Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес. Сценарий внекласного мероприятия по химии "химический квн"

Сценарий внеклассного мероприятия по химии

«Вечер на хуторе близ Диканьки»

(по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Этот химический вечер с постановкой многочисленных занимательных опытов проводится с целью закрепления знаний учащихся и привлечения их внимания к необходимости изучения химии – волшебной науки, объясняющей множество таинственных явлений.

Перед началом вечера зрители получают задание вести наблюдения за всем происходящим на сцене и делать необходимые пометки. Это даст возможность правильно ответить на вопросы учителя и тем самым помочь главному герою разобрать в увиденных во сне опытах.

Картина 1

(За столом сидит ученик, читает журнал «Химия и жизнь». Входит ученица.)

Ученица. Ну что, братец, все уроки выучил?

Ученик. Да не все ещё! Вот, зачитался. Химия – изумительная наука. Хочешь фокус покажу? (Берёт у ученицы носовой платок и проводит опыт «Несгораемый платок».)

Смачивает платок ацетоном. Затем берёт его пинцетом, поджигает и вращает. Ацетон сгорает, платок – нет.

Ученица. (забирает платок) Опыт конечно, интересный, но ты ещё по сочинению не подготовился. Вот я тебе книгу принесла. Повторяй!

Ученик. (открывает книгу) Так, Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». (Читает)

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, посвятить добрым людям и всему миру». (Зевает, засыпает) (Гаснет свет)

Картина 2

(Включают свет. Звучит музыка. На метле появляется Солоха.)

Солоха. Ох и холодно! Надо печку растопить. Но где же спички? Опять сынок Вакула забрал! Ладно, я и так могу огонь разжечь. (Колдует)

(Проводит опыт «Самовозгорание лучинок»)

Сложенные горкой лучинки смочены бензином. За лучинками стоит небольшая фарфоровая чаша, в которую помещено несколько кристалликов перманганата калия, смоченных концентрированной серной кислотой. В руке Солоха держит кусок ваты, смоченной спиртом, незаметно выжимает спирт (руку держит высоко!). Костёр загорается

Солоха. Ну, вот и теплее стало. Ох, скучно мне что-то. Приворотное зелье приготовить, что-ли? (Колдует) (Проводит опыт «Хамелеон»)

Наливает в пробирку 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10 %-ного раствора гидроксида калия. К смеси при помешивании добавляет 1-15 капель разбавленного раствора сульфита натрия до получения зелёной краски. При сильном размешивании зелёный раствор становится синим, а затем фиолетовым:

2KMnO 4 + 2KOH+Na 2 SO 3 =2K 2 MnO 4 +Na 2 SO 4 +H 2 O

Синяя окраска присуща малоустойчивому катиону 3- , который на воздухе окисляется фиолетово-малиного перманганата калия. На избытке сульфита натрия и недостатке гидроксида калия манганат не образуется!

Солоха. Ох, качественное зелье! Сейчас что будет!

Картина 3

(Из-за кулис появляется белый дым и выживает чёртик)

В широкий сосуд (блюдце, тарелку) наливаем немного концентрированной соляной кислоты столько же 25 %-ного раствора нашатырного спирта: NH 3 +HCl=NH 4 CL.

Появляется «дым без огня».

Чёртик. (поёт) Здравствуй, милая моя!

Ты меня заждалась!

Я с химическим букетом.

Что ж ты растерялась?

Цветы из плотной бумаги заранее смачивают раствором щелочи (бумага белая). В нужный момент обрызгивает их из пульверизатора фенолфталеином.Цветы окрашиваются в малиновый.

Чёртик. Ох, несравненная Солоха! Я так вас скучал! Вот, даже письмо вам написал. (Подаёт листок)

Солоха . Да тут же ничего не написано!

Чёртик. А вы над пламенем подержите, Солоха! Я и огонёк вам разожгу волшебной палочкой.

Стеклянную палочку смачивают в смеси карбоната калия и концентрированной серной кислоты и подносит к фитилю спиртовки. Он задымляется.

(Солоха держит бумагу над пламенем. На нём получается рисунок)

Заранее на бумаге разбавленной серной кислотой делают рисунок (например, пронзённое стрелой сердце) . При нагревании вода испаряется, и концентрированная серная кислота обугливает бумагу.

Чёртик. Ну, как вам моё письмо?

Солоха. Замечательно! Ой, а мне и угостить-то вас нечем. Одна водица холодная.

Чёртик. А вы поколдуйте, дорогая Солоха!

Солоха. Да и правда! (Колдует) Ну, вот вам и сок, дорогой гость!

В стакан наливают раствор щелочи, добавляют несколько капель фенолфталеина.

Чёртик. (делает вид, что пьёт). Ох, спасибо! Ну просто «инвайт» и «ЮПИ» в одном стакане! (Раздаётся стук в дверь)

Солоха. Ой! Неровен час – Вакула! Спрячься, спрячься скорее! (Прячет чертика в мешок)

Картина 4

(Входит Дьячок)

Дьячок. Добрый вечер, великолепная Солоха! Вот с тех пор как увидел вас давеча на ярмарке, так и забыть не могу, всё об вас думаю.

А что это у вас, дрожайшая Солоха? (Показывает на стакан с малиновой жидкостью)

Солоха. Да сок!

Дьячок. Не люблю я его, уж лучше водицы чистой попить!

Солоха. Да пожалуйста, Осип Никифорович! К раствору щелочи с фенолфталеином приливают кислоту. Малиновая окраска исчезает: NaOH+HCl=NaCl+H 2 O

Дьячок. Спасибо. А я бы, драгоценная Солоха, и от молочка не отказался.

Солоха. Нет ничего проще, дорогой гость!

К раствору хлорида бария приливают щелочь:

2NaOH+BaCl 2 =2NaCl+Ba(OH) 2

Дьячок. Вот уважили, милейшая Солоха! (Стук в дверь)

Ой, спрячьте меня скорей! Я ни за что на свете не хочу показываться на глаза Вакуле.

Картина 5

(Входит Вакула)

Вакула. Что так долго не открывали, мама?

Солоха. Да я тут немножко заколдовалась. Вот, смотри, золотишко получилось! (Загораживает мешки юбкой.)

К 20 мл 0,5 н. раствора нитрата свинца приливают 40 мл 0,5 н. раствора иодида калия. В осадок выпадают кристаллы иодида свинца:

Pb(NO 3) 2 +2Kl=Pbl 2 +2KNO 3

Вакула. Золотишко, оно, конечно, хорошо! Да зачем тут лежат эти мешки? Давно пора всякую дрянь из хаты выбросить! (Подходит к мешкам и вытаскивает дьяка за чуб, а чёртика за хвост.) Это ещё что такое? (С криками все разбегаются в разные стороны. Чёртик колдует у стола.)

