Впервые экспериментальная лаборатория была открыта. Психологические лаборатории в России. Первые психологические лаборатории. Понятие «души» в представлениях Платона…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

100-ЛЕТИЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Е.А. БУДИЛОВА, В.А. КОЛЬЦОВА

Одним из важных этапов становления научной психологии как самостоятельной отрасли знания было введение в нее эксперимента. В своей программной статье «Кому и как разрабатывать психологию?», помещенной в 1873 г. в «Вестнике Европы», И.М. Сеченов впервые в отечественной психологии выдвинул задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, опирающейся на экспериментальные методы исследования. «Наиболее верным аналитическим и вместе с тем проверочным орудием является опыт»,- писал он . Именно с дальнейшим развитием материалистического естественнонаучного направления в психологии и реализацией указанной программы И.М. Сеченова была связана разработка путей и принципов экспериментального психологического исследования в первых отечественных психологических лабораториях. Создателями их были врачи-психиатры В.М. Бехтерев, П.И. Ковалевский, В.Ф. Чиж, С.С. Корсаков и А.А. Токарский.

Успехи, достигнутые в XIX в. естествознанием, и прежде всего развитием физиологии органов чувств и психофизики, способствовали возникновению экспериментальной психологии. Ее зарождение отражало также потребности общественной практики, в первую очередь быстро развивающейся в то время медицины, особенно ее новой отрасли - психиатрии, стремившейся к созданию базирующихся на результатах экспериментальных психологических исследований методов диагноза, анализа психопатологических явлений и определения эффективности терапии.

Поэтому первые экспериментальные психологические лаборатории, возникнув в России в конце XIX в. в психиатрических клиниках, имели целью прежде всего решение практических задач.

Первой и одной из наиболее крупных лабораторий, сыгравшей исключительно важную роль в разработке и утверждении принципов экспериментирования в психологии, стала психологическая лаборатория, созданная в 1885 г. в Казани выдающимся ученым-невропатологом, психиатром и психологом Владимиром Михайловичем Бехтеревым.

Защитив в 1881 г. докторскую диссертацию, В.М. Бехтерев в 1884 г. был послан от Петербургской военно-медицинской академии в длительную заграничную командировку, во время которой он работал в клиниках и лабораториях крупнейших европейских физиологов и психиатров. Особый интерес у него вызвали исследования В. Вундта и его последователей, проводившиеся в Лейпцигской психологической лаборатории. В 1884-1885 гг. Бехтерев слушал в Лейпциге курс лекций Вундта по экспериментальной психологии и занимался в его лаборатории.

Интерес молодого ученого к экспериментальной психологии был связан с той идейной борьбой, которая шла в России между передовыми учеными, сторонниками сеченовского учения, и представителями официальной психологии. Философы-идеалисты и богословы, преподававшие психологию в университетах и духовных академиях в 70-80-х гг., выступали против применения в психологии объективного метода и введения в нее эксперимента.

По возвращении из-за границы в 1885 г. В.М. Бехтерев был назначен профессором Казанского университета по кафедре психиатрии. Ему было тогда 28 лет. Одним из требований молодого ученого при вступлении на кафедру университета была организация при нем экспериментальной психологической лаборатории. Это требование было принято, и осенью 1885 г. в Казанском университете при клинике душевных и нервных болезней создается первая русская экспериментальная психологическая лаборатория.

В то время в Казанском университете еще хорошо помнили разгоревшуюся там дискуссию, начало которой положила речь профессора физиологии Н.О. Ковалевского на торжественном годичном собрании в 1876 г. Назвав свою речь «Как смотрит физиология на жизнь вообще и психическую в особенности» , он посвятил ее материалистическому объяснению психических явлений, критике идеализма и дуализма в психологии. Ковалевский поддерживал положения о психике как функции мозга и обусловленности работы мозга внешними воздействиями. Он по-сеченовски отвечал на вопрос, «кому и как разрабатывать психологию».

Студенты горячо, бурными овациями встретили выступление передового профессора-физиолога. Против него в защиту идеализма и религиозного учения о душе выступил университетский профессор философии и психологии А.И. Смирнов . Он отвергал центральное положение материалистической психологии о том, что психическая жизнь подчинена объективным законам и должна исследоваться объективными методами. Ответом А.И. Смирнову была книга И. Шумкова , в которой он высмеивал Смирнова и подчеркивал детерминацию психических явлений объективным миром.

