Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»? Занятия физической культурой и спортом при близорукости Понятие инвалидности по зрению и законодательное регулирование

Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

Общая заболеваемость,

Инфекционная заболеваемость,

Индекс здоровья,

Процент длительно и часто болеющих,

Распространенность и структура,

Процент лиц с нормальным физическим развитием;

Процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья - процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 - 80%, фактически - 17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3 - 4 раз \ в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет - увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня,

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д. Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80 - 85 мм рт.ст., 13-16 лет - до 90 - 95 мм рт. ст.) - 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

Контрольные вопросы

1. Основные понятия и определения, цель и задачи дисциплины.

2. Общее понятие о болезни.

3. Здоровье и факторы, его определяющие.

4. Показатели популяционного здоровья

5. Показатели индивидуального здоровья

6. Группы здоровья детей.

С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.

Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.

Что это: группы детского здоровья?

Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры. Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Критерии для определения группы здоровья

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

  • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
  • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
  • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям

Группы
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем
Резистентность и реактивность Физическое и нервно-психическое развитие
Группа 1
без отклонений
отсутствует
без отклонений
заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания
нормальное, соответствует возрасту
Группа 2.
С функциональными отклонениями (группа риска)
отсутствует
наличие функциональных отклонений
Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.)
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3
Состояние компенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций
Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений
Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия
Группа 4
Состояние субкомпенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания
Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5
Состояние декомпенсации
Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка
Выраженные изменения функций пораженных органов и систем
Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.

Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:

  • А – дети, имеющие фактор наследственности;
  • Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.

В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.

К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.

В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.

Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.

Заключение

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.

Установление инвалидности . В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 18-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также разработка индивидуальной программы реабилитации.

Инвалидность без срока переосвидетельствования . В соответствии с Приложение к Правилам признания лица инвалидом , применительно к нарушениям зрительных функций (пункт 9), инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) в следующих случаях:

Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

Критерии определения групп инвалидности по зрению

Определение группы инвалидности по зрению производится на основании степени нарушений функций зрительного анализатора, которые сформулированы в Международной классификации болезней десятого пересмотра, том 1, часть 1. Они включают в себя оценку зрительных функций (остроты и поля зрения); основных электрофизиологических показателей; зрительную работоспособность.

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора (см. таблицу) - значительно выраженных нарушениях функций (абсолютная или практическая слепота) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 3 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии IV степени нарушений функций зрительного анализатора.
а) слепота (зрение равно 0) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучшего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации
независимо от состояния остроты центрального зрения.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора - выраженные нарушения функций (слабовидение высокой степени), и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями выраженных нарушений функций зрения являются:
а) острота зрения лучшего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.

III группа инвалидности устанавливается при II степени - умеренных нарушениях функций (слабовидение средней степени) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями умеренных нарушений функций зрения являются:
а) снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°;

Оспаривание решений МСЭ . В соответствии с Правилами признания лица инвалидом , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, любое решение МСЭ можно оспорить в вышестоящий орган - главное бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро МСЭ. Решение Федерального бюро является окончательным, но и в этом случае его можно оспорить в судебном порядке в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Можно сразу обратиться в суд с обжалованием решения районного бюро, не обжаловав его в главное бюро, или одновременно и в главное бюро, и в суд. В последнем случае решение суда будет иметь большую силу.

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и инвалидности.

Ликбез для родителей

На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы:

Основную. Дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятие в секциях.

Подготовительную . Дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи нормативов и участия в соревнованиях.

Специальную. Учащиеся имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Значительные отклонения в состоянии здоровья. Физическая нагрузка – занятия по специальным учебным программам, освобождение от сдачи норм.

В свою очередь специальная группа делится на подгруппы «А» и «Б». Внутригрупповое распределение на сильную «А» и слабую «Б» подгруппы осуществляет врач.

В подгруппу «А» рекомендуется относить детей с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также временно отнесенных в СМГ до полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.

Для подгруппы «А» физические нагрузки постепенно возрастают. Двигательные занятия рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 в минуту в начале года и довести интенсивность физических нагрузок до пульса 140-150 в минуту в основной части занятия к концу года.

Для подгруппы «Б» двигательные занятия проводятся при частоте пульса не более 120-130 в минуту в течение всего учебного года.

Четко очерченных границ распределения детей на подгруппы не существует, что дает право инструктору физкультуры и врачу решать данный вопрос строго индивидуально, исходя, прежде всего, как из уровня физической подготовленности, так и функционального состояния.

Помните — наличие болезней у вашего ребенка не повод освобождения от занятий физкультурой. Но чтобы занятия действительно приносили пользу ребенок должен попасть в соответствую группу.

Симптомы

Наиболее частые симптомы:

  • ребенок не может направить глаза одновременно в одну точку в пространстве. Если взгляд отклоняется лишь немного, вы можете этого не заметить;
  • глаза двигаются не совместно;
  • один глаз косит или закрывается на ярком солнце;
  • ребенок наклоняет или поворачивает голову, чтобы взглянуть на объект;
  • ребенок натыкается на предметы (косоглазие ухудшает восприятие глубины пространства).
  • Дети постарше могут жаловаться на размытое зрение, усталость глаз, повышенную чувствительность к свету, раздвоение предметов. Симптомы могут появляться и проходить. Обычно они ухудшаются, когда ребенок устал или болен.

