Это обязательно должен знать каждый православный человек, особенно будущие восприемники (крёстные)! Что значит быть виновным в хуле на Духа Святого? Как нужно вести себя, когда слышишь осуждение священников

В таинстве крещения человек рождается для жизни духовной, святой.

Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

В таинстве миропомазания, которое следует сразу после крещения, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой, чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и всё могли совершать о укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святой.

Возможность искушения от диавола остается, но он пребывает как бы внешним человеку. Отсюда неизбежность хранить обеты (обещания), данные при Крещении, а талант, данный в Таинстве, как залог новой жизни приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни.

Христианин получает доступ ко всем таинствам Церкви: исповеди, причастия, бракосочетания, елеосвящения, что и даёт силы для жизни святой. Христианин находится под особой защитой у Бога и, с помощью Божией, проходит поприще земной жизни, познавая, что есть добро и зло практически, подготавливает себя для жизни вечной.

В таинстве крещения Господь обещает нам дать жизнь вечную, истинно счастливую: без скорбей, болезней, слёз, печалей, огорчений, но при условии выполнения Божиих заповедей, для этого мы должны прилагать собственные силы.

Поверьте, есть ради чего жить чисто, свято!

Обязанности христианина относительно 10-ти заповедей Божьих.

Обязанности по отношению к Богу.

(Обязанности по отношению к Богу следует выполнять, прежде всего, тогда сможем выполнить обязанности и по отношению к близким и себе).

1. Любить Бога более всего. Обращаться, т.е. молиться Ему утром, от сна восстав и вечером перед сном. Молиться следует по православному молитвослову, можно прилагать и личные прошения. В течение дня так же следует обращаться к Богу перед едой и после, перед началом дела и его окончанием, хотя бы кратко. Например: Господи благослови – перед, слава Тебе Боже – после. Не обращаться к ложным богам.

2. Заботиться о своей бессмертной душе, которая нуждается в духовной пище: молитве, посте, чтением духовной литературы, частой исповеди и более всего причащением Христовых Тайн. Не предавать Бога, переходя из одного вероисповедания в другое и создавать себе кумиров, ставя земную жизнь впереди духовной. Смертно согрешает тот, кто вместо Бога обращается к экстрасенсам, гадалкам, колдунам, «целителям », « бабушкам », которые иногда и сами не знают, что являются служителями дьявола. Некоторые из них прикрываются иконами, молитвами, но, не имея на то Божьего благословения, только вредят.

3. Имя Бога почитать, никогда напрасно не произносить, а только с благоговением. Например: великий учёный Ньютон, когда называл имя Бога, то всегда вставал и снимал шляпу. Нам необходимы знания о Боге и Вере нашей. Знание Закона Божия, история Церкви укрепляют в вере, которые следует передавать детям, внукам.

4. Шесть дней делать свои дела, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в субботу вечером и в воскресенье утром быть на богослужении в храме. Обязаны почитать и другие праздники, бывая на их богослужении. Только лишь уважительная причина: болезнь, производственная работа или Ч.П., может нас освободить от посещения храма, но, отсутствуя телом, душою быть в храме и молиться в это время. Если же мы три воскресения подряд небыли в храме, без уважительной причины, то мы уже отпали от Церкви и нужна исповедь в этом, чтобы Господь вновь соединил нас со своею Церковью, и мы снова стали Её равноправными членами. Обязаны мы, личным примером и детей наших учить православно (правильно и славно) веровать в Бога. Необходимо нам, по мере наших сил, соблюдать посты установленные Церковью. Через воздержание в пище, мы учимся воздерживаться и от других пороков и страстей. Нам необходимо помнить, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Мы должны руководствоваться указаниями Церкви, так как в ней лежит весь правильный опыт человечества.

Обязанности по отношению к ближним и себе.

6. Не убивать людей. Аборт является детоубийством, в котором виновными являются жена, муж и те, кто его совершает, и те, кто советует его сделать.

7. Не прелюбодействовать ни делом, ни мыслью, браки должны быть освящены таинством венчания, в котором дается благодать единодушия мужа и жены, силы к христианскому воспитанию детей.

8. Не воровать.

9. Не лжесвидетельствовать.

10. Не желать чужого, т.е. не завидовать.

«Имея пропитание и одежду, будем довольны» - увещевает нас апостол Павел. (1 Тим. 6:8)
«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: « возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22.35.)
«…,ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: « не прелюбодействуй»,
«не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; и так, любовь есть исполнение закона». «…,и так, отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружие света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти (о теле, о земной жизни) не превращайте в похоти». (Рим.13.8-14).
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных .

Духовным рождением является Таинство Крещения . Если Вы ещё не , то лучше сделать это после прохождения курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в , то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

Духовник . Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того , которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к (святости), на основании .

Учитесь , процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. ю накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.

Памятка православным от преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Андрея Музольфа.

– Андрей, какие слова Священного Писания и молитвы православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту?

– В Православной Церкви нет строгого указания к изучению тех или иных молитв или текстов Священного Писания. Православные не должны заучивать молитвы, подобно тому, как заучивают мантру последователи индуистских культов. Святые отцы неоднократно настаивают на том, что молитва – это не самоцель, а лишь средство для достижения высшей цели – Богообщения. Поэтому цель христианина заключается вовсе не в том, чтобы выучить как можно больше церковных молитв, а в стремлении к единству с Богом, общение с Которым становится возможным именно при посредстве молитвы. По мысли святителя Иоанна Златоуста, во время молитвы мы поистине говорим с Богом, а также вступаем в общение с Его Святыми Ангелами. Если же человек ежедневно утром и вечером совершает (слово «вычитывает» здесь неуместно) молитвенное правило, он рано или поздно, даже сам того не замечая, выучит основные молитвы. Точно так же происходит и с чтением Священного Писания: если вы, согласно рекомендации многих подвижников, будете каждый день прочитывать хотя бы по одной главе из Ветхого и Нового Заветов, эти тексты также будут у вас «на слуху».

– Что нужно знать о Таинствах?

– Главное понимать, что в Таинствах мы невидимо приобщаемся благодати Святого Духа. По словам святителя Иоанна Златоуста, человек должен с благоговением относиться к Таинствам, так как через них в этом мире действует Сам Бог. Таким образом, Таинства – это те священнодействия, благодаря которым человек уже в этой земной жизни может ощутить себя причастником жизни вечной. Подвижник XIV века святой праведный Николай Кавасила пишет, что Таинства – это дверь, которую открыл для нас Христос и через которую Он Сам каждый раз возвращается к нам. Поэтому мы должны особенно внимательно относиться к тому, как мы участвуем в Таинствах, делать это не чисто механически, только потому, что так нужно, ведь подобное принятие Таинств, по слову святого апостола Павла, будет только в суд и осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (см. 1 Кор. 11:29).

– Какие главные правила поведения в храме?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Храм – это жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие». А если в храме невидимо пребывает Сам Бог, значит и наше поведение в нем должно этому соответствовать. Святые отцы предупреждают: человек, входя в храм, всегда должен помнить о том, какая Жертва в нем совершается, и, помышляя о величии этой Жертвы, нам следует благоговейно относиться и к самому месту ее совершения. В храме Сам Бог, по словам одного богослужебного молитвословия, «преподается в снедь верным». Поэтому в мире не может быть ничего выше того Таинства, которое совершается в храме – Таинства Евхаристии – ведь в Евхаристии мы становимся причастниками Тела и Крови Господних, «сотелесниками» Христа и богами по благодати, как об этом говорит святитель Афанасий Великий. Исходя из этого, любое наше движение в храме, в том числе и совершение крестного знамения и поклонов, должно быть осмысленным, неспешным, его нужно совершать с благоговением и страхом Божиим.

– Какие важнейшие праздники у православных?

– Основным праздником для православного христианина является Пасха Христова. Именно благодаря Воскресению из мертвых Господа нашего Иисуса Христа каждый из нас вновь получил возможность общения с Богом, шанс унаследовать жизнь вечную во Христе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что данное нам в Воскресении гораздо более и важнее того, что утрачено нами в раю, ведь Воскресший Христос открыл нам самое Небо. Поэтому Пасха – самый великий праздник для христианина, выше которого не может быть ничего.

Кроме Пасхи Святая Православная Церковь особо почитает еще 12 больших (т. н. двунадесятых) праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Ее Введение во храм, Благовещение, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы), Успение Пресвятой Богородицы, а также Воздвижение Креста Господня. Эти праздники особо чтимы христианами, так как посвящены тем или иным важнейшим событиям из земной жизни Спасителя и Божьей Матери, имеющим непосредственное значение в деле человеческого спасения.

– Что нужно знать о постах и постных днях?

– Пост – самое подходящее время для совершенствования себя в добродетелях, ведь пост, по словам святителя Иоанна Златоуста, это лучшее лекарство против греха. Пост – это период, который мы особенным образом должны посвятить самим себе, своему спасению. Преподобный Ефрем Сирин называет пост колесницей, возносящей человека на Небо. Пост – это врачевание души, отказ от признания греха нормой человеческой жизни.

