Новые уроки. Русского языка станет больше, но и татарский останется. Школы татарстана меняют учебные планы

В Татарстане (Россия) не перестают обсуждать возможность отмены обязательного изучения татарского языка в школе. Кто-то – "за", кто-то – "против", аргументов и с той, и с другой стороны – масса. Idel.Реалии решили собрать ответы различных российских министерств и ведомств и постарались ответить на самые важные вопросы родителей с позиции властей.

"В Татарстане много людей, которые не хотят, чтобы их дети учили татарский?"

Организация, созданная в апреле 2017 года – "Комитет русскоязычных родителей Татарии" – заявила, что по состоянию на 10 октября в Татарстане подано не менее 2 805 заявлений на отказ от изучения татрского языка. Если верить карте, которую они предоставили, в основном, от изучения языка готовы отказаться в городах на востоке, в Казани и районах рядом с Казанью.

"Подают такие заявления только россияне?"

Нет, среди них есть и этнические татары. Нежелание изучать татарский в школе обычно вызвано далеко не национальной неприязнью, а плохим уровнем преподавания языка, отсутствием необходимости в его изучении и желанием повысить уровень изучения русского, так как этот язык необходим при поступлении в вузы.

"Слышал, где-то уже отменили изучение татарского"

Новости об этом, действительно, постоянно появляются. Одна из первых историй связана с набережночелнинской журналисткой Алсу Газизовой . В начале сентября 2017 года она написала заявление. Учитель позволил ее сыну Марку не посещать уроки татарского. Вместо этого мальчика предложили чем-то занять в это время, например, рисованием. Через несколько дней Газизову вызвали в школу к директору, где объяснили, что произошла ошибка, и ее сын должен посещать уроки татарского.

"Я могу написать заявление, что мой ребенок не хочет изучать татарский язык?"

Обратиться в свою школу с подобным заявлением может любой родитель или законный представитель ученика.

"У меня и моего ребенка родной язык – русский. Я хочу, чтобы он учил его и как дополнительный язык"

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки России заявил, что ученики могут выбирать для изучения русский язык, как родной, и изучать его в рамках предмета "Родной язык и родная литература". Наравне с русским в этой категории можно изучать госязыки республик и родной язык из числа языка народов России. Есть только одно ограничение – в школе должна быть обеспечена возможность для изучения этого языка.

"В нашей школе заставляют подписывать заявление на дополнительное изучение татарского языка. Это законно?"

"Кстати, учителя говорят, что если мой ребенок не будет учить татарский, то не сможет сдать аттестацию по этому предмету и не сможет закончить школу. Это правда?"

Согласно приказам Минобразования России, государственная итоговая аттестация включает в себя обязательные экзамены только по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам, в том числе по родному языку из числа языков народов России, обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Если же ребенка принуждают обязательно сдавать такой экзамен – это нарушение законодательства России об образовании. Такой ответ Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобразования России.

"Если я не ошибаюсь, родители имеют право выбирать для своего ребенка учебный план?"

Родители или законные представители могут участвовать при обсуждении и утверждении учебных планов. Их мнение относительно изучения предметов обязательно учитывается. Также в школе могут запрашивать отдельное письменное согласие на изучение предметов учебного плана.

"Правда, что родителей вызывают в прокуратуру?"

Да, но вызывают только тех, кто до этого сам обратился туда. В этом нет ничего страшного.

"А можно было и туда писать?"

Можно. Генпрокуратура России совместно с Роспотребнадзором проверят добровольность изучения татарского языка в Татарстане в октябре 2017 года в рамках поручения Владимира Путина. Проверка должна быть завершена на территории России до 30 ноября.

Да, по некоторым школам уже есть представления – это когда прокуратура находит нарушения и просит их исправить. Так, в соцсетях активно распространяется такое представление от прокуратуры Вахитовского района Казани к директору какой-то районной школы Казани (номер затерт). Там сказано, что проведена проверка исполнения законодательства и выявлены нарушения. "Преподавание и изучение государственных языков республик России не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка России", – значится в документе.

Там же написано, что в школе разрешали "выбирать" только один родной язык – татарский, а это – ограничение закона.

"Преподавание дисциплины "Татарский язык" или "Татарская литература" в соответствии с нормами ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), федеральным базисным планом и примерными учебными планами, разработанными Минобразования России, может осуществляться только в рамках предметной области "Родной язык" и исключительно с согласия родителей (законных представителей) учащихся", – ответили в прокуратуре.

"Я слышал и другое мнение: в Татарстане два государственных языка, татарские школьники должны учить оба"

Да, Минобразования Татарстана в сентябре заявляло, что татарский, наряду с русским, установлен в качестве государственного языка Татарстана Конституцией республики, а значит, предусмотрено его изучение.

"Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. № 16-П изучение в общеобразовательных учреждениях русского и татарского языков как государственных языков в Республике Татарстан признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Соответственно, татарский язык как обязательный предмет подлежит изучению во всех общеобразовательных учреждениях республики Татарстан. Таким образом, распространяемые в социальных сетях призывы (и образцы заявлений) по отказу от изучения татарского языка, противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся", – сообщает сайт Минобразования Татарстана.

Отметим, что это разъяснение министерства закреплено на главной странице сайта.

"То есть они не собираются ничего менять?"

В самом конце этого разъяснения сказано, что премьер-министром Татарстана Алексеем Песошиным принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых Минобразования России. "Также прорабатываются иные меры по совершенствованию языковой политики в Республике Татарстан", – сказано на сайте.

"Что в итоге? Мой ребенок может не учить татарский язык?"

Пока окончательного и официального заявления со стороны министерств и в целом властей Татарстана и России нет. Отсюда и сомнения, и вечный спор в сети. По окончанию проверки прокуратурой, может быть станет ясно, в каком именно направлении станут двигаться школы Татарстана.

Заставят ли прокурорские проверки отменить татарский язык в школах?

Издание «РБК» сообщило о проверках Прокуратуры в учебных заведениях Казани. Повод – незатихающие споры о необходимости и законности изучения татарского языка на обязательной основе.

Родители казанских школьников, требующие отмены обязательного изучения татарского языка, кажется могут быть довольны. Дело сдвинулось с мертвой точки. Несмотря на жесткую позицию республиканского министерства образования, мол, менять в системе мы ничего не будем, прокуратура начала проводить в учебных заведениях проверки по заданию, поступившему из Кремля. И первые результаты уже есть, пишет «РБК». Даже в условиях тотального молчание всех структур – от школ до прокуратуры – в интернет, благодаря родителям, просочились официальные документы.

Так, согласно требованию прокуратуры директора школ Вахитовского района должны были отчитаться о учебных планах, действующих расписаниях, а также предоставить письменные согласия родителей на обучение татарскому языку. В ряде школ прошли прокурорские проверки, выявившие нарушения. Родители наперебой рассказывают истории из своих школ. Так, мама второклассницы, Раиса Демидова, написала заявление на обучение дочери по варианту учебного плана для школ с русским языком обучения и об исключении из программы ребенка учебных предметов «татарский язык» и «татарская литература».

Право на выбор

«Обязательное изучение татарского языка и литературы приводит к катастрофической перегрузке ребенка. Помимо того, что детям приходится изо дня в день наверстывать недостающие часы русского языка и литературы дома, за счет самостоятельных занятий, им дополнительно приходится с нуля изучать незнакомый язык. В результате время на подготовку домашнего задания увеличивается до 2-3 часов ежедневно. И это во 2 классе. Одновременно с этим в школах раздают заявления-согласия на включение ребенка в группу по дополнительному изучению русского (в части школ – татарского) языка. Максимальная нагрузка в 26 часов у второклассника уже есть – за счет обязательных уроков. Дополнительные занятия проходят за счет личного времени ученика и приводят к еще большей перегрузке. Родители встают перед выбором: согласиться на дополнительные занятия, но при этом еще сильнее перегрузить ребенка, или отказаться от них, несмотря на катастрофическую нехватку уроков русского языка», – говорит Демидова.

Председатель Комитета русскоязычных родителей Татарстана, Эдвард Носов, надеется, что положение в учебных заведениях изменится. «Я сам родитель школьника. С проблемой столкнулся восемь лет назад. В 2011 году, когда старший ребенок учился в начальных классах, я собрал подписи на выбор программы с «русским языком обучения». Вечером ходил по домам. Не подписали только три человека из класса. Но тогда директор школы отказал. Я подал в исковое заявление в районный суд, но и он не встал на мою сторону. Верховный суд Татарстана также отказал моему ребенку в полноценном изучении русского языка. За 26 лет обучения татарскому языку русские на нем не заговорили», – делится своим мнением Носов. По словам активиста, каждый день к ним поступают новые данные о проверках в школах не только Казани, но и всего региона. «Мы надеемся, что деятельность прокуратуры даст результат. Мы хотим, чтобы в школах одновременно использовалось несколько учебных планов. И каждый сам будет выбирать: изучать русский язык полноценно или учить русский и свой родной языки», – говорит Носов.

Молчание в школах

А вот в самих школах от комментариев отказываются. Никаких официальных заявлений о проверках не делает и прокуратура. Удалось лишь выяснить, что такое молчание может продлиться до конца месяца, и раньше ждать каких-то разъяснений не стоит. У сторонников отмены тотального изучения татарского языка есть ряд своих веских аргументов. Обобщить их попыталась председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.

«Право на изучение татарского в статусе родного у нас никто не отнимал, но до сих пор это законное право по факту оказывается обязанностью для всех без исключения учащихся. Я татарка по матери и привыкла с детства слышать татарскую речь. Но несмотря на то, что я сама и в школе, и в университете изучала татарский язык, говорить на нем свободно так и не могу. Хотя по предмету у меня всегда была пятерка. Не секрет, что вот уже более двадцати лет дети Татарстана, равно как и многих других регионов России, недополучают базовые знания по русскому языку. Что в результате? Они не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы со школьниками из Москвы и Петербурга. Особенно обидно, что при этом уровень незнания нашими детьми татарского тотален, за исключением детей, с которыми в семьях говорят по-татарски. Интересно, что в платных школах национальных республик обязательность изучения местных языков отсутствует.

Куда же в таких случаях смотрит наше республиканское министерство образования? Качество методики преподавания татарского, несомненно, оставляющее желать лучшего, заслуживает отдельного разговора. А между тем татарскому учат за счет сокращения уроков русского языка и русской литературы, установленных ФГОС», – делится размышлениями Волынец. Она напомнила, что прокуратура Башкортостана в свою очередь уже отчиталась о том, что будет следить за добровольностью изучения родного башкирского языка, а надзорное ведомство Татарстана до сих пор молчит. СМИ делают свои запросы, а инстанция словно впала в кому.

Равные права

Впрочем, молчат далеко не все инстанции Татарстана. На сайте общественной организации «Всемирный конгресс татар» опубликовано открытое письмо родителей школьников Татарстана Владимиру Путину.

«Преподавание татарского и русского языков в равных объемах в школах РТ является основой мира и дружбы между народами республики. Оставить один из этих языков обязательным, переведя другой на факультатив, неизбежно повлечет за собой межнациональные разногласия, конфликты, и этот процесс начинается на наших глазах. Очень важно этого не допустить. Мы просим и даже требуем сохранить изучение татарского языка как государственного. Это наше конституционное право, как татар и русских, как жителей Республики Татарстан и как граждан Российской Федерации. Соблюдение этого права обеспечивает основу для сохранения и развития татарского языка и культуры, а также мира и атмосферы взаимоуважения в Татарстане.

Нарушение этого права приведет, кроме конфликтов, к ассимиляции, потере идентичности, традиционных ценностей, уважения к старшим, предкам и законам», – говориться в обращении. Отметим, что дискуссии вокруг изучения национального языка ведутся не только в Татарстане. Все национальные республики так или иначе сталкивались с подобными проблемами. Они везде по-разному, но решаются. Пока же всем заинтересованным в скорейшем разрешении споров остается ждать решения прокуратуры и официальных комментариев ведомств.

Скопируйте iframe

В Госдуме России начинается обсуждение второй редакции поправок закона «Об образовании». Отмена обязательного изучения языков национальных республик в составе России уже год волнует их жителей. Родители разделились на два лагеря.

В Казани татар и русских почти поровну – 47 и 48 процентов, много смешанных семей. В Татарстане два государственных языка – русский и татарский. Двуязычие гарантирует Конституция Республики. Последние двадцать лет татарский изучали все ученики 6 уроков в неделю. В прошлом году обязательное изучение татарского языка в школах признали незаконным. Поводом стало высказывание российского президента Владимира Путина , о недопустимости принудительного изучения не родного языка.

«В рамках законодательства Совета Европы, в рамках образовательных стандартов, рекомендованных Советом Европы, есть понятие компетенции под названием «родной язык». То есть это основная компетенция. У нас в рамках ФГОСа родной язык не прописан, соответственно нет итоговой аттестации по родному языку. Есть только итоговая аттестация по государственному русскому языку», – говорит Айрат Фазрахманов , историк, зампредседателя Всемирного форума татарской молодежи.

Даже во второй редакции документа только один из четырех вариантов учебных планов предусматривает обязательное преподавание родного языка.

Законопроект предполагает, что выбор будут делать родители. Если большинство родителей класса решит отказаться от изучения татарского, детям остальных придется подчинится чужому выбору. Екатерина, мама восьмиклассника, считает, что изучение татарского языка для ее сына – пустая трата времени.

«У меня старший сын учится в школе, закончил в этом году восьмой класс. Восемь лет мы изучаем татарский язык, безрезультатно, к сожалению. Практически каждый день с первого по восьмой класс», – говорит мама восьмиклассника.

Изменения в языковой политике уже затронули учителей национальных языков. В середине учебного года прокуратура Татарстана потребовала уволить учителей татарского языка, Большинство директоров школ сделали это. И только директор школы Солнце Павел Шмаков отказался и подал судебный иск на прокуратуру.

«Солнце – это аббревиатура: Специализированный олимпиадно-научный центр. Мы – школа, в которой детей учат с пятого по 11 класс. Прокуратура нашей страны вообще и прокуратура Татарстана в частности, по-моему, перегнула палку. Когда к нам пришли с проверками, нам было велено в очень быстрые сроки уволить учителей татарского языка, немедленно, в середине учебного года, зимой, изменить учебные планы», – рассказывает директор школы Солнце Павел Шмаков.

Ученики школы согласны со своим директором. Родители и старшеклассники в течение полугода неизменно приходили на суды поддерживать Павла Шмакова.

«Мне нравится татарский язык, и вообще то, что с ним связано, потому что мы вообще живем в Татарстане, мы должны знать татарский язык, татары это как наши братья», – говорит Александр, ученик 5 класса школы Солнце.

Какое будущее ожидает языки национальных республик, станет ясно после принятия закона. По сути, решается не вопрос преподавания. А то, будут ли татарский, марийский, чувашский, дагестанский и другие только языками домашнего общения или культур многонациональной России.

Юлия Файзрахманова , «Белсат »

В Татарстане «принудиловку» по татарскому обменяли на личную безопасность?

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом. Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков , зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата. Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений. Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений. Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка. Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации.

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily ) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому. «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык». «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily ). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны не исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина , когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте. Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России. Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах».

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии». Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов . Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым предупреждение Москвы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин . Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом, да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «сувереного государства». В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».

Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому. В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily ), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно так же - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов. Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка. А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики.

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин , но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться на добровольной основе. А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Ярче всех пока что высказался директор Дома дружбы народов Татарстана, депутат госсовета республики Ирек Шарипов:

«Когда-то и рабство было законным. И холокост был законным с точки зрения государства, которое потом было признано преступным. Репрессии были законными во времена Сталина. Мы не должны допустить, чтобы то, что не принимается народом, стало законным».

Приходится констатировать, что вроде бы решенный вопрос с навязыванием всем детям языков титульных народов национальных республик по-прежнему актуален . Как минимум в Татарстане.

Сейчас «проблему притеснения татарского языка» активно освещают финансируемые Госдепом пропагандистские издания-иноагенты «Настоящее время» и «Идель. Реалии». Стараясь не выходить за рамки российского законодательства, они всячески поддерживают «региональную идентичность», а по сути – содействуют сепаратистам.

Заместитель руководителя пресс-службы главы Татарстана Лилия Галимова все подозрения в сепаратизме, разумеется, отвергла:

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже слова президента России, сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов так и не овладели государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года . И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета , ни у кого-либо еще не получится.



Loading...Loading...