Сын человеческий, с илюстрациями. Михаил Мень — сын о. Александра

ОСЕНЬЮ 1990 года на настоятеля православной церкви в Новой Деревне отца Александра Меня напал неизвестный, ударил его топором по голове и скрылся. Истекая кровью, отец Александр добрался до дома. Он был в полном сознании, но отказался сказать, кто напал на него, и вскоре умер. Сегодня, через тринадцать лет после его смерти, мы беседуем с сыном Александра Меня - Михаилом Александровичем. Я знакома с ним еще с тех времен, когда он был депутатом Думы от «Яблока». Михаил Александрович, хотя и выбрал светскую карьеру, истинный сын своего отца - кристально честный и глубоко верующий христианин.


ОСЕНЬЮ 1990 года на настоятеля православной церкви в Новой Деревне отца Александра Меня напал неизвестный, ударил его топором по голове и скрылся. Истекая кровью, отец Александр добрался до дома. Он был в полном сознании, но отказался сказать, кто напал на него, и вскоре умер.

Началось расследование. Однако и по сей день убийство осталось нераскрытым.

Многие помнят, какой популярностью пользовался настоятель скромной подмосковной церкви отец Александр Мень . В церковь приходили и приезжали издалека - слухи о его необыкновенных проповедях передавались из уст в уста. Он пытался передать своим прихожанам и тем, кто приходил его послушать, любовь к Богу и людям, которая ярко пылала в нем самом, терпимость, стремление понять и простить ближнего, то, чего часто нам так не хватает.

Отец Александр Мень был необыкновенно эрудированным и талантливым человеком, а энергия его была поистине неиссякаема. Он писал статьи и книги о вере и культуре, выступал с лекциями. Я имела счастье дважды слушать его лекции о Ветхом Завете - они были просто великолепны. Когда он говорил, от его одухотворенного лица просто нельзя было отвести взгляд.

О чем бы он ни писал или говорил, он всегда подчеркивал необходимость терпимости и любви - фундамента христианства, о котором так часто забывают.

Сегодня, через тринадцать лет после его смерти, мы беседуем с сыном Александра Меня - Михаилом Александровичем. Я знакома с ним еще с тех времен, когда он был депутатом Думы от «Яблока». Михаил Александрович , хотя и выбрал светскую карьеру, истинный сын своего отца - кристально честный и глубоко верующий христианин.

После Думы он был заместителем губернатора Московской области генерала Громова, а сейчас - один из заместителей Юрия Михайловича Лужкова.

Не место красит человека

- ПОХОЖЕ, что убийство вашего отца так никогда и не будет раскрыто. А может быть, его особенно и не стремились раскрыть, потому что в убийстве могли быть замешаны какие-то влиятельные люди?

Мне не хочется строить каких-то предположений на этот счет и уж подавно обвинять кого-либо в заказном убийстве. Сегодня, когда прошло столько лет со времени трагедии, трудно рассчитывать, что вдруг вскроются какие-то новые обстоятельства. Но надежда, как известно, умирает последней, и в глубине души я все еще надеюсь, что истина когда-нибудь восторжествует.

- Вы глубоко верующий человек, и честность, естественно, должна быть неотъемлемым свойством вашей натуры. Однако вам приходится работать в системах, где далеко не все бескорыстны. Не чувствуете ли вы некий внутренний дискомфорт, работая рядом с такими людьми?

Да, разумеется, нечисти в нашей жизни хватает, причем во всех сферах и на всех уровнях. В политике, в бизнесе, на телевидении, в прессе. Грязь вообще гораздо заметнее чистоты, будь то пятно на чистой рубашке или мздоимец среди честных людей. Но, по моему глубокому убеждению, не должность и место работы определяют степень честности, а сама суть человека.

Да, мздоимцев у нас хватает, но это не значит, что, приходя на работу, я тут же прикладываю ладонь к глазам и начинаю их высматривать. Может быть, мне везло, но я всегда вижу рядом с собой множество честных и добросовестных людей. Например, в Думе я работал в Комитете по культуре вместе со знаменитым режиссером Станиславом Говорухиным - человеком прямым и честным. И таких людей я знаю множество. Другое дело, что наши средства массовой информации предпочитают больше говорить о жуликах и бандитах, чем о честных людях. Украл миллион - это интересно. А еще лучше - сто. Герой. А что писать о тех, кто честно вкалывает изо всех сил, какой тут рейтинг наберешь? Не хочется быть моралистом, но нашему телевидению есть над чем подумать. Пока нашими героями будут убийцы и воры, далеко мы не уйдем…

- Коррупция, к сожалению, процветает в России издавна. Может быть, Православная церковь должна предпринимать больше усилий в ее осуждении?

Как верующий христианин, я не могу критиковать свою церковь. Да, сегодня, когда после десятилетий безбожного коммунистического правления все больше и больше людей приходят в храмы, это не значит, что все они вдруг стали истинно верующими христианами. Ведь дорога к храму - это не асфальтированное шоссе, по которому с комфортом подъезжаешь к церкви. Эта дорога в душе человека, и многие еще и не вступили на нее.