Открытие Бехтеревым в Казанском университете первой в стране экспериментальной психологической лаборатории означало победу сеченовских идей. Бехтерев пришел в психологию как последователь сеченовских идей. Начало научной психологии, считал он, было положено И.М. Сеченовым. «Первый и существенный просвет в изучении человеческой личности,- писал он,- был положен нашим физиологом и общественным деятелем И.М. Сеченовым, книга которого, изданная в 60-х гг. под заглавием «Рефлексы головного мозга», давала общую схему так называемых психических процессов, ставя их в связь с внешними воздействиями и сводя их в окончательном итоге к движению». Бехтерев приводил далее известное место из «Рефлексов головного мозга» о внешних проявлениях мозговой деятельности - мышечном движении и вслед за тем писал: «Подведение всех высших проявлений человеческой личности под понятие рефлексов головного мозга, сводящихся к движению,- это такой гигантский полет человеческой мысли по сравнению с пережевыванием субъективных переживаний на все лады, что нельзя не отдать должное этому русскому ученому, положившему первый камень в научном изучении человеческой личности. Мы теперь говорим уже не об одном мышечном движении, которое является окончательным продуктом высших проявлений человеческой личности, но и сосудисто-сердечных и вообще соматических явлениях и о секреторных явлениях и даже о гальванических явлениях на кожной поверхности, которые могут быть внешними проявлениями рефлексов головного мозга, но это все только дополнение к той основной схеме, которая впервые была дана Сеченовым» . Все, что им делалось, Бехтерев рассматривал как дополнение к схеме Сеченова.

Период казанской деятельности Бехтерева характеризовался исключительной плодотворностью и явился важным этапом не только в развитии отечественной психологической науки, но и в научном творчестве самого Бехтерева. С первых же шагов своей работы

в Казанском университете В.М. Бехтерев проявил себя как прогрессивно, демократически мыслящий общественный деятель. Во вступительной лекции «О причинах распространения душевных расстройств в современном обществе» в клинической аудитории университета он указывал на тяжелые экономические условия жизни трудящихся в России в капиталистическом обществе как на одну из основных причин психических расстройств .

В Казани В.М. Бехтерев разворачивает широкие клинические исследования и ведет большую научную работу в области невропатологии, создает Общество невропатологов и психиатров и руководит им. Это общество объединило исследователей и врачей, работавших в области анатомии и физиологии нервной системы, психологии, невропатологии, психиатрии. В.М. Бехтерев приступает к изданию журнала общества «Неврологический вестник» и возглавляет его. В журнале публикуются первые экспериментальные психологические исследования.

В Казани Бехтерев сложился как крупный, многогранный ученый с широкими научными взглядами, разнообразными интересами, способный творчески решать новые задачи. Многие планы его будущих исследований, написанных позднее трудов были задуманы именно здесь . Характеризуя позднее казанский период своей деятельности, Бехтерев писал: «Девять лет, проведенных мною в Казанском университете, сослужили мне большую службу...в научном отношении» .

Новая лаборатория требовала оснащения ее необходимыми приборами и оборудованием. Осенью 1885 г. Бехтереву было выделено около одной тысячи рублей на первые расходы по созданию лаборатории. Сперва лаборатории отвели лишь одну комнату в помещении бывшей фармацевтической лаборатории. Через пять лет, в 1890 г., когда университет построил новое большое здание, лаборатории предоставили три большие комнаты. Министерство народного образования ежегодно выделяло лаборатории дотации, университет выдавал на оборудование и инструменты специальные субсидии - около 500 руб. в год.

Для своего времени лаборатория была оснащена весьма неплохо. Кроме обычного лабораторного оборудования (энцефалометр, хроноскоп, реактивы, микроскопы и т.д.) в ней имелась также аппаратура, изобретенная и сконструированная самим В.М. Бехтеревым (см.: Вопр. психол. № 5. 1985. С. 123. - Ред.) и сотрудниками.

Конечно, небольшой срок существования лаборатории и относительно скромные субсидии, выделяемые на ее оборудование, не позволяли в полной мере удовлетворить все потребности в экспериментальном инструментарии, однако даже то, чем располагала лаборатория, позволило провести ряд интереснейших экспериментальных исследований.

В лаборатории под руководством В.М. Бехтерева работали врачи, физиологи, психологи: В.И. Васильев, М.К. Валицкая, Б.И. Воротынский, В.Н. Васяткин, А.В. Диомидов, Н.Н. Реформатский, И.К. Мейер, П.А. Останков и другие. Активное участие в деятельности лаборатории принимали также студенты и сотрудники Казанского университета.

Как показывают материалы доклада В.М. Бехтерева на состоявшемся в 1893 г. Международном конгрессе по антропологии, доисторической археологии и зоологии , сотрудниками лаборатории за годы ее существования было подготовлено и опубликовано более 34 научных работ. Собственно психологические исследования занимали еще относительно небольшой объем в общем числе работ, однако значение их состояло в том, что по сути это были первые экспериментальные психологические исследования, в которых опробовались и на основе которых складывались, отрабатывались принципы и методы экспериментально-психологического

исследования, принесшие впоследствии В. М. Бехтереву и его школе заслуженную славу.

