Святой апостол иуда. Апостол иуда искариот - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

Св. Иуда, брат Иакова праведного , сын Иосифа обручника Пресвятой Девы. Некоторые причисляют сего ап. Иуду к 12 апостолам, но против сего следующие данные:

1) из Евангелия (Ин. VII, 5; Мф. XII, 46) ясно видно, что «братия Господни» во время земной жизни И. Христа не веровали в Него, а между тем 12 апостолов постоянно следовали за Спасителем и проповедовали Его учение;

2) Иуда, писатель соборного послания, называет себя братом Иакова (1 ст.) и насколько известно из книг Свящ. Писания, святоотеческих творений, даже апокрифов, этот апостол нигде не называется другими какими либо именами (как напр, брат его Иосия-Иуст); Иуда из 12 апостолов у еван. Матфея (X, 3) называется Леввеем прозванным Фаддеем; у Св. Марка (III, 19) — Фаддеем;

3) Иуда, брат Иакова в своем послании ясно себя отличает от апостолов, под коими разумеются XII («поминайте глаголы прежде реченныя от апостол Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 17);

4) в Евангелии Луки (VI, 16) ап. Иуда из 12 называется Иаковлевым; — т. е. сыном Иакова; в перечислениях 12 апостолов у св. Евангелистов (Мф. X, 3; Mк. III, 19; Деян. I, 13) — упоминаются отчества их (как-то: Иоанн Зеведеев, Иаков Алфеев); а о братьях ясно говорится, что такой-то брат того или другого лица (как то: Андрей, брат Петра, Иоанн, брат Иакова), — следовательно, Иуда, брат Иакова Праведного, был сын Иосифа Обручника и не принадлежал к числу 12 апостолов (как некоторые думают — прот. Солярский, Библ. Слов. II вып. 344 и др.) и сего Иуду не следует смешивать с ап. Иудою (иначе Леввей, Фаддей), бывшим в числе 12 апостолов, каковое смешение встречается у многих писателей.

Может быть ап. Иуда одно и то же лицо с Иудою-Варсавою, который, по свидетельству ев. Луки, был пророк и обильным словом преподавал наставление братьям (Деян. XV, 32). Этот Иуда, как и брат его Иосия, был проименован Варсавою (Иустом), то есть праведным. «Муж начальствовавший между братьями; с ними Павел и Варнава относили, по поручению апостолов, постановления Иерусалимского Собора» (Деян. XV, 22) в Антиохию. Св. ап. Иуда, брат Иакова, имел жену, по имени Мария и детей. Евсевий (Ц. Ист. III, гл. XIX , 131) говорит о внуках его (ап. Иуды). Когда Домициан (95) повелел истребить Иудеев, происходящих из рода Давидова, то некоторые из еретиков указали на потомков Иуды, а Иуда был сродник по плоти Спасителя, что они происходят от Давида и далее выписывает из Егезиппова повествования о представлении внуков св. Иуды императору Домициану. О самом св. ап. Иуде нет никаких сведений в священном Писании, а позднейшие церковные предания, смешивая его с св. Иудою из 12, приписывают ему путешествие к Авгарю, Едесскому князю, проповедь слова Божия в Армении и др. странах. Вероятнее всего, что ап. Иуда не выходил с проповедью из пределов Палестины и окончил жизнь свою мученически. Память его 19 июня. Соименность св. апостола с Иудою Искариотским была причиной, что и сему св. ап. Иуде позднейшие предания приписывали враждебные отношения к Иисусу Христу: зависть (Ин. VII, 5), недоброжелательство. Передают, что Иосиф Обручник пред своею кончиною, разделил принадлежащую ему часть земли между своими сыновьями от первой жены и хотел он уделить часть и Иисусу Христу, но Иуда, вместе с Симоном и Иocиею, не хотел принять сына Пресв. Девы Марии к себе в часть и только старший сын Иосифа Иаков принял в свою часть Спасителя, за что он и был назван «братом Господним», а Иуда, сознав свои грехи против Иисуса Христа, не осмеливался будто бы называться братом Господа, а называл себя «братом Иакова» и рабом (а не братом) Иисуса Христа (Четьи Минеи 19 июня). Сему св. ап. Иуде принадлежит Соборное послание, каковое, впрочем, западные писатели приписывают св. Иуде-Фаддею или Леввею, из 12 апостолов. Блаж. Иероним в книге «О знаменитых писателях » пишет: «Иуда, брат Иакова: праведного оставил небольшое послание, одно из 7 соборных» (Твор. Блаж. Иеронима, ч. 5, стр. 291). Климент Александрийский (Paedag. III. 8), Ориген (Comment, in Math. XIII, 56), Тертуллиан (De cult. fern. 1, 8) и др. приписывают 7 соборное послание св. ап. Иуде, брату Иакова, праведного. Послание писано к «призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом (1 ст.). Сходство этого послания со 2 посланием ап. Петра (Иуда 3, 3-18) и указание на тех же лжеучителей, о которых говорит ап. Петр, показывает, что ап. Иуда писал к тем же лицам, к которым писали св. ап. Иаков и Петр, т. е. к христианам Малой Азии. Написано это послание по смерти св. Иакова (63) и до разрушения Иерусалима, (т. е. между 63-65 и до написания ап. Петром второго послания). Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей и замечательно тем, что он (Иуда) пользуется в своем послании свидетельствами апокрифических сочинений (книгою Еноха, ст. 14, и Успением или Восхождением Моисея, ст. 4), что было причиной сомнения у некоторых писателей (Евсевия, Амфилохия и др.) в принадлежности сего послания св. ап. Иуде; но это послание включено в число священных книг

