Боспорское царство и греческая колонизация на северном кавказе

Реферат по кубановедению на тему: «Боспорское царство».

Ученика 10 кл.«Б» .

МОУ СОШ № 3

Цымбалюк Дм.

г.КРЫМСК 2004 г .

П Л А Н

Вступление.

Возникновение царства.

Отношения с соседними племенами.

Греческие колонии.

Правящие династии.

Сельское хозяйство и орудия труда.

Внешняя торговля.

Религия.

Борьба между сыновьями за престол.

Ремесло и торговля.

Укрепление власти.

Наступление врага и война с Римом.

Завоевание Боспора Римом.

Гибель Боспора.

Заключение.

Возникновение царства.

Государство в Северном Причерноморье в V веке до н. э. - IV веке н. э. Возникло в 80-е годы V века до н.э как объединение греческих городов-колоний на берегах Керченского пролива (Фанагория, Горгиппия и др.) под властью наследственных архонтов города Пантикапея (он находился на месте современной Керчи) Археанактидов (480-438 до н. э.).
Расширение Боспорского государства начинается после перехода власти к династии Спартокидов (до 107 до н.э.),
затем государство было захвачено Митридатом VI Понтийским. В годы правления Сатира I (407-389 гг. до н.э.) было предпринято завоевание Феодосии. При Левконе I (389-349 гг. до н.э.) Боспору удалось подчинить и местные меотские племена на Таманской стороне пролива. В IV веке до н.э. Боспорское государство занимало территорию всего Керченского полуострова, который в древности представлял собой группу островов, образуемой дельтой р.Кубани. На этом берегу боспорские владения простирались вплоть до современного г.Новороссийска. На северо-востоке сфера влияния Боспора достигала устья Дона, где находился город Танаис со смешанным греко-меотским населением и скифским населением. Основу боспорской экономики составляло сельское хозяйство, а также оживленная торговля (в первую очередь хлебом) со всем эллинским миром. Уже в IV веке до н.э. Пантикапей начинает регулярный выпуск своей монеты. С конца II века до н. э. Боспорское государство являлось частью Понтийского царства. Понтийское царство - государство в Малой Азии в 302 (или 301) - 64 годах до н. э. (на южном берегу Черного моря). Наивысшего расцвета достигло в конце II века при Митридате VI, завоевавшем Боспорское государство и другие территории. Три Митридатовых войны (89-84гг.; 83-81гг.; 74-64 гг. до н.э.) с Римом привели к подчинению Понтийского царства Риму и включению территории Понтийского царства в 64 году в состав Римского государства.В конце IV в. до н.э., после смерти Перисада I на Боспоре начались жестокие междоусобные войны его сыновей - Сатира, Евмела и Притана. В кровопролитных войнах, помимо жителей боспорских городов, принимали участие и племена кочевников. Район боевых действий охватывал все Прикубанье, а возможно, и Нижний Дон.
Воцарившись на боспорском престоле, Котий I вынужден был смириться с присутствием римских войск в некоторых городах. Последующие полтора века стали временем относительной стабильности и спокойствия в Северном Причерноморье, эпохой экономического расцвета боспорских городов, эпохой "сарматизации" их. Племенная знать и рядовые кочевники-сарматы нередко переселялись в города. Некоторые из варваров смогли достичь высоких постов в боспорской администрации, например, Неол (ставший наместником в Горгиппии). В конце II и первой половине III вв. н.э. большинство городских должностей в Танаисе и др. городах исполнялись не греками и потомками от смешанных браков. Соответственно этому процессу трансформировались культурные привязанности боспорского населения. Изменились даже имена правящей династии, среди царей известно несколько правителей, носивших имя Савромат

Боспорское государство просуществовало до IV в. н.э. и пало под натиском гуннов.

Отношения с соседними племенами. Тесные связи с Боспорским царством были не только у сарматов, но и у меотских племен синдов, населявших Синдику. Синдикой именовались земли бассейна р. Кубань и часть Северного Причерноморья, а позднейшая боспорская Горгиппия возникла на месте синдского поселения - Синдской гавани (совр. Анапа). Часть синдских племен позже были подчинены Боспору. Однако ряд историков, основываясь на найденных монетах с этнонимом "Синдон", а также раскопках Семибратних курганов и городищ в низовьях Кубани (Семибратнее, Краснобатарейное и Раевское) полагают, что у синдских племен под влиянием Боспора возникло собственное государство во главе с царями, резиденцией которых и было Семибратнее поселение. Другие историки считают, что "цари" синдов были просто племенными вождями, а монеты с надписью "Синдон" чеканились в боспорской Горгиппии.

Греческие колонии. Огромное значение в истории племен, населявших в древности Крым, имела греческая колонизация, в ходе которой на побережье Черного и Азовского морей появились эллинские города и селения. Массовое колонизационное движение греков относится VIII-VI вв. до н.э., ко времени формирования у них государства (полиса). Этот процесс сопровождался ростом имущественного неравенства, обезземеливанием многих крестьян и части аристократии, социально- политической борьбой. К этим причинам добавились другие: поиски источников сырья (особенно металлов, леса), недостающего хлеба, а на втором этапе колонизации (вторая половина VII-VI вв.) - рабской рабочей силы и рынков сбыта для греческих товаров. В поисках новой родины приняли участие в первую очередь безземельные крестьяне, но также ремесленники, торговцы и потерпевшие поражение в политической борьбе представители родовой аристократии.