Экспериментально-психологические исследования Казанской лаборатории были представлены работами М.К. Валицкой, содержащей данные психометрических исследований больных, страдающих нервными расстройствами, работой Е.А. Геника и Б.И. Воротынского, в которой приводятся данные психометрических исследований людей, находящихся в состоянии гипноза, а также работой, выполненной под руководством Бехтерева П.А. Останковым и М.М. Граном - в то время студентами Казанского университета - по измерению скорости психических процессов у людей в различное время дня. Таким образом, первые экспериментально-психологические исследования относились главным образом к области психометрики и были выполнены в основном на клиническом материале , .

B 1888 г. В.М. Бехтереву поручили произнести речь на торжественном годичном акте Казанского университета. Обычно для таких выступлений избиралась актуальная общая проблема, связанная со специальностью выступающего. Речь В.М. Бехтерева «Сознание и его границы» содержала обобщение результатов психологических исследований, проведенных в экспериментальной лаборатории. Сам факт выбора этой темы подчеркивал важность проводившейся работы в области экспериментальной психологии. Кроме того, избранная тема являлась как бы продолжением и дальнейшим развитием основных идей, содержавшихся в памятной речи Н.О. Ковалевского.

В своей речи В.М. Бехтерев впервые четко и определенно выдвинул тезис о необходимости использования для изучения психических процессов объективных экспериментальных методов исследования. «...Было бы совершенно бесплодно,- говорил он,- еще раз обращаться в этом вопросе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь возможно точного и обстоятельного решения вопроса» .

Последовательная ориентация В.М. Бехтерева на объективные экспериментальные методы исследования в психологии уже тогда отличала его позицию от взглядов В. Вундта, следовавшего интроспективной концепции сознания и привлекавшего объективные физиологические средства исследования лишь для создания наилучших условий интроспекции.

В этой речи В.М. Бехтерев впервые изложил получившие развитие в его последующей научной деятельности принципы организации экспериментального психологического исследования: комплексный подход к изучению психики человека, его сознанию, как к сложным, многоуровневым, полиструктурным образованиям, предполагающий использование различных методов в рамках разных наук о человеке; связь теории, эксперимента и практики, экспериментальной и клинической деятельности, а также личностный подход в экспериментально-психологическом исследовании.

Последовательно материалистический подход к оценке сознания как отражения внешнего объективного мира, объективных отношений и связей сочетается у Бехтерева с анализом сознания в единстве его структуры, уровней и функций. В.М. Бехтерев, определяя сознание и его границы, анализирует результаты экспериментальных исследований мнемических, перцептивных процессов, рассматривает факторы, детерминирующие их содержательные и динамические характеристики. К числу таких факторов он относит как объективные характеристики воспринимаемых и запоминаемых сигналов, так и личностные характеристики испытуемых. «Наблюдение показывает, что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, иначе говоря, от объективных качеств подействовавшего на нас внешнего впечатления, главнейшим же образом - от внутренних условий» .

Среди объективных факторов, определяющих объем памяти (количество запоминаемого материала), им выделяются скорость следования звуковых

сигналов друг за другом, величина и качество групп стимулов или содержательные характеристики стимула, резкость и новизна, сила раздражителя. В результате исследований обнаружено, что наиболее благоприятной для запоминания как отдельных стимулов, так и групп звуковых сигналов является скорость их следования друг за другом, равная одной трети секунды. Изменение скорости предъявления сигналов в том или другом направлении приводит к уменьшению объема запоминаемого материала. Объем запоминания зависит также от состава воспринимаемых стимулов: «Чем больше величина воспринимаемых групп, иначе говоря, чем сложнее представления, тем меньшее их количество может одновременно помещаться в сознании; наоборот, чем меньше величина воспринимаемых групп, иначе говоря, чем менее сложны отдельные представления, тем большее их количество зараз помещается в нашем сознании» .

Особенно большой интерес представляют выводы В.М. Бехтерева относительно личностного опосредствования результатов психической деятельности человека. Так, анализируя экспериментальные результаты, В.М. Бехтерев указывает на зависимости характера восприятия и запоминания материала от психического состояния человека, степени его утомления, отношения субъекта к воспринимаемому и запоминаемому материалу, наличия или отсутствия интереса к нему, соответствия данного материала нравственным позициям и установкам испытуемого.

Убедительным подтверждением данного положения являются приводимые Бехтеревым результаты запоминания экспериментального материала в. зависимости от состояния утомления испытуемого: «...в одном случае после одночасового занятия психофизическими исследованиями человек, группируя по два звуковые впечатления, следующие друг за другом со скоростью 1 с, дал при восприятии четырех групп 0,7 верных суждений; при восприятии пяти групп 0,6; при восприятии шести групп 0,55; тогда как до занятий тот же субъект при подобном же группировании звуковых впечатлений одинаковой скорости дал при восприятии четырех групп 0,8 верных суждений; при восприятии пяти групп также 0,8 верных суждений; при восприятии шести и семи групп 0,75; при восприятии восьми групп 0,6 верных суждений» . Данное положение доказывается Бехтеревым также тем, что «по утрам результаты исследования объема сознания в общем оказываются заметно более благоприятными, нежели вечерами» .

