Развитие эмоциональной сферы детей. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника

Эмоциональная сфера является регулятором отношений человека к внешнему миру. Она выполняет защитную функцию, сигнализирует другим о состояниях человека. Задача человека - избавляться от отрицательных эмоций и получать положительные. Это стремление заложено в человека как регулятор его выживания в окружающей среде. В работах по воспитанию и в различных публикациях, не относящихся напрямую к образовательной области, в кино и литературе нередко культивируется человек, не подверженный никаким эмоциям. Культивируется также невозмутимость и хладнокровие в разных ситуациях, куда попадает человек. Это с одной стороны хорошо, но с другой стороны - не формируется ли таким образом человек-робот? Плох или хорош человек-робот? Кроме этого вопроса возникает еще вопрос в связи с формированием эмоциональной сферы у различных народов. Так, у немцев принято формировать человека с нордическим характером. Это человек, у которого эмоциональная сфера не доминирует над интеллектуальной, человек со зрелыми, относительно постоянными эмоциями. Если так смотреть на проблему, то можно с уверенностью сказать, что развитие эмоциональной сферы должно быть, но чтобы эмоции помогали интеллектуальной сфере, а не заменяли. Иногда у лекторов наблюдается дефицит либо знаний, либо умений по структурированию знаний и их подаче реципиентам. В таких ситуациях коммуникатор старается говорить эмоционально, таким образом перекрывая дефицит в интеллектуальной сфере. Развитие эмоциональной сферы должно являться одной из важнейших целей школы. Существует блок дисциплин, предполагающий развитие эстетических эмоций: ИЗО, музыка и другие. В некоторых дисциплинах эта цель ставится, но не очень четко, конкретно. Например, литература должна развивать эмоциональную сферу человека, но выделены ли эмоции, над которыми необходимо работать, и имеются ли технологии по их развитию? Такой классификации эмоций, общепринятой при реализации целей преподавания литературы, пока нет. В гуманитарном блоке дисциплин мало технологий по развитию эмоций. Если естественнонаучные дисциплины в основном изучают закономерности развития материи и, исходя из этого, закономерности мышления и развивают интеллектуальную деятельность школьников, то гуманитарные дисциплины должны изучать закономерности функционирования человека и человеческого общества и развивать в основном эмоциональную сферу человека. Развитие эмоциональной сферы может успешно проходить в блоке психологических дисциплин. В настоящее время выделены эмоции, которые могут и должны развиваться у человека. Имеются и технологии по развитию этих эмоций. Необходимо развивать положительные эмоции учащихся и научить их управлять отрицательными. Полного устранения отрицательных эмоций не может и не должно быть, так как они служат регулятором человеческой деятельности. Развивая положительные эмоции, желательно это делать так, чтобы они не доминировали над интеллектуальной сферой в ситуациях, когда эмоциональная деятельность более объективно является регулятором человеческого поведения. С другой стороны, желательно развивать эмоции и чтобы интеллектуальная сфера не доминировала над эмоциональной во вред ее развитию. Можно встретить описание психологических типов, подчиненных интеллектуальной сфере с неразвитыми положительными эмоциями, такими как любовь, сострадание, прощение и т. п. Школьное образование должно способствовать развитию положительных эмоций и прежде всего такой из них, как любовь. В литературе, посвященной анализу развития эмоциональной сферы человека, много внимания уделяется такой эмоции, как любовь. Развитие любви в религиозной литературе предполагает прежде всего любовь к Богу. Этому посвящены многие направления основных религий. В светских школах эта задача в настоящий момент может быть выполнима с некоторыми затруднениями в связи с отделением школы от церкви. В литературе нерелигиозной на одном из первых мест стоит развитие любви к людям. В связи с этим возникают вопросы: ко всем ли людям нужно развивать любовь и возможно ли это? Чем отличается любовь ко всем людям от любви к своему ребенку, жене, мужу, родственникам? Имеются ли технологии по развитию различных видов любви? Чем отличается любовь от уважения? Желательно развивать у человека также уверенность в себе в различных ситуациях. Если любовь к другим - это отношение к другим людям, то уверенность в себе - это отношение к себе. Здесь возникает интересный вопрос: если это отношение к себе, то кто же сам человек и кто осуществляет это отношение? Кто к кому относится? Возможно ответить на этот вопрос, если ввести понятие «я» в узком смысле. Это психическое образование, которое не отождествляется с психическими процессами, но существует в них, оставаясь автономной. Это понятие близко к понятию «душа». Психология, как наука о душе, потеряла душу, занявшись изучением психических процессов, свойств, состояний. Если ввести.