В Северное Причерноморье греков влекли плодородные почвы, богатый растительный и животный мир, обилие рыбы, удобные гавани. Знакомство с местным населением, видимо, произошло задолго до начала колонизации благодаря случайным, порой пиратским экспедициям эллинских купцов-мореходов. Собственно колонии (апойкии) здесь появились позднее, чем в других районах Средиземноморья и Причерноморья, - результат отдаленности, относительной суровости климата, враждебности части местного населения. Ведущую роль в колонизации играл малоазийский город Милет. Во второй половине VII в. было основано первое в Северном Причерноморье поселение на о. Березань, па рубеже VII-VI вв. - Ольвия (с. Парутино) и Пантикапей (Керчь). В VI в. - Феодосия, Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Киммерик в Восточном Крыму; Фанагория, Гермонасса,Синдская гавань, Кепы на азиатской стороне Керченского пролива. В Юго-Западном Крыму основываются Керкинитида (Евпатория) и Херсонес (Севастополь).Численность поселенцев, предполагают, колебалась от ста до тысячи человек. Приход греков сразу поставил на повестку дня вопрос о взаимоотношениях их с местным населением. Складывались они по-разному, мирно и враждебно, в зависимости от конкретных ситуаций и заинтересованности аборигенов в контактах с пришельцами. Местные племена познакомились с более развитой античной цивилизацией и позаимствовали некоторые ее достижения, в результате чего усовершенствовалось их общество. Эти взаимодействия породили своеобразный, неповторимый и богатый мир, просуществовавший в Крыму почти тысячелетие.

Наиболее ярким примером активного взаимовлияния пришлых, античных элементов и местных, варварских, является самое большое и сильное государство в Северном Причерноморье - Боспорское царство. В результате переселения греков с западного побережья Малой Азии и островов Эгейского моря в относительно короткий промежуток времени в VI в. Возникло большинство компактно расположенных поселений в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Колонисты осваивают окружающие плодородные земли - о том говорят находки зерен хлебных злаков, хозяйственных ям и глинянных сосудов для хранения зерна, орудий сельского труда, распространения культов божеств плодородия. Земледельцы получали участки за пределами города, на территории так называемой городской хоры, простирающейся на несколько (обычно пять-семь) километров. Разводили домашних животных, занимались рыболовством, охотой. Сохранились также остатки ремесленных производств (мастерские, орудия труда, оружие, посуда, черепица, глиняные статуэтки, ткацкие грузила), а также построек жилого, хозяйственного и культурного назначения. Торговали, с одной стороны, с городами Средиземноморья, особенно Малой Азии и соседних с ней островов (Хиоса, Самоса, Родоса), а к концу VI в. и с Афинами с другой стороны, с местными племенами - скифами, синдами, меотами. Из Греции получали оливковое масло, вино, ремесленные изделия, от варваров - продукты сельского хозяйства и промыслов, рабов. Очень рано, уже с середины VI в. Пантикапей начинает чеканить серебряную монету.

В политическом отношении греческие города Керченского пролива были обособлены и сохраняли полисную организацию, принесенную с собойпервыми поселенцами. Формы правления в полисах могли быть различными - как демократическими, так и олигархическими - в зависимости от самых разнообразных причин. Города-колонии были тесно связаны между собой. Интересы экономики, но, главное, сложная международная обстановка и угроза нападения со стороны окружающих варваров, особенно скифов, привели к необходимости их политической консолидации. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в одно государство греческие города обоих берегов Керченского пролива. На основании указания древнегреческого писателя Диодора Сицилийского принято считать, что произошло это около 480 года. Во главе объединения стояли архонты Пантикапея из греческого (милетского) рода Археанактидов. Должность архонта превратилась в наследственную. Обычно считают, что правление Археанактидов было тираническим. По словам Диодора, через 42 года (в 438 году) власть перешла к Спартоку, потомков которого называли Спартокидами. Последние возглавляли Боспорское царство до конца II в. до н.э. В Спартоке видят и фракийца, и представителя фракизированной или эллинизированной синдо-меотской знати, и эллина из ионийскойилетской)аристократии. (мНеясно также, имел ли место какой-либо насильственный переворот или переход власти к новой династии произошел мирным путем. Боспорское государство было по характеру монархическим объединением, вероятнее всего, своеобразной формой наследственной тирании, хотя правители и именовали себя традиционно архонтами Боспора, а греческие города пользовались некоторым самоуправлением (имели народное собрание, совет, выборные должности). Опорой власти стали земледельческая аристократия, торгово-ремесленные слои и наемная армия, в основном состоящая из варварских контингентов.

Боспорское царство: краткий исторический очерк

Боспорское царство — греческое монархическое образование Северного Причерноморья. История его возникновения начинается с момента появления переселенческих полисов , выросших в прибрежных зонах Керченского полуострова Крыма и Тамани. Эти апойкии возводились малоазийцами и эллинами с Эгейского моря.

Среди них были демократические республики и полисы с олигархической формой управления. Богатая земля позволяла новоприбывшим грекам заниматься земледелием, разводить скот, рыбачить и, конечно же, торговать с метрополией, соседними племенами и полисами. В городах зарождались объединительные тенденции, которые усиливались под влиянием угрозы нападений варваров-скифов. Пантикапей постепенно приобретал статус столичного полиса .

Если верить античному писателю Диодору Сицилийскому, Боспорское царство существовало с 480 г. до н. э. Им тогда управляли Археанактиды - выходцы с Милета, сумевшие удерживать тираническую власть на протяжении 42 лет, передавая ее по наследству.

Археанактидов сменили Спартокиды, которые возглавляли Боспорское царство почти до I в. до н. э. Как Спарток пришел к власти, историки не знают. Можно только предполагать, что произошли события наподобие переворота. Впрочем, так же можем предполагать, что произошла добровольная передача власти.

Первые властители царства — архонты Боспора. Несмотря на тиранический характер управления, города Боспорского царства, все еще имели некоторые признаки автономии. Это подтверждает информация о существующих там народных собраниях и советах. Кроме того, должности в таких полисах были выборными.