    Что касается новорожденных, их взгляд может быть дискоординированным в первое время, но к 3–4 месяцам жизни оба глаза должны выровняться. В некоторых случаях у детей с широкой переносицей косоглазие может быть кажущимся. Но если после 4 месяцев жизни глаза вашего ребенка смотрят не в одну точку большую часть времени, обязательно обратитесь к офтальмологу.

    Причины

    Причин косоглазия много, в каждом конкретном случае надо разбираться индивидуально вместе с детским врачом-офтальмологом. У некоторых детей косоглазие развивается вследствие слабости мышц глаза. Или из-за дальнозоркости и близорукости: малыш плохо видит предметы, расположенные вблизи или вдали, поэтому напрягает глаза, что со временем может привести к болезни. Иногда косоглазие развивается в результате астигматизма — нарушения фокусирования изображения предмета на сетчатке, из-за которого ребенок все видит в искаженном виде.

    К формированию косоглазия могут привести неврологические болезни и отклонения, сильные стрессы и психологические травмы ребенка.

    Существенную роль играет и фактор наследственности: если родители «косят», существует большая вероятность того, что их дети столкнутся с этой проблемой. Причиной врожденного косоглазия могут послужить также заболевания будущей мамы во время беременности.

    Детское здоровье

    Если вы заметили, что глазки вашего ребенка «разбегаются», немедленно отправляйтесь к доктору! Он проведет обследование, установит причину, вид и степень косоглазия, подберет соответствующее лечение.

    Признаки

    Признаками косоглазия у детей являются:

  • У ребенка не получается сконцентрировать глаза одновременно в одной точке. Бывает так, что отклонение одного глаза не велико, поэтому вы не сразу можете это заметить;
  • Движение глаз не совместно;
  • При ярком освещении один глаз косит;
  • Ребенку необходимо наклонять или поворачивать голову, при взгляде на объект;
  • При движении ребенок наталкивается на предметы;
  • Кроме того, косоглазие у детей постарше проявляется следующими жалобами:

  • Усталость глаз;
  • Нечеткое зрение;
  • Сильная чувствительность к свету;
  • Раздвоение предметов при взгляде на них.
  • Как уже указывалось выше, у новорожденных взгляд может быть дискоординирован. Это связано со слабостью глазных мышц. Однако к 3–4 месяцам оба глаза занимают нормальное положение и косоглазие исчезает.

    Виды

    Различают следующие виды косоглазия:

    По времени возникновения:

    • врожденное,
    • приобретенное.
    • По стабильности отклонения:

    • постоянное,
    • периодическое.

    По вовлеченности глаз:

  • одностороннее (монолатеральное),
  • перемежающееся (альтернирующее).
  • По виду отклонения:

  • сходящееся (глаз направлен к переносице),
  • расходящееся (глаз направлен к виску),
  • вертикальное (отклонение глаза кверху или книзу),
  • смешанное.
  • Содружественное косоглазие также делится на:

  • аккомодационное;
  • частично-аккомодационное;
  • неаккомодационное.
  • Аккомодационное косоглазие чаще всего появляется в возрасте 2,5-3 лет, когда ребенок начинает рассматривать предметы, картинки, рисовать. У ослабленных детей возможно проявление косоглазия на первом году жизни. Главная причина- это наличие средних и высоких степеней близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Ношение корригирующих очков либо контактных линз, на фоне аппаратного лечения, способствует установлению симметричного положения глаз.

    Частично-аккомодационное и неаккомодационное косоглазие появляются на первом-втором году жизни. Аномалии рефракции у этих детей не являются единственной причиной развития косоглазия.Постоянная оптическая коррекция не приводит к полному восстановлению положения глазных яблок и в комплекс лечения включают хирургическое вмешательство.

    Выделяют отдельно паралитическое косоглазие, основным признаком которого является ограничение или отсутствие движений глаза в сторону действия пораженной мышцы и, как следствие – нарушение бинокулярного зрения, двоение. Причины возникновения этого вида косоглазия могут быть обусловлены поражением соответствующих нервов или нарушением морфологии и функции самих мышц. Эти изменения могут носить врожденный характер или наступить вследствие инфекционных заболеваний, травм.

    Из этой статьи вы узнаете какие бывают симптомы кератоконуса

    Питание при кератоконусе, что можно и нельзя есть ссылка здесь

    Вертикальное

    Вертикальная девиация не является, строго говоря, особым видом косоглазия, поскольку вызывается теми же причинами, что и горизонтальная. Однако вертикальное косоглазие (из-за слабости вертикальной фузии (3,0-4,0 пр. дптр.) очень плохо поддается ортоптическим методам лечения, требуя обычно хирургического вмешательства, и сопровождается у части детей ложным птозом (птоз исчезает, если глаз фиксирует предмет), тортиколлисом, диплопией. Поэтому мы выделяем его в отдельную рубрику.

    Вертикальное косоглазие чаще всего является следствием пареза (или паралича) мышц вертикального действия (верхняя и нижняя прямые, верхняя и нижняя косые), вызванного врожденными, включая аномалии прикрепления этих мышц, и приобретенными факторами. Встречается оно в целом не менее чем у трети детей со страбизмом (в 30-70%), причем при врожденном косоглазии вертикальная девиация регистрируется в 90% наблюдений.