Крестик на шее - еще не вера

ПУТЬ к Богу нелегок, и сегодня для многих крестик на шее - это все, на что они способны. Но хоть это даже не первый шаг, а шажочек, и он ценен. Сейчас многие считают, что, перекрестившись в храме, они автоматически получают лицензию на греховные деяния, что, пожертвовав на храм, какой-нибудь «браток» может смело ехать на «разборку». Да, конечно, это еще далеко не вера, которая могла бы очистить и оздоровить наше общество. Но я уверен, что растущая роль религии в стране постепенно приведет и к духовному росту, который нам нужен не меньше, чем рост валового национального продукта.

Для меня важно, как разительно изменилось отношение государства к религии. Совсем недавно этого нельзя было представить себе в самых смелых мечтах. Посмотрите, например, недавние торжества, посвященные святому Серафиму Саровскому, на которые приезжал даже президент страны. Наш президент не просто занятой человек, каждый его день, включая и субботу и воскресенье, расписан по минутам. Но я также знаю, как искренне и глубоко он верует, и понятно, почему в сверхплотном своем графике государственно важных дел он нашел время поехать в Саров.

Вы не представляете себе, чего стоило мэру Москвы принять решение о строительстве храма Христа Спасителя. И на это нужно потратить деньги, говорили ему, и на то, и на третье, и к тому же этот храм никогда не был жемчужиной церковной архитектуры. Юрий Михайлович со всем соглашался, но говорил, что строительство храма, видного в столице почти отовсюду, необходимо хотя бы потому, что он символизирует наше покаяние, возврат к духовности. И он добился своего.

Покаяние вообще должно быть у каждого в душе. Я знаком со многими людьми в политике, кто считает, что хватит писать о ГУЛАГе и сталинском терроре. Хватит, говорят они (причем среди них не только члены КПРФ), заниматься гробокопательством.

Они не знают или не хотят знать того, чему нас учит история: у тех, кто не знает своего прошлого, нет и будущего. Я полностью согласен с знаменитым кинорежиссером Алексеем Германом, который сожалеет, что деятели нашей культуры до сих пор не создали фильмов и спектаклей по произведениям Солженицына, Шаламова, Домбровского, Гроссмана.

Государство и церковь: позиции совпадают

- КАК ВЫ относитесь к тому, что кое-кто из коммунистических деятелей пытается сегодня примазаться к религии, не отказываясь от своей коммунистической идеологии и не осуждая зло, которое коммунисты причинили религии?

Это, безусловно, ошибка руководства КПРФ. Да, многие из коммунистов как будто бы повернулись лицом к Церкви, многие приходят в храмы, хотя стараются об этом не говорить. Среди них немало честных людей, которые, не отдавая себе в этом отчет, давно уже разделяют скорее не коммунистические, а социал-демократические ценности - забота о людях, увеличение социальной поддержки малоимущих и т. д.

Их же руководители, не рассказывая о злодеяниях Коммунистической партии по отношению к религии и духовенству в Советском Союзе (чего стоят, например, призывы Ленина казнить священников или аресты и уничтожение при Сталине десятков тысяч священнослужителей), пытаются разжигать в людях недовольство и злобу, которые, как мы знаем из нашего трагического прошлого, могут привести к гражданской войне.

Для меня христианство - это любовь и сострадание к ближнему. Не случайно президент Путин сказал, что главное его огорчение и постоянная забота - это бедность людей. Вот бы и коммунисты вместо разжигания злобы внесли свою лепту в борьбу с бедностью. Куда там…

- Возможно ли, по-вашему, превращение православия в государственную религию?

У нас церковь отделена от государства, как и во всем цивилизованном мире. И превращение православия в государственную религию не нужно ни церкви, ни государству. Тем более что у нас многоконфессиональное государство, в котором и мусульманство, и буддизм, и иудаизм, и другие конфессии пользуются теми же правами, что и православная церковь.

Вы можете возразить, как же так: число православных школ, и особенно воскресных школ, все время растет. Да, это так. Но ведь то же происходит и с другими конфессиями: растет число мусульманских школ-медресе, еврейских детских садов и ешив и т. д.

- Пожалуйста, несколько слов о вашей семье. Сумели ли вы передать своим детям то, что сами получили от отца?

У меня две дочери. Алене - 18 лет, она студентка Университета культуры, Кате - 8 лет, она школьница. Мы с женой пытаемся воспитать их честными и добрыми людьми, но ведь кроме родителей детей воспитывает и среда - от телевидения до сверстников. Так что надо уповать на лучшее. Наверное, главное, что могут сделать родители, - это не слова, а личный пример…

Михаил Александрович Мень – глава Минстроя, экс-губернатор Ивановской области, бывший вице-мэр Москвы, зампредседателя регионального правительства столицы, депутат Госдумы и директор ряда учреждений культуры.