«я» как такое психическое образование, то тогда можно будет ответить на вопрос, кто осуществляет анализ за отношением к себе. Кроме любви и уверенности в себе желательно развивать умение прощать. В связи с этим возникает вопрос: умение прощать - это умение или эмоции? Как связаны умения с эмоциями? Вероятно, на этот вопрос можно ответить следующим образом. Развивая эмоциональную сферу, необходимо человека научить умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других. При этом человек должен предоставить и свободу возникновению эмоций. Таким образом, с одной стороны человек умеет управлять своими эмоциями, с другой - он позволяет свободной воле проявлять себя. Как нам представляется, подавление одной из сторон этого процесса делает человека неполноценным как для себя, так и для окружающих. Необходимо также работать с умениями управлять страхом. Нередко можно встретить однозначные рекомендации, направленные на снятие страха. Так ли здесь все однозначно? В религиозных источниках развивается страх, прежде всего перед Богом. Это делается не для ослабления человека, а для его усиления, сохранения. Через страх церковь стремится сохранить человека, заставить его выполнять законы, ритуалы. Кроме того, известно, что страх развивает интуицию, если он выражен в оптимальной степени, а его отсутствие делает человека нечувствительным к опасностям. Актуальным является формирование умений управлять злостью. Эта эмоция, если она доминирует, может как разрушать самого человека, так и доставлять много неприятностей другим людям. Э. Крейси дала интересные рекомендации по обучению детей избавляться от злости. Нами был проведен эксперимент в детском саду. Детям читались книги Э. Крейси. Результаты эксперимента показали, что дети как минимум с четырех лет обучаются умениям управлять своей злостью. Был получен очень интересный факт. Оказалось, что дети в процессе такой короткой жизни уже сами, каждый для себя, изобрели приемы снятия злости. Очень часто дети называли такой прием, как «улыбнуться, когда злишься». Оказывается, это многим помогает, и они этим пользуются. Дети, не получая систематической, профессиональной помощи от взрослых по управлению собой, сами конструируют для себя приемы управления собой. Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями учащиеся должны научиться создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Часто школьники не могут справиться с таким явлением, как лень. Ребенок понимает, что необходимо учить уроки, но ничего не может с собой сделать. В таких ситуациях распространенный совет о необходимости «взять себя в руки» и приступить к занятиям не помогает. И что такое «взять себя в руки»? Кто должен взять? Кого должен взять? Как должен взять? В этой ситуации учащийся должен быть обучен «обходить» лень, в каких-то ситуациях бороться с ней, включая волевой момент, а в каких-то - обходить ее. Агрессия вызывает много проблем в современном мире. Научиться управлять агрессией - актуальная задача, которую может решать школа в курсе психологических дисциплин. Причинами агрессии могут быть: определенные черты характера (устойчивый стиль поведения в определенных ситуациях); недостаток питания или преобладание возбуждающей пищи (пища не соответствует организму, психике и вызывает агрессивное поведение); неудовлетворенность работой (работа приводит к большой неудовлетворенности и постепенно к агрессивному поведению), болезнь определенных органов и т. д. Избавиться от агрессивного поведения невозможно, да и нет необходимости, так как она выполняет и конструктивную задачу - позволяет решать ситуационные задачи в стрессовых состояниях. Поэтому учащихся нужно научить управлению своей агрессией. В настоящее время стало появляться много работ по проблеме формирования счастья. Особенно часто обращаются к этой теме психиатры и психотерапевты, так как они сталкиваются с данной проблемой в жизни, когда она уже становится болезненной для человека. Изучая эту проблему можно поставить несколько вопросов, ответ на которые позволит приблизиться к ответу на вопрос, что может делать школа в обучении учащихся быть оптимально счастливым. Что такое оптимальное счастье? Почему нужно стремиться к оптимальному, а не к максимальному счастью? Как должно соотноситься счастье с физиологическим функциональным уровнем? Оправдана ли та цена, которую платит человек, получая счастливое состояние? Например: когда человек много питается и сильно стимулирует себя различными стимуляторами, то тем самым он вводит себя в состояние счастью. Однако это может привести к перегрузкам желудка и он, тем самым, может интенсивно разрушиться и постепенно выйти из строя. Это же относится и к таким стимуляторам, как кофе и чай. Какие лучше использовать пути достижения счастья - внешний или внутренний? Как должны соотноситься два этих пути? Какие есть техники достижения счастья? Насколько устойчиво состояние счастья у человека? Как соотносится состояние счастья с Божьим царством, описываемым в Евангелиях? Одна из задач школы - научить человека быть в оптимальной степени счастливым. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что состояние человека, которое можно назвать «счастьем», - это то, к чему все стремятся. «Человек рождается с желанием достичь счастья. Это желание, являющееся первопричиной всех его действий в продолжение всей его жизни, на обычном языке называется личным интересом». (Р. Оуэн). Таким образом, стремление к счастью и образы счастья являются врожденными: «Стремление человека к счастью, зачатки его естественных склонностей и способности, посредством которых он приобретает знания, образуются бессознательно для него еще в утробе матери, и, будут ли они совершенными или несовершенными, они являются делом одного только творца; ребенок и будущий человек не имеют на их возникновение никакого влияния» (Р. Оуэн). В процессе жизни образы счастья могут видоизменяться под влиянием получаемых знаний: «Бедствия, испытываемые человеком, и счастье, которым он наслаждается, зависят от рода и степени знаний, которые он получает, и от знаний, которыми обладают люди, его окружающие... Ясно отсюда, что делом первой и величайшей важности является научить человека отличать истину от заблуждения» (там же). Пытаясь вызвать у себя это состояние, люди стремятся достичь его различными путями. Можно выделить два пути: западный и восточный. Западный путь предполагает вхождение в состояние, называемое счастьем, посредством внешних атрибутов: приобрести дом, сделать его удобным для проживания, купить машину, приобрести модную и красивую одежду и т. д. Люди пытаются вызвать у себя состояния счастья и другими средствами, которые укорачивают их жизнь, разрушают организм: употребление алкоголя, наркотика, токсичных средств. Несмотря на то что это дорогостоящие средства, за которые нужно платить большие деньги, для некоторых людей это является средством получения счастливого состояния. Таким образом, западный путь состоит из двух направлений: общепринятый позитивный и избранный отдельными людьми негативный, разрушительный. Восточный путь предполагает также два направления. Одно из направлений предполагает достижения счастья - в некоторых психологических системах это называется «нирваной» - посредством психологических упражнений. Эти техники могут носить как позитивный, так и негативный характер. При позитивных техниках организм укрепляется и становится здоровее. К таким направлениям можно отнести хатха-йогу, раджа-йогу, буддистские техники. К негативным направлениям относятся психологические техники, которые разрушают организм. Это можно встретить там, где используются наркотические, токсические средства, сильно стимулирующие средства: кофе, чай как сильное стимулирующее средство, приводящее к разрушительным процессам. Таким образом, в западном пути источник счастья находится во внешней среде, поэтому люди ищут это состояние через внешние стимулы. В восточном пути счастье находится внутри человека, и поэтому последователи этого направления ищут его внутри себя. Между этими двумя путями лежит много других, которые находятся между ними. Современный мир не может успешно существовать, если все люди пойдут в поисках счастья только внутри себя. Это приведет к регрессу в мире. Необходимо оптимальное сочетание этих двух путей. Мир не может пойти и путем поиска счастья только посредством внешних источников. Это приведет к уничтожению всех земных ресурсов, так как люди будут строить все новые и новые машины и использовать все больше и больше природные ресурсы. Это приведет к истощению земных запасов и к тупику. Проведенные исследования показали, что факторы, способствующие счастью, выявить практически не удается. Опросы людей, считающих себя счастливыми, показывают, что нет корреляций ни с материальными, ни с другими факторами. Люди счастливы настолько, насколько они считают себя счастливыми. Если человек считает себя счастливым, то он таковым и является. При этом уровень материального достатка может быть очень низким. Можно предполагать, что для достижения оптимального счастливого состояния люди должны иметь необходимый уровень материального достатка. Этот уровень определяется теми социальными условиями, в которых живет человек. При одной социальной среде этот уровень может быть один. Когда человек переезжает, попадает в другое социальное окружение, то может начинать чувствовать некоторую неудовлетворенность тем, что он имел до этого. Этот диссонанс вызван теми ценностными ориентациями, которые приняты в данном окружении. То есть