Особенно хорошо запоминаются, согласно данным В.М. Бехтерева, те воздействия, которые теми или иными характеристиками привлекают к себе внимание человека, заинтересовывают его. В качестве таких характеристик, способных привлечь внимание субъекта, Бехтерев выделяет новизну стимула, резкое отличие его от других, действующих одновременно с ним. Глубоко и полно запоминаются воздействия, которые благодаря ассоциативным связям вызывают у человека глубокие чувства и переживания. «Из ряда одновременно воспринимаемых впечатлений, независимо от объективных свойств самого впечатления, в сферу ясного сознания с большей вероятностью будет введено то, которое сопряжено с наиболее сильным чувствованием» .

Уровень восприятия и запоминания материала определяется таким образом индивидуальным опытом человека, тем багажом впечатлений и переживаний, который накоплен человеком в процессе его жизнедеятельности. Те психические переживания, которые уже имели место в индивидуальном опыте человека, «имеют больше шансов возбудить наше внимание», лучше и полнее воспринимаются, переживаются и запоминаются индивидом [там же].

Чрезвычайно интересным представляется также указание В.М. Бехтерева на значение личностных характеристик человека как факторов детерминации результатов психических процессов, в частности его мысль о том, что «впечатления, находящиеся в более или менее тесном соотношении с содержанием сознания в данное время, а также и с укоренившимися в сознании представлениями

(в особенности с теми, которые составляют так называемое нравственное ядро), обычно с особенной легкостью вводятся в сферу ясного сознания» .

Опираясь на экспериментальные данные, В.М. Бехтерев вскрывает также роль установки, ожидания в акте восприятия.

Таким образом, уже в ранних экспериментальных работах В.М. Бехтерева вырисовывается пока еще не оформленная окончательно, но уже четко определившаяся идея личностной опосредованности психики человека, зависимости психических проявлений индивида от его личностных, индивидуальных характеристик, состояний, установок, отношений, особенностей нравственной сферы.

Такое выделение личностных детерминант психической деятельности в ранних трудах В.М. Бехтерева, в разрабатываемых им принципах организации психологического эксперимента являлось чрезвычайно важным, имеющим большое значение для разработки экспериментальных основ психологической теории. В этих трудах мы находим начала развития личностного подхода в психологии - одного из важнейших принципов современной советской психологической науки.

Рассматривая психические явления как отражение внешнего мира, анализируя их внешние объективные и субъективно-личностные детерминанты, Бехтерев подчеркивал регуляторные функции психического отражения в жизни человека.

Принципиально важным представляется положение ученого о необходимости тесного взаимодействия экспериментальной психологии с другими науками, занимающимися исследованием человека. Бехтерев последовательно утверждал комплексный подход к изучению человека, постоянно подчеркивал многогранность и многоаспектность объекта своего исследования - человека и его внутреннего мира, считал единственно правильным осуществление его целостного изучения разными науками, каждая из которых исследует лишь отдельные стороны этого многогранного объекта .

Актуально звучат в наше время положения Бехтерева о необходимости реализовать в научных исследованиях принцип единства теории, практики и эксперимента. «То, что вырабатывается в кабинетах и лабораториях,- писал Бехтерев,- применяется затем у кровати больного, и, с другой стороны, то, что наблюдается у кровати больного, служит предметом лабораторных исследований» . Он отмечал необходимость практической ориентации экспериментальных психологических исследований, потребность в создании и использовании экспериментальных методов и приемов, позволяющих выявить глубинные механизмы психики человека, которые не могут быть обнаружены клиническим наблюдением.

Вслед за Казанской экспериментальной лабораторией были созданы психологические лаборатории в других университетах: Харьковском, Юрьевском, или Дерптском (ныне Тартуском), Московском, Новороссийском (в Одессе).

В 1895 г. В.М. Бехтерев был избран профессором Военно-медицинской академии в Петербурге. Там при академической клинике он создал новую экспериментальную психологическую лабораторию и привлек к работе в ней многих врачей-психиатров и студентов. Теоретические принципы и методы психологического эксперимента, разработанные в Казанской лаборатории, развивались и применялись В.М. Бехтеревым в Петербургской лаборатории, где у него работал большой коллектив неврологов и психиатров, совмещавших психологические исследования с врачебной практикой в клинике.

В 1906 г. на Первом Всероссийском съезде по педагогической психологии, работа которого вышла далеко за пределы педагогической психологии, были представлены доклады многих сотрудников психологических лабораторий клиник. Председательствовавший на съезде В.М. Бехтерев внес предложение создать специальное научное и вместе с тем учебное заведение - психологический или психоневрологический

институт. Осуществляя свою программу экспериментальных неврологических и психологических исследований, Бехтерев представил свой план работы института широкого профиля, который был бы связан с разными областями практики: медициной, педагогикой, криминалистикой и другими,- охватил бы своими исследованиями как индивидуальную, так и общественную психологию.