Все забывают о том, что у подлецов и предателей тоже есть свой покровитель и заступник - святой Иуда Искариот . Я не шучу. Что заставляет меня причислить Иуду к лику святых?

  1. Иуда был апостолом и учеником Иисуса Христа. Исцелял и изгонял бесов, как и они все.
  2. Именно он совершил жертвоприношение - Сына Отцу - иначе непонятно кто принёс Иисуса в жертву. Это сделал он, и так тому положено было быть по пророчествам.
  3. Иисус буквально сам велит дьяволу завладеть сердцем Иуды и предать.
  4. Иуда раскаялся и, если не искупил свой грех - то оплатил его. Ценой жизни.
  5. Наконец, Иуда ещё был жив, когда воскрес Иисус, и видел его воскресение. Поэтому он есть свидетель.

Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я ? но один из вас диавол.

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его...

Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана . Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

Евангелие от Матфея 27:1-8, 11. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись , возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную . Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился . Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

Какой вывод можно сделать из последней евангельской истории? Помните, что Иисус говорит раскаявшемуся разбойнику, висящему рядом на кресте?

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Раскаявшиеся попадают в рай. Надо полагать, то же самое произошло и с Иудой - орудием божиим, избранным самим Иисусом. Если он прощён (у нас нет свидетельств, увы), то лучшего заступника перед Иисусом предателям и подлецам не найти.

И есть только одно обстоятельство, которое позволило бы им просить заступничества: надо раскаяться в содеянном и отказаться от платы за предательство. Без этого ни предательство ни подлость прощены и оправданы быть не могут. Такое вот христианство.

Мы никогда не узнаем что именно вменял в вину Иисусу Иуда Искариот и за что так хотел сдать того властям - это нигде не записано. Ясно только одно, что переход от "и с того времени он искал удобного случая предать Его " к "говоря: согрешил я, предав кровь невинную " говорит о том, что Иуда внезапно не нашёл в Иисусе этой вины - и это стало для него сюрпризом и потрясением. Видимо, Иуда ожидал от Иисуса чего-то, чего весьма опасался, и, чтобы этого не случилось, готов был предать его. Чего именно: захвата власти, подъёма бунта, гордого объявления себя иудейским царём, продажи чудес? Считал ли его просто лжецом? Но Иисус этого не сделал , даже во время судилища под угрозой смерти, что для Иуды стало откровением: он ошибся! Откровением такой силы, что за совершённую ошибку он нашёл только одну цену - собственную жизнь. Иуда сполна расплатился по своим долгам. Что делают отнюдь не все заблудившиеся, ошибшиеся, подлецы и предатели.

Зная любовь Иуды к деньгам (материальным благам), можно предположить, что он ожидал чего-то подобного и от Иисуса - ибо каждый меряет других по себе. Но Иисус не стал извлекать из своей популярности никакой выгоды. Иуде пришлось понять, что он совершенно не знал своего учителя, хотя и ходил с ним рядом рука об руку достаточно долго.

