Теоретическая и эмпирическая, интерпретация понятий.
Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставление теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.
Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: Сопоставление данного понятия с. другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором - эмпирическое.
Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов.
Прямой эмпирической интерпретации, через «правила обозначения», подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые выступают в качестве «представителей» системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через «правила вывода») терминов и предложении системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями.
Одним из «правил обозначения» является операциональное определение. Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. В простейшем случае - это указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных зависимостей.
С онтологической точки зрения эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и измерение, таким образом, осуществляются через систему специально разработанных эмпирических показателей, которые позволяют сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологического исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие «отношение к труду» нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путем. Его можно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, - отношение к данной работе на данном предприятии. Последнее из этих понятий - «отношение к работе» - также можно разложить на ряд характеристик. Это объективные характеристики отношения к работе (производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операциональные определения.
Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентации - мнение - фиксируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель инициативности - число рационализаторских предложений - фиксируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпирического показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств («приборов» наблюдения и измерения), которыми располагает социолог.
Граница операциональных определений.
Операциональные определения не отражают всего значения теоретического термина социологической теории. Более того, не все понятия поддаются операциональному определению даже частично. Одно и то же теоретическое понятие может получить несколько эмпирических интерпретаций, Это значит, что оно имеет различные операциональные критерии применения, работающие в разных исследовательских ситуациях. Само по себе теоретическое понятие имеет некоторое независимое от операциональных определений и не выражаемое в них значение.
Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело социологи, уже как-то определены посредством неоперациональных определений. Последние их только дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Особенность операциональных определений заключается в том, что они ограничены областью чувственных данных наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство и недостаток. Достоинство в том, что они дают возможность исследователю опереться на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть, дополнены другими определениями.
Операционализация понятий в социологическом исследовании.
Oпeрационализация понятий - это специфическая, научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Это не только переход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпирическому, но и переход от одного средства получения знания к другому, от концептуального аппарата исследования к его методическому инструментарию.
Независимо от предмета исследования, будь то управление it планирование, социальное развитие трудового коллектива, социальная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая программа, снизанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием построения системы социальных показателей - исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов.
Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение - это, указание эмпирических значений теоретических смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов и шкал, то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.
Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции; перевод понятия в показатели (используются как операциональные, так и не операциональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если возможно, единицы.измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе,. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый показатель - взаимные выборы - и средство регистрации - простой подсчет.
Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характеризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого перевода должна быть совокупность существенных признаков. Однако образовать систему эмпирических показателей - это новее не значит найти совокупность признаков, хотя бы и существенных.
Указанное истолкование процедуры перевода понятий в показатели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фиксации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических понятий, сводя ее к набору признаков. Однако сформировать систему показателей- это значит указать не только эмпирические показатели (в роли которых в социологическом исследовании могут выступать существенные или отличительные признаки), но и средства их фиксации - индексы и шкалы. Кроме того, для построения системы показателей сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каждая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений.
Концептуальная модель.
При построении концептуальной модели социолог не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную па основе уже имеющейся теории. Moжет быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально построенную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, он может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию.
Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпирических показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из классификационных, сравнительных или количественных переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием.
Приведем пример из современной практики социологических исследований. Во всесоюзном исследовании «Показатели социального развития советского общества» вводится концептуальная модель, фиксирующая процессы социального развития общества зрелого социализма по таким определяющим общностям, как промышленный рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. На этих объектах прослеживаются объективные законы функционирования и развития социалистического общества и механизмы их действия.
Концептуальная модель предмета исследования является показателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее социологически значимые результаты.
Механизм действия социальных законов, в конечном счете, отражает взаимодействие всех базисных и надстроечных факторов социалистического общества, его производительных сил и производственных отношений (схема 2).
Развитие социальной структуры общества в условиях социализма есть управляемый планомерный процесс, осуществляемый в рамках экономической , социальной, культурной политики государства, определяемой на долгосрочную перспективу.
Социальная политика может, оказывать как прямое, так и опосредованное воздействие на социальную структуру- Прямое воздействие связано с крупными общественными преобразованиями и ведет к коренному изменению социальной природы и облика классов; и социальных групп. Опосредованное воздействие осуществляется через планомерное и постепенное изменение всей системы производственных, политических и идеологических отношений, которые обусловливают условия жизни и деятельности социалистических классов и социальных групп.
Систематически воздействуя на условия жизни и деятельности классов и социальных групп, общество оказывает существенное влияние на семью и личность, включенные в эти группы, хотя степень и эффективность этого влияния зависят от множества индивидуальных факторов, и в первую очередь от системы потребностей и ориентации семьи, данного индивида.
В процессе изменения социальной структуры и сближения общественных групп через развитие производительных сил и производственных отношений можно выделить следующие направления: изменение содержания труда (его субъективного и объективного элементов - развитости самой рабочей силы, структуры рабочих: позиций, технического базиса и функций труда); изменение общественного характера труда (уменьшение социально-экономической неоднородности физического и умственного труда), изменение условий политической, культурной, образовательной деятельности социальных групп.
Система деятельности (материальной и духовной), условий деятельности (производственных и внепроизводственных), потребностей и оценок (ориентации) социальной группы образует в своей совокупности механизм, посредством которого социальная группа воспринимает планомерное воздействие общества и реагирует на это воздействие.
На изменение социальной структуры, на усиление интеграционных процессов оказывает воздействие планомерное развитие производительных сил, материально-технической базы социалистического общества. Развитие материально-технической базы является составной частью расширенного общественного воспроизводства, которое проявляется в форме развития и изменения технико-технологических условий труда.
Другим направлением воздействия является система общественных отношений. В. И. Ленин различает материальные общественные отношения и идеологические. К материальным относятся производственные и бытовые отношения, к идеологическим - политические, культурные и другие отношения. На базе общественных отношений формируется целая совокупность социально-экономических и культурных условий жизнедеятельности. Это прежде всего социально-экономические и морально-психологические условия труда, условия политической, внепроизводственной, культурной и иной деятельности.
Совокупность технико-технологических и социально-экономических условий труда, быта, культуры является фундаментом, на котором базируется жизнедеятельность конкретной социальной группы. Условия жизни, сама деятельность и взаимосвязанные с ними социальные потребности группы охватывают в своей совокупности образ жизни классов или социальной группы.
Последним уровнем рассмотрения является личность с ее системой потребностей и ориентации. Воздействие социалистического общества на личность опосредовано целой системой социально-экономических и технико-технологических условий, образом и качеством жизни общественной группы, на которую ориентируется личность. Удовлетворенность личности своим трудом и социальным положением определяется системой ее потребностей и ориентации и обусловливает, в свою очередь, механизм выбора профессии и социальной группы, пребывание в своем слое или перемещение в другие слои. В своей совокупности социальная активность индивидов проявляется в деятельности социальной группы, осуществляемой по трем направлениям - производственному, социально-политическому и внепроизводственному (включающему быт, культуру и образование).
Деятельность социальной группы оказывает обратное воздействие на технико-технологические и социально-экономические условия. Оно осуществляется:
а) на уровне самой группы как самоизменение производственных, социальных, политических и культурных условий ее деятельности;
б) на уровне более крупного общественного разделения труда. как изменение содержания физического и умственного труда;
в) на уровне социального воспроизводства как изменение технико-организационного содержания и социально-экономического характера труда конкретной социальной группы.
Социальное воспроизводство осуществляется при тесном взаимодействии всех основных общественных процессов - экономических, демографических, политических и идеологических. Эти процессы, регулируемые системой социального управления, направлены на преодоление существенных социальных различий и всемерное развитие социальной интеграции.
Социальное развитие рабочего класса и интеллигенции выступает как результирующий процесс социального управления и деятельности, социальной активности групп и индивидов, их изменения в процессе революционной практики коммунистического строительства.
Иерархия показателей социального развития.
Показатели функционирования и развития общества составляют в своей совокупности систему показателей социального планирования. Последняя подразделяется на показатели социальных целей (контрольные), показатели социальных средств и ресурсов, показатели социальной
эффективности (итоговые). Эта же система может быть развернута по уровням управления и структурированности общества. Тогда она принимает следующий характер (схема 3).
I. Управление развитием общества.
II. Уровень развития производительных сил и общественных отношений.
IV. Уровень поселений и трудовых коллективов.
На этом уровне выделяются показатели: технико-организационного содержания труда (развитость рабочей силы, выраженная в квалификации и качестве подготовки к труду; требования рабочей позиции к расходованию рабочей силы - физические и умственные, творческие и рутинные, организаторские и исполнительские затраты труда; технический базис труда - ручного, механизированного, автоматизированного; функции труда по отношению к материальным или информационным системам производства); социально-экономического содержания труда (заработная плата, общественные фонды); социально-гигиенического содержания труда (комфортность среды, тяжесть труда); социально-бытовых условий (потребление, жилье, структура внерабочего времени), политических и культурных условий (общественно-политические, образовательные, культурные)
V. Уровень первичной социальной группы.
На этом уровне (бригада, семья;) выделяются показатели условий деятельности и мотивации, раскрываемые в понятиях «производственные», «внепроизводственные», «общественно-политические» и «культурно-образовательные условия» деятельности и мотивации. Движение по уровням I-V представляет модель социального механизма опосредованного воздействия общества в целом на общественную группу вплоть до ее первичной ячейки. Эта модель обусловливает и социальное развитие группы, когда воздействие направлено на планомерное изменение всей совокупности производительных сил и общественных (материальных и идеологических) отношений.
VI. Уровень личности.
Общественные отношения включают действия реальных личностей и складываются из них. Личность является связующим звеном между механизмом функционирования общественной группы и механизмом развития социальной группы. Личность застает определенные общественные отношения и: включается в них.) Момент включения личности предполагает ее выбор, ее активность, ее перемещение по «клеточкам» социальной структуры. Изменения на уровне личности в процессе ее развития суммируются в изменениях на уровне социальной группы.
Структура ориентации личности складывается из ориентации на содержание труда, определяемых внешними объективными обстоятельствами и субъективными установками, активностью или пассивностью личности, творческими или другими тенденциями, ориентацией либо преимущественно на общественный результат, либо преимущественно на личное продвижение и благополучие; по этим же основаниям можно различать ориентаций в потреблении, общественно-политической деятельности, культуре и образовании.
VII. Уровень развития социальной группы.
Механизм целей, средств и ресурсов общественного воздействия на группу фокусируется в изменении структуры личности, ее системы потребностей и ориентации. Совокупным результатом этих воздействий и изменений является социальное развитие группы, которое проявляется как развитие ее квалификационно - профессиональной структуры, улучшение материальных условий жизни, повышение социальной активности, подъем культурно-технического уровня.
VIII. Уровень развития и сближения социальных групп.
Изменения характеристик социальных групп (VII уровень) агрегируются на этом уровне в более крупные показатели: показатели социальной структуры групп (вертикальной и горизонтальной) и ее изменений; показатели межгрупповых социальных перемещений; показатели: степени сближения общественных групп и т. д.
IX. Уровень развития социальной структуры общества.
Интегральные показатели развития и сближения социальных групп характеризуют изменение социальной структуры общества в целом, повышение степени ее социальной однородности.
X. Управление общественным развитием.
Этот уровень является «выходом», и «входом» всей динамической социальной системы зрелого социализма. На этом уровне накапливается и корректируется весь огромный опыт социального развития. С учетом итоговых показателей эффективности развития вновь задаются или уточняются стратегические программные цели. От полноты показателей социального развития зависит эффективность работы и высшего уровня управления, и планирования на уровне региона, отрасли, поселения, трудового коллектива,
4. Выдвижение и проверка гипотез
Понятие гипотезы.
Базой научных обобщений являются факты, которые социолог может получить в результате социологического исследования. Развитие научных знаний свидетельствует о том, что на определенной стадии формирования представлений о некотором объекте становится невозможным описание этого объекта только лишь путем установления непосредственных зависимостей между эмпирическими данными. И дело здесь не только в достоверности собранных фактов , а в способах согласования противоречивых фактов и необходимости поиска гипотезы, позволяющей судить о природе закономерностей, доступных наблюдению.
Гипотеза в социологическом исследовании - это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза, может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.
Во-первых, она должна соответствовать исходным принципам исторического материализма, который служит общей теоретико-методологической основой научного познания социальных процессов. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключения из науки безусловно несостоятельных гипотез, построенных на основе ложных философских идей и общесоциологических теорий.
Во-вторых, гипотеза, объясняющая социальные факты, в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Однако новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой. Это возможно в тех случаях, когда новая гипотеза охватывает значительно более широкий круг фактов, чем те, которые объясняет старая теория.
В-третьих , необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Однако не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы. Сами факты могут быть ошибочными и требовать своего пересмотра. Поэтому гипотеза должна находиться в согласии с точно установленными фактами. Научная гипотеза не только объясняет всю совокупность известных фактов, но и предсказывает новые, еще неизвестные.
В-четвертых, гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики. Социолог должен быть в состоянии разработать процедуры, позволяющие ему зафиксировать именно те элементы и связи изучаемого социального объекта, предположение о которых содержится в гипотезе.
Гипотезы представляют собой общие положения, отражающие изучаемый социальный объект в целом, его структуру и механизмы его функционирования, т. е. то, что недоступно прямому наблюдению и измерению, прямой проверке. Такую общую гипотезу обычно получают в результате предварительного анализа изучаемого социального объекта. Однако в частном эмпирическом исследовании социологи сталкиваются с отдельными сторонами изучаемого объекта, с отдельными его элементами и связями. Поэтому в частных эмпирических исследованиях проверяются не сами гипотезы, а их следствия, т. е. частные положения, логически вытекающие из гипотезы и описывающие отдельные элементы и связи изучаемого социального объекта.
Тем самым обеспечивается возможность сопоставления гипотетической модели объекта с самим объектом. Логические операции, предшествующие эмпирической проверке и обоснованию гипотезы, носят, таким образом, гипотетико-дедуктивный характер. Вместе с тем выдвижение гипотезы не исключает и другие логические приемы.
В-пятых, гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. К числу операций, устанавливающих непротиворечивость гипотезы, относятся не только логические правила («правила вывода»), но и операциональные определения («правила обозначения»). Последние позволяют социологу избежать произвольности истолкования эмпирических значений терминов его гипотезы.
Нередко одна и та же научная гипотеза подтверждается одними фактами и опровергается другими. Поэтому факты должны быть правильно истолкованы, для того чтобы служить средством провер,-кп. Само использование факта, эмпирических данных в качество средства проверки гипотезы предполагает активную мыслительную деятельность исследователя и не сводится к пассивному созерцанию, простому восприятию чувственно данного.
Если обнаруживается, что почти все выведенные из гипотезы следствия истинны, то это говорит об определенной степени истинности самой гипотезы и может служить основанием для ее принятия. Мало вероятно, чтобы подтверждение большинства следствий было делом случая. Такое подтверждение свидетельствует о большой вероятности истинности гипотезы при условии, что не нарушены «правила вывода» и «правила обозначения», т. е. обеспечена ее формальная правильность.
Если установлено, что выведенные следствия ложны и не соответствуют данным, полученным в исследовании, то гипотеза опровергается. В этом случае она должна быть либо отвергнута , либо переформулирована. Отсутствие подтверждений следствий не означает ложности гипотезы в том случае, если под сомнением находится ее формальная непротиворечивость.
Для повышения подтверждаемое, гипотезы следует руководств даваться следующим правилом: стремиться к выдвижению возможно по большего числа взаимосвязанных гипотез и стремиться указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. Хотя таким путем мы не решаем проблемы истинности гипотезы, но зато повышаем вероятность ее обоснования.
Описательные гипотезы это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта. Объяснителъные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.
Основные и выводные гипотезы . В процессе эмпирической пpoверки гипотезы следует проводить различие между основными гипотезами и, их следствиями (выводными гипотезами).
В качестве примера рассмотрим гипотезы, сформулированные? в исследовании ленинградских социологов 3 .
Первая основная гипотеза (о влиянии содержания труда на отношение к труду в целом) состоит в предположении, что содержание труда будет ведущим фактором, определяющим отношение человека к труду и фиксирующимся в объективных и субъективных показателях при данных общих социальных условиях трудовой деятельности.
Из этой гипотезы были выведены следствия.
1. Чем выше творческие возможности работы (содержание труда), тем выше объективные показатели отношения к труду.
2. Чем выше творческие возможности работы, тем выше субъективные показатели отношения к труду (удовлетворенность работой).
3. Величина корреляции (теснота связи) между содержательностью труда по мере перехода от менее творческих к более творческим профессиям, с одной стороны, и отношением к труду по объективным и субъективным данным- с другой, будет выше, чем величина корреляций между повышением размера заработной платы и теми же показателями отношения к труду.
4. Структура мотивов труда в зависимости от его содержания будет колебаться больше, нежели в зависимости от различий в размере заработка.
Вторая основная гипотеза касается структуры мотивации.труда в современных; условиях. Если подтверждается, что содержание труда есть ведущий мотивационный фактор, определяющий отношение к труду в целом, то в зависимости от содержания труда имеется относительное различие в структуре мотивов. Это различие будет проявляться в том, что в группах с относительно более творческим содержанием труда на первый план должны выдвигаться мотивы, связанные с содержанием труда, а в группах с относительно менее творческим содержанием труда - мотивы, с ним не связанные. Как видно, вторая гипотеза есть развитие первой.
Эти две гипотезы являются не объяснительными, а описательными, поскольку причина здесь не анализируется и никакого предположения о ней не высказывается. В содержании гипотезы высказывается лишь предположение о структуре мотивов и о тесноте связи между зависимостью отношения к труду от содержания труда и зависимостью его от заработной платы. Поэтому описательная гипотеза, сформулированная в этом исследовании, является структурно-функциональной.
Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются, будут подвергнуты эмпирической интерпретации. Например, в первой гипотезе, выведенной из первой основной, имеются термины: «творческие возможности работы (содержание труда)», «объективные показатели отношения к труду» и термин-связка «выше». При эмпирической интерпретации этик терминов указывались их эмпирические показатели через наборы наблюдаемых признаков. Так, содержание труда фиксировалось в следующих трех показателях: уровень механизации работы, уровень требуемой квалификации и соотношение затрат физического и умственного труда по данным хронометража на операции физические и мыслительные. В зависимости от сочетания этих трех показателей все профессии были разделены на шесть упорядоченных классов в соответствии с содержанием труда - от неквалифицированного ручного труда с постоянной физической нагрузкой до высококвалифицированного труда пультовика-наладчика. Объективных показателей отношения к труду было пять: выработка, качество продукции, уровень ответственности при выполнении срочных заданий, уровень инициативы в работе, повышение производственной квалификации. Эти показатели, будучи выраженными количественно, сводились в единые числовые индексы. Связка «выше» означает, что все классы по содержанию труда упорядочены по указанным показателям от низшего к высшему и что то же самое сделано с индексами объективных показателей отношения к труду.
Образцом социологического исследования является такое, в котором ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку.
5. Организационно-методический план исследования
Стратегический план исследования.
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте , а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.
Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана: поисковый, описательный и экспериментальный.
Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулировка проблемы. В той области, где еще мало соответствующей научной литературы или ее вовсе нет, исследование начинается с общего поиска. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор исследовательских средств - методик исследования, порядок их применения, очередность задач, подлежащих решению, с точки зрения их важности. Нередко обнаруживается, что выдвинутые задачи слишком широки, а имеющихся знаний и технических средств для их решения недостаточно.
Поисковый план предполагает три основных этапа работы, изучение документа», опросы экспертов и осуществление наблюдений.
Опрос экспертов - специалистов-ученых и специалистов-практиков - дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом социальном объекте и сформулировать несколько первичных гипотез. Рекомендуется заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться за консультацией.
Наблюдение - завершающий этап поиска. К этому моменту социолог уже располагает некоторой информацией об изучаемом объекте. Поисковое наблюдение не формализовано, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но отсутствует пока детальное чтение вопросов по пунктам.
Работа по поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотезы.
Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное исследование. Цель поискового плана, как мы уже отмечали, формулировка проблемы и выдвижение гипотез. Цель пилотажного (пробного) исследования - проверка методик, которую можно осуществлять при любом стратегическом плане.
Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. Здесь необходимы строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования данных.
При описательном плане исследования недостаточно изучения литературы, неформализованного наблюдения и интервью. В данном случае обычно - применяется другой набор исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование, опрос, cтaтистический анализ полученных данных и др.
Нередко к исследованиям по описательному плану предъявляются претензии в связи с тем, что они не раскрывают причинно-следственных связей или дают тривиальные результаты. Однако то, что известно на уровне здравого смысла, еще не является научно доказанным. Исследование по описательному, плану помогает упорядочению зачастую известных фактов, установлению соотношения между ними - иногда в количественной форме.
Описательный план исследования имеет вполне обоснованную научную ценность, если он обеспечивает довольно полное и строгое описание изучаемого социального объекта вне зависимости от того, что результаты исследования не отвечают на вопрос о причинно-следственных связях изучаемого объекта. Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.
Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана -
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методологическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов.
Операционализация понятий не тождественна операциональному определению. Последнее - логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации, предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. Операционализация понятий включает экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т.д., т. е. то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура операционализации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования.
Операционализация понятий является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связью исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы), - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями.
О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т.п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный метод, инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе операционализации понятий осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т.е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подвергалось операционализации.
При исследовании операционализации понятий возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.
А.В. Кабыща
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 309-310.
Литература:
Цыба В.Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение // Социол. иссл-я. 1984. № 2; Батыгин Г.С. Обоснование науч. вывода в прикладной соц-и. М., 1986; Кабыща А.В. Некоторые методол. вопр. операционализации понятий в соц-и // Вопр. философии. 1987. № 2; Lazarsfeld P.F. Concept Formation and Measurement in Behavioral Science: Some Historical Observatiom // Consepts, Theory and Esplanation in Behavioral Sciences. N.Y., 1966.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА №1
На
тему: «Операционализация
понятий в социологическом
исследовании»
Выполнила:
Студентка
2 курса
Группы
Социальная работа
Бударина
Юлия
Проверил:
Доцент
кафедры философии
к.с.н.
Катаев Дмитрий Валентинович.
23.12.10
Содержание
- Введение………………………………………………………… …….3
Операционализация понятий в социологическом исследовании….4
Заключение…………………………………………………… ……..19
Введение
Цель
работы:
- изучение основных закономерностей
операционализации понятий в
социологическом исследовании;
- исследование процесса операционализации
в социологическом исследовании;
- цель представляет собой ожидаемый
конечный результат работы, предполагающий
использование процесса операционализации.
Предмет:
- исследование основных тенденций
и закономерностей в процессе
операционализации.
Объект
– операционализация понятий.
Задачи
работы:
- определить значение процесса
операционализации понятий в
социологическом исследовании;
- показать место и роль процесса
операционализации понятий в
социологическом исследовании.
Актуальность:
- по своей сути социальное
исследование процесс сложный,
а операционализация является ее неотъемлемым
компонентом, в связи с этим необходимо
упорядочить информацию об этом процесс.
Операционализация
понятий в социологическом
исследовании.
Важной процедурой в социологическом
исследовании является сопоставление
теоретических положений с эмпирическими
данными в целях дальнейшего эмпирического
обоснования гипотез. Для решения этих
задач используются специальные логические
операции.
Раскрытие содержания понятия может быть
полным только в том случае, если его интерпретация
ведется в двух направлениях: Сопоставление
данного понятия с другими понятиями (теоретическая
интерпретация понятия) и сопоставление
его с данными наблюдения и эксперимента,
т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая
интерпретация понятия). В первом случае
раскрывается теоретическое содержание
понятия, во втором - эмпирическое.
Эмпирическая интерпретация понятий представляет
собой специфическую процедуру поиска
эмпирических значений теоретических
терминов.
Прямой эмпирической интерпретации, через
«правила обозначения», подвергаются
не все элементы теоретической системы,
а только отдельные термины и предложения,
которые выступают в качестве «представителей»
системы в целом. Остальные термины и предложения
системы получают косвенную эмпирическую
интерпретацию. Косвенная интерпретация
осуществляется при помощи логических
связей (через «правила вывода») терминов
и предложении системы с непосредственно
интерпретируемыми терминами и предложениями.
Одним из «правил обозначения» является
операциональное определение. Операциональное
определение - это раскрытие значения
теоретического понятия через указание
той экспериментальной операции, результат
которой, доступный эмпирическому наблюдению
или измерению, свидетельствует о наличии
явления, выраженного в понятии. В простейшем
случае - это указание эмпирического
показателя, свидетельствующего о наличии
или отсутствии явления, выраженного в
теоретическом понятии. Часто операциональные
определения формулируются в виде определенных
количественных зависимостей.*
С онтологической точки зрения эмпирический
показатель представляет собой наблюдаемое
и измеряемое явление, которое используется
для того, чтобы указать на наличие другого
явления, недоступного для прямого наблюдения
и измерения. Наблюдение и измерение, таким
образом, осуществляются через систему
специально разработанных эмпирических
показателей, которые позволяют сопоставить
теоретические положения с эмпирическими
данными. Такая система разрабатывается
в рамках отдельного социологического
исследования и непосредственно связана
с его целями и задачами. Так, социологическое
понятие «отношение к труду» нельзя подвергнуть
прямой эмпирической интерпретации. Оно
может быть интерпретировано лишь косвенным
путем. Его можно разложить на три компонента,
которые являются промежуточными понятиями
на пути к прямой интерпретации: отношение
к труду как к ценности, отношение к своей
профессии, - отношение к данной работе
на данном предприятии. Последнее из этих
понятий - «отношение к работе» - также
можно разложить на ряд характеристик.
Это объективные характеристики отношения
к работе (производительность труда, трудовая
инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные
характеристики отношения к работе (ценностные
ориентации личности, структура и иерархия
мотивов деятельности, состояние удовлетворенности
работой)
___________________________
*Батыгин,
Г.С. Концептуальные и операциональные
определения//Лекции по методологии социологических
исследований:Учеб.для высших учеб.заведений.-М.:Аспект
Пресс,1995.-С54-56.
Это объективные
характеристики отношения к работе
(производительность труда, трудовая инициатива,
трудовая дисциплина) и субъективные характеристики
отношения к работе (ценностные ориентации
личности, структура и иерархия мотивов
деятельности, состояние удовлетворенности
работой)*. Эти понятия уже можно подвергнуть
прямой эмпирической интерпретации через
операциональные определения.
Для каждого понятия можно указать эмпирические
показатели и систему исследовательских
средств для их фиксации. Например, эмпирический
показатель ценностных ориентации - мнение
- фиксируется при помощи опроса (интервью,
анкеты), а показатель инициативности
- число рационализаторских предложений
- фиксируется путем простого подсчета.
Таким образом, выбор эмпирического показателя
зависит как от интерпретируемого понятия,
так и от тех исследовательских средств
(«приборов» наблюдения и измерения), которыми
располагает социолог.
Уточнение теоретического понятия и поиск
соответствующих индикаторов в этом случае
может быть только результатом специальной
аналитической работы. Конечная цель такой
работы-сознание модели измерения, в
которой будут определены (специфицированы)
все предполагаемые связи между теоретическим
конструктом (понятием) и теми эмпирическими
показателями, которые мы намерены использовать
для его измерения.
___________________________ ___
*Ядов,В.А.
Уточнение и интерпретация основных
понятий// Стратегия социологического
исследования:описание, объяснение, понимание
социальной реальности:учеб. пособие/
В.А.Ядов.- 4-е изд.,стер.- М.:Издательство
«Омега-Л», 2009.-С70-73.-(Университетский
учебник).
К примеру, собираемся проверить гипотезу
о влиянии половой идентичности на социальные
достижения, то нам недостаточно просто
разбить наших респондентов на «муж.»
и «жен.»: внутригрупповой разброс показателей
успешности наверняка окажется очень
велик и вся наша объяснительная схема
«поплывет». В действительности нам лучше
интерпретировать «половую идентичность»
как некий континуум,
плавный переход от одного жесткого полоролевого
стандарта к другому, от крайней «маскулинности»
к «фемининности»**. Используя соответствующие
показатели и шкалы, мы скорее всего обнаружим,
что большего социального успеха добиваются
люди, не следующие жестким предписаниям
традиционной половой роли.
Итак, первый шаг в поиске индикаторов
для теоретических понятий-это прояснение
самих понятий. Теоретические переменные,
в отличие от платоновских идей, не существуют
«сами по себе», ожидая когда мы наткнемся
на них. Они не имеют какого-то абсолютного,
раз и навсегда определенного значения.
Их значение определяется контекстом
употребления, концептуальной схемой,
которую мы используем. Например, если
мы используем «религиозность» как понятие,
характеризующее роль некой конфессии*
в политическом укладе
_______________________
*Конфессия-(лат.confessio- вероисповедание)-особенность
вероисповедания в пределах определенного
религиозного учения, а также объединение
верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
**
«Маскулинность» и « фемининность»
(от лат. Masculinus – мужской и femininus –
женский) – нормативные представления
о соматических, психических и поведенческих
свойствах, характерных для мужчин и для
женщин; элемент полового символизма,
связанный с дифференциацией половых
ролей.
национального
государства, наибольший интерес для нашего
исследования могут представлять агрегированные
(т.е.относящиеся к надындивидуальному
уровню) переменные, показывающие роль
церкви в поддержании нормативной системы
общества, в принятии политических решений.
Показателями здесь могут быть количество
церковных приходов, наличие обязательных
уроков закона божьего в государственных
школах, участие церковных иерархов в
работе законодательной власти и т. п.
Если целью нашего анализа является индивидуальная
«религиозность», то нас скорее заинтересует
широкий спектр поведения и установок
от институциональной религиозности,
связанной с участием в церковных обрядах,
верой в спасение души и т. п. до расплывчатой
убежденности в том, что «существуют некие
сверхъестественные силы», или даже до
устойчивого интереса к астрологическим
прогнозам.
Конечно, мы можем заключить, что отсутствие
абсолютного, самоочевидного смысла в
теоретических понятиях дает нам полную
свободу в их определении. Но такое заключение
будет ошибочным. Во-первых, теоретическое
понятие, неповторимый смысл которого
известен только самому теоретику, обладает
всеми достоинствами, кроме одного - оно
больше не может служить средством коммуникации.
Дабы этого не случилось, лучше всего давать
определения, понятные не только вам, но
и другим: все же наука-это коллективное
предприятие. Более того, нужно соотносить
собственные определения понятий с теми,
которые использовались вашими предшественниками,
в том числе и теми, чьи теоретические
взгляды противоположны вашим. Ценность
теоретического понятия - в его включенности
в более широкую сеть теоретических представлений,
во множестве связей с другими понятиями.
Попытки начать с «нулевой ступени» ни
к чему хорошему не ведут. Даже если вам
отвратителен марксизм как идеология
тоталитаризма, невозможно сказать что-то
содержательное и интересное о таких вещах,
как «классы» или «отчуждение»* без учета
того, что сказал о них Маркс.
В работе по уточнению теоретических понятий
можно выделить три стадии. На первой стадии
нужно составить по возможности полный
список существующих определений интересующего
нас понятия. Основной путь здесь - анализ
литературы. Часто приходится анализировать
и те смыслы, которые придаются какому-то
понятию в обыденной речи: понятия повседневного
языка редко обладают достаточной степенью
формальной строгости, но их многозначность
иногда позволяет выразить неочевидный
и нетривиальный взгляд на вещи. На этом
этапе могут оказаться полезными неформальные
глубинные интервью, групповая дискуссия,
анализ доступных биографических материалов
и т. п. В результате описанной работы по
обобщению существующих определений (научных
и обыденных) мы получаем возможность
исходить из достаточно общего и разделяемого
большинством исследователей определения.
На второй стадии мы осуществляем и обосновываем
свой выбор трактовки понятия. Обоснование
необходимо и в том случае, если мы решили
использовать общепринятое определение,
и тогда, когда нами предложено нечто абсолютно
новое. Позднее, в ходе анализа данных,
наша теоретическая модель скорее всего
будет уточняться, но и в сборе, и в анализе
данных мы будем руководствоваться принятым
рабочим определением. Так, если мы решим,
что социологический смысл понятия «профессия»
заключается в способе регуляции рыночных
условий в пользу определенной группы,
ограничивающей и контролирующей доступ
_______________________
*Отчуждение
– философско-социологическая категория,
выражающая объективное превращение
деятельности человека и ее
результатов в самостоятельную
силу, господствующую над ним
самим и враждебную ему.
новых
членов в свои ряды, мы скорее всего
сосредоточим свое внимание на таких
аспектах профессионализма, как автономия,
контроль над процессом определения
«внештатных» ситуаций и приписыванием
ответственности, обучение новичков и
управление «публичным» образом профессиональной
группы. При этом мы, возможно, не уделим
того же внимания таким аспектам профессионализма,
как отношения с потребителями товаров
или услуг, контроль над определенными
ресурсами и т. п.
Большинство полученных нами определений
будут многомерными, т. е. они будут включать
в себя более одного аспекта или измерения.
Поэтому на третьей стадии следует отчетливо
очертить существующие аспекты понятия
и, возможно, выбрать те из них, с которыми
мы собираемся работать. Во-первых, выделение
отдельных измерений в многомерном теоретическом
понятии необходимо для того, чтобы найти
соответствующие индикаторы для каждого
из измерений. Во-вторых, в социологии
мы часто используем категориальные переменные,
состоящие из множества взаимосвязанных
признаков, т. е. двух, трех или более качественных
категорий. Примерами здесь могут служить
пол, профессия, семейный статус, религиозная
конфессия и т. д. Нередко признаки, составляющие
категориальную переменную, могут быть
упорядочены по какой-то ординальной шкале.
Скажем, социальный статус может быть
низким, средним или высоким. Анализ размерности
теоретического понятия, представляемого
с помощью такой категориальной переменной,
позволяет выявить различия между упорядочениями
категорий по разным измерениям. Упорядочение
религиозных конфессий по престижности
будет отличаться от их упорядочения по
степени религиозного фундаментализма.*
_______________________
*Религиозный
фундаментализм – неотъемлемая
и существенная часть религии
вообще и каждой ее церкви,
вероисповедания.
Сделав
явным это различие между смысловыми
измерениями теоретического понятия,
мы обезопасим себя от ошибочных выводов
о характере взаимосвязей данной переменной
с другими, т. е. от ошибок на стадии анализа
данных.
Прояснив теоретические понятия, используемые
в нашем исследовании, мы переходим к следующей
важной задаче - поиску конкретных индикаторов
для этих понятий. Нередко эту стадию работы
называют стадией операционализации понятий
(о том, почему это обозначение является
не вполне точным, будет сказано чуть ниже).
Если, скажем, в исследовании профессиональной
мобильности ученых мы используем понятие
и т.д.................
Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.
Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.
Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.
Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего необходимость инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не могут быть эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия необходимо определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.
В социологическом исследовании операционализации подлежат все основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического деления понятий. Однако, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое деление понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.
В специальной литературе обычно указывается три основных вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения основных функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.
Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.
Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Таким образом, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и так же, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они могут быть дополнены целевыми видами операционализации. Например, может быть использована функциональная операционализация , нацеленная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.
Полная операционализация понятия помимо процедуры деления понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.
При проведении социологических исследований с необходимостью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию основных понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.
Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определенной теории, определенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. Поэтому две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.
Существует множество видов интерпретации понятий.
Теоретическая интерпретация понятий включает определение понятия, определение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также деление понятия.
Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление основных эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.
И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».
Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), т.е. реинтерпретацию. Если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.
На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставление теоретических- положений- с эмпирическими данными в целях: дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.
Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия); В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором -эмпирическое.
Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов.
Прямой эмпирической интерпретации, через правила обозначения, подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые -выступают в качестве представителей системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через правила вывода) терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями.
Одним из правил обозначения является операциональное определение. Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению.или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного
в понятии. В простейшем случае - это указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных зависимостей.
С онтологической точки зрения эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и измерение, таким образом, осуществляются через систему специально.разработанных эмпирических показателей, которые позволяют сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологического исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие отношение к труду нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путём. Его можно разложить па три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии.. Последнее из этих понятий - отношение к работе - также можно разложить на ряд характеристик. Это объективные характеристики отношения к работе (производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операциональные определения.
Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентации - мнение - фиксируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель инициативности - число рационализаторских предложений - фиксируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпирического показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств (приборов наблюдения и измерения), которыми располагает социолог.
Граница операциональных определений. Операциональные определения не отражают всего значения теоретического термина социологической теории. Более того, не все понятия поддаются операциональному определению даже частично. Одно и то же теоретическое понятие может получить несколько эмпирических интерпретаций. Это значит, что оно имеет различные операциональные критерии применения, работающие в разных- исследовательских ситуациях. Само по себе теоретическое понятие имеет некоторое независимое от операциональных определений и невыражаемое в них значение.
Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело социологи, уже как-то определены посредством неоперациональных определений. Последние их только дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Особенность операциональных определений заключается в том, что они ограничены областью чувственных данных наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство и недостаток. Достоинство в том, что они дают возможность исследователю опереться на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть дополнены другими определениями.
Операционализация понятий в социологическом исследовании. О перационализация понятий - это специфическая научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Это не только переход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпирическому, но и переход от одного средства получения знания к другому, от концептуального аппарата исследования к его методическому инструментарию.
Независимо от предмета исследования, будь то управление и планирование, социальное развитие трудового коллектива, социальная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая программа, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием построения системы социальных показателей - исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов
Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение - это прежде всего-логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Это разработка новых средств фиксаций данных - индексов и шкал, то, что можно назвать методическим экспериментом. Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.
Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятия в показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый показатель - взаимные выборы - и средство регистрации - простой подсчет.
Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характеризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого, перевода должна быть совокупность существенных признаков. Однако образовать систему эмпирических показателей - это вовсе не значит -найти совокупность признаков, хотя бы и существенных.
Указанное истолкование.процедуры перевода понятий в показатели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фиксации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических понятий, сводя её к набору признаков. Однако сформировать систему показателей - это значит указать не только эмпирические показатели (в роли которых в социологическом исследовании могут выступать- существенные или отличительные признаки), но и средства их фиксации - индексы и шкалы. Кроме того, для построения системы показателей сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каждая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений.
Концептуальная модель. При построении концептуальной модели социолог не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Может быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально построенную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, он может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию.
Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпирических показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из классификационных, сравнительных или количественных переменных. Манипулируя, в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием.
Приведем пример из современной практики социологических исследований. Во всесоюзном, исследовании Показатели социального развития советского общества вводится концептуальная модель, фиксирующая процессы социального развития общества зрелого социализма по таким определяющим общностям, как промышленный рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. На этих объектах прослеживаются объективные законы функционирования и развития социалистического общества и механизмы их действия.
Концептуальная модель предмета исследования является показателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее социологически значимые результаты.
Механизм действия социальных законов в конечном счете отражает взаимодействие всех базисных и- надстроечных факторов социалистического общества, его производительных сил и производственных отношений (схема 2).
Развитие социальной структуры общества в условиях социализма есть управляемый планомерный процесс осуществляемый в рамках экономической, социальной, культурной политики государства, определяемой на долгосрочную перспективу.
Социальная политика может оказывать как прямое, так и опосредованное воздействие на социальную структуру. Прямое воздействие связано с крупными общественными преобразованиями и ведет к коренному изменению социальной природы и облика классов к социальных групп. Опосредованное воздействие осуществляется через планомерное и постепенное изменение всей системы производственных, политических и идеологических отношений, которые обусловливают условия жизни и деятельности социалистических классов и социальных групп.
Систематически воздействуя на условия жизни и деятельности классов и социальных групп, общество оказывает существенное влияние на семью и личность, включенные в эти группы, хотя степень и эффективность этого влияния зависят от множества индивидуальных факторов, и в первую очередь от системы потребностей и ориентации семьи, данного индивида.
Управление общественным развитием
Экономическая, социальная, культурная политика
Изменение социальной структуры общества
Производственные и другие общественные отношения
Производительные силы
Сближение классов и социальных групп
Социально-экономические, политические, культурные, образовательные условия
Технико-технологические и организационные условия производства
Общественные условия жизни, деятельности и мотивации социальных групп
Личность, условия жизни и деятельности. Система потребностей и ориентаций
СХЕМА 2
В процессе изменения социальной структуры и сближения общественных групп через развитие производительных сил и производственных отношений можно выделить следующие направления: изменение содержания труда (его субъективного и объективного элементов - развитости самой рабочей силы, структуры рабочих позиций, технического базиса и функций труда); изменение общественного характера труда (уменьшение социально-экономической неоднородности физического и умственного труда), изменение условий политической, культурной, образовательной деятельности социальных групп.
Система деятельности (материальной и духовной), условий деятельности (производственных и внепроизводственных), потребностей и оценок (ориентации) социальной группы образует в своей совокупности механизм, посредством которого социальная груши воспринимает планомерное воздействие общества и реагирует: на это воздействие.
На изменение социальной структуры, на усиление интеграционных процессов оказывает воздействие планомерное развитие производительных сил, материально-технической базы социалистического общества. Развитие материально-технической базы является составной частью расширенного общественного воспроизводства, которое проявляется в форме развития и изменения технико-технологических условий труда.
Другим направлением воздействия является система общественных отношений. В. И. Ленин различает материальные общественные отношения и идеологические. К материальным относятся производственные и бытовые отношения, к идеологическим - политические, культурные и другие отношения. На базе общественных отношений формируется целая совокупность социально-экономических и культурных условий жизнедеятельности.. Это прежде всего социально-экономические и морально-психологические условия труда, условия политической, внепроизводственной, культурной и иной деятельности.
Совокупность технико-технологических и социально-экономических условий труда, быта, культуры является фундаментом, на котором базируется жизнедеятельность конкретной социальной группы. Условия жизни, сама деятельность и взаимосвязанные с ними социальные потребности группы охватывают в своей совокупности образ жизни классов или социальной группы.
Последним уровнем рассмотрения является личность с ее системой потребностей и ориентации. Воздействие социалистического общества на личность опосредовано целой системой социально-экономических и технико-технологических условий, образом и качеством жизни общественной группы, на которую ориентируется личность. Удовлетворенность личности своим трудом и социальным положением определяется системой ее потребностей и ориентации и обусловливает, в свою очередь, механизм выбора профессии и социальной группы, пребывание в своем слое или перемещение в другие слои. В своей совокупности социальная активность индивидов проявляется в деятельности социальной группы, осуществляемой по трем направлениям - производственному, социально-политическому и внепроизводственному (включающему быт, культуру и образование).
Деятельность социальной группы оказывает обратное воздействие на технико-технологические и социально-экономические условия. Оно осуществляется:
а) на уровне самой группы как самоизменение производственных, социальных, политических и культурных условий ее деятельности;
б) на уровне более крупного общественного разделения труда как изменение содержания физического и умственного труда;
в) на уровне социального воспроизводства как изменение технико-организационного содержания и социально-экономического характера труда конкретной социальной группы.
Социальное воспроизводство осуществляется при тесном взаимодействии всех основных общественных процессов - экономических, демографических, политических и идеологических. Эти процессы, регулируемые системой социального управления, направлены на преодоление существенных социальных различий и всемерное развитие социальной интеграции.
Социальное развитие рабочего класса и интеллигенции выступает как результирующий процесс социального управления и деятельности, социальной активности групп и индивидов, их изменения в процессе революционной практики коммунистического строительства.
Иерархия показателей социального развития. Показатели функционирования и развития общества составляют в своей совокупности систему показателей социального планирования. Последняя подразделяется на показатели социальных целей (контрольные), показатели социальных средств и ресурсов, показатели социальной эффективности (итоговые). Эта же система может быть развернута по уровням управления и структурированности общества. Тогда она принимает следующий характер (схема 3).
Управление развитием общества. Показатели целей (контрольные) | |
Производительные силы и общественные отношения. Показатели средств | |
Регионально-отраслевой уровень. Показатели ресурсов | |
Уровень поселения (город – деревня), трудовой коллектив |
Показатели общественных условий, деятельности, мотивации |
Показатели социального развития на уровнях коллектива, региона, общества |
|
Итоговые показатели эффективности управления общественным развитием |
СХЕМА 3
I. Управление развитием общества. На этом уровне принимаются решения о долгосрочных и среднесрочных (директивы съездов, законы планах экономического и социального развития) стратегических целях развития общества. В директивных документах показатели целей развития формируются в количественном выражении как контрольные показатели на пятилетку в общесоюзном и региональных масштабах. ,
II. Уровень развития производительных сил и общественных отношений. Вся созидательная деятельность КПСС и Советского государства направлена на, планомерное и пропорциональное развитие научной материально-технической базы общества и объективно сложившихся общественных отношений как основы функционирования, и развития классов и социальных групп. Исторический опыт свидетельствует, что в планомерности и пропорциональности развития производительных сил и соответствующих их уровню производственных и других общественных отношений - ключ к социальному развитию и прогрессирующему сближению Классов и групп. В концептуальной модели выделяются четыре категории: производительные силы (соотносимые с содержанием труда); производственные отношения (соотносимые с характером труда, формами, собственности разделением труда); бытовые отношения (соотносимые с социальными типами семьи); другие общественные отношения (политические, правовые, образовательные, культурные и т. д.). По выделенным блокам группируются показатели средств развития, которые содержатся в общесоюзной статистике (такие, например, как степень механизации и автоматизации производства, распределение занятого населения по формам собственности, разделение классов и социальных групп по родам и видам занятий, их средний реальный -доход, бюджет их семей, участие в общественном управлении, уровень образования и культурного потребления и т.д.
III. Уровень регионально-отраслевого развития. На этом уровне вступают в типу не средние статистические показатели страны в делом, а дифференцированные по регионам и отраслям производства. Эта дифференциация обусловлена исторически сложившейся я исторически преодолеваемой неравномерностью развития материально-технической базы отраслей производства и социально-экономического, материально-бытового и культурно-образовательного развития регионов страны. Значительные отклонения дифференцированных показателей от показателей среднестатистического общесоюзного уровня требуют рассмотрения их в качестве показателей ресурсов развития, требующих либо значительной интенсификации, либо стабилизации. По каждому показателю ресурсов развития можно выделить три уровня - минимальный, средний (по Союзу) и максимальный (характерный для наиболее социально продвинутых регионов страны). Движение во времени от минимального к максимальному уровню раскрывает, в строгом смысле слова, ресурсы социального развития.
IV. Уровень поселений и трудовых коллективов. На этом уровне выделяются показатели: технико-организационного содержания труда (развитость рабочей силы, выраженная в квалификации и качестве подготовки к труду; требования рабочей позиции к расходованию рабочей силы-физические и умственные; творческие и рутинные, организаторские и исполнительские затраты труда; технический базис труда - ручного, механизированного, автоматизированного; функции труда по отношению к материальным или информационным системам производства); социально-экономического содержания труда (заработная плата, общественные фонды); социально-гигиенического содержания труда (комфортность среды, тяжесть труда); социально-бытовых условий (потребление, жилье, структура внерабочего времени), политических и культурных условий (общественно-политические, образовательные, культурные).
V. Уровень первичной социальной группы. На этом уровне (бригада, семья;) выделяются показатели условий деятельности и мотивации, раскрываемые в понятиях производственные, внепроизводственные, общественно-политические и культурно-образовательные условия деятельности и мотивации. Движение по уровням I - V представляет модель социального механизма опосредованного воздействия общества в целом на общественную группу вплоть до ее первичной ячейки. Эта модель обусловливает и социальное развитие группы, когда воздействие направлено на планомерное изменение всей совокупности производительных сил и общественных (материальных и идеологических) отношений.
VI. Уровень личности. Общественные отношения включают действия реальных личностей и складываются из них. Личность является связующим звеном между механизмом функционирования общественной группы и механизмом.развития социальной группы. Личность застает определенные общественные отношения и включается в них. Момент включения личности предполагает ее выбор, ее активность, ее перемещение по клеточкам социальной структуры. Изменения на уровне личности в процессе ее развития суммируются в изменениях на уровне социальной группы.
Структура ориентации личности складывается из ориентации на содержание труда, определяемых внешними объективными обстоятельствами и субъективными установками, активностью или массивностью личности, творческими или.другими тенденциями, ориентацией либо преимущественно на общественный результат, либо преимущественно на личное продвижение и благополучие; по этим же основаниям можно различать ориентации в потреблении, общественно-политической деятельности, культуре и образовании.
VII. Уровень развития социальной группы. Механизм целей, средств и ресурсов общественного воздействия на группу фокусируется в изменении структуры личности, ее системы потребностей и ориентации. Совокупным результатом этих воздействий и изменений является социальное развитие группы, которое проявляется как развитие ее Квалификационно-профессиональной структуры, улучшение материальных условий жизни, повышение социальной активности, подъем культурно-технического уровня.
VIII. Уровень развития и сближения социальных групп. Изменения характеристик социальных групп (VII уровень) агрегируются на этом уровне в более крупные показатели: показатели социальной структуры групп (вертикальной и горизонтальной) и ее изменений; показатели межгрупповых социальных перемещений; показатели степени сближения общественных групп и т. д.
IX. Уровень развития социальной структуры общества. Интегральные показатели развития и сближения социальных групп характеризуют изменение социальной структуры общества в целом, повышение социальной однородности.
X. Управление общественным развитием. Этот уровень является выходом, и входом всей динамической социальной системы зрелого социализма. На этом уровне накапливается и корректируется весь огромный опыт социального развития. С учетом итоговых показателей эффективности развития вновь задаются или уточняются стратегические программные цели. От полноты показателей социального развития зависит эффективность работы и высшего уровня управления, и планирования на уровне региона, отрасли, поселения, трудового коллектива.