Классный час "9 мая -День Победы". Классный час ко дню победы классный час на тему Классные часы и мероприятия к 9 мая

Классный час.

Цель:

Создание необходимых условий, способствующих воспитанию у младших школьников патриотических чувств, формирование собственной гражданско- патриотической позиции и ознакомление с историческим прошлым своего народа.

Задачи:

Воспитывать гражданско-патриотические качества человека и достойного гражданина своей страны на примерах героических подвигов своих соотечественников;

Развивать у учащихся умения понимать проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения

Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и документальным материалом;

Способствовать развитию творческих способностей и познавательных интересов

Класс : 4 г

Наглядность : видеоматериалы, плакаты о ВОВ.

Технологии : ИКТ – технологии(используется интерактивная доска - презентация, видеоролики, аудиозаписи)

Предварительная подготовка:

Заучивание стихов и песен

Подготовка инсценировки песни «Три танкиста»

Подбор песен о войне, видеороликов, аудиозаписей

Подготовка сценария

Рисование плакатов о войне

Оформление кабинета

Аннотация.

Тема классного часа: « 9 мая- День Победы». Классный час способствует воспитанию у младших школьников патриотических чувств, знакомит с историческим прошлым своего народа. Классному часу предшествовала тщательная подготовка. В подготовке принимали участие: учитель, обучающиеся и родители. Были подготовлены плакаты о Великой Отечественной войне, выучены стихи и песни, выполнена презентация, группа обучающихся подготовила инсценировку песни «Три танкиста». Я, как классный руководитель, написала сценарий и помогала подготовке групп.

Данное мероприятие способствовало развитию творческих способностей и познавательных интересов обучающихся.

Ход классного часа.

1) Вводная беседа

Учитель :

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Обращение Левитана.(аудиозапись)

2)1941год

1 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец:

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

3 чтец:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

Звучит песня на стихи В.Лебедева-Кумача “Священная война”.

(исполняет 1 группа детей)

-Учитель: Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские люди верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года…

5 чтец:

Ах, война, что ты сделала, подлая.

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите, но всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Учитель :В 1941 году началась героическая эпопея обороны Ленинграда, 5 месяцев длилась оборона полуострова Ханко, 2 месяца длилось Смоленское сражение, 71 день оборонялся Киев, 73 – Одесса. 30 октября началась осада Севастополя, которая продолжалась 250 дней. К сентябрю 1941 года враг продвинулся на восток еще на 240 – 300 км, блокировал Ленинград, овладел Смоленском и Киевом, вышел на подступы к Харькову. Однако победоносное шествие фашистов постепенно теряло свой блеск, уверенность немцев в скорейшей победе таяла по мере приближения к Москве. Холод и суровость русской зимы была полной неожиданностью для врага, который рассчитывал в течение нескольких теплых месяцев завоевать Советский Союз. Битва под Москвой стала первым торжественным аккордом в похоронном марше фашистской Германии.Эта битва продолжалась более шести месяцев. В ней участвовало с обеих сторон более 3 миллионов человек, около 2,7 тысяч танков, до 2 тысяч самолетов, до 22 тысяч орудий и минометов. Победа стала возможной не только благодаря тактической грамотности наших полководцев, но и мужеству советских людей.

3) 1942 год.

Учитель: Во второй половине 1942 года основные сражения перенеслись в междуречье Волги и Дона, где развернулась гигантская Сталинградская битва, не имевшая аналогов за всю предыдущую историю войн и сражений. В отдельные периоды в сражениях принимали участие с обеих сторон одновременно до 2 миллионов человек, 26 тысяч орудий и минометов, более 2 тысяч танков, 2 тысячи самолетов. Сражения начались в июле 1942 года и закончились лишь в феврале 1943 года. Кровопролитные бои продолжались днем и ночью в течение шести с половиной месяцев.

4)1943 год

Учитель: 5 августа 1943 года небо над Москвой впервые после начала Великой Отечественной войны озарилось огнями артиллерийского салюта. Так Советский Союз узнал о победе в Курской битве.

Курская битва началась 5 июля 1943 года. Ожесточенные бои развернулись не только на земле, но и в воздухе. За неделю боев противнику удалось проникнуть лишь на 10 – 12 км вглубь нашей обороны. Полный провал планов заставил немецкое командование провести перегруппировку сил. Однако, все попытки гитлеровцев взять реванш потерпели неудачу. 12 июля 1943 года началось наступление советских войск. Один за другим освобождались города, поселки, деревни.