    Возможно и вторичное вертикальное косоглазие, появляющееся после операций по поводу горизонтальной гетеротропии при смещении плоскости прикрепления мышц вверх или вниз от первоначального уровня. Следует однако помнить, что возникновение вертикальной девиации после операций на горизонтальных мышцах может быть связано также с первичным парезом верхней прямой мышцы, когда он не выявляется, если пораженный глаз нефиксирующий, а сходящееся косоглазие значительно. Обусловлено это тем, что поднимающее действие верхней прямой мышцы сильнее проявляется при отведении глаза, тогда как нефиксирующий глаз находится в состоянии сильного приведения. Необходимо установить характер движения глаз при переменной фиксации (Скоби), что позволит установить правильный диагноз.

    Расходящееся

    Почти все причины идут с внутриутробного развития. Очень редко расходящееся косоглазие бывает приобретенным.

    Основные такие:

  • наличие сильных различий в остроте глазного зрения;
  • наличие заболеваний, связанных со зрением и которые приведут рано или поздно непосредственно к слепоте или, например, к сильному снижению зрения за короткий промежуток времени;
  • наличие заболеваний, связанных с центральной нервной системой (ЦНС), а также зрительными нервами или сетчаткой;
  • наличие врождённых различий в строении глаз;
  • опухоли глаз, носовых пазух, ушей, головного мозга.
  • Признаки расходящегося косоглазия на конкретном примере: при взгляде на неподвижный объект один глаз будет направлен в сторону носа, или виска, другого глаза; при этом, глаз не потеряет своей подвижности; не будет двоения перед глазами; не будет бинокулярного зрения; как правило, косящий глаз будет хуже видеть и др.

    Вторая форма косоглазия представляет собой паралитическое косоглазие. Данная форма косоглазия отличается лишь тем, что один глаз будет стабилен, а другой будет косить. При данной форме косоглазия больной глаз не сможет осуществлять движение в сторону тех мышц, которые являются поражёнными. В данном случае также возможно сдвоение картинки, отсутствие бинокулярного зрения; головокружение и многое другое. Также можно встретить еще и вертикальное косоглазие, которое, как правило, будет сопровождаться отсутствием движения глаза в стороны. Другими словами, из-за пораженных мышц, больной сможет осуществлять движения глаза только вверх или вниз.

    Плюс ко всему, еще различают постоянное или непостоянное косоглазие; а также приобретённое и врожденное косоглазие; существуют некоторые формы многостороннего (монолатерального) косоглазия и альтернирующего косоглазия или перемежающегося.

    Скрытое

    Скрытое косоглазие (гетерофория) характеризуется правильным положением глаз при двух открытых глазах и нормальным бинокулярным зрением, но как только один глаз выключается из акта бинокулярного зрения, начинает проявляться скрытое косоглазие. Зрительная линия одного из глаз может отклониться кнутри (эзофория), кнаружи (экзофория), кверху (гиперфория) или книзу (гипофория).

    Идеальное мышечное равновесие обоих глаз называют ортофорией. Ортофория создает оптимальные возможности для бинокулярного слияния изображений рассматриваемого предмета и облегчает зрительную работу. При ортофории центры роговиц соответствуют середине глазной щели, а зрительные оси обоих глаз параллельны и направлены в бесконечность. Значительно чаще, чем ортофория, встречается гетерофория, при которой имеется неодинаковая сила действия глазодвигательных мышц. При гетерофории требуется постоянное, утомительное для ребенка мышечное напряжение, создается мышечная астенопия.

    Выявить гетерофорию можно, наблюдая за установочным движением, при исключении условий для бинокулярного зрения. Если закрыть один глаз больного рукой, то этот глаз отклонится в ту или иную сторону соответственно виду гетерофории, а после отнятия руки сделает установочное движение в сторону, противоположную той, в которую был отклонен, что свидетельствует о наличии косоглазия, исправляемого импульсом к бинокулярному зрению. При ортофории глаз остается в состоянии покоя.

    Скрытое косоглазие, а также ортофорию, можно определить и по способу Меддокса.

    Исследуемого помещают на расстоянии 5 м от шкалы Меддокса, которая состоит из двух планок: горизонтальной — 2 м и вертикальной — 1,5 м. На месте их перекреста светится небольшая электрическая лампочка. От этого места, обозначенного «О», как по горизонтальной, так и по вертикальной планке идут в восходящем порядке цифры, которые соответствуют тангенсам углов в 1, 2, 3° и т.д. при расстоянии 5 м. Исследуемому предлагают смотреть на источник света и перед одним глазом ставят «палочку» Меддокса, которая состоит из ряда цилиндров красного стекла, спаянных вместе. Если смотреть через эту палочку, помещенную таким образом, чтобы цилиндры располагались горизонтально, то светящаяся точка вытягивается в красную линию.

    Бинокулярное зрение при этом расстраивается, и глазом, перед которым стоит палочка, исследуемый увидит длинную вертикальную красную линию, а другим — источник света. Если красная линия проходит через источник света, то имеется ортофория. При гетерофории глаз отклоняется соответственно тонусу мышц, и красная линия смещается от источника света в ту или другую сторону. Цифра, через которую проходит красная линия на шкале, указывает степень отклонения глаза в градусах.

