Политические риски предприятия: как принять превентивные меры. Проблемы дефиниции и оценки политического риска

ФИЛИАЛ НОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

В Г. БРЯНСКЕ

Кафедра управления

Очное отделение

Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»

РЕФЕРАТ

По предмету: Финансовая среда и предпринимательские риски

На тему: «Политические риски»

Выполнил:

студент группы 05/МО-41

И.Н. Лёвичева

Проверил:

Аверченкова Е.Э.

Брянск – 2009

Политический риск - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет политических рисков особенно важен в странах с не устоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства. Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть.

Следует отметить, что попытки учитывать политические риски, вызываемые действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Так, известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях, что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме - книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учет влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете, Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре группы:

· риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

· риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

· риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

· риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко - от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество - например, принудительно длинная очередь на конвертацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков - это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

Политический риск условно можно также подразделить на страновый, региональный, международный.

Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.

Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе внешних рисков.

Основные причины возникновения политических рисков:

Изменение торгово-политического режима и таможенной политики;

Изменения в налоговой системе, в валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности нашей страны;

Изменения в системах экспортного финансирования;

Нестабильность страны;

Опасность национализации и экспроприации;

Изменения законодательства (например, закона об иностранных инвестиция);

Сложность с репатриацией прибыли;

Геополитические риски;

Социальные риски.

Устранить или полностью контролировать политический риск нельзя. Однако компании могут предпринять некоторые меры и проводить такие политические шаги, которые в совокупности понизят вероятность неблагоприятных политических действий или которые уменьшат последствия воздействия таких действий на бизнес, если они все-таки произойдут. Управление политическими рисками начинается до того, как инвестиции вложены, оно продолжается во время ведения операций и не прекращается, даже если неблагоприятные действия произошли или происходят.

Еще до того как вложить инвестиции в ту или иную страну, соответствующие служащие компании должны попытаться добиться того, чтобы правительство страны, куда они планируют осуществить инвестирование, и ее граждане поняли, какие расходы и приобретения, связанные с данным инвестированием, получат и компания, и местное общество. Руководству следует встретиться с правительственными официальными лицами и представителями населения, для того чтобы уточнить цели бизнеса и то, как планируется организовать его реализацию. Уровень политического риска обычно сильно снижается, когда ожидания окружающих в отношении затрат и выгод, связанных с реализацией какого-то проекта, совпадают с действительностью. И напротив, увеличивается, если и местные власти, и общественность сталкиваются с какими-то неожиданными для них поворотами в развитии бизнеса.

Формальной процедурой достижения такого понимания является заключение концессионного соглашения, в котором оговариваются права и обязанности иностранной компании, связанные с реализацией проекта. Например, концессионный договор может определить права собственников на совершение денежных переводов дивидендов, процентных отчислений и административных платежей. В нем могут также быть уточнены вопросы налогообложения корпоративной прибыли, тарифов на импорт и трансфертных цен. Там также может быть предусмотрена возможность доступа на рынки местных кредитов или шаговое отторжение, что означает постепенный переход собственности к местным инвесторам. В концессионном соглашении обычно уточняются и условия проведения арбитража, и посреднические процедуры для разрешения спорных вопросов в случае их возникновения.

В общем, в концессионном соглашении могут определяться любые аспекты взаимодействия компании со страной пребывания. Однако здесь, следует сделать предостережение: условия такого соглашения обязательны для страны пребывания только в той мере, в какой правительство само захочет их выполнять. При нарушении им обязательств концессионного соглашения в отношении другой стороны последняя не имеет возможности принудить правительство исполнить свои обязательства.

Еще одной стратегией управления политическим риском является получение страхового полиса на случай возникновения политического риска в каком-нибудь правительственном агентстве типа Корпорации зарубежных частных инвестиций (КЗЧИ), которая была учреждена правительством США для страхования политических рисков для американских компаний, занимающихся прямыми зарубежными инвестициями.

КЗЧИ предлагает четыре варианта страхования.

Во-первых, это страхование против введения ограничений на перевод денежных средств в долларах от прибылей от иностранных отделений и филиалов.

Во-вторых, она страхует от экспроприации и национализации.

В-третьих, она страхует против ущерба имущества, понесенного в результате военных действий, восстаний, гражданских беспорядков.

В-четвертых, это страхование против убытков в прибылях, вызванных политическими конфликтами и беспорядками.

После того как иностранная дочерняя компания организована, ее руководство пользуется самыми различными методами для управления политическими рисками.

Если компания отслеживает перемещения сырья и готовых изделий, страна пребывания не многого добьется, если будет вмешиваться в деятельность компании. Например, если дочерняя компания в той или иной форме захвачена правительством, родительская компания может прекратить поставки ключевых сырьевых компонентов. Из-за этого дочернее предприятие не сможет работать и вынуждено будет закрыться с соответствующими потерями рабочих мест и доходов от ее деятельности, поступавших от нее стране пребывания. Точно так же, если дочерняя компания зависит от родительской в ведении маркетинговой и сбытовой деятельности, последняя может вынудить первую прекратить производство, если дочернее предприятие станут контролировать чужие структуры, что снова приведет к отрицательным результатам для страны пребывания.

Родительские компании могут также снизить вероятность захвата их отделений или вмешательства в их деятельность, контролируя доступ к последним технологиям или к фирменным производственным и торговым маркам. Например, дочернее предприятие, производящее электронную продукцию, вскоре устареет, если будет отсечено от нового оборудования и современных производственных технологий. Продажа некоторых продуктов типа пива очень зависит от того, насколько известно фирменное название или его торговая марка.

И, наконец, родительская компания может понизить воздействие политического риска, если оно будет ориентироваться при расширении масштабов своей деятельности на рынки местных кредитов или через размещение своих акций среди местных инвесторов. Также заметным способом снижения вероятности политического вмешательства являются соглашения о совместной собственности и стратегия постепенной передачи акций местным инвесторам.

Некоторые стратегии доступны менеджерам даже после того, как против компании были предприняты политические действия. Например, зарубежные собственники могут обратиться к политической оппозиции страны пребывания, а иногда и к правительствам соседних стран с просьбой оказать давление на власти страны пребывания. Иногда экономические санкции могут применяться и правительством страны родительской компании. Не следует пренебрегать и юридическими способами защиты своих прав. Хотя правовые доктрины суверенного иммунитета и законодательные акты государства пребывания ограничивают возможности обращения в суд в других странах, иностранные государства в ряде случаев добровольно передают разрешение спорных моментов на рассмотрение Международного центра разрешения инвестиционных споров, обеспечивающего посредничество в проведении арбитража, решения которого становятся обязательными для участников спора.

В любом случае, когда компании ведут дела с суверенными правительствами, их руководящим принципом должно быть достижение взаимного интереса. Ведение дела следует организовать так, чтобы и компания, и страна пребывания постоянно получали выгоды от этого и которых бы участники могли лишиться при прерывании взаимоотношений. Компаниям следует избегать ситуаций, когда они должны заранее обеспечить какие-то преимущества стране пребывания, а затем ожидать своих выгод,

получение которых будет в какой-то степени невыгодным для страны пребывания. Правительства обычно умеют находить какой-нибудь предлог для прекращения соглашений, которые не являются дальше для них выгодными.

В общем этот принцип знаком большинству бизнесменов, ибо они руководствуются им и в своих отношениях с национальными потребителями, поставщиками и служащими, поскольку любой из упомянутых участников может по своему усмотрению прервать свои отношения с бизнесом. И не делают они этого только потому, что их отношения взаимовыгодны, т.е. в своих собственных интересах.

Политический риск относится к потерям, которые могут быть вызваны действиями, предпринятыми против компании правительством страны пребывания или какими-то группами. В какой-то степени все компании подвержены политическому риску, несмотря на то, где они ведут свои дела. И американские бизнесмены сталкиваются с заметным политическим риском даже в своей собственной стране, так как ставки налогов на прибыль и регулирующие акты постоянно меняются.

