизнерадостных тонах (красочные картины, по возможности, обои и мебель ярких цветов). Повесьте над кроваткой карусель.

Перемещаясь по комнате с ребенком на руках, обращайте его внимание на различные предметы и называйте их (например, лампа).

Когда малыш бодрствует, переверните его на живот. Такое положение способствует зрительному и моторному развитию.

4-6 месяц: моя любимая игрушка – это я сам!

К 6-месячному возрасту зрительная система ребенка претерпевает значительные изменения: формируется макула – центральная зона сетчатки, отвечающая за остроту зрения, активно развиваются зрительные центры в коре головного мозга. Теперь малыш видит четко, внимательно изучает черты Вашего лица и мимику. Но больше других занятий его увлекает игра с собственными ручками и ножками. Благодаря тому, что движения рук и глаз становятся согласованными, можно хлопать в ладоши, хватать интересующий предмет, трясти его и направлять прямиком в рот для дальнейшего изучения.

6 месяцев – время для первого в жизни глазного обследования. Важно убедиться, что оба глаза малыша видят одинаково хорошо, движения их согласованны и ничто не мешает дальнейшему развитию (как например, врожденная катаракта и глаукома, ретинопатия недоношенных).

7-12 месяц: освоение пространства

В этом возрасте малыш очень подвижен: активно ползает, перемещается в ходунках и совершает первые самостоятельные шаги. Он учится оценивать расстояние (хватает и бросает игрушки без промаха) и форму предметов (отличает колечко от кубика). Так складывается объемное восприятие пространства. Будьте осторожны, этот период в жизни ребенка особенно травмоопасен!

Игрушки, которые можно разбирать и собирать (пирамидка из колец, кубики), способствуют развитию координации движений.

Глазные болезни у новорожденных

Ребенок, уснувший у Вас на руках, кажется таким маленьким и беззащитным. Как хочется уберечь его от опасности. Но, к сожалению, многие болезни появляются на свет одновременно с малышом. Врожденные заболевания встречаются редко, но при отсутствии или несвоевременном лечении могут серьезно нарушить зрение и задержать развитие ребенка.

  • Врожденная катаракта – помутнение хрусталика – проявляется сероватым свечением зрачка и снижением зрения. Мутный хрусталик препятствует проникновению света внутрь глаза и полноценному развитию зрения, поэтому его необходимо удалять. После операции малышу нужны специальные очки или контактные линзы, заменяющие хрусталик.
  • Врожденная глаукома характеризуется повышением внутриглазного давления вследствие нарушения развития путей оттока водянистой влаги. Под влиянием высокого давления оболочки глаза растягиваются, что приводит к увеличению глазного яблока в размерах, помутнению роговицы, зрительный нерв сдавливается и атрофируется, постепенно утрачивается зрение. Для снижения внутриглазного давления необходимо регулярно закапывать специальные капли. Если капли не помогают, показана операция.
  • Ретинопатия недоношенных – заболевание сетчатки, при котором нормальный рост ее сосудов прекращается, и в ней начинают развиваться патологические сосуды и фиброзная ткань. Сетчатка подвергается рубцеванию и отслаивается, что значительно снижает зрение, вплоть до слепоты. Лечение лазерное и хирургическое.
    Все недоношенные новорожденные (появившиеся на свет ранее 37 недель беременности), особенно маловесные и находившиеся в кювезах, относятся к группе риска по развитию ретинопатии недоношенных и должны находиться под наблюдением офтальмолога с 4 по 16 недели жизни.
  • Косоглазие – состояние, при котором один или оба глаза отклоняются от общей точки фиксации, то есть смотрят не в одном направлении, а в разных. У детей первых 2-4 месяцев жизни развитие нервов, управляющих глазодвигательными мышцами, еще не завершено, поэтому один или оба глаза могут периодически отклоняться в сторону. Но если отклонение постоянное и сильное, следует обратиться к офтальмологу. Косоглазие препятствует совместной работе глаз и развитию пространственного восприятия и может привести к амблиопии. Лечение должно быть направлено на устранение причины косоглазия (коррекция нарушения зрения, тренировка ослабленной мышцы).
  • Нистагм – непроизвольные движения глаз, как правило, в горизонтальном направлении, но могут быть и вертикальными или по кругу. Нистагм препятствует фиксации взгляда и формированию четкого зрения. Лечение – коррекция нарушения зрения.
  • Птоз – опущение верхнего века вследствие недоразвития мышцы, поднимающей веко, или поражения нерва, управляющего движениями этой мышцы. Опущенное веко может препятствовать проникновению света внутрь глаза. Лечение заключается в придании веку правильного положения с помощью лейкопластыря. Хирургическое лечение проводится в возрасте 3-7 лет.