На керамическую плитку заранее горкой насыпают дихромат аммония. Его зажигают с помощью длинной лучины:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 =Cr 2 O 3 +4H 2 O+N 2

Картина 6

(Включает свет, входит ученица. Она подходит к спящему у стола ученика.)

Ученица. Вставай, соня! Так-то ты к сочинению готовишься?

Ученик . (просыпаясь) Так это мне всё приснилось? Ох и замечательный сон! Только я не всё там понял. Может, ребят помогут разобраться?

Учитель проводит со зрителями беседу по следующим вопросам:

    Почему не сгорел платок в первом опыте?

    В чём секрет «волшебной палочки» и «самовозгорания лучинок»?

    Из каких веществ Солоха готовит «приворотное зелье»?

    Как получить «дым без огня»?

    Почему белые цветы стали малиновыми, а «вода» превратилась в «сок»

    Как Солохе удалось превратить «сок» в «воду», а «воду» в «молоко»?

    Каким реактивом сделана невидимая надпись, и почему она стала видимой при нагревании?

    С помощью какого реактива удалось провести опыт «Извержение вулкана»?

    Во время обсуждения учащиеся записывают на доске уравнения предполагаемых реакций. Наиболее активные участники вечера получают отметки, которые выставляются в журнал.

интеллектуальная игра для 9 класса

Цели игры: в развлекательной форме обобщить знания; стимулировать чтение книг по истории химии, познакомить с необычными фактами, интересными случаями; способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и их интереса к изучению химии.

В игре разыгрывается несколько сценок силами учеников 8-9-х классов; должно быть два ведущих (ученики 11-го класса); команды предварительно выполняют домашнее задание: составляют для соперников кроссворд из 10 слов.

Сцена 1

Первая команда

Разыгрывается сцена «Получение кислорода в лаборатории и проведение биологического опыта с мышью».

Ученый
(разговаривает сам с собой): Так... попробуем нагреть окись ртути... Интересно... Выделяется какой-то газ... Попробуем проверить его на мыши... Посажу одну мышь под стеклянный колпак без этого газа, а другую - под колпак, наполненный этим газом. Потрясающе! Под первым колпаком (смотрит на часы) мышь погибла через 15 минут, а под другим - сидит как ни в чем ни бывало!
Ведущий. Какой газ получен в результате опыта? Кто из ученых впервые провел биологические опыты?

Варианты ответа:
Джозеф Пристли, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье.
Ответ. Джозеф Пристли.

Вторая команда

Разыгрывается сцена «Получение водорода в лаборатории».

Ученый (собирает прибор для получения газа). Кладу куски железа и гвоздей, заливаю все купоросным маслом - выделяется газ! Попробую его вдохнуть - ничего... Попробую вдохнуть и выдохнуть на пламя свечи...

Раздается взрыв, ученый падает. Входит слуга, держа на подносе бокал.

Слуга : Сэр, ваше лекарство. (Видит лежащего на полу человека и в ужасе кричит.) Врача!

Входит врач, осматривает ученого, приводит его в чувство.

Ученый : Спасибо, доктор, вы спасли меня!
Врач: Нет, сэр, вас спасло чудо!
Ведущий: Какой газ был получен в результате опыта? Кто из ученых провел такой рискованный опыт на себе?

Варианты ответа:
Жан Франсуа Пилатр де Розье, Теофраст Парацельс, Пьер Байен.
Ответ. Жан Франсуа Пилатр де Розье.

Сцена 2

(один балл за правильный ответ и один балл за оригинальность ответа)

Ведущий задает попеременно командам вопросы.

Что погубило Рим?
Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно - враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?
Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.
Обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительные количества свинца.

Что едят студенты?
В 1891 г. выпускник Гарвардского университета (г. Бостон, США) Роберт Вуд (впоследствии знаменитый американский физик) приехал в Балтимор для занятий химией в местном университете. Поселившись в студенческом пансионе, Вуд вскоре прослышал, что хозяйка якобы частенько готовит утреннее жаркое... из остатков вчерашнего обеда, собранных с тарелок. Но как это доказать?
Большой любитель находить для любой задачи оригинальное и вместе с тем простое решение, Вуд не изменил себе и на этот раз... Как Вуд разоблачил хозяйку пансиона?
Ответ. Однажды, когда на обед был подан бифштекс, Вуд оставил на тарелке несколько больших кусков мяса, посыпав их хлоридом лития - совершенно безвредным веществом, которое по виду и вкусу похоже на обыкновенную поваренную соль. На следующий день кусочки жареного мяса, поданного студентам на завтрак, были преданы «сожжению» перед щелью спектроскопа. Красная линия спектра, характерная для лития, разоблачила слишком экономную хозяйку. Сам Вуд много лет спустя с удовольствием вспоминал о своем следственном эксперименте.

Сцена 3
(один балл за правильный ответ)

Чья это легенда?
Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:
либо золота на один год,
либо серебра на десять лет,
либо железа на вечные времена.
Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.
О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?

Варианты ответа:
Дания, Австрия, Испания.
Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия - одна из крупнейших ее земель.

Кто самый главный из строителей?
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:
- Ну а кто же из строителей самый главный?
Поднялся каменщик:
- Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.
- Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!
- Смотри в корень, - сказал землекоп. - Хотел бы знать, - он кивнул в сторону каменщика и плотника, - как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, - это был...

Варианты ответа:
врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.
Ответ. Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:
- Кто сделал твой инструмент?
- Конечно, кузнец.
- А твой? - обратился к плотнику.
- Кто ж, как не кузнец!
- Ну а твои лопату и кирку, - спросил у землекопа.
- Ты сам знаешь, что кузнец!
Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала.
- Вот кто главный строитель храма, - и поднес ему чашу, полную вина!

Сцена 4
(один балл за правильный ответ)

Остроумное решение Нильса Бора
В 1943 г. выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора был вывезена раньше). Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг...

Варианты ответа:
покрыл их алюминиевой краской;
растворил в царской водке;
покрыл слоем шоколада.
Ответ. Н.Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.
Ай да строители!
Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда в конце концов им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн!) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили, а гвозди...

Варианты ответа:
отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.
Ответ. Предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Сцена 5
(один балл за правильный ответ)

Экскурс в каменный век
Изучая металлургию древних времен, ученые пробуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 г. англичанин Г.Г.Коглен провел любопытный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил «пирог», состоящий из слоев малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный «пирог» поместил в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалось...

Варианты ответа:
железо, медь, золото.
Ответ. В горшке была медь.

Подарок с неба
Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник-индиец. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Кирпич оказался...

Варианты ответа:
куском золота, обломком самолета, обломком метеорита.
Ответ. Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход «Форт Стайкин», на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый. Один из них и упал перед сапожником, который, будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.

Кто был этот человек?
Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б.Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?

Варианты ответа:
заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.
Ответ. В 1740 г. английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.

