Психологическая травма

Представления о нормальной психике и об угрозах ей в разное время различаются. Пару веков назад полагали, что порядочную девушку любое сколько-нибудь сильное переживание обязательно должно повергать в обморок. И хотя падали барышни не из-за чувствительности, а из-за корсетов, нарушающих кровообращение и дыхание, уверенность эта была очень живуча.

Несколько позже психиатры героически боролись с бурными истерическими припадками, сопровождающимися спазмами и судорогами. Ныне и эта проблема безнадежно вышла из моды.

Психологический тренд наших дней – психотравмы. Но серьезнее ли эта проблема, чем обморочная чувствительность или бурные истерики?

Говоря о психологических травмах, необходимо отличать их от психических. При психическом травмировании (чем-либо или кем-либо) нарушения психических реакций просматриваются легко. Это могут быть:

  • расстройства памяти;
  • неспособность узнавать близких людей4
  • нарушения внимания;
  • сбои мышления.

При психологических травмах ничего подобного нет, и человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде. До 80-х годов прошлого века термином «психотравма» никто не пользовался. Таких травм никто не боялся, и вокруг себя и у себя сами люди их как-то не наблюдали. Теперь все переменилось, и многим эти самые травмы мерещатся буквально на каждом шагу.

Раньше говорили: «у нее плохое настроение», «он расстроен», «он рассержен», «она встала не с той ноги». Ныне вместо этих привычных выражений употребляют устрашающее «у них психотравма!». При этом в медицине этот термин не принят, и научного определения у него нет.

Кому выгодно?

Почему же тогда это понятие получило широкое распространение? Потому что это многим выгодно. Прежде всего выгоду получают психотерапевты, которым страх перед психотравмами помогает получать денежных клиентов на длительное время. Затем, это дети и люди инфантильного склада, которым убежденность в собственном психологическом травмировании помогает «переводить стрелки» на других при объяснении собственных немотивированных требований и неудач.

Дети, угрожая психотравмой («надо мной будут смеяться в классе!»), вымогают у родителей совершенно ненужные дорогие «игрушки» — мобильные телефоны, планшеты, модную одежду, нездоровую пищу. Взрослые (по паспорту) люди объясняют детскими переживаниями и неправильным воспитанием свое неумение принимать решения, защищать собственные интересы и добиваться успеха.

Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе психотравмы. Это, как уже было сказано, инфантильные личности, охотно перекладывающие свою несостоятельность на родителей или учителей. Также это истероиды, которым просто очень нравится, когда с ними происходит что-то плохое. Если такого события нет в реальности – они его охотно выдумают.

Нужно ли совсем отказаться от понятия психологической травмы? Естественно, нет, поскольку бывают такие ситуации, когда очень сильное психологическое впечатление и впрямь может нанести человеку вред. В помощи психотерапевта нуждаются:

  • те, кто потерял близкого человека;
  • заболел опасной мучительной болезнью;
  • стал свидетелем или жертвой преступления, военных действий, катастрофы, стихийного бедствия.

Но обращаться к понятию психологической травмы стоит только тогда, когда другого объяснения происходящему найти не удается.

Для того чтобы можно было пользоваться понятием психотравмы на действительно научном уровне, его прежде всего необходимо доработать. Сегодня оно не имеет точного определения. Вместо него используют набор признаков. Но все они при ближайшем рассмотрении оказываются очень ненадежными и не могут заменить твердые, четко обозначенные критерии.

Главным признаком считается наличие события, оказывающего ударное воздействие на психику. В качестве таковых рассматриваются, к примеру, развод родителей (для ребенка) или изнасилование. Но в мире ежегодно разводятся родители миллионов детей, и (по статистике) каждая четвертая женщина хоть раз в жизни, но бывает изнасилована. Тем не менее большинство этих людей справляются с негативным опытом, не теряя адекватности. Ведь восприятие события субъективно, и больше зависит не от самого события, а от той его трактовки, что привита индивидууму обществом и его непосредственным окружением.