    При гетерофории, сопровождающейся астенопическими жалобами (головная боль, боль в глазах и между надбровными дугами, тошнота), назначают призматические стекла для постоянного ношения. В случае эмметропической рефракции на каждый глаз назначают призмы не сильнее 2-3°, основанием в сторону, противоположную гетерофории (если глаз отклонен кнаружи, то кнутри и наоборот).

    При гиперметропии и миопии для устранения гетерофории иногда достаточным бывает назначение корригирующих стекол, их децентрирование (увеличение или уменьшение расстояния между центрами зрачков). В этих случаях к оптическому действию стекла присоединяется и его призматическое действие. Проводят также ортоптические упражнения на синоптофоре или с помощью призм для восстановления нормальных фузионных резервов. В редких случаях для исправления больших степеней гетерофории применяют оперативное лечение, как и при явном косоглазии.

    Сходящееся

    Приблизительно в возрасте с двух до четырех месяцев у малышей появляется взаимодействие между двумя частями зрительного анализатора, между механизмами движения глаз и восприятия окружающего. Это время образования бинокулярного зрения. Дальнейшее развитие данного механизма происходит от двух до шести лет. В связи с этим можно сказать, что содружественное косоглазие развивается у детей именно в этом возрасте.

    У семнадцати с половиной процентов малышей, страдающих данным нарушением, оно появляется в первые двенадцать месяцев жизни, причем у девяти процентов оно является врожденным.

    Чаще всего сходящееся косоглазие появляется у малышей трех — четырехлетнего возраста, страдающих астигматизмом или дальнозоркостью.

    Обычно дети, страдающие сходящимся косоглазием, не жалуются на раздвоение изображения. Но бинокулярное зрение не наблюдается. Глаз, ось которого смещена, видит хуже. Это осложнение именуют амблиопией, страдают этим явлением около шестидесяти процентов детей, больных косоглазием. Сходящаяся форма составляет восемьдесят процентов всех случаев косоглазия у малышей.

    Вызывается сходящаяся форма косоглазия у детей следующими факторами:

  • всеми недугами органов зрения, которые грозят полной слепотой или сильным ухудшением зрения,
  • нарушениями рефракции, не поддающимися коррекции,
  • нарушениями в развитии глаз,
  • недугами, поражающими головной мозг.
  • Данное заболевание наблюдается в большинстве случаев тогда, когда один глаз видит намного хуже другого.

    Терапевтические меры подбираются с учетом факторов, вызвавших заболевание.

    Приобретенное

    Приобретенное косоглазие может возникнуть у ребенка в любом возрасте на почве травм, нейроинфекций, общих заболеваний и пр. Трудность выявления паралича мышц у маленьких детей общепринятыми способами вынуждают пользоваться и руководствоваться вспомогательными.

    Прибегают к исследованию глаз в положении ПРЯМО и при движениях в 8-ми направлениях: вверх, вниз, вправо, влево, вверх-вправо, вверх-влево, вниз-вправо, вниз-влево. При наличии свежего паралича или пареза обязательно наблюдается изменение движений глаз при поражении любой из глазодвигательных мышц. Помимо того, обнаруживается обыкновенно вынужденное положение головы.

    К сожалению, точно судить о поражении той или иной конкретной мышцы далеко не всегда представляется возможным. Трудности диагностики усугубляются быстро наступающими вторичными изменениями синергистов и антогонистов обоих глаз.

    Свежий паралич глазодвигателен важно дифференцировать с поздним эссенциальным косоглазием (декомпенсированная гетерофория), поскольку их лечение неодинаково.

    Мнимое

    Мнимое косоглазие возникает вследствие особенностей строения глазного яблока: при значительной величине угла между зрительной линией и оптической осью создается ложное впечатление о наличии косоглазия. Такой вид косоглазия обусловлен наличием у большинства людей угла между оптической и зрительной осью. Когда этот угол небольшой (в пределах 3-4°), положение глаз — параллельное. А в случае, когда расхождение между зрительной и оптической осями достигает большей величины (в отдельных случаях до 10°), то и центр роговицы смещается в ту или иную сторону, вследствие чего создается впечатление косоглазия. Но в этом случае сохраняется бинокулярное зрение. Кроме того, впечатление о наличии косоглазия может создаваться при асимметрии лица и орбит. В исправлении мнимое косоглазие не нуждается.

    Врачи-офтальмологи уверены, что не все отклонения от бинокулярного зрения приводят к истинному отклонению глазного яблока от нормального положения. Поэтому патологией принято считать только явное косоглазие, которое нуждается в своевременном лечении.

    Лечение

    Лечение косоглазия у детей начинают после того, как врач - офтальмолог проведет тщательное обследование. Как мы уже указывали выше, лечение косоглазия врачи рекомендуют начинать как можно быстрее.

    Лечение косоглазия у детей требует приложения больших сил, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, а также постоянного систематического наблюдения врача.

    Существует много различных методик лечения косоглазия. Офтальмолог назначает малышу комплекс особых упражнений, при выполнении которых происходит тренировка и укрепление ослабленных мышц. Кроме того, при наличии зрительных нарушений (например, дальнозоркости) лечение необходимо начинать именно с этих патологий.