6 чтец .

Мы в разных уголках страны видали:
Застыли танки на почетном пьедестале
Они родную землю защищали,
С танкистами, бывало, погибали.

7 чтец.

Про танкистов песен есть немало
Очень героический настрой!
За танкистом всюду наступала
Драться выходила строй на строй
Русская, советская, родная
Армия, что танками сильна
Вся страна, от края и до края
О танкистах песнями полна!
8 чтец .

Там, где пехота в бездорожье не пройдет,
И не промчится кавалерия лихая, -
Там танк на траках осторожно проползет,
Через окопы и дорожные ухабы.
9 чтец.

Танкиста славен давний ратный труд,
И конь железный боевой овеян славой.
Не раз в бою предотвратили вы беду,
Грозившую расправиться с державой!

10 чтец

Мы помним с детства песню «Три Танкиста..»
И знаем, что «Порядок в танковых войсках»
Броня крепка и танки наши быстры,
Покуда экипажи на местах.

Звучит песня «Три танкиста» (Исполняет 2 группа детей с инсценировкой)

5)1944 год.

Учитель: Этот год Советский Союз встретил новыми успехами как на фронте, так и в тылу. Мы остановили победоносное шествие фашистов по нашей земле. 10 августа 1944 года была снята 900-дневная блокада Ленинграда. За зиму 1941–42 годов в нём погибли от голода 264 тысячи человек. Ребенок мог получить лишь 125 грамм хлеба в день. Истощенные люди каждый день шли на свои рабочие места и зачастую встречали смерть именно там. Весь город был усеян телами умерших от голода и холода – у людей не было сил даже на то, чтобы похоронить родных.

В музее хранится дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой. Всего несколько страничек неровного детского почерка – маленькая хроника большого горя:

Савичевы умерли.

Осталась одна Таня.

Умерли все.

6)1945 год

Учитель: Вся наша страна, армия и тыл превратились в единый боевой лагерь. И люди одолели войну.
В ночь с 30 апреля на 1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы.
А 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

8 мая 1945 года представители фашистской Германии – фельдмаршал В.Кейтель, генерал-полковник авиации Г.Штумпф и адмирал флота Г.Фридебург подписали акт о безоговорочной капитуляции. Советское Верховное Главнокомандование на этой исторической процедуре представлял Маршал Советского Союза Г.К.Жуков.

Война закончилась, и весь мир облегчённо вздохнул: Победа!

Звучит песня “День Победы» (Аудиозапись)

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Погиб каждый четвёртый житель страны.

(Звуки метронома) Минута молчания.

11 чтец.

Через века, через года, -

Помните! О тех, кто уже не придёт никогда, -

12 чтец.

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павшим будьте достойны!

Вечно достойны!

13 чтец.

Покуда сердца стучатся, -

Какою ценою

Завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Звучит песня «Прадедушка» (исполняет весь класс)

Презентация к песне.

Учитель: 69 лет нашей Победе!

Снова майский рассвет.

И неслышно идут по планете, возвращенные мир и весна!

Конспект классного часа ко Дню Победы для 8-9 класса «Песня в солдатской шинели»

Песня так же может разить врага, как и любое оружие

А. Александров

Классный час, посвященный музыке военных лет.

Советские песни военных лет содержат огромный заряд нравственности и патриотизма. Этот заряд можно направить на патриотическое воспитание подростков. Песни военных лет - это классика советской песни. Знакомство с такой музыкой может дать детям критерии оценки музыкального произведения вообще и песни в частности. По форме это мероприятие можно назвать часом общения. В нем можно выделить две части: информационный блок (краткие рассказы об истории создания песен), интерактивная беседа - обсуждение и музыкальная минутка - пение песен.

Цели : расширить представление детей о Великой Отечественной войне, ознакомить с историей создания знаменитых песен; формировать у детей положительное отношение к песням военных лет, неприятие попыток исказить и очернить историю войны; воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство; пробуждать желание петь и слушать песни Великой Отечественной войны.

Подготовительная работа с детьми:

Подготовить творческую группу (6 детей), распределив материал информационного блока между ними (достаточно одной ксерокопии сценария);

Размножить слова песен, которые дети будут петь в конце классного часа.

Оформление : атрибутика времен Великой Отечественной войны (плакаты фотографии, патефон, изображения орденов и медалей); на доске - тема, эпиграф.