Главная цель нового института, говорил Бехтерев, должна состоять в том, чтобы «всесторонне изучить и научиться понимать человеческую личность и выяснить более совершенным образом, чем это было до сих пор, способы наилучшего ее совершенствования и, где нужно, врачевания» .

Психоневрологический институт в Петербурге был открыт в 1907 г. Экспериментальной психологической лабораторией в институте заведовал А.Ф. Лазурский, ученик В.М. Бехтерева. Он же читал там курс общей и экспериментальной психологии.

Созданный В.М. Бехтеревым Психоневрологический институт - первое в нашей стране высшее психологическое научно-исследовательское и учебное заведение. На Втором Всероссийском съезде по педагогической психологии в 1909 г. речь шла уже о его работе .

Геник Е., Воротынский Б. И. Психиатрические исследования над лицами, приведенными в состояние гипноза. - Врач, 1891.

7. Ковалевский Н. О. Публичные лекции и речи. - Казань, 1892.

8. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947.

9. Смирнов А. И. Механическое мировоззрение и психическая жизнь: По поводу речи Н.О. Ковалевского «Как смотрит физиология на жизнь вообще и психическую в особенности». - Казань, 1877.

10. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая - 4 июня). - Отчет, составленный секретарем съезда М.И. Коноровым.- СПб., 1906. - 280 с.

11. Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. (1-5 июня). - Отчет, составленный секретарем съезда М.И. Коноровым. - СПб., 1910. - 401 с.

12. Шумков И. К вопросу о психической жизни (по поводу критической заметки «Механическое мировоззрение и психическая жизнь» А. Смирнова). - Казань , 1877.

13. Bekterev W. M. Le laboratoire psychophysiologue de l"Universite Imperiale de Kazan, fonde par le professeur W. Bekterev. - In: Congress internationaux d"Antropologie et de Zoologie a Moskou le 10/22 - 18/20, 1893 . Pt. 1.

Поступила в редакцию 17.VII 1985 г .

Формирование экспериментально-психологического подхода

История развития русской клинической психодиагностики

В настоящее время

Развитие клинической психодиагностики за рубежом

Формирование когнитивного и психосемантического подхода

В 1970-е годы большое внимание стало уделяться исследованиям личности с точки зрения когнитивной психологии и психосемантики.

Благодаря работам Дж. Келли , создавшего теорию индивидуальных конструктов, начали бы­стро развиваться психосемантические методы исследования личности. Среди базовых методик, определивших развитие данных подходов следует отметить «Тест личностных конструктов» Дж. Келли и «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда .

В настоящее время зарубежная клиническая психодиагностика характеризуется стремительным развитием всех ее основных направлений: диагностики когнитивных процессов, интеллекта, отдельных личностных характеристик и личности в целом, проективной психодиагностики. Модифицируются ранее созданные и хорошо зарекомендовавшие себя методики (например, тест интеллекта Векслера, MMPI, тест Роршаха), а также постоянно создаются новые психодиагностические методы. Совершенствуется и развивается теоретический аппарат клинической психодиагностики.

Как самостоятельная дисциплина клиническая психодиагностика в России начала образовываться на рубеже 19-20 веков на основе экспериментально-психологического подхода.

В российской психологии эксперимент появился в конце 19 века, когда отмечалось усиливающееся влияние естествознания на гуманитарные науки.

С одной стороны экспериментальная психология в России была связана с исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности Сеченова-Павлова, с другой стороны - с физиологической психологией В. Вундта, основателя первой в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге. В этой лаборатории проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы, в частности, выдаю­щийся русский ученый невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев .

Становление клинической психодиагностики в России было связано с созданием ряда экспериментальных психологических лабораторий, где совмещали практическую деятельность и научные экспериментальные исследования русские неврологи, психиатры и физиологи. Укажем основные вехи в развитии русского экспериментально-психологического направления.

· Основателем первой в России экспериментальной психологической лабораторииявилсяВ.М. Бехтерев . Эта лаборатория была создана в 1885 году при клинике душевных и нервных болезней Казанского университета.

· В конце 1880-х годов экспериментальные исследования начались в пси­хологической лаборатории при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета под руководством П.И. Ковалевского .



· В 1895 году была создана психологическая лаборатория при психиатриче­ской клинике Московского университета. Инициатором ее создания выступил всемирно известный русский психиатр С.С. Кор­саков .

· Вскоре создается психологическая лаборатория под ру­ководством известного русского психолога А.Н. Бернштейна в психиатрической клинике В.П. Серб­ского в Москве.