Хорошая компания для управления политическим риском и его контролированием выделяет необходимые ресурсы. Если уровень этого риска высок, компании могут отложить инвестирование или попытаться установить взаимовыгодные длительные отношения с соответствующими кругами страны возможного пребывания. Когда руководство поймет, что другие участники действуют прежде всего исходя из своих интересов, и будет проводить такую политику, при которой и другие участники будут получать какие-то выгоды, то политический риск можно контролировать достаточно эффективно.

Поскольку политический риск относится к событиям, которые могут произойти в будущем, точных методов его измерения не существует. Национальный бизнес может игнорировать его даже просто из-за того, что для него он неизбежен и что его следует терпеть. Однако многонациональные корпорации, если они хотят оптимизировать ведение своих операций, должны пытаться измерять различия в степени вероятности политических рисков в различных странах. Для всех видов бизнеса и для всех стран не существует унифицированного метода измерения подобного рода рисков.

Лучше всего оценивать политический риск и на макро-, и на микроуровне. Оценивание на макроуровне - это определение политического риска для страны в ее отношениях с другими странами. Оценивание на микроуровне - определение политического риска в конкретной стране применительно для конкретной отрасли деятельности или конкретного предприятия.

Например, компании, которые заняты извлечением не возобновляемых минеральных ресурсов, подвержены политическому риску в гораздо большей степени, чем те, которые занимаются высокотехнологическими производствами. Страны имеют незначительные перспективы получения доходов в будущем от отраслей промышленности, которые занимаются добычей не возобновляемых ресурсов. Подобным же образом те предприятия, которые ориентированы на какую-то конкретную страну, подвержены политическому риску в большей степени, чем многонациональные компании.

Субъективные методы

Существует два основных подхода при субъективном оценивании степени политического риска в конкретной стране. Первый из них иногда называют большим турне. Этот вид включает посещение рассматриваемой страны руководством компании со своими помощниками. Заранее планируется проведение максимально возможного числа встреч с правительственными структурами и с руководством на муниципальном уровне. Во многих странах существуют особые правительственные департаменты, которые занимаются привлечением иностранных инвесторов.

Вторая разновидность субъективного оценивания политического риска может быть классифицирована как методика Дельфи (термин, происходящий от Дельфийского оракула, который в древности предсказывал будущее правителям и торговцам). Современные предсказатели политического риска являются обычно консультационными фирмами, учрежденными бывшими сотрудниками Государственного департамента и университетскими экспертами. Они готовят и микро-, и макроуровневые оценки для корпораций и запрашивают за свою работу приличные гонорары. Хотя и не существует независимых свидетельств о надежности этих прогнозов, эти фирмы обеспечивают руководство компаний защитными мерами против разъяренных акционеров, если вдруг какая-то из них неожиданно понесет потери от последствий политического риска.

Количественные методы

Количественные показатели политического риска пытаются индексировать страну по отношению к другим странам по критерию политического риска или оценить вероятность того, какие максимальные потери может нести компания. Имеется два типа количественных показателей политического риска.

Первый тип измерения является чисто статистическим и базируется на исторических корреляциях между некоторыми измеряемыми переменными и последующими убытками из-за политического риска.

Второй тип основывается на социо-политико-поведенческой теории, учитывающей факторы, которые приводят к действиям, имеющим своими результатами потери из-за политического риска.

Примером чисто статистического метода измерения политического риска является последовательный дискриминационный анализ. Это статистическая процедура определения некоторых характерных социо-экономических переменных, связанных с политическими действиями, которые приводят, в конечном счете, к убыткам отделений иностранных компаний. Они определяются по первоначальным данным. После выявления таких значимых переменных им присваиваются весовые коэффициенты таким образом, что когда текущие наблюдения текущей стоимости этих переменных умножаются на весовые коэффициенты и складываются вместе, то их сумма образует Z-распределение, которое легко перевести в вероятность получения тех или иных потерь.

Примером системы измерения политического риска, базирующейся на указанной выше теории, является индекс стабильности политической системы. Чтобы устранить пристрастные мнения и повысить объективность, общий показатель составляется из трех частных показателей, которые отражают степень социальной конфликтности, процессы, идущие в правительстве, и социо-экономические характеристики общества. В эти оценки включаются характеристики уровней доверия к точности их оценивания.

Политический риск обусловливается множеством факторов неопределенности, вызванных в первую очередь недостаточной рациональностью политики, сложностью и обширностью этой области. Условно их можно подразделить на:

– информационные, к которым относятся отсутствие четкой и полной информации о всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, неадекватной реагирование властей на нее, отсутствием четкого подсчета приобретений и затрат, непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий и т.д.;

– социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом проводимого политического курса, деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими и другими конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием множества нерешенных социальных проблем;

– персональные, связанные с личностью политика, неустойчивостью его поведения, склонность к автономии без учета коллективного характера политических действий, повышенной наклонности к риску. Правда, нужно отметить, что некоторые политики более эффективны именно в необычных и опасных ситуациях, ощущают удовольствие в них и иногда их сами же и создают;

– правовые, зачастую политический риск возникает вследствие правового и морального нигилизма, невыполнения принятых условий политических взаимодействий и коммуникаций, нарушения требований закона и норм соглашений, имеющих морально-политических характер;

– экономические, причиной политического риска могут также стать: отсутствие необходимых денежных ресурсов для проведения тех или иных реформ, отсутствие развитой и стабильной экономической инфраструктуры, не ликвидность государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы, отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика и т.д.

– случайные, наряду с вышеперечисленными факторами одним из источников политического риска выступает непосредственная случайность политики, которая ведет к появлению непредвиденных и нежелательных событий, (болезнь, отставка политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и так далее, рождающих всевозможные угрозы и опасности).

Политический риск естественным образом возникает в условиях политической конкуренции, соревновательности и борьбы. Исходя из этого определения, можно вывести следующие свойства политического риска:

1. Универсальность этого вида рисков проявляется, прежде всего, в том, что он присутствует при политических решениях любого уровня, начиная с революционных преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельного избирателя.

2. Политический риск коллективен, так как обуславливается не столько индивидуальными качествами политиков и технологиями власти, сколько групповыми политическими интересами.

3. Иерархичность политического риска проявляется на уровне последствий, вызываемых, принятием тех или иных решений. В связи с этим выделяют следующую иерархию политических рисков: мегариски или риски на глобальном уровне, региональные риски, страновые и наконец районные.

4. Политический риск крайне субъективен поскольку, наверное, как никакой другой зависит не только от объективных обстоятельств среды, в которой он формируется, но и от субъективного восприятия и интерпретации полученной информации или случившихся событий.

5. Данный вид риска может выступать как самостоятельный фактор политики или быть элементом других видов риска – социального, коммерческого, инвестиционного, экологического и так далее. В этом проявляется многоплановость политического риска.

Таковы основные свойства политического риска. Однако при изучении политического риска необходимо учитывать, что в социально-политической среде он проявляется не явно. Одними из главных симптомов политического риска можно назвать уровень общественных беспорядков, забастовок, демонстрации т.п., стабильность правительства (вероятность его сохранения у власти), степень этнических и религиозных противоречий, стиль мышления лиц, принимающих решения в политике, роль принуждения при удержании власти, организованность, влияние извне, преемственность, антиконституциональные действия и социальные конфликты.

Чтобы избежать подобного были разработаны разнообразные методы оптимизации политического риска, которые условно можно подразделить на количественные и качественные.

Лекция 9. Анализ и оценка политических рисков

1 Сущность политического риска.

Политические риски в зависимости от возможного экономического результата относятся к чистым рискам. Политический риск - риск имущественных (финансовых) потерь в связи с изменением политической системы, расстановкой политических сил в обществе, политической нестабильностью.

Политический риск - один из элементов демократического процесса, связанный с оценкой и выбором альтернатив, а также с практическим воплощением принятого решения. Он характеризует политическую деятельность как тип предпринимательства с неполной предсказуемостью будущих результатов. Политический риск, с одной стороны, основан на возможности выбора, что является подтверждением свободы и самостоятельности политического субъекта, с другой стороны, сопряжен с политической ответственностью, т. е. должен не только опираться на реальные предпосылки, но и преследовать реальные цели.