Сцена 6
(один-три балла за оригинальный ответ)
За одну минуту придумать свою версию ответа для описанных событий.

Что можно сделать с гвоздями?
Известный мореплаватель Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезии: «Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо было для них самым желанным товаром».
Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь купить свинью. Во время визита Кука на один из островов он преподнес в качестве подарка местным жителям горсть гвоздей. Видимо, туземцы первый раз видели эти странные предметы и не знали, что с ними делать. Попытки Кука объяснить, для чего нужны эти предметы, ни к чему не привели. Помог верховный жрец - крупный специалист по любым вопросам... Что посоветовал своему племени жрец?
Ответ. С важным видом он изрек несколько слов, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили, что из посаженных палочек вскоре вырастут деревья, увешанные связками гвоздей, подобно банановым; собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

Почему погибла полярная экспедиция?
В 1910 г. английский исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много месяцев продвигалась экспедиция к цели, по пути оставляя небольшие склады с продовольствием и керосином - запасы на обратную дорогу. В 1912 г. пять человек достигли Южного полюса, но каково было их разочарование, когда они прочитали записку, оставленную норвежским исследователем Руалем Амундсеном - он опередил их на месяц.
Однако главная беда подстерегала экспедицию на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестяные банки, в которых он хранился, были пусты. Уставшие и продрогшие люди не могли согреться и приготовить себе пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там в банках не оказалось керосина. Обессиленные люди не смогли больше сопротивляться холоду, и экспедиция погибла. Каким образом исчез керосин?
Ответ. Керосин испарился через оловянные пайки, которыми были запаяны жестяные банки. Это явление называют «оловянной чумой», когда под действием очень низких температур олово «заболевает» и из твердого металла превращается в серый порошок.

Свинец карает завоевателей
Недалеко от Кутаиси находится памятник средневековой архитектуры - Гелатский монастырь. В его храмах сохранились бесценные росписи, фрески, мозаика, но его камни хранят и другие следы. В полумраке главного храма видна маслянистая копоть, похоронившая под собой творения древних художников. Эту недобрую память оставили о себе монгольские завоеватели. Захватив храм, они превратили его в конюшню, разожгли в нем костер и стали жарить на нем конскую тушу. Но, как гласит легенда, пиршеству не суждено было состояться: внезапно на головы осквернителей храма низверглись потоки расплавленного свинца.
В страхе, оставив награбленное, завоеватели бежали, уверенные, что их настиг гнев божий.
Откуда мог взяться свинец в расплавленном состоянии?
Ответ. Оказывается, еще во время строительства монастыря по велению царя Давида в кровлю главного храма был залит свинец. И вот теперь, когда пламя костров нагрело стены и кровлю, свинец расправился и огненным дождем пролился на завоевателей.

Сцена 7

Игра «Крестики-нолики»

К доске выходят по одному человеку от команды. Начерченное игровое поле заполняется, если собственный ответ правильный или неправильный - у соперника. На каждый вопрос можно отвечать только «да» или «нет».
1. Аргентина названа в честь серебра? (Да.)
2. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? (Да.)
3. По легенде, царя, который получил в дар от бога способность превращать все предметы в золото, звали Дионис? (Нет, Мидас.)
4. При золочении купола Исаакиевского собора погибло 60 человек? (Да.)
5. Гривна - это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли.)
6. Английский король Генрих VIII (1491-1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленый оттенок. (Нет, он подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Через некоторое время самая выступающая часть монеты - нос - становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.)
7. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? (Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.)
8. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронзы, а латуни? (Да.)
9. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. (Да.)
10. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да.)
11. Денежная единица империал в России появилась из Франции, где она была названа в честь Наполеона. (Нет, она появилась в России, достоинством в 10 рублей, при императрице Елизавете Петровне.)
12. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? (Да.)
13. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (Да, этот завод находится в Польше.)
14. Статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да, продали ее сирийцам.)
15. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (Нет, она была из олова и воска.)
16. Ученые Земли провели опыт по созданию искусственной кометы из бария? (Да, в 1984 г. западногерманский спутник выпустил 2,5 кг паров бария. Эта комета просуществовала 20 мин.)

Сцена 8
Каждая команда разгадывает кроссворды, составленные другой командой. Оцениваются быстрота исполнения и оригинальность кроссворда.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Сценарий

КВН «Всё на свете – химия»

Разработка учителя-методиста химии

Янтарненской ОШ I - III ступеней

Красногвардейского района АРКрым

Шмалько Т.В.

I Представление команд.

Команда «Элемент»:

На поле битв

Вам шлем привет!

Готовы мы сразиться.

Пусть будет знаньем враг убит,

Нам не посрамиться!

Век химизации вокруг!

Нам – Менделеев – лучший друг,

А в напряженнейший момент

Придет на помощь… (все)

ЭЛЕМЕНТ!

И мы вступаем в бой с друзьями,

Мы не одни, ведь знанья с на ми. Все: Неплохо очень играть в КВН,

Готовясь к нему, учить целый д ень.

Капитан:

Если б я был в жюри и судить бы мог,

Уверяю, друзья, был бы я не строг… Все: Неплохо очень играть в КВН,

Готовясь к нему, учить целый день!

Судьи, наш презент примите:

Вот – химический пирог.
В нем начинка – углерод,
Кислород, азот, белки,
Все гидриды и жиры.
А начинка – химикат,
Приготовлена на новый лад.
Взяли медное ведро,
Подключили ток в него.
А потом туда бросали:
Чьи-то старые сандалии
И картошечки немножко,
Шелухи четыре ложки.
Сахар тоже прибавляли
И свинцовым называли.
Потом залили все водой
И азотной кислотой.
Фильтровали восемь раз.
Угощайтесь, просим вас! (Хором.)

Команда «Химик и » (букет из хим. элементов)

Судьи наш букет примите

В дар – знак большого уважения.

Справедливо рассудите

В битвах на поле сраженья.

Боевой оплот у нас –

Знамя химии чудесной,

Отстоять его подчас

Трудно в жаркой схватке честной.

Смех болельщиков и шутки –

Все должно помочь в сраженье,

Не теряя ни минутки,

Мы рванемся в наступленье .

Соперникам: Мы вам желаем в этой встрече
Активными, как натрий, быть,
Своими шутками веселыми
Присутствующих рассмешить...

Поют:

Нам суждено пролить все то, что льется.

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам,

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим останется сам.

Будем химию любить, будем с химией дружить,

Потому что нам, друзья, без нее прожить нельзя!

    Разминка.

Вопросы командам (выбраны из вопросов предварительной викторины):

1) Кто сказал: «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие»

(М.В.Ломоносов)

1) «Посев научный взойдет для жатвы народной»

(Д.И.Менделеев)

2) Самый распространенный на земле хим.элемент

(Кислород)

2) Кто такой хлорофилл? (Любитель хлора)

3) Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе хим.элементов?