в данном окружении нормы более завышенные, уровень материального достатка выше, чем в том социальном окружении, в котором находился человек до этого. Необходимо учитывать соотношение трех факторов. Большой разрыв приводит к неудовлетворенности и даже стрессу, апатии. Совпадение потребностей и удовлетворенности приводит к счастливому состоянию. Однако это возможно только в том случае, когда потребность была сильной и человек приложил много сил для достижения этой потребности. Таким образом, количество затраченной энергии определяет уровень счастливого состояния, количество затраченной энергии должно быть оптимальным для достижения счастливого состояния. Если энергии недостаточно, то человек не может испытать высокий уровень счастливого состояния. Однако если энергии было затрачено слишком много для удовлетворения потребностей, то состояния счастья может уже и не быть при достижении удовлетворения своих потребностей. Счастье и удовлетворенность - очень близкие понятия. Счастье - это удовлетворенность в максимальной степени. Счастье не может быть устойчивым. Наблюдается привыкание к нему человека, и тогда оно перестает быть счастьем. Для достижения состояния счастья необходимо до этого испытать состояние оптимальной потребности. Если человек в чем-то не испытывал сильной потребности, то вряд ли у него возникнет счастливое состояние от полученного. На возникновение и сохранение состояния счастья влияют как мировоззрение, так и темперамент человека. Если сформировано мировоззрение оптимальное, то и от немногого человек становится счастливым. Если сформировано мировоззрение с завышенными потребностями, ожиданиями, то достичь состояния счастья становится труднее. Этот эффект можно наблюдать иногда у людей, которые достаточно развили интеллект и даже достигли высот в карьере, семье, но не чувствуют себя счастливыми и даже, более того, испытывают злость к окружению. Они могут находиться в стрессовом, невротическом состоянии. У них доминируют отрицательные эмоции, малейший раздражитель может вызывать даже агрессивную реакцию. А. С. Макаренко отмечал в своих работах, что необходимо сформировать близкие, средние и дальние перспективы. Это верно, однако, только в определенном диапазоне. Необходимо школьника научить умениям вносить оптимальные, оперативные, своевременные коррекции в уровень и структуру сформированности ценностных ориентации. При изменении жизненных ситуаций учащийся или уже зрелый человек должен менять свое отношение к ценностям. Именно отношение к предметам и явлениям формируют ценности. Отношения могут определяться направлением и интенсивностью. Можно выделить положительные и отрицательные отношения, принятие или непринятие предметов и явлений. Кроме этого, ценность определяется интенсивностью отношения. Если интенсивность очень высокая, то ценность обладает большей силой влечения. Таким образом, сила влечения ценностной ориентации определяется интенсивностью отношения в ней субъекта. Одна из проблем, которая стоит в настоящее время перед людьми, - это уметь отойти (уйти, отделиться) от тех потребностей, которые управляют людьми и причиняют им беспокойство и даже могут иметь разрушающий характер. Вероятно, не целесообразно, когда человек для удовлетворения своих материальных потребностей сжигает себя. Уметь «сжигать» потребность - необходимое качество человека. В литературе приводятся различные методы «сжигания». Например, в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград» это достигается через негативные качества предмета: виноград-то зеленый. Умение использовать «сжигание» потребностей приводит к уменьшению невротических реакций, к стабильному удовлетворенному состоянию. Можно выделить следующие приемы уничтожения потребности: 1) поиск негативных качеств объекта (виноград зеленый), 2) поиск проблем, которые возникнут при приобретении объекта (если купить машину, то могут украсть, требуется уход за ней, и т. д.); 3) сопоставление с удовлетворением другой потребности (если буду шалить, то родители не купят мороженое); 4) учет состояния здоровья (садовый участок брать не буду, так как у меня слабое здоровье). Обобщая вышесказанное, можно отметить, что необходимо развивать эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоции надо развивать. Отрицательными эмоциями необходимо научить управлять. Однако полного устранения отрицательных эмоций не может и не должно быть. Они служат регулятором человеческой деятельности. Развивая положительные эмоции, желательно это делать так, чтобы они не доминировали над интеллектуальной сферой в ситуациях, когда эмоциональная деятельность более объективно является регулятором человеческого поведения. Роль психологического обеспечения состоит в определении оптимальных диапазонов развития эмоций, в диагностике их у учащихся, в обучении управлять своими эмоциями.