Риск - неотъемлемый элемент принятия политического решения, а поскольку оно принимается субъектом, то его оформление и осуществление во многом зависят от социально-психологических характеристик последнего. Этот параметр отражается в таких понятиях, входящих в теорию принятия решений, как восприятие и анализ рисковых ситуаций, уровень риска, портфель риска, профиль риска, замыкающихся на фигуре риск-тейкера - человека (субъекта), берущего на себя ответственность за выработку, принятие и реализацию решения.

Политика - это цепь взаимопересекающихся и конфликтующих решений, что, безусловно, сопряжено с большей или меньшей степенью риска. Принятие решения как изменение позиции в оценке ситуации или в курсе намечаемых и осуществляемых действий, в смене приоритетов и т. п. всегда проводится субъектом политики, чаще всего политическим лидером. А поскольку данный субъект по-своему оценивает мир и свое место в нем, то в процессе принятия решения, определяемого и через просчитывание вариантов, и посредством интуиции, важную роль играют нравственные ценности, мировоззренческие установки и видение социального идеала.

Политические решения осложняются социально-экономическими факторами. Так, чреватой неоправданным риском и поэтому неприемлемой следует считать политику сверхэксплуатации как одного региона другим, так и одного социального слоя другим внутри отдельных стран. Содержат политическую угрозу и неурядицы экономического характера, «обвальные» социальные процессы, чрезмерный акцент на националистических, сепаратистских и иных притязаниях. Риск при этом явно не просчитывается. Но даже в стабильных странах Запада одна из основных сложностей в принятии решений заключается в том, что они отдаются на откуп элите, а издержки риска падают на широкие массы, и даже выходят за рамки страны или региона. Проблема решается созданием новых возможностей демократического контроля или принятием решений и рассредоточением ответственности. Это требует высокого уровня образованности, социальной вовлеченности, цивилизованности, устранения моментов эйфории и «фобий» при принятии и осуществлении решений, отказа от неоправданной осторожности как тормоза социальных преобразований, «синдрома нерешительности».

Только к настоящему времени выявляется вся серьезность рискового решения, связанного с отказом от устоявшейся политической системы в условиях СССР. Но в любом случае это решение привело к появлению новых образцов политической активности на уровне руководства и на уровне массового политического поведения. По-новому начинают трактоваться проблемы социальной несправедливости как побудителя рисковых ситуаций, роль средств массовой информации, влияние новых приоритетов, обостряющих степень риска. Во весь рост встает проблема совмещения национально-психологических и этнокультурных образцов рискового поведения, соответствующих «профилей риска». Усиление дивергентных процессов в современной политике ставит на повестку дня вопрос о создании «центров редукции риска» на местном, региональном и глобальном уровнях.

Значимость поиска новых средств регуляции риска не отменяет той истины, что рисковые решения - залог устойчивости политической системы.

Политический риск проявляется в форме неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, создающего и неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способного привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли.

Типичные источники такого риска - увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть.

До XVII в. не существовало общего понятия для обозначения риска: удача и несчастье предопределялись роком и фортуной. Новая эпоха, трансформировав представления о судьбе, идеалах и целях, принесла осознание риска как ключевого фактора человеческой деятельности и одно из условий достижения успехов. «Понятие риска становится центральным в обществе, которое прощается с прошлым, с традиционными способами деятельности и которое открывается для неизведанного будущего... В среде, где нет больше рока, любая деятельность, даже строго увязанная с установленными образцами, в принципе исчисляется в понятиях риска, т. е. поддается своего рода общей оценке степени ее рискованности с точки зрения возможных результатов».

В современных условиях оценка риска является теоретической базой для принятия решений в политике и экономике. Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы за рубежом, проводится анализ странового риска, определяющего «вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам».

В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический, и коммерческий риски. Последний в зависимости от уровня своего влияния может быть:

на уровне государства - риск неплатежеспособности, ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам;

на уровне компаний - трансфертный риск, риск того, что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам и инвесторам.

Успех деловых операций в зарубежной стране в той степени, в какой он определяется политическими факторами, не зависит исключительно от рисков, которые могут разрушить или нанести тяжелый ущерб чьим-либо ожиданиям. Крупные успехи в бизнесе достигнуты благодаря не только предвидению и избежанию риска, но также благодаря предвидению и использованию политических возможностей (например, Н. Ротшильд использовал информацию о битве при Ватерлоо для успешной операции на Лондонской фондовой бирже). Для инвесторов, решающих размещать или нет инвестиции в какой-либо стране, перспектива политической стабильности, способствующей экономическому росту, так же важна, как и вероятность политической нестабильности, которая может сделать инвестиции крайне невыгодными.

Значительная часть специалистов по политическому риску придерживается мнения, что политические события необязательно несут риск для бизнеса, но могут также означать новые возможности. Они предлагают понимать под термином «политический риск» неопределенность среды, в которой действуют все нерыночные силы. Это означает, что при прогнозировании данного риска необходимо учитывать не только негативные изменения, но и позитивные, представляющие дополнительные возможности для бизнеса. При этом в финансовом анализе базовый риск является нейтральным, предполагающим как отрицательные, так и положительные отклонения.

Некоторые исследователи политического риска (С. Робок, С. Корбин, Дж. Саймон) выделяют макро- и микрориск в зависимости от уровня экономических субъектов, на который они распространяются. Макрориск ассоциируется с вероятностью политических событий, отражающихся на всех иностранных субъектах в стране размещения. К микрорискам относятся риски, специфичные для отрасли, фирмы.

Классификация политических рисков проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный. Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция. Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающемся торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.

Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса, непосредственно не зависящего от хозяйствующего субъекта.

К политическим рискам ведут:

невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения политической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введение эмбарго из-за отказа нового правительства выполнять принятые обязательства;

введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война);

неблагоприятное изменение налогового законодательства;

запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа (в этом случае обязательства перед экспортерами стран может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную форму применения).

2 Факторы, определяющие политический риск.

Одним из важнейших условий укрепления позиций Украины на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки. Для зарубежных политиков и бизнесменов наша страна представляется интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Более того, политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации: долгосрочные инвестиции в украинскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой.

Инвестор, работающий в стране с нестабильной политико-экономической системой, потребует дополнительную премию за политический риск, увеличивая требуемую ставку дохода. Снижение премии за данный риск и требуемой ставки дохода может быть достигнуто предоставлением инвестору правительственных гарантий.

Любой риск, в том числе и политический, не может возникнуть сам по себе. Существуют определенные факторы, прямо или косвенно воздействующие на данный вид риска (таблица 1).

Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34%, в Англии - 35, в Японии - 42, во Франции - 42, в Швеции - 52, в Германии - 53%. Общая сумма налогов в России, по различным оценкам, составляет 70-90% доходов предприятия, в результате чего в отечественной экономике происходит падение производства, наблюдается полное отсутствие интереса предпринимателей не только к его расширению, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Данная ситуация приводит к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посредничества. Небывалого уровня достигло укрывательство от уплаты налогов (30-40% всех налогов), что приводит к усилению уголовного риска.

Большое количество налогов - тяжелое бремя для любого предпринимателя, но особенно непосильно оно для малых фирм. Налоги съедают почти всю прибыль, в то время как мировой опыт показывает: абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критического уровня.

Постоянно вносимые поправки и дополнения существующего законодательства лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятельности. Таким образом, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства. В целях экономии налоговых платежей и избежания высокого уровня риска все больше предпринимателей принимают решение об открытии фирмы за рубежом.

На уровень политического риска оказывают влияние также законодательство и государственные органы. С одной стороны, они регулируют деятельность фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно реализовывать предпринимательскую деятельность. С другой стороны, законодательство характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предприятий среду, что увеличивает уровень риска.