(Водород)

3) Какой элемент всегда рад?

4) Какой неметалл является лесом?

4) Какой элемент вращается вокруг солнца?

5)Какой хим.элемент состоит из двух животных?

5) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

6) В состав какого металла входит дерево?

6) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?

(Платина)

7)В состав двух элементов входит напиток морских пиратов.

(Хром, Бром)

7) Что общего между сажей и алмазом? (Углерод – простое в-во)

    Конкурс «Черный ящик»

Ведущий:

    В ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостью Господней, символом благополучия. Без него нельзя обойтись в металлургии, при изготовлении керамики, без него не было бы кожаных ботинок и много еще чего. Без него ни один дом не обходится.

(поваренная соль)

Помощник 1:

NaCl – всем это ясно.

Съесть нисколько не опасно.

Друга хочешь ты найти –

С ним пуд соли проглоти.

Ведущий:

    В ящике находится вещество, о котором сказал академик Вернадский: «Это самый дорогой минерал на Земле».

(Вода)

Помощник 2 : Это чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный,

Картины нашей жизни красит

В своих трёх важных ипостасях.

Пока жюри подсчитывает баллы, болельщики поют частушки о безопасном поведении в кабинете химии (из интернета)

Прежде чем начать работать,

Парту надо расчищать,

А не то учебник будет

Под рукой тебе мешать!

Мы работаем по парам,

Чтобы не обдало жаром, Если на руку попала

Ты пробирку отверни Капля жидкости какой,

От соседа впереди. Поспеши промыть то место

Ты холодною водой.

Вдруг тебе попал на кожу

Ядовитый химикат:

Срочно смой его водою,

Не то будешь сам не рад!

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь о
травиться.

Нюхать нужно осторожно,

И при том, махнув рукой

И тогда не будет плохо

У ребёнка с головой.

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.

Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

Вы не думайте, друзья,

Что пришла так в школу я.

Злая щелочь платье съела,

Вот такое, братцы, дело

Но если хочешь ты учиться,

Запомни раз и навсегда:

Не стоит слишком торопиться

Свершать опасные дела.

    Конкурс «Химия в поэзии» Дом.задание.

Ведущий:

Сопровождение – иллюстрации на интердоске.

- команда « Элемент »

Я собрался на прогулку,

Чтоб на внешний мир взглянуть.

И пошел по переулку,

Широко расправив грудь.

Огляделся, присмотрелся…

Вот по близости завод.

А из труб его, представьте,

Так и вьется углерод!

Я застыл от изумленья

И на черный дым глядел:

Нет здесь полного горенья ,

Кочегар не доглядел.

Вышел к речке. Примечаю –

Как-то дышится легко.

Плещет в берег, набегая

Мне на ноги Аш-Два-О.

Я вдыхаю полной грудью

И азот и кислород.

Сколько окислов вокруг здесь,

Сколько солей и кисло т!

- команда «Химики»

В природе ничего другого нет Железо у меня в крови,

Ни здесь, ни там – в космических глубинах, Кальций – опора внутри.

Все от песчинок малых, до планет Магний ем я на обед,

Из элементов состоит единых. Цинк от рака и сто бед.

Фосфор ток даёт мозгам, Солю натрием еду,

Калий нужен всем сердцам. От нитратов убегу.

Углеродом я пишу, А от химии вообще

Кислородом я дышу. Не укрыться нам нигде.

А так как наша столовая тоже является окружающей средой, мы сами сочинили стихи о химии в этой среде:

Свои стихи мы сочинили про вещества в столовском мире!

Раньше в столовую придёшь,ацетончик там найдёшь:

В чипсах, палочках, конфетах…Нет его в мясных котлетах.

Но котлеты нам не дали, и тогда мы заказали

Нитро-дифенил-кетон. Тётя Клара удивилась: это блюдо ей не снилось.

А повар химию учила – сосиськи в тесте нам вручила.

А сосиськи не простые- нитро-фенил –соевые.

А соя йоду угрожает- в щитовидку не пускает.

А без йода нам никак – получается дурак!

А теперь министр наш от ацетона школу спас:

Запретил химопродукт деткам малым подавать.

Теперь дают нам овощ – фрукт, ватрушки с творогом жевать.

С яблоками пирожки, хочешь – сок себе бери.

Ведь столовая – среда, окружает нас всегда.

С химией даёт сражаться – витаминами питаться.

    Конкурс знатоков.

Ведущий :

Узнать элемент по его характеристике:

Ком анде «Химики» ( На интердоске – презентация подсказок)

Он яркой звездой загорится

Белый и легкий металл.

В тринадцатой клетке таблиц е

Почетное место занял.

Для легкости в сплавы дается ,

Мощь самолёта создал.

Тягуч и пластичен,

Отлично куётся,

Серебряный этот металл.

В составе багровых рубинов,

В сапфировой сини огней,

В серой обыденной глине,

В виде наждачных камней -

Всюду металл этот вижу

В отчетливой клетке из линий. (Алюминий)

Коман де «Элемент»: Внимание на экран!

Ослепительным пламенем ярким,

Как звездочка, вспыхнув, горит (Магний)

Металл этот белый и легкий

В двенадцатой клетке стоит.

В технике сплавов нашел примененье

Как стойкий и легкий металл,

И в дни самолетостроенья

Он важное место занял.

Команде «Химики» : Внимание на экран!

(Натрий)

В свободном вид е

В природе нет его нигде,

В солях открыть его возможно.

Желтеет пламя от него

И получить его из соли можно...

Как Дэви получил е го.

Команд е «Элемент»:

Горит лиловым в кислороде,

Свободным нет его в природе.

Но соль находит примененье

Как для растений удобренье -

За что и ценится в народе. (Калий )

Команде «Химики»: Внимание на экран!

Едва ли знаете свободным

Тот элемент, который здесь

Мы обсуждаем очерёдным.

Однако, помните, он весь

Скрывается от наших взоров

В стекле, песках и хрустале.

И без сомненья вы найдёте

Его повсюду на земле (Кремний)

Команде «Элемент»: Внимание на экран!

Красноватый будто цветом,

Ковкий, мягкий. Как металл

Из кислот же он при этом

Водород не выделял.

Только может окисляться,

Коль нагреем на огне

Право, можно догадаться

Вам теперь уже вполне. (Медь)

Пока жюри подсчитывает баллы, влюблённый химик читает стихи (из интернета):

Я для тебя, наверно, умер весь.

Ты превратил ась в щелочную взвесь.

А может, взвесь, предельно сволочную.


Лимонной кислотой в лице твоём

Заполнить можно мелкий водоём.

И ты меня всегда нейтрализуешь.

Я всё равно люблю тебя такую.

Реакцией обиды пепелишь,

Осадком выпадет любой: я паникую.

И ты периодически бурлиш ь

Я всё равно люблю тебя такую.

    Домашнее задание: «Следствие вели…»

Ведущий : Команде «Элемент» :

Вот перед вами картины с изображением мухомора, хвоща, морской водоросли и фиалки трехцветной.

Какая связь между этими растениями и химическими элементами?

\

( - некоторые растения обладают способностью накапливать в себе химические элементы:

Морская водоросль – йод,

Мухомор – ванадий,

Хвощ – золото,

Фиалка – цинк. )

Ведущий :

Команде «Химик ». На экране картина с осенним пейзажем.

Назвать химические элементы, соединения которых используются в качестве красок?

( - цинковые белила – оксид цинка – ZnO

Свинцовый сурик – оранжевый оксид свинца – Pb 3 O 4

Киноварь – красный – сульфид ртути – HgS

Берлинская лазурь – синяя – Fe 4 [ Fe ( CN ) 6 ]

Хромат свинца – желтый – PbCrO 4

7. Конкурс «Пантомима»

Ведущий :

Каждая команда должна показать пантомиму получения газа. Если кто-то из зала узнает, какой газ получен, команда заработает 2 балл а.

Команда «Элемент»:

( Получение водорода. )

Команда «Химик»:

( Получение аммиака. )

Пока жюри подсчитывает баллы, болельщики показывают танец, говорящий о типе химической связи.

8. Конкурс «Химия и здоровье»

Ведущий: После ответа на вопрос на экране появляется иллюстрация, подтверждающая правильный ответ.

    Недостаток какого хим.элемента ведет к слабоумию ?

(Йод)

    Недостаток какого элемента вызывает угри на коже?

(Калий)

    Недостаток какого элемента вызывает сильный запах пота? (Магний)

    Какой элемент необходим для борьбы с малокровием ? (Железо)

    Без какого элемента у нас будут ломкие кости?

(Кальций)

    Без какого вещества белки не могут перевариться в желудке? Какую среду это вещ ество образует? (Соляная кислота, кислую среду) HCl


7) Какое вещество учителям необходимо употребить для восстановления энергии после урока в 8 –а классе?

(Углеводы – сахар, глюкозу)

    Какой элемент успокаивает нервы?

( К, Br – калий, бром)

9. Конкурс капитанов.

Ведущий: Вопрос команде «Химики»:

О чём идёт речь? «И каждый знак её взлелеяв суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев в природе понятое им»

(о периодической таблице)

О каком веществе идёт речь? « От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

Но я бросаюсь в воду без оглядки,

И здесь уже не съест меня среда»

(о метил- оранже)

О каком явлении идёт речь: «Купорос мой медный, почему ты бледный?

Потому я бледный, что огонь мне вредный.

Воду принеси мне – снова стану синим.»

(о превращении синего кристаллогидрата меди(II ) в бесцветный

сульфат меди (II ) и обратно)

Вопрос команде «Элемент»: Внимание на экран!

О каком явлении идёт речь? «Сначала - вода

Потом - кислота!

Иначе случится большая беда!»

(о правилах безопасного растворения кислот в воде)

Вопрос команде «Химики» Внимание на экран!

О каком химическом элементе идёт речь:

«Убийца, спрятавшийся в солонке» ? (о хлоре)

Вопрос команде «Элемент»: Есть ли серебро в серебряной краске? ( нет)

Вопрос команде «Химики»: Внимание на экран!

Без какого элемента не обходятся перезаписываемые компакт-диски?

(Палладий)


Вопрос команде «Элемент»: Какой элемент используют при изготовлении сливных труб на домах? (цинк- Zn )

Пока жюри подсчитывает баллы, прослушаем песни об уроке химии (Из Интернета )

    Все хорошо сегодня было в школе,
    Дела идут, и жизнь легка,
    И я ничем плохим не отличилась,
    За исключеньем пустка:

Начался химии урок,
И вызывает педагог.
Ну я, как водится, иду,
Уже предчувствуя беду.
А он принял серьезный вид.
«Найдите серу!» – говорит.
Ну я, конечно, не ропщу,
Сперва в пробирках я ищу,
Затем все колбы открываю,
Ничего не понимаю.
Я ткнула пальцем наугад.
«А это кальций», – говорят.
Я снова ткнула не туда,
И «двойку» ставят мне тогд а.

А в остальном сегодня было в школе
Все хорошо, все хорошо!

    Учителка по химии
    Хотела стать
    певицей .
    Учителка по химии
    Так любит веселиться.
    Она выводит весело
    Мне двойку в дневнике
    И напевает песенку
    О медленной реке,
    Где плот плывет вдоль берега,
    Качаясь в аш-два-о...
    Мне химия до лампочки -

    Не знаю ничего!

10. Конкурс экспериментаторов – Домашнее задание.

Ведущий: Каждая команда подготовила занимательный опыт.

Команда «Элемент»: Букет роз .

Как-то милой я принёс целый ворох алых роз.

Не взяла она – и в слёзы: синие подай ей розы!

Зря объездил белый свет! Синих роз под солнцем нет!

Но я не отчаялся. Изобрёл специфический раствор. Сейчас я вам его продемонстрирую!

(Берёт 4 белых розы из фильтровальной бумаги, 3 - смоченных раствором хлорида железа (III ) – FeCl 3 , а одна –раствором фенол-фталеина. Перед ними 4 склянки с растворами : 1 – раствор ККС – железо-синеродистый калий, опускаем в него розу- получается зелёная роза; 2 – раствор танина, опускаем розу – получается чёрная роза.)

Поёт: Даром преподаватели время со мною тратили.

Даром со мною мучился самый искусный Маг!

Но я упорный! (Берёт 3 раствор – концентрированный аммиак, опускает розу, смоченную ф-ф, получается – красная; берёт 4 раствор – ЖКС –жёлтая кровяная соль, опускает розу – получается синяя («берлинская лазурь»). Пятую розу для нормального счёта берёт белую.

Дарит розы c воей девушке.

Команда «Химики»: Фото на память.

А мы хотим сфотографировать председателя жюри!

Берут большой лист бумаги , на котором заранее рисуют и высушивают лицо:

Овал лица, брови, нос – танином;

Глаза – ЖКС –жёлтой кровяной солью;

Волосы – ККС – красной кровяной солью;

Губы – роданидом.

Этим «чистым» листом бумаги крутят перед лицом председателя.

Теперь «проявим» фотографию:

(из пульверизатора опрыскивают невидимый рисунок раствором хлорида железа (III ).

Получилось! (Появилось цветное изображение).

Ведущий: Молодцы! Помощники, наградите команды молочком и малиновым соком, они устали.

Помощник 1 подаёт команде «Элемент» стакан, смоченный сульфатом натрия, а команде «Химики» - стакан, смоченный фенол-фталеином.

Помощник 2 наливает в оба стакана раствор гидроксида бария. (Получился в одном стакане малиновый раствор, в другом- молочно-белый.)

Ведущий: А сейчас наш «террорист» Влад Асилян покажет вам, как он может без спичек устроить поджог.

На дно большой фарфоровой чашки насыпают немного (полнаперстка) растертого в порошок перманганата калия и приливают несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит реакция с выделением озона. Накрывают смесь сухими древесными стружками. Между пальцами рук помещают тампончик ваты, обильно смоченный спиртом. Если протянуть руки над чашкой, произнеся слова-заклинания, и незаметно сжать пальцы, капли спирта упадут на смесь, она воспламенится и подожжет стружки. Этиловый спирт воспламеняется в атмосфере озона

Ведущий : А я вам покажу «вулкан» Показывают опыт «Вулкан» – разложение бихромата аммония, которое начинается при поджигании спирта, смачивающего кристаллы. Процесс сопровождается изменением окраски (с оранжевой на зеленую), вспучиванием и разбрасыванием порошка образующегося продукта Cr 2 O 3 (из-за выделения газа N 2 и паров воды), а также искристым пламенем.

Ведущий:

КВН наш занимательный

На этом окончить хотим мы.

И желаем всем обязательно

Отличных успехов по химии.

Награждение команд.

Цель урока:

    Проверить усвоение материала о первоначальных химических понятиях.

    Выявить пробелы знаний и наметить пути их преодоления.

    Закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам,

    Закрепить и обобщить умение применять знания, полученные на уроках, на практике.

    Продолжить формировать навыки коллективной работы.

    Воспитывать потребность во взаимопомощи.

    Развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Групповая работа:

    Взаимопомощь – старших в группе.

    Монологическая речь.

    Самооценка – взаимный контроль.

    Письменная работа – оценка в тетради и в оценочном листе.

    Представитель – отвечает от группы (уточнение, дополнение, исправление).

Роль учителя:

    помощь;

    поощрение.

    создание творческой атмосферы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. КВН - работа команд.

(Но у каждого учащегося на парте листок бумаги и ручка. Они принимают участие, сами оценивая себя.)

III. Подведение итогов, заключительное слово учителя, выставление оценок. Вулкан в честь победителя.

Урок начинается музыкой: звучит 1-я часть “Богатырской симфонии” Бородина.

Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята!

Я вижу, все улыбаются, а это сейчас главное. Наш урок начался с Богатырской симфонии А. Бородина. Вы спросите, какое отношение имеет Бородин к нашему уроку? Cамое прямое. Это русский химик, выдающийся русский композитор. “Господин Бородин” - часто говорил студенту профессор Зинин - “поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю большие надежды.”

Занимайтесь музыкой” - призывал уже известного профессора-химика композитор Римский-Корсаков.

Но Бородин не мог жить ни без музыки, ни без химии. Приведу пример. 1872 год. Бородин открывает новый тип химических реакций: альдольная конденсация. В этом же 1872 году он написал отдельные сцены из оперы “Князь Игорь” и первую часть “Богатырской симфонии”. Вот так может работать человек. Пусть он будет для Вас хорошим примером.

Сегодня на уроке КВН мы проверим ваши знания первоначальных химических понятий, и пусть вы не станете в жизни великими химиками, но эти знания вам помогут плыть по морю химической науки. А те, кто забыл знаки, валентность, плохо решает задачи..., с таким грузом далеко не поплывешь. Но зато они узнают о своих проблемах, а мы поможем эти проблемы устранить.

Жюри (в жюри приглашаются родители,учителя, старшеклассники, они получают заранее приготовленные инструкции, правильные ответы и решения).

Каждый конкурс оценивается так: за правильный ответ 10 баллов, аукционы - по 5-балльной системе; весь класс-победитель получает по 5 баллов; побежденный класс в зависимости от участия и активности получает по 4 или 5 баллов.

КВН у нас идет 2 урока (урок + кружок или классный час, но идеально это все провести и закончить за 60 минут), поэтому одна графа будет заполнена, а другая - для индивидуальной оценки, работа каждого будет учитываться.

Ваша активность при работе, решении задачи, подсчет уравнений. И первая оценка выставляется жюри, а вторая жюри + учитель. Но если первую оценку вы получили сразу, то вторую можно получить на 2 уроке т. к. мне нужно проверить ваши записи.

КВН “Что мы знаем, что умеем”

УЧИТЕЛЬ: Открываем наш клуб веселых и находчивых химиков. Командам занять свои места! Познакомьтесь с нашим жюри! А теперь, команды, представьтесь друг другу

8 А класс

Мы пришли сюда сразиться, чтоб заслуженных побед побед добиться!
Напомним вам из уваженья, что тот не будет побежден
В большом химическом сражении, кто в химии силен.
Мы вам желаем в этой встрече активными как цезий быть!
Своими шутками и речью жюри и всех нас покорить.

8 Б класс Все на химии стоит.

Ты куда идешь? В химчистку! Ну а ты? – на химзавод.
На химическом заводе суета!
Мы из нефти шелк получим. Вот так будет красота.
Газ воды зашел напиться, хим. реакция идет.
Все на химии стоит.
Тот, кто лучше ее знает, тот сегодня победит!

Учитель-ведущий: Приступаем к разминке. Команды предлагаетсят по 5 вопросов (домашнее задание).

Спрашивает команда 8 А класса

    Какие простые вещества, находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром; ртуть)

    Кто подтвердил и в каком году закон Ломоносова? (Как сложилась судьба этого человека?)

    Что называется коэффициентом? Зачем он нужен?

    Что обозначают записи:-5С; 5Н; О; 2Нg; 5О 2 ; Н 2 О; Н?

    Написать правильно формулу - ВО; ZnО; SO (VI); ClO (VII) PO

Спрашивает команда 8 Б класса

    Какие 2 химические вещества мы встречаем дома каждый день (Н 2 О; NaCl)

    Кто придумал слово “ термометр”?

    Что такое молекула?

    Что обозначает запись 4Н; 3О 2 ; СuО; 8S; Р; Н 2 О; 3Мg?

    Написать правильно формулу - КS (S – II), FeO (Fe - III), CuO (Cu – I), NaO, AlO.

ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 20 ОЧКОВ - max 30 сек.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА (старшеклассники показывают опыты-фокусы несгораемый платок, змея из таблетки норсульфазола и др.)

Конкурс капитанов

8 А класс

    Откуда пошло слово “атом”, что оно обозначает?

    Кто такой Р. Бойль, в чем он ошибался?

    Какие способы разделения смесей вы знаете?

8 Б класс

1) Что такое валентность?

2) Какое теоретическое и практическое значение имел закон сохранения массы вещества?

3) Назовите важнейшие физические свойства веществ.

За каждый ответ 20 очков, мах 30 сек.

Капитаны получают по одинаковой задаче: кто быстрее и правильнее решит.

