Статистические методы анализа. Формы, виды и способы статистического наблюдения. t -Критерий для двух независимых выборок

Клиентов, потребителей, – это не просто сбор информации, а полноценное исследование. А целью всякого исследования является научно обоснованная интерпретация изученных фактов. Первичный материал необходимо обработать, а именно упорядочить и проанализировать.После опроса респондентов происходит анализ данных исследования. Это ключевой этап. Он представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на то, чтобы проверить, насколько были верны предположения и гипотезы, а также ответить на заданные вопросы. Данный этап является, пожалуй, наиболее сложным с точки зрения интеллектуальных усилий и профессиональной квалификации, однако позволяет получить максимум полезной информации из собранных данных. Методы анализа данных многообразны. Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от того, на какие вопросы мы хотим получить ответ. Можно выделить два класса процедур анализа:

  • одномерные (дескриптивные) и
  • многомерные.

Целью одномерного анализа является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени. Рассмотрим более подробно.

Одномерные типы анализа данных

Количественные исследования

Дескриптивный анализ

Дескриптивные (или описательные) статистики являются базовым и наиболее общим методом анализа данных. Представьте, что вы проводите опрос с целью составления портрета потребителя товара. Респонденты указывают свой пол, возраст, семейное и профессиональное положение, потребительские предпочтения и т.д., а описательные статистики позволяют получить информацию, на основе которой будет строиться весь портрет. В дополнение к числовым характеристикам создаются разнообразные графики, помогающие визуально представить результаты опроса. Всё это многообразие вторичных данных объединяется понятием «дескриптивный анализ». Полученные в ходе исследования числовые данные наиболее часто представляются в итоговых отчетах в виде частотных таблиц. В таблицах могут быть представлены разные виды частот. Давайте рассмотрим на примере: Потенциальный спрос на товар

  1. Абсолютная частота показывает, сколько раз тот или иной ответ повторяется в выборке. Например, 23 человека купили бы предложенный товар стоимостью 5000 руб., 41 человек – стоимостью 4500 руб. и 56 человек – 4399 руб.
  2. Относительная частота показывает, какую долю данное значение составляет от всего объема выборки (23 человека – 19,2%, 41 – 34,2%, 56 – 46,6%).
  3. Кумулятивная или накопленная частота показывает долю элементов выборки, не превышающих определенное значение. Например, изменение процента респондентов, готовых приобрести тот или иной товар при уменьшении цены на него (19,2% респондентов готовы купить товар за 5000 руб., 53,4% — от 4500 до 5000 руб., и 100% — от 4399 до 5000 руб.).

Наряду с частотами, дескриптивный анализ предполагает расчет различных описательных статистик. Соответствуя своему названию, они предоставляют основную информацию о полученных данных. Уточним, использование конкретной статистики зависит от того, в каких шкалах представлена исходная информация. Номинальная шкала используется для фиксации объектов, не имеющих ранжированного порядка (пол, место жительства, предпочитаемая марка и т.д.). Для подобного рода массива данных нельзя рассчитать каких-либо значимых статистических показателей, кроме моды — наиболее часто встречающегося значения переменной. Несколько лучше в плане анализа ситуация обстоит с порядковой шкалой . Здесь становится возможным, наряду с модой, расчет медианы – значения, разбивающего выборку на две равные части. Например, при наличии нескольких ценовых интервалов на товар (500-700 руб. руб., 700-900, 900-1100 руб.) медиана позволяет установить точную стоимость, дороже или дешевле которой потребители готовы приобретать или, наоборот, отказаться от покупки. Наиболее богатыми на все возможные статистики являются количественные шкалы , которые представляют собой ряды числовых значений, имеющих равные интервалы между собой и поддающихся измерению. Примерами подобных шкал могут служить уровень дохода, возраст, время, отводимое на покупки и т.д. В данном случае становятся доступными следующие информационные меры : среднее, размах, стандартное отклонение, стандартная ошибка среднего. Конечно, язык цифр является довольно «сухим» и для многих весьма непонятным. По этой причине дескриптивный анализ дополняется визуализацией данных путем построения различных диаграмм и графиков, как, например: гистограммы, линейные, круговые или точечные диаграммы.

Таблицы сопряженности и корреляции

Таблицы сопряженности – это средство представления распределения двух переменных, предназначенное для исследования связи между ними. Таблицы сопряженности можно рассматривать как частный тип дескриптивного анализа. В них также является возможным представление информации в виде абсолютных и относительных частот, графическая визуализация в виде гистограмм или точечных диаграмм. Наиболее эффективно таблицы сопряженности проявляют себя в определении наличия взаимосвязи между номинальными переменными (например, между полом и фактом потребления какого-либо продукта). В общем виде таблица сопряженности выглядит так. Зависимость между полом и пользованием страховыми услугами

Для анализа данных могут применяться разные методы. Статистические методы анализа данных предназначены для их уплотнения, выявления взаимосвязей и структур.

Статистические методы – методы анализа статистических данных. По своей природе они делятся на количественные и категориальные.

Количественные (метрические ) данные являются непрерывными по своей структуре. Эти данные либо измерены с помощью интервальной шкалы (числовая шкала, количественно равные промежутки которой отображают равные промежутки между значениями измеряемых характеристик), либо с помощью шкалы отношений (кроме расстояния определен и порядок значений).

Категориальные (неметрические ) данные – это качественные данные с ограниченным числом уникальных значений и категорий. Существует два вида категориальных данных: номинальные – используется для нумерации объектов и порядковые – данные, для которых существует естественный порядок категорий.

Статистические методы делятся на одно- и многомерные. Одномерные методы используются тогда, когда все элементы выборки оцениваются единым измерителем либо если этих измерителей несколько для каждого элемента, но каждая переменная анализируется при этом отдельно ото всех остальных.

3.4.3.1. Одномерные статистические методы

Одномерные статистические методы (Univariate techniques ) – методы статистического анализа данных в случаях, если существует единый измеритель для оценки каждого элемента выборки либо если эти измерителей несколько, но каждая переменная анализируется отдельно от всех остальных .

Одномерные методы (рис. 3.9) можно классифицировать на основе того, какие данные анализируются: метрические или неметрические. Метрические данные (metric data ) измеряются по интервальной или относительной шкале. Неметрические данные (nonmetric data ) оцениваются по номинальной или порядковой шкале. Затем эти методы делят на классы на основе того, сколько выборок – одна, две или более – анализируется в ходе исследования. Стоит отметить, что число выборок определяется тем, как ведется работа с данными для конкретного анализа, а не тем, каким способом собирались данные.

Рис. 3.9.

Рассмотрим некоторые из перечисленных на рис. 3.9 одномерных статистических методов.

Однофакторный дисперсионный анализ

Задачей дисперсионного анализа является изучение влияния одного или нескольких факторов на рассматриваемый признак. Однофакторный дисперсионный анализ используется в тех случаях, когда есть в распоряжении три или более независимые выборки, полученные из одной генеральной совокупности путем изменения какого-либо независимого фактора, для которого по каким-либо причинам нет количественных измерений. Для этих выборок предполагают, что они имеют разные выборочные средние и одинаковые выборочные дисперсии. Поэтому необходимо ответить на вопрос, оказал ли этот фактор существенное влияние на разброс выборочных средних или разброс является следствием случайностей, вызванных небольшими объемами выборок. Другими словами, если выборки принадлежат одной и той же генеральной совокупности, то разброс данных между выборками (между группами) должен быть не больше, чем разброс данных внутри этих выборок (внутри групп).

Вариационный ряд

Вариация – это различие в значениях какого-либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же период или момент времени. Например, работники фирмы различаются по доходам, затратам времени на работу, росту, весу, любимому занятию в свободное время и т.д. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае. Таким образом, величина каждого варианта объективна.

Вариационный ряд – это упорядоченное распределение единиц совокупности чаще всего по возрастающим (реже по убывающим) значениям признака и подсчет числа единиц с тем или иным значением признака. Существуют следующие формы вариационного ряда: ранжированный ряд – представляет собой перечень отдельных единиц совокупности в порядке возрастания (или убывания) изучаемого признака; дискретный вариационный ряд – таблица, состоящая из конкретных значений варьирующего признака х и числа единиц совокупности с данным значением f -признака частот; интервальный ряд – значения непрерывного признака задаются интервалами, которые характеризуются интервальной частотой т.

Вариационный анализ предназначен для проверки того, существенно ли влияет изменение независимых переменных на зависимые. Например, данный метод используется для ответов на следующие вопросы:

  • влияет ли вид рекламы на объем продаж;
  • влияет ли цвет рекламного объявления на количество людей, вспомнивших рекламу;
  • влияет ли выбор сбытовой политики на величину продаж?