Также признаком психотравмы считаются навязчивые негативные воспоминания. Но более вероятно, что подверженный им человек просто имеет слишком мало реальных дел и слишком узкий круг интересов. Тем людям, кого многим интересуются, и много работают, некогда думать о негативном.

Рассматривают в качестве признака психотравмы и неумение абстрагироваться от ситуации, отождествление любого происшествия с собой. Но не стоит ли вместо привлечения психотерапевтов озаботиться развитием у современного человека абстрактного мышления?

Еще один признак – остановка развития личности. Но пассивное развитие происходит исключительно под влиянием внешних факторов, так что для того, чтобы оно не останавливалось, их надо подключать, а не исключать. Активное же развитие – достояние немногих, и обязаны они им отсутствию душевной лени, а не психотравм.

Наконец, признаком психологического травмирования считают склонность к саморазрушительному поведению:

  • самоубийству;
  • алкоголизму;

Но возникает вопрос: почему таких людей очень много в самых благополучных обществах, где их всячески оберегают от негативных впечатлений? Наверное, их потому много без всяких психотравм, что их плохо научили быть нужными и находить свое место в жизни.

Психологическая травма — это след от не до конца пережитых неприятных событий. Как правило, психологические травмы появляются в детстве. Ребенок еще не в состоянии справиться со многими вещами: с оставлением без родителей, с невниманием родителей, чем бы оно ни было вызвано; с эмоциональным и физическим насилием; со смертью или разводом родителей.

Психологическая травма возникает, когда ребенку или взрослому человеку не помогают справиться с эмоциями, чрезмерными для них. Например, ребенку, пережившего смерть родителя, часто вообще ничего не рассказывают про это или врут, что мама или папа уехали.

Ребенок чувствует, что произошло что-то плохое, ведь окружающие грустны, плачут и смотрят на него с жалостью. Однако, поскольку никто не говорит с ним об этом или плохо реагирует на выражаемые им эмоции, ребенок остается с ними наедине и вынужден справляться с ними самостоятельно.

Часто окружающим кажется, что ребенок вообще не заметил того, что случилось, например, что папа больше не живет с ними вместе, однако это не так. Внутри ребенка в этот момент происходит борьба с травмой оставления, не видная снаружи.Каждый ребенок в такой ситуации думает, что папа ушел, потому что он был плохим, хотя большинство людей считают, что перенесли развод родителей хорошо и почти его не заметили.

После потери или катастрофического происшествия психика пытается залечить душевную рану, но если она не справляется со своей задачей, то строит вокруг этого места психологически защиты, чтобы неосторожные слова других людей или воспоминания не воздействовали на болезненное место. Такие защиты требуют много внутренних ресурсов, поэтому ребенок может начать плохо учиться, потерять ко всему интерес, замкнуться в себе, стать тревожным.

В случае слишком сильного подавления у ребенка возникают неврозы, а если он не стремится слишком сильно подавить свои чувства (например, чтобы не огорчать мать), то тогда исход лучше, но это место в душе остается ахиллесовой пятой навсегда. Например, мужчина, потерявший в детстве мать, может все время влюбляться в женщин, которые бросают его. Такую психологическую травму можно излечить, пережив заново детские эмоции по поводу потери. Где-то в глубине души они хранятся, даже если об этом нет воспоминаний.

У взрослых людей психологическая травма может возникнуть в результате катастрофических событий, связанных с опасностью для жизни: природных катаклизмов, нападений и т. д. У взрослых психологическая травма приводит к формированию посттравматического стрессового расстройство, если она настолько сильна, что человек не в состоянии с ней справиться.

Посттравматическое расстройство возникает спустя примерно полгода после события и выражается в депрессии, апатии, снижении работоспособности. Вот почему сразу после травматических событий стоит обратиться к психологу, чтобы проработать сложные эмоции, связанные с событием.

Психологическая травма может быть результатом воздействия на психику таких событий, как военные действия, сексуальное нападение или природная катастрофа.

Определение психологической травмы вызывает споры в научном мире, в частности, между учеными пока нет консенсуса по вопросу о том, что считать психологической травмой: объективные свойства травмирующей ситуации, субъективную оценку травматического события или острый/хронический дистресс как ответ субъекта на воздействие стрессора.