· В 1897 годуB.М. Бехтеревым открыта психологическая лаборатория в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В экспериментально-психологических лабораториях изучались следующие психологические аспекты:

· объективные признаки психических явлений;

· предметность, объек­тивность восприятия;

· зависимость таких когнитивных процессов как память и внима­ние от условий проведения опыта;

· скорость протекания психических про­цессов.

Создание Санкт-Петербургского Психоневрологического

института

Важным историческим этапом в развитии русской экспериментальной клинической психодиагностики и медицинской психологии стало открытие Психоневрологического ин­ститута в Санкт-Петербурге. Этот институт был основан в 1907 году В. М. Бехтеревым и впоследствии назван его именем.

В нем были созданы экспериментально-психологическая лаборатория, психиатрические и нервные клиники, первая в России нейрохирургическая клиника, а также некоторые внебольничные психиатрические учреждения.

В лаборатории и клиниках Психоневрологического института проводились первые психодиагностические исследования:

· разра­батывались базовые принципы клинической психодиагностики;

· вырабатывались основные требования к диагностическим методикам;

· создавались такие экспериментально-психологические проб как бук­венная корректурная проба В. Я. Анфимова, таблицы В. М. Бехтерева и С. Д. Владычко для исследования активного внимания и умственной работоспособно­сти.

Идейным вдохновителем русской экспериментальной психологии является И. М. Сеченов. Его идеи были восприняты передовыми врачами – невропатологами и психиатрами. Именно их усилиями осуществлялась практическая перестройка психологии на физиологическую основу.

Первая психологическая лаборатория в России открывается в 1886 году В. М. Бехтеревым при клинике душевных и нервных болезней в Казани. В ней проводится цикл экспериментально – психологических работ, собирается и создаётся заново множество приборов и устройств. В Казани в 1893 году В. М. Бехтерев основывает научный журнал « Неврологический вестник», в котором наряду с анатомо – физиологическими исследованиями публиковались и психофизиологические экспериментальные работы.

С переездом в Санкт – Петербург В. М. Бехтерев создаёт вторую экспериментально – психологическую лабораторию при Военно – медицинской Академии, в которой выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, акузометр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале « Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», основанном в 1896 году В. М. Бехтеревым. Позднее В. М, Бехтерев стал инициатором создания Психоневрологического института (1907), а также института по изучению мозга и психической деятельности (1918) в Петербурге. С научной и организаторской деятельностью В. М. Бехтерева и его сотрудников связаны наиболее крупные достижения экспериментальной патопсихологии в России конца 19 – начала 20 вв.

В 80 – е гг. 19 века экспериментально – психологические лаборатории создаются в Харькове и Юрьеве. Основателем харьковской лаборатории был виднейший русский психиатр П.И. Ковалевский. Им же был основан первый в России психиатрический журнал « Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии» (1883), в котором печатались материалы экспериментальных исследований по психологии, проводимых в его лаборатории. Руководителем Юрьевской лаборатории, открытой Э. Крепелином, с 1891 года был В. Ф. Чиж. По числу экспериментальных раьот и широте проблематики эта лаборатория (по оценке самого В. Ф. Чижа) занимала второе место после вундтовской лаборатории в Лейпциге.

В Москве в 1895 лаборатория создаётся известным русским психиатром С. С. Корсаковым. Руководство этой лабораторией было поручено ближайшему его сотруднику А. А. Токарскому. В московской лаборатории была выполнена большая серия работ по изучению ощущений, восприятий, памяти, времени реакций. Результаты исследований освещались в специальном вестнике « Записки лаборатории». Крупнейшим событием для Москвы и русской психологии в целом явилось учреждение в 1912 году Института психологии, первым руководителем которого стал Г. И. Челпанов.

Под руководством И. А. Сикорского психологическая лаборатория организуется в Киеве, где проводятся исследования умственной работоспособности и утомления, результаты которых публикуются в журнале « Вопросы невро – пихической медецины», созданном И. А. Сикорским в 1895 году.

Ещё одна экспериментально – психологическая лаборатория была открыта в 1892 году в Одессе при филологическом факультете Новороссийского Университета философом и психологом Н. Н. Ланге, который изучал восприятие и внимание. В 1901 году общее чсло экспериментально – психологических лабораторий увеличивается до восьми благодаря открытию А. П. Нечаевым лаборатории по изучению проблем развития ребёнка, его обучения и воспитания. Важным событием в истории

В разделе на вопрос первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория Где кем и когда открылась заданный автором Похристосоваться лучший ответ это Вернувшись в Россию, Бехтерев создал в 1885 году при медицинском факультете (при клинике душевных болезней) Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) - русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Начиная с 10–х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией.
Корсаков Сергей Сергеевич (1854 – 1900) - русский психиатр, один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1886 г. Дал клиническое описание нарушения памяти на актуально происходящие события, сопровождающееся пространственной и временной дезориентировкой, которое получило название „Корсаковского синдрома
******
Психология – наука относительно молодая. Сами психологи ведут отсчет с 1879 года, когда в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
Нина Дюк
Высший разум
(120835)
Психология – наука относительно молодая. Сами психологи ведут отсчет с 1879 года, когда в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.