Наконец, Иисус говорил ученикам "ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик". И хотя сказано было также, что горе тому, кто меня предаёт и лучше бы ему было не родиться , но меньшим из всех оказался как раз Иуда. И именно он исполнил пророчества - и тем вошёл в историю и стал своего рода велик. Тайно велик, поскольку все отворачиваются от него. Но, быть может, зря. Он - образец предателя, добровольно заплатившего цену за своё предательство, что мало кто делал с тех пор. Разве что сам Бог, заплативший цену мучений Сына за свою ошибку с Адамом.

Фигура Иуды вообще - одна из самых важных в Евангельской мистике. Именно Иуда приносит Христа в жертву (от имени дьявола!). Именно он в итоге не получает взамен ничего , кроме добровольного принятия смерти. Именно он заранее и особо выделен всезнающим Иисусом как необходимое в этой мистерии действующее лицо.

И, наконец, ещё одно немаловажное обстоятельство. Здесь недвусмысленно показано, что даже в прямых учеников христианского Бога, осенённых при том Духом Святым, может входить Дьявол. Не таковы ли многие современные священнослужители?

Святой апостол Иуда принадлежит к числу 12 учеников Господа. Он происходит из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия — дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви (память 23 октября ). Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудой Иаковлевым, то есть братом апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил перед Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием.

О том, что Иуда согрешил маловерием, свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: Ибо братья его не веровали в него (Ин. 7:5). Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит: "Поношения поставляли ему (т.е. Христу) и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним".

Но, кроме того, Иуда оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистые Девы Марии, тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифа не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын (святой Иаков) принял Его в совместное владение частью своей и оттого назван потом братом Божиим.

Сознавая эти свои прежние грехи Иуда не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова (Иуд. 1:1).

Кроме названия Иуда Иаковлев, апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матвей называет его Лаввеем и Фаддеем. Названия эти даны апостолу Иуде не без причины. Слово "Леввей" значит: "сердечен". По отношению к апостолу Иуде это название будет означать, что он, Иуда, после соделанных им по неведению прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия, соединился с Ним всем сердцем своим. "Фаддей" же, значит: "хвалящий", ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого апостола Иуды нам известно очень немногое. Вскоре после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо, апостол Иуда, как и все вообще апостолы Христовы отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора , "божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма Иерусалимского, поведал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Мессопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю , где еще раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Здесь апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем (память 21 августа и 4 января)".

Есть известие, что святой апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это, краткое послание заключает в себе много глубоких и назидательных мыслей. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистой греховной плотской хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства. Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, вере, в молитве, в любви — советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома (Иуд. 1:7 и след). Кроме того, в своем послании святой апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианину.

Много различных стран посетил святой апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и, после различных мучений, повесили на крест и пронзили стрелами. Так окончил подвиг и жизнь свою святой апостол Иуда и отошел к Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяния на небе .

"Жития святых святителя Дмитрия Ростовского"


Происхождение Иуды

Св. апостол Иуда, из числа первых 12-ти учеников Христовых, происходил:
- из рода царей Давида и Соломона, и
- был сыном праведного Иосифа Обручника,
- от его первой жены.

Иудаизм Иуды

- св. апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет:
--- "Ни братья бо Его вероваху в Него" [Иоанна, 7:5]
- Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так:
--- "в начале земного служения Господа Иисуса Христа
--- сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность"

Дележ наследства св. Иосифа Обручника (высокие семейные отношения. - Х.Н. :)

- Предание указывает, что,
- когда св. праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта,
--- стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю,
--- он пожелал выделить часть и Христу Спасителю,
--- рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии
- сводные же братья Христа - дети Марии от Иосифа, а не от Господа
--- воспротивились этому, и
--- только старший из них, Иаков (но не Иуда), поступил по-братски
--- и принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей
--- за это и был он назван "братом Господним"

Последующее христианство Иуды

- Позднее, ап. Иуда уверовал во Христа Спасителя, как ожидаемого Мессию
--- всем сердцем обратился к Нему и
--- был избран Им в число ближайших 12-ти учеников
- но, помня свой былой грех,
--- апостол Иуда считал себя недостойным называться "братом Божиим"
--- и в своем соборном послании он именует себя лишь
--- "братом Иакова" (брата Господня. - Х.Н.).