Очередная эпоха Боспорского царства связана с деятельностью Сатира I, Левкона I и Перисада I. Они увеличили территорию державы (в нее входили устье Дона, низовья Кубани и восточная часть Приазовья), покорили Феодосию , а позже — проживающих поблизости синдо-меотов и скифов.

Экономические связи Боспорского царства

Экономика Боспорского царства держалась на торговле. Вначале его полисы сотрудничали с населенными пунктами Малой Азии и греческими островами Средиземноморья. Потом, около V в. до н. э., товары начали возить в Афины. Параллельно шел обмен с зависимыми варварскими племенами.

Скифы, меоты и синды были хорошими поставщиками рабов, а невольники ценились на заморских рынках. Эллада снабжала Боспорское царство винами, оливковым маслом, изделиями, выполненными ремесленниками. Главный товар Боспора - зерно, но, кроме него, на заморский импорт шли рыба, шкуры, шерсть. Все это греки получали благодаря собственному труду и стараниям зависимых варваров, которые продавали продукты земледелия и промыслов. Взамен на эти товары эллины отдавали племенам предметы, изготовленные местными ремесленниками и вещи, доставленные морем.

Боспорское царство также имело торговые связи с Ольвией и Херсонесом, с Южным Причерноморьем и Восточным Понтом.

Ближе к концу VI в. до н. э. в Пантикапее наладили чеканку собственных денег. Позже выпуск монет продолжался, но известно, что в период экономического кризиса III в. до н. э. золото и серебро заменили низкокачественные медные эквиваленты. После реформы Левкона II ситуация стабилизировалась.

Земледелие, скотоводство и ремесла в Боспорском царстве

В государстве, которое активно экспортировало зерновые культуры, земледелию уделяли особое внимание. Сельскохозяйственные округи располагались вокруг городских центров, некоторые земледельцы обитали в деревнях-комах. Немало зерновых выращивалось на скифских участках и на землях синдо-меотов.

Жители античных поселений использовали плужный метод и двупольную систему обработки грунта. У них произрастали такие культуры, как пшеница, ячмень, вика, чечевица, просо. Греки также выращивали зернобобовые, чередуя их со злаками. Ощутимую прибыль приносило виноградарство.

В Боспорском царстве держали крупный рогатый скот, с помощью которого обрабатывали земли.

Ремесленники Боспорского царства достигли высокого уровня мастерства. Особенно в деревообработке и в камнетесном строительстве. Они умели делать корабли, дома, мебель, именную черепицу. Местные мастера искусно обрабатывали металлы, найдено немало железных и бронзовых предметов, сделанных в греческих полисах Боспора.

Не менее поражающими были ювелирные изделия боспорян: украшения, которые крепились на одежду или сбрую, перстни, браслеты и т. д. Много таких вещей найдено в скифских захоронениях. Кроме того, эллины умели ткать, самостоятельно обрабатывали кожу, делали поделки из костей и, конечно же, глиняные изделия. В гончарных мастерских Боспорского царства производилась кухонная утварь, которая распространялась среди греков и представителей подневольных им племен.

Боспорское царство: быт, религия и особенности культуры

Все население Боспорского царства представляло собой три социальные группы: невольники, верхушка и средняя прослойка (крестьяне-общинники, иностранцы, люди, которые не имели рабов). Этнический состав государства был достаточно пестрым, так как в него входили представители варварских племен. Кстати, многие из них умудрялись занимать высокие позиции в обществе.

Количество пахотных земель значительно преобладало над городскими территориями, поэтому среди населенных пунктов Боспорского царства присутствовали не только полисы, но и небольшие деревни, в которых обитали земледельцы.

Города отличались пышностью. Среди них наиболее величественным был Пантикапей: его дома, храмы, общественные здания богато украшались, во время строительства расположенных там сооружений использовались новейшие для того времени технологии, делались искусственные террасы.

Феномен боспорской культуры - художественное ремесло. На предметах, изготовленных в античных полисах, много сюжетов из жизни скифов. Вероятно, вещи делались на заказ и в Боспорском царстве существовала целая школа мастеров, которые занимались такого рода росписями.

О высоком уровне культуры боспорян говорят развитая поэзия и существующее у них театральное искусство, которые не уступало настоящему греческому. Стихи рассказывали под музыку и даже организовывали своеобразные соревнования, в которых побеждал лучший декламатор. В Боспорском царстве любили лирику и танцы, так же, как в средиземноморских городах. С проникновением сарматов там начали прослеживаться элементы традиций кочевого ираноязычного народа.

Жители Боспорского государства почитали богов плодородия. Их божества имели греческое и восточное происхождение. Среди них - Афродита, Аполлон, Астарта, Киберу, Кору, Зевс и т. д. В их честь греки строили храмы, изготавливали скульптуры и статуэтки. На сегодняшний день открыто два религиозных комплекса античных времен: нимфейское святилище Деметры и Апатур в Тамани.

Таким образом, Боспорское царство возникло в V в. до н. э. и просуществовало до последних десятилетий IV в. н. э. Это восемь сотен лет. Оно было основано Археанактидами, но через каких-то 42 года их сменили Спартокиды, которые управляли до I в. до н. э. Сатир I, как и его последователи, включая Перисада I, сумел расширить территории монархии.

С конца IV в. до н. э. важное место в жизни царства занимали варвары. Все закончилось тем, что во II веке до н. э. эллины платили им дань. В конце II в. до н. э. состоялись походы Диофанта и Боспорское царство вошло в состав Понтийского государства. Известно, что этот этап истории монархии ознаменовался экономическим кризисом. Почти все деньги, которые могли пойти на развитие городов, отдавались для борьбы с Римом.

В середине I в. н. э. все изменилось: бывший враг Боспорского государства стал его союзником, хотя так и не смог защитить боспорян от разрушительных набегов гуннов. Несмотря на старания врагов, в этом государстве развивались экономика, культура. В лучшие времена условия жизни боспорских граждан напоминали римские.