Ответ от Европеоидный [активный]
Бехтерев


Ответ от Непростительный [гуру]
Вильгельм Вундт считается "отцом экспериментальной психологии" и "основателем современной психологии" в целом. Он получил образование в Тюбингене и изучал физиологию в Берлине с Иоганнесом Мюллером и Дюбуа Раймондом, прежде чем получил в Гейдельберге докторские степени по философии и медицине. Он стал доцентом по физиологии в Гейдельберге незадолго до того, как Герман фон Гельмгольц получил там должность профессора и возглавил факультет физиологии. Считается, что в течение некоторого времени он был ассистентом в лаборатории у Гельмгольца. В 1874 он перешел в Цюрихский университет, а затем в Лейпциг, на должность профессора физиологии, где и проработал до самой смерти.
Вундт был назначен профессором физиологии в Лейпциге в 1875, и в том же году он основал первую лабораторию, предназначенную для экспериментальных исследований по психологии. В 1882 Лейпцигский университет официально объявил ее Институтом экспериментальной психологии. Эта лаборатория стала центром для всех, кто испытывал серьезный интерес к психологии, - сначала в основном для тех, кто изучал философию и психологию в других немецких университетах, но вскоре и для выпускников нескольких американских и английских университетов. Все последующие психологические лаборатории в эти годы создавались по образцу лаборатории Вундта.
По этому поводу существовали некоторые разногласия. Некоторые утверждали, что если лабораторией можно считать помещение, где содержится демонстрационное оборудование, то еще в 1875 у Уильяма Джеймса был в Гарварде маленький кабинет. Да и у самого Вундта в 1865 в Гейдельберге было место для хранения физиологической и психофизической аппаратуры. Г Стэнли Холл утверждал в 1894, что первой значительной психологической лабораторией была та, которую основал он сам в Университете Джонса Хопкинса в 18 81. Разногласия относительно исторической точности, впрочем, не так важны, ибо они скорее отражают наличие потребности и научного потенциала для создания в то время подобных лабораторий.
До этого момента изучение психологии продолжало оставаться достоянием философии и естествознания. У философии были позаимствованы теории интеракционизма, эмпиризма и материализма, гипотезы о природе сознания, о связи души и тела, а также о приобретении знаний. В области естествознания работа Иоганнеса Мюллера возвестила о новом подходе к изучению физиологии человека. Мюллер занимался более непосредственным и точным изучением человеческого тела, используя в изучении физиологии систематизированные экспериментальные процедуры. Именно эти методы вдохновили работу Вундта и написание его наиболее важной книги Grundzuge der physiologischePsychologie. Впервые опубликованная в 1873-4, она заложила основу его дальнейшей работы и впоследствии была переиздана шесть раз. В ней акцентируется роль психологического исследования, основанного на методах физиологической лаборатории. Вундт полагал, что суть общей приспособляемости организма заключается в психофизическом процессе - органической реакции, которая опосредуется как физиологически, так и психологически. Он был родоначальником концепции о том, что психические переживания должны соотноситься с объективными известными и поддающимися измерению стимулами и реакциями. Физиологическая психология занималась процессом возбуждения органов чувств в зависимости от воздействия на них тех или иных раздражителей; возбуждение поступало по сенсорным нейроным сетям в низшие и высшие мозговые центры и оттуда передавалось мышцам. Параллельно с этим процессом протекала внутренняя психическая жизнь, известная благодаря интроспекции. Благодаря Вундту интроспекция стала основным средством экспериментальной психологии. Его субъектами или наблюдателями обычно являлись взрослые люди, прошедшие соответствующую подготовку в том виде, как он ее понимал. Наблюдателям предъявлялись контролируемые стимулы, а они сообщали о своих скрытых психических процессах, сопутствовавших их восприятию. Теоретический взгляд на

