Русские народные игры для детей проект. Педагогический проект «Народные подвижные игры. Катание пасхальных яиц

Ø база выполнения проекта: средняя группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Орла, 27 человек.

Паспорт проекта

Актуальность проекта. Необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Подрастающее поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной русской культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода – школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.



В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с азартом и интересом играют в подвижные игры, но беседуя с ними, я убедилась в том, что русских народных подвижных игр они не знают или, даже играя в них, понятия не имеют, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Прятки», «Каравай»).

Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются средством разностороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.

Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.

Задачи проекта:

Ø обучение народным подвижным играм и совместным действиям;

Ø развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством русских народных подвижных игр;

Ø закрепление основных движений в ходе проведения русских народных подвижных игр;

Ø воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

Ø использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Ресурсное обеспечение:

материально-техническое:

ü помещение средней группы;

ü музыкальный зал;

ü игровая площадка средней группы;

информационное (методическое):

ü литература;

ü картотека русских народных подвижных игр, считалок, закличек;



кадровое:

Ø воспитатели средней группы;

финансовое:

Ø средства для приобретения реквизита для игр и материалов на их изготовление.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

Ø подбор методической литературы;

Ø работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

Ø разработка картотеки русских народных подвижных игр.

2 этап – основной - реализация проекта.

Познавательное развитие:

Ø заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.

Ø включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики;

Ø объяснение правил игры;

Ø рассказ об истории народных подвижных игр;

Ø беседы: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?», «Как играли в старину».

Физическое развитие:

Ø организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей;

Ø совместная игра;

Ø овладение русскими народными подвижными играми с правилами;

Ø объяснение техники безопасности.

Художественно-эстетическое развитие:

Ø знакомство с фольклором;

Ø ознакомление с атрибутами игр;

Ø стимулирование сопереживания персонажам русских народных подвижных игр;

Ø ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.

3 этап – заключительный:

Ø подготовка и проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр».

Прогнозируемый результат:

У детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;

Повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа;

Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).

План реализации проекта:

Задачи Мероприятия Сроки Ф.И.О. ответственного
Подведение детей к теме проекта ü Беседы с детьми: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?». ü Проблемная ситуация: «Народная игра – что это такое?». ü Приобретение оборудования для игр и изготовление атрибутов к подвижным играм. ü Анкетирование родителей по теме: «Русские народные подвижные игры». ü Опрос детей по теме «Русские народные подвижные игры» ü Рассматривание иллюстраций, альбомов русских народных подвижных игр в старые времена. 1-я неделя 06.03. 2017 Назаренко Анастасия Васильевна Педагог-психолог Татьяна Ивановна
Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость ü Разработка перспективного плана. ü Разработка сценария. ü Создание развивающей среды в группе (динамичный уголок национальной культуры русского народа). ü Привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр). ü Задание детям: узнать, в какие игры играли их бабушки и дедушки. ü Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра). ü Подбор русских народных подвижных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей. ü Беседа о правилах игры. ü Дидактическая игра «Угадай игру по картинке». ü Разгадывание загадок о животных и птицах. ü Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем - здоровье укрепляем». ü Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры». 2-я неделя 10.03. 2017 Назаренко Анастасия Васильевна Воспитатель средней группы Оксана Александровна Музыкальный работник Татьяна Юрьевна
Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности. ü Чтение художественной литературы. Заучивание закличек, считалок. ü Составление рассказа «Как мы играли», «Моя любимая игра». ü Использование русских народных подвижных игр в течение всего дня. ü Проведение занятий по физической культуре с использованием русских народных подвижных игр. Консультация с инструктором по физкультуре. ü Правила безопасности в подвижных играх. ü Игры малой подвижности: «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм; продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры. ü Игры малой подвижности «Дударь», «Ручеек», «У дядюшки Трифона». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами, разучить заклички к играм; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры. ü Подвижная игра «Гори, гори ясно». Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. ü Подвижная игра «Баба-Яга». Цели: продолжать учить стремительному бегу, развивать внимание и творчество, передавая игровой образ. ü Подвижная игра «У медведя во бору». Цели: развивать эмоциональное отношение к игре; вырабатывать у детей выдержку; продолжать учить стремительному бегу. ü Подвижная игра «Дятел» Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания. ü Подвижные игры с мячом «Подкиды», «Вышибалы». Цели: познакомить детей с правилами новых народных игр; разучить заклички к играм; совершенствовать навыки детей в подкидывании и бросании мяча, его ловле, беге; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры. 2-я и 3-я неделя 3-я и 4-я неделя Назаренко Анастасия Васильевна Инструктор по физической культуре Ирина Леонидовна
Обобщение опыта работы по теме «Русские народные подвижные игры». ü Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице. ü Оформление проекта по данной теме в Worde. ü Домашнее задание для детей: «Нарисуй, как мы играем в народные игры». ü Домашнее задание для родителей: пополнить архив группы фотографиями совместных игр с детьми. ü Проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр». 4-я и 5-я неделя 24.03. 2017 30.03. Назаренко Анастасия Васильевна Воспитатель средней группы Ольга Юрьевна Родители