Музыкальное оформление : музыкальные записи песен («Землянка», «Темная ночь», «Синий платочек», «Священная война»).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок:

1. Песни против песен.

2. «Землянка».

3. «Темная ночь».

4. «Синий платочек».

5. «Священная война».

III. Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном».

IV. Заключительное слово.

V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!».

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, каждый день вы слышите десятки песен. Некоторые песни приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой. Классический - значит образцовый, безукоризненный, безупречный. Авторы этих песен уловили какой-то нерв, какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия. И делает песню вечной. К таким вечным песням можно отнести песни Великой Отечественной войны. Давайте прочитаем тему сегодняшнего классного часа (читает). Теперь прочитаем эпиграф (читает). Как вы считаете, может ли песня быть бойцом или грозным оружием?

Примерные ответы детей:

Песня может быть бойцом, так как она ведет в бой.

Пока люди поют песни, они верят в победу.

Песня объединяет людей и делает их сильнее, поэтому она может быть грозным оружием.

Песня может поднять дух воинов, поднять их на подвиги, поэтому песня - это грозное оружие.

В песнях солдаты поют о том, что им дорого, за что они будут воевать до последней капли крови.

Песня помогает солдатам в их фронтовой жизни, поэтому можно сказать, что песня воюет вместе с солдатами, а значит, песня тоже боец.

Классный руководитель. Действительно, песня - это и боец, и грозное оружие. Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны. Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах, песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, песни шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны, песни поднимались в небо на крыльях с красными звездами и бороздили морские просторы. Песня - это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Я передаю слово творческой группе, которая подготовила информационный блок сегодняшнего классного часа.

II. Информационный блок

Песни против песен

Ученик 1. И песни действительно сражались!

Немецкий ученый Эберхард Дикман рассказывал нашему писателю Вадиму Кожинову, что в Германии перед войной вообще не пели лирических песен - повсюду слышались одни марши! В этих маршах прославлялась Германия, воспевалась немецкая нация, восхвалялся фюрер и нацистские вожди. Эти песни должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким боевым духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились нацистские марши по нашей земле. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле этих нацистских маршей.

Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия: «Соловьи», «Смуглянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка», «Ой, туманы мои, растуманы». Это были не маршевые, а лирические песни. В них говорилось о любви, о родном доме, о весне, о березках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и близких. Наша группа подготовила рассказ об истории создания нескольких песен. Сегодня мы послушаем песни Великой Отечественной, узнаем об истории их создания, мысленно перенесемся в те сороковые грозовые, представим себе, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда слышали эти песни на фронте или в тылу.

«Землянка»

(Звучит песня «Землянка».)

Ученик 2. Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал эту песню.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.

Эти строки поэт Алексей Сурков написал в 1941 г. в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он и не предполагал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор К. Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что-нибудь «песенное». Поэт предложил это лирическое письмо. Композитор сразу же сочинил мелодию и записал ее на обычном тетрадном листке - начертил пять линеек, записал ноты и ушел. Слова и мелодию песни напечатали в газете «Комсомольская правда». Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней - бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.

«Темная ночь»

(Звучит песня «Темная ночь».)

Ученик 3. Песню «Темная ночь» из фильма «Два бойца» впервые исполнил всенародный любимец актер Марк Бернес, который играл главную роль. Песня сразу запомнилась зрителям. Написана она была буквально на одном дыхании. Фильм «Два бойца» снимался в 1942 г. на Ташкентской киностудии. Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По замыслу режиссера в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как только режиссер объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита Богословский сразу же сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм без единого изменения. На всех фронтах звучала эта песня в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал наш солдат, пока не закончилась над нашей страной «темная ночь» войны.

«Синий платочек»

(Звучит песня «Синий платочек».)

Ученик 4. Песенку «Синий платочек» московские любители джаза распевали еще до войны. Но эту легкую джазовую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 г. она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. Лейтенант сочинял всю ночь. Так и появилась песня с военными словами.

Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - говорила Шульженко. - В них было много правды. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу.

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого Берлина. О том, как сражался «Синий платочек», говорят такие эпизоды войны. Однажды Шульженко давала концерт в авиационном полку. После концерта один из летчиков сказал ей, что «Синий платочек» будет с летчиками во всех боях и первый же сбитый «юнкере» или «мессер» они посвятят ей. Ждать Шульженко пришлось недолго. На следующий же день этот летчик сбил фашистский «мессершмитт». «Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою,» - говорили солдаты и офицеры.

«Священная война»

(Звучит песня «Священная война».)

Ученик 5. Главная песня Великой Отечественной - «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой...»

- «Это гимн мести и проклятия гитлеризму» - так говорил об этой песне ее автор композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны эту песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

Ученик 6. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано в газетах. В одной из газет это стихотворение прочитал композитор А. Александров. Он был руководителем Ансамбля песни и пляски Красной армии. Стихотворение произвело на композитора такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день Александров уже репетировал новую песню с ансамблем. А еще через день хор впервые исполнил песню на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Ученик 5. Вот что писали современники об этом первом исполнении (читает).

«...В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост - своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах...

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль "Священную войну"...»

Ученик 6. Так начался боевой путь этой песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 г. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой...

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».

III. Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном»

Классный руководитель. Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен Великой Отечественной войны. Какое впечатление произвели на вас эти песни? Как в вашей семье относятся к этим старым песням?

Примерные ответы детей:

Эти песни очень любят бабушки, дедушки, родители, любят смотреть передачи, знают наизусть слова.

Когда в семье торжество и собираются все родственники, за столом всегда поют старые песни.

Такие песни, как «Священная война», нельзя петь просто так. Это очень сильная песня. Это что-то святое.

Впечатление - мороз по коже и комок в горле. Такое же и у родителей - прадедушка погиб на войне.

Классный руководитель. «Старые песни о главном» - в телепередаче с таким названием сейчас исполняют песни военных лет современные артисты. Как вы думаете, о чем самом главном поется в этих песнях?

Примерные ответы детей:

Любовь, дом, семья, дети.

Родина, свобода, чистое небо над головой.

Долг, верность, честь.

Классный руководитель. В начале классного часа мы говорили о том, что песни как солдаты, они тоже сражались. И главная песня Великой Отечественной - «Священная война» до сих пор на переднем крае. И в наше время она ведет бой. Вдруг стали появляться слухи, что якобы слова этой песни написал обрусевший немец еще в 1916 г. в связи с Первой мировой войной. А поэт Лебедев-Кумач присвоил их себе или попросту украл. Ученые-филологи разоблачили эту ложь. Во-первых, нет ни одного рукописного текста, принадлежащего перу этого самого немца, во-вторых, у Лебедева-Кумача сохранились Десятки черновиков с вариантами этого стихотворения, что свидетельствует о напряженной работе над текстом. Да и не могла появиться Такая песня перед Первой мировой войной. Солдаты не понимали сути этой войны и не хотели воевать - откуда взяться такому накалу патриотизма, такой энергии? Как вы думаете, зачем вообще были затеяны все эти обвинения? Казалось бы, ну какая разница, кто это написал?

(Дети высказывают свои предположения.)

Дело в том, что это не просто песня - это гимн величию народа, победившего фашизм. Чтобы очернить нашу Победу, начинают «нападать» на его песню... Это все то же назойливое стремление внушить нам мысль о нашей второсортности, неполноценности. Мол, что могут создать эти русские? Все великое только от немцев. Этот миф уже развеяли наши прадеды, водрузив красный флаг над рейхстагом. Несколько поколений наших людей получили хорошую прививку от этих мифов. Как же современной молодежи не попасть в плен к этим мифам?

Примерные ответы детей:

Нужно побольше узнавать о войне.

Нужно научиться уважать себя, свой народ, свою историю.

Классный руководитель. Действительно, нужно научиться уважать свою историю, свой народ, своих героев. Нужно иметь свое национальное достоинство.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им помогали побеждать, поэтому песни - это тоже ветераны Великой Отечественной войны. И в эти майские победные дни давайте вспомним и них.

V. Музыкальный финал «Споемте, друзья!»

(Включается музыка, дети поют песни, о которых узнали в ходе классного часа.)

Цель: формировать знания учащихся о героической истории народа;

Задачи:


- воспитывать у школьников чувства любви к Родине, гордость за свою страну, уважительного отношения к людям старшего поколения;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего края, показать какой вклад внесли члены семьи в деле разгрома врага, массовый боевой и трудовой героизм прадедов, их готовность к любому труду на пользу Родины;

Форма проведения: классный час с элементами музыкально-литературной композиции.
Ход классного часа
Учитель:

Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, также как много лет назад, в далеком уже, сорок пятом, этот праздник остается радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили. День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

- Что же такое война? Как вы понимаете, что означает это слово, ваши ассоциации? (ответы детей)

Ученик: Война... Суровее нет слова.

Война... Печальнее нет слова.

Война... Священнее нет слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть … и нет…

Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Дети:

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

Учитель: Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время, они в свои 10-14 лет уже осознали себя частицей своего народа. На фронтах и в партизанских отрядах дети сражались наравне со взрослыми.

Никогда не будут забыты ребята-герои: Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат

Казей, Зина Портнова и многие, многие другие.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя
Учитель: А далеко от передовой тысячи и тысячи женщин, детей, стариков трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых: мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу.. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Ученик: Тихо, ребята, минутой молчанья


Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Но память о них жива.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

минута молчания

Учитель: В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков. Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Жаль, что человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память, которая одна побеждает время. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая». Помните об этом!

Тысячи россиян в памятные дни приходят к могиле Неизвестного солдата в Москве, на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде, на Сапун- гору в Севастополе и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Солдат- победитель, к груди которого прижалась спасённая им немецкая девочка.

Учитель: И вот он наступил – великий долгожданный день – День Победы! День 9 Мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией. 24 июня 1945 года состоялся парад Победы на Красной площади.
Во всех городах нашей страны и многих других стран проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну. ЧЕСТЬ И ХВАЛА ВАМ – ВОИНЫ ОСВОБОДИТЕЛИ!

Учитель: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

Учитель читает заключительное стихотворение:

Давно закончилась война,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты, -

За Брест, Москву, за Сталинград

И за блокаду Ленинграда,

За Керчь, Одессу и Белград,

За все осколки от снарядов.

А по ночам вам до сих пор

Бои под Бугом где-то снятся,

И "мессеры" строчат в упор,

И из ложбинки не подняться.

Зовет в атаку лейтенант,

Но тут же падает, сраженный…

А дома долго будут ждать,

Но лишь дождутся похоронной.

В один и тот же день и час

На встречу вы к друзьям спешите,

Но с каждым годом меньше вас,

И нас за это вы простите,

Что не сумели вас сберечь,

Не залечили ваши раны.

И вот на место этих встреч

Приходят внуки ветеранов.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну -

В тылу иль на полях сражений, Принес победную весну, -

Поклон и память поколений.

(С. Кочурова)

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Строгановский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Классного часа

Должность: преподаватель

С. Частые 2015

Цели классного часа

1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

2. Воспитание ответственности, симпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Участники: студенты, куратор группы, преподаватели колледжа.

Место проведения классного часа : актовый зал

Основная часть
Ведущий.
Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: "Победа".
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: "Победа!"
1-й чтец.
Война... От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. Итого 2600 километров.
2-й чтец.
Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолетом - четыре часа, а перебежками по-пластунски - четыре долгих года.
3-й чтец.
Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: "Ни шагу назад, за нами Москва!"
4-й чтец.
Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
1-й чтец.
Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.
2-й чтец .
Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. Мы будем помнить об этом подвиге. Мы вечно будем чтить память всех, выстоявших в те годы, отдавших свои жизни за Победу.
3-й чтец.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
Ведущий.
Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
Но от имени жизни повторяю:
Вечная слава! Вечная слава героям!
Ведущий.
Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!
1-й чтец.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь..." -
Родина.
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но - подымались в рост
Звонкие, как Победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно...
Можно убить меня,
Нас убить - невозможно!
2-й чтец.
1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.
3-й чтец.
Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.
4-й чтец.
Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война. Но мы выстояли, мы смогли победить и дух наш не был сломлен. Едино встал против врага великий народ.
3-й чтец.
Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо - живым!
1-й чтец.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!
2-й чтец.
Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!
1-й чтец.
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат,
И слышалась поступь дивизий,
Точная поступь солдат.

Победа! Победа!
Во имя Отчизны - победа!
Во имя живущих - победа!
Во имя грядущих - победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было радости выше -
Ведь кроме желания выжить,
Есть еще мужество жить!
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово
На наших знаменах начертано слово:
Победа! Победа!
2-й чтец.
Еще не зная дня и часа,
Когда наступит торжество,
Над Волгой и в степях Донбасса,
Мы свято верили в него.
Сквозь дни утрат, печали, скорби
В пределы вражеской земли,
Не отступаясь, плеч не горбя,
Мы эту веру пронесли.
Освистанные смертным ветром,
В буранах, ливнях и в пыли,
Мы километр за километром
К своей заветной цели шли.
Мы так неистово хотели
Приблизить долгожданный час,
Что ни снаряды, ни метели
Остановить не смели нас.
На рубежах весны четвертой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростертый,
Берлин лежит у наших ног.
Не умолкает гром орудий,
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди: -
Есть справедливость на земле!
3-й чтец.
Осенен полыханием победного стяга,
Сел усталый солдат
На ступеньки рейхстага,
Снял фуражку,
Как труженик после работы,
Вытирая со лба
Капли жаркого пота.
Поглядел еще раз,
Как над вражьей столицей
На весеннем ветру
Наше знамя лучится,
Папироску свернул,
Затянулся спокойно
И сказал:
- Так любые закончатся войны.
4-й чтец.
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края
Поднялся победитель - солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! -
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат
И к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти: были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом потирая колючий плетень.
За плечами вставала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Ведущий.
Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Мы будем достойными потомками того великого поколения. Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, за то, что они вынесли все лишения и ужасы военного времени и победили. Обещаем упорно трудиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Вместе .
С Днем Победы!

Заключительная часть. На сцену выходят все учащиеся группы.

Юноша . Знаем мы всех героев бесстрашных.

Девушка.

Преклоняем колена перед памятью павших.

Юноша.

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Девушка.

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Юноша.

Через века, через года -

Девушка

О тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста, помните!

Юноша:

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Вместе:

Памяти павших, будем достойны!

Вечно достойны!

Юноша:

В девятый день минующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края!

Мир победил! Окончена война!

Девушка.

Во имя Отчизны Победа!

Во имя живущих Победа!
Заключение
Опыт проведения классного часа, посвященного Дню победы показал, что это мероприятие вызвало живой интерес студентов и преподавателей. Участие студентов в данном мероприятии помогло развить их творческие способности, которые, может быть, оказываются невостребованными на обычных уроках. Классный час, посвященный Дню победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма; это положительный эмоциональный настрой студентов и преподавателей.
В нашей стране сегодня много праздников, но самый великий – только один, и вряд ли кто-то станет оспаривать его первенство. Это 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.
Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времён тоже не померкнет. Эти слова произносятся довольно часто, но это на самом деле так: история всего человечества, всего мира могла бы стать поистине трагической, если бы не мужество и самоотверженность всего советского народа, победившего фашизм.
Несмотря на то, что этот день с каждым годом от нас отдаляется, его ценность не может уменьшиться – День Победы остаётся самым светлым, дорогим и любимым народным праздником.

Классный час ко Дню Победы «Еще тогда нас не было на свете…»

Цель : формирование знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, о советских героях, способствовать формированию активной гражданской позиции; привитие патриотизма.
Задачи :
- образовательные: познакомить школьников с событиями и героями Великой Отечественной войны;
- воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну;
- развивающие: развитие умений выделять главное, формировать умения работы с текстом.
Тип урока : урок формирования новых знаний (мульимедиа –урока)
Оборудование : Проектор, компьютер с колонками, песня «Священная война», презентация «День Победы», раздаточный материал «Катя Сусанина», «Языки пламени»(скотч для приклеивания) по количеству детей (можно по парам).
На доске : вечный огонь.
Подготовительная работа : подготовка школьниками сообщений о Александре Матвеевиче Матросове, Ульяне Громовой, Зине Портновой, подготовка плакатов ребятами 1-го класса и заучивание строк из стихотворения Андрея Колачёва

Ход урока классного часа:

I.Оргмомент.

II. Новая тема.

Слово учителя .
Дорогие учителя и ученики! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Слайд №1
Приближается 70-я годовщина Великой Победы.
В этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день, День Победы, в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения, и тех, кто после войны налаживал мирную, добрую жизнь.
И этот классный час хочется начать словами:
Слайд №2


Звучит песня «Священная война» Композитор: А. Александров, слова: В. Лебедев-Кума

Мы просто дышали войной…

Слайд №3


Такими словами можно охарактеризовать воспоминания каждого фронтовика Великой Отечественной войны.

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война.
Слайд №4


22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза. Так началась Велика Отечественная война.
Слайд №5


«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер в своей ставке 1 августа 1940 года. Солдатам немецкой армии он говорил: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина или девочка».
Слайд №6


И тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по земле, где созревали яблоки, где спали дети.
Слайд №7


Армия Адольфа Гитлера обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам.
На защиту родной земли поднялись сотни тысяч советских людей. Долгие 4 года и до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Видео («Первые дни войны»/Видео CD От Кремля до Рехстага, - М.: Республиканский медиацентр, 2000)
Каждый день Великой войны был подвигом на фронте и в тылу врага, появление беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Слайд №8


Первые месяцы войны были непомерно тяжелы: советские войска несли большие потери, вперед продвигались очень тяжело. Но шли вперед!
Одним из таких тяжелых сражений стали бои зимой 1943 года в Псковской области, где гибнуть приходилось за каждый метр родной земли. Гибли герои. Одним из них был Александр Матросов.

Сообщение учащегося
Слайд №9


«Александр Матвеевич Матросов»
Подвиг Александра Матросова вошел в историю Великой Отечественной войны, и стал ярким примером настоящей доблести, любви к Родине и своему народу.
В 1941 году, после нападения немецко - фашистских захватчиков Советский союз, Матросов подался в добровольцы и через некоторое время был зачислен курсантом военного училища. В 1943 году, учитывая крайне тяжелое положение на фронте, он в составе таких же курсантов был досрочно направлен на фронт.
27 февраля 1943 шли ожесточенные бои возле небольшого населенного пункта Чернушки Псковской области. Красноармейцев не пропускал пулеметный огонь врагов, и серьезной преградой стала непрерывная пулеметная очередь одного из дзотов. Несмотря на отчаянные попытки уничтожить огонь противника, все они заканчивались неудачей. Три солдата пытались взять огневую точку, все трое пали смертью храбрых.
Тогда гвардии рядовой Александр Матросов стал пробиваться с гранатами и автоматом к фашистскому пулеметчику, засевшему в дзоте. Несмотря на то, что он был замечен фашистом, Матросов упрямо пробивался к огневой точке, когда враг смещал огонь в сторону. Наконец ему удалось добраться до дзота на максимальное близкое расстояние – одна за другой полетели гранаты, но, к сожалению, они взрывались у самого дзота, не причиняяв никакого вреда противнику.
Буквально в секунды затишья рядовой сделал длинный прыжок к огневой точке. Сразу же на его движение враг ответил длинной пулеметной очередью. Матросов залег, на исходе были патроны, гранаты все закончились, и на раздумья оставались считанные секунды.
Выстрелив по амбразуре солдат, отвлек противника, и сразу же с криком «Вперед» кинулся вперед, за ним побежали остальные солдаты. Оживший вражеский пулемет заставил всех снова залечь, и тогда Александр Матросов рванул на дзот, закрыл своей грудью огневую точку врага.

Путь для советских солдат оказался открытым, а через час поселок был взят. Этот подвиг Матросова, как и множество подвигов других солдат Красной армии, стал настоящим символом Мужества, любви к Родине. Именно такие подвиги внесли значительную часть в победу советского народа против фашистских захватчиков.
Александру Матросову в 1943 году, было присуждено звание Героя Советского Союза, посмертно.
В Уфе стоит памятник Александру Матросову.

Беседа:
- Ребята, в чем состоял подвиг Александра Матросова? (Александр Матросов в 1943 году у пункта Чернушки, чтобы советские солдаты смогли пройти дальше закрыл своей грудью огневую точку врага, чем открыл путь для красноармейцев ).

Слово учителя
Слайд №10


Звучит мелодия «Прощание славянки» В.И. Агапкина
Фашисты превращали в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, морили голодом, жгли в печах. На оккупированных (захваченных) территориях враги-фашисты устанавливали «новый порядок». Местное население использовалось на принудительных работах: расчистки дорог, строительстве укреплений и др. Наказывались за всё: за отказ работать, за передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.
Но люди сопротивлялись из последних сил!

Сообщение учащегося
Слайд №11


Сообщение «Ульяна Громова»
Ульяна была десятиклассницей, когда началась Великая Отечественная война. Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других.
Она принимает активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев, распространяет листовки, собирает медикаменты, ведет работу среди населения, агитируя краснодонцев срывать планы оккупантов по поставкам продуктов, по вербовке молодежи в Германию. В октябре 1942 года ее ввели в штаб подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».
Когда в Краснодоне начались аресты, Уля вместе с Майей Пегливановой пыталась связаться с заключенными, разрабатывала планы побега. Но 10 января их самих арестовала полиция, она попала в фашистские застенки. С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков.
"...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: "Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!..." Из книги А.Ф. Гордеева "Подвиг во имя жизни"
После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5.
"Ульяна Громова, 19 лет, на спине у нее была вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра" (Архив КГБ при Совмине СССР, д. 100-275, т. 8).
Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Ульяна Матвеевна Громова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Беседа:
-Ребята, в чем подвиг Ульяны Громовой? (Несмотря на безжалостные пытки Ульяна Громова, участник подпольной организации «Молодая гвардия», оказалась давать какие либо показания о деятельности подпольщиков )
Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Давайте вспомним всемирно известные дневники Тани Савичевой.
- О чем они? (Они рассказывают о том, как выживали люди в блокадном Ленинграде и ка умирала семья Тани ).

Слайд №12


Дети и война – понятия не совместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».
- Как вы ее понимаете? (Когда в стране война, которая сопровождается стрельбой и голодом, то нет разницы взрослый ты человек или ребенок, она не щадит ни кого .)

С началом Великой Отечественной войны дети должны были расстаться с детством:
Учитель читает стихотворение .
Его я узнал не из книжек –
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сереной тревоги ночной
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной…

А.Иоффе
Эти слова, взятые нами в эпиграф урока, ярко рисуют жизнь детей, ваших сверстников в тяжелые годы войны. Но они не прятались, а вставали плечом к плечу рядом со взрослыми и выполняли поставленные перед ними задачи.

Выступление учащегося .
Слайд №13


Сообщение «Зина Портнова».
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт.
Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.
Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза была удостоена Зина Портнова.
Зина Портнова родилась в Ленинграде, училась в школе № 396. В 1941 году закончила 7-й класс. Сразу после экзаменов Зина вместе с младшей сестрой Галей поехала на каникулы к тете в Белоруссию. Здесь их застала война и гитлеровская оккупация. Девочки пешком прошли тяжелейший путь в 60 км, чтобы попасть к бабушке в деревню Зуи. Зина разыскала подпольную юношескую организацию «Юный мститель». С этого момента началась ее трудная, полная опасностей жизнь. Она распространяла листовки и сводки о ходе сражений нашей армии. Хорошо зная немецкий язык, девочка добывала очень важные сведения о противнике, научилась метко стрелять, соблюдать строжайшую конспирацию. Вскоре ей доверили сложное и опасное задание- под видом рабочей по кухне постоянно находиться в школе по переподготовке командного состава гитлеровских войск. Она узнала совершенно секретные данные о силах противника. С ее участием был уничтожен не один десяток офицеров. Когда в столовой стало опасно находиться, Зину с сестрой переправили в партизанский отряд.
Однажды после выполнения задания Зина была схвачена врагами. Ее подвергли тяжелейшим пыткам и истязаниям. Но все напрасно. Юная партизанка молчала. Тогда за допрос взялся сам начальник штаба. Но и у него ничего не вышло. Воспользовавшись тем, что гестаповец отвернулся к окну, Зина схватила со стола пистолет и с одного выстрела убила офицера. Но ее схватили и бросили в подвал. В морозное январское утро 1944 г. Зину повели на казнь. Поставили на край ямы. Зина ничего не видела. Ей выкололи глаза. Зине было присвоено звание Героя Советского Союза. Во Владивостокском порту был теплоход, названный ее именем.

Беседа:
- Ребята, в чем состоит подвиг Зины? (Зина выполняла опасные задания, внедрилась в организацию для получения данных об офицерах. Когда ее арестовали. На допросах даже при пытках молчала )

Слово учителя
Слайд №14


В январе 1944 года началось освобождение территорий СССР от немецко-фашистских захватчиков. 27 января была окончательно снята блокада Ленинграда. Но огромное количество русских, советских людей оставалось в фашистском плену.где жилось не сладко. О жизни в немецком плену вы узнаете из письма Кати Сусаниной.

Работа в группах
Раздаточный материал «Катя Сусанина».
Беседа по прочитанному :
- Ребята, какое событие поразило вас из рассказа Кати?
- Легко ли жилось в военном плену? (В военном плену жилось очень тяжело: плохо кормили, заставляли много работать и били ногами )
- Что случилось с мамой Кати? Почему? (Маму кати убили немцы, потому что она не хотела сдавать своего мужа и сказала, что он придет и вышвырнет их отсюда )
- Во что верила девочка? О чем мечтала? (Катя верила, что ее отец жив и он отомстит немцам на неё и за маму )
- Сбылась ли её мечта? (Да, русские победили и «вышвырнули» фашистов из нашей страны )

Слово учителя
Слайд №15



Loading...Loading...