INLIGHT

Боспор в конце IV в. до н. э.

Боспорское государство, возникшее задолго до греко-македонских завоеваний и непосредственно ими не затронутое, тем не менее во многом обнаруживает сходство с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом.

В состав Боспорского царства в рассматриваемое время входили как эллинские полисы со сложившимися в них развитыми рабовладельческими отношениями, так и территории, населённые местными племенами, у которых рабство ещё только начинало развиваться. Количество полисов в центральной части Боснора было довольно велико: не только такие крупные города, как Пантикапей, Фанагория и Феодосия, но и менее значительные - Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Гермонасса - имели, невидимому, полисное устройство. Часть эллинского населения полисов составляли землевладельцы, однако население боспорских городов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Ведущую роль в среде господствующего класса играли купцы и владельцы ремесленных мастерских. Население, жившее за пределами полисных территорий,--скифы, синды и меоты,- занимавшееся земледелием, подвергалось эксплуатации не только со стороны знати эллинских полисов и царей, но и со стороны местной аристократии, развившейся из родо-племенной знати. Можно предполагать, что за пределами территорий полисов боспорский правитель, подобно эллинистическим царям, считался верховным собственником всей земли, хотя часть её принадлежала на правах владения эллинской и местной знати.

Развитие ремесленного производства и торгонли

Во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I (344/43-310/09) Боспорское царство достигло наибольшего политического могущества. Владения Боспора охватывали в это время Керченский полуостров до Феодосии включительно, Таманский полуостров с прилегающей к нему береговой полосой вплоть до современного Новороссийска, нижнее течение Кубани и её ближайших к устью притоков. В устьях Дона Боспору принадлежал Танаис. Племена, жившие по северному и восточному берегам Азовского моря, признавали гегемонию Боспора. С этого же времени на долгие годы прекращаются войны между Боспором и скифами.

Вещественные памятники частично из самого Боспора, частично из курганов примыкающей к нему степной полосы указывают на то, что Боспор этого времени становится центром местного ремесла. В скифских курганах конца IV в. до н. э. найдены художественно выполненные сосуды, пластинки, нашивавшиеся на одежду, части сбруи. Всё это из золота и серебра с орнаментом, свидетельствующим о местном происхождении этих предметов. Боспорское происхождение металлических изделий из скифских царских курганов IV-III вв. до н. э. подтверждается сходством их стиля со стилем боспорских монет этого времени. С IV в. до н. э. в обращении появляются золотые статеры, совершенно не похожие ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах. Они представляют собой оригинальное создание боспорских мастеров и отличаются высокими художественными достоинствами. Значительное развитие на Боспоре получило также керамическое производство. Помимо кровельной черепицы и массовой бытовой посуды, а также глиняной тары для хранения продуктов производилась на Боспоре и художественная керамика.

Боспорское царство было тесно связано с окружавшими его племенами. Торговля со скифами служила стимулом для развития ремесленного производства. В обмен на изделия боспорского ремесла скифы, синды, меоты и сарматы везли на Боспор хлеб, пригоняли скот, приводили рабов. Продукты скотоводства потреблялись главным образом на месте, хлеб вывозился в Средиземноморье. Рабы частично эксплуатировались боспорской знатью, частично отправлялись на продажу. Значительная часть собиравшегося на территории Боспорского царства хлеба поступала непосредственно правителям Боспора, отправлявшим его в больших количествах на рынки Средиземноморья. Вместе с тем часть хлеба покупалась у скифских оседлых племён и перепродавалась затем приезжим эллинским или местным боспорским купцам. Растущая хлебная торговля Боспора была одной из причин, заставлявших боспорских Спартокидов расширять свои владения и вместе с тем по возможности поддерживать хорошие отношения со скифами. Упадок Ольвии обусловил направление основного потока скифского хлеба через Пантикапей, что ещё более способствовало процветанию боспорской торговли.

Международное значение Боспора в IV-I вв. до н. э. было неразрывно связано с его ролью в торговле. Поэтому боспорские династы старались всячески покровительствовать торговле и увеличивать вывоз хлеба. Их мощный флот охранял торговые пути на Чёрном море против тавров и народов западного берега Кавказа, занимавшихся пиратством.

Чрезвычайно важной статьёй боспорского вывоза в Средиземноморье были рабы. Надписи показывают, что на Родосе, который деятельно торговал с Боспором, имелись сарматские, скифские и меотские рабы. Вывоз рабов значительно увеличился по сравнению с предшествующим периодом. Разложение первобытно-общинного строя у кочевников Северного Причерноморья и постоянные войны между ними способствовали притоку рабов на Боспор, главным образом из числа военнопленных, которых кочевники охотно продавали эллинским купцам. Известную роль в увеличении численности рабов на Боспоре и соответственном росте боспорской работорговли могли играть и победоносные войны самих Спартокидов, которые велись на протяжении IV и первой половины III в. до н. э.

Сосредоточение в руках Спартокидов обширных земель с сидящими на них земледельцами-пелатами, а также стад, рыбных промыслов и ремесленных мастерских (хорошо известны, в частности, царские керамические мастерские, изготовлявшие кровельную черепицу), наконец, рабов, прибывавших постоянно в результате войн, позволило боспорским правителям захватывать в свои руки значительную долю боспорского экспорта. Собственного торгового флота Спартокиды не держали, а пользовались обычно кораблями купцов, как приезжих (особенно афинских), так и боспорских. Крупные землевладельцы иногда сами снаряжали корабли для вывоза продуктов своего хозяйства.

Внутрсннее и внешнее положенне Боспора в первой полдовине III в. до н. э.