Согласно руководству DSM-III, психологическая травма — это стрессор, который находится за пределами повседневного человеческого опыта, провоцирует дистресс у большинства людей и вызывает интенсивный страх, ужас и беспомощность.

История понятия психологической травмы

Хотя психологический травмы существовали в течение всей истории человечества, самому понятию не больше 150 лет.

Впервые изучением психологической травмы занялись в середине 19 века, когда из-за частых аварий на железных дорогах страховые компании стали выплачивать компенсации пострадавшим. Оказалось, что были пассажиры, которые не пострадали физически, однако их трудоспособность нарушилась после аварии. Такого рода последствия считались в то время результатом повреждения спинного мозга.

Поскольку симптомы «железнодорожного синдрома спинного мозга» оказались похожими на симптомы истерии, которая, согласно тогдашним представлениям, была свойственна только женщинам, подобные нарушения считались следствием слабости воли (ведь женщины в то время считались слабым полом). Лечение этого расстройства было весьма жестоким и заключалось часто в создании пострадавшему таких условий существования, чтобы он, наконец, отбросил свои симптомы и взял себя в руки.

Работа Зигмунда Фрейда с истеричками также способствовала развитию понятия психологической травмы. В самом начале своей деятельности Фрейд обнаружил, что симптомы истерии связаны с сексуальным насилием в детстве, которое чаще всего совершалось отцами или опекунами пациенток. Фрейд сделал вывод, что истерия является результатом психологической травмы, случившейся в детстве.

Однако уже через год Фрейд отказался от своего вывода под давлением общественности, которая возмутилась тому, что достопочтенных отцов семейств обвиняют в развращении своих дочерей. Тогда Фрейд выдвинул гипотезу о существовании комплекса Эдипа и комплекса Электры, в результате чего истерия стала следствием внутреннего конфликта, а не внешних событий. Такая точка зрения господствовала в психологии достаточно долго, до середины 20 века.

Первая мировая война принесла с собой множество свидетельств того, что человек может быть не ранен физически, но стать совершенно недееспособным и испытывать сильные психологические страдания вследствие переживания увиденных им ужасов и сильного страха. Однако и «военный невроз» долго считался следствием слабости силы воли, а выводы, сделанные о его истинных причинах — посттравматическом стрессовом расстройстве — забылись уже через какое-то время после войны.

Отмечалось, что физически раненные, побывавшие в плену и офицеры почти не страдали этим расстройством. Вероятнее всего, это объяснялось тем, что «военные невроз» вызывался, в основном, сильным страхом смерти, а первые две категории находились уже вне опасности. По поводу офицеров выдвигалась ошибочная версия, что высшие классы обладают более сильным характером и сложением, тогда как на самом деле, вероятнее всего, на офицерах лежала большая ответственность за других людей, что было для них важнее возможной смерти, а добровольцы, бывшие солдатами, проходили короткое обучение и были непривычными к военным условиям и поэтому сильно подверженными ПТСР.

Только вторая мировая война, изучение влияния холокоста на переживших его людей, а затем война во Вьетнаме и ее влияние на психику прошедших ее людей привели к включению посттравматического стрессового расстройства в руководство по диагностике психических расстройств DSM-III в 1980 году.

Психологическая травма: модель Горовитца.

Описанием, что такое психологическая травма, занимались многие психологи, но одной из наиболее понятных и развернутых теорий на этот счет можно считать модель психологической травмы Марди Горовитца.

Горовитц занимался изучением травмы более 30 лет и применял свою гипотезу к лечению различных травмирующих факторов, от утраты до участия в бою. Он применял комбинацию из психодинамического и когнитивного подходов.

Модель психологической травмы Горовитца основана на предположении, что человек, переживающий травму, переполнен информацией, которая не соответствует его прежним схемам действительности и остается в активной памяти до тех пор, пока не будет включена в обновленные схемы восприятия действительности. Находящаяся в активной памяти информация время от времени привлекает к себе внимание человека, так как связана с сильными эмоциями и ее удержание там требует затраты психических ресурсов.