Факторы косвенного воздействия обычно незаметно влияют на уровень риска, однако их влияние может быть значительным, и предпринимателю необходимо учитывать это в процессе деятельности. Рассмотрим такие факторы, определяющие политический риск.

1. Состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая ситуация в стране производства, так и экономическое положение отрасли. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию к периодам депрессии, когда предпринимателю становится трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к спадам и подъемам, потому кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.

Последнее десятилетие характеризуется нестабильностью международной торговли, вызванной неравномерностью инфляционных процессов в различных странах, колебаниями цен на энергоносители. В этих условиях отдельные страны ведут себя аналогично предприятиям со слабым финансированием и планированием. Они берут кредиты, часто поддерживая неэффективную структуру собственного производства. С ростом долговых обязательств условия займов ужесточаются, возможности защиты собственной промышленности и торговли слабеют, и ценовой шок, который приближает внутренние цены к мировым, ставит предприятие перед резким удорожанием производства. Отдельным фирмам не под силу бороться с кризисами, но в их возможностях проводить гибкую политику, способствовать снижению негативных последствий общего спада.

Значительное влияние оказывает уровень инфляции в стране. Инфляционные процессы подрывают стимулы экономического роста, повышают эффективность производства на базе научно-технического прогресса, ибо внедрение новой техники обходится все дороже; становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Кроме того, инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов фирм, и поэтому по закону изношенное оборудование не оснащается из-за недостатка средств. Инфляция искажает все экономические расчеты, делает неопределенными перспективы развития, усиливает риск, связанный с новыми инвестициями.

2. Политические условия. Политическая нестабильность вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности результатов деятельности, но и в возможности ведения дела. Она не позволяет наладить надежные и долговременные связи с партнерами, что является важнейшим условием успеха дела. Низкая договорная дисциплина, усиливаемая разрушением некогда единого экономического пространства, внутриреспубликанских и межрегиональных связей, приводит к возникновению рисков срыва договоров, нарушению сроков поставок, что в условиях недостаточности ресурсов ведет к нарушению циклов производства и к другим рискам.

Таким образом, политическая нестабильность усиливает общий уровень предпринимательского риска, причем как для отечественных предпринимателей, так и для партнеров за рубежом.

Потери под воздействием непредвиденных политических факторов проявляются в форме неожиданного изменения условий хозяйственной деятельности, что создает неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способно привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли. Типичными источниками такого риска являются:

увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам;

потери, вызванные несовершенством методов и некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-план и осуществляющих расчет прибыли и доходов;

потери предпринимателя, обусловленные недобросовестностью или несостоятельностью компонентов.

3. Региональные конфликты. Они оказывают как прямое воздействие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению социальных расходов (следовательно, возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т. е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.

Политический риск наряду с другими рисками порождает последствия, носящие, как правило, негативный характер. Часто из него вытекают следующие события:

забастовки и рабочие волнения;

рост транспортных тарифов и пошлин;

рост цен на энергоносители;

изменение системы налогообложения;

официальное разрешение или запрещение движения капиталов;

отношения с полномочными органами.

Государство не может решить возникшие проблемы в считанные минуты, так же как и предприниматель. Необходим определенный промежуток времени для принятия правильного решения и предотвращения всевозможных убытков, потерь и даже конфликтов.

3 Методы анализа политического риска.

До конца 70-х годов большинство международных фирм ограничивали анализ политического климата в стране качественными оценками с использованием методов «старых знакомств» и «больших туров». Анализ проводился не регулярно, а лишь в тех случаях, когда решался вопрос о новых инвестициях. Если политический риск представлялся слишком высоким, то инвестиции либо не размещались, либо к стоимости проекта добавлялась «премия за риск» для учета высокой вероятности потерь. До тех пор пока не происходило крупной катастрофы, политический рейтинг страны не переоценивался.

Оценки политического риска по методу «старых знакомств» представляют собой традиционные отчеты, составленные специалистами, обладающими знаниями о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами - учеными, дипломатами, журналистами, бизнесменами. Главным недостатком данного метода является то, что компании в большей степени приходится полагаться на суждения аутсайдеров.

Метод «больших туров» предполагает посещение группой экспертов исследуемой страны и налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Отрицательной чертой этого метода является возможное приукрашивание собираемой информации и излишне оптимистичный прогноз.

Наиболее качественным систематичным методом является метод Дельфи, согласно которому на первом этапе аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают широкий круг экспертов, определяющих вес каждой переменной по рассматриваемой стране. Качественный подход позволяет оценить специфику каждой конкретной ситуации. В некоторых случаях внимательное исследование различных специфических элементов, определяющих ситуацию, может быть более важным, чем проведение систематической количественной оценки. Большим недостатком данного метода является чрезмерная субъективность оценок. При принятии решений старые стереотипы иностранного общества могут сыграть роковую роль. Дж. Саймон оценил этот подход как «спорадический, основанный на селективном, неконтролируемом восприятии или идеологических и личностных пристрастиях».

Р. Руммель и Д. Хинен обосновали необходимость комбинированного подхода, который позволил бы соединить субъективное восприятие иностранной среды с количественным анализом объективных данных для формирования общего восприятия странового риска. В настоящее время комбинированный подход к оценке странового риска использует большинство фирм.

Формализация и моделирование макрополитических и экономических рисков начали широко развиваться в середине 70-х годов. Рост задолженности развивающихся стран вызвал повышенный интерес к так называемым рискам неплатежеспособности. Специфическая природа таких рисков привела к необходимости систематического анализа макроэкономических данных, хотя при этом признавалась необходимость вовлечения в количественный анализ некоторых субъективных элементов.

Количественный подход к оценке странового риска позволяет сравнивать разные страны по степени риска, используя единый числовой фактор риска, который суммирует относительное влияние определенного количества социально-политических факторов посредством различных политических и социальных индикаторов. Главным недостатком количественных методов являются использование узкого определения политического риска и концентрация на ограниченном количестве подвидов риска, таких, как политическая нестабильность, валютный контроль и экспроприация. Полный список возможных рисков с разной степенью потенциального влияния на иностранные инвестиции гораздо шире и включает несколько сотен политических, экономических и социально-культурных факторов. Выбор факторов и определение их относительного веса остаются основной проблемой количественного метода.

Другая проблема заключается в том, что попытка использовать количественную шкалу рисков для международных сравнений наталкивается на отраслевую (проектную) ориентированность большинства страновых рисков. Так, добывающие отрасли больше подвержены экспроприации, чем высокотехнологичные производственные отрасли. Более того, то, что рассматривается как фактор риска для большинства отраслей (политическая нестабильность), вполне может быть фактором дополнительных возможностей для других отраслей (например, для военно-промышленного комплекса). Поскольку разные страны обладают различным относительным уровнем риска для разных инвесторов, сфера применения количественной шкалы странового риска сужается.

Для раннего обнаружения благоприятных или неблагоприятных тенденций в стране применяется метод агрегированных статистических данных. На этой основе в 70-е годы были разработаны две модели - PSSI и Ecological Approach, основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся на эконометрические и другие объективные данные.

Следует упомянуть две финансово-ориентированные рейтинговые системы: Institutional Investor"s Country Credit и Rating Euromoney"s Country Risk Index, охватывающие 109 и 116 стран соответственно. В последней системе рейтинг страхового риска составляется путем комбинирования набора индикаторов типа Лондонской ставки предложений по межбанковским кредитам (LIBOR), первичного ценообразования, межбанковских кредитов и т. д. Для характеристики общих экономических и политических тенденций, таких, как степень национального контроля над ключевыми секторами экономики, политическая нестабильность, международный статус страны, изменения в торговом балансе правительства и фирм, применяются целые группы переменных.

Количественные параметры используемых индикаторов обычно комбинируются с мнениями экспертов и формируют сложную динамическую модель, позволяющую прогнозировать развитие национальной и международной экономики. Преимущество индикаторов - в их объективности и (в большинстве случаев) изменяемости, что позволяет быстро создавать точные отчеты о событиях. Однако крупной проблемой остается теоретическая обоснованность индикаторов. Другой проблемой является статичность рейтингов по определению: они рассматривают прошедшие события и условия, которые могут не иметь никакой связи с будущим.

