Типология социальных институтов. Признаки и структурные компоненты социальных институтов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Тема: «Социальные институты и их типы »

по курсу: ______________________________

Студент:2-го курса, з. о.
специальности 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

1 Введение 4

2 Социальные институты 5

2.1. Определение понятия социального института. 5

2.2. Типология социальных институтов 8

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 10

2.4. Институт как нормативная система 13

2.5. Динамика социальных институтов 15

Заключение 17

Список литературы 18

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты

2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 1 .

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

    ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    формальную и неформальную организацию;

    совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

    установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

    символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

    политический - институт власти;

    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

    военный – институт, организующий законное наследие;

    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

    потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

    потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

    потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями . У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Научное определение термина "социальный институт". Роль социальных институтов в обществе. Функции, дисфункции и структурные элементы основных институтов общества, их базовые характеристики и типология. Институционализация и институциональный кризис.

    реферат , добавлен 04.02.2010

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные институты как ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье. Эволюция социальных институтов, их типология, функции, дисфункции.

    Тема: Социальные институты

    Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами институционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.

    Оборудование: схемы, пакет документов.

    Тип уроков: комбинированный урок.

    Ход уроков

    I. Организационный момент

    Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера.

    «Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное... «Все добро происходит от мужчин, а все зло - от женщин». А вот это (веер переворачивают другой стороной) - иероглиф «инь». Он обозначал луну, а вместе с нею женщину, т. е., по мнению китайцев, «начало печальное и разрушительное».

    Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.

    Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде.

    Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

    Тема урока: «Социальные институты».

    План уроков

    1. Понятие «социальный институт».

    2. Типы социальных институтов.

    3. Функции социальных институтов.

    4. Социальная инфраструктура.

    II. Изучение нового материала

    1. Понятие «социальный институт»

    Социальный институт - это широкое понятие. Социологи используют его, характеризуя современное общество. Более того, сегодня ученые широко разрабатывают институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия.

    Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

    Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    На основании приведенных определений выделите:

    1. Главные черты социального института.

    2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.

    (По ходу работы составляется схема.)

    Авторы учебника предлагают вам провести маленькое исследование - пронаблюдать и проанализировать один день старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: семья, школа, государство.)

    По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

    Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

    Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

    Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»?

    Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, - объективный процесс. Он проходит ряд этапов:

    Возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;

    Постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

    Создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;

    Возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

    Создание материальной базы социального института;

    Включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

    Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.

    2. Типы социальных институтов

    Работая с пунктом 2 § 2, ответьте на следующие вопросы:

    1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов.

    2. Что лежит в основе типологии социальных институтов?

    3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов:

    экономического института;

    политического института;

    института семьи;

    социально-культурного института;

    института религии.

    4. Чем отличаются между собой главные и неглавные социальные институты?

    5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов:

    института собственности;

    института брака;

    института президентства;

    института монархии.

    6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального института - историчность.

    7. На примере школы проследите эволюцию данного социального института.

    8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой?

    9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры.

    10. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения?

    3. Функции социальных институтов

    Как вы думаете, в чем главное назначение социальных институтов? (Социальные институты удовлетворяют определенные потребности.)

    Выполнение данных функций зафиксировано:

    В законах;

    Программах;

    Уставах.

    Давайте познакомимся более подробно с функциями социальных институтов. Обратите внимание на таблицу.

    Функции социальных институтов

    Явные функции

    Скрытые функции

    Производство предметов потребления

    Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания

    Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих

    Возникновение крупных промышленных предприятий

    Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары - более дешевыми

    Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника

    Средства массовой информации

    Освещение сведений о событиях

    Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения

    В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института. Попробуем рассмотреть этот процесс на конкретном примере.

    Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

    Разрастание бюрократического аппарата

    Не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г. - 61,5 тыс. и в 1857 г. - 86 тыс.

    Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были завалены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер: губернские чиновники строчили ответ на бумагу из Петербурга, не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений.

    Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том, что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор), а всей административной машиной в целом. Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную. Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело - вольно или невольно - глазами министра. Но и министр не сам писал доклад. Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику. Однажды в минуту прозрения Николай I сказал: «Россией правят столоначальники» (т. е. среднее чиновничество).

    Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников. Однако он должен работать в строгих рамках закона, под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда. Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии.

    1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?

    2. Была ли она реализована? Почему?

    3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.

    4. Дисфункция социального института может проявляться:

    В падении его престижа в обществе;

    Неопределенности;

    Размытости целей;

    Потере такого качества, как деперсонализация.

    Работая с пунктом 3 § 2, приведите пример, демонстрирующий процесс дисфункции социального института в виде деперсонализации.

    4. Социальная инфраструктура Очень часто вы слышите термин «социальная инфраструктура». Как вы его понимаете?

    (После ответов учеников выстраивается схема.)

    Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социальной инфраструктуры?

    Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона?

    Что способствует этому процессу, а что мешает?

    Что подразумевает сегодня понятие «вандализм»? Имеет ли он место в нашей действительности?

    Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей.

    Что конкретно мы можем сделать в этом направлении?

    Разбившись на группы, создайте социальные проекты «Мой двор», «Моя школа», «Мой район». Работу следует представить наглядно.

    III . Итог урока

    Назовите основные признаки понятия «социальный институт».

    Что такое институциализация?

    Что лежит в основе типологии социальных институтов?

    Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?

    Домашнее задание

    Выучите § 2, выполните задания 3, 6.

    Ответить


    Другие вопросы из категории

    16.Деятельность политических партий обязательно включает 1.обоснование политических целей 2.создание вооруженных групп 3.принятие

    решений, обязательных для всех граждан

    4.сбор налогов

    17.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство?

    1.развитая система законов, защищающих права личности

    2.свободное формирование политических партий и движений

    3.полномочия главы государства неограниченны

    4.разделение государственных властей

    18.Исключительным признаком правового государства является

    1.многопартийность

    2.гарантия прав и свобод граждан

    3.наличие различных СМИ

    4.суверенитет

    19.Институтом российского права является право

    1.гуманитарное

    2.международное

    3.наследственное

    4.политическое

    20.Среди прав, представляемых Конституцией 1993г., новым является право на

    1.образование

    2.местное самоуправление

    3.избирать и быть избранным

    4.право на жизнь

    21.Видом административного проступка является

    1.нарушение правил проезда в метро

    2.нарушение трудовой дисциплины

    3.нарушение учебной дисциплины

    22.Носителем суверенитета и единственным источником властим в РФ является

    1.Президент

    2.Правительство

    3.Федеральное Собрание

    4.народ России

    23.Понятие «состязательность сторон» относится к деятельности органов

    1.законодательной власти

    2.исполнительной власти

    3.внутренних дел

    4.судебной власти

    24.Верны ли следующие суждения о нормативно- правовых актах?

    А.В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

    Б.Нормативно- правовые акты различаются по юридической силе.

    1.верно только А

    2.Верно только Б

    3.верны оба суждения

    4.оба суждения неверны.

    Дайте определение приведенным ниже терминам? 1. Молодежь 2. Топос 3. Демография 4. Совесть 5. Брак 6. Толерантность 7. Геноцид 8. Фашизм 9. Преступление

    10. Девиантное поведение 11. Социальные нормы

    Читайте также

    позже, является ли оно сложнее того, что возникает раньше? Может ли быть так, что сложное создается позже именно потому что, оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? Или это равновеликие по сложности социальные институты? Тогда почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а для другого - тысячи лет?

    1) семья 2) школа 3) здравоохранение 4) церковь

    характеристика какого из социальных институтов приводится ниже"Его задачей является обеспечение национальной безопасности,защита от внешних угроз"?
    1) семья 2) школа 3)государство 4) церковь

    ПОМОГИТЕ пожалуйста!!!