Главная задача поста состоит в переосмыслении собственной жизни: кто я? чем я живу? ради чего я живу? Самооценка – это очень важный фактор в жизни каждого человека, и именно пост помогает правильно настроить ее и вывести нас из состояния самообольщения. Чтобы начать Божественную жизнь, человек должен отречься от себя, заново родиться (см. Ин. 3:3), то есть пройти через некую боль внутреннего перерождения и отсечения от себя всего ненужного и излишнего, всего того, что мешает нам духовно возрастать.

Многим людям кажется, что пост – это в основном некое воздержание. Да, это верно. Но имеется в виду воздержание не только телесное. Наш пост должен заключаться не столько в удалении от той или иной пищи, сколько в воздержании «внутреннего человека»: контроле над мыслями, желаниями, словами и поступками.

Кроме того, истинный пост немыслим без участия в Таинствах церковных, в частности Таинствах Исповеди и Причастия. Только в Евхаристии человек может «закрепить» в своем сердце все те подвиги, которые он возлагает на себя постом. Поэтому результат от поста мы сможем увидеть только тогда, когда научимся искренне приступать к церковным Таинствам, а не формально, чтобы поставить галочку.

По мысли одного подвижника, пост – это некий определитель нашей «православности»: если мы любим пост, если стремимся к нему – значит мы на верной дороге; если же пост нам в тягость, если мы смотрим на календарь и только то и делаем, что отсчитываем дни до окончания поста – в нашей духовной жизни происходит что-то не так.

Беседовала Наталья Горошкова

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Нередко мы можем услышать как в храме, так и в светском обществе адресованную верующему человеку (в том числе и нам) крылатую присказку: «Не подобает вести себя так православному христианину».

Так какой же должен быть истинных христианин? В чем его отличие от обыкновенного человека?

Протоиерей Валентин Мордасов в своем поучительном слове дал главные определения истинно верующему человеку. Давайте, с ними и ознакомимся:

Должно нам душу свою очищать, омывать слезами раскаяния о прежней греховной жизни.

Делать дела милосердные, украшать свою жизнь постом, молитвами, бдением, богомыслием.

Должно нам не завидовать, не враждовать, плотские похоти обуздывать, воздерживаться от всякого излишества как в пище, питье, так и сне.

Быть неленостными на молитву.

Дела начинать краткой молитвой, всем желать добра.

Чтобы нам не замечать чужих грехов, упрекать за них ближних, презирать их, нам должно прежде зреть свои грехи и оплакивать себя, как духовных мертвецов.

Чтобы найти покой, внутренний мир, нам надо ходить в Церковь. Она все это даст с избытком. Она все доставит через богослужение, Святые Таинства. Она учит всему истинному. Не напрасно мы читаем молитвы в Церкви и дома. Через них мы очищаемся от наших скверных грехов. Избавляемся от искушений, бед, обстояний.

Для чего нам нужно дома молиться и ходить в Церковь к богослужению? Для того, чтобы поддерживать, возбуждать жизнь души, очищать ее. В Церкви мы отделяемся от мирского обаяния и похотей житейских. Просветляемся, освящаемся, с Богом соединяемся.

Ходите чаще в храм Божий и питайте душу благодатью. От храма, через молитву церковную, получают утешение, помилование и усопшие наши.

Следует нам любить обличение правильное, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном Суде перед всем миром, ангелами и людьми.

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Отходить от него надо.

Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми.

Надо злых побеждать благим.

Не нужно обременять себя заботами житейскими, приобщаться к земным благам, богатствам, сластям,отличиям, чтобы эти заботы, пристрастия, не погубили нас в час кончины.

Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, все земное: богатство, славу, пищу, одежду, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сердце, есть сила злая, которая ежеминутно будет удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, заботы, славу, дела, возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то надо идти наперекор нам.

Не должно отвергать посты, ибо грехопадение первых людей произошло от невоздержания. Воздержание — орудие против греха, им мы угождаем Богу. Должно нам знать, что человек отпадает через невоздержание от Бога, ибо от него происходит всякий грех.

Пост послан людям орудием против диавола. Должно нам расставаться с худыми привычками, греховными желаниями, спасать себя постом, бдением, молитвами, трудами и душу упражнять чтением духовных книг, богомыслием. Не должно нам нарушать посты, как только по причине величайшей болезни.

Христиане должны непременно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди,уставы церковные, читать писания святых Отцов, чтобы жить по-христиански.