После смерти Перисада I обостряется борьба в среде господствующего класса Боспора, вылившаяся в форму междоусобной войны между его сыновьями. Один из них, Эвмел, вышедший победителем из этой борьбы, вынужден был пойти на соглашение с пантикансйской аристократией. Он созвал народное собрание и провозгласил восстановление «отеческой политии», т. е. древнего полисного устройства. Вместе с тем жители Пантикапея получили ателию (свободу от пошлин), которой они некогда пользовались, и освобождение от налогов. Очевидно, предшественники Эвмела, и в первую очередь Перисад I, не считались с полисными традициями Пантикапея, облагали его граждан тяжёлыми пошлинами и контрибуциями на военные нужды.

Укрепив свою власть, Эвмел стал помышлять о расширении владений Боспора. Он помогал Византию, Синопе и Каллатии в борьбе против Лисимаха; тысяча каллатийцев, бежавших из-за голода во время осады их родного города Лисимахом, получили земли на территории Боспора на правах военных колонистов (клерухов).

Преемник Эвмела Спарток III (304/03-284/83) - а может быть, и сам Эвмел - стал уже именоваться царём (басилеем) не только по отношению к покорённым племенам. Это, вероятно, произошло под влиянием соответствующих актов со стороны диадохов, которые в 306-305 гг. объявили себя царями. Внешнее положение Боспора при Спартоке III продолжает укрепляться. Важнейшим доказательством этого является договор с Афинами. Афиняне только что освободились из-под власти Деметрия Полиоркета и поспешили уведомить об этом Спартока, чтобы восстановить отношения с Боспором. Декрет, который был результатом этих переговоров, значительно отличается от предыдущих афинских декретов, касающихся правителей Боспора. Если раньше представители династии Спартокидов рассматривались как частные лица, то теперь Спарток именуется царём; если раньше речь шла исключительно о торговле, то теперь заключается формальный союз: Афины обязуются помогать Спартоку и на суше и на море, если кто-либо нападёт на его державу. Договор, однако, был, невидимому, нужнее Афинам, чем Боспору: если до сих пор афинянам гарантировались торговые привилегии, то теперь Спарток отделался неопределённым обещанием «делать им всё наилучшее». Несмотря на то, что количество хлеба, которое он подарил при этом Афинам, было сравнительно невелико (15 тыс. медимнов=9 тыс. гектолитров), афиняне оказали Спартоку исключительные почести.

При Перисаде II (284/83 - после 252) укрепляются связи Боспора с Египтом, Родосом и Делосом. В одном египетском папирусе сохранилось известие о прибытии послов Перисада в Египет (254/53 г.). Укреплению политических связей способствовала высокоразвитая торговля между эллинистическими государствами и побережьем Понта.

Упадок Боспорского царства. Восстание Савмака

Со второй половины III в. начинается, повидимому, упадок Боспора. Данные литературных и эпиграфических источников становятся очень скудными. По монетам, клеймам на черепицах, изготовленных в царских мастерских, отрывочным литературным упоминаниям и случайным надписям известны имена отдельных правителей, но установить их хронологическую последовательность не представляется возможным. Судя по именам, династия Спартокидов правила на Боспоре до конца II в. до н. э., возможно, с некоторыми перерывами, но царский дом раздирался междоусобицами. Внутренние смуты усугублялись натиском сарматов с Востока и скифов с Запада, который заметно усилился к концу III в. до н. э.

Упадок боспорской торговли в конце II в., связанный с изменениями политической обстановки в Греции и Малой Азии и с непрерывными столкновениями с соседями, привёл к уменьшению доходов боспорских правителей и не позволял им держать большую наёмную армию, а это затрудняло борьбу со скифами. К тому же нужны были средства, чтобы откупаться от скифов и сарматов и даже, повидимому, временами платить им дань. Всё это сказывалось и на внутреннем положении царства, вело к усилению эксплуатации зависимых земледельцев. К концу II в. положение настолько обострилось, что можно было ожидать совместного выступления рабов и зависимого крестьянства против правящей знати боспорских городов.

В этой обстановке правящие круги Боспора в поисках опоры, которая помогла бы им сохранить их привилегированное положение, обратились к понтийскому царю Митридату VI Эвпатору. В результате переговоров между обеими сторонами было заключено соглашение, по которому боспорский царь Перисад V «добровольно» передал свою власть Митридату. Однако широкие слои угнетённого населения Боспора и, в первую очередь, скифские рабы ответили восстанием на это соглашение между боспорской знатью и Митридатом. Скопление больших масс рабов в Павтикапее облегчило подготовку восстания, во главе которого стала группа рабов-скифов, принадлежавших царю Перисаду. Руководителем восстания был скиф Савмак. Подробности этого события неизвестны. Очевидно, одним из первых действий восставших было провозглашение царём Савмака. Таким образом, ими было организовано собственное царство, подобно тому как это произошло в Сицилии во время восстания в 137-132 гг. до н. э.

Решительные действия восставших грозили Митридату потерей его владений и влияния в Северном Причерноморье. В течение нескольких месяцев Митридат подготовил флот и сухопутное войско и весной 107 или 106 г. до н. э. отправил его под командованием Диофанта в Крым. Используя Херсонес в качестве опорного пункта, Диофант атаковал с моря Феодосию. И Феодосия и Пантикапей оказали упорное сопротивление войскам Митридата. Невидимому, в этих городах были особенно сильны позиции Савмака, так как здесь сосредоточивались большие массы свободной бедноты. Однако восставшие не обладали достаточной военной силой, чтобы отразить нападение Диофанта. Об их ожесточённой борьбе с понтийскими войсками свидетельствуют следы больших разрушений в конце II в. до н. э.: может быть, борьба происходила на улицах города даже и после того, как городские укрепления были захвачены Диофантом. Многих участников восстания Диофант казнил. Савмак был захвачен живым и отослан к Митридату в Синопу, где, вероятно, тоже был казнён.