Наряду с экспертными оценками для исследования внутриполитической нестабильности как ключевого фактора политического риска применяется эконометрическое моделирование. В основе эконометрической модели, разработанной профессорами Сиракузского университета В. Коплином и М. О"Лири и получившей наибольшую известность, лежат уравнения множественной регрессии. В их модели политическая нестабильность рассматривается как явление политической жизни определенной страны, характеризующееся широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов и т. п. При этом различаются нестабильность в правящей верхушке, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная нестабильность, возникающая в результате активной деятельности оппозиционных социально-политических сил.

На уровне корпораций заключения об уровне риска в стране часто являются нечем иным, как количественным описанием политической среды, включенным в инвестиционное предложение.

Примером экстенсивной встроенной модели служит Economic, Social and Political system (ESP), разработанная фирмой Dow Chemical для своих операций в Латинской Америке. Использование данной модели предполагает предварительный сбор информации по определенной стране, посещение этой страны экспертами, верификацию информации посредством интервью с сотрудниками фирмы и местными лидерами, окончательный анализ информации группой экспертов, составление сценариев возможного развития событий. Преимущество такого подхода состоит в том, что он специально разработан для конкретных потребностей компании и привлекает к анализу как рядовых членов компании, так и ее высший руководящий состав, гарантируя тем самым, что отношение к результатам оценки будет серьезным. Однако этот метод достаточно Дорог и требует много времени.

Другим методом анализа и оценки политического риска является составление рейтинга стран по уровню риска на основе структурированного и стандартизированного списка вопросов.

До 80-х годов в широком контексте сканирования внешней среды экономические и технологические области рассматривались как более важные и имеющие большее влияние на бизнес, чем политические и социальные, которые, как считалось, не только более сложны и неструктурированны, но и более неопределенны и менее предсказуемы. Тенденция относится к социально-политическому развитию как к действию провидения, которым невозможно управлять и на который можно реагировать только тогда, когда действия уже становятся видимыми, определила недостаточную разработанность аналитических инструментов в данной области.

К пересмотру этой тенденции привели активные исследования по разработке подходящих социальных индикаторов, которые могли бы использоваться наряду с такими широко распространенными экономическими индикаторами, как валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс потребительских цен. Социальные индикаторы, например объективные, такие, как статистически выраженные демографические сдвиги, или перцептуальные (поведенческие) типы изменения отношения к работе, обработанные и стандартизированные для международных сравнений, несомненно, станут важной составляющей количественных и качественных методов оценки политического риска. В некоторых методиках оценки страново-го риска селективные социально-политические индикаторы применяются в качестве указателей политической стабильности. Р. Руммель и Д. Хинен используют такие индикаторы, как степень авторитаризма, переходные этапы экономики, уровень образования по отношению к безработице, баланс силы между военными и гражданскими властями.

Для оценки личностного фактора при анализе политического риска М. О"Лири и В. Коплиным была разработана модель под названием Primce model. Анализируя твердость позитивной, нейтральной или негативной позиций конкретного лица, степень его влияния и значение для него данного вопроса (каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале, затем перемножается и суммируется по всем участникам), эта модель позволяет количественно (долей положительных баллов в общем количестве) рассчитывать вероятность принятия правительством того или иного решения.

Б. Ливи разработал аналитическую сеть, интегрирующую социально-культурные переменные наряду со всеми неэкономическими факторами в количественный структурированный подход к оценке странового риска.

Общую схему взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, определяющих уровень риска в стране, представил Ч. Кеннеди в своей книге «Управление политическим риском».

Под социальной неоднородностью понимаются количество и численность различных этнических, племенных, религиозных и региональных групп. Расслоение общества происходит в том случае, когда указанные группы в значительной степени представляют нижний, или беднейший, класс, что резко усиливает политическую нестабильность. Распределение дохода показывает степень неравенства экономических групп в обществе. Чем выше это неравенство, тем вероятнее политическая нестабильность.

Ч. Кеннеди выделяет четыре основных типа политических систем:

либерально-демократическую (парламентская или президентская);

новую независимую (бывшие колонии).

Наиболее стабильными он считает вторую и третью системы, относительно стабильной - первую и наименее стабильной - четвертую. Как крайне нестабильная рассматривается политическая система в случае, когда военные имеют возможность и желание изменить правительство.

Наличие в недавнем прошлом страны гражданской войны, революции, военных переворотов, включаемых в показатель «последняя внутренняя война», считается прецедентом для возможного решения будущих конфликтов. Легитимность правящей элиты означает соблюдение большей частью населения правительственных распоряжений. Появление противоположных тенденций, а также высокая степень государственного насилия над гражданами (репрессии) усиливают вероятность политической нестабильности. Прогрессивные программы земельных реформ необходимы для устойчивого перехода от преимущественно аграрного к индустриальному обществу.

Множество подходов анализа риска, описанных выше, выявляет сложность и многоразмерность проблемы анализа и оценки политического риска. Все рассмотренные модели имеют определенные преимущества и недостатки. Экспертные системы критикуются за то, что в них не всегда четко прослеживаются причинные отношения. Эконометрические модели зачастую страдают сложностью обеспечения текущими источниками данных большинства независимых переменных, необходимых для анализа. Встроенные модели могут быть дороги, продолжительны во времени и географически ограничены. Из этого следует, что оптимальный подход должен сочетать лучшие стороны каждого из методов и давать возможность измерять макрориски и интерпретировать их применительно к проектно-специфическим условиям.

Анализ политического риска в Украине имеет некоторую специфику. Прежде всего, политическая традиция, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому при оценке политического риска необходимо уделять дополнительное внимание.

Как правило, избежать политического риска практически нельзя (особенно в Украине - стране, где нестабильность присутствует почти во всех сферах общественной жизни) и трудно его предугадать, так как все зависит от государственной стабильности и от экономики. В этих условиях, стремясь избежать потерь, предприниматель способен снизить их угрозу и уменьшить действие неблагоприятных факторов, а также постараться контролировать свою деятельность и держать «ухо востро».


Индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, разработанный IHS Energy Group, является составным и включает три различных показателя, взятых с различными весовыми коэффициентами:

Политические риски с весом 0,60;

Социально-экономические риски с весом 0,20;

Коммерческие риски с весом 0,20.

Весовые коэффициенты, приписанные показателям, отражают их способность влиять на обстановку в нефтегазовой отрасли страны. Сами показатели являются взвешенными средними рангов, присвоенных по пятибалльной шкале (0 характеризует минимальный риск, 5 – максимальный) 11-ти переменным, характери-зующим риск в нефтегазовой отрасли, которые сгруппи-рованы соответствующим образом. Баллы для каждого из трех показателей вычисляется по следующей формуле:

Переменные, используемые для составления трех показателей, непосредственно влияют на инвестицион-ный или операционный климат в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В случае с теми из них, которые оцениваются субъективно, то есть с качественными переменными, используются данные, собираемые посредством опросов, проводимых среди лиц, хорошо знакомых с данной страной, таких как: политологи, экономисты, эксперты по данной отрасли и те, кто в ней в настоящее время работает. Количественные экономические данные берутся из легкодоступных источников, таких как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Значения весовых коэффициентов при переменных основываются на значимости этих показателей, или на их способности влиять на деловой климат в отрасли.

Индекс политических рисков (весовой коэффициент 0,60)

Показатель политических рисков состоит из 4-х переменных, которые, как правило, являются базой оценки политических рисков на макро-уровне:

Война и внешние угрозы, включая конфликты по вопросам суверенитета и оспаривание границ (вес – 0,10);

Гражданские волнения и недовольства трудящихся, включая забастовки, протесты и демонстрации против правительства (вес – 0,25);

Внутреннее насилие, такое как бомбардировки, террористические акты, похищения, партизанские войны низкой интенсивности и преступность (вес – 0,35);

Нестабильность режима, основанная на оцененном риске перемены власти в связи с запланированными выборами или непредвиденными обстоятельствами, такими как переворот или смерть действующего лидера (вес – 0,3).

Индекс социально-экономических рисков (весовой коэффициент 0,20)

Показатель включает четыре социальных и экономических фактора, которые могут негативно сказаться на инвестиционном климате страны:

Экономическая нестабильность, оцениваемая по финансовым результатам, ликвидности активов и экономической устойчивости страны (вес – 0,25);

Энергетическая уязвимость, оцениваемая по спросу и предложению на энергоносители, зависимости от импортируемой нефти и доли импорта нефти во всем экспорте в страну по стоимости (вес – 0,20);

Природоохранная деятельность государства, оцениваемая по уровню активности противников разведки месторождений со стороны лобби от защитников окружающей среды (вес – 0,30);

Этнолингвистическая фракционность, оцениваемая по уровню недовольства и угрозы индустрии со стороны напряженных отношений между различными этническими, религиозными и лингвистическими группами (вес – 0,25).

Индекс коммерческих рисков отрасли (весовой коэффициент 0,20)

Индекс определяет конкретные риски, не являющиеся ни политическими, ни экономическими по происхождению, но, тем не менее, порождающие операционные ограничения:

Ограничения, затрудненность инвестирования со стороны иностранных нефтяных компаний, порождаемые санкциями, конфликтами по вопросам суверенитета и границ государства, интересами оппозиционных групп или позицией правительства (вес – 0,35);

Репатриационные ограничения и ограничения конвертируемости: ограничения на свободное распределение прибылей и/или ограничение возможности обмена валют (вес – 0,25);

Угроза неблагоприятных изменений в условиях договора или налогообложения: угроза непредвиденных негативных изменений (вес – 0,40).

Таким образом, каждому из факторов присваивается значение от 0 до 5 баллов, согласно наблюдаемому фактическому или оцененному уровню. Затем присвоенные значения, умноженные на соответствующий весовой коэффициент, суммируются. Значения по трем отдельным индексам характеризуют уровень соответствующих рисков в стране, причем 0 означает минимальный риск, а 5 – максимальный. Наконец, чтобы получить итоговое значение, то есть индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, необходимо просуммировать полученные три показателя, умноженные на соответствующие веса.

Конечно, эта методика, как, впрочем, и все остальные, неидеальна: любая схема построения индексов на основе неквантифицируемых данных вызывает определенные трудности. Прежде всего, любая попытка построить какой-либо индекс требует построения обобщенных оценок, что неизбежно ведет к сжатию информации. Независимо от схемы присваивания весов при составлении обобщенного рейтинга, значимость индивидуальных факторов подавляется, а связи между этими факторами размываются. Еще более важно, что хотя построение индекса и позволяет установить основу для сравнения стран между собой, он не проливает света на ситуацию в отдельно взятой стране.

Независимо от того, как тщательно подбираются переменные или категории риска, отдельные характеристики риска будут разниться от страны к стране, даже если обобщенный рейтинг будет одинаковым. И, конечно же, потенциально всегда может возникнуть несогласие с выбором весовых коэффициентов и полученными рейтингами ввиду их субъективности. Тем не менее, консультирование по программе «Экономических и политических решений в нефтегазовой отрасли» компании IHS Energy Group предоставляет клиенту возможность самому присваивать веса, если он сочтет это необходимым.

Методика индексирования компании IHS Energy Group, специализирующейся на анализе политических и страновых рисков в нефтегазовой отрасли, позволяет сравнивать страны по уровню политического риска, а также по уровню социально-экономических и коммерческих рисков, непосредственно связанных с политической обстановкой. Как и многие другие, методика имеет слабые стороны, такие как субъективизм в оценке неколичественных факторов, однако привлечение заинтересованной стороны, то есть клиента, к распределению весов факторов, позволяет расставить акценты таким образом, чтобы конечный результат удовлетворял потребностям данной конкретной фирмы.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Прежде всего, необходимо остановиться на структуре исследования политического риска. Как правило, она включает в себя четыре этапа: комплексный анализ объекта; системная оценка факторов риска; прогнозирование и управление риском.
Комплексный анализ - это подбор и классификация системы факторов политических, экономических и др., определение их структуры в зависимости от целей исследования. При этом осуществляется сбор информации, создание банка данных, составляются сравнительные диаграммы, когнитивные карты, сетевые графы, конструируются компаративные технологии.
Системная оценка факторов риска. На этом этапе определяется степень значимости каждого выбранного фактора, его “вес” в структуре исследования, а также корректность поступающей информации; реализуются известные прикладные методы: (экспертные шкалы и т.д.). Прогнозирование политического риска включает разработку наиболее вероятных сценариев развития ситуации, ее последствий, прежде всего с точки зрения безопасности субъекта политики.
Управление риском – это целенаправленное воздействие субъекта политической деятельности на объект с целью нейтрализации негативных и усиления положительных тенденций с использованием различных мероприятий политического, экономического, финансового и иного характера.
На уровне анализа ставятся задачи: выяснения источников и причин риска; степени доминирования, важности отдельных факторов; выработки моделей нейтрализации, блокирования, преобразования агентов действия и влияния. Здесь используется дисперсионный анализ, выявляющий распределение вероятностей случайных величин, значимые меры рассеяния их значений. Прогностика риска связана с исчислением вероятности возможных потерь. Интерес политика прикован к фазам риска: потеря выгод, утрата позиций, обострение обстановки, кризис, банкротство, катастрофа.
Имеются статистические (оценки массивов аналогов с установлением частот появления уровней потерь), экспертные (методы экспертных оценок с выявлением средних значений квалификаций и распределения вероятностей), расчетные (методы математического моделирования - имитационный эксперимент, дискриминантный анализ, метод моментов и т.д.) способы измерения риска
При осуществлении инвестиций самыми распространенными прогностическими методами оценки политического риска являются:
§ Инспекционные поездки экспертов. Они носят частный характер и предполагают получение суждений сотрудников по результатам посещения страны-реципиента инвестиций. Однако надежность полученных результатов в этом случае невысока из-за субъективности выводов.
§ Метод разведки. Основан на изучении того же вопроса специализирующимися экспертными фирмами и сопоставлении информации, получаемой из разных источников.
§ Оценочный метод политического риска Делори. Основан на специальном анализе информации, использующем ранжирование выделенных параметров риска и вычисление комбинированного индекса политического риска.
§ Количественные или численные методы. Основаны на факторном анализе и состоят в следующем: каждый выделенный риск определяется рядом определенных количественных факторов (как правило, их не менее 10). Значение этих показателей нормируется от 1 до 10 и определяется расчетным или экспертным путем.
Все известные методы исследования риска можно разделить на три категории: количественные, качественные, смешанные.
Количественная оценка риска позволяет определить вероятность (меру) получения желаемого результата, т.е. вероятность успеха; вероятность наступления нежелательных результатов (неудачи); вероятность отклонения от выбранной цели. Основное достоинство этого подхода заключается в его объективности и сравнимости.
Качественная оценка риска включает: сравнение предполагаемых положительных результатов с возможными отрицательными последствиями как в ближайшем, так и в отдаленном будущем; выявление вероятного воздействия анализируемых вариантов на решения, которые будут приняты в будущем; выявление вероятного воздействия альтернатив на интересы людей, которые они затрагивают; решение вопроса - кому риск полезен, а кому вреден.
Чаще всего используется интегративный подход к анализу риска, т.е. объединяющий количественную и качественную его оценку. Данный подход позволяет выделить риск обоснованный (рациональный) и необоснованный (нерациональный).
Для анализа (расчета) политических рисков применяется ряд макросоциополитических моделей (МС-моделей). С их помощью решается задача теоретического и практического выявления связи между событием-последствием, приводящим к потерям (например, ущерб от внутренних социальных конфликтов) и событием-причиной потерь (например, этнические противоречия, перешедшие в открытый конфликт).
«МС-модели обычно используются для исследования широкого набора социальных, политических, идеологических и экономических событий и сил, их вызывающих, влияющих на динамику политической нестабильности. Несмотря на наличие определенной связи между политической нестабильностью и экономическими показателями, акцент делается на исследовании политических переменных. Основной принцип, на котором построено большинство этих моделей – попытка выразить величину политической нестабильности как производную от суммы действий некоторых экономических, политических, идеологических и социальных сил. МС-модели и схемы предлагают относительно всесторонний взгляд на условия и факторы нестабильности политической системы страны.
Рассмотрим некоторые МС-модели:
Модель Ховарда К. Джонсона “Внутреннее развитие – национальная власть”. Она основана на теории внутреннего развития и борьбы за власть. Ее главным положением является тезис о том, что политический риск возникает из взаимодействий между неровным, по терминологии автора, внутренним развитием страны и национальной властью. Внутреннее развитие выражается как производная пяти основных переменных «окружающей среды»: политического развития; социального развития; технологического развития; ресурсодостаточности; внутреннего спокойствия.
Рейтинг стран подсчитывается путем наложения шкалы внутреннего развития на шкалу измерения национальной власти. Выбранные страны классифицируются по четырем квадратам (категориям) соответственно их рейтингу по сводной шкале «внутреннее развитие/национальная власть»: слабые/ровные; слабые/неровные; сильные/ровные; сильные/неровные.
Слабые/ровные страны характеризуются как стабильные, традиционные, аграрные общества; слабые/неровные – потенциально нестабильные, так как они находятся на ранних стадиях экономического и политического развития; сильные/ровные страны – это обычно зрелые, индустриально развитые страны с относительно стабильной социополитической обстановкой; наибольшая вероятность политического риска присутствует в сильных/неровных странах из-за дисбаланса развития между основными социально-политическими переменными.
Модель национальной предрасположенности к экспроприации Гарольда Кнудсена основывается на «экологическом», по терминологии автора, подходе. Как и в модели Ховарда К. Джонсона, в ней делается попытка связать политическую нестабильность со склонностью к экспроприации. Модель Г. Кнудсена основан на статистическом изучении нескольких стран Латинской Америки и включает национальные или «экологические» деления, из которых выводится уровень фрустрации страны, т.е. Кнудсен построил свою гипотезу на том, что сила взаимодействия между уровнем фрустрации страны и реальным присутствием инвестиций объясняет национальную предрасположенность к экспроприации. Уровень национальной фрустрации проистекает из различий между национальным уровнем желаний, уровнем благосостояния и уровнем ожиданий. Эти уровни воспроизводят «экологическую» структуру страны.
Схема классификации риска Джефри Симона. Здесь прослеживается попытка проанализировать структуру связей макро и микрорисков. Автор разделил источники риска на внутренние и внешние. И макрориски, и микрориски подразделены у него на социально-ориентированные и правительственно-ориентированные.
Д. Симон также предложил ввести систему для отслеживания макро и микрорисков. Он назвал ее “системой раннего предупреждения”. Она позволяет контролировать как специфические для страны, так и специальные для отраслей условия. Кроме этого, система раннего предупреждения, по его мнению, может обрабатывать большие количества политической и экономической информации, собираемой транснациональными корпорациями по всему миру, постоянно модернизировать и пересматривать быстро изменяющиеся условия.
Данные системы по микрорискам должны собираться и обрабатываться информационной сетью зарубежных филиалов компании. Главное управление компании проводит обобщенное исследование макрорисков. Оба исследования по рискам должны быть согласованы и соотнесены, для того, чтобы проверить, существует ли взаимосвязь между ними. Противоречия между данными по макро- и микрорискам должны быть сняты посредством анализа и проверки данных. Д. Симон предложил также создать в управляющей компании особый отдел координации, анализа и распространения прогнозов риска с использованием системы раннего предупреждения всех филиалов и отделов компании.
Метод журнала «Экономист». Цель этого метода – вычисление возможных убытков при инвестировании, понесенных вследствие социально-политических факторов. В этой методике часто используется термин «нестабильность» (instability) вместо понятий “социально-политический риск” или “политический риск”. Метод представляет собой комплексный анализ риска. Индекс риска рассчитывается по 100-балльной шкале. Из этих 100 баллов 33 относятся к экономическим факторам, 50 – к политическим факторам и 17 – к социальным факторам. Для каждой из этих трех групп факторов отбираются основные показатели (см. таблицу 4).
Таблица 4
Факторы риска по методу “The Economist”

Экономические факторы Политические факторы font-family:"Times New Roman","serif"">Социальные
факторы
Внутренний национальный продукт на одного человека плохие соседи степень урбанизации
инфляция авторитаризм исламский фундаментализм
свобода движения капиталов неспособность правительства, долго находящегося у власти, реагировать на изменения коррупция
высокий или растущий международный долг нелегитимность этническая напряженность
уменьшение производства продуктов питания на одного человека присутствие у власти военных лиц
высокий процент сырья в экспорте страны война, вооруженное вмешательство

Журнал “The Economist” опубликовал в начале октября 2000 г. прогнозные показатели страхового риска инвестиций на 2001г. Согласно оценке 93 государств с развивающимися рыночными отношениями, по целому ряду критериев, характеризующих рискованность инвестиций и ведения бизнеса в данных странах, Россия с 63 пунктами поделила третье место с конца с Пакистаном, уступив по рискованности только Мьянме (85) и Зимбабве (80).
Метод исследования рисков инвестирования, предложенный агентством Business Environment Risk Intelligence (BERI). Модель “BERI”, созданная в конце 60-х годов в США профессором Ф. Ханнером, явилась одной из первых прикладных моделей исследования политического риска. В настоящее время институт Ханнера предлагает потребителям три вида индексов риска: “PRI” (Political Risk Index), “Foreland” и собственно “BERI”. В первоначальном виде модель “BERI” представляла собой набор из 15 переменных, наиболее важных, с точки зрения авторов, для характеристики страны. Каждая переменная имеет свой “вес” по степени важности и влияния на цели транснациональных корпораций (Таблица 5).
В таком виде система показателей поступает к экспертам. Институт организует обсуждение проблем по известному методу “Делфи” с использованием единой для всех экспертов шкалы. Экспертная шкала (от 0 до 4) является инструментом, который позволяет количественно выявить степень неопределенности. Цифра 4 соответствует полной определенности в оценке события, а цифра 0 – соответственно полной неопределенности. Эксперт, опираясь на эту шкалу, считает, что в стране "Х", например, политическая стабильность гарантирована в среднесрочной перспективе. В этом случае, вес данной переменной "3" умножается на 4. Если же политическая ситуация потенциально уязвима, но правительство устойчиво, то "3" умножается на 3. Если оппозиционные силы достаточно активны и имеют поддержку у части населения, то вес переменной умножается на 2. В случае большой вероятности смены власти (на экспертной шкале это соответствует "1") итоговый результат соответствует "3". Если же в результате неких политических событий к власти пришли новые силы, то итоговая сумма "0" - полная неопределенность.
Таким образом, эксперты, оценивая по предложенной шкале вес всех 15 переменных, в итоге получают единый индекс, складываемый из суммы всех оцененных переменных.
Вес всех переменных составляет 25, полная определенность на экспертной шкале - 4, следовательно, индекс по всем переменным, означающий полную определенность равняется 100.