Руководитель ведомства, созданного в 2013 году взамен Госстроя, входившего в Минрегиона – сын известного православного священника Александра Меня, убийство которого в 1990 году осталось нераскрытым. Его, еврея по национальности, богослова со спорными воззрениями, одни представители духовенства, включая патриарха Алексия II, ценили чрезвычайно высоко, другие, например, протодиакон Андрей Кураев, считали чрезмерно благорасположенным к мистикам из других конфессий.

Детство и семья Михаила Меня

Михаил Мень появился на свет 12 ноября 1960 года в поселке Семхоз, включенном с 2004 года в состав города Сергиева Посада, в семье протоирея Александра Владимировича. Мама Михаила, Наталья Федоровна, была церковным старостой прихода Храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине. Кроме Миши, у семейной пары была старшая его на 3 года дочь Лена.


Отец, как водится, выражал желание, чтобы сын продолжил его дело, но мальчик мечтал стать артистом. Особенно после съемок в 10 лет в картине «Денискины рассказы» в роли главного персонажа. Но родители были категорически против этого, поэтому по окончании школы в 1978 году он, в качестве компромисса, поступил в институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.Губкина.


Однако учебу в заведении он прервал. Причиной его отчисления стала академическая неуспеваемость по итогам экзаменационной сессии и личная убежденность, что он, как сын священника, в советской системе не сможет добиться успеха в любой сфере деятельности кроме культуры или искусства.


В 1980 году Меня забрали в армию. Он служил в Дальвоенморстрое. После демобилизации в 1982 году он поступил на заочное обучение в Москве в институт культуры. Будучи студентом, в 1986 году юноша явился инициатором создания, вокалистом и бас-гитаристом коллектива «Мост», имевшего среди поклонников рок-музыки большой успех, осуществлявшего активную гастрольную деятельность, участвовавшего в фестивалях.


В 1987 году он окончил институт, стал специалистом в части режиссуры и ушел из музыкального коллектива. Вначале он работал директором в парках отдыха, позже – открыл издательский кооператив. Кроме этого высшего образования впоследствии он окончил академию госслужбы по специальности «юриспруденция» и защитил диссертацию на соискание степени кандидата философских наук.

После смерти отца в 1990 году на месте его гибели, у железнодорожной платформы МЖД «Семхоз», воздвигли храм. Михаил вместе с сестрой, которая, проживая в Италии, профессионально занималась иконописью, приняли решение по-своему увековечить память о нем – разработали родовой герб, а также учредили фонд его имени. Мень его возглавил и издал сочинения протоирея.

Михаил Мень на госслужбе

В 1993 году Михаил Александрович, обдумывая возможность баллотироваться в столичную областную думу, обратился за советом к митрополиту Ювеналию, бывшему правящему архиерею его отца, и получил его благословение. Он начал работать в законодательной власти, стал парламентарием, занимаясь разработкой нормативных актов в соответствующем Комитете. Через 2 года в 1995-м его избрали в Госдуму, где он вступил в партию «Яблоко» и стал зампредседателя Комитета по культуре, возглавляемого Станиславом Говорухиным.


В 1999 году генерал-полковник Борис Громов баллотировался на пост главы администрации Подмосковья. Для гарантии привлечения либеральной части общества и церковных кругов он пригласил Меня в качестве кандидата на должность заместителя. В итоге в выборах они победили.

Министр строительства Михаил Мень о ЖКХ

Через 2 года чиновник раньше срока ушел с поста вице-губернатора и занял новое кресло – столичного вице-мэра. В 2005 году Мень, вступив в «Единую Россию», получил очередное назначение – губернатора Ивановской области. Через 5 лет он остался на должности на повторный срок, но в 2013 году был отправлен в досрочную отставку. Среди причин перехода на другое место работы кроме профессиональных он отмечал присутствие личных обстоятельств – проживание семьи в Москве и рождение шестого ребенка.

Личная жизнь Михаила Меня

Глава Минстроя женат вторым браком на Налимовой Елене Олеговне, которая моложе супруга на 15 лет. Она занимается предпринимательской деятельностью, находится в десятке наиболее состоятельных жен губернаторов. Пара воспитывает шестерых детей – трех девочек и трех мальчиков. Своим главным личным достижением он считает именно своих детей.


Чиновник любит слушать и писать рок-музыку, которая по словам Михаила его вдохновляет. Он коллекционирует электрогитары. Более всего ему претит в людях неумение отвечать за свои слова. Среди любимых писателей Меня – Николай Гоголь, Джордж Оуэлл и Сергей Минаев . На вопрос Познера , когда и где он был более всего счастлив, чиновник ответил - «Здесь и сейчас».


Первой женой министра была поэтесса, рок-солистка ряда музыкальных коллективов («Золотая середина», «Примадонна», «Проба 1000») Инна Георгиевна Петрова. Впоследствии она руководила собственной звукозаписывающей студией, пела в церковном хоре Храма Сергия Радонежского, выпустила несколько сборников стихов. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень

В ноябре 2013 года чиновник перешел на федеральный уровень – был назначен главой нового министерства строительства и ЖКХ.

Михаил Мень о дешевом жилье

В 2015 году его руководства строительной отраслью в РФ было сдано в эксплуатацию 84 миллиона квадратных метров жилья, якобы, больше, чем в советские времена. Таких результатов ведомству удалось достичь, по словам его руководителя, благодаря госпрограмме по субсидированию ипотечной ставки.

Купить книгу Комментарии

Cyril G.

Цитата:

Покупайте лицензионную продукцию!!!

А где обложка лицензионного диска?

akmatik

СЕРГ24 писал(а):

Спасибо огромное - одна из лучших книг прочитанных мною, рекомендую всем!

Интересное у вас мнение. А вотмитрополит Антоний и отец Иоанн Крестьянкин (слышали про такого?) были совершенно против Александра Меня. Отец Антоний обличил его во лжи.
Характерно, что когда при отце Иоанне (Крестьянкине) зашла речь об отце Александре Мене, он сказал: «Не надо к нему ходить».
Нормальному и здравомыслящему православному человеку достаточно информации для того что бы задуматься и понять - что-то не то с этим Ал. Менем. Или хотя бы это будет основанием для детального ознакомления с трудами отца Антония о Ал.Мене - в чём же он его обличал.
Успехов вам на пути к Богу! И не попадайте в силки бесовские. Есть же много других трудов духовных, например:
"Добротолюбие", В помощь кающемуся - Игнатия Брянчанинова, Слово Преподобного Марка Подвижника. Слово первое. О законе духовном, 200 глав и ещё 226 глав и пр. и пр.
Есть интересные лекции о Христе на сайте Осипова А.И.: "Суть Жертвы Христовой" - http://www.aosipov.ru/video/06_video_lektsii_a_i_osipova_bogoslovkie_voprosy.html и множество других духовных уроков.

qvovadis.7s

akmatik писал(а):

53646337Меня, ни читать ни слушать вообще нельзя.
Особенно это касается новоначальных "всеядных" православных христиан, которые ещё не знают ни догматов, ни символа православной веры, ни чем отличается православие от иных религий т.е. не могут даже сами себе ответить, - "а почему именно я православный?", а не католик или буддист, или вообще экуменист.
Открытое письмо митрополита Антония Меню тому подтверждение. Вы спросите подтверждение чему? А в первую очередь нашей духовной безграмотности и нашей безумной крикливой гордыни трактовать Писания и орать по поводу Христа и Евангелия своё личное МНЕНИЕ, что есть прелесть духовная явная и тайная. От этих людей приходится часто слышать: А что в нём (Мене) не так? МНЕ нравится и Я считаю, что Мень говорит верно, т.е. они свой ум ставят мерилом истинности. А почитать Серафима Саровского "Записки Мотовилова", "Добротолюбие" еп. Игнатий (Брянчанинов), Патерики (Скитский и Афонский), лекции Осипова и пр. руки не доходят. Печально быть игрушкой в лапах бесов.
И берегитесь явных и тайных провокаторов, которые есть на этом сайте. Одни сознательно, а другие неосознанно проталкивают в сознание других людей смрадные идеи экуменизма, этой новой псевдорелигии. Щенок экуменизма стремительно растёт и скоро явит всем звериный оскал антихриста.
Читайте св. отцов - проку больше будет.

Вы, товарищ, шумите без всякого обоснования. Прежде чем сотрясать воздух словами "ни читать ни слушать нельзя", сами-то почитайте что-то у А. Меня, и потом приводите аргументы. Экуменизм - это одно, а Евангельское Единство - другое. Сам Христос сказал: "Да будут они, Отче, едины, как я в Тебе и Ты во Мне". Поэтому идея единства восходит ко Христу. Разумеется, "становиться под одно ярмо с неверными" Евангелие запрещает, но ведь не об этом учил о. Александр. Его труды многих привели ко Христу, чем вы вряд ли можете похвалиться!

Протоиерей Александр Мень


Сын Человеческий

Для чего написаны эти страницы? Нужны ли они, если об Основателе христианства было уже столько сказано?

Любая новая книга на евангельскую тему может вызвать подобные вопросы. Кроме того, очевидно, что никакой труд, посвященный жизни и учению Иисуса Христа, не в состоянии заменить своего первоисточника. “Есть книга, - писал незадолго до смерти Пушкин, - коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, - и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие”. В самом деле, кто, кроме евангелистов, сумел справиться с этой грандиозной задачей - запечатлеть образ Иисуса Назарянина, причем пользуясь удивительно скупыми средствами?

Итак, если мы хотим знать правду о Христе, то должны искать ее прежде всего в Евангелии.

Но тот, кто впервые берет его в руки, может столкнуться с известными трудностями. Ведь авторов Нового Завета отделяют от нас почти две тысячи лет. Современному человеку бывает нелегко понять многие их намеки, обороты речи, а подчас даже самый ход их мысли, что вызывает необходимость в комментариях, которые давали ключ к Евангелию.

Изучение новозаветной письменности давно уже стало целой наукой. Сотни толкователей - богословов, историков, филологов - проделали огромную работу по разбору и сопоставлению текстов, по уточнению их смысла. Они кропотливо исследователи каждую главу и каждый стих Евангелия.

Ценность этих аналитических трудов бесспорна. Они помогли уяснить немало важных подробностей. Однако авторы их следовали методу, который нередко оставлял на втором плане главное. Обширные критические экскурсы о Матфее, Марке, Луке и Иоанне почти заслонили самого Христа. А ведь евангелисты стремились донести до нас именно весть о Сыне Человеческом, Который есть альфа и омега христианства; без Него оно лишается души, попросту говоря, не существует.

Вот почему за последние полтора века в евангельской историографии, наряду с богословским и литературным анализом, стали использовать также и метод обобщения, синтеза. Авторы, которые пошли по этому пути, хотели, опираясь на данные текстуальной критики, воссоздать целостную картину земной жизни Христа.

Одним из первых этот подход применил известный русский проповедник, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов). Его очерки вышли в 1828 году под названием “Последние дни земной жизни Иисуса Христа”. Книга с тех пор выдержала много изданий и продолжает пользоваться широкой популярностью. Однако она охватывает только события Страстной недели.

Остается сожалеть, что опыт подобной “биографии” Христа, написанной в форме связного повествования, был предпринят впервые автором нехристианским. Речь идет об Эрнесте Ренане, французском историке и мыслителе, книга которого “Жизнь Иисуса” появилась в 1863 году.

В ней автору удалось нарисовать яркую и правдивую панораму евангельской эпохи и необычайно живо изобразить Самого Основателя христианства, хотя, будучи по мировоззрению скептиком-позитивистом, Ренан в значительной мере исказил Его облик.

Успеху “Жизни Иисуса” немало способствовало и то, что центральная тайна Евангелия - тайна Богочеловечества - в христианском сознании оказалась фактически утраченной. Это естественно привело к реакции, выразителем которой стал Ренан. Вскоре после выхода в свет его книги соотечественник Ренана пастор Эдмон Прессансе писал: “Человечество Христа очень часто приносилось в жертву Его Божеству, забывали, что последнее неотделимо в Нем от первого и что Христос... не Бог, скрывшийся под видом человека, но Бог, сделавшийся человеком, Сын Божий, униженный и поруганный, говоря смелым языком ап.Павла, Христос, действительно подчинивший Себя условиям земной жизни... Христа очень часто представляли нам как отвлеченный догмат, и потому бросились в противоположную крайность”.

И поклонников, и противников Ренана сначала больше занимали его философские взгляды; когда же интерес к ним остыл, а страсти, разгоревшиеся вокруг “Жизни Иисуса”, стали утихать, отчетливо обнаружились достоинства примененного в книге метода.

Характерен случай, который рассказывали о Владимире Соловьеве. Однажды, беседуя с обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым - человеком крайне консервативным, философ попросил у него позволения издать по-русски “Жизнь Иисуса”, снабдив ее критическими примечаниями.

От вас ли я это слышу? - возмутился обер-прокурор. - Что это вам в голову пришло?

Но ведь надо же наконец народу о Христе рассказать, - ответил, улыбаясь, Соловьев.

Сам он относился к Ренану отрицательно, но хотел подчеркнуть, что, как правило, богословские труды критиков и толкователей мало приближали людей к евангельскому Христу, скорее даже отдаляли от Него. В этом смысле на их фоне мог выигрывать и Ренан.

Неудивительно, что вслед за книгами архиеп.Иннокентия Херсонского и Ренан стали выходить другие, написанные в том же жанре, и число их с каждым десятилетием увеличивалось. Нередко, правда, результаты получались спорными и противоречивыми. Одни хотели видеть в Назарянине только реформатора иудейства, другие - последнего из пророков; сторонники насилия изображали Его революционером, толстовцы - учителем непротивления, оккультисты - “посвященным” эсотерического ордена, а враги традиционных общественных устоев - борцом против рутины. “Есть нечто трогательное, - замечает известный историк Адольф Гарнак, - в этом стремлении всех и каждого подойти к этому Иисусу Христу со стороны своей личности и своих интересов и найти в Нем самого себя или получить хотя бы некоторую долю в Нем”. С другой стороны, в таких попытках обнаруживалась узость людей, которые силились разгадать “загадку Иисуса”, исходя только из своих, подчас весьма односторонних воззрений.

Между тем личность Христа неисчерпаема, она превосходит все обычные мерки; вот почему каждая эпоха и каждый человек могут находить в Нем новое и близкое им. Об этом в частности свидетельствует и история искусства. Если мы сравним фреску в катакомбах Рима или древнерусскую икону с изображением Христа у Эль Греко или модерниста Шагала, то легко убедимся, как по-разному преломлялся Его образ на протяжении веков.

«Сын Человеческий»: Фонд Александра Меня; 1997
Аннотация
Главная книга о. Александра Меня - рассказ о земной жизни Иисуса Христа.
Книга стремится ясно и правдиво воссоздать евангельскую эпоху, донести до читателя образ Иисуса из Назарета таким, как Его видели современники. Жизнеописание Христа строится на основе Евангелий, лучших комментариев к ним, а также других литературных источников, указанных в библиографии (675 наименований).
Книга снабжена богатыми приложениями, которые помогут глубже познакомиться с евангельской историей и историей ее исследования.
Протоиерей Александр Мень
Сын Человеческий
Светлой памяти моей матери
ОТ АВТОРА
Для чего написаны эти страницы? Нужны ли они, если об Основателе христианства было уже столько сказано?
Любая новая книга на евангельскую тему может вызвать подобные вопросы. Кроме того, очевидно, что никакой труд, посвященный жизни и учению Иисуса Христа, не в состоянии заменить своего первоисточника. “Есть книга, - писал незадолго до смерти Пушкин, - коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, - и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие”. В самом деле, кто, кроме евангелистов, сумел справиться с этой грандиозной задачей - запечатлеть образ Иисуса Назарянина, причем пользуясь удивительно скупыми средствами?
Итак, если мы хотим знать правду о Христе, то должны искать ее прежде всего в Евангелии.
Но тот, кто впервые берет его в руки, может столкнуться с известными трудностями. Ведь авторов Нового Завета отделяют от нас почти две тысячи лет. Современному человеку бывает нелегко понять многие их намеки, обороты речи, а подчас даже самый ход их мысли, что вызывает необходимость в комментариях, которые давали ключ к Евангелию.
Изучение новозаветной письменности давно уже стало целой наукой. Сотни толкователей - богословов, историков, филологов - проделали огромную работу по разбору и сопоставлению текстов, по уточнению их смысла. Они кропотливо исследователи каждую главу и каждый стих Евангелия.
Ценность этих аналитических трудов бесспорна. Они помогли уяснить немало важных подробностей. Однако авторы их следовали методу, который нередко оставлял на втором плане главное. Обширные критические экскурсы о Матфее, Марке, Луке и Иоанне почти заслонили самого Христа. А ведь евангелисты стремились донести до нас именно весть о Сыне Человеческом, Который есть альфа и омега христианства; без Него оно лишается души, попросту говоря, не существует.
Вот почему за последние полтора века в евангельской историографии, наряду с богословским и литературным анализом, стали использовать также и метод обобщения, синтеза. Авторы, которые пошли по этому пути, хотели, опираясь на данные текстуальной критики, воссоздать целостную картину земной жизни Христа.
Одним из первых этот подход применил известный русский проповедник, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов). Его очерки вышли в 1828 году под названием “Последние дни земной жизни Иисуса Христа”. Книга с тех пор выдержала много изданий и продолжает пользоваться широкой популярностью. Однако она охватывает только события Страстной недели.
Остается сожалеть, что опыт подобной “биографии” Христа, написанной в форме связного повествования, был предпринят впервые автором нехристианским. Речь идет об Эрнесте Ренане, французском историке и мыслителе, книга которого “Жизнь Иисуса” появилась в 1863 году.
В ней автору удалось нарисовать яркую и правдивую панораму евангельской эпохи и необычайно живо изобразить Самого Основателя христианства, хотя, будучи по мировоззрению скептиком-позитивистом, Ренан в значительной мере исказил Его облик.
Успеху “Жизни Иисуса” немало способствовало и то, что центральная тайна Евангелия - тайна Богочеловечества - в христианском сознании оказалась фактически утраченной. Это естественно привело к реакции, выразителем которой стал Ренан. Вскоре после выхода в свет его книги соотечественник Ренана пастор Эдмон Прессансе писал: “Человечество Христа очень часто приносилось в жертву Его Божеству, забывали, что последнее неотделимо в Нем от первого и что Христос... не Бог, скрывшийся под видом человека, но Бог, сделавшийся человеком, Сын Божий, униженный и поруганный, говоря смелым языком ап.Павла, Христос, действительно подчинивший Себя условиям земной жизни... Христа очень часто представляли нам как отвлеченный догмат, и потому бросились в противоположную крайность”.
И поклонников, и противников Ренана сначала больше занимали его философские взгляды; когда же интерес к ним остыл, а страсти, разгоревшиеся вокруг “Жизни Иисуса”, стали утихать, отчетливо обнаружились достоинства примененного в книге метода.
Характерен случай, который рассказывали о Владимире Соловьеве. Однажды, беседуя с обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым - человеком крайне консервативным, философ попросил у него позволения издать по-русски “Жизнь Иисуса”, снабдив ее критическими примечаниями.