Северное Причерноморье под властью Митрпдата Эвпатора

После подавления восстания Савмака под властью Митридата оказалась значительная часть побережья Чёрного МОРЯ. Подчинение Боспора и других государств Причерноморья Митридату вовлекло их в орбиту крупнейших событий, происходивших на Понте в первой трети I в. до н. э.

В экономике северопонтийских городов в это время появились новые черты: усиление экономических связей с Понтийским царством привело к тому, что прежние связи с торговыми центрами Эгейского бассейна значительно сократились. Известную роль в усилении вывоза из Северного Причерноморья в Южное играли поставки хлеба и других предметов питания в разоряемое войнами Понтийское царство. Однако этот интенсивный вывоз не столько способствовал развитию производительных сил Северного Причерноморья, сколько вёл к истощению его экономики. К тому же результату приводили многочисленные налоги, которые население Причерноморья должно было платить царю.

Ухудшение экономического положения, вероятно, было причиной роста антипонтийских настроений среди боспорского населения. Уже в конце первой войны Митридата с Римом, в 83 г. или даже несколько раньше, Боспор восстановил свою независимость. Подробности этого движения неизвестны. Митридату удалось вновь подчинить себе Боспор только в 80 г. до н. э.

Гибель Митридата и переход власти к Фарнаку в 63 г. до н. э. не облегчили положения населения Северного Причерноморья, поставлявшего Фарнаку войска и корабли для его войн с Римом за отцовское царство. Недовольство широких кругов боспорских рабовладельцев властью понтийской династии привело к тому, что местная знать выдвинула в противовес Фарнаку знатного боспорца Асандра, провозгласив его царём. Однако правление Асандра не ослабило политического напряжения и не приостановило хозяйственного упадка, который переживал Боспор. Вместе с тем с середины I в. до н. э. во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают всё более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья.

Культура Боспорского царства

Для материальной и духовной культуры Боспора было характерно переплетение эллинских, прежде всего ионийских, и местных элементов. Особенно ярко это сказалось в художественном ремесле.

На металлических предметах наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов. Наиболее знаменитые и богатые курганы скифских степей полны памятников этого рода. Таковы Куль-Оба и курган Патиониоти около Пантикапея, Чертомлык и Солоха на Нижнем Днепре, курганы на Среднем Дону. Относительно датировки этих курганов существуют различные мнения, но несомненно, что они в основном совпадают во времени с расцветом Боспорского царства.

Очевидно, в Пантикапее и в других городах Боспора существовала в IV-III вв. до н. э. специальная школа художников, которая изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие её вкусам и воспроизводившие привычный для неё быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.

Боспорская керамика также свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV-III вв. до н. э.

Переплетение различных этнических элементов влияло и на религиозные представления. Ионийские поселенцы принесли с собой в Пантикапей и Фанагорию свои древние культы, среди которых особенно выделялся культ Аполлона. Однако наряду с этим они восприняли культы местного населения, которые подверглись лишь поверхностной эллинизации и которые по мере усиления роли местных элементов на Боспоре становятся преобладающими. Среди местных культов особо важную роль играл культ верховного женского божества, которое соответствовало малоазийской великой матери богов, «владычице животных». По всей Синдике были разбросаны богатые и почитаемые святилища этой богини. Она именовалась то Афродитой Апатурой (в Фанагории), то Артемидой Агротерой (на Цукурском лимане). Об интеллектуальной жизни боспорского общества известно мало. Выходцем из Боспора был философ Сфер (некоторые, впрочем, считают его родом из Борисфена, т. е. Ольвии), стоик, живший в Египте при Птолемее Филадельфе и его преемниках. Сфер известен как идейный вдохновитель спартанского реформатора Клеомена.

Стихи, попадающиеся в боспорских надгробных надписях, указывают на то, что поэзия также получила известное развитие на Боспоре. Боспорское, в основном, происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу. На Боспоре существовала, невидимому, собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.

IV-III века были временем расцвета Пантикапея. Город деятельно обстраивался по склонам горы Митридат, на вершине которой был расположен акрополь. В городе имелись водопровод и канализация - сохранились свинцовые и глиняные трубы.

Можно кратко определить девять основных периодов античной истории Боспора:

Греческая колонизация и ранняя история Боспорского царства


Конец VII в. до н.э. - 480/79 г. до н.э. - период появления греков на берегах , установления и развития связей греческих колонистов с местными племенами, время относительно мирных и стабильных взаимоотношений в Крыму и Причерноморье. К моменту появления древнегреческих переселенцев на северных берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря), скифы уже были полноправными хозяевами Причерноморских степей. О борьбе скифов с родственными племенами - киммерийцами или о сражении скифов, вернувшихся из военного похода, с сыновьями слепых рабов, происходившем в Восточном Крыму, напоминают лишь смутные скифские предания. Однако, в освоении греческими колонистами района Боспора Киммерийского (Керченского пролива) скифские племена сыграли весьма существенную роль.

Греческие переселенцы на стадии освоения берегов Боспора Киммерийского (Керченского пролива) , основании здесь нескольких колоний (апойки) установили достаточно тесные взаимоотношения с соседними местными племенами.

Сегодня существуют веские доказательства того, что греческое проникновение в Северо-Восточное Причерноморье и Приазовье началось ранее рубежа VII-VI вв. до н.э. Археологические м атериалы из древнего поселения, расположенного около современного Таганрога - порта на берегу Меотиды (Азовского моря) и, как представляется, полностью разрушенного морем, позволяют считать, что греческое поселение было образовано в третьей четверти VII в. до н.э . Существует гипотеза, что таганрогское поселение носило название Кремны (греч. Κρημνοὶ ), упоминаемое у античных авторов. Из сообщений Геродота о Кремнах известно, что к городской гавани пристали корабли с амазонками. Вот как это описано в «Истории» Геродота в книге четвертой -«Мельпомена»:

Эллины вели войну с амазонками (скифы называют амазонок «эорпата», что по‑эллински означает мужеубийцы; «эор» ведь значит муж, а «пата» – убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.