Статистическая проверка значимости результатов маркетинговых исследований .

В процессе анализа данных у исследователя регулярно возникает вопрос: достаточно ли значимы результаты исследования? Другими словами, может ли результат объясняться тем, что в выборку попали респонденты, которые нс представляют генеральную совокупность в целом? Для ответа на этот вопрос используют статистические гипотезы.

Гипотезы – это предположения или теории, которые исследователь выдвигает относительно некоторых характеристик генеральной совокупности, подлежащей обследованию. Пользуясь статистическими приемами, исследователь пытается установить, существует ли эмпирическое доказательство, подтверждающее выдвинутые гипотезы. Проверка статистических гипотез позволяет рассчитать вероятность наступления какого-либо события. Но в условиях отсутствия полной всесторонней информации (что естественно в случаях использования данных выборки) всегда есть некоторая вероятность и ошибочного заключения.

Выдвижение гипотезы (нулевой или альтернативной). Нулевая гипотеза (H 0), называемая также гипотезой status quo, представляет собой утверждение, в котором исследователь констатирует факт отсутствия каких-либо отличий либо влияний в исходных данных. Она предназначена для определения согласованности исходных данных с выдвинутым предположением. Исследователю необходимо сформулировать нулевую гипотезу так, чтобы отказ от нее приводил к желательному заключению. Например, предприятие рассматривает возможность разработки нового товара и выведения его на рынок. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы объем продаж увеличился на 20%. Выдвинем следующее предположение: объем продаж увеличится менее чем на 20%. Это предположение и называется нулевой гипотезой и обозначается как Н 0: Р ≤ 0,20.

Альтернативная гипотеза (H a) предназначена для определения согласованности данных с нулевой гипотезой и опровергает ее. В нашем примере против нулевой гипотезы можно выдвинуть альтернативную гипотезу вида Н а: Р > 0,20.

Если данные проверки гипотезы приводят к отказу от нулевой гипотезы, то принимается альтернативная гипотеза, в соответствии с которой можно ожидать увеличения объема продаж на 20%.

Существует множество методов для проверки статистических гипотез, основные методы перечислены в табл. 3.10 и впоследствии описаны с примерами.

Таблица 3.10

Статистические критерии для проверки статистических гипотез

Область применения

Число подгрупп или выборочных совокупностей

Виды шкал

Критерий

Специальные требования

Гипотезы о частоте распределения

Номинальная

Случайная

Случайны или нет наблюдаемые различия в ответах респондентов

Две и более

Номинальная

Случайная выборка, независимые выборки

Случайны или нет различия в численности мужчин и женщин, реагирующих на продвижение товара

Порядковая

Случайная выборка, естественный порядок данных

Случайно или нет распределение женщин, отдающих предпочтение определенному цвету туши (от темного до светлого)

Гипотезы о средних величинах

Одна (большая выборка)

Метрическая (интервальная или относительная)

Z-Критерий для одной средней

Случайная выборка, п > 30

Случайно или нет наблюдаемое различие между выборочной оценкой средней и стандартной или ожидаемой величиной средней

Одна (малая выборка)

t- Критерий для одной средней

Случайная выборка, n < 30

Случайно или нет наблюдаемое различие между выборочной оценкой средней и стандартной или ожидаемой величиной средней. Применяется для малой выборки

Две (большие выборки)

Z-Критерий для двух средних

Случайная выборка, п > 30

Случайно или нет наблюдаемое различие между средними для двух подгрупп (средний доходу мужчин и женщин)

Две (малые выборки)

ANOVA (анализ вариации)

Случайная

Случайна или нет вариация между средними для трех и более подгрупп (средняя величина расходов на развлечения для различных социальных групп)

Гипотезы о пропорциях

Одна (большая выборка)

Z- Критерий для одной пропорции

Случайная выборка, п > 30

Случайно или нет различие между выборочной оценкой пропорций и некоторой группой стандартных или ожидаемых оценок (процентом тех, кто собирается купить данный товар)

Две (большие выборки)

Z- Критерий для двух пропорций

Случайно или нет наблюдаемое различие между оцениваемыми пропорциями для двух подгрупп (процентом мужчин и женщин, которые имеют высшее образование)

Перед тем как разобрать основные критерии для проверки статистических критериев, нужно установить правила принятия решений. Правила принятия решения необходимы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нулевую гипотезу. Эти правила в статистике называются "уровнями значимости" (а). Они являются показателями качества статистической проверки гипотез и характеризуют вероятность ошибочного заключения. А поскольку всякое решение, принимаемое на основе ограниченного ряда наблюдений, неизбежно сопровождается вероятностью ошибочного решения, важно определить, насколько велика эта вероятность. На практике часто пользуются следующими стандартными значениями а: 0,1; 0,05; 0,01; 0,005; 0,001. При фиксированном объеме выборки обычно задается величина а – вероятность ошибочного отвержения проверяемой гипотезы Н 0.

Критерии для проверки гипотез о средних величинах (Z-критерий и t -критерий). Одной из важных проблем в маркетинговых исследованиях является определение средней величины для генеральной совокупности на основе выборочных данных. Соответствующая статистическая проверка гипотезы о средней величине осуществляется с помощью Z-критерия, который используется в случае, если выборка достаточно большая (п > 30). Для малой выборки (п < 30) используется ί-критерий Стьюдента с (п – 1) степенями свободы (п – объем выборки). Для проверки гипотез о двух и более выборочных средних производится оценка различий между средними величинами.

t -Критерий для одной выборки

t -Критерий (t-test) – одномерный метод проверки гипотез, использующий ί-распределение. Применяется, если стандартное отклонение неизвестно и размер выборки мал.

t -Распределение (t-statistic ) – распределение Стьюдента, симметричное колоколоподобное распределение, используемое для проверки выборок небольшого размера. При большом количестве наблюдений стремится к нормальному распределению.

t -Критерий для одной выборки позволяет проверить гипотезу о равенстве выборочного среднего некоторому заданному числу.

В так называемых одновыборочных t -критериях наблюдаемое среднее X (вычисленное по реализации выборки) сравнивается с ожидаемым (или эталонным) средним выборки μ (т.е. с некоторым теоретическим средним):

Статистика критерия:

имеет t -распределение Стьюдента с (п – 1) степенью свободы.

Выборочное стандартное отклонение s оценивается по наблюдаемой реализации выборки:

Вычисленное значение t проверяют на предмет попадания в критическую область (критическое значение можно найти по таблицам). Если вычисленное значение t попадает в критическую область, то говорят, что H 0 отвергается на уровне а в пользу альтернативы.

Например, пусть установлены некоторые фиксированные показатели эффективности деятельности торговой компании: уровень рентабельности товарооборота – 20%. Таким образом, имея данные о рентабельности (скажем, по месяцам), мы можем применить одновыборочный f-критерий для проверки гипотезы о равенстве среднего уровня рентабельности заданному значению.

Отметим, что в данном случае необходимо применить односторонний критерий, так как нарушение эффективности коммерческой деятельности произойдет только в случае снижения показателя рентабельности относительно нормативного.

Пример . Случайным образом в городе были отобраны десять магазинов. Им был предложен для продажи в течение определенного промежутка времени новый безалкогольный напиток. Компания рассчитывала на продажу 100 бутылок нового напитка в день в каждом магазине. Только в этом случае ожидаемая прибыль оправдает расходы на продвижение нового товара (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Фактические данные об объемах продаж магазинов

Номер магазина

Средний объем продаж магазина х i

Отклонение от продаж в день

Квадрат отклонения средней величины

1. Выдвигаем нулевую и альтернативную гипотезы:

H 0: М < 100 бутылок (М – средний объем продаж в магазине за неделю).

H 1 : М > 100 бутылок.

  • 2. Установление допустимого уровня ошибки выборки (σ). Для σ = 0,05 и количеству степеней свободы 10-1=9 табличное (критическое) значение t= 2,2622.
  • 3. Расчитываем стандартное отклонение:

4. Расчет стандартной ошибки:

5. Расчет t -критерия:

t -Критерий для двух независимых выборок

t -Критерий для двух независимых выборок (двухвыборочный f-критерий) проверяет гипотезу о равенстве средних в двух выборках (предполагается нормальность распределения переменных, а также равенство дисперсий выборок). Критерий применяется, например, если необходимо сравнить два региона по доходу на душу населения.

Алгоритм принятия решения об отклонении или не отклонении нулевой гипотезы аналогичен рассмотренному выше (одновыборочный t -критерий)

t -Критерий для двух зависимых выборок

t -Критерий для двух зависимых (парных) выборок применяется, например, для оценки эффективности работы предприятия в разные годы или после каких-то нововведений. Нулевая гипотеза также гласит об отсутствии различий (среднее значение разности наблюдений в двух группах равно нулю).