Таблица 5

Наименование переменной Вес переменной
Политическая стабильность 3,0
Отношение к иностранным инвесторам 1,5
Уровень национализации 1,5
Степень инфляции 1,5
Состояние платежного баланса 1,5
Степень “бюрократизации” 1,0
Степень экономического роста 2,0
Конвертируемость валюты 2,0
Осуществимость контрактов 1,5
Стоимость рабочей силы 2,0
Степень профессиональной подготовки 1,5
Развитие инфраструктуры 1,0
Местное управление normal">1,0
Наличие краткосрочных кредитов 2,0
Наличие долгосрочных кредитов 2,0
Суммарный вес переменных составляет 25

Ценность данной модели состоит в том, что каждая страна имеет свой индекс. Это позволяет классифицировать и сравнивать их в количественной форме, и, в конечном счете, выбирать наименее рисковые страны для инвестирования, либо использовать различные стратегии в зависимости от уровня риска.
Political Risk Index (“Принц”) –ориентированн в большей степени на политическую среду исследуемых стран. Логическая структура осталась прежней, но изменились переменные: они полностью ориентированны на классификацию политических процессов.
Индекс PRI основан на экспертных оценках 10 политических переменных и результирует социально-политический анализ риска. По методике BERI каждый из 10 показателей оценивается по семибалльной шкале. Максимальная оценка в семь баллов указывает на наиболее благоприятный инвестиционный климат и наименьший риск. Положительная инвестиционная ситуация в стране оценивается в 70 баллов. Но к этой цифре могут добавляться так называемые «бонусы», которые приводят к ее увеличению до 100-балльного итогового показателя. Десять показателей в модели BERI разделены на три группы: «Внутренние причины политического риска», «Внешние причины политического риска» и «Симптомы политического риска» (см. Таблицу 6).
Таблица 6
Показатели риска для оценки “Political Risk Index”

Внутренние причины политического риска Внешние причины политического риска Симптомы политического риска
фракционность спектра политических сил и власть фракций зависимость от могущественной враждебно настроенной внешней силы социальные конфликты с демонстрациями, забастовками и уличными беспорядками
лингвистическая, этническая или религиозная раздробленность отрицательное влияние региональных политических сил нестабильность внутренней ситуации вследствие неконституционных действий, покушений, партизанских войн
силовые, принудительные меры по удержанию власти
менталитет (ксенофобия, национализм, коррупция, готовность к сотрудничеству)
социальная ситуация, включая плотность населения и распределение материальных благ
size=3 face="Times New Roman">организованность и сила левых радикальных политических сил.

Агентство BERI выделяет следующие диапазоны качественного изменения уровня политического риска:
70-100 баллов – стабильная благоприятная инвестиционная среда, типичная для стран с передовой индустриальной экономикой (низкий уровень риска);
55-69 баллов – страны с некоторыми трудностями в текущих коммерческих расчетах (средний риск);
40-54 баллов – страны с высоким риском для зарубежных инвесторов (высокий риск);
0-39 баллов – страны с неприемлемыми коммерческими условиями для зарубежных инвесторов.
Суммарная величина баллов составляет индекс PRI.
Модель BERI имеет много общего с моделью «Экономист» за исключением того, что в модели BERI максимальная величина показателя означает благоприятную обстановку, а в модели «Экономиста» - неблагоприятную.
Конечным итогом любого исследования политического риска является подготовка сценариев возможного развития событий: один предполагает освещение поведения фирмы, корпорации, структуры власти при наиболее благоприятном течении событий; второй - при благоприятных условиях; третий - исходит из условий, не совсем соответствующих тому, что рассматривается как наиболее благоприятные; в четвертом сценарии освещаются меры, которые могут привести к краху, если развитие ситуации будет неблагоприятным. Вероятность развития событий по каждому сценарию ставится на голосование в группе экспертов. Основной сценарий представляется руководству.

В 1980-90-е гг. была разработана и развита количественная методика оценки политического риска страны. В ее основе лежит набор критериев, показанный в табл. 9.4. Экспертам предлагается формат для риска по каждому критерию, а затем вычисляется показатель, ранжирующий данную страну в ряду других. Рейтинг по каждому критерию органичен значениями минимума и максимума. Этот показатель позволяет сравнить политическую рискованность ведения бизнеса в разных странах. Некоторые авторитетные деловые журналы, такие как Euromoney , Economist , Fortune , Business Week , Standard & Poors , регулярно публикуют страновые рейтинги текущей политической рискованности ведения бизнеса во всех странах мира. Существуют и компьютерные программы для оценки рисков макросреды. Например, компания American Сап с середины 1980-х гг. использует программу PRISM (Primary risk investment screening matrix), которая обрабатывает информацию от экспертов со всего мира по 200 параметрам, сводя их к индексу экономической благоприятности и индексу стабильности. Понятно, что качество результатов применения таких программ - лишь отражение качества информации, получаемой от экспертов.

Таблица 9.4

Формат оценки политического риска - страна XXX

Критерий

А. Политиче- ская и эко- номическая среда

1. Стабильность политической системы

2. Постоянные внутренние конфликты

3. Угрозы стабильности извне

4. Степень контроля за экономической системой

5. Надежность страны как торгового партнера

6. Конституционные гарантии

7. Эффективность государственной администрации

8. Трудовые отношения и социальный мир

В. Местные экономиче- ские условия

9. Численность населения

10. Доход на душу населения

11. Экономический рост за 5 лет

12. Ожидаемый рост на 3 года

13. Инфляция в предыдущие 2 года

14. Доступность местного рынка капитала для иностранцев

15. Наличие высококвалифицированной рабочей силы

16. Возможность предоставлять работу иностранцам

17. Наличие энергоресурсов

18. Юридическая система защиты природной среды

19. Транспортная и коммуникационная системы

С. Внешние экономиче- ские связи

20. Ограничения на импорт

21. Ограничения на экспорт

22. Ограничения на иностранные инвестиции

23. Свобода создания или вступления в партнерства

24. Юридическая защита торговой марки и продукции

Источник". Dichtl Е. у Koglmayr Н. G. Country Risk Ratings // Management International Review. 26. 1986. № 4.

Одна из наиболее известных и популярных в среде крупных инвесторов систем экспертной оценки проектных рисков используется уже упоминавшимся авторитетным бюро Standard & Poor"s.

Существует методика «симптомов раннего оповещения о проблемах политического характера» (см. приложение). В ней используются признаки возможных политических опасностей, такие как нарастание насилия и беспорядков, рост давления на иностранные компании с целью заставить их нанимать местную рабочую силу, усиление экспортно-импортных ограничений, стремление превратить местные отделения иностранных компаний в самодостаточные и способные к автономному существованию.

Соотношение сил между производящими фирмами отрасли, их поставщиками и покупателями, консолидированность каждой из этих групп, т.е. их относительная рыночная мощность, способны оказать давление на контрагента в процессе торга. На зрелых, устоявшихся рынках эти контрагенты и их группы действуют здраво и взаимоуважительно. На рынках новых, в странах только что перешедших к рынку этого здравомыслия зачастую не хватает. Эгоистичные, близорукие действия могут разрушить рынок, привести к кризису, который не всегда можно предотвратить, но можно предвидеть. Для этого риск-менеджмент должен внимательно относиться к доминирующему характеру сделок в своей рыночной нише. Если в основном это сделки типа win-win (взаимовыгодные), то положение более-менее устойчиво. Если же появляется сила, которая систематически заставляет какую-то из групп идти на сделки в ущерб своим интересам, т.е. если начинают доминировать сделки типа win-lose (выгодные только одной стороне), рынок в близком будущем может дестабилизироваться. Это серьезный стратегический риск.

Главный вывод из вышесказанного в параграфе состоит в том, что свои внешнее окружение, рыночную нишу и ауру необходимо знать. Одна из задач инженерных служб любой фирмы при лидировании службы риск- менеджмента - постоянное профессиональное сканирование, мониторинг, прогнозирование и опенка внешней среды, снабжение административной системы своевременной информацией для принятия соответствующих решений. Выявление состава и мощности участников конкурентного сосуществования, структура производственных мощностей, механизмы взаимодействия, технологический прогресс в смежных областях, экономические тренды и законодательные течения, а также многое другое в том же роде могут стать серьезными опасностями, если не взять их под контроль еще на уровне риска. Кроме того, следует стараться снижать для себя выходные барьеры своих рыночных ниш, чтобы быть способным легко и без сокрушительных потерь уйти с определенного рынка. Вовремя уйти - большое искусство и трудная задача стратегического менеджмента, а вовремя и в полной мере вооружить руководство данными и критериями для принятия таких судьбоносных решений - большое искусство и трудная задача риск-менеджмента.



Loading...Loading...