Специально подобранные игры проводились ежедневно в группе и на улице. При этом значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки.

Конечный продукт проекта:

Ø досуг«Путешествия в Страну русских народных игр».

Список использованной литературы

1. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с., илл.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М. 1986

3. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

4. Меньщикова Е. «Бояре! А мы к вам пришли!» Русские народные игры-забавы / Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – с. 60-62.

5. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003.-143с.

6. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979.- 96с.

8. Титова О. Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.

9. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.: Издательский дом «Искусство», 2000. – 296 с.

10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература» 1988 -158 с.

Приложение , содержащее материалы, подтверждающие частичную реализацию проекта в приложениях к диплому.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

В экспериментальной части было выявлено следующее: использование русских народных подвижных игр для среднего дошкольного возраста недостаточно.

Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:

ü систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),

ü использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),

ü интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят детей ко взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в свои силы, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье. Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник!

Список литературы

1. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991 г.

2. Водовозова Е. Н. Умственное развитие детей. С-Петербург 1871. Историко-архивные материалы 19 века.

3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. – 7-е изд., перераб. и доп. изд. – Спб., 1913 г.

4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1997 г. - № 6. – с. 61-64.

5. Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр - М.: Просвещение, 2005 г.- 417с.

6. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995 г.– 224 с.

7. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007 г.- № 4.– с.10-14.

8. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М.: Дошкольное воспитание, 1965 г.– 137 с.

9. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание.2005 г. № 4

10. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей / под ред. В. И. Ильинича М.: Издательский дом «Академия» 2000 г. – 231 c.

11. Кудрявцев В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998 г., № 11

12. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002 г.- 79с.

13. Левицкая М. Народные подвижные игры - СПб, Издательство Политехнического университета, 2008 г.

14. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры – М.: Просвещение, 1989 г. – 320 с.

15. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. М., 1952 г. – 234 с.

16. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003 г.- 368 с.

17. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1986 г.

18. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008 г.- 84 с.

19. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка/ М. Д. Маханева.- М.: Просвещение, 1998 г.- 247 с.

20. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн.-М.: Владос,2005 г.-Кн.1.- 271 с.

21. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1992 г.

22. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003 г. - 143 с.

23. Подласый П. П. Педагогика - М.: Владос, 1996 г.- 432 с.

24. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России - Тип. А. А. Карцева, 1884 г.– 389 с. Историко-архивные материалы 19 века.

25. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011 г. - 184 с.

26. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М:Мозаика-Синтез, 2009 г.- 64 с.

27. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет - М:Мозаика-Синтез, 2014 г.- 144 с.

28. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издат. центр «Академия», 2006 г. – 368 с.

29. Сухомлинский В. А. О воспитании. Москва, 1973 г.

30. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979 г.- 96 с.

31. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1999 г.

32. Ушинский К. Д. Собрание сочинений – М.: Академия, 1989 г. – т.6. – 340 с.

33. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.:Издательский дом «Искусство», 2000 г. – 296 с.

34. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

35. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература», 1988 г.-158 с.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проект «Народные подвижные игры».Выполнила: Смирнова Е.В.воспитатель Аннотация проекта:Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.Неоценимым национальным богатством являются подвижные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь? Актуальность: Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира и ознакомлением с историей подвижных игр. Тип проекта: информационный, игровой.Цель:Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.Задачи:Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Обеспечение проекта:Методическое:М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.Картотека русских народных подвижных игр.Материально-техническое:Мячи.Цветные мелки.Флажки.Бубен.Колокольчик.ПлатокТонкий канат. Ожидаемый результат:развитие диалогической и монологической речи детей.использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с праздниками их обычаями и традициями. Этапы осуществления проекта:I. Организационный.- подбор методической литературы;- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.- разработка занятий;- тематическое планирование; - подбор музыки. II.Реализация проекта:Коммуникация.1. Заучивание считалок, сговорок.2. Беседа «Как играли в старину».Художественная литература.1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.2. Заучивание считалок, сговорок.3. сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.Здоровье.1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей. Безопасность.1. Объяснение техники безопасности. Физическая культура.1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.Социализация.1. Совместная игра.2. Ознакомление с атрибутами игр.Познание.Объяснение правил игры. Презентация «История подвижных игр»Музыка. 1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.III. Обобщающий.- проведение досуга. ОПИСАНИЕ ИГР.ЖмуркиДля игры необходим платок или шарф (обязательно плотный) и колокольчик или бубен, сигналы можно подавать голосом или хлопая в ладоши.С помощь считалочки выбирается водящий. Остальные игроки его раскручивают, приговаривая:Кот, кот, где стоишь?- На мосту.- Что пьешь?- Пиво, квас- Лови мышек, а не нас! После этого все игроки разбегаются в разные стороны.И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хлопать в ладоши. После того, как водящий поймал кого-нибудь, он на ощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается. Прятки Игра начинается, когда с помощью жеребьёвки или считалочки выбирается водящий - «во́да», затем определяется место, откуда начинается игра и где надо будет «застукиваться». Водящий отворачивается к стене (углу, двери, столбу) и начинает считать. В зависимости от возраста детей считать можно от 10 до 50. Обычно хватает до 20. После этого во́да поворачивается и говорит: Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!Кто не спрятался, я не виноват! Задача ведущего - найти спрятавшихся, вернуться и постучать по стенке, около которой он считал:Стуки-стуки, вижу Машу, она за деревом.Задача спрятавшихся - попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми - тогда они считаются не найденными. Они должны подбежать к стене и громко крикнуть «Стуки-стуки за себя». Салки Игроки разбегаются, во́да (квач) их догоняет и пытается дотронуться рукой - осалить. Если у него это получилось, осаленный становится во́дой, громко объявляя об этом всех участникам, и так до бесконечности, пока все не устанут. Иногда квач начинает гоняться за одним (самым слабым и медленным) участником. Тогда все остальные скандируют: «За одним не гонка - поймаешь поросёнка!» или «Гарантию даю - поймаешь ты свинью!» СчиталкиГномик золото искал!И колпак свой потерял!Сел, заплакал, - как же быть?!Выходи! Тебе водить!Раз малинка, два малинка,Ела ягоды Маринка,И в корзинке у МаринкиНе осталось ничего.Кто по ягоды пойдет,Тот корзиночку найдет.В гараже стоят машины -Волга, Чайка, Жигули,От какой берешь ключи?


Приложенные файлы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русские народные игры Работу выполнила: Бахарева Ольга Алексеевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки Кошкинского р-на Самарской области

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Родина впервые предстает перед ребенком в образах. Звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованной, уважительное отношение к культуре родной страны, создается положительная эмоциональная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку, вызывают активную работу мысли. Русские народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Познакомить детей с русскими народными подвижными играми, пробудить в детской душе интерес к истории и культуре страны. Задачи: 1Познакомить детей с русскими народными подвижными играми и обучить правилам игры в них; 2Развивать коммуникативные, двигательные навыки и умения через подвижные игры; 3Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм. Укреплять здоровье Проблемные вопросы. 1 В какие игры на Руси играли наши бабушки? 2 В какие игры мы играем, какие бабушкины знаем? * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

4 слайд

Описание слайда:

Русские народные игры очень многообразны Детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

5 слайд

Описание слайда:

Игра «Кот и мышь» Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

6 слайд

Описание слайда:

Игра «Круговые пятнашки» Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

7 слайд

Описание слайда:

Игра «Мокрые петухи» Мокрые петухи. Эта игра основана на русской народной забаве "Петушиные бои". Для проведения данной игры вам понадобится пластиковый сосуд, вода, песок, солнечная погода. Прежде чем начать игру на песке нужно начертить круг диаметром приблизительно два - три метра. В него встают двое игроков. В руках у каждого из игроков находятся пластиковые сосуды, наполненные водой. Каждый из "петухов" поджимает одну ногу, неважно, левую или правую, кому как удобнее.После подачи сигнала ведущим игроки, передвигаясь прыжками на одной ноге, пытаются облить спину противника водой. За круг при этом выходить нельзя. Выигрывает тот игрок, который первым намочит спину противника. Мирить такой игрой поссорившихся влюбленных не рекомендуется. Желаю вам приятно привести время! Удачи! * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Игра «Снежный ком» Играющие сооружают снежную крепость высотой 1,5-2 метра. С внутренней стороны делают вал, чтобы на нем могли расположиться защитники. По углам крепости устанавливают щиты. Перед крепо­стью три линии обороны. Их обозначают флажками или сухими ветками.Первая линия проходит в десяти метрах от крепости, вторая - в пятнадцати метрах, а третья - в двадцати метрах. Играющие делятся на две команды: штурмую­щие и защитники. По сигналу начинается штурм крепости, т.е. обстрел снежками из самой дальней зоны. Если штурмующие попали по одному разу в каж­дый из щитов, они переходят на вторую линию обороны. В это время защитники обстреливают штурмую­щих снежками. Нападающий, в которого попали снежком, выбывает из игры. Если нападающие про­шли все линии обороны, то победа за ними. Если все они поражены меткими попаданиями, то победа дос­тается защитникам. Указания; к проведению: игра проводится во дворе дома или на школьной площадке. Число участ­ников может быть до 20 - 30 человек.Если участни­ков много, можно атаковать не с одной стороны, а с четырех.В этом случае создается круговая оборона и устанавливаются четыре башни со щитами. Игроки, в которых попали снежками, выбывают из игры. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Игра «Поводырь» Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд. Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней - любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем кругу. По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал - "Можно открыть глаза". Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются. Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется. * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

В Музее Русских Забав под открытым небом, созданном специально для возрождения русской народной игры, краеведами собраны игры, в которые вятские крестьяне играли век и более назад. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них:

Малечина-калечина

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Бабки

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

Веревочка

Веревочка — старинная свадебная игра, увеселяет на сговорах людей женатых и семейных, на посиделках и молодечнике девушек, одних, без мужчин. Но это бывало прежде; ныне забавляются веревочкою без разбора все свадебные сговорщики. Сваха вносит в горницу веревочку, концы которой сват или дружка завязывают одним узлом. Игроки хватаются за эту веревку обеими руками, составляя из себя круг около ее. В средину круга становится сват или сваха для зачину. Обходя кругом всех, сваха — кому говорит красное словцо, кому поет присказку или завидит сказку, стараясь высказать в ней характеры сговорщиков. Ее словам, хотя иногда довольно обидным, отвечают похвалою, улыбкою и добрым молодечеством. Круговой — так называют свата, стоящего в средине игроков — среди россказней, замечает: кто смотрит по сторонам, и, подкараулив, тотчас бьет его по руке. Оплошный становится в круг, при всеобщем смехе, и заводит свои россказни. Иногда, вместо побасенок, игроки поют свадебные песни.

Репка

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Забава «Вишенка»

Эта забава предназначена для молодых парней и девушек на выданье. Все становятся плечом к плечу в две шеренги друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки (или чуть ближе). Участники выставляют перед собой руки на уровне чуть выше пояса ладонями вверх или сцепляют руки в замок для более крепкого соединения. Получается коридор. Доброволец (вишенка), разбегается и рыбкой прыгает на руки в начале коридора. Задача прокидать вишенку до конца коридора. Вишенка должен вытянуть руки вперед и держать ноги вместе. Коридор должен немного присесть и одновременно с криком «Ээээ-х» подбрасывать вишенку вверх и вперед по коридору. Главное здесь побольше разбежаться и повыше да подальше полететь, а после этого руки товарищей добросят игрока до девушки, которую нужно поцеловать. После переката по волнам из рук на пару десятков метров поцелуй получается очень чувственным. Главное в игре - вовремя затормозить, а то пролетишь нужный адресат.

Горелки

Старинная русская забава. В Горелки играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. «Холостые парни и девицы устанавливаются парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит:

— «Горю, горю пень!»

— «Чего ты горишь?» - спрашивает девичий голос.

— «Красной девицы хочу».

— «Какой?»

— «Тебя, молодой!»

При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется со своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает его место. Если же не удастся поймать, то он продолжает гоняться за другими парами, которые, после тех же вопросов и ответов, бегают по очереди». А.Н.Афанасьев

Ручеек

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Кубарь

В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных. Уже в X в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней. Простейшие кубари вытесывались топором и ножом из деревянного цилиндра путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке) или просто веревочка, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения. Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые игроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами или преодолевая препятствие.

Чижик

Чижик — игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат - «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку - «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в обратно в «клетку». Игра продолжается дотоле, пока явится кто-нибудь из игроков с разбитым лицом и с криком начинает доискиваться виноватого. Но так как побои скоро забываются детьми, то игра Чижик скоро возобновляется.

Заря

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Петушки

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Оплеухи

Старая добрая забава для парней. На лавку напротив друг друга садятся два молодца, скрестив ноги под лавкой, и наносят друг другу «оплеухи». Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить сильные удары напряженной рукой. Раз один из парней попытался ударить посильней, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Двое добрых молодцев встают или садятся на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Катание по шестам

Эта народная зимняя забава когда-то была широко распространена в губерниях России. На склоне горы или бугра кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Получаются два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника схожего по росту и весу. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах.

Люлька

Для этой забавы нужна веревка длиной 2-3 метра. Веревку держат двое, а можно один из концов привязать к дереву. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте - от 10 сантиметров и выше. Парни и девушки по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Ошибкой считается не только неудачный прыжок, но и любое задевание веревки.

Бирюльки

Бирюльки — это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в 10 длиной, а числом от шестидесяти до ста. Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что бирюльки ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом. Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку. Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу. Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых бирюлек. К некоторым бирюлькам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т. д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т. п. За такие особые бирюльки начисляют большее число очков.

Жмурки

Водящего игрока называют «жмуркой».

Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.

Бубенцы

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Золотые ворота

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Гуси-лебеди

Выбрав двух или одного волка, в зависимости от количества играющих, выбирают вожака, того, который начинает игру. Все остальные становятся гусями. Вожак становится на одном конце площадки, гуси - на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, и, заметив волков, бежит на свое место, хлопает руками и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этих слов гуси должны успеть добежать к вожаку, пока их не сцапали волки. Пойманные гуси выходят из игры, а оставшиеся игроки повторяют игру снова до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

Катание пасхальных яиц

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.

Слон

Слон — старинная русская игра, которую особенно любят мальчики, так как игра выявляет самых сильных и выносливых. Игроки делятся на две равные по силам и по числу участников команды. Одна из команд - слон, другая запрыгивает на него. Самый крепкий и сильный игрок становится впереди лицом к стене, опираясь о нее, согнувшись и опустив голову. Следующий участник обхватывает его за пояс и прячет голову, за ним третий, четвертый и так далее. Они должны крепко держаться друг за друга, изображая слона. Участники другой команды по очереди разбегаются и запрыгивают на спину слона так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Задача играющих - всей командой остаться на слоне и не свалиться в течение 10 секунд. После этого участники команд меняются ролями.

Целуй, девка, молодца

Для игры потребуется много участников — девушек и парней. Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. Игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают:

Шла матрешка по дорожке,

Потеряла две сережки,

Две сережки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!

Заводила

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

Колечко-колечко

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

Юлия Орлова

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу . Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа , развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа . Возродить русские народные игры , воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры , русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр , воспитание любви и интереса к истории своего народа

Цель проекта :

воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаем, традициям, к народному календарю , к народным играм

Задачи :

Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

Развитие физических качеств : ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр .

Закрепление основных движений : бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр .

Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

Использовать такие виды фольклора как (песенки, потешки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

«Летал, летал воробей»

Летал, летал воробей.

Летал, летал молодой.

По за синему морю

Видел, видел воробей

Как шуршат листики

Как прыгают зайки,

Как ходят медведи.

«Дедушка Мазай»

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем

«Чурилки»

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.


«Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.


«Гуси-лебеди»

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой!

- Нам нельзя : Серый волк под горой Не пускает нас домой!

Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите!


"Ловишки"


Считалки :

Раз, два, три, четыре, пять -

Игры будем начинать .

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем - водишь ты.

Раз, два, три.

На полянку выходи,

Хороводы заводи,

Кто остался,

Тот води.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела


Публикации по теме:

Перспективное планирование по программе «Наследие». Блок «Национальные традиции казахского народа» Перспективное планирование из программы "Наследие" 1. БЛОК «Национальные традиции казахского народа» - народные традиции, обычаи, праздники,.

Консультация «Возродим народные игры» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения,.

Кубанские народные игры Игровому фольклору кубанцев свойственна ярко выраженная трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим.

Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Народные игры для дошкольников Народные игры для дошкольников ИСТОРИЯ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют.

О роли подвижной игры в системе обучения и образования уже сказано не мало. И в нашем ДОУ № 9 подвижные организованные игры являются средством.



Loading...Loading...