    Определите, какие положения текста
    носят:
    а) фактический характер б) оценочный характер в) теоретический характер
    (1) Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. (2) Считается, что первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение жизненных потребностей общества. (3) Оно не сможет существовать, если не будет пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовным проблем. (4) Если вместо пользы социальный институт приносит вред, то такое действие называют дисфункцией. (5) Ученые выражают опасение, что нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

    ва... это первый из институтов, с которым индивид сталки-
    вается биографически, потому что все другие институты, ка-
    ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики,
    выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-
    нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-
    тельная система и какие угодно другие системы зависят от
    лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-
    перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми-
    ра значений, который был сконструирован средствами язы-
    ка, и могут продолжать свое существование только с
    помощью языка.
    Итак, язык - это первый институт, с которым сталкива-
    ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление.
    Если спросить о первом институте, который переживает ре-
    бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се-
    мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно-
    го большинства детей первичная социализация имеет место
    в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв-
    ляется одним из случаев более обширного института родст-
    ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает.
    То, что он фактически воспринимает и испытывает, - это
    его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-
    ники, которые находятся вокруг него в это время. Только
    позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что
    они делают, - это один из случаев гораздо более крупной
    социальной реальности, известной как семья. Предположи-
    тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-
    вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в
    младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит
    в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-
    тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на
    более обширную реальность, которая лежит за пределами
    микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-
    мощью языка ребенок получает сведения о широком мире
    «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его
    взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.

    1) Какие социальные институ-
    ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим
    социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы
    делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ-
    ные функции языка как социального института?

    Вы находитесь на странице вопроса "Что лежит в основе типологии социальных институтов? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    Типология социальных институтов

    Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

    1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

    2) распределительные (или экономические);

    3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

    Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

    В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков , под которыми подразумеваются главные институты:

    ü семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

    ü политический – институты власти;

    ü экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

    ü военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

    ü образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

    ü религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

    Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

    Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

    Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

    К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

    Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

    К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

    Неглавные институты называют еще общественными практиками илиобычаями .

    Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

    Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

    С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

    Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

    Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

    Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

    Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией .

    Латентные (скрытые) функции и дисфункции , в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

    Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.

    Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

    Институт семьи

    В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит или состояло в браке.

    Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

    Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим орасширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.



    В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную, когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитает неолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

    Общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель власти в семье. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина в семье. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

    Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

    Попытка упразднить институт брака была предпринята после Октябрьской революции. Большевики решили объявить всеобщее равенство, отменить церковный брак и заменить его гражданским. Была предельно упрощена процедура развода, кодекс о браке 1926г. фактически приравнивал незарегистрированный брак к зарегистрированному, который стали гордо именовать "свободным союзом". Некоторые из теоретиков-большевиков предлагали пролетариям жить коммуной, в которой уход за детьми и их воспитание будет общим делом. Согласно "новой идеологии", каждый может и должен удовлетворять свои половые желания, а половое воздержание квалифицируется как мещанство. Впервые большевистское руководство проявило озабоченность "половым вопросом" в 1926г. после громкого случая группового изнасилования в Ленинграде 20-летней крестьянки, некоторые участники которого были приговорены к расстрелу. В конце 20-х годов стали появляться тематические сборники - Маркс и Энгельс против половой распущенности. К тому времени на одно рождение в СССР приходилось три аборта. Большевики признали, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. В 1936г. в стране запретили аборты, развод превратился в настоящий судебный процесс. Указ 1944г. устанавливал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов.

    Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия (от греч. exo – вне, gamos – брак) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.

    Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов.

    Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата.

    Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам: моногамия – один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большее число жен; полиандрия – два или более мужей и одна жена. Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

    Полигиния – форма брака, распространенная во многих африканских и азиатских странах. Это связано с влиянием исламской традиции. Однако большинство мусульманских семей – моногамны, потому что лишь немногие мужчины могут позволить себе содержать несколько жен и еще большее число детей. Полиандрия – редкая форма брака, которая встречается на Тибете, в горном регионе, где занятие сельским хозяйством требует больших усилий. В тамошних условиях полиандрия предотвращает деление земли на участки, слишком маленькие для того, чтобы они могли прокормить семью, и распределяет обязанности крестьянского труда между многими мужчинами. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата.

    Согласно структурно-функциональной парадигме, семья выполняет несколько жизненно важных функций.

    1. Продолжение рода. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению.

    2. Социализация. Вырастить из детей “правильных” взрослых – насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с “большим” миром.