Цитаты : 1. В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком. 2. Физиологическая психология в первую очередь психология. 3. Отличительные характеристики души носят субъективный характер, мы выводим их только из содержаний нашего собственного сознания. 4. Результаты этнической психологии представляет собой наш главный источник информации относительно общей психологии сложных психических процессов. 5. Экспериментальная психология постоянно страдала от рецидива метафизической трактовки ее проблем.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Немецкий психолог, физиолог, философ и врач.
Основной вклад (чем известен): Он был одним из основателей современной психологии и первым ученым, который когда-либо начал называть себя психологом. Он был отцом экспериментальной психологии и основателем первой в мире психологической лаборатории (1879 г.).
Вклады:
1. Психология как самостоятельная наука. Вундт является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.
Он доказал, что психология имеет свои законы: а) закон творческого синтеза, б) закон психических отношений, в) закон контраста, г) закон гетерогенности целей (Heterogonie der Zwecke).
Наряду с ассоциативной связью между элементами, ввел апперцептивную связь, которая отождествляется с вниманием и волей, связывающих отдельные элементы в целостную картину.
В 1867 году Вильгельм Вундт прочитал в Гейдельбергском университете первый курс лекций в истории по физиологической психологии.
2. Физиологическая психология. Предложил план разработки физиологической психологии как отдельной науки, использующей метод лабораторного эксперимента
3. Экспериментальная психология. Он считается основателем экспериментальной психологии. Ввел в психологию экспериментальный метод исследования, а также использовал интроспекцию.
4. Первая психологическая лаборатория. Основатель первой научной психологической лаборатории (1879) в Лейпцигском университете.
5. Первый психологический журнал. Основатель первого психологического журнала «Философские исследования» (1881), с 1903 «Психологические исследования».
6. Культурная психология. Пионер в разработке проблем культурной психологии или психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
7. Методы исследования. Методом исследования высших психических процессов (наряду с экспериментом и интроспекцией) является анализ проявлений человеческого духа и продуктов творческой деятельности: языка, сказок, мифов, обычаев, искусства и религии.
Знаменитые идеи Вундта: «Теория действительности» (“the theory of actuality”), «принцип психофизического параллелизма», «волюнтаризм», «творческие результанты», «творческий синтез», «психология народов».
За годы работы в Лейпциге, Вундт являлся руководителем 186 докторских диссертаций по различным дисциплинам и читал лекции более чем 24000 студентам. Среди его выдающихся учеников были: Освальд Кюльпе , Эдвард Титченер , Джеймс Маккин Кеттел, Чарльз Спирмен, Г. Стэнли Холл, Чарльз Хаббард Джадд, Лайтнер Уитмер и Гуго Мюнстерберг, российские психологи Владимир Бехтерев и Иван Павлов.
Теория Вундта была развита его учеником, Эдвардом Титченером, который назвал свою систему структурализмом.
Почётные звания, награды : Орден за заслуги в области искусств и науки.

Основные труды: Материалы к теории чувственного восприятия (1858-1862), Лекции о разуме человека и животных (1863), Основы физиологической психологии (1873-1874) (в 2-х томах, одна из важнейших работ в истории психологии), Очерк психологии (1896), Введение в психологию (1911), Психология народов (Völkerpsychologie) (в 10 т. 1900- 20). Философские тексты: Логика (1880-1883), Этика (1886), Система философии (1889).

Жизнь:

Происхождение: Вильгельм Вундт родился в немецком городе Некарау, Баден и был четвертым ребенком в семье. Его отец Максимилиан Вундт, был лютеранским пастором и его матерью была Мари Фредерик, урожденная Арнольд (1797-1868).
Образование: В возрасте тринадцати лет, Вундт начал свое формальное образование в католической гимназии в Брухзале (1845-1851). С 1851 он учился в университете Тюбингена, но после одного года учебы он перешел в Гейдельбергский университет, где начал специализироваться в области медицины (доктор медицинских наук, 1856 г.). В 1856 г. он учился один семестр у Иоганна Мюллера в университете Берлина.
Оказали влияние: Густав Фехнер, Иоганн Петер Мюллер, Герман фон Гельмгольц.
Основные этапы профессиональной деятельности: Он получил диплом доктора медицины в Гейдельбергском университете (1856 г.). Там же он начал работать преподавателем физиологии, а в 1858 году он стал ассистентом физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1858 — 1865). В Гейдельберге он написал свой труд «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862), где впервые вводит понятие «экспериментальная психология». В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге, а в 1867 году должность профессора медицины.
В 1871 году его учитель Гельмгольц переехал в Берлин, и Вундт занял его место.
В 1874 году он стал профессором философии в университете Цюриха.
В 1875 году Вундт переезжает в Лейпциг, где начинает работать в качестве профессора Лейпцигского университета (1875-1917). Там он оставался, занимался преподаванием и научной работой в течение следующих 42 лет, и это был самый продуктивный период его карьеры. В 1879 году, Вундт открыл первую лабораторию, когда-либо быть посвященный исключительно психологических исследований. В Лейпциге он также основал Институт экспериментальной психологии (1879 г.). На протяжении 1889-90 он являлся ректором Лейпцигского университета.
Его интерес к психологии был вдохновлен Эрнстом Вебером (1795-1878) и Густавом Фехнером (1801-1887), которые также работали в Лейпциге.
В 1917 году Вундт прекращает свою преподавательскую деятельность.
Основные этапы личной жизни: Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.
В 1867 году Вундт встретил Софи Мау (1844-1912). Она была старшей дочерью профессора богословия Генриха Августа Мау.
Они поженились 14 августа 1872 г. в Киле.
У них было трое детей: Элеонора (1876-1957), Лили (1880-1884), и Макс Вундт (1879-1963), который стал философом.
Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене под Лейпцигом в возрасте 88 лет.

Loading...Loading...