В VII веке до н.э. в Северном Причерноморье существовала лишь одна греческая колония - Борисфен (др.-греч. Βορυσθενιδα - Борисфенида, в честь бога реки Днепр ), располагавшаяся на черноморском острове Березань.


Большая часть античных греческих поселений на берегах Керченского пролива возникло позднее - первой половине VI века до н.э. Почему ранее первой половины VI века до н.э. греческие мореплаватели в район Боспора Киммерийского (Керченского пролива), и колонисты не основали здесь ни единой колоний-апойкий ? Возможно, это было связано с более безопасным и ранее освоенным морским путём вдоль западного побережья Понта Эвксинского. С развитием судостроения древние греки освоили и восточное побережье Понта, и открыли путь в Колхиду, расположенную на кавказском побережье и путь в Миотиду, открывший древним грекам новые торовые возможности с Великой Скифией.

На сравнительно небольшой территории Боспора Киммерийского было основано множество сравнительно крупных греческих поселений, в других местах Северного Причерноморья просто не существует такого количества греческих колоний. Среди колоний-апойкий известны Нимфей, Гермонасса, Кепы, Синдская Гавань или Горгиппия, город-государство Пантикапей (Керчь), другие поселения известные по письменным и археологическим источникам, возникшие в результате внутренней колонизации Причерноморья, такие «малые» боспорские города, как Мирмекий, Тиритака, Порфмий и др.


Весьма показательно, что ранние поселения европейской части Боспора Киммерийского были довольно крупными образованиями, вскоре превратившиеся в города или небольшие приморские городки.

Можно считать, что все отмеченные особенности освоения греками берегов Керченского пролива были связаны с выгодами торговли, близостью торговых путей от Боспора Киммерийского к Предкавказской Скифии, и возможностью зимнего передвижения товаров и групп кочевых скифов через замерзший Керченский пролив.

Развитие торговли жителей Боспора и греческих колонистов с Великой Скифией, древними греками Меотиды и передвижение большого потока различных племён способствовали демографическому росту народонаселения на Боспоре в это время. Зимние переправы царских скифов из Тавриды на зимние пастбища в Прикубанье, создавали угрозу греческим поселениям, не способным защититься от грабежей кочевников. Несомненно, торговый перекресток Боспора Киммерийского был для греческих колоничстов не только очень выгодном, но и опасном, так как, боспоряне не смогли создать вокруг своих городов системы сельскохозяйственных поселений подобной той, которая сложилась в Ольвии. Небольшие поселения боспорян на пути передвижения варварских племён, разумеется, были слишком уязвимыми.

Некоторые исследователи указывают, что подобная система расселения была характерна только для Керченского полуострова , тогда как на Тамани во время археологических разведок зафиксировано немало сельских поселений, относящихся к архаичному времени . Такое положение, казалось бы, противоречит гипотезе о периодических передвижениях кочевников через этот район. Однако это не совсем так, поскольку на всех архаических поселениях Таманского полуострова, на которых проводились археологические раскопки (таких, к сожалению, очень немного), получены убедительные данные, позволяющие судить об их сезонном, временном характере. К тому же, если следовать традиционному представлению, что Тамань в древности представляла дельту Кубани, состоящую из серии островов, то сами географические условия местности могли представлять для греков защиту от нападений кочевников, по крайней мере, на летний период, то есть на время проведения полевых работ.

Реальность ледовых походов скифов и их влияние на ход греческой колонизации некоторыми исследователями в последние годы подвергается большим сомнениям. Основанием для таких сомнений признается трудность или даже практическая невозможность переправы через большие водные пространства, скованные льдом. Действительно, пройти четыре километра по льду Керченского пролива в районе переправы было делом нелегким , но, как представляется, вполне осуществимым. В качестве аналогии рассказу Геродота можно привести свидетельство турецкого путешественника Эвлии Челеби, путешествовавшего по Крыму в 1641-1667 гг., и вместе с отрядом паши, а также многочисленными купцами и паломниками, совершившего переправу через Керченский пролив с таманской стороны на крымскую . Путешественник красочно описал трудности, связанные с этой переправой, но для турок она завершилась вполне успешно.

Ещё один пример перехода по льду Керченского пролива относится к более позднему времени. По свидетельству очевидца, зима 1839-1840 г. выдалась очень суровой, в результате этого Керченский пролив покрылся льдом, и сообщение между двумя его берегами осуществлялось на санях.

В общем, переправы через замерзшие водные пространства для кочевников не были исключительным явлением. Для того, чтобы неподкованные лошади не скользили по льду, могли использоваться самые простые средства (к примеру, разостланная солома), наконец, можно было передвигаться по снегу, а не по открытому льду. Все эти соображения позволяют с полным доверием относиться к сообщению Геродота о зимних переправах скифов через замерзший пролив , признавая их одним из важнейших факторов местной демографической ситуации во время греческой колонизации.

Сталкиваясь с греками на Боспоре Кемеррийском, кочевники или номады (от греч. nomados – кочующий), как представляется, не использовали эту территорию в экономическом отношении, а лишь рассматривали её как удобную возможность для переходах на Кубань, в Предкавказские степи.