Мир, в котором мы живём, становится всё прагматичнее и жёстче. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый современный воспитатель и педагог задумывается об этом.

Ведь будущее закладывается уже сегодня. Его предстоит создавать нынешним воспитанникам детского сада и ученикам школы. С ними мы связываем наши лучшие помыслы и надежды. В связи с этим перед нами стоит задача – сформировать творческую личность, достойного гражданина нашей страны.

Наше предназначение в том, чтобы в детях, которых мы воспитываем, были заложены предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение видеть и творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Чтобы обеспечить эмоциональную включённость детей в процесс обучения, мы стараемся строить свои занятия в форме диалогового общения, давая детям возможность в полной мере проявить свои уже имеющиеся знания и выразить свои мысли и чувства в рисунке.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

При благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во время игр, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, нагляднообразного мышления, творческого воображения. В эти годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, предпочтения, интересы.

Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным, что нанесёт существенный ущерб и обучению ребёнка в школе, и его дальнейшему развитию.

Развитие ребёнка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующихся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка.

Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определённую роль в реализации существующих и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких, как познавательный, альтруистический /бескорыстное служение другим людям, противоположность эгоизму/, нравственный, трудовой и т.д.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова /как усвоения/, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ.

Однако, помимо интеллектуальных эмоций, исключительную роль в становлении личности ребёнка и формировании его активной жизненной позиции играют нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности.

Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими людьми. С момента поступления ребёнка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности. Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, где находится ребёнок.

Только систематическая работа по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, как доброта и отзывчивость, щедрость и гуманность, готовность пожертвовать личными выгодами для блага другого, при наличии которых ребёнок станет личностью.

Данные педагогики, детской психологии и возрастной физиологии свидетельствуют о том, что дошкольное воспитание и обучение играют решающую роль в физическом и духовном развитии человеческой личности. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей гармонической личности ребёнка. Но громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Правильно организованное физическое воспитание детей есть основа основ, оно создаёт хорошее самочувствие, “заряжает” ребёнка хорошим настроением и энергией.

Эффективность обучения /в узком смысле этого слова/ зависит в большей мере от того, как ребёнок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребёнка, но и более широко на умственную активность и даже на творческие способности.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению, мы имеем в виду прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.

Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Итак, эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Особо важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения требований, подчинения нравственным нормам поведения. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющими напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Таким образом, внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственнопредметной деятельности. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Ребёнок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно и для него самого.

В последние годы происходит реформирование системы образования, но, к сожалению, на фоне этих изменений явно недостаточно уделяется внимание развитию ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ребёнка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребёнка. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоционального воспитания должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

Как уже было сказано выше в процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка.