Горовитц выделял в процессе восстановления после психологической травмы две фазы: отрицание (или избегание) и вторжение.

Фаза отрицания характеризуется эмоциональным оцепенением, избирательной невнимательностью, полной или частичной амнезией и ассоциативным ходом мыслей. Фаза избегания, по Горовитцу, призвана уберечь личность от полного распада вследствие затопления сильными эмоциями.

Фаза вторжения включает тревожность, нарушения сна, навязчивые мысли, спутанность, возбужденность и эмоциональные страдания. Существование этой фазы Горовитц связывает с тем, что травматический материал, находящийся в активной памяти, требует рассмотрения, и с тем, что существует врожденное побуждение полностью интегрировать поступившую информацию, которое и вытаскивает в сознание необработанный материал.

Горовитц считал, что реакция на травматический фактор не является патологической, она становится таковой только если определенная предрасположенность или обстоятельства порождают характерный паттерн переполнения эмоциями и дезадаптивного отрицания.

Нормальные реакции на стресс: Патологические реакции:

Событие Событие

Первичный шок: страх, печаль, гнев Переполненность эмоциями

Отрицание, отказ поверить в случившееся Паника или обессиленность в результате сильной эмоциональной реакции

Вторжение: непрошеные мысли о событии Экстремальное избегание, прибегание к лекарствам для отрицания боли

Работа мысли: это действительно случилось Состояние переполненности навязчивыми образами и мыслями о событии

Характерные искажения, долговременная нетрудоспособность

Согласно Горовитцу, травма создает разрывы в Я-схемах, которые определяются как видение себя, не обязательно доступное сознанию, но бессознательно организующее внутренние умственные процессы. Существуют персональные схемы (Я-схема и Другой-схема) и ролевые модели отношений.

Стрессовое событие резко противоречит внутренним схемам, что требует перестройки существующих схем. Это противоречия активируют очень сильные эмоции, для предотвращения повторного появления которых активируются защитные механизмы.

(Из книги «Understanding trauma and emotion: Dealing with trauma using an emotion-focused approach» Colin Wastell)

0 5 214 0

Конец 19 века был ознаменован модой на обмороки. Каждая уважающая себя девушка теряла сознание хотя бы раз в день. Эта мода сменилась припадками с судорогами в 20 веке. Теперь пришло другое веяние – психотравма. Начало ему было положено возникшей в 80 годах кризисной психологией. Сейчас психологической травмой пугают детей и родителей. Это не значит, что само понятие – фикция, однако прежде, чем приписывать себе психотравму, стоит понять, что это.

Характеристика состояния

Психологическая травма – определенный вред ментальному здоровью человека без нарушений функций психики.

У человека остается возможность адекватно реагировать на различные ситуации и успешно адаптироваться к обществу. Тем не менее, это не значит, что психологических травм не существует. Наибольшее распространение этот термин получил в рамках теории (ПТСР). Это тяжелое состояние, возникающее от многократного повторения травмирующих ситуаций. При этом стоит отличать психологическую травму от психической.

Последствия последней крайне тяжелы и приводят к провалам в памяти, нарушениям работы мозга разного типа (смешанная речь и мышление, проблемы с вниманием). Психологические травмы имеют более простые пути преодоления.

Причины появления

В большинстве случаев психологическая травма – это способ убежать от действительности, забыть свои ошибки или ошибки близких, пожалеть себя. Однако есть и другая статистика. Швейцарские ученые в ходе современного исследования установили, что такого рода травмы передаются по наследству, а значит, влияют на генетический код человека.

Возникать может при мощном единичном или многократном повторении стрессовой ситуации.

Современные психологи считают, что детские унижения и иные дискомфортные ситуации влияют на всю последующую судьбу человека.

В научном журнале «Naked Science» было опубликовано исследование, в котором изучение математики сравнили с психотравмой. При этом сильный «математический страх» наиболее распространен на территории Чехии и Сингапура. Причиной тому стала сильная математическая школа в данных странах, что создавало на учеников повышенное давление и влияло на самооценку в случае отсутствия успеха. Таким образом, одной из причин возникновения можно назвать завышенные ожидания. Также могло повлиять незапланированное событие, отчего моральная и душевная целостность была нарушена.

Виды травм

Вид

Описание

Травмы потери Это может быть потеря близкого человека, части собственного тела, аборт. Любая критическая ситуация способна вызвать у человека состояние горя. Проявляется по-разному: «окаменелость», потеря эмоций и чувств, психологический шок, плач, нарушение сна и аппетита и даже сужение сознания.
Экзистенциальные Проявляются ярко выраженным страхом смерти. Или просто боязнью угрозы себе и своим близким.
Травмы собственных ошибок Неудачное действие в прошлом, сопровождающееся тяжелыми, по мнению индивида, последствиями. Наибольшее количество людей с таким видом травм живет в США.
Неудачные отношения Измена близкого человека или разрыв отношений по другой причине.

Как проявляются

Четких критериев психологической травмы нет. Выделяют лишь признаки.

  • Психотравмирующая ситуация, которую взрослый человек/ребенок воспринял как очень серьезную. Восприятие субъективно по определению. Важно не само событие, а отношение к нему.
  • Навязчивость воспоминаний. Если воспоминание приходит в голову более трех дней и не теряет своей яркости и эмоциональной насыщенности, его можно назвать навязчивым. Боевая травма и детские болезненные воспоминания относятся к их числу.
  • Вовлеченность. Когда человек не способен оценивать ситуацию объективно и все воспринимает на свой счет. То есть, как бы сливается с болезненной ситуацией.

  • Остановка развития и эмоциональный дисбаланс. Резкие перепады настроения: от апатии до вспышек гнева и неоправданной радости. Отсутствие желания что-либо делать для решения проблемы. Стагнация и .
  • Склонность к саморазрушению. Преобладание так называемого подсознательного желания смерти. Суицидальные склонности, алкоголизм и правонарушительные действия.

Есть ли последствия психотравм

Продолжающееся пребывание под напряжением и угнетением может спровоцировать дальнейшее ухудшение состояния. Вплоть до изменения состояния сознания. Верным спутником отсутствия реакции являются клинические состояния, причиняющие вред здоровью. Изменение химического состава мозга также возможно. Тогда можно констатировать депрессию или реактивное состояние.

Особенности травм у детей

Детские установки и воспоминания самые сильные. Избавиться от душевных травм, полученных в детстве, сложнее всего. Ведь тогда работа психотерапии отстранена годами жизни, и извлечь мотивы на поверхность без изменения состояния сознания трудно. Примерами распространенных детских травм могут быть травмы:

    Не живи

    Родители постоянно рассказывали ребенку, сколько трудностей и неприятностей он им принес.

    Не будь самым собой

    Родители постоянно сравнивали малыша с более успешными детьми.

    Не будь ребенком

    Родители взывали к взрослому поведению своего чада, не давая побыть в детстве.

Как вылечить

Глубина травмы и успех лечения зависят от нескольких факторов:

  1. Значимость события приведшего к душевному ущербу.
  2. Активность поддержки окружения.
  3. Своевременность обнаружения.

Когда прошла фаза стагнации, человеку свойственно спрашивать себя: что дальше? Наличие такого вопроса – это верный шаг на пути выздоровления. Не лишним будет пройти курс психологической помощи. Но самый важный шаг – это прекратить жалеть себя и принять ответственность за свою жизнь. Если это сделать искренне, желание горевать будет уходить само собой. Неожиданное решение проблемы может попасться где угодно – нужно не бояться вновь открыться миру.

Психологическая травма – событие в жизни человека, вызывающее очень сильные и переживания, неспособность к адекватной реакции. Вместе с этим наступают устойчивые психические патологические изменения и последствия для .

Это определенный жизненный опыт, к которому человек оказывается не готов. Известных ему средств разрешения проблем оказывается недостаточно или они просто не пригодны в данной ситуации («к такому жизнь меня не готовила»). В итоге происходит резкое и сильное нервное возбуждение и энергетическое истощение.

Психотравма – глубокая индивидуальная реакция на какое-либо событие, значимое для человека, вызывающее сильное психическое напряжение и негативные эмоции в дальнейшем, которые человек не в силах преодолеть самостоятельно. В результате этого происходят устойчивые изменения в психике, личности, поведении и физиологии.

Травма может образоваться как результат одноразового влияния конкретного раздражителя или по накопительной системе в результате регулярных, но, казалось бы, переносимых по травматичности событий.

Какая ситуация становится психотравмой

Стрессовая ситуация тогда становится травматичной, то есть приобретает статус психологической (психической) травмы, когда разрушается личности, в результате перегрузки (физической, психической и адаптационной). Для травмы характерны следующие особенности:

  • человек понимает, что именно это событие ухудшило его психологическое состояние;
  • влияние оказали внешние факторы;
  • привычный образ жизни после этого события в понимании человека становится невозможным;
  • событие вызывает у человека ужас, чувство беспомощности и бессилия что-то изменить, хотя бы попытаться.

Для нормально развивающегося человека такой ситуацией является, конечно, что-то выходящее за общепринимаемые нормы жизни, например, ситуация угрозы жизни, насилия, катастрофа, теракт, боевые действия. Но само словосочетание «угроза жизни и безопасности» намекает на определенную долю субъективности вопроса. Потому нельзя однозначно сказать, что именно и для кого станет психотравмирующей ситуацией.

Так, например, в психологии к переносимому человеческому опыту принято относить смерть близкого человека по естественным причинам, (в том числе семейные), увольнение, болезнь. Преступные действия и сильное влияние природных стихий относится к непереносимым. Но в бытовой жизни смерть – всегда травмирующее событие, болезнь тоже адекватно вынесут не все (смотря еще, что за болезнь).

Признаки психотравмы

Среди эмоциональных симптомов можно отметить:

  • перепады настроения;
  • раздражение;
  • отчуждение;
  • чувство вины и стыда;
  • снижение самооценки и веры в себя;
  • растерянность;
  • тревога и страх;
  • замкнутость;
  • чувство ненужности.

К физическим признакам относится:

  • нарушение сна, пугливость;
  • изменение дыхания и сердцебиения;
  • любые функциональные нарушения в системах (например, нарушения стула);
  • мышечное напряжение;
  • суетливость;
  • ухудшение познавательных возможностей;
  • утомляемость.

Факторы психотравмы

На вероятность образования травмы влияние оказывают внутренние и внешние факторы. К внешним относится:

  • физическая травма;
  • потеря родных и (или) жилья;
  • переутомление, недосыпание;
  • напряжение, нарушение режима дня и привычного образа жизни;
  • ухудшение материального благополучия;
  • переезд;
  • потеря работы;
  • конфликты;
  • изменение социального статуса;
  • отсутствие поддержки.

Среди внутренних факторов роль играет:

  • возраст (особенно уязвимы старики и дети);
  • пол (во взрослом возрасте женщины больше уязвимы, в детском – мальчики);
  • индивидуальные особенности (возбудимость, эмоциональность, неустойчивость, импульсивность способствует развитию травмы);
  • личностные особенности (травматизации больше подвержены тревожные люди, с выраженными депрессивными и истероидными чертами, сензитивностью, инфантильностью, неподвижностью защитных механизмов и копинг-стратегий), также влияет уровень мотивации, ценностные ориентации и установки, морально-волевые качества;
  • готовность к чрезвычайным ситуациям, похожий опыт;
  • исходное нервно-психическое и соматическое состояние.

Развитие психотравмы

Психотравма возникает не сразу. Она проходит определенные этапы.

Психологический шок

Как правило, короткая стадия. Характеризуется дезадаптацией человека (непонимание происходящего) и отрицанием (попытки психики защититься).