Алгоритм принятия решения об отклонении или не отклонении нулевой гипотезы аналогичен рассмотренному выше.

Z-Критерий для одной выборки

Для выводов относительно средней величины в генеральной совокупности на основе данных выборки можно использовать Z-критерий, если соблюдаются два условия:

  • 1) распределение переменной в генеральной совокупности является нормальным;
  • 2) объем выборки достаточно большой.

Z-Критерий основан на стандартном нормальном распределении и рассчитывается следующим образом:

где – выборочная средняя; X – генеральная средняя по Н 0; S x – стандартная ошибка оценки средней величины.

При этом средняя ошибка оценки равна

Стандартное отклонение где п – объем выборки.

Пример. Один из салонов красоты провел исследование по 500 клиентам, которым предложили сравнить обслуживание в данном салоне с другими, функционирующими в этом же городе. Респонденты могли выбрать следующие ответы

Средний балл, рассчитанный по данным ответов респондентов, оказался равен 3,5, со среднеквадратическим отклонением 1,5. Может ли менеджер быть уверен в том, что в генеральной совокупности средний балл обслуживания будет не ниже 3 (средний балл по используемой шкале)?

Н 0: М ≤ 3 (М – оценка по используемой шкале),

Н 0:М> 3.

  • 2. Установление допустимого уровня ошибки выборки (σ). Для σ = 0,05 табличное значение Z-критерия равно 1,64.
  • 3. Выборочное среднеквадратическое отклонение: у х = 1,5.
  • 4. Расчет стандартной ошибки оценки генеральной средней

по формуле

5. Расчет Z-критерия:

6. Принятие решения о нулевой гипотезе: нулевая гипотеза может быть отвергнута, так как расчетная величина Ζ = 7,454 больше, чем критическая величина Ζ = 1,64. Менеджер может быть уверен в том, что средняя оценка обслуживания выше, чем 3.

Ζ-Критерий для двух независимых выборок

ЛПР часто бывают заинтересованы в проверке различий между группами покупателей. Если выборки сформированы случайным образом и данные одной выборки не оказывают влияния на значения другой, то такие выборки считают независимыми. В практическом маркетинге гипотезы о параметрах двух выборок используются для определения значимости различий между потребителями и теми, кто не употребляет (не использует) товар определенной торговой марки; или различий в потреблении между двумя группами людей (мужчин и женщин, городским и сельским населением, людьми с высокими и низкими доходами, холостыми и семейными, работающими и пенсионерами, жителями двух стран и др.).

Для проверки значимости различий используют Z-критерий:

где – разница между средними в первой и второй выборках; – разница между средними по нулевой гипотезе; – стандартная ошибка различий между двумя средними.

При этом стандартная ошибка рассчитывается исходя из среднеквадратических отклонений по отдельным группам:

Пример . Менеджер одного из магазинов самообслуживания был уверен, что мужчины чаще посещают магазин, чем женщины. Для иллюстрации проверки гипотез о двух средних величинах вернемся к данным о 215 посетителях магазина (табл. 3.12).

Таблица 3.12

Исходные данные для проверки различий между двумя независимыми выборками

1. Выдвижение нулевой и альтернативной гипотез:

H 0: Х т – X f 0, среднее число посещений магазина мужчинами т) такое же или меньше, чем среднее число посещений магазина женщинами (X f). Другими словами, мужчины реже посещают этот магазин, чем женщины;

H 1: Х т – X f > 0, среднее число посещений магазина мужчинами выше, чем число посещений магазина женщинами.

2. Определение фактических различий в средних значениях показателей:

  • 3. Выбор уровня ошибки выборки ). Предположим, что допустимый уровень ошибки выборки в данном случае равен 0,05. Табличное значение Z-критерия для уровня значимости 0,05 равно 1,6449.
  • 4. Среднеквадратическое отклонение составит:
    • для мужчин

для женщин

5. Расчет стандартной ошибки различий между двумя средними величинами по формуле

6. Расчет статистики Z-критерия:

7. Формулирование выводов. Расчетное значение величины Z = 2,782 больше, чем критическое значение Z = 1,64. Нулевая гипотеза отвергается. Менеджер может сделать вывод с вероятностью 95% о том, что в среднем мужчины чаще посещают магазины самообслуживания, чем женщины.

Критерии согласия: -критерий для одной выборки

Для оценки случайности или существенности расхождений между частотами эмпирического и теоретического распределений используется ряд показателей, именуемых критериями согласия. Одним из основных и наиболее распространенных показателей является критерий, предложенный К. Пирсоном:

где – наблюдаемая частота в каждой категории; – ожидаемая частота.

К. Пирсоном найдено распределение величины и составлены таблицы, позволяющие определить предельное верхнее значение при заданном уровне значимости и числе степеней свободы, значение которого в общем случае равно количеству наблюдений за вычетом числа ограничений, необходимых для расчета статистической характеристики. Если фактическое значение меньше табличного, то расхождения между эмпирическими и теоретическими частотами считают случайными, а гипотезу о принятом законе распределения принимают.

Пример . Менеджеру магазина электронной техники необходимо проверить эффективность трех мероприятий, проводимых в магазине с целью привлечения покупателей. Он хотел бы оценить эффект каждого мероприятия по числу покупателей магазина по следующим данным.

Менеджер должен выяснить, существенны ли различия между числом посетителей магазина в различные периоды времени. На этот вопрос позволяет ответить критерий . Обратимся к последовательности проведения расчета в соответствии с рассмотренным ранее процессом проверки гипотез:

1) выдвигаются нулевая и альтернативная гипотезы:

Н 0: число посетителей магазина во время проведения трех мероприятий одинаковое,

H 1: существует значительная разница в численности посетителей магазина во время проводимых мероприятий;

2) определяется ожидаемое (теоретическое) число посетителей в случае, если нулевая гипотеза верна. Естественно предположить, что численность посетителей должна быть одинакова при условии отсутствия влияния других факторов.

Ожидаемое число посетителей можно определить по формуле

3) рассчитывается величина χ2:

Критерии согласия:-критерий для двух независимых выборок

Маркетинговым исследователям часто бывает необходимо определить, существует ли связь между двумя и более переменными. Чтобы сформулировать маркетинговую стратегию, необходимо найти ответ на вопросы: существуют ли различия в группировках мужчин и женщин на активных, умеренных и слабых потребителей или одинакова ли доля респондентов, покупающих и не покупающих данный товар, в группах с низким, средним и высоким доходом. В описанных ситуациях обычно используется -критерий для двух независимых выборок:

где – наблюдаемое число в каждой i -й строке j -ого столбца; – ожидаемое число в i -й строке j- ого столбца.

Пример. Менеджеру необходимо определить природу связи, если она есть, между полом покупателей и частотой посещения магазинов. Частота посещения магазинов изучалась в трех категориях:

  • 1) 1–5 посещений в месяц – слабые потребители;
  • 2) 6–14 посещений – умеренные потребители;
  • 3) 15 и более раз – активные потребители.

Исходные данные приведены в табл. 3.12.

Среднее число посещений магазина мужчинами:

Среднее число посещений магазина женщинами:

Для проведения теста необходимо:

1) сформулировать нулевую и альтернативную гипотезы:

H 0: между полом и частотой посещения магазина связи нет;

H 1: связь между двумя переменными существенна;

2) определить ожидаемые частоты для каждой группы, попавшей в исследование, используя итоговые данные по соответствующим строкам и столбцам (табл. 3.13);

Таблица 3.13

Расчет ожидаемых (теоретических) частот

4) сравнить табличное значение с расчетным (теоретическим). Табличное значение (для уровня значимости 0,05 и степеней свободы) равно 5,991. Так как расчетное значение (= 13,35) больше, чем табличная величина,

нулевая гипотеза отвергается, и можно сделать вывод о том, что существуют различия между мужчинами и женщинами по частоте посещения магазина.

Критерий Колмогорова – Смирнова

Критерий Колмогорова – Смирнова предполагает определение эмпирических накопленных частостей (долей) и сравнение их с теоретическими частостями. Он используется в тех случаях, когда исходные данные упорядочены. Точка, в которой два распределения будут иметь максимальное расхождение (по модулю), может быть использована в качестве расчетного критерия, обозначаемого черези определяемого по формуле

где – накопленные частости (доли) эмпирического распределения; – накопленные частости теоретического распределения. Величина , рассчитанная по данным выборки, сравнивается с критическим значением :

где λ – критерий Колмогорова – Смирнова, соответствующий заданному уровню значимости α, и – размер выборки.