На занятиях, которые достаточно проводить раз в неделю, дети знакомятся с пятью эмоциями: РАДОСТЬЮ, ГОРЕМ, ГНЕВОМ, СТРАХОМ и УДИВЛЕНИЕМ.

На этих занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества /литература, живопись, музыка/.

Конспект обобщающего занятия на тему “Эмоции”.

  • обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и определять эмоциональное состояние другого, изображать в рисунке различные эмоциональные состояния; учить рассказывать об изменениях выражения лица;
  • определять эмоциональный характер музыки, соотносить эмоции с характерами сказочных героев и героев литературных произведений.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображение детей с различными выражениями лица /грусть, радость, удивление, страх/;
  • пиктограммы: схематичное изображение лица с различными эмоциями,
  • куклы би-ба-бо,
  • аудиокассета с записью музыки /различные состояния
  • “Облака” А.Айвазова, “Улыбка” В.Шаинского/;
  • -заготовки из бумаги – белые облака;
  • фломастеры;
  • воздушные шары.

Методы и приёмы: слушание музыки, ответы на вопросы, чтение стихов, рисование.

Х О Д З А Н Я Т И Я.

Воспитатель раздаёт детям наборы карточек с изображением детей в различных эмоциональных состояниях / грусть, радость, удивление, страх/ и предлагает выбрать и поставить на фланелеграф карточку, соответствующую настроению детей в данный момент.

Воспитатель: “Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебным странам с необычными названиями. Название каждой страны соответствует настроению людей, которые живут в них.

Звучит мелодия таинственного характера.

Вот мы попали в первую страну. Вы слышите, какая звучит мелодия? Какой характер у этой музыки? /Ответы детей/.

Кажется, что сейчас что-то произойдёт, и мы с вами удивимся. Чему можно удивиться? Чему удивляетесь вы, ваши родители?

Как вы думаете, какие люди живут в этой стране?

Какое выражение лица у них? /Удивление/.

Выберите карточку с таким настроением / или пиктограмму/. А теперь посмотрите на кукол и выберите ту, которая соответствует данному настроению.

Попробуйте изобразить это состояние, а потом описать, как изменилось лицо человека при удивлении /брови, глаза, рот/. /ответы детей/.

Правильно, глаза расширились, брови поднялись, приоткрылся рот. А вот как поэт выражает это состояние:

Неожиданный подарок-
В январе букет фиалок,
Дед Мороза появленье
Всем сулит нам УДИВЛЕНЬЕ!

Так как называется эта страна? Да, страна удивлений или Удивляндия.

Теперь мы отправимся в другую страну. Поехали! /Дети делают “поезд” и двигаются в путь./

Послушайте, какая музыка звучит теперь /Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная/. Определите её характер.

Давайте определим, какие люди живут в этой стране?

У каких героев знакомых вам произведений может быть такое настроение?

Когда вы бывали в таком настроении?

Изобразите его. Подберите пиктограмму и куклу, соответствующих данному настроению.

Как вы думаете, какие цветы могут расти в этом городе?

Какое здесь время года?

Какие цвета красок вы бы использовали, рисуя такую страну? /Яркие, светлые/

Как вы думаете, радость – это когда…?

Как мы назовём эту страну?

Послушайте, как поэт изобразил:

От мороженого – сладость,
Милой бабушки приезд.
Вот такая в жизни РАДОСТЬ
Никогда не надоест.

Дети встают друг за другом и “поездом” едут дальше.

Из страны радости мы попадаем в другую страну. Какая же здесь звучит мелодия?

Какой у неё характер? /печальный, грустный/.

С каким настроением живут здесь люди?

Выберите нужную пиктограмму, соответствующую куклу би-ба-бо.

Какие герои вам известны с таким настроением?

Когда у вас бывает такое настроение?

Какими красками можно изобразить его? /синяя, фиолетовая, чёрная/.

Изобразите сами такое настроение и опишите его. /Уголки рта опущены, глаза выражают тоску/.

Как мы назовём эту страну? /Горя, печали/.

Я растила помидор,
А туда забрался вор!
У меня большое ГОРЕ:
Червь завёлся в помидоре.

А вот и последняя страна, куда мы с вами отправляемся. Слышите?

Звучит музыка /Вызывающая страх/.

Вам страшно? Попытайтесь изобразить это чувство.

Когда вы испытываете страх? /ответы детей/. Подберите пиктограмму и куклу. Опишите это состояние /Рот немного приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты/.

Если в комнате темно,
Занавешено окно,
Кто-то в двери – чебурах!
Испытаешь сильный СТРАХ!

Как вы думаете, чего могут бояться жители этой страны?

Одежду какого цвета они носят?

Как можно назвать эту страну?

А теперь вернёмся в наш детский сад / “едут” /.

Послушайте стихотворение:

1. По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я,
Всё вам поведаю сейчас.
2. Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Я тоже посмеялся с ним.
Мне весело с тобой.
И долго – долго облачку
Махал я вслед рукой.
3. Вот другое облачко
Расстроилось всерьёз.
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-
Грустно так, а вовсе не смешно.
4. Вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья!
Но ветер мне помог.
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
5. Вот маленькое облачко
Над озером плывёт.
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл.
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

Ребята, какое облачко вам больше всего понравилось, такое и изобразите. На столах у вас различные материалы: фломастеры, пастель. Какими хотите, такими и рисуйте.

Звучит музыка В.Шаинского “Облака” из мультфильма.

По окончании работы все облака рассматриваются и определяют настроение.

Какое настроение вам больше всего нравится? Если ваше настроение изменилось, поменяйте карточку на фланелеграфе, которую поставили вначале занятия.

Детям раздаются воздушные шары с нарисованными настроениями счастья.

Сегодня мы с вами учились определять настроение. Лучше всего, когда чело век весел, тогда он добр, приветлив. Всем хорошо рядом с таким человеком.

ТАК ДАВАЙТЕ ДАРИТЬ УЛЫБКУ И ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИМ НАС ЛЮДЯМ!

психика эмоция дошкольник

И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции -- своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства .

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей .

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций -- интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний . Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

  • -- освоение социальных форм выражения эмоций; -- формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • -- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • -- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствияц.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности .

Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Слово «эмоция» пришло к нам из латинского языка, в переводе с которого оно означает «волную», «потрясаю». Самое краткое определение данного термина принадлежит датскому психологу К. Ланге: «Эмоции – это душевные движения». О том, что представляет собой эмоциональная сфера ребенка, написана не одна диссертация. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Философы древности, физиологи, психиатры, психологи – все эти умные головы так и не пришли к единому мнению о роли эмоций в психическом развитии детей. Такая неразбериха происходит от того, что детство каждого человека «оформляют» разные взрослые. И речь в данном случае идет не только о родителях.

Развитие эмоциональной сферы ребенка

Появляясь в этом мире, ребенок учится овладевать речью, движениями и эмоциями. Становление и развитие эмоциональной сферы ребенка начинается еще во время его внутриутробной жизни. На третьем триместре беременности у малыша имеется почти весь комплект мозговых клеток. Свои знания о мире дети начинают накапливать еще не родившись. Поэтому душевное состояние будущей мамы важнее кулинарных изысков и различных физических удобств. Искренняя любовь хорошо чувствуется плодом. А вот длительные переживания женщины могут в дальнейшем вызвать различные проблемы со здоровьем и расстройства психики у новорожденного.

Развитие эмоциональной сферы детей требует от нас, взрослых, постоянного бережного педагогического труда. В первые годы после рождения, когда особенно заметно влияние близких людей – родителей, бабушек и дедушек – перед ними стоят две основные задачи:

  1. помочь ребенку осознать те чувства, которые его охватывают. В первую очередь это чувство страха, грусти, радости, удивления и жалости;
  2. научить ребенка самостоятельным «отношениям» с каждым из этих чувств.

Такая работа должна проводиться последовательно. От родителей необходимо понимание, что для достижения положительных результатов требуется много терпения. В процессе возрастного роста формируется эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Этот период, состоящий всего из семи лет жизни, трудно переоценить. Здесь закладывается фундамент личности. В дошкольном возрасте происходит формирование основ характера и темперамента. В этот период важно найти баланс в получении как положительных, так и отрицательных эмоций. Не следует пытаться полностью ограждать дошкольника от негативных переживаний. Малоэффективным оказывается и получение только лишь позитивных эмоций. Задача взрослых состоит в том, чтобы косвенно направлять ребенка, организуя его деятельность.

Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка

Эмоции не появляются сами по себе. Все наши чувства и переживания являются плодами нашей деятельности. В жизненных процессах каждого индивидуума, в его отношениях к окружающей среде эмоции рождаются, живут и умирают. Они играют важную роль, помогая нам воспринимать действительность и реагировать на нее. Развитие эмоционально-волевой сферы детей зависит о того, что их окружает. Отрицательно заряженные переживания тормозят процессы развития ребенка, тогда как положительные переживания воодушевляют и стимулируют познавательные процессы.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности эмоционально-волевой сферы ребенка:

  • Психика малыша носит бессознательный характер. Сознательная регуляция его поведения пока что отсутствует. Эмоциональные переживания неустойчивы и кратковременны. Как правило, они бурно выражаются.
  • По мере роста ребенок осваивает все больше способов выражения своих эмоций. Происходит их социализация.
  • Со временем у ребенка начинают развиваться высшие эмоциональные чувства (чувство стыда, чувство гордости, сочувствие, симпатия).
  • Позже начинают создаваться предпосылки для регуляции эмоций путем включения понимания слов в эмоциональные процессы.

Сбалансированность эмоциональных процессов, уравновешенность, тяготение к самостоятельным действиям и к ответственности за свои поступки – вот пути, по которым должно проходить развитие эмоциональной сферы детей. Эмоционально-волевая сфера ребенка – это корневая система всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире. Особенности эмоционально-волевой сферы детей заключаются в следующих основных компонентах:

  1. в активности центральной нервной системы и мозга ребенка;
  2. в активности (и обратной связи в мозг) мимической детской мускулатуры;
  3. в субъективности переживаний малышей.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка лучше не поддавать оценке и критике, так как это приведет лишь к непониманию и агрессии. Лучше постарайтесь ограничивать форму негативных детских эмоций. Коррекция эмоциональной сферы ребенка может и должна проводиться исключительно в игровой форме. С помощью игр можно развивать не только память, внимание, мышление и воображение, но также эмоциональную оболочку. Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства не даются ребенку в готовом виде от рождения. Но если начать развивать эмоциональную сферу с детских лет, то в зрелом возрасте можно достичь совершенства в управлении собой и своими эмоциями.

Ирина Ливадняя
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство . В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции .

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии . Отмечается состояние эмоциональной напряженности , занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей . Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях , которые возникают у детей , то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития .

Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций , помочь пережить определенные эмоциональные состояния , объяснить, что они означают.

Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший» , как правило, в этом возрасте она максимально завышена.

К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.

К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится - мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны :

Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;

Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;

Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;

Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей . Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций , развивать познавательные и творческие способности.

Чтобы дети выросли эмоционально устойчивыми и психически здоровыми нужно :

Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;

Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;

Быть доброжелательными и терпимыми;

Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;

Одобрять даже самые незначительные успехи детей .

Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей . Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей .

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ , СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ , РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ .

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель : игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры : Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

«Мое настроение»

Цель : развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры : Детям предлагается поведать остальным о своем настроении : его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Передача чувств»

Цель : научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры : Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель : соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры : Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты) :

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель : развитие эмпатии , умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику) .

Ход игры : Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить) . Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

«Эмоции героев »

Цель : способствовать развитию эмпатии , умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры : Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний . В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы .

«Интересный разговор»

Цель : снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение .

Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста :

Лягушонок : «Квак-квак!»

А утенок : «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!



Loading...Loading...