Упоминания Иуды в Евангелиях

- Св. Иуда упомянут в списках апостолов в Евангелии:
--- от Луки (6:16)
--- от Иоанна (14:22)
----- на Тайной Вечере он задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении
- в Деяниях Апостолов (1:13) и (15:22).

Другие имена Иуды

- греч. Ιούδας Θαδδαῖος,
- лат. Judas Thaddeus и Lebbaeus
- рус. Иуда Иаковлев или Леввей
- св. евангелист Иоанн называет его "Иуда, не Искариот",
--- чтобы отличить его от Иуды - христопродавца [Иоанна, 14:22].
- св. евангелист Матфей называет его "Леввеем, прозванным Фаддеем" [Матфея, 10:3],
- св. евангелист Марк тоже называет его "Фаддеем" [Марка, 3:18]
- в Деяниях св. апостолов он упоминается под именем "Варсавы" [Деян, 15:22]
- в то время это было в обычае
--- (как и во время лениных-бланков-ульяновых - Х.Н.)

Миссия Иуды

- По Вознесении Господа Иисуса Христа,
--- св. апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия:
- сначала он распространял веру во Христа в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее
- затем в странах Аравии, Сирии и Месопотамии
- затем пришел в город Эдессу, где завершил то,
--- что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем, тёзкой его;
- сохранилось известие, что св. апостол Иуда ходил с проповедью в Персию;
- и, наконец, в Армению (зря он пошол к этим антисемитам. - Х.Н.)
--- где и принял мучечическую смерть (oт армян. - Х.Н.)

Соборное послание Иуды

- Из Персии написал он на греческом языке свое соборное послание,
- в кратких словах которого заключено много глубоких истин:
--- догматическое учение о Св. Троице,
--- о воплощении Господа Иисуса Христа,
--- о различии Ангелов добрых и злых,
--- о будущем Страшном Суде
- в нравственном отношении апостол убеждает верующих:
--- беречь себя от плотской нечистоты,
--- быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви,
--- заблудших обращать на путь спасения,
--- охранять себя от учений еретиков
--- недостаточно только веры во Христа,
--- необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению

Мученичество св. апостола Иуды

- Св. апостол Иуда мученически скончался около 80-го года Р.Х.
--- в Армении, в городе Арате,
--- где он был распят на кресте и пронзен стрелами
--- (по другим данным, забит дубинками или зарублен топором. - Х.Н.);

Могила св. ап. Иуды

- предполагаемая могила его расположена
- на территории армянского монастыря св. Фаддея,
- сев.-зап. современного Ирана, бывш. Армения

Память св. ап. Иуды

- Православная церковь отмечает её 19 июня (2 июля) и 30 июня (13 июля) (Собор 12 Aпостолов).
- Католическая церковь - 28 октября

___________________________________________________

Библейские истории - самая изученная часть мировой литературы, тем не менее они продолжают привлекать к себе внимание и вызывают горячие споры. Герой нашего обзора - Искариот, предавший Искариота как синоним предательства и лицемерия давно стало нарицательным, но справедливо ли данное обвинение? Спросите любого христианина: «Иуда - это кто?» Вам ответят: «Это человек, виновный в мученической смерти Христа».

Имя - не приговор

К тому, что Иуда - мы давно привыкли. Личность данного персонажа одиозна и бесспорна. Что касается имени, то Иуда - это очень распространённое еврейское имя, и в наши дни им часто нарекают сыновей. В переводе с иврита оно означает «хвала Господу». Среди последователей Христа есть несколько человек с этим именем, следовательно, ассоциировать его с вероломством, по меньшей мере, бестактно.

История Иуды в Новом Завете

В история о том, как Иуда Искариот предал Христа, представлена предельно просто. Тёмной ночью в Гефсиманском саду он указал на Него слугам первосвященников, получил за это тридцать серебряных монет, а когда осознал весь ужас содеянного, не выдержал терзаний совести и удавился.

Для повествования о периоде земной жизни Спасителя иерархи христианской церкви отобрали только четыре сочинения, авторами которых были Лука, Матфей, Иоанн и Марк.