Дата: 02.01.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Формирование зрения ребенка в первый год жизни
  • Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Зрение у новорожденных далеко от идеала. Его совершенствование будет происходить еще около 8 месяцев после рождения. Только родившийся малыш совсем не так видит окружающие его предметы, как взрослые. Это связано с тем, что на момент рождения сетчатка глаза еще не полностью сформировалась, как и зрительный центр в головном мозге.

Если говорить иначе, то ребенок физически полностью готов к тому, чтобы видеть все вокруг полноценно, но его мозг еще не способен обрабатывать получаемые данные от глаз. Острота зрения новорожденного ограничивается способностью определять место нахождения источника света и улавливать движущиеся объекты недалеко от него.

Формирование зрения ребенка в первый год жизни

Не все родители знают, что младенец способен фокусировать свой взгляд только на расстоянии 20-30 см от себя. Кроме того, глазные мышцы еще не полностью окрепли, что проявляется в виде косоглазия. Глаза ребенка могут косить или расходиться в разные стороны. Первый офтальмологический осмотр происходит еще в роддоме, где врач оценивает качество зрения и проверяет его на наличие различных патологических заболеваний. Зрительные функции проверяются повторно через месяц в детской поликлинике, при плановом осмотре. Нормальное развитие зрения у новорожденных происходит поэтапно, в соответствии с месяцами их жизни.

Этапы развития по месяцам:

  1. В 1-й месяц жизни зрение младенцев способно фокусироваться только на крупных и ярких предметах. Чтобы ребенок увидел игрушку на расстоянии 25 см и смог ее полноценно рассматривать, ее размер должен быть не менее 15 см. Изначально ребенок способен смотреть только по горизонтали. Рассматривать предметы, вертикально фокусируя взгляд, малыш научится немного позже.
  2. На 2-м месяце качество зрения улучшается и груднички начинают различать цвета. Предполагается, что изначально они могут видеть красный, желтый, белый и черный цвет. Для совершенствования зрительного аппарата врачи рекомендуют над кроватью ребенка повесить яркие игрушки или черно-белые картинки в виде полос или клеток.
  3. К 3-4 месяцу начинает развиваться моторика, что позволяет ребенку дотягиваться и брать в руки видимые им яркие предметы. Он начинает развивать понимание размера и формы окружающих его объектов.
  4. Зрение новорожденного на 5-6 месяце жизни развито настолько, что малыш может четко видеть черты лица окружающих его людей. Он запоминает предметы и способен узнавать их, увидев даже только их часть. Движения становятся более скоординированными.
  5. Формирование зрительной функции у основной массы детей заканчивается к 7-ми месяцам. У некоторых этот период может длиться немного дольше. К этому моменту полностью крепнут глазные мышцы, поэтому косоглазие в таком возрасте уже считается патологией. Дети начинают видеть полноценно, как взрослые.

Вернуться к оглавлению

Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Стоит отметить, что у недоношенных детей процесс созревания зрительного аппарата отличается от доношенных детей. Очень большое значение играет степень недоношенности. У недоношенных деток организм полностью сформировался, но еще недостаточно окреп. Многие факторы окружающего мира способны негативно сказываться на здоровье: свет, звук, температура и прочее. Веки у грудничков, родившихся раньше срока, неспособны полноценно защищать глаза от света, что требует в послеродовой период поместить малыша в специализированный инкубатор. Внутри него создаются все условия, которые помогают младенцу окрепнуть. На глаза могут накладывать повязку или накрывают инкубатор светонепроницаемыми простынями.

Согласно медицинским данным, воздействие яркого света на глаза недоношенных детей мешает развитию сенсорных функций.

Также существует риск развития ретинопатии. Это заболевание, которое характеризуется поражением сетчатки глазного яблока, вызываемое нарушением процесса кровоснабжения сетчатки.

Если нет осложнений, то недоношенные дети, после того как окрепнут, практически ничем не отличаются от малышей, рожденных в срок. Даже наоборот. Недоношенные малыши на момент достижения ими срока плановых родов (даты своевременных родов) способны видеть на расстоянии 30,5 см. А уже в полгода, с учетом срока недоношенности, их глаза и мозг способны обрабатывать получаемую картинку практически так, как это происходит у взрослых.

Несмотря на то что все малыши осматриваются врачом-офтальмологом, родители тоже должны знать, как проверить зрение у новорожденного, чтобы в случае того или иного отклонения от установленных норм обратиться к врачу. Каждый ребенок индивидуален, поэтому у некоторых детей формирование зрительного аппарата может происходить быстрее, а у других — медленнее. При любом подозрении на патологию родители должны обратиться за дополнительной консультацией к специалисту, так как чем раньше будет выявлена проблема, тем проще будет провести лечение.

В большей степени здоровье глаз детей, как недоношенных, так и родившихся в срок, зависит от условий, которые создаются для их развития.

Зрение у новорожденных несовершенно, несмотря на то, что появляется оно задолго до их рождения. Способность видеть формируется у ребенка еще во время его внутриутробного развития, как и другие системы организма, с которыми, кстати, органы зрения находятся в тесной взаимосвязи. Если ребенок не будет полноценно видеть, он не сможет нормально развиваться и познавать окружающий мир.

Итак, предотвратить появление большинства проблем, связанных с возможностью крохи видеть, желательно как можно раньше. Ранние этапы выявления патологии позволят своевременно начать лечение и подарить малышу шанс на полноценное восприятие и постижение всего нового и ему незнакомого. При первых признаках зрительных нарушений родители новорожденного должны срочно обратиться к детскому окулисту и держать ситуацию под контролем.

Как правило, у недоношенных детей намного чаще возникают проблемы со зрением, чем у малышей, появившихся на белый свет в положенный срок. Такая категория новорожденных заслуживает еще больше внимания со стороны родителей. Если учесть, что вполне здоровый ребенок, только родившись, практически ничего не видит, то у недоношенных младенцев ситуация обстоит так же. Нельзя, конечно, сказать, что дети появляются на свет слепыми, но недоразвитость некоторых центров головного мозга к этому периоду – вполне нормальное явление.

Рассмотрим, как видит малыш при рождении:

  • Многие люди ошибочно полагают, что в младенческом возрасте у детей перевернутое зрение. Конечно, правдой это назвать нельзя, но что-то истинное в этом все-таки присутствует.
  • Малыш не видит окружающие его предметы и людей вверх ногами, но изображение, которое отображается на сетчатке, находится под 90-градусным наклоном.
  • Между тем это не мешает крохе различать свет и тень, определять силуэты и черты больших предметов.
  • Помимо этого, новорожденный малыш отчетливо видит лицо матери, которая кормит его грудью. Дело в том, что на расстоянии 20-30 см ребенку доступны все, даже самые мелкие детали.

Ребенок в первый месяц жизни нередко косит глазами, что пугает многих молодых родителей, никогда не сталкивающихся с подобным состоянием у детей. Пройдя необходимые этапы развития, зрительные мышцы придут в тонус и смогут контролировать движения глазных яблок.

У недоношенных малышей зрение так же фокусируется с огромным трудом. Определить, является ли данное состояние вариантом физиологической нормы или патологией, может только окулист уже на первом осмотре.

В большинстве случае в месяц новорожденные воспринимают черно-белые картинки намного лучше цветных.

Первые оттенки кроха начинает различать в такой последовательности:

  1. Красный.
  2. Желтый.
  3. Зеленый.
  4. Синий.

Как происходит развитие зрительных способностей у новорожденного?

Зрение новорожденного ребенка проходит несколько основных этапов развития, постепенно совершенствуясь к годовалому возрасту.

Изо дня в день, из месяца в месяц его зрительные навыки улучшаются, открывая перед крохой для постижения все новое и незнакомое:

  • В возрасте 4-5 недель глаза новорожденного способны уловить мамину улыбку и рассмотреть черты ее лица. В данный период для крохи крайне важно наличие общения с матерью, ей необходимо постараться как можно больше контактировать с ним в моменты бодрствования. В месяц даже у недоношенных малышей зрачок реагирует на изменения в освещении, сужаясь и расширяясь. Убедиться в этом можно, поднеся его к окну.

  • Спустя еще один месяц малыш может следить за движением предметов в горизонтали. Размытые образы отображаются у него более четко. Вместе с резкостью в изображении приходит и увеличение продолжительности задерживания взгляда на конкретном предмете. Наибольший интерес у крохи вызывает мамина грудь.
  • Прошел еще один месяц. Особенности зрения новорожденных, в т. ч. и недоношенных деток, позволяют им рассматривать даже мобиль для детского манежа в деталях. Малыш активно следит не только за крупными вещами, но и за предметами поменьше. Трехмесячный кроха активно узнает родственников, не путая папу с мамой. Навык распознавания цветов начинает формироваться как раз на этом этапе развития.
  • Шестой месяц жизни знаменуется высоким совершенствованием зрительных способностей ребенка. В период, когда его трехмерное восприятие улучшено, ему уже без труда удается фокусировать взгляд на близких объектах. Простые геометрические фигуры помогают развивать зрение новорожденному.
  • Двенадцатый месяц жизни позволяет крохе уверенно рассматривать узоры. Когда ему дают книжки, он с удовольствием знакомится с изображениями.

Как помочь ребенку в развитии зрения?

Вместе с развитием функциональности головного мозга происходит окончательное созревание зрительных возможностей.

Все образы, которые малыш может наблюдать, проходят определенный анализ, в голове у новорожденного постепенно выстраивается взаимосвязь между ними.

В это и последующее время требуется особая забота родителей:

  • Родителям необходимо уделять максимум внимания, они должны стараться, чтобы все процессы формирования зрения новорожденных и недоношенных детей протекали в гармонии.
  • Важно постоянно общаться с крохой, рассказывать ему об окружающем мире, сопровождая обучение демонстрацией цветов, игрушек, предметов.
  • Для зрительного развития ребенка особо полезными являются кроваточные мобили, подвески и другие конструкции, установленные на расстоянии не ближе, чем 30 см от органов зрения новорожденного. Преимущественными цветами должны стать яркие красные и желто-горячие оттенки. Вспомогательной палитрой могут быть синие и зеленые тона.
  • Когда ручки ребенка впервые потянутся за игрушками, важно стимулировать и поддерживать его в этом, проявлять инициативу, помогать ему. В любом случае предпочтение новорожденные отдают живому общению с родителями. Лицо самых дорогих для него людей намного лучше самой дорогой игрушки.

Стоит понимать, что описанные этапы развития у только появившихся на свет детей нельзя назвать статичными. Огромную роль играют индивидуальные особенности крохи, кроме того, у недоношенных малышей показатели могут существенно варьироваться по срокам.

К годовалому возрасту ребенок, вне зависимости от того, в срок он появился на свет или нет, имеет достаточно развитые зрительные способности, максимально приближенные к взрослым.

Как проверить зрение у малыша и на что обратить внимание?

Когда кроха появляется на свет, в роддоме сразу же проверяют его зрение, особенно это касается недоношенных детей. Затем родители показывают своего малыша окулисту в 1 месяц, в 3 и ближе к полугоду. Недоношенных крошек, особенно имеющих наследственную предрасположенность к заболеваниям органов зрения, офтальмологи проверяют практически каждый месяц. Как проверить зрение у новорожденного, сложно сказать, поэтому лучше обратиться к специалистам.

Родители должны сделать это, не дожидаясь планового осмотра, если:

  • у ребенка заметен разный диаметр зрачков;
  • появилось слезотечение (у детей до 3-х месяцев отсутствие слез – абсолютно нормальный показатель);
  • происходит гнойное выделение из глаз;
  • нет реакции зрачков на дневной свет;
  • утром после пробуждения глазки у ребенка постоянно закисают;
  • явно выраженная светобоязнь;
  • малыш не способен удержать взгляд на конкретном предмете;
  • кроха не умеет следить за движущимися объектами к 3 месяцам;
  • его зрачки не в состоянии задержаться на чем-то одном;
  • глаза ребенка постоянно «бегают», мигают, как будто дергаются;
  • к двум месяцам малыш не способен сфокусировать свой взгляд на предмете, расположенном относительно близко (на расстоянии 20-30 см);
  • у ребенка слишком выпуклые глаза;
  • по достижении 3 месяцев глаза у крохи по-прежнему косят.

В экстренном случае следует идти за консультацией к доктору, если была какая-либо травма органов зрения, попадание инородных тел. О глазах детей необходимо заботиться с первых дней от самого рождения. Как только малыш подрастет, важно приучать его к проведению гигиенических процедур, акцентируя внимание на их важности для здоровья.

Не менее важно предоставить ребенку максимально интересные увлечения и занятия, чтобы не допускать его к просмотру мультфильмов, играм на компьютере, планшете.

Чрезмерная нагрузка на зрительные центры, которую несут в себе современные гаджеты, способствует появлению раздражительности, возбужденности и психических отклонений.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .

Loading...Loading...