Такое соседство могло создавать немалые трудности для обеих сторон, как для кочевников, так и ещё в большей степени для земледельцев. С одной стороны, соседство кочевников с земледельцами таило в себе возможность возникновения взаимной вражды, конфликтов и т.д., но и во избежание их, приводило враждующие стороны к заключению всякого рода договоров, соглашений и пр. В такой ситуации грекам необходимо было научиться договариваться с кочевниками-варварами, и они в совершенстве овладели этой наукой. По одной из версий, сохранившейся в древней письменной традиции, место для основания Пантикапея было получено от скифского царя

Существуют веские основания считать, что, несмотря на соседство с номадами (от греч. nomados – кочующий), боспорские колонии первоначально существовали в относительно мирной, благоприятной обстановке. Однако в середине VI века до н.э. или немного ранее или чуть позднее на греческих поселениях фиксируются определеные негативные явления, вероятно связанные с ухудшением взаимоотношений с местными племенами. Это прежде всего демонстрируют слои крупномасштабных пожаров, открытые в Кепах, Мирмекии и Порфмии.

Таганрогское поселение - Кремны - прекратило своё развитие приблизительно в это же самое время. Необходимо подчеркнуть также, что в Мирмекии и Порфмии были обнаружены остатки ранних фортификационных систем, относящихся ко второй половине VI в. до н.э. В настоящий момент они являются самыми ранними оборонительными сооружениями, открытыми на древнегреческих памятниках северного берега Чёрного моря.


Результаты современного археологического изучения позволяют считать, что почти все греческие поселения первоначально имели довольно примитивный облик, поскольку были застроены заглубленными в землю жилыми и хозяйственными конструкциями (полуземлянками) . Как представляется, стадия земляночного домостроительства заканчивалась через 70-80 лет после основания поселения . Лишь тогда все полуземлянки засыпались грунтом и на их месте возводились наземные здания с внутренними дворами, улицы с тротуарами и т.д.

Создание урбанистической структуры следует трактовать как важный показатель завершения периода адаптации колонистов к местным непростым климатическим, экологическим и демографическим условиям. С этого времени и приблизительно до конца первой четверти V в. до н.э. боспорские колонии находились на пике развития и процветания.

Правление Археанактидов на Боспоре


Второй период истории Боспорского царства с 480/79 - 438/37 гг. до н.э. является периодом дестабилизации, усиления агрессивности скифов, вызванной, очевидно, вторжением новых кочевнических орд с востока (царских скифов). Это время войн и междоусобных столкновений, ответом на которые со стороны боспорских греков стало создание оборонительного союза во главе с Археанактидами.

О правлении Археанактидов на Боспоре (480/479 - 438/437 гг. до н.э.) мы знаем из единственного сообщения историка Диодора Сицилийского . Однако археологические материалы позволяют считать, что это было время заметной нестабильности в степях Северного Причерноморья, связанной с усилением скифской агрессивности. Такое развитие военно-политической ситуации может быть объяснено по-разному.


Поход Дария I против скифов

Некоторые исследователи связывают усиление агрессивности скифов с их победой в войне с царём Персии Дарием I , происшедшей между 515 и 512 гг. до н.э. Дестабилизация обстановки на была вызвана продвижением новых скифских племён с востка Евразийских степей приблизительно в конце VI в. до н.э. . Эти «новые номады» (от греч. nomados – кочующий), с археологической точки зрения имели культуру, в некоторых чертах отличную от культуры времени скифской архаики, но эти различия не рассматривались греками, как значительные, во всяком случае, греки распространили этноним «скифы» и новых пришельцев-кочевников. Есть основания считать, что новых пришельцев греки стали называть «царскими скифами».


Повидимому, появление новых групп кочевников стало причиной нарастающей военной напряженности на севере Припонтиды (Причерноморья) , зафиксированной всеми имеющимися источниками. Междоусобные войны, разразившиеся в это время в степях, к концу первой трети V в. до н.э. стали всеохватывающими. В результате происшедших изменений греческие государства региона оказались в очень сложной ситуации, многочисленные сельские поселения Нижнего Буга и Днестра прекратили своё существование. Следы пожаров были открыты археологами на многих боспорских поселениях, и в некоторых из них были обнаружены остатки некогда возведенных против кочевников оборонительных сооружений, Их находят на территории Пантикапея, Мирмекия, Тиритаке, Порфмии, Фанагории и др.


В такой непростой ситуации в 480/479 г. до н.э. боспорские полисы , как можно предполагать, объединились в оборонительный союз во главе с Археанактидами - первая известная династия царей Боспорского (Приазовского) царства 480 - 438 гг. до н.э. Объединенными усилиями они смогли противостоять скифскому нашествию.

Долгое время считалось, что для защиты от нашествия скифов из степей при Археанактидах был возведён вал, отсекавший восточную часть Керченского полуострова, вошедший в научную литературу под названием Тиритакского (см. на карте), но современные исследования заставляют относиться к данной гипотезе с очень большой осторожностью.

Вне зависимости от этого, важным результатом успешного противостояния боспорян скифскому натиску стало прекращение регулярных передвижений кочевников через замерзший пролив, которые, как представляется, были основным фактором демографической ситуации на Боспоре во время греческой колонизации.

Оборонительный союз Археанактидов вряд ли можно понимать как единое государство или даже державу. Греческие полисы в его структуре, скорее всего, сохранили свою автономию, на что может указывать факт монетной чеканки Нимфеях и Фанагории , осуществлявшейся, правда, в более позднее время.


Немалое значение для понимания исторической ситуации имеют также курганы местной знати, которые приблизительно с середины V в. до н.э . стали возводиться около Нимфея, Пантикапея, Фанагории, Кеп и Гермонассы. Эти памятники имеют принципиальное значение для понимания специфики истрического развития Боспора, и Дж. Бордман не без основания писал, что научный интерес к боспорским колониям в немалой степени объясняется их близостью к богатейшим скифским курганам. Следует подчеркнуть, что прочная традиция совершения такого рода погребений на Боспоре сложилась именно при Археанактидах. Имеющиеся материалы, таким образом, дают основания предполагать, что внутри союза Археанактидов боспорские колонии-апойкии сохранили определенную степень независимости.

Ранние Спартокиды Боспорского царства

Боспорское царство и падение Великой Скифии




Loading...Loading...