Различным значениям соответствуют различные значения вероятностей. Эти показатели табулированы. При уровне значимости а = 0,05 значение λ для большой выборки равно 1,36. Как и для показателя χ2, считается вполне допустимым рассматривать расхождения между эмпирическими и теоретическими частотами случайными, если фактическое значение D„ меньше критического значения Экрит.

Пример . Предположим, производителя красок интересует мнение потребителей о пяти новых оттенках цветов синей краски (табл. 3.14). Производителю важно знать, отдают ли потребители предпочтение какому-либо из цветов. В ходе обследования были опрошены 1000 респондентов.

Таблица 3.14

Результаты опроса респондентов относительно их предпочтений

Задача состоит в том, чтобы определить, случайно ли были отобраны цвета респондентами или приведенные данные характеризуют значительное предпочтение светлых цветов.

Тест Колмогорова – Смирнова включает следующие этапы:

1) определение нулевой и альтернативной гипотез:

Н 0: потребители не отдают предпочтение ни одному из оттенков;

Н 1: предпочтения потребителей существенны;

  • 2) расчет теоретических накопленных частостей, соответствующих нулевой гипотезе. Нулевая гипотеза заключается в том, что не существует разницы в предпочтениях потребителей для различных оттенков нового цвета. Если это так, то доля лиц, отдающих предпочтение каждому из оттенков, должна быть равна 1/5 (или 0,2);
  • 3) расчет эмпирических накопленных частостей по данным выборки.

В табл. 3.15 приведены необходимые для расчета критерия данные.

Таблица 3.15

Данные для расчета критерия Колмогорова – Смирнова

4) выбор уровня значимости α.

При уровне значимости критическое значение λ равно 1,36, следовательно, для большой выборки определяется по формуле

5) определение фактического значения D n, равного максимальному абсолютному отклонению между теоретическими и эмпирическими частостями.

Наибольшая абсолютная разность равна 0,24, которая и является величиной D n по критерию Колмогорова – Смирнова;

6) сравнение расчетного значения D n и критического значения . Принятие решения о нулевой гипотезе.

Так как расчетное значение превосходит критическое значение , нулевая гипотеза об отсутствии предпочтений отвергается: респонденты предпочитают светлые тона.

3.4.3.2. Многомерные статистические методы

Многомерные статистические методы прекрасно подходят для анализа данных, если для оценки данных каждого элемента выборки используются два или больше измерителей, а эти переменные анализируются одновременно. Многомерные методы отличаются от одномерных прежде всего тем, что при их использовании центр внимания смещается с уровня (средних показателей) и распределений (дисперсий) явлений и сосредоточиваются на степени взаимосвязи (корреляции или ковариации) между этими явлениями.

Многомерные статистические методы (multivariate techniques) – методы статистического анализа, применяемые для анализа данных, если для оценки каждого элемента выборки используются два или больше измерителя и эти переменные анализируются одновременно (рис. 3.10). Данные методы применяются для определения одновременных взаимосвязей между двумя или больше явлениями.

Рис. 3.10.

Кросс-табуляция (cross-tabulation ) – статистический метод, при котором одновременно характеризуются значения двух или более переменных. Кросс-табуляция заключается в создании таблиц сопряженности признаков, отражающих совместное распределение двух или более переменных с ограниченным количеством категорий или определенными значениями.

Дисперсионный анализ (variance analysis) – метод в математической статистике, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путем исследования значимости различий в средних значениях. В отличие от t-критерия позволяет сравнивать средние значения грех и более групп. Разработан Р. Фишером для анализа результатов экспериментальных исследований. В литературе также встречается обозначение ANOVA (ANalysis Of VAriance ).

Обобщенно задача дисперсионного анализа состоит в том, чтобы из общей вариативности признака выделить три частные вариативности:

  • 1) вариативность, обусловленную действием каждой из исследуемых независимых переменных;
  • 2) вариативность, обусловленную взаимодействием исследуемых независимых переменных;
  • 3) вариативность случайную, обусловленную всеми неучтенными обстоятельствами.

Ковариационный анализ (analysis of covariance) – тесно связанный с дисперсионным анализом статистический метод, в котором зависимая переменная статистически корректируется на основе связанной с ней дополнительной информации, с тем чтобы устранить вносимую извне изменчивость и таким образом повысить эффективность анализа.

Дискриминантный анализ (discriminant analysis) – метод для анализа данных маркетинговых исследований в том случае, когда зависимая переменная категориальная, а предикторы (независимые переменные) интервальные. Цель дискриминантного анализа – это различение (дискриминация) объектов наблюдения на классы по заранее определенным признакам.

Регрессионный анализ (regression analysis) – статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных х 1, х 2, ..., x p на зависимую переменную у. Независимые переменные иначе называют регрессорами или предикторами, а зависимые переменные – критериальными. Цели регрессионного анализа:

  • определение степени детерминированности вариации критериальной (зависимой) переменной предикторами (независимыми переменными);
  • предсказание значения зависимой переменной с помощью независимой (независимых);
  • определение вклада отдельных независимых переменных в вариацию зависимой.

Корреляционный анализ (correlation analysis) – статистический метод, выявляющий взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). Цель корреляционного анализа – обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной.

Факторный анализ (factor analysis) – метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. Цель факторного анализа – наблюдая большое число измеряемых переменных, выявить небольшое число латентных макропеременных-факторов, которые в основном определяют поведение измеряемых переменных.

Кластерный анализ (cluster analysis ) – многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы. Цель кластерного анализа – разбиение наблюдений, респондентов (строк матрицы данных) на относительно однородные кластеры, исходя из рассматриваемого набора переменных, таким образом, что в один кластер попадают схожие, близкие, а в разные – далекие друг от друга наблюдения.

Многомерное шкалирование (multidimensional scaling) метод анализа данных, позволяющий располагать точки, соответствующие изучаемым объектам (шкалируемые объекты), в некотором (как правило, евклидовом) многомерном "признаковом" пространстве, так, чтобы попарные расстояния между точками в этом пространстве как можно меньше отличались от эмпирически измеренных попарных мер "близости" этих изучаемых объектов. Каждой оси этого пространства соответствует шкала, например интервальная. Критерий отличия этих двух величин называется функцией стресса. Если элементы матрицы близостей получены по интервальным шкалам, метод многомерного шкалирования называется метрическим. Когда аналогичные шкалы являются порядковыми, метод многомерного шкалирования называется неметрическим. Цель многомерного шкалирования – поиск и интерпретация "латентных (т.е. непосредственно не наблюдаемых) переменных", дающих возможность пользователю объяснить сходства между объектами, заданными точками в исходном пространстве признаков.

Выбор определенного метода анализа зависит, кроме характера и направлений связей с переменными и уровня шкалирования, от решаемой проблемы. В табл. 3.16 представлены рекомендации по выбору метода анализа для решения типичных задач маркетинга в компании.

Многомерный статистический анализ – это трудоемкий процесс, который фактически невозможно провести без статистических программных продуктов. Существует около тысячи распространяемых на мировом рынке пакетов, решающих в том или ином поле задачи статистического анализа данных. Большую часть статистических пакетов можно разбить на две группы – это статистические пакеты общего назначения (универсальные пакеты) и специализированные пакеты.

Типичная постановка вопроса

Корреляционный и регрессионный анализ

  • Как изменится объем продаж, если расходы на рекламу сократятся на 10%?
  • Какие характеристики товара интересны данной группе потребителей?
  • Какие характеристики товара можно объединить в один фактор?
  • Какова будет цепа на услугу в следующем году?

Дискриминационный анализ

  • Как разделить потребителей на группы внутри кластера?
  • Какие характеристики работников службы маркетинга наиболее существенны для их деления на преуспевающих и неудачников?
  • Можно ли определенного человека, учитывая его возраст, доход, образование, считать достаточно надежным для выдачи кредита?

Факторный анализ

  • Можно ли сократить множество характеристик, которые клиенты компании считают важным, до небольшого количества?
  • Как можно описать различные компании с точки зрения этих факторов?

Кластерный анализ

  • Можно ли клиентов разделить на группы по их потребностям?
  • Имеет ли компания различные типы клиентов?
  • Имеет ли газета различные типы читателей?
  • Как можно классифицировать клиентов по тому, какие виды вкладов их интересуют?

Многомерное шкалирование

  • Насколько продукт или компания соответствует "идеалу" клиента?
  • Какой имидж имеет компания?
  • Как изменилось отношение клиента к продукту" в течение ряда лет?

Универсальные пакеты – предлагают широкий диапазон статистических методов. В них отсутствует ориентация на конкретную предметную область. Они обладают дружественным интерфейсом. Из зарубежных универсатьных пакетов наиболее распространены В AS, SPSS, Systat, Minilab, Statgraphics, STATISTICA.

Специализированные пакеты – как правило, реализуют несколько статистических методов или методы, применяемые в конкретной предметной области. Чаще всего это системы, ориентированные на анализ временны́х рядов, корреляционно-регресионный, факторный или кластерный анализ. Применять такие пакеты целесообразно в тех случаях, когда требуется систематически решать задачи из этой области, для которой предназначен специализированный пакет, а возможностей пакетов общего назначения недостаточно. Из российских пакетов более известны STADIA, Олимп, Класс-Мастер, КВАЗАР, Статистик-Консультант; американские пакеты – ODA, WinSTAT, Static и т.д.

Стандартные статистические методы обработки данных включены в состав электронных таблиц, таких как Excel, Lotus 1-2-3, QuattroPro, и в математические пакеты общего назначения, например Mathcad.

Деятельность людей во множестве случаев предполагает работу с данными, а она в свою очередь может подразумевать не только оперирование ими, но и их изучение, обработку и анализ. Например, когда нужно уплотнить информацию, найти какие-то взаимосвязи или определить структуры. И как раз для аналитики в этом случае очень удобно пользоваться не только , но и применять статистические методы.

Особенностью методов статистического анализа является их комплексность, обусловленная многообразием форм статистических закономерностей, а также сложностью процесса статистических исследований. Однако мы хотим поговорить именно о таких методах, которые может применять каждый, причем делать это эффективно и с удовольствием.

Статистическое исследование может проводиться посредством следующих методик:

  • Статистическое наблюдение;
  • Сводка и группировка материалов статистического наблюдения;
  • Абсолютные и относительные статистические величины;
  • Вариационные ряды;
  • Выборка;
  • Корреляционный и регрессионный анализ;
  • Ряды динамики.

Статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение является планомерным, организованным и в большинстве случаев систематическим сбором информации, направленным, главным образом, на явления социальной жизни. Реализуется данный метод через регистрацию предварительно определенных наиболее ярких признаков, цель которой состоит в последующем получении характеристик изучаемых явлений.

Статистическое наблюдение должно выполняться с учетом некоторых важных требований:

  • Оно должно полностью охватывать изучаемые явления;
  • Получаемые данные должны быть точными и достоверными;
  • Получаемые данные должны быть однообразными и легкосопоставимыми.

Также статистическое наблюдение может иметь две формы:

  • Отчетность – это такая форма статистического наблюдения, где информация поступает в конкретные статистические подразделения организаций, учреждений или предприятий. В этом случае данные вносятся в специальные отчеты.
  • Специально организованное наблюдение – наблюдение, которое организуется с определенной целью, чтобы получить сведения, которых не имеется в отчетах, или же для уточнения и установления достоверности информации отчетов. К этой форме относятся опросы (например, опросы мнений людей), перепись населения и т.п.

Кроме того, статистическое наблюдение может быть категоризировано на основе двух признаков: либо на основе характера регистрации данных, либо на основе охвата единиц наблюдения. К первой категории относятся опросы, документирование и прямое наблюдение, а ко второй – наблюдение сплошное и несплошное, т.е. выборочное.

Для получения данных при помощи статистического наблюдения можно применять такие способы как анкетирование, корреспондентская деятельность, самоисчисление (когда наблюдаемые, например, сами заполняют соответствующие документы), экспедиции и составление отчетов.

Сводка и группировка материалов статистического наблюдения

Говоря о втором методе, в первую очередь следует сказать о сводке. Сводка представляет собой процесс обработки определенных единичных фактов, которые образуют общую совокупность данных, собранных при наблюдении. Если сводка проводится грамотно, огромное количество единичных данных об отдельных объектах наблюдения может превратиться в целый комплекс статистических таблиц и результатов. Также такое исследование способствует определению общих черт и закономерностей исследуемых явлений.

С учетом показателей точности и глубины изучения можно выделить простую и сложную сводку, но любая из них должна основываться на конкретных этапах:

  • Выбирается группировочный признак;
  • Определяется порядок формирования групп;
  • Разрабатывается система показателей, позволяющих охарактеризовать группу и объект или явление в целом;
  • Разрабатываются макеты таблиц, где будут представлены результаты сводки.

Важно заметить, что есть и разные формы сводки:

  • Централизованная сводка, требующая передачи полученного первичного материала в вышестоящий центр для последующей обработки;
  • Децентрализованная сводка, где изучение данных происходит на нескольких ступенях по восходящей.

Выполняться же сводка может при помощи специализированного оборудования, например, с использованием компьютерного ПО или вручную.

Что же касается группировки, то этот процесс отличается разделением исследуемых данных на группы по признакам. Особенности поставленных статистическим анализом задач влияют на то, какой именно будет группировка: типологической, структурной или аналитической. Именно поэтому для сводки и группировки либо прибегают к услугам узкопрофильных специалистов, либо применяют .

Абсолютные и относительные статистические величины

Абсолютные величина считаются самой первой формой представления статистических данных. С ее помощью удается придать явлениям размерные характеристики, например, по времени, по протяженности, по объему, по площади, по массе и т.д.

Если требуется узнать об индивидуальных абсолютных статистических величинах, можно прибегнуть к замерам, оценке, подсчету или взвешиванию. А если нужно получить итоговые объемные показатели, следует использовать сводку и группировку. Нужно иметь в виду, что абсолютные статистические величины отличаются наличием единиц измерения. К таким единицам относят стоимостные, трудовые и натуральные.

А относительные величины выражают количественные соотношения, касающиеся явлений социальной жизни. Чтобы их получить, одни величины всегда делятся на другие. Показатель, с которым сравнивают (это знаменатель), называют основанием сравнения, а показатель, которой сравнивают (это числитель), называют отчетной величиной.

Относительные величины могут быть разными, что зависит от их содержательной части. Например, существуют величины сравнения, величины уровня развития, величины интенсивности конкретного процесса, величины координации, структуры, динамики и т.д. и т.п.

Чтобы изучить какую-то совокупность по дифференцирующимся признакам, в статистическом анализе применяются средние величины – обобщающие качественные характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо дифференцирующемуся признаку.

Крайне важным свойством средних величин является то, что они говорят о значениях конкретных признаков во всем их комплексе единым числом. Невзирая на то, что у отдельных единиц может наблюдаться количественная разница, средние величины выражают общие значения, свойственные всем единицам исследуемого комплекса. Получается, что при помощи характеристики чего-то одного можно получить характеристику целого.

Следует иметь в виду, что одним из самых важных условий применения средних величин, если проводится статистический анализ социальных явлений, считается однородность их комплекса, для которого и нужно узнать среднюю величину. А от такого, как именно будут представлены начальные данные для исчисления средней величины, будет зависеть и формула ее определения.

Вариационные ряды

В некоторых случаях данных о средних показателях тех или иных изучаемых величин может быть недостаточно, чтобы провести обработку, оценку и глубокий анализ какого-то явления или процесса. Тогда во внимание следует брать вариацию или разброс показателей отдельных единиц, который тоже представляет собой важную характеристику исследуемой совокупности.

На индивидуальные значения величин могут воздействовать многие факторы, а сами изучаемые явления или процессы могут быть очень многообразны, т.е. обладать вариацией (это многообразие и есть вариационные ряды), причины которой следует искать в сущности того, что изучается.

Вышеназванные абсолютные величины находятся в непосредственной зависимости от единиц измерения признаков, а значит, делают процесс изучения, оценки и сравнения двух и более вариационных рядов более сложным. А относительные показатели нужно вычислять в качестве соотношения абсолютных и средних показателей.

Выборка

Смысл выборочного метода (или проще – выборки) состоит в том, что по свойствам одной части определяются численные характеристики целого (это называется генеральной совокупностью). Основной выборочного метода является внутренняя связь, объединяющая части и целое, единичное и общее.

Метод выборки отличается рядом существенных преимуществ перед остальными, т.к. благодаря уменьшению количества наблюдений позволяет сократить объемы работы, затрачиваемые средства и усилия, а также успешно получать данные о таких процессах и явлениях, где либо нецелесообразно, либо просто невозможно исследовать их полностью.

Соответствие характеристик выборки характеристикам изучаемого явления или процесса будет зависеть от комплекса условий, и в первую очередь от того, как вообще будет реализовываться выборочный метод на практике. Это может быть как планомерный отбор, идущий по подготовленной схеме, так и непланомерный, когда выборка производится из генеральной совокупности.

Но во всех случаях выборочный метод должен быть типичным и соответствовать критериям объективности. Данные требования нужно выполнять всегда, т.к. именно от них будет зависеть соответствие характеристик метода и характеристик того, что подвергается статистическому анализу.

Таким образом, перед обработкой выборочного материала необходимо провести его тщательную проверку, избавившись тем самым от всего ненужного и второстепенного. Одновременно с этим, составляя выборку, в обязательном порядке нужно обходить стороной любую самодеятельность. Это означает, что ни в коем случае не следует делать выборку только из вариантов, кажущихся типичными, а все другие – отбрасывать.

Эффективная и качественная выборка должна составляться объективно, т.е. производить ее нужно так, чтобы были исключены любые субъективные влияния и предвзятые побуждения. И чтобы это условие было соблюдено должным образом, требуется прибегнуть к принципу рандомизации или, проще говоря, к принципу случайного отбора вариантов из всей их генеральной совокупности.

Представленный принцип служит основой теории выборочного метода, и следовать ему нужно всегда, когда требуется создать эффективную выборочную совокупность, причем случаи планомерного отбора исключением здесь не являются.

Корреляционный и регрессионный анализ

Корреляционный анализ и регрессионный анализ – это два высокоэффективных метода, позволяющие проводить анализ больших объемов данных для изучения возможной взаимосвязи двух или большего количества показателей.

В случае с корреляционным анализом задачами являются:

  • Измерить тесноту имеющейся связи дифференцирующихся признаков;
  • Определить неизвестные причинные связи;
  • Оценить факторы, в наибольшей степени воздействующие на окончательный признак.

А в случае с регрессионным анализом задачи следующие:

  • Определить форму связи;
  • Установить степень воздействия независимых показателей на зависимый;
  • Определить расчетные значения зависимого показателя.

Чтобы решить все вышеназванные задачи, практически всегда нужно применять и корреляционный и регрессионный анализ в комплексе.

Ряды динамики

Посредством этого метода статистического анализа очень удобно определять интенсивность или скорость, с которой развиваются явления, находить тенденцию их развития, выделять колебания, сравнивать динамику развития, находить взаимосвязь развивающихся во времени явлений.

Ряд динамики – это такой ряд, в котором во времени последовательно расположены статистические показатели, изменения которых характеризуют процесс развития исследуемого объекта или явления.

Ряд динамики включает в себя два компонента:

  • Период или момент времени, связанный с имеющимися данными;
  • Уровень или статистический показатель.

В совокупности эти компоненты представляют собой два члена ряда динамики, где первый член (временной период) обозначается буквой «t», а второй (уровень) – буквой «y».

Исходя из длительности временных промежутков, с которыми взаимосвязаны уровни, ряды динамики могут быть моментными и интервальными. Интервальные ряды позволяют складывать уровни для получения общей величины периодов, следующих один за другим, а в моментных такой возможности нет, но этого там и не требуется.

Ряды динамики также существуют с равными и разными интервалами. Суть же интервалов в моментных и интервальных рядах всегда разная. В первом случае интервалом является временной промежуток между датами, к которым привязаны данные для анализа (удобно использовать такой ряд, например, для определения количества действий за месяц, год и т.д.). А во втором случае – временной промежуток, к которому привязана совокупность обобщенных данных (такой ряд можно использовать для определения качества тех же самых действий за месяц, год и т.п.). Интервалы могут быть равными и разными, независимо от типа ряда.

Естественно, чтобы научиться грамотно применять каждый из методов статистического анализа, недостаточно просто знать о них, ведь, по сути, статистика – это целая наука, требующая еще и определенных навыков и умений. Но чтобы она давалась проще, можно и нужно тренировать свое мышление и .

В остальном же исследование, оценка, обработка и анализ информации – очень интересные процессы. И даже в тех случаях, когда это не приводит к какому-то конкретному результату, за время исследования можно узнать множество интересных вещей. Статистический анализ нашел свое применение в огромном количестве сфер деятельности человека, а вы можете использовать его в учебе, работе, бизнесе и других областях, включая развитие детей и самообразование.

Курс знакомит студентов с основными задачами и методами прикладной статистики .

Цели курса - связать теорию и практику, научить студентов «видеть» статистические задачи в различных предметных областях и правильно применять методы прикладной статистики, показать на практических примерах возможности и ограничения статистических методов. Курс имеет скорее методологическую, чем математическую направленность и не содержит доказательств теорем.

Каждый метод описывается по единой схеме:

  • постановка задачи;
  • примеры прикладных задач из области биологии, экономики, социологии, производства, медицины;
  • базовые предположения и границы применимости;
  • описание метода (для методов проверки статистических гипотез: нулевая гипотеза и альтернативы, статистика, её нулевое распределение);
  • достоинства, недостатки, ограничения, «подводные камни»;
  • сравнение с другими методами.

Курс читается студентам 4 курса кафедры математических методов прогнозирования ВМиК МГУ с 2007 года и студентам 4 курса факультета управления и прикладной математики МФТИ с 2011 года. Предполагается, что студенты уже прослушали курсы теории вероятностей и математической статистики.

Программа курса

Введение

Обзор необходимых сведений из теории вероятностей и математической статистики.

  • Понятия простой выборки и статистики . Примеры статистик: моменты , асимметрия и эксцесс , вариационный ряд и порядковые статистики, эмпирическое распределение .
  • Статистические точечные оценки и их свойства: несмещённость , состоятельность , оптимальность , робастность .
  • Интервальные оценки , понятия доверительного интервала и уровня доверия . Доверительные интервалы для среднего и медианы.
  • Часто используемые распределения: нормальное, хи-квадрат, Фишера, Стьюдента, Бернулли, биномиальное, Пуассона.
  • Проверка статистических гипотез , основные понятия: уровень значимости , достигаемый уровень значимости (p-value), ошибки I и II рода. Односторонние и двусторонние альтернативы.
  • Свойства достигаемых уровней значимости. Статистическая и практическая значимость.
  • Свойства критериев: несмещённость , состоятельность , мощность .

Параметрическая проверка гипотез

  • Критерии нормальности: критерий хи-квадрат (Пирсона), критерий Шапиро-Уилка , критерии, основанные на различиях между эмпирической и теоретической функциями распределения, критерий Колмогорова-Смирнова (Лиллиефорса). Упрощённая проверка нормальности по асимметрии и эксцессу: критерий Харке-Бера.
  • Нормальные параметрические критерии для проверки гипотез: гипотезы о положении , гипотезы о рассеивании .
  • Гипотезы о средних: t- и z-критерии Стьюдента для одной и двух выборок, связанные выборки
  • Гипотезы о дисперсиях: критерии хи-квадрат и Фишера .
  • Гипотезы о значениях параметра распределения Бернулли: сравнение значения параметра с заданным, сравнение параметров распределений двух выборок (случаи связанных и независимых выборок).
  • Доверительный интервал для параметра распределения Бернулли: Вальда, Уилсона. Доверительные интервалы Уилсона для разности параметров двух выборок.

Непараметрическая проверка гипотез

Множественная проверка гипотез

Дисперсионный анализ (ANOVA)

  • Однофакторная модель. Независимые выборки: критерии Фишера, Краскела-Уоллиса , Джонкхиера . Связанные выборки: критерии Фишера, Фридмана и Пейджа . Предположение сферичности.
  • Модель со случайным эффектом, разделение дисперсии.
  • Модель с фиксированным эффектом, уточнение различий: методы LSD и HSD, критерии Неменьи и Даннета .
  • Проверка гипотезы о равенстве дисперсий: критерии Бартлета и Флайнера-Киллиана .
  • Двухфакторная модель. Взаимодействие факторов, его интерпретация. Двухфакторный нормальный анализ . Иерархический дизайн.

Анализ зависимостей

Линейный регрессионный анализ

Обобщения линейной регрессии

  • Обобщённые линейные модели. Связующая функция. Оценка параметров методом максимального правдоподобия.
  • Доверительные интервалы и оценка значимости коэффициентов, критерии Вальда и отношения правдоподобия.
  • Меры качества обобщённых линейных моделей: аномальность, информационные критерии.
  • Постановка задачи логистической регрессии . Логит, интерпретация коэффициентов логистической регрессии.
  • Проверка линейности логита: сглаженные диаграммы рассеяния, дробные полиномы.
  • Классификация на основе логистической регрессии: чувствительность, специфичность, выбор порога.
  • Регрессия счётного признака. Пуассоновская модель.
  • Предположение о равенстве матожидания и дисперсии и его проверка. Отрицательная биномиальная модель. Устойчивая оценка дисперсии коэффициентов.

Анализ временных рядов

Последовательный анализ

[Вальд, Mukhopadhyay]

  • Применение в задачах проверки гипотез о значениях параметра биномиального распределения: сравнение значения с заданным, сравнение двух значений.
  • Применение в задачах проверки гипотез о значениях параметров нормального распределения: сравнение значения среднего с заданными (симметричный и несимметричный варианты), сравнение значения дисперсии с заданным.
  • Последовательные доверительные интервалы для среднего нормальной совокупности с неизвестной дисперсией (двухэтапная, последовательная процедуры). Процедуры для разности средних двух нормальных совокупностей, случаи равных и неравных дисперсий.
  • Непараметрические последовательные доверительные интервалы для среднего и медианы.

Анализ причинно-следственных связей

  • Неразрешимость парадокса Симпсона в рамках классической статистики.
  • Причинные графы, цепочки, вилки, коллайдеры. D-разделимость.
  • Интервенции. Оценка эффекта по обзервационным данным. Хирургия графа и формула корректировки (adjustment formula).
  • Правило причинного эффекта. Варианты для отсутствия родителей: правило задней двери, правило передней двери.
  • Propensity score, обратное вероятностное взвешивание.
  • Графы в линейных моделях. Связь со структурными уравнениями.

Литература

  1. Вальд, А. Последовательный анализ. - М.: Физматлит, 1960.
  2. Лагутин, М.Б. Наглядная математическая статистика. В двух томах. - М.: П-центр, 2003.
  3. Кобзарь, А.И. Прикладная математическая статистика. - М.: Физматлит, 2006.
  4. Agresti, A. Categorical Data Analysis. - Hoboken: John Wiley & Sons, 2013.
  5. Bonnini, S., Corain, L., Marozzi, M., Salmaso S. Nonparametric Hypothesis Testing: Rank and Permutation Methods with Applications in R. - Hoboken: John Wiley & Sons, 2014.
  6. Bretz, F., Hothorn, T., Westfall, P. Multiple Comparisons Using R. - Boca Raton: Chapman and Hall/CRC, 2010.
  7. Cameron, A.A., Trivedi, P.K. Regression Analysis of Count Data. - Cambridge: Cambridge University Press, 2013.
  8. Dickhaus, T. Simultaneous Statistical Inference With Applications in the Life Sciences. - Heidelberg: Springer, 2014.
  9. Good, P. Permutation, Parametric and Bootstrap Tests of Hypotheses: A Practical Guide to Resampling Methods for Testing Hypotheses. - New York: Springer, 2005.
  10. Hastie, T. , Tibshirani, R. , Friedman, J. The Elements of Statistical Learning, 2nd edition . - Springer, 2009. - 533 p. ()
  11. Hosmer, D.W., Lemeshow S., Sturdivant, R.X. Applied Logistic Regression. - Hoboken: John Wiley & Sons, 2013.
  12. Hyndman, R.J., Athanasopoulos G. Forecasting: principles and practice. - OTexts, 2015. https://www.otexts.org/book/fpp
  13. Kanji, G.K. 100 statistical tests. - London: SAGE Publications, 2006.
  14. Mukhopadhyay, N., de Silva, B. M. Sequential methods and their applications. - Boca Raton: Chapman and Hall/CRC, 2009.
  15. Olsson, U. Generalized Linear Models: An Applied Approach. - Lund: Studentlitteratur, 2004.
  16. Pearl J., Glymour M., Jewell N.P. Causal Inference in Statistics: A Primer. - Chichester: John Wiley & Sons, 2016.
  17. Tabachnick, B.G., Fidell, L.S. Using Multivariate Statistics. - Boston: Pearson Education, 2012.
  18. Wooldridge, J. Introductory Econometrics: A Modern Approach. - Mason: South-Western Cengage Learning, 2013.

Объектом исследования в прикладной статистике являются статистические данные, полученные в результате наблюдений или экспериментов. Статистические данные - это совокупность объектов (наблюдений, случаев) и признаков (переменных), их характеризующих. Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.

Статистические методы анализа данных, относящиеся к группе а), обычно называют методами прикладной статистики.

Числовые статистические данные - это числа, вектора, функции. Их можно складывать, умножать на коэффициенты. Поэтому в числовой статистике большое значение имеют разнообразные суммы. Математический аппарат анализа сумм случайных элементов выборки - это (классические) законы больших чисел и центральные предельные теоремы.

Нечисловые статистические данные - это категоризованные данные, вектора разнотипных признаков, бинарные отношения, множества, нечеткие множества и др. Их нельзя складывать и умножать на коэффициенты.

Статистический анализ данных, как правило, включает в себя целый ряд процедур и алгоритмов, выполняемых последовательно, параллельно или по более сложной схеме. В частности, можно выделить следующие этапы:

планирование статистического исследования;

организация сбора необходимых статистических данных по оптимальной или рациональной программе (планирование выборки, создание организационной структуры и подбор команды статистиков, подготовка кадров, которые будут заниматься сбором данных, а также контролеров данных и т.п.);

непосредственный сбор данных и их фиксация на тех или иных носителях (с контролем качества сбора и отбраковкой ошибочных данных по соображениям предметной области);

первичное описание данных (расчет различных выборочных характеристик, функций распределения, непараметрических оценок плотности, построение гистограмм, корреляционных полей, различных таблиц и диаграмм и т.д.),

оценивание тех или иных числовых или нечисловых характеристик и параметров распределений (например, непараметрическое интервальное оценивание коэффициента вариации или восстановление зависимости между откликом и факторами, т.е. оценивание функции),

проверка статистических гипотез (иногда их цепочек - после проверки предыдущей гипотезы принимается решение о проверке той или иной последующей гипотезы),

более углубленное изучение, т.е. применение различных алгоритмов многомерного статистического анализа, алгоритмов диагностики и построения классификации, статистики нечисловых и интервальных данных, анализа временных рядов и др.;

проверка устойчивости полученных оценок и выводов относительно допустимых отклонений исходных данных и предпосылок используемых вероятностно-статистических моделей, в частности, изучение свойств оценок методом размножения выборок;

применение полученных статистических результатов в прикладных целях (например, для диагностики конкретных материалов, построения прогнозов, выбора инвестиционного проекта из предложенных вариантов, нахождения оптимальных режима осуществления технологического процесса, подведения итогов испытаний образцов технических устройств и др.),

составление итоговых отчетов, в частности, предназначенных для тех, кто не является специалистами в статистических методах анализа данных, в том числе для руководства - "лиц, принимающих решения".

К методам относят:

Корреляционный анализ. Между переменными (случайными величинами) может существовать функциональная связь, проявляющаяся в том, что одна из них определяется как функция от другой. Но между переменными может существовать и связь другого рода, проявляющаяся в том, что одна из них реагирует на изменение другой изменением своего закона распределения. Такую связь называют стохастической. В качестве меры зависимости между переменными используется коэффициент корреляции (r), который изменяется в пределах от - 1 до +1. Если коэффициент корреляции отрицательный, это означает, что с увеличением значений одной переменной значения другой убывают. Если переменные независимы, то коэффициент корреляции равен 0 (обратное утверждение верно только для переменных, имеющих нормальное распределение). Но если коэффициент корреляции не равен 0 (переменные называются некоррелированными), то это значит, что между переменными существует зависимость. Чем ближе значение r к 1, тем зависимость сильнее. Коэффициент корреляции достигает своих предельных значений +1 или - 1, тогда и только тогда, когда зависимость между переменными линейная. Корреляционный анализ позволяет установить силу и направление стохастической взаимосвязи между переменными (случайными величинами).

Регрессионный анализ. В регрессионном анализе моделируется взаимосвязь одной случайной переменной от одной или нескольких других случайных переменных. При этом, первая переменная называется зависимой, а остальные - независимыми. Выбор или назначение зависимой и независимых переменных является произвольным (условным) и осуществляется исследователем в зависимости от решаемой им задачи. Независимые переменные называются факторами, регрессорами или предикторами, а зависимая переменная - результативным признаком, или откликом.

Если число предикторов равно 1, регрессию называют простой, или однофакторной, если число предикторов больше 1 - множественной или многофакторной. В общем случае регрессионную модель можно записать следующим образом:

y = f (x 1 , x 2 , …, x n),

где y - зависимая переменная (отклик), x i (i = 1,…, n) - предикторы (факторы), n - число предикторов.

Канонический анализ. Канонический анализ предназначен для анализа зависимостей между двумя списками признаков (независимых переменных), характеризующих объекты. Например, можно изучить зависимость между различными неблагоприятными факторами и появлением определенной группы симптомов заболевания, или взаимосвязь между двумя группами клинико-лабораторных показателей (синдромов) больного. Канонический анализ является обобщением множественной корреляции как меры связи между одной переменной и множеством других переменных.

Методы сравнения средних. В прикладных исследованиях часто встречаются случаи, когда средний результат некоторого признака одной серии экспериментов отличается от среднего результата другой серии. Так как средние это результаты измерений, то, как правило, они всегда различаются, вопрос в том, можно ли объяснить обнаруженное расхождение средних неизбежными случайными ошибками эксперимента или оно вызвано определенными причинами. Сравнение средних результата один из способов выявления зависимостей между переменными признаками, характеризующими исследуемую совокупность объектов (наблюдений). Если при разбиении объектов исследования на подгруппы при помощи категориальной независимой переменной (предиктора) верна гипотеза о неравенстве средних некоторой зависимой переменной в подгруппах, то это означает, что существует стохастическая взаимосвязь между этой зависимой переменной и категориальным предиктором.

Частотный анализ. Таблицы частот, или как еще их называют одновходовые таблицы, представляют собой простейший метод анализа категориальных переменных. Данный вид статистического исследования часто используют как одну из процедур разведочного анализа, чтобы посмотреть, каким образом различные группы наблюдений распределены в выборке, или как распределено значение признака на интервале от минимального до максимального значения. Кросстабуляция (сопряжение) - процесс объединения двух (или нескольких) таблиц частот так, что каждая ячейка в построенной таблице представляется единственной комбинацией значений или уровней табулированных переменных. Кросстабуляция позволяет совместить частоты появления наблюдений на разных уровнях рассматриваемых факторов.

Анализ соответствий. Анализ соответствий по сравнению с частотным анализом содержит более мощные описательные и разведочные методы анализа двухвходовых и многовходовых таблиц. Метод, так же, как и таблицы сопряженности, позволяет исследовать структуру и взаимосвязь группирующих переменных, включенных в таблицу.

Кластерный анализ. Кластерный анализ - это метод классификационного анализа; его основное назначение - разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные в некотором смысле группы, или кластеры. Это многомерный статистический метод, поэтому предполагается, что исходные данные могут быть значительного объема, т.е. существенно большим может быть как количество объектов исследования (наблюдений), так и признаков, характеризующих эти объекты. Большое достоинство кластерного анализа в том, что он дает возможность производить разбиение объектов не по одному признаку, а по ряду признаков. Кроме того, кластерный анализ в отличие от большинства математико-статистических методов не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов и позволяет исследовать множество исходных данных практически произвольной природы.

Дискриминантный анализ. Дискриминантный анализ включает статистические методы классификации многомерных наблюдений в ситуации, когда исследователь обладает так называемыми обучающими выборками. Этот вид анализа является многомерным, так как использует несколько признаков объекта, число которых может быть сколь угодно большим. Цель дискриминантного анализ состоит в том, чтобы на основе измерения различных характеристик (признаков) объекта классифицировать его, т.е. отнести к одной из нескольких заданных групп (классов) некоторым оптимальным способом. При этом предполагается, что исходные данные наряду с признаками объектов содержат категориальную (группирующую) переменную, которая определяет принадлежность объекта к той или иной группе. Факторный анализ. Факторный анализ - один из наиболее популярных многомерных статистических методов. Если кластерный и дискриминантный методы классифицируют наблюдения, разделяя их на группы однородности, то факторный анализ классифицирует признаки (переменные), описывающие наблюдения. Поэтому главная цель факторного анализа - сокращение числа переменных на основе классификация переменных и определения структуры взаимосвязей между ними.

Деревья классификации. Деревья классификации - это метод классификационного анализа, позволяющий предсказывать принадлежность объектов к тому или иному классу в зависимости от соответствующих значений признаков, характеризующих объекты. Признаки называются независимыми переменными, а переменная, указывающая на принадлежность объектов к классам, называется зависимой. В отличие от классического дискриминантного анализа, деревья классификации способны выполнять одномерное ветвление по переменными различных типов категориальным, порядковым, интервальным. Не накладываются какие-либо ограничения на закон распределения количественных переменных. По аналогии с дискриминантным анализом метод дает возможность анализировать вклады отдельных переменных в процедуру классификации.

Анализ главных компонент и классификация. Метод анализ главных компонент и классификация позволяет решить эту задачу и служит для достижения двух целей:

уменьшение общего числа переменных (редукция данных) для того, чтобы получить "главные" и "некоррелирующие" переменные;

классификация переменных и наблюдений, при помощи строящегося факторного пространства.

Решение основной задачи метода достигается созданием векторного пространства латентных (скрытых) переменных (факторов) с размерностью меньше исходной. Исходная размерность определяется числом переменных для анализа в исходных данных.

Многомерное шкалирование. Метод можно рассматривать как альтернативу факторному анализу, в котором достигается сокращение числа переменных, путем выделения латентных (непосредственно не наблюдаемых) факторов, объясняющих связи между наблюдаемыми переменными. Цель многомерного шкалирования - поиск и интерпретация латентных переменных, дающих возможность пользователю объяснить сходства между объектами, заданными точками в исходном пространстве признаков. Показателями сходства объектов на практике могут быть расстояния или степени связи между ними. В факторном анализе сходства между переменными выражаются с помощью матрицы коэффициентов корреляций. В многомерном шкалировании в качестве исходных данных можно использовать произвольный тип матрицы сходства объектов: расстояния, корреляции и т.д.

Моделирование структурными уравнениями (причинное моделирование). Объектом моделирования структурными уравнениями являются сложные системы, внутренняя структура которых не известна ("черный ящик"). Основная идея моделирования структурными уравнениями состоит в том, что можно проверить, связаны ли переменные Y и X линейной зависимостью Y = aX, анализируя их дисперсии и ковариации. Эта идея основана на простом свойстве среднего и дисперсии: если умножить каждое число на некоторую константу k, среднее значение также умножится на k, при этом стандартное отклонение умножится на модуль k.

Временные ряды. Временные ряды - это наиболее интенсивно развивающееся, перспективное направление математической статистики. Под временным (динамическим) рядом подразумевается последовательность наблюдений некоторого признака Х (случайной величины) в последовательные равноотстоящие моменты t. Отдельные наблюдения называются уровнями ряда и обозначаются хt, t = 1, …, n. При исследовании временного ряда выделяются несколько составляющих:

x t =u t +y t +c t +e t , t = 1, …, n,

где u t - тренд, плавно меняющаяся компонента, описывающая чистое влияние долговременных факторов (убыль населения, уменьшение доходов и т.д.); - сезонная компонента, отражающая повторяемость процессов в течение не очень длительного периода (дня, недели, месяца и т.д.); сt - циклическая компонента, отражающая повторяемость процессов в течение длительных периодов времени свыше одного года; t - случайная компонента, отражающая влияние не поддающихся учету и регистрации случайных факторов. Первые три компоненты представляют собой детерминированные составляющие.

Нейронные сети. Нейронные сети представляют собой вычислительную систему, архитектура которой имеет аналогию с построением нервной ткани из нейронов. На нейроны самого нижнего слоя подаются значения входных параметров, на основании которых нужно принимать определенные решения.

Планирование экспериментов. Искусство располагать наблюдения в определенном порядке или проводить специально спланированные проверки с целью полного использования возможностей этих методов и составляет содержание предмета "планирование эксперимента".

Карты контроля качества. Качество продукции и услуг формируется в процессе научных исследований, конструкторских и технологических разработок, обеспечивается хорошей организацией производства и услуг. Но изготовление продукции и оказание услуг независимо от их вида всегда связано с определенным непостоянством условий производства и предоставления. Это приводит к некоторой вариабельности признаков их качества. Поэтому, актуальными являются вопросы разработки методов контроля качества, которые позволят своевременно выявить признаки нарушения технологического процесса или оказания услуг.

Различные единицы статистической совокупности, имеющие определенное сходство межу собой по достаточно важным признакам, объединяются в группы при помощи метода группировки. Такой прием позволяет "сжать" информацию, полученную в ходе наблюдения, и на этой основе установить закономерности, присущие изучаемому явлению.

Метод группировок применяется для решения различных задач, важнейшими из которых являются:

1. выделение социально-экономических типов

2. определение структуры однотипных совокупностей

3. вскрытие связей и закономерностей между отдельными признаками общественных явлений

В связи с этим существуют 3 вида группировок: типологические, структурные и аналитические. Группировки различают по форме проведения.

Типологическая группировка представляет собой разделение исследуемой качественно разнородной статистической совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц.

Структурные группировки разделяют однородную в качественном отношении совокупность единиц по определенным, существенным признакам на группы, характеризующие ее состав и внутреннюю структуру.

Аналитические группировки обеспечивают установление взаимосвязи и взаимозависимости между исследуемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими. Посредством этого вида группировок устанавливаются и изучаются причинно-следственные связи между признаками однородных явлений, определяются факторы развития статистической совокупности.

Loading...Loading...