    3. Регулирование сексуальной активности. Нормы общества регулируют сексуальное поведение людей, определяя, кто с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения. Ни в одном из известных обществ людям не предоставляется полная свобода “сексуального самовыражения”. Хотя примерно 70% всех обществ допускают некую форму сексуальной свободы, но даже в этих обществах рождение детей вне брака обычно не одобряется – это норма законнорожденности (как и все прочие нормы, она иногда нарушается, а нарушающие ее люди обычно наказываются). Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание. В случае нарушения этой нормы возникает множество социальных осложнений.

    4. Забота, защита и эмоциональная поддержка. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

    5. Придание статуса. При рождении ребенка дети наделяются социальной идентичностью родителей, они приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

    С позиции парадигмы социального конфликта семья рассматривается как социальная структура, в которой одни люди выигрывают за счет других. Они уделяют большое внимание таким негативным аспектам семьи, как господство мужчин и насилие в семье.

    Институт религии

    Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Священное (сакральное) – это то, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение.

    Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,– вещь мирская, но она становится священной для православных как Тело Господне, когда освящается во время литургии.

    Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

    Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты.

    В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм. Тотемизм – поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой. Разновидностью тотема является талисман . Анимизм - это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом).

    Три монотеистических религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные.

    Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди, илипророки, исповедовали веру в единого всемогущего Бога. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, и утверждали, что обладают монополией на истину, рассматривая, таким образом, свою религию как единственно правильную.

    Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией , что по древнееврейски означало “помазанник” (соответствующее греческое слово - “Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

    Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет отчасти общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

    На востоке наибольшее распространение получила политеическая религия индуизм. Индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Он представляет собой чрезвычайно сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях.

    К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм . В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

    В современном обществе ученые выделяют несколько основных типов религиозных организаций . Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем. Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

    Секта (от лат. secta - школа, направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты.

    Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Церкви склонны привлекать людей с высоким социальным статусом, а секты – преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и самореализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аутсайдерами.

    Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех “классиков” социологии: Маркса, Дюркгейма и Вебера. С точки зрения К. Маркса, “Религия - это "сердце бессердечного мира", прибежище от жестокой повседневной реальности” . Религия, согласно Марксу, имеет сильно выраженный идеологический компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении.

    Э. Дюркгейм особое внимание проявлял к вопросам религии малых традиционных обществ. Книга Дюркгейма “Элементарные формы религиозной жизни”, впервые опубликованная в 1912 г., оказала, может быть, самое серьезное влияние на социологию религии. Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. По мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает. Вместе с тем он заявляет, что в определенном смысле можно говорить о том, что в измененной форме религия, вероятно, сохранится. Это выразится в появлении т.н. «гражданских религий» или в функциональных эквивалентах религии. К их числу, например, относятся политические партии.

    К примеру, у коммунизма есть свои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящения младенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.

    Масштабное исследование существующих в мире религий предпринял М. Вебер. Его внимание прежде всего было сосредоточено на изучении, как он их называл, “мировых религии" , то есть привлекающих наибольшее число верующих и оказавших решающее воздействие на ход мировой истории. Вебер провел подробные исследования индуизма, буддизма, даосизма и раннего иудаизма. В “Протестантской этике и духе капитализма”, впервые опубликованной в 1904-1905, и других книгах он подробно останавливается на том влиянии, которое оказало христианство на историю Запада. Вебер занят в первую очередь исследованием взаимосвязи между религиозными и социальными изменениями.

    Вебер, в отличие от Маркса, утверждает, что религия не обязательно является консервативной силой; напротив, социальные движения, имевшие религиозные корни, часто приводили к разительным переменам в обществе. Проанализировав восточные религии, Вебер пришел к выводу, что они стали непреодолимой преградой развития промышленного капитализма западного образца. Это случилось не потому, что другие цивилизации по сравнению с западными являются отсталыми, просто их ценности отличаются от тех, что господствуют в Европе.

    Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

    1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.

    2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.

    3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”).

    4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

    5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом.

    6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

    7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

    Можно выделить дисфункциональные, разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.



Loading...Loading...