    При наличии косоглазия у ребенка рекомендуют ношение очков. Носить очки необходимо непрерывно и достаточно длительное время. При развитии амблиопии врач — офтальмолог назначает ношение очков, одно из стекол которых заклеивают. Это необходимо для того, чтобы создать условия постоянной нагрузки для пораженного глаза. В результате такого метода лечения мышцы глаза, который косит, тренируются и со временем нормально функционируют.

    Порой для лечения косоглазия у детей необходимо применять хирургические методы. Такое лечение показано тогда, когда нет другой возможности избавиться от косоглазия. Целью оперативного лечения является изменение пораженных глазных мышц, которые приводят к косоглазию. После оперативного лечения нужно выполнять специальные упражнения, которые будут способствовать укреплению глазных мышц.

    Диагностика

    Для диагностирования косоглазия проводится специальное офтальмологическое обследование, включающее в себя:

  • визуальный осмотр;
  • аппаратные методики для определения остроты зрения, преломляющей способности глаза, подвижности глазного яблока во всех направлениях взора;
  • электрофизиологические исследования (зрительные вызванные потенциалы, электроретинография), которые позволяют выяснить, нет ли у пациента органических или функциональных повреждений зрительной системы.
  • Профилактика

    Поскольку среди всей глазодвигательной патологии чаще всего встречается (с раннего детского возраста) косоглазие и в основном преимущественно содружественное первичное, т. е. с «доброкачественным» течением, и во многом функционально обратимое на базе аметропии, которое возникает, как правило, к 2-3 годам жизни ребенка, то необходимо остановиться на профилактике этого заболевания.

    Профилактика косоглазия стала реальностью и практически принята во всех регионах страны, когда были проведены исследования клинической рефракции у детей «условной» группы профилактики в 2-6-месячном возрасте. В этом возрасте есть возможность выявить у детей дальнозоркость, астигматизм, близорукость или их пограничное состояние и из «условной» группы создать «реальную» и «достоверную» группы.

    Таким детям уже в это время назначается оптимальная возрастная очковая коррекция. К году жизни ребенка осуществляется повторное исследование клинической рефракции и осуществляется дополнительная очковая коррекция аметропии. Ранняя, т. е. к 1-1,5 годам оптическая (очковая, контактная) коррекция аметропии и особенно дальнозоркости позволяет почти в 2 раза сократить заболеваемость содружественным первичным преимущественно аккомодационным косоглазием. Все это требует только совместных действий педиатров, родителей и офтальмологов, их сердечности и ответственности перед детьми и их будущим.

    Косоглазие у детей. Причины и лечение косоглазия

    Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка смотрят «неправильно». Косоглазие – это не только проблема внешнего вида. Эффект косоглазия является следствием нарушений восприятий и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка.

    При косоглазии у детей снижается острота зрения, нарушаются связи между правым и левым глазом, а также правильный баланс между мышцами, которые двигают глаза в разные стороны. Кроме этого, нарушается способность к объемному зрительному восприятию. Косоглазие может быть врожденным, но чаще оно возникает в раннем детстве. Если патология проявилась до 1 года, то ее называют рано приобретенной.

    Возможно возникновение болезни и в 6 лет. Но чаще косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении ребенок еще не умеет смотреть «двумя глазами», способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом любое отклонение зрительной оси от точки фиксации нужно квалифицировать как косоглазие и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы. Это касается даже таких, казалось бы, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие. Наиболее часто косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью – когда малыш плохо видит предметы, находящиеся вблизи. Косоглазие также может развиваться у детей с астигматизмом.

    При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие – за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате человек видит искаженное изображение. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое отражение в овальной чайной ложке. Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Но хотя сама картинка при астигматизме может быть размытой и неотчетливой, человек обычно не осознает этого искажения, так как головной мозг «исправляет» его восприятие. Косоглазие может встречаться и при близорукости – когда ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали.

    При косоглазии на постоянно косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения – амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в мозг изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Такое состояние приводит к еще большему отклонению этого глаза, т.е. косоглазие усиливается.

    Процесс потери зрения зависит от возраста возникновения патологии. Если это произошло в раннем детстве, в первый год жизни, то снижение остроты зрения бывает очень и очень быстрым. Причинами возникновения косоглазия могут быть:

  • наследственная предрасположенность, когда заболевание есть у ближайших родственников (родители, дяди, тети и др.);
  • наличие того или иного оптического дефекта (расфокусировки) органа зрения ребенка, например при дальнозоркости у детей;
  • различные интоксикации (отравления) плода в период беременности;
  • тяжелые инфекционные заболевания ребенка (например скарлатина. дифтерия и др.);
  • неврологические болезни.
  • Кроме того, толчком к возникновению косоглазия у ребенка (на фоне предпосылок) могут послужить высокая температура (свыше 38°С), физическая или психическая травма.

    Лечение косоглазия у детей

    Существует более 20 различных типов косоглазия. Внешне все они проявляются отклонением зрительной оси от точки фиксации, но по своим причинным факторам и механизму развития, а также по глубине нарушений сильно друг от друга отличаются. Каждый тип косоглазия требует индивидуального подхода. К сожалению, даже среди медиков бытует мнение, что до 6-летнего возраста ребенку с косоглазием ничего делать не нужно и все само пройдет. Это величайшее заблуждение. Любое отклонение глаза в любом возрасте следует считать началом болезни. Если не предпринимать никаких мер, может произойти потеря остроты зрения, и тогда лечение потребует гораздо больше сил и времени, а в некоторых случаях изменения становятся необратимыми.

    Иногда косоглазие у ребенка бывает мнимым: из-за широкой переносицы новорожденного родители подозревают наличие этого дефекта зрения, а его на самом деле нет – это всего лишь иллюзия. У новорожденных глаза посажены очень близко, а переносица, в связи с особенностью их лицевого скелета, широкая. По мере формирования лицевого скелета расстояние между глазами увеличивается, а ширина переносицы уменьшается. Вот именно в таком случае все действительно с возрастом проходит и исправлять ничего не нужно, но определить, мнимое это косоглазие или реальное, может только врач. Любое подозрение на отклонение от нормы должно насторожить родителей и подвигнуть к скорейшему посещению детского офтальмолога.

    Сроки профилактического посещения офтальмолога на первом году жизни ребенка. Первый осмотр желателен сразу после родов. Надо сказать, что в роддомах не проводится осмотр офтальмологом всех малышей без исключения. Неонатолог роддома или участковый педиатр могут отнести малыша в группу риска, тогда ему назначат консультацию окулиста уже в роддоме или сразу после выписки. К группе риска относятся дети с отягощенной наследственностью по заболеваниям глаз (если у родителей таковые имеются), недоношенные новорожденные, дети, родившиеся при патологических родах, а также дети, родители которых имеют вредные привычки (алкоголизм, курение).

    Далее осмотр офтальмолога необходим малышу в возрасте двух месяцев, в полгода и в возрасте одного года. В эти сроки к окулисту направляют всех детей. Специалист выявит наличие или отсутствие у ребенка дальнозоркости (близорукости), остроту и характер зрения, угол косоглазия и при необходимости направит на консультацию к другим специалистам, например к невропатологу. Только после тщательного обследования может быть начато комплексное лечение косоглазия, включающее консервативную терапию и хирургическое лечение .

    К консервативной части лечения относят методы, направленные на повышение остроты зрения. При наличии дальнозоркости или близорукости, по показаниям, ребенку необходимы очки. Иногда они полностью исправляют косоглазие. Однако одного ношения очков недостаточно. Очень важно научить ребенка объединять изображения с правого и левого глаза в один образ. Достигается это посредством комплекса лечебных мероприятий, проводимых курсами несколько раз в год.

    Лечение консервативное и проходит в игровой форме. Кроме этого, используется метод окклюзии – закрытие повязкой здорового глаза в течение определенного времени каждый день, для того чтобы ребенок приучался больше полагаться на слабый глаз. Следует особо отметить, что успех лечения косоглазия у детей зависит от правильно подобранной индивидуальной тактики лечения. Комплекс лечения часто предполагает применение как консервативного, так и, в большинстве случаев, хирургического пособия. При этом к операции не нужно относиться как к альтернативе консервативному лечению.

    Хирургия – это один из этапов лечения, место и время которого зависят от типа косоглазия и глубины поражения зрительной системы. До хирургического лечения и после него следует проводить консервативные терапевтические мероприятия, направленные на повышение остроты зрения, для восстановления связи между глазами и стереоскопического объемного зрительного восприятия – это достигается с помощью специальных упражнений.

    Применяют методики, позволяющие повысить функциональное состояние зрительной части коры головного мозга, заставить зрительные клетки коры работать в нормальном режиме и тем самым обеспечивать правильное и четкое зрительное восприятие. Эти методики носят стимулирующий характер. Занятия проводятся на специальных приборах в амбулаторных условиях курсами по 2–3 недели несколько раз в год. В ходе лечения на определенном этапе, при наличии высокой остроты зрения, восстановлении способности к слиянию двух образов с левого и правого глаза в единый зрительный образ, при наличии отклонения глаза, проводится хирургическое вмешательство на мышцах глаза.

    Операция направлена на восстановление правильного баланса между мышцами, приводящими в движение глазные яблоки (глазодвигательные мышцы). Важно понимать, что операция не заменяет терапевтические методики, а решает конкретную задачу, которую невозможно решить консервативно. Для решения вопроса о сроках проведения хирургического вмешательства имеет значение наличие у пациента достаточной остроты зрения. Чем раньше поставить глаза в симметричное положение при прямом взоре, тем лучше. Специальных ограничений по возрасту нет.

    При врожденном косоглазии важно закончить хирургический этап не позже 3 лет, при приобретенном – в зависимости от сроков достижения на консервативном этапе лечения хорошей остроты зрения и восстановления потенциальной способности к слиянию изображений с двух глаз в единый зрительный образ. Тактика хирургического лечения разрабатывается в зависимости от типа косоглазия. С точки зрения хирургии лечение постоянной формы косоглазия с большой величиной угла косоглазия, когда глаз отклонен значительно, не представляет большой трудности.

    Эффект таких операций очевиден для пациента. А для хирургов с определенной квалификацией не составит труда. Трудно оперировать косоглазие с непостоянными и малыми углами. В настоящее время разработаны технологии проведения разреза без применения режущего устройства (ножницы, скальпель, лазерные лучи). Ткани не рассекаются, а как бы раздвигаются высокочастотным потоком радиоволн, обеспечивая бескровное обнажение операционного поля. Техника операций при косоглазии микрохирургическая, применяется общее обезболивание со специфическим наркозом, позволяющим полностью расслабить глазодвигательные мышцы.

    В зависимости от объема операции длительность ее составляет от 20 минут до полутора часов. Ребенок выписывается домой на второй день после операции. При отсутствии вертикального компонента (когда глаз не смещен вверх или вниз), как правило, делается одна или две операции на одном и втором глазе, в зависимости от размеров глазного яблока и типа косоглазия. Чем раньше достигают симметричного положения глаза, тем благоприятнее перспектива излечения.

    К школе ребенок с косоглазием должен быть максимально реабилитирован. Если заниматься проблемой косоглазия комплексно, то излечение происходит в 97% случаев. Благодаря своевременно вылеченному заболеванию ребенок может нормально учиться, избавиться от психологических проблем из-за дефектов зрения, заниматься впоследствии любимым делом.

    Косоглазие и амблиопия у детей

    В статье рассматривается часто встречающаяся зрительная патология у детей, посещающих общеобразовательный детский сад, -косоглазие и амблиопия. Показаны данные неофициальной статистики состояния зрения и здоровья данной категории детей. Рассматриваются психофизические особенности дошкольников с нарушениями зрения. С учетом состояния зрения и здоровья воспитанников предлагаются основные направления в оказании им коррекционной помощи.

    Ключевые слова: дети с косоглазием и амблиопией, коррекционная помощь, клинические виды косоглазия и амблиопии, психофизические особенности развития, состояние зрения, здоровья детей с косоглазием и амблиопией.

    По данным неофициальной статистики, в Челябинске 15% детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией посещают общеобразовательные дошкольные учреждения. Происходит это по разным причинам: некоторые родители не хотят отдавать ребенка в специализированный детский сад; других не устраивает месторасположение такого учреждения; третьи просто не знают о том, что есть специализированные группы и детские сады.

    Для оказания квалифицированной коррекционной помощи педагогам необходимы знания о состоянии зрения, здоровья и особенностях психофизического развития воспитанников, прежде всего о часто встречающейся зрительной патологии -косоглазии и амблиопии.

    Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией, Э.С. Аветисов, Л.А. Григорян, Е.И. Ковалевский, R. Sachsenweger выделили следующие клинические виды косоглазия: содружественное косоглазие; сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, гиперметропии (дальнозоркость) с дальнозорким астигматизмом, миопии (близорукость), амблиопии различной степени.

    Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Однако со временем косоглазие может приобрести стойкий характер: зрительная система ребенка перестраивается и приспосабливается к асимметричному положению глаз, нарушается бинокулярное зрение.

    Расходящееся косоглазие возникает в более позднем возрасте и постепенно или усиливается, или остается неизменным. Исследования показывают: у 70% детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия, а у 60% при расходящемся косоглазии — миопия (В.Т. Абрамов).

    В зависимости от состояния аккомодационного аппарата выделены аккомодационное косоглазие, частично-аккомодационное косоглазие и неаккомодационное косоглазие.

    При косоглазии косящий глаз практически бездействует — в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза — амблиопии, т.е. понижения остроты зрения, обусловленного функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями (Л.А. Григорян, S. Karpowiz).

    Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная, истерическая.

    Причиной рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Данный вид амблиопии возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции, но при ношении правильно подобранных очков острота зрения постепенно может повыситься, даже до нормального уровня.

    Причиной возникновения дисбиноку-лярной амблиопии является расстройство бинокулярного зрения. Понижение центрального зрения ведет к расстройству зрительной фиксации и появлению нецентральной фиксации. Точная оценка местоположения видимого предмета затруднена. Таким образом, дисбинокулярная амб-лиопия подразделяется на две группы: амблиопия с правильной фиксацией и амблиопия с неправильной фиксацией (70-75% случаев). Амблиопия данного вида, как правило, односторонняя и встречается при монолатеральном косоглазии. При центральной фиксации своевременное лечение приводит к повышению остроты зрения; при нецентральной это не всегда удается.

    Причиной абскурационной амблиопии является врожденное или раноприобре-тенное помутнение хрусталика. Понижение зрения обусловлено не только функциональными, но и анатомическими причинами, поэтому на значительное улучшение зрения нельзя рассчитывать.

    Истерическая форма амблиопии встречается редко и может возникнуть после психической травмы. Происходит понижение остроты центрального зрения, сужение поля зрения, наблюдается спазм аккомодации и конвергенции. Ведущая роль в лечении данного вида амблиопии принадлежит психотерапевту.

    Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения (Л.И. Плаксина).

    Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз с помощью окклюзии.

    Результаты комплексного обследования детей с нарушениями зрения разными медицинскими специалистами показало: у 68% детей с косоглазием и амблиопией отмечаются расстройства нервно-психического здоровья — это последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с различными синдромами: неврозоподобным, астеническим, невротическим, гиперактивным. В 22% случаев страдает сердечно-сосудистая система (самое распространенное нарушение это вегето-сосудистая дистония); в 72% наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, дискинезии желчевыводящих путей); в 98% наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки).

    Это обуславливает необходимость планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с учетом медицинских показаний и введение в распорядок дня детей лечебно-восстановительных процедур.

    Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление детей в дошкольном возрасте помогут предотвратить обострение имеющейся болезни или возникновение новых.

    Остановимся на особенностях психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией.

    Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина).

    Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.

    В работах тифлопедагогов (Л.С. Сековец, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, И.В. Новичковой, Е.В. Селезневой и др.) представлена общая картина психолого-физического развития детей с косоглазием и амблиопией.

    Изучив практические действия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина делает вывод: освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Далее автор отмечает затруднения детей с косоглазием и амблиопией, возникающие в работе с объемными материалами, и стремление к непосредственному контактированию с объектами.

    В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

    Детально анализируя особенности ориентировки в пространстве детей 3-4 лет с нарушением зрения, Е.Н. Подколзина отмечает: из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно-практической и словесной ориентировке в пространстве.

    За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются.

    У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

    В исследованиях И.В. Новичковой представлены особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Их уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам.

    Далее автор отмечает, что формирование умения строить описательный рассказ замедляется из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

    Исследование особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате автором установлено: дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении и функциональном назначении органов чувств, что не позволяет им активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. Далее автор уточняет, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией -без специального обучения — полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь некоторые из них осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая предпочтение осязанию и слуху. У детей почти отсутствуют ориентация на обоняние и вкусовые ощущения; при этом они затрудняются планомерно обследовать предметы как зрением, так и сохранными анализаторами, наблюдается снижение их перцептивной активности.

    Л.С. Сековец, М.А. Мишин показали наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется невозможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.

    Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями (Л.С. Сековец). Автор отмечает, что овладение основными движениями (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и его монокулярного характера испытывают затруднения в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, руку протягивают вперед при движении в пространстве. Продолжая говорить о недостатках развития детей с косоглазием и амблиопией, Л.С. Сековец установила, что качество прыжков детей характеризуется несогласованностью движений рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленностью объектов при монокулярном зрении.

    При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

    Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.

    В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено: спонтанное исчезновение выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет. Необходима организация психолого-педагогической коррекционной помощи детям.

    Педагоги в условиях общеобразовательного учреждения должны оказывать помощь ребенку с нарушениями зрения. Мы выделили основные требования, направления работы и ее содержание.

    1. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.

    2. Знать особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

    3. Следить за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми.

    4. Определить место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях в первом ряду.

    5. Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.

    6. Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.

    7. Реализовывать кроме общеобразовательной программы, используемой в детском саду, программу для специальных (коррекционных) учреждений четвертого вида (под редакцией Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекционная работа»).

    8. Усовершенствовать развивающую среду: на бытовых предметах можно сделать картинки большего размера, чем у других детей, окантовать их — так ребенку будет легче найти свой шкаф, кроватку, полотенце. Каждая ступенька лестницы должна быть окантована разным цветом с тыльной стороны. В индивидуальном порядке рекомендуется познакомить ребенка с расположением предметов в группе и на участке детского сада.

    9. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.

    10. Следует разрешать ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

    11. Организовывать индивидуальные занятия (согласно коррекционной программе) по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки.

    12. Проводить упражнения для снятия зрительного утомления (учить рассматривать предметы вблизи и вдали, делать круговые движения глазами попеременно то в одну, то в другую стороны, чередование частого моргания глазами и отдыха с закрытыми глазами по 7-10 секунд).

    13. В утреннее и вечернее время необходимо предложить ребенку работать с книжками-раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нитки разной толщины; учиться обводить контурные изображения через кальку, копирку; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы. Перечисленные задания сочетают в себе задачи развития и активизации зрения с коррекцией зрительного восприятия.

    14. Целесообразно проводить занятия на совмещение двух изображений, составление из частей целого предмета (разрезные картинки, кубики), организовывать настольные игры в бильярд, а также с мячом и кеглями.

    15. Постепенно надо включать ребенка во все виды деятельности, веря, что ему посильна любая работа.

    16. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в детском саду и группе. Не допускать того, чтобы ребенка дразнили.

    17. Если ребенок при выполнении задания нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.

    18. Убедить родителей, что с ребенком следует посещать кабинет охраны зрения при районной поликлинике или офтальмологический центр для проведения лечения.

    Для оказания помощи ребенку с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного детского сада необходимо владеть информацией о состоянии зрения и здоровья ребенка, что позволит рационально определить и использовать формы и методы воспитания и обучения детей данной категории.

    Аккомодация глаза — процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него.

    Амблиопия — ослабление зрения, причину которого не удается установить путем объективного исследования.

    Бинокулярное зрение — процесс видения, в котором принимают участие оба глаза; при этом получаемые изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету, что обеспечивает объемное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых объектов.

    Близорукость (миопия) — один из видов рефракции глаза — нарушение преломляющей способности глаза (параллельные лучи света, преломляясь в глазу, соединяются впереди сетчатки, на ней образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно).

    Дальнозоркость (гиперметропия) -один из видов рефракции глаза. Лучи, идущие от далеких предметов, при дальнозоркости недостаточно преломляются средами глаза, и соединяются позади сетчатки, на которой образуется неясное изображение.

    Рефракция — преломляющая способность глаза.

    Дата: 13.09.09

    П оказателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

    • общая заболеваемость,
    • инфекционная заболеваемость,
    • индекс здