Принципы организации педагогического процесса кратко. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

Закономерности педагогического процесса

Тенденция воспитания как общественного явления заключается в присвоении молодым поколением социального опыта старших.

В этом заключается основной закон педагогического процесса. Существуют и специфические законы, которые проявляются в виде педагогических закономерностей. Это зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от уровня развития производительных сил в обществе и соответствующих им производственных отношений. Уровень образования определяется также интересами господствующей прослойки общества, политикой и идеологией государства.

Эффективность педагогического процесса зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических условий. Эти условия зависят от социально-экономического положения страны и от действий субъектов, в частности представителей органов образования. Объективной является зависимость результатов воспитания от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности заключается в результатах обучения и воспитания, зависящих от характера деятельности воспитанника. Важна закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрасту и особенностям обучаемых. Для практики педагогического процесса важно уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Например, содержание определенного воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и средства зависят от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.

Принципы педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса выражаются в положениях, которые определяют его организацию, содержание, формы и методы. Таким образом, закономерности выражаются в принципах.

Принципы – это, по сути, основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс.

Принципы педагогического процесса формулируются на основе закономерностей. Они же являются итогом достижений педагогической науки и современной педагогической практики. Их основа выражается закономерными связями между педагогами и учениками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление таких принципов, как:

  • развивающий характер обучения,
  • воспитывающий характер обучения,
  • единство обучения и воспитания.

Зависимость педагогического процесса от уровня развития производительных сил породила принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой.

В функциональном подходе принципы обучения и воспитания рассматриваются изолированно. С точки зрения целостного педагогического процесса выделяют две группы принципов:

  • организация педагогического процесса,
  • руководство деятельностью воспитанников.

С принципами педагогического процесса взаимосвязаны педагогические правила. Они основываются на принципах, подчиняются им и конкретизируют их. Правила диктуют характер отдельных действий в деятельности педагога, которые приводят к реализации принципов. Правило используется в зависимости от конкретной педагогической ситуации.

Принципы организации целостного педагогического процесса

Принцип гуманизма педагогического процесса – это основной принцип образования, который выражает необходимость сочетания целей общества и отдельной личности. Для реализации этого принципа требуется подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. В этой теории невозможно стихийное, спонтанное развитие детей.

Важное место в организации педагогического процесса отводится его связи с реальной жизнью и производственной практикой. Этот принцип делает невозможной абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования и форм педагогической работы с изменениями в экономике, политике, культуре и общественной жизни государства и в мире. Для реализации этого принципа требуется постоянное ознакомление обучаемых с текущими событиями. Воспитанники должны активно включаться в общественную деятельность, участвовать в различных мероприятиях.

Связь педагогического процесса с производственной практикой необходима потому, что практическая деятельность - это источник познавательной деятельности, правильный критерий истины и область приложения результатов познания.

Изучение теории может основываться на имеющемся у учеников опыте. Осуществления принципа связи с жизнью и практикой возможно через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, в том числе трудовую. Труд при этом должен приносить удовлетворение от процесса созидания и творчества. Коллективный труд помогает в формировании общественного поведения и ценных личностно-деловых качеств. Важно, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, организация и нравственная направленность.

Принцип научности позволяет привести содержание образования в соответствие с уровнем развития науки и опытом, который накоплен мировой цивилизацией. Научность проявляется при разработке учебных планов, программ и учебников. В соответствии с данным принципом педагогическое взаимодействие направляется на развитие познавательной активности ребят, на формирование умений и навыков научного поиска. Реализация данного принципа происходит через ситуации нравственного выбора, наблюдение явлений, фиксацию и анализ результатов наблюдений, научные споры, отстаивание в этих спорах своего мнения, использование научной литературы.

Фундаментальным принципом организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Человек становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Общение и обособление – это источник социального богатства человека. В коллективе наиболее полно развивается и проявляет себя каждая отдельная личность. С помощью коллектива воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи. В коллективе человек усваивает правила общения, поведения, вырабатывает организаторские навыки руководства и подчинения.

Еще один важный принцип - требование преемственности, последовательности и систематичности, которое направлено на закрепление знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование. Связь и преемственность задач педагогического процесса, обеспечивают переход от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.

Преемственность требует построения системы и последовательности в обучении и воспитании. Систематичность и последовательность дают возможность за меньшее время достичь больших результатов. На практике принцип преемственности, системности и последовательности реализуется в процессе планирования.

Важнейшим организующим положением целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность в педагогическом процессе основывается на закономерностях познания окружающего мира и развития мышления, развивающегося по принципу: от конкретного к абстрактному. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается иллюстрациями, демонстрациями, лабораторно-практическими работами, использованием примеров и жизненных фактов.

Принципы управления

Педагогическое управление направлено активность, самостоятельность и инициативу детей. Отсюда вытекает принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление служит для поддержания полезных начинаний детей, обучению их выполнению различных работ, для поощрения инициативы и творчества.

Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе заключается в активной роли воспитанника в педагогическом процессе. Активность ребенка должна быть направлена не на простое запоминание и проявление внимания, а на процесс самостоятельного изыскания знаний.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса возможно только при взаимодействии всех педагогических систем.

Определим главные принципы педагогического процесса.
1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.
3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.


25.ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ… .

Дидактика – отрасль пед-ки,изучающая теоретические основы обучения и его содержание. Термин “дидактика” происходит от греческих слов didaktikos – поучающий и didasko – изучающий.

Методолог-й основой обучения явл гносеология – теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагог-й, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деят-ти, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики связаны с тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормат-ми документами, которые разрабатываются на основе стандартов.

Предметом дидактики явл закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами проц обучения. По мнению, известных дидактов предметом дидактики выступает «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В. Краевский), «условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения» (Ч. Куписевич). Дид-а – наиболее разработанная научная отрасль педагогики. Она явл одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Дид-а решает след задачи.1Определяет задачи обуч-я, отвечает на вопрос «для чего обучать?».2 Изуч наиб общие законом-ти обучения, формулирует на их основе принципы и правила обуч-я.3Опред-т содержание обуч-я, разрабатывает образовательные стандарты, учеб программы и учебно-методические комплексы, вопрос «чему обучать?».4Разрабатывает вопросы о формах и мет-х обуч-я, организации обуч-я в целом, «как обучать?»..5 Формулирует общие принципы создания и применения ср-в обуч-я, играющих существенную роль в образовательном процессе«с помощью чего обучать?».6 Изучает вопросы, связанные с методологией исследования проблем обуч-я.7Анализирует и обобщает передовой педагог-й опыт, изучает новации и инновации в процессе обучения.

Основные катег и понятиям дидактики: обучение, учеб процесс, учение, преподавание, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, содержание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и другие).

Обучение - специально организованный, целенаправ-й процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащ-ся определенной системы знаний, способов мышления и деят-ти, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окруж миру.

Законом-ть обучения - совокупн объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактич-ми явлениями, компонентами процесса обучения, характер-х их развитие и функционирование. Прин обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса обучения.

Преподавание - управление учебной деят-тью уч-ся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами.

Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества и изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Основные теории школьного образования определились в конце XVIII – начале XIX века. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.
Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.).
Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Эту теорию разделяли такие известные педагоги, как Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.
Обе эти теории в чистом виде критиковал К. Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К. Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами.
На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.
Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика, которому предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов.
В 50-е годы XX века под руководством К. Сосницкого была разработана теория операциональной структуризации содержания образования (структурализма). Ее смысл в том, что содержание должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты, то есть наиболее важный материал, отражающий фундаментальные положения науки и одновременно восходящий к ее историческим истокам и последним достижениям научной мысли.
^ Проблемно-комплексная теория содержания образования была разработана под руководством Б. Суходольского в шестидесятых годах XX века. Согласно этой теории предполагается изучение отдельных предметов не порознь, а комплексно: предметом познавательной деятельности учащихся становятся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей.

Наибольшее распространение в прошлом получили 2 теории:

1.​ Теория формального образования (к.18-сер.19в.) – не нужно давать большой объём знаний, его все равно усвоить невозможно. Надо давать лишь тот материал, который развивает память и др. интеллектуальные способности. Ценны не сами знания, а их развивающая способность.

2.​ Теория материального образования (возникла в эпоху развития капитализма). В основу отбора содержания образования легла степень пригодности изучаемых предметов для жизни. Интеллектуальные особенности развиваются автоматически в процессе усвоения «полезных» знаний. Эта теория легла в основу реального образования.

Недостаток 2-х теорий: однобокость.

Сегодня исходят из того, что единственный источник содержания образования – соц. опыт, накопленный в обществе.

Соц. опыт состоит из 4-х основных компонентов:

1.​ Добытые обществом знания об окружающей действительности: природе, обществе, способах деятельности, способах познания и т.д.

2.​ Умения и навыки как осуществление известных способов деят-ти. Они делятся на интеллектуальные (анализ, сравнение, обощение, составление логических схем) и практические (чтение, письмо, счёт, решение задач).

3.​ Система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Забота педагога – не только изложение научных истин, но и формирование у школьников положительного отношения к ним.

4.​ Опыт творческой деят-ти, который обеспечивает дальнейшее развитие культуры общества, что без творческой деятельности невозможно.

Характеристика компонентов содержания образования

1.​ Знания – это информация об окр.мире. К ним относятся категории, понятия, факты.

2.​ Умения и навыки – интеллектуальные и практические.

3.​ Эмоционально-ценностные отношения – коммуникативные и личностные ориентиры.

4.​ Опыт творческой деятельности:

1.​ Комбинирование нового из элементов известного.

2.​ Нахождение новых способов решения.

3.​ Видение проблемы.

4.​ Перенос знаний в новую ситуацию.

Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа.

Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения.

В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики.

Требования к содержанию образования

1.​ соответствие современному уровню развития науки, культуры, техники.

2.​ связь с жизнью.

3.​ оптимальность объема учебного материала, подлежащего усвоению

4.​ отражение внутри и межпредметных связей.

5.​ воспитательная направленность.

6.​ структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.

7.​ важна гуманизация: ориентир на уважение личности ребенка, формирование самостоятельности.

8.​ главная часть гуманизации – гуманиторизация:

1.​ наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности

2.​ выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах

3.​ улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин

4.​ любой школьный предмет должен способствовать гуманизации.

(7. и 8. – по Краевскому).

В законе РФ об образовании (ст.14 «Общие требования к содержанию образования») написано, что содержание образования должно быть ориентировано на:

1. Гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей.

2. Отражение национальных культур в условиях многонационального гос-ва.

3. Содействие сотрудничеству между людьми.

4. Обеспечение самоопределения личности, свободного выбора убеждений.

5. Укрепление правового гос-ва, развитие гражданского общества.

6. Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Структурные компоненты
План:


  1. Сущность и структура целостного педагогического процесса в образовательном учреждении.

  2. Закономерности и принципы образовательного процесса.

  3. Воспитание и обучение как основные составляющие целостного педагогического процесса.

Ход лекции:

1) Сущность и структура целостного педагогического процесса в образовательном учреждении

Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качества воспитуемых.

Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Рисунок 1.3. Педагогический процесс как педагогическая система.

Педагогический процесс рассматривается как система (рисунок 1.3.).

В педагогическом процессе имеется много подсистем, объединенных между собой другими типами связей.

Педагогический процесс - это главная система, объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс представляет собой динамическую систему. Выделены компоненты, их соотношения и связи, что необходимо для управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. Педагогический процесс протекает в системах (учебное заведение), которые функционируют в определенных условиях.

Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты) и связи между ними.

Компоненты системы , в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Педагогический процесс характеризуют: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Компоненты, образующие систему: 1. Целевой, 2. Содержательный, 3. Деятельностный, 4. Результативный.


  1. Целевой компонент педагогического процесса включает цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

  2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

  3. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом , без этого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим.

  4. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Между компонентами системы существуют следующие связи:

Информационные,

Организационно-деятельностные,

Коммуникативные связи,

Связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции,

Причинно-следственные связи,

Генетические связи (выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании).

Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс - это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

В педагогическом процессе (как и в других трудовых процессах) выделяются:

1) объекты, 2) средства, 3) продукты труда.

1. Объектам педагогического труда (развивающаяся личность, коллектив воспитанников) присущи такие качества, как сложность, системность, саморегуляция, которые обусловливают вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека ЗУН, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, особенностям, становления воли и характера.

2. Средства (орудия) труда - это то, что педагог помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся: знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, виды деятельности обучаемых, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния, духовные средства труда.

3. Продукты педагогического труда. Глобально - это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек. Конкретно - это решение частных задач , формирование отдельных качеств личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс, как трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности. Это дает возможность обосновать критерии для оценки (качественных и количественных) достигнутых уровней.

Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

Таким образом,


  1. педагогический процесс - это система, объединяющая в себе процессы воспитания, обучения, развития;

  2. компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются: а) педагоги, б) условия и 3) воспитуемые;

  3. компонентами педагогического процесса являются: а) целевой, б) содержательный, в) деятельностный, г) результативный (цели, содержание, деятельность, результаты);

  4. между компонентами существуют связи, которые подлежат выявлению и учету (Г.Ф. Шафранов - Куцев, А.Ю. Деревнина, 2002; А.С. Агафонов, 2003; Ю.В. Каминский, А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова, 2004; Л.Д. Столяренко, С.Н. Самыгин, 2005).
В структуре педагогической системы центральное место занимает педагог (субъект - 1) и обучаемый (субъект - 2). Субъект - 1 осуществляет педагогическую деятельность (преподавание), а субъект - 2 - учебную деятельность (учение).

Взаимодействие между субъектами (субъект - субъектное или интерсубъектное) осуществляется посредством условий, включающих содержание, способы, методы, формы, технологии, средства обучения. Интерсубъектная связь двусторонняя. Инициирующими деятельность факторами служат потребности и мотивы, цели и задачи, в основе которых лежат ценностно - смысловые ориентации. Итог совместной деятельности реализуется в обучении, воспитании и развитии (ОВР) в целостном педагогическом процессе. Представленная структура педагогической системы служит базисом для формирования оптимальных межличностных отношений и развития педагогического сотрудничества и сотворчества.

Целостность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов, подчиняющееся своим особым закономерностям.

Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, которые подчинены единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:


  1. в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

  2. в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

  3. в наличии общего и сохранении специфического.

Рисунок 1.4. Структура педагогической системы.

Специфика обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из этих процессов в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, в которых также выделяют доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и др., но в тоже время формируются и представления, и знания, и умения.

Таким образом, оба процесса (обучение и воспитание) ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели, присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. В обучении используют преимущественно строго регламентированные формы работы (классно - урочная, лекционно - практическая и др.). В воспитании превалируют более свободные формы различного характера (общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, общение, труд и др.).

Различают единые методы (пути) достижения цели: при обучении используют преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, при воспитании - средства воздействия на мотивационную и действенно - эмоциональную, волевую сферу.

Методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании, имеют свою специфику. В обучении обязательно применяют устный контроль, письменный контроль, зачеты, экзамены и др.

Результаты воспитания менее регламентированы. Педагоги получают информацию из наблюдений за ходом деятельности и поведения студентов, общественного мнения, объема выполнения программы воспитания и самовоспитания из других прямых и косвенных характеристик (С.И. Змеев, 1999; А.И. Пискунов, 2001; Т.В. Габай, 2003; С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003).

Таким образом, целостность педагогического процесса заключается в подчинении всех процессов, его образующих, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов существуют одни и те же этапы. Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный (таблица 1.11.).

На этапе подготовки педагогического процесса или подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:

Целепологание,

Диагностика условий,

Прогнозирование достижений,

Проектирование педагогического процесса,

Планирование развития педагогического процесса.

Таблица 1.11.

Этапы педагогического процесса

1. Целеполагание (обоснование и постановка цели). Сущность целеполагания состоит в трансформации общей педагогической цели в конкретную цель, которую необходимо достигнуть на заданном отрезке педагогического процесса и в конкретных условиях. целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса (практическое занятие, лекция, лабораторная работа и др.). Между требованиями педагогической цели и конкретными возможностями обучаемых (данной группы, отделения и др.) выявляются противоречия, поэтому намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

2. Педагогическая диагностика - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, о многих других обстоятельствах . Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза. Очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствии с реальными возможностями.

3. Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно (до начала процесса) оценить его возможную результативность и имеющиеся конкретные условия. Заранее мы можем узнать о том, чего еще нет, теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, т.к. педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, предотвратить малую эффективность и нежелательные последствия.

4. Проект организации процесса разрабатывают на основе результатов диагностики и прогнозирования, коррекции этих результатов. Далее требуется доработка.

5. План развития педагогического процесса является воплощением доработанного проекта организации процесса. План всегда привязан к конкретной педагогической системе.

В педагогической практике применяются различные планы (планы практического занятия, лекции, внеучебной деятельности студентов и др.). Они действуют только в течение определенного срока.

План - это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно делать.

Основной этап или этап осуществления педагогического процесса включает в себя важные взаимосвязанные элементы:

1. Педагогическое взаимодействие:

Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,

Взаимодействие педагогов и обучаемых,

Использование намеченных методов, форм педагогического процесса и средств,

Создание благоприятных условий,

Осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых,

Обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

2. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, который играет стимулирующую роль. Его направленность, объем, цель должны быть подчинены общей цели и направленности процесса; учитываются другие обстоятельства реализации педагогического контроля; следует предотвратить его (педагогический контроль) превращение из стимула в тормоз.

3. Обратная связь - основа качественного управления педагогическим процессом, принятия оперативных управленческих решений.

Развитию и укреплению обратной связи педагог обязан придавать приоритетное значение. С помощью обратной связи удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Обратная оперативная связь в ходе педагогического процесса способствует введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

2. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование.

Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

1. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

Поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания "образовательный процесс" и "педагогический процесс" будут синонимичными. Педагогический процесс -- это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Прежде всего это обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не только требованиями производства, но интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Объективной является зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспитанник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д .

Итак, перечислим основные закономерности целостного педагогического процесса:

1. Закономерность динамики педагогического процесса.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

4. Закономерность стимулирования.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса .

Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление "новых" принципов, таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания. Из обусловлен яости педагогического процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой.

До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников .

С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.

Принципы педагогического процесса отражают требования к организации педагогической деятельности.

Принципы организации педагогического процесса:

1. Гуманистическая направленность - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.

2. Связь с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

3. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу (воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание). Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.

4. Научность. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

5. Ориентированность на формирование в единстве знаний и умений сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.

6. Обучение и воспитание детей в коллективе (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса) - предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

7. Преемственность, последовательность и систематичность. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития.

8. Наглядность. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

9. Эстетизация (формирование эстетического отношения к действительности). Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов .

Также перечислим принципы управления деятельностью воспитанников:

1. Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

2. Сознательность и активность учащихся (осознание учащимися технологии учения, владение приемами учебной работы, осознание прикладного значения теоретических идей).

3. Уважение к личности педагога в сочетании с разумной требовательностью.

4. Опора на положительное в человеке.

5. Согласованность требований школы, семьи и общественности.

6. Доступность и пассивность обучения и воспитания.

7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

8. Прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития (смысловая память) .

2. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

педагогический воспитательный личность ученик

Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе состоит из следующих блоков:

* Философско-мировоззренческая подготовка школьников

* Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

* Формирование основ нравственной культуры личности

* Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

* Формирование эстетической культуры учащихся

* Воспитание физической культуры учащихся

1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников направлена на формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего "Я", своей индивидуальности, своей личности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззрения надо уделить особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические основания .

Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корреляции у школьников формируются такие методологические идеи, как единство живой и неживой природы, общность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антропогенеза и социогенеза и др.

2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества -- особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

3. Формирование основ нравственной культуры личности

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении -- как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность -- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению -- хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма -- это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы -- нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового - воспитания .

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

· развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;

· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

5. Формирование эстетической культуры учащихся

Формирование эстетической культуры -- это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений. Это -- организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда -- это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

6. Воспитание физической культуры учащихся. Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач.

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, на закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается высоким и гармоническим развитием всех физических качеств -- силы, выносливости, ловкости и быстроты. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого школьного возраста уровня развития всех физических качеств в начальных классах нужно воспитывать ловкость и быстроту, в средних -- наряду с ловкостью и быстротой частично общую выносливость и только в старших классах -- ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества .

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.).

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы .

Заключение

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2 целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Список использованной литературы

1. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Просвещение, 1987.

2. Коротов, В.И. Воспитание как предмет педагогической теории/ В.И. Коротов. - М., 1997.

3. Крившенко, Л.П. Педагогика/ Л.П. Крившенко.- М.: Проспект, 2005.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие/ Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1998.

5. Подласый, И.П. Педагогика/ И.П.Подласый. - М.: Просвещение, 2000.

6. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -- М.: Школа-Пресс, 1997. -- 512 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Формы организации и структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность по Б.Т. Лихачеву, К.Д. Ушинскому.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей. Специфика проявления законов диалектики в педагогике, основной закон педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса, его основные компоненты.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2009

    Сущность педагогического процесса, его целостность, законы, закономерности и принципы. Образование как "воспитывающие обучение" и "обучающее воспитание". Образовательные программы и стандарты. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

    реферат , добавлен 21.06.2015

    Организация воспитательного процесса, исследование его законов и закономерностей: социальных условий, психических законов, особенностей развития личности и сущности самого педагогического процесса. Современные воспитательные системы, авторские школы.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Понятие педагогического процесса, его структура, этапы, закономерности и общие свойства. Анализ позиции различных авторов при рассмотрении сущности целостного педагогического процесса. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе.

    реферат , добавлен 25.12.2015

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Понятие целостного педагогического процесса. Цели и задачи воспитательной деятельности. Движущие силы педагогического процесса. Социально–личностное развитие детей.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Авторская концепция организации педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход для развития всех сторон личности ребёнка. Образовательный, воспитательный и развивающий блоки педагогического процесса. Личности с умением учиться как результат.

    творческая работа , добавлен 06.08.2009

    Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления, его структура и главные компоненты. Сущность, содержание процесса обучения и воспитания, оценка его значения на современном этапе, направления и особенности исследования.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ. Двусторонний характер процесса воспитания. Закономерности и принципы педагогического процесса. Методы стимулирования и коррегирования познавательной деятельности.

    курс лекций , добавлен 31.12.2010

    Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Сущность педагогического процесса. Взаимодействие всех участников педагогического процесса. Переход от решения одной педагогической задачи к другой. Неразрывность воспитания и обучения.

Принцип гуманистической направленности педагогического про­цесса - ведущий принцип образования, выражающий необходи-

мость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитатель­ной работы задачам формирования всесторонне развитой лично­сти. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного раз­вития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практи­кой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направ­ленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей об­щественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местно­го краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятель­ность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурси­ях, походах, массовых кампаниях.

Необходимость связи педагогического процесса с производ­ственной практикой обусловлена тем, что практика является ис­точником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения резуль­татов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Напри­мер, изучение тригонометрических зависимостей между сторона­ми и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную тру­довую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - прин­цип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспе­чивает накопление опыта общественного поведения и формиро­вание социально ценных личностно-деловых качеств. Однако не­обходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему обще­ственно значимых отношений, организация и нравственная на­правленность.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приве­дении содержания образования в соответствие с уровнем разви­тия науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивили­зацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, оН проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учеб­ных программ и учебников.

Принцип научности имеет отношение и к методам педагоги­ческой деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на раз­витие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способ­ствует широкое использование проблемных ситуаций, в том чис­ле ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспи­танников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказы­вать свою точку зрения, рационально использовать научную ли­тературу и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа научности проявляются два диа­лектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являю­щийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике за­кона единства сознания и деятельности, согласно которому со­знание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убежде­ний сознание направляет поступки и действия человека и одно­временно само складывается под влиянием поведения и деятель­ности. То есть реализация принципа ориентированности педаго­гического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в кото­рой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе по­лучаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Одним из фундаментальных принципов организации педаго­гического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллектив­ных, групповых и индивидуальных форм организации педагоги­ческого процесса.

Индивид становится личностью благодаря общению и свя- За нному с ним обособлению. Отражая специфически человече­скую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является д РУгой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в ко- То Ром человеком реализуется присвоение общественной сущно- Ти - Общение и обособление - источник социального богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления создает кол­лектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудни­чества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Только в кол­лективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила обще­ния, поведения, вырабатываются организаторские навыки, на­выки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а рас­крепощает личность, открывает широкий простор для ее всесто­роннего и гармонического развития.

Сама природа педагогического процесса с его структурой, свой­ствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг орга­низационного принципа требование преемственности, последова­тельности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприя­тие, тот или иной урок являются логическим продолжением ра­нее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достиг­нутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. Учебно-воспитательный процесс всегда обращен к личности уче­ника. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конк­ретную педагогическую задачу. Связь и преемственность этих за­дач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обога­щение и развитие.

Преемственность предполагает построение определенной сис­темы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Система­тичность и последовательность позволяют за меньшее время дос­тичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: «Только систе­ма, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями» 1 . ^

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие, где, с одной стороны^йобходимость формирования системы знаний, умений и навыков по предме­там, а с другой - необходимость формирования целостного ми­ровоззрения о единстве и обусловленности явлений окружаюш е " го мира. Прежде всего это обеспечивается построением программ и учебников предметного преподавания при обязательном уста­новлении межпредметных и внутрипредметных связей. В настоЯ-

1 Ушинский К. Д. Собр.соч.: В 11 т. - М., 1950. - Т. 5. - С. 355. 214

щее время применяется преимущественно линейный принцип построения учебных программ, реже концентрический. Уменьше­ние доли концентризма связано с тем, что учебные программы Б се более тесно связываются между собой.

На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, наме­чает систему уроков и других форм организации педагогического процесса, планирует повторение, закрепление и формы контро­ля. При поурочном планировании учитель располагает содержа­ние темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ра­нее, а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории.

Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса явля­ется принцип наглядности. Я. А. Коменский, обосновавший «золо­тое правило дидактики», согласно которому к обучению необхо­димо привлекать все органы чувств, писал: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Наглядность в педагогическом процессе основана на законо­мерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретны­ми фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т. п.

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается при­менением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабора-торно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа на­глядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстрактности в иды наглядности принято подразделять следующим образом: ес­тественная (предметы объективной реальности); эксперименталь­ная (опыты, эксперименты); объемная (макеты, фигуры и т.п.); изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звуко-изо-бразительная (кино, телевидение); звуковая (магнитофон); симво­лическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы); внут-Р е нняя (образы, создаваемые речью педагога) (по Т.И.Ильиной).

Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления уча­щихся, в использовании наглядности важно чувство меры. Боль- Ц1 ° значение имеет сочетание применения наглядности с твор-

ческой работой детей по созданию наглядных пособий. В исполь­зовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в со­знании воспитанников не запечатлялся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Так, некоторые учащиеся испыты­вают большие затруднения в доказательствах теорем, если все они раскрывались на стандартном положении прямоугольного треугольника и т.п.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стрем­ление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла по­казывают эстетическую картину человеческих отношений. Художе­ственно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искус­ства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых от­ношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен­ной самодеятельности, в организации производительного и обще­ственно полезного труда, в формировании повседневных отноше­ний и поведения.

§5. Принципы управления деятельностью воспитанников

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и иници­ативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспи­танников.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов ра­бот, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Необхо­димым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие ученического самоуправления. В то же время следует избегать идеализации сил и возможно­стей детей, стихийности и самотека. Успех дела здесь решает педагогическое руководство, логика которого с необходимо­стью приводит к построению и реализации педагогических сй-

стем, рождающих творческую активность, инициативу и само­деятельность учащихся. С этой целью во всех сферах деятельно­сти как в учебной, так и во внеучебной работе они должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать самостоятельные решения, активно участво­вать в их выполнении.

В стремлении к развитию детского самоуправления необходи­мо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллек­тивной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнооб­разить виды поручений; обеспечивать своевременную смену по­зиций руководства и подчинения.

Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятель­ной сущности. Однако активность школьников должна быть на­правлена не столько на простое запоминание и проявление вни­мания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Применительно к учению значение сознательности и активно­сти удачно выразил Л. В. Занков, дав расширительную трактовку этого принципа: в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвое­ние на понятийном уровне и осознание прикладного значения теоретических идей; учащиеся должны осознавать технологию уче­ния и владеть приемами учебной работы, т. е. технологией по ус­воению знаний. Реализация этих условий требует высокой актив­ности и сознательности обучаемых.

Важнейший принцип организации детской деятельности - ува­жение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательно­стью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспита­ния. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление.

Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями вос­питательного процесса, задачами всестороннего развития лич­ности. Педагог, предъявляющий требования, должен воспри­ниматься учеником как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в прогрессе его личности. В этом с лучае требовательность будет выступать как необходимость, а Не как личный интерес, чудачество или каприз учителя. У хоро­шего педагога требовательность к учащимся органично и дина-

мично соединяется с требовательностью к себе. Такая требова­тельность предполагает уважение мнения своих воспитанников о себе.

Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принци­пом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, на­ходящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пре­небрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершен­ствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним толь­ко с помощью криков, упреков и нотаций. Но его можно поддер­жать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс ста­новления и возвышения личности. Если ученик овладевает новы­ми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, он переживает радость, внутреннее удовлетворение, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положитель­ные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требо­ваний школы, семьи и общественности.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что, если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, не будут сбалансированы, сгармонированы, будут действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанав­ливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно до­стичь, например, успеха в учебно-воспитательной работе, если одни педагоги добиваются от учащихся порядка и организован­ности, а другие проявляют нетребовательность.

Большое практическое значение в управлении деятельность» воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельны* педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность

на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает е го из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительно­сти он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив и наоборот.

На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выпол­няет регулирующие функции в системе коллективных и межлич­ностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован учени­ческий коллектив.

В соответствии с принципом доступности и посильности обуче­ние и воспитание школьников, их деятельность должны строить­ся на основе учета реальных возможностей, предупреждения ин­теллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

При предъявлении недоступного для усвоения материала рез­ко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает воле­вое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомле­ние. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных на­выков и, главное, не содействует развитию учащихся.

Традиционная педагогика в целях обеспечения доступности и посильности при изложении материала и организации деятельно­сти детей рекомендует идти от простого к сложному, от абстракт­ного к конкретному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям и т.п. Однако этот же принцип, но в другой дидакти­ческой системе реализуется, если начинать не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со струк­туры, не с частей, а с целого {В.В.Давыдов). Следовательно, не­доступность обучения и трудности, с которыми сталкиваются вос­питанники в той или иной деятельности, зависят не только от содержания материала, его сложности, но и от методических под­ходов, применяемых педагогом.

С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип Учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение Уровня актуального развития, воспитанности и социальной зре­лости детей, подростков и юношей. Замечено, что эффективность Учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые Требования и организационные структуры отстают от возрастных в °зможностей учащихся или непосильны для них.

Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложно­сти внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирова­ние их личности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы орга­низации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учи­тываться темперамент, характер, способности и интересы, мыс­ли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учиты­вать их половозрастные особенности.

Организующим принципом руководства деятельностью воспи­танников является принцип прочности и действенности результа­тов образования, воспитания и развития.

Реализация этого принципа справедливо связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смыс­ловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность. Прочными, как правило, становятся и те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убежде­ния. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопро­вождающий изучение и усвоение материала, выработку умений и навыков.

Прочности и действенности результатов деятельности способ­ствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической дея­тельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте противоречивую, диалектическую природу педагогиче­ских явлений.

2. Что означает закономерность в педагогике? Назовите основные за­кономерности целостного педагогического процесса.

3. Как связаны закономерности, принципы и правила педагогическо­го процесса?

4. Дайте характеристику основных принципов организации и руко­водства целостным педагогическим процессом.

5. Ознакомьтесь с различными подходами к классификации законо­мерностей и принципов в педагогике (Ю. К. Бабанский, М.Н.Скаткин, Б.Т.Лихачев и др.).

ГЛАВА 17. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА



Loading...Loading...