(Написать уравнение реакции и рассчитать, какое количество вещества, и какова масса, получившегося оксида магния, если сгорело 6 г магния. (При желании можно заменить более актуальной.)

Аукцион у доски

1 человек от команды болельщиков

Кто быстрее?

5 тел - 5 веществ

По 5-балльной системе (у доски мел)

Конкурс 1–2 человека

На доске таблица с предложениями и графами для фиксации.

Красные - элементы

Синие - вещества

    в составе чистой воды содержится кислород

    рыбы дышат кислородом растворенным в воде

    газометр заполнен кислородом

    при разложении оксида ртути выделяется кислород

    в состав оксида ртути входит кислород

    сухой лед состоит из углерода и кислорода

    кислород входит в состав воздуха

Участники начинают одновременно.

За каждый правильный ответ 10 баллов.

Аукцион №2. Кто быстрее.

Кто напишет больше названий химических элементов с окончанием –ий-

По 5-балльной системе (у доски – мел).

Конкурс №2

2 человека от каждой команды.

Изобразить, что происходит при неправильном обращении со спиртовкой; 10 мин пока они готовятся.

Аукцион №3

По одному человека от каждой команды. Расставить карточки с символами химических элементов в алфавитном порядке в соответствии с русским названием.

N Al H Fe Ca O Mg Cu Na Hg S C P Cl Zn

По 5-балльной системе.

Конкурс №3

Отличить чистое вещество от смеси.

Задание по 1 человеку от команды, время 1 минута

Синее – чистое.

Красные – смесь.

    Сахар

    Морская вода

    Почва

    кислород

    Воздух

    Молоко

    Гранит

За каждый правильный ответ - 10 баллов.

Кокурс №2

Показ нарушений техники безопасности при работе со спиртовкой.

По 10-балльной системе

Аукцион №4

Кто быстрее составит уравнение реакции (запись на доске 2 раза).

Fe + HCl = FeCl 2 + ?

Al + O 2 = ?

CaCO 3 = С aO + ?

Al + HCl = AlCl 3 + ?

Fe(III) +О 2 = ?

Болельщикам - определить тип химической реакции. Жюри определяет активность болельщиков по 5-балльной системе.

Экспериментальная пауза.

    Превращение воды в молоко

Растворы BaCl 2 и Na 2 SO 4

    Воды в кровь”
    2 стакана H 2 O
    1 + FeCl 3 (Cl 2) + 1 роданит аммония

Конкурс №4

Сахарf C 12 H 12 O 11

Соли NaCl

Соды Na 2 CO 3

Воды Н 2 О

Кислорода О 2

Считает весь класс, оценивают первого и последнего участника. Каждый правильный ответ 10 баллов, мах время 5 мин.

Аукцион №5 Назови химическую посуду и принадлежности.

По 5 предметов.

По 5-бальной системе

Конкурс №5 ВИКТОРИНА.

    Какой элемент назван в честь острова? Почему? (Cu)

    Какой элемент открыли в тазу с бельем? (Na)

    Жидкое серебро – о чем идет речь? (Ртуть)

    Найти в Периодической системе луну и землю? (Cелен и теллур)

    Какие элементы названы в честь стран, каких?

    Как называется фиолетовый элемент? (Иод)

    Какой химический элемент известен, как косметическое средство? (Сурьма)

    Какие жидкие химические элементы вы знаете? (Бром и ртуть)

    Кто ввел единые химические обозначения? (Берцелиус)

    Назовите основные правила поведения в кабинете химии.

Каждый правильный ответ 10 баллов,

Слово предоставляется жюри (жюри подводит итоги, считает набранное количество баллов, высказывает свое беспристрастное мнение).

Вручение грамот,поздравления и Вулкан в честь победителя.

В оставшееся время - решение познавательных задач.

Подведение итогов, выставление оценок.

Если остается время, можно послушать доклады: “Пластилиновая ворона”, “Тайна Бертольда Шварца” и любые другие

Шутки, музыка.

Ведущий 1: Начинаем КСН(Клуб Сообразительных и Находчивых). Сегодня в нем участвуют
команды восьмых классов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и
точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время,
дисциплинированными. Представляю вам членов жюри.
Представление жюри
Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
А теперь – наши команды!
(Выход команд.)
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда "Золотая молодежь".!
Капитан 1 команды: Наш девиз – (хором)
"Наш девиз всего два слова –
химичишь сам – трави другого!"
Наша речевка:
Золотая молодежь! И не любим мы скучать! С удовольствием мы с вами в КСН будем играть! Но
,соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней,наша дружба
крепнет в ней!
Приветствие соперников:
Капитан "Золотой молодежи": Разрешите передать вам наш чистый, пламенный привет. От
всего сердца желаем вам успехов в учебе и труде. А сейчас поприветствуем жюри!
О, судьи добрые! Не уроните вашу честь, судите правильно и честно,чтоб в КСНе все учесть!
Ведущий 2: Болельщики! Поаплодируйте команде "Золотая молодежь»" и дадим слово для
приветствия команде "Живая вода»".
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) "Живая вода".
Наш девиз –
Мы ребята­просто класс! Не найдете лучше нас! Мы к победе только рвемся,никогда мы не
сдаемся.
Наша речевка­
Если у вас с утра нарушен кислотно­щелочной баланс, не надо бить друзья баклуши или впадать
от горя в транс. У вас проблемы с волосами? Вы пролили на скатерть жир? Вы убедитесь в этом
сами­без химии, друзья,не жить. Чтоб жить спокойно и без стрессов, чтоб фтор от хлора
отличить, мы не отстанем от прогресса и будем химию учить!
Приветствие соперников и жюри команды «Живая вода».
Наша команда приветствует всех участников сегодняшнего мероприятия. Крепкого здоровья всем
и успехов во всем.

Наше привнтствие жюри: Пусть ваша совесть будет чиста, как в этой колбе вода!
(Подносят жюри колбу с водой.)
Ведущий 1: Представление эмблемы команды «Золотая молодежь»
Команда «Живая вода»­ваша эмблема.
Ведущий 1: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибальной
системе. А мы проведем традиционный конкурс любого КСН – разминку, по 3 вопроса каждой
команде.
РАЗМИНКА на знание периодической системы элементов
(За каждый верный ответ – 1 балл.)
Ведущий 1: ("Живой воде") Какой элемент всегда рад? (Рад – он).
Ведущий 2: ("Золотой молодежи") Какие элементы утверждают, что "могут другие вещества
рождать"? (Углерод, водород, кислород).
Ведущий 1: ("Живой воде") Какие элементы утверждают,что соль рождают.(Галогены)
Ведущий 2: ("Золотой молодежи") Как называется положительно заряженная частица,
которая образуется при пропускании тока через раствор электролита? (Катион).
Ведущий 1: «Живой воде» Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое
вынужден был красить Том Сойер? (Бор – забор).
Ведущий 2: «Золотой молодежи» Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний
– маг).
Ведущий 1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости.
Объявляем 1 конкурс.
КОНКУРС­ Шарады
Ведущий 2: Корабли меня обходят, знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменишь, то металлом окажусь(мель­медь)
Ведущий 1: Мы первым слогом позовем кота,вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет, и целым станет слово…(кислота)
Ведущий 2: Жюри подведет первый итог – разминка и 1 конкурс.
(Слово жюри.)
Ведущий 2:
Итак, первая ступенька преодолена. Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – №2.
2 КОНКУРС. Подготовленное домашнее задание (Инсценировка)

Команда «Живая вода»
В одном химическом королевстве жила волшебница, звали её Водой. Она была
красива и умна. Она, без цвета, без запаха, без вкуса. Её плотность составляла 1 г/ см
в кубе. Она являлась хорошим полярным растворителем. Вода хотела быть
знаменитой в своём химическом королевстве и поэтому решила отправиться в
путешествие. Она шла уже 5 часов, и, наконец попала в страну щелочных металлов.
Стоило воде приблизиться к ним, как они сразу растворялись в ней. К удивлению,
некоторые металлы горели в воде. Мимо проходил бесцветный фенофталин и
плакал. Одна капля слезы упала в раствор и она стала малиновым цветом. Вода
воскликнула: Ооо с этими металлами я превращаюсь в щёлочь.
А кругом кричали: Едок, едок, не подходи к нам. – Они боялись щёлочь как огня.
Испуганная вода побежала дальше. Скоро она пришла в город и решила зайти в
магазин. Кислотных оксидов. А кислотные оксиды обрадовались, набросились на
воду и превратились в кислоты. Вода плакала
­ Как же это так! То металлы превращаю в щёлочь, то кислотные оксиды в кислоту!?
Потом посидев и подумав, успокоилась и сказала: Эти вещества, щёлочи и кислоты,
опасны, но нужны людям! Продолжая своё путешествие, вода попала в город солей.
Как же соли обрадовались, что произойдёт гидролиз. В какую бы сторону не
направлялась вода, она образовывала только полезные вещества для человечества!
В дневнике молодой путешественницы – воды, были найдены следующие записи,
которые вошли в учебники учащихся:
1 Вода взаимодействует с активными металлами, образуя щёлочь.
2 Вода взаимодействует с основными оксидами, тоже образуя щёлочь.
3 Вода взаимодействует с кислотными оксидами, образуя кислоты, но один кислотный
оксид отказался дружить с водой – Si O2
4 Под действием воды образуется гидролиз солей, т. е. вода совершает с ними чудо,
волшебное превращение.
5 При растворении кислот в воде, она нас предупреждает быть осторожными. Сильная
любовь кислот к воде при растворении приводит к вскипанию и выделению
большого количества кислоты.
Вот и всё. Об этой волшебнице ­ чуде можно говорить без конца, но этой сказке
конец. В 9 классе будем изучать другие чудеса красавицы воды.
Команда «Золотая молодёжь»(Сказка о кислотно­основном инстинкте.)
Хотите о любви повествование? Извольте: расскажу начистоту историю о том, как
основание однажды повстречало кислоту. Бесцветная, в пробирочке с бюреткою, Но
так чиста, беспримесна, светла, смотрела кислота на щёлочь едкую сквозь слой
лабораторного стекла. И прошептала щёлочь словно пьяная с крепышки не сводя
влюблённый взор
« Ах милая, какая вы соляная! О, этот водород! О, этот хлор! Клянусь, что никого не видел
краше я! Я, едкий натр, всю жизнь о вас мечтал! ОАШ мой так пленился вашей
АШею, Что раскалён мой щёлочной металл! Мне так соединиться с вами хочется!
Сольёмся же, любимая, в одно О, как нам в общей колбе заклокочется! А может

быть, в пробирке – всё равно!» И дрогнула соляночка прекрасная, Прониклась той
же радостной мечтой… И вот десница лаборанта властная соединила щёлочь с
кислотой!
Она была активная и сильная, был крепок он, являя свой задор. К АШ – плюсу льнула
группа гидроксильная, и к натрию притягивался хлор…
И слышалось шипение, бурление, вскипала страсть, искрились пузыри… И это длилось
целое мгновение. От силы – два. Не более чем три… И что осталось от былой
активности? Одна солоноватая вода. Да мокрый лакмус, бледный до противности.
(Чего краснеть?­Нейтральная среда…)
Конкурс № 3. (Конкурс капитанов)
Ведущий 1:
В периодической системе очень много элементов.
Вы найдите нам такие, начинались чтоб на "К".
А кто больше всех найдет, больше баллов наберет!
(За каждый элемент – 1 балл.)
Ведущий 2: Пока капитаны выполняют свои задания еще один конкурс между командами­
« Перестрелка»
Каждая команда задает соперникам вопрос по биографии Д.И.Менделеева и показывает свою
презентацию.
Команда «Живая вода»
1. Как называется семейство элементов первой группы главной подгруппы?
2. Как называется группа элементов, подобных лантану..(Лантаноиды)
3. В каком году Д.И. сформулировал периодический закон? (В 1869 году)
4. Известно,что однажды Менделеев совершил полет на воздушном шаре.С какой
целью? (Для наблюдения за солнечным затмением.)
5. Всякое открытие имеет свой день рождения.Назовите год рождения
периодической системы. (1869 год)
Команда «Золотая молодежь»
1. Дата рождения Д.И.Менделеева?(8 февраля 1834год.)
2. Как называется семейство элементов восьмой группы главной подгруппы?
3. У каждого человека есть свое хобби.Чем любил заниматься Менделеев в
свободное время?(Менделеев любил клеить из кожи различные вещицы,
мастерить чемоданы, наклеивать в альбом собственноручно выполненные
фотографии.)
4. Какой элемент назван в честь Д.И.Менделеева?(Менделевий)
5. Как называется группа элементов подобная актинию? (Актиноиды)

Ведущий1: Представление стенгазет.
Команда «Живая вода»
Команда «Золотая молодежь»
Ведущий 2: Ну, а теперь, наше жюри, Конкурс капитанов нам оцени!
А пока жюри решает,с вами, зрители, играем! Кто верный ответ дает,
Своей команде очко принесет!
Назовите нам сейчас Самый легкий в мире газ! (Водород)
Горизонтальный ряд химических элемнтов называется…(период)
Вертикальный столбец химических элементов называется…(группа)
На какие две группы делятся периоды?
Наше жюри подвело итоги!
(Слово жюри – подведение итогов КВН.)
Ведущий 1:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
Что химия волщебница знают все на свете.
Ждут многого от химии и взрослые и дети
Но, чтоб волшебниками стать, нужно многое узнать.
Учитесь друзья, не ленитесь!
Ведущий 1:
На этом наш вечер заканчивается. Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!

Loading...Loading...