Первым в Библии стоит Евангелие, приписываемое одному из двенадцати ближайших учеников Христа - мытарю Матфею.

Марк был одним из семидесяти апостолов, и его Евангелие относится к середине первого века. Лука не был среди учеников Христа, но, предположительно, жил в одно с Ним время. Его Евангелие относят ко второй половине первого века.

Последним идёт Евангелие Иоанна. Оно было написано позднее других, но содержит сведения, отсутствующие в первых трёх, из него же мы узнаём больше всего информации о герое нашего повествования, апостоле по имени Иуда. Это сочинение, как и предыдущие, было отобрано Отцами Церкви из более чем тридцати других Евангелий. Непризнанные тексты стали называть апокрифами.

Все четыре Книги можно назвать притчами, или воспоминаниями неизвестных авторов, так как доподлинно не установлено, ни кто их написал, ни когда это было сделано. Авторство Марка, Матфея, Иоанна и Луки исследователи ставят под сомнение. Фактом же является то, что Евангелий было не менее тридцати, но их не стали включать в каноническое Собрание Священного Писания. Предполагается, что часть их была уничтожена во времена становления христианской религии, а другие хранятся в строгой секретности. В трудах иерархов христианской церкви встречаются упоминания о них, в частности у Иринея Лионского и Епифания Кипрского, живших во втором-третьем веках, говорится о Евангелии Иуды.

Причина неприятия апокрифических Евангелий - гностицизм их авторов

Ириней Лионский - знаменитый апологет, то есть защитник и во многом основатель зарождающегося христианского вероучения. Ему принадлежит установление самых основных догматов христианства, как-то: учение о Святой Троице, а также примат Папы Римского как преемника апостола Петра.

Он высказал следующее мнение относительно личности Иуды Искариота: Иуда - это человек, придерживавшийся ортодоксальных взглядов на веру в Бога. Искариот, как считал Ириней Лионский, боялся, что с благословения Христа вера и установления отцов, то есть Законы Моисея, будет упразднены, поэтому и стал соучастником ареста Учителя. Из лишь Иуда был родом из Иудеи, по этой причине предполагается, что он исповедовал веру евреев. Остальные апостолы - галилеяне.

Авторитет личности Иринея Лионского не вызывает сомнений. В его сочинениях есть критика в адрес сочинений о Христе, бытовавших в то время. В «Опровержении ересей» (175-185 гг.) он пишет и о Евангелии Иуды как о гностическом произведении, то есть таком, которое не может быть признано Церковью. Гностицизм - это способ познания, основанный на фактах и реальных доказательствах, а вера - явление из разряда непознаваемых. Церковь требует повиновения без аналитических размышлений, то есть агностического отношения к себе, к таинствам и к Самому Богу, ибо Бог априори непознаваем.

Сенсационный документ

В 1978 году во время раскопок в Египте было обнаружено захоронение, где среди прочего находился папирусный свиток с текстом, подписанным как «Евангелие Иуды». Подлинность документа не подлежит сомнению. Все возможные исследования, в том числе текстологический и радиоуглеродный методы, выдали заключение, что документ написан в период с третьего по четвёртый век нашей эры. Исходя из приведённых выше фактов, сделан вывод, что найденный документ является списком с того Евангелия Иуды, о котором пишет Ириней Лионский. Конечно, его автор - не ученик Христа апостол Иуда Искариот, а некий другой Иуда, хорошо знавший историю Сына Господня. В этом Евангелии более ярко представлена личность Иуды Искариота. Некоторые события, присутствующие в канонических Евангелиях, в этом манускрипте дополнены подробностями.

Новые факты

По найденному тексту выходит, что апостол Иуда Искариот - святой человек, а отнюдь не негодяй, втёршийся в доверие к Мессии с целью обогатиться или прославиться. Он был любим Христом и предан ему едва ли не больше, чем другие ученики. Именно Иуде Христос открыл все тайны Неба. В «Евангелии Иуды», например, написано, что людей сотворил не Сам Господь Бог, а дух Саклас, помощник падшего ангела, имеющий грозный огненный облик, осквернённый кровью. Такое откровение противоречило основным доктринам, которые согласовывались с мнением Отцов христианской Церкви. К сожалению, путь уникального документа, прежде чем он попал в бережные руки учёных, был слишком длинен и тернист. Большая часть папируса оказалась разрушенной.