- От вас ли я это слышу? - возмутился обер-прокурор. - Что это вам в голову пришло?
- Но ведь надо же наконец народу о Христе рассказать, - ответил, улыбаясь, Соловьев.
Сам он относился к Ренану отрицательно, но хотел подчеркнуть, что, как правило, богословские труды критиков и толкователей мало приближали людей к евангельскому Христу, скорее даже отдаляли от Него. В этом смысле на их фоне мог выигрывать и Ренан.
Неудивительно, что вслед за книгами архиеп.Иннокентия Херсонского и Ренан стали выходить другие, написанные в том же жанре, и число их с каждым десятилетием увеличивалось. Нередко, правда, результаты получались спорными и противоречивыми. Одни хотели видеть в Назарянине только реформатора иудейства, другие - последнего из пророков; сторонники насилия изображали Его революционером, толстовцы - учителем непротивления, оккультисты - “посвященным” эсотерического ордена, а враги традиционных общественных устоев - борцом против рутины. “Есть нечто трогательное, - замечает известный историк Адольф Гарнак, - в этом стремлении всех и каждого подойти к этому Иисусу Христу со стороны своей личности и своих интересов и найти в Нем самого себя или получить хотя бы некоторую долю в Нем”. С другой стороны, в таких попытках обнаруживалась узость людей, которые силились разгадать “загадку Иисуса”, исходя только из своих, подчас весьма односторонних воззрений.
Между тем личность Христа неисчерпаема, она превосходит все обычные мерки; вот почему каждая эпоха и каждый человек могут находить в Нем новое и близкое им. Об этом в частности свидетельствует и история искусства. Если мы сравним фреску в катакомбах Рима или древнерусскую икону с изображением Христа у Эль Греко или модерниста Шагала, то легко убедимся, как по-разному преломлялся Его образ на протяжении веков.
Как же можно проверять и корректировать эти трактовки в живописи, в науке и литературе?
Единственным критерием здесь является само Евангелие, на котором основаны все попытки изобразить Сына Человеческого.
Правда, некоторые историки утверждают, что Евангелия слишком лаконичны, чтобы дать материал для “биографии” Иисуса. Действительно, в них опущены многие факты, ряд конкретных деталей остается неясным, но непредубежденный исследователь найдет в них все важнейшие черты жизни и учения Христа. К тому же скудость источников обычно не мешает создавать жизнеописания великих людей, о которых сохранилось куда меньше достоверных данных.
Есть и богословы, отвергающие возможность изложить евангельскую историю лишь на том основании, что Новый Завет не “объективный рассказ”, а проповедь о спасении и Спасителе мира. Но если даже Евангелия и возникли как книги церковные, богослужебные, содержащие благовестие веры, это вовсе не исключает их исторической ценности. Созданные не летописцами и не историками, они, однако, содержат свидетельство, пришедшее к нам из первого века Церкви, когда еще были живы очевидцы земного служения Иисуса.
Повествования евангелистов подтверждаются и дополняются античными и иудейскими авторами, а также открытиями современных археологов. Все это позволяет считать задачу биографов Иисуса Христа вполне осуществимой.
Разумеется, чисто исторический аспект не может являться главным в Его “биографии”.
Сын Человеческий принадлежит не только прошлому. Сегодня, как и в то время, когда Он жил на земле, Его любят, в Него верят и с Ним борются.
Однако нельзя забывать, что путь Христов проходил среди людей определенного времени, что к ним в первую очередь было обращено Его слово. Св.Иоанн Златоуст рекомендовал, читая Евангелие, представлять себе конкретную обстановку, служившую фоном священных событий. Теперь мы можем следовать этому совету успешнее, чем во дни самого Златоуста, поскольку располагаем более подробными сведениями об Иудее I века.
Увидеть Иисуса Назарянина таким, каким видели Его современники, - вот одна из главных задач книги о Нем, если она строится по принципу историко-литературного синтеза. Среди христианских авторов, руководствовавшихся этим принципом, наибольшую известность приобрели Фредерик Фаррар, Коннингем Гейки, Альфред Эдершейм, Анри Дидон, Франсуа Мориак, Дмитрий Мережковский, Анри Даниель-Ропс, Фултон Орслер, Артур Нисин. Но поскольку все они писали для Запада, появление еще одной книги этого направления, ориентированной на русского читателя, может быть оправдано.
В ней автор не ставил себе исследовательских целей, а стремился лишь к тому, о чем говорил Вл.Соловьев в беседе с Победоносцевым, - просто рассказать о Христе. Рассказать на основании Евангелий, лучших комментариев к ним, а также других источников. При работе были приняты во внимание важнейшие результаты современной новозаветной критики, но с учетом того, что и она сама нуждается в критическом подходе.
Предназначена эта книга в основном для тех, что прочел Евангелие впервые или даже совсем незнаком с ним[См. словарь терминов]. Поэтому рассказ начинается с внешних событий, лишь постепенно приближаясь к темам более глубоким и сложным.
Впрочем, искушенный читатель, быть может, тоже найдет здесь для себя нечто новое, хотя прямо ему адресован только раздел, относящийся к “теории мифа” и происхождению Евангелий.
Автор надеется, что книга окажется небезынтересной и для неверующих. Любому человеку следует иметь представление об Основателе религии, которая стала неотъемлемой частью мировой культуры.
Цитируя Новый Завет, автору пришлось отказаться от общеупотребительного синодального перевода. Достоинства его несомненны, но, сделанный более полутора веков назад, он устарел как в научном, так и в литературном отношении. Поэтому в книге использован (с некоторыми поправками) новый перевод, осуществленный в Париже под редакцией архиепископа Кассиана.
Ссылки на литературу приведены только в самых необходимых случаях. Желающие углубить свои знания в этой области могут обратиться к трудам, указанным в библиографии.
Если предлагаемый очерк поможет читателю лучше понять Евангелие, пробудит к нему интерес или просто заставит задуматься, цель автора будет достигнута.
Первоначально книга печаталась отдельными главами в “Журнале Московской Патриархии” и “Церковном Вестнике” (Болгария); целиком же она вышла в издательстве “Жизнь с Богом”, которое так много сделало для экуменического сотрудничества христиан. Подготовить новый переработанный вариант автор решил по просьбе друзей, а также учитывая отклики и пожелания читателей. Благодарность людям, помогавшим в работе, автор не может выразить ничем, кроме молитвенной памяти об их самоотверженном труде.
ПРОЛОГ
Весной 63 года до н.э. на дорогах Палестины показались колонны римских солдат. За ними со скрипом тянулись обозы, грохотали тяжелые осадные орудия, в тучах пыли блестели панцири легионеров и колыхались боевые знамена.
Командовал армией сорокатрехлетний полководец Гней Помпей. Втайне мечтая о мировом господстве, он любил рядиться в тогу международного арбитра и говорил, что явился в Сирию не для захвата чужих владений, а как защитник порядка и освободитель. В эти годы он достиг зенита славы и был окружен любовью военных. То, что Помпей расправился с пиратами - этим бичом мореплавателей - и победоносно завершил кампанию против Митридата Понтийского и Тиграна Армянского, укрепило его позиции как в Риме, так и за его пределами.
Ближний Восток Помпей застал в состоянии войны, которую вели между собой местные царьки и правители. Поэтому он поспешил водворить там мир, раздавая титулы и короны, и в то же время объявил все сирийское побережье провинцией Рима.
Этот момент совпал с упорной борьбой за иерусалимский престол двух братьев-претендентов - Аристобула и Гиркана. Они обратились к Помпею с просьбой решить их спор. Но пока в Дамаске тянулись переговоры, Аристобул внезапно передумал и отказался от помощи римлян. Узнав об этом, разгневанный Помпей быстрым маршем двинулся на Иерусалим...
Палестина, или Страна Израиля, по которой шли теперь когорты и где через сто лет должен был прозвучать голос Христа, расположена на перекрестке Европы, Азии и Африки, что постоянно делало ее яблоком раздора. Многие завоеватели на протяжении веков покушались на ее территорию, хотя она никогда не славилась особенным плодородием или природными богатствами.
Эта небольшая полоса земли, протянувшаяся по берегам Иордана и Мертвого моря, включает всевозможные оттенки климата и рельефа. Недаром ее называют краем контрастов. Вечные снега лежат на вершинах израильских гор; зимой снег нередко выпадает даже на юге, а кое-где летом жара достигает почти тропической силы. Пальмы и гранатовые деревья, смоковницы и кипарисы соседствуют с зарослями орешника и ивняком; зеленые равнины чередуются с голыми скалистыми грядами.
В древности наиболее цветущим был северный округ - Галилея, расположенный на запад от озера Кинерет (Геннисарет), которое иногда называли Галилейским морем. Среди населения этой местности жило много иноплеменников, из-за чего ее именовали “Галилеей языческой”. С юга к ней примыкает область Самария. Когда-то вместе с Галилеей она составляла Северное Израильское Царство, уничтоженное в 722 году до н.э. ассирийцами. Завоеватели угнали в плен жителей городов, а на их место переселили людей из Месопотамии и Сирии. Колонисты смешались с израильтянами и приняли их веру, сохранив, однако, свои старые обычаи. Иудеи отказывались признать в этих самарянах собратьев, считая их полуязычниками, что вело к конфликтам, о которых упоминают и Евангелия. Несколько сот самарян и сегодня живут в Израиле. Подобно своим предкам, они почитают священной гору Гаризим, где некогда стоял их храм.
Южная часть страны, или собственно Иудея (Римляне называли Иудеей всю Палестину.) , представляет полную противоположность Северу. Неприветливая и бесплодная, она похожа на гористую пустыню с оазисами. Ее суровый, но здоровый климат закалил иудеев, сделав их выносливым, чуждым изнеженности народом.

Loading...Loading...