Воздействие

Более продолжительная стадия. Это проявление различных эмоций, мало контролируемых самим человеком: страх, ужас, гнев, плач, обвинение, тревога. На этой же стадии происходит самообвинение, прокручивание вариантов («а что было бы, если …»), самобичивание. Наглядный пример: муки выживших в случае аварии.

Выздоровление или ПТСР

А вот дальше возможны два варианта: выздоровление как третий этап (принятие факта случившегося, адаптация к новым условиям, проработка и проживание эмоций) или же развитие посттравматического стрессового расстройства () как вариант зацикливания на травме. Нормальным с позиции психологии, конечно, является первый вариант.

Типы психотравм

Психотравмы бывают 2 типов: кратковременное неожиданное травмирующее событие и постоянно повторяющееся влияние внешнего фактора.

Краткосрочное влияние

Для этого типа травмы характерно:

  • единичное влияние, угрожающее жизни и безопасности человека или значимым для него людям, требующее от индивида реакций, превосходящих его возможности;
  • редкое, изолированное переживание;
  • неожиданное событие;
  • событие оставляет след в психике, эмоции, связанные с событием, ярче и сильнее, чем при втором типе;
  • событие приводит к навязчивым мыслям о травме, избеганию и физической реактивности;
  • быстрое восстановление происходит редко.

Постоянное влияние

Для второго типа психотравм характерно:

  • множественное, вариативное и предсказуемое влияние;
  • ситуация умышленная;
  • при первом инциденте переживание схоже с первым типом, но уже при втором и последующих повторениях характер переживания ситуации меняется;
  • ощущение беспомощности и невозможности предотвращения повторной травмы;
  • воспоминания в этом случае не такие яркие, неясные и неоднородные;
  • на фоне этого типа меняется : снижается самооценка, возникает чувство стыда и вины;
  • происходят личностные изменения, в результате которых человек обособленно себя ведет;
  • наблюдаются такие защитные механизмы, как диссоциация (воспоминания о том, что событие происходило с кем-то другим), отрицание, попытки заглушить реальность (пьянство).

Таким образом, к первому типу травм можно отнести аварию, катастрофу, теракт, ограбление. Ко второму – пьянство мужа (отца, матери) с последующими вариативными дебошами (если напился, значит что-то нехорошее будет, но не совсем ясно, что именно).

Последствия психотравмы

В результате непроработанной психотравмы может развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), острые психические расстройства, .

Психогенные непсихотические расстройства

Реакции: астенический, депрессивный, истерический синдром, снижение мотивации и целенаправленности действий, неадекватная оценка реальности, ситуативно-аффективные реакции.

Состояния: астенический, истерический, депрессивный , невроз истощения, навязчивых состояний. Утрата возможности критически оценивать и целеполагать, тревожно-фобические расстройства.

Реактивные психотические расстройства

Происходят необратимые нарушения в какой-либо сфере: сознание, двигательно-волевая, эмоциональная сфера.

Острые расстройства: аффективно-шоковые реакции, чрезмерное возбуждение или торможение, затуманенное сознание.

Затяжные расстройства: депрессивный психоз, параноидальный, истерический, псевдодементный (имитация слабоумия), галлюцинации.

Как избавиться от психотравмы

Лечением обязательно должен заниматься клинический психолог или психотерапевт. Нужно понять нормальность своего состояния, пересмотреть травматичную ситуацию (переосмыслить), научиться спокойно переживать ситуацию, перестроить взаимодействие с собой и миром на новый лад, вернуть веру в себя, выстроить новые цели.

План коррекции всегда подбирается индивидуально. В лечении психотравм используется:

  • гештальт-терапия;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • провокативная терапия;
  • НЛП (нейролингвистическое программирование);
  • психосуггестивная терапия.

При зависимостях или других серьезных расстройствах назначается медицинская помощь.

Послесловие

Если травма не оказывается сознательно прожитой и переработанной, то она уходит в подсознание, а также включаются разного рода защитные механизмы, которые негативно сказываются на всей . ПТСР – один из вариантов. Возможно также развитие аутизма, шизофрении, множественного расслоения личности. Очевидно, что каждая психологическая травма требует коррекции и проработки.

Loading...Loading...