Миф об Иуде - это грубая инсинуация

Становление христианства - поистине тайна за семью печатями. Постоянная жесточайшая борьба с ересью не красит основателей мировой религии. Что такое ересь в понимании священников? Это мнение, противоречащее мнению тех, у кого власть и сила, а в те времена власть и сила были в руках папства.

Первые изображения Иуды были сделаны по заказу церковных чиновников для украшения храмов. Именно они диктовали, как должен выглядеть Иуда Искариот. Фотографии фресок Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, изображающие поцелуй Иуды, представлены в статье. Иуда на них выглядит низким, ничтожным и отвратительнейшим типом, олицетворением всех самых гнусных проявлений человеческой личности. Но можно ли представить себе такого человека в числе ближайших друзей Спасителя?

Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Мы хорошо знаем, что Иисус Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. В канонических Евангелиях сказано, что этому же Он научил и Своих учеников (Иуда Искариот - не исключение) и велел им помогать всем нуждающимся и не брать за это никаких подношений. Бесы боялись Христа и при Его появлении покидали тела мучимых ими людей. Как получилось, что демоны жадности, лицемерия, предательства и прочих пороков поработили Иуду, если он постоянно находился подле Учителя?

Первые сомнения

Вопрос: «Иуда - это кто: вероломный предатель или самый первый христианский святой, ожидающий реабилитации?» задают себе миллионы людей на протяжении всей истории христианства. Но если в Средние века за озвучивание этого вопроса неминуемо полагалось аутодафе, то в наши дни мы получили возможность добраться до истины.

В 1905-1908 гг. в «Богословском Вестнике» вышел цикл статей профессора Московской духовной академии, православного богослова Муретова Митрофана Дмитриевича. Назывались они «Иуда предатель».

В них профессор высказал сомнения, что Иуда, веря в божественность Иисуса, мог Его предать. Ведь даже в канонических Евангелиях нет полного согласия относительно сребролюбия апостола. История о тридцати сребрениках выглядит неубедительно как с точки зрения количества денег, так и с точки зрения сребролюбия апостола - слишком уж легко он с ними расстался. Если бы тяга к деньгам было его пороком, то другие ученики Христа вряд ли доверили бы ему распоряжаться казной. Имея в своих руках деньги общины, Иуда мог забрать их и уйти от товарищей. А что такое тридцать сребреников, полученных им от первосвященников? Это много или мало? Если много, то почему жадный Иуда не ушёл с ними, а если мало, то зачем он вообще взял их? Муретов уверен, что сребролюбие не было главным побудительным мотивом действий Иуды. Вероятнее всего, считает профессор, Иуда мог предать своего Учителя по причине разочарования в Его Учении.

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917 гг.), независимо от Муретова, высказал аналогичное суждение.

Хорхе Луис Борхес и Анатоль Франс в действиях Иуды видели самопожертвование и подчинение воле Бога.

Приход Мессии по Ветхому Завету

В Ветхом Завете есть пророчества, рассказывающие о том, каким будет пришествие Мессии - Он будет отвергнут священничеством, предан за тридцать монет, распят, воскрешён, а потом Его именем возникнет новая Церковь.

Кто-то должен был передать Сына Бога в руки фарисеев за тридцать монет. Этим человеком стал Иуда Искариот. Он знал Писания и не мог не понимать, что делает. Совершив заповеданное Богом и запечатлённое пророками в книгах Ветхого Завета, Иуда совершил большой подвиг. Вполне возможно, что он заранее обсудил предстоящее с Господом, и поцелуй - это не только знак слугам первосвященников, но и прощание с Учителем.

Будучи самым близким и доверенным учеником Христа, Иуда взял на себя миссию быть тем, чьё имя будет навеки проклято. Получается, что Евангелие демонстрирует нам два жертвоприношения - Господь послал к людям Своего Сына, дабы Он принял на Себя грехи человечества и смыл их Своей кровью, а Иуда принёс себя в жертву Господу, дабы исполнилось речённое через ветхозаветных пророков. Кто-то ведь должен был выполнить эту миссию!

Любой верующий скажет, что, исповедуя веру в Триединого Бога, невозможно представить человека, почувствовавшего на себе Благодать Господа и оставшегося не преображённым. Иуда - человек, а не падший ангел или демон, поэтому он и не мог быть злосчастным исключением.