Читаете ли божественное — дома начинайте это делать с молитвой, с кротостью сердечной, чтобы Бог вразумил, укрепил вас в вере, благочестии, помог найти и вспомнить нужное, полезное.

Бываете с грешниками — говорите разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно.

Придя домой со службы, читайте Святое Евангелие. Разумно проводите жизнь,живите чисто, кайтесь, молитесь при жизни, чтобы не постигла вас внезапная смерть.

Не уклоняйтесь от молитвенного правила, живите ниже травы, тише воды — и спасетесь.

Будьте послушными отцам духовным, кроткими, молчаливыми.

Будь довольны любой, даже самой скромной, трапезой.

Смиряйтесь до конца жизни.

Когда я говорю «нормальный», я не имею в виду – «среднестатистический», я имею в виду – такой, который живет по православным канонам.

И это, конечно, не полный список, и пункты в нем стоят не в порядке приоритетности.

Итак, нормальный христианин:

1. Ходит на службы так часто, как только возможно

Необходимый минимум – каждое воскресенье ходить к утренней службе. Но часто бывает, что этого недостаточно. И «ходить на службу» – это не значит просто присутствовать на ней, но значит быть душевно вовлеченным – молча ли внимая, крестясь ли, подпевая и так далее.

2. Каждый день молится дома

В идеале нужно читать утреннее и вечернее правило и молитву перед и после вкушения пищи. Особенно важно, чтобы мужья и жены молились вместе, и чтобы родители молились вместе с детьми. Включите сюда же ежедневное чтение Библии, особенно Псалтыри.

3. Участвует в таинствах

Это значит не только исповедоваться и причащаться, но и собороваться, если заболели. Это значит принять крещение, состоять в венчанном браке. Стоит даже подумать о том, не принять ли вам или другому мужчине из вашей семьи посвящение в духовный сан.

4. Избегает безнравственности в мыслях, словах и поступках

Всё, что мы делаем со своим телом, душой и словами, имеет значение для нашего спасения. Пусть ваше тело, душа и слова служат во благо вам и вашим близким. Ищите, кому бы помочь, а не чтобы помогли вам.

5. Соблюдает посты согласно церковному календарю

Священник, у которого вы исповедуетесь, посоветует вам, как соотнести посты и обычную жизнь вашей семьи. Православные соблюдают пост по средам и пятницам и, естественно, во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.

6. Ходит к исповеди

Таинство исповеди крайне важно для души. К исповеди нужно ходить как минимум один раз во время каждого поста. Но и еще – просто, когда это необходимо вашей душе, когда есть грех, мучающий вас.

И часто находит их во время исповеди. Но священник (или духовник, если он у вас есть) в любое время выслушает вас. Это тот источник, которым нужно пользоваться постоянно.

8. Отдает десятую часть дохода Церкви

Отдавать десятую часть дохода Господу (ведь ваш доход – это Его дар вам) – это библейская норма, которой православные христиане должны придерживаться. Если вы не можете отдавать все 10 процентов, выберите другую сумму, но отдавайте регулярно, постепенно двигаясь к тому, чтобы отдавать 10 процентов. А если вы можете отдать больше 10 процентов – отдайте. И делайте это не только когда вам тяжело, когда что-то плохое происходит в жизни – жертвуйте, когда всё хорошо. На то, что отдавать десятую часть дохода – именно православная традиция, много раз указывали отцы Церкви.

9. Подает милостыню и занимается благотворительностью

То есть помогает тем, кто нуждается. Эта помощь может быть и денежной, но помочь можно и собственным трудом, и морально поддерживая, и даже просто находясь рядом с тем, кому тяжело, с тем, кто болен и т.д.

10. Постоянно повышает уровень своего образования

Нужно всё время искать всё более глубокого постижения веры – и не только в том смысле, чтобы понимать, что, собственно, значит быть верующим, благочестивым, набожным. Это значит еще и то, что наш ум должен постоянно находиться во власти Господа, чтобы Он исцелял его и изменял. Все наши мысли должны быть связаны с Богом – читаем ли мы духовную литературу, посещаем ли курсы по религиозному образованию и т.д. Цель всей нашей деятельности в сфере образования – как можно глубже узнать и понять Священное Писание.

11. Разделяет веру с другими

Если вы благодарны Господу за дарованное нам Спасение – вам захочется разделить свою веру с другими людьми.

12. Ходит в крестные ходы, совершает паломнические поездки

То есть путешествует с целью посещения святынь. Обычно это монастыри, храмы и другие святые места.

Перевод Анны Барабаш



Loading...Loading...