История Христа и Иуды в исламе. Основание христианской Церкви

В Коране история Иисуса Христа представлена иначе, чем в канонических Евангелиях. Там нет распятия Сына Божия. Главная книга мусульман утверждает, что облик Иисуса принял некто другой. Этот некто и был казнён вместо Господа. В средневековых изданиях сказано, что облик Иисуса принял Иуда. В одном из апокрифов есть история, в которой фигурирует будущий апостол Иуда Искариот. Биография его, если верить данному свидетельству, с детства была переплетена с жизнью Христа.

Маленький Иуда был очень болен и, когда к нему подошёл Иисус, мальчик укусил его в бок, в тот самый бок, который впоследствии пронзил копьём один из воинов, охранявших распятых на крестах.

Ислам считает Христа пророком, чьё учение было искажено. Это очень похоже на правду, но Господь Иисус предвидел такое положение вещей. Однажды Он сказал своему ученику Симону: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Мы знаем, что Пётр три раза отрекся от Иисуса Христа, по сути дела, три раза предал Его. Почему для основания Своей Церкви Он выбрал именно этого человека? Кто больший предатель - Иуда или Пётр, который своим словом мог спасти Исуса, но трижды отказался это сделать?

Евангелие Иуды не может лишить истинных верующих любви к Иисусу Христу

Верующим людям, испытавшим на себе Благодать Господа Иисуса Христа, трудно принять, что Христос не был распят. Можно ли поклоняться кресту, если открываются факты, противоречащие записанным в четырёх Евангелиях? Как относиться к таинству Евхаристии, во время которого верующие вкушают Тело и Кровь Господа, принявшего мученическую смерть на кресте во имя спасения людей, если не было мучительной смерти Спасителя на кресте?

«Блаженны невидевшие и уверовавшие», - сказал Иисус Христос.

Верующие в Господа Иисуса Христа знают, что Он реален, что Он слышит их и откликается на все молитвы. Это главное. А Бог продолжает любить и спасать людей, даже несмотря на то, что в храмах опять, как и во времена Христа, стоят лавки торговцев, предлагающих купить жертвенные свечи и прочие предметы за так называемое рекомендованное пожертвование, во много раз превышающее себестоимость продаваемых предметов. Лукаво составленные ценники вызывают ощущение близости фарисеев, предавших суду Сына Бога. Однако не стоит ждать, чтобы Христос снова пришёл на землю и погнал палкой торгашей из Дома Отца Своего, как Он это проделал две с лишним тысячи лет назад с торговцами жертвенными голубями и барашками. Лучше верить в Промысел Божий и не впадать в грех осуждения, а принимать всё как дар Бога для спасения бессмертных людских душ. Ведь не случайно же Он заповедовал основать Свою Церковь тройному предателю.

Время перемен

Вероятно, находка артефакта, известного как Кодекс Чакоса, с Евангелием Иуды является началом конца легенды о злодее Иуде. Пришло время пересмотреть отношение христиан к этому человеку. Ведь именно ненависть к нему породила такое отвратительное явление, как антисемитизм.

Тора и Коран писались людьми, не привязанными к христианству. Для них история Иисуса из Назарета - лишь эпизод из духовной жизни человечества, причём не самый значительный. А совместима ли ненависть христиан к евреям и к мусульманам (подробности о крестовых походах заставляют ужасаться жестокости и алчности рыцарей креста) с их главной заповедью: «Да любите друг друга!»?

Тора, Коран и известные, уважаемые христианские учёные не осуждают Иуду. Не будем и мы. Ведь апостол Иуда Искариот, житие которого мы вкратце затронули, ничем не хуже других учеников Христа, того же апостола Петра, например.

Будущее - за обновлённым христианством

Великий русский философ Николай Фёдорович Фёдоров, основоположник русского космизма, давший импульс развитию всех современных наук (космонавтики, генетики, молекулярной биологии и химии, экологии и прочих) был глубоко верующим православным христианином и считал, что будущее человечества и спасение его - именно в христианском вероучении. Мы должны не осуждать прошлые грехи христиан, а стремиться не совершать новых, быть добрее и милосерднее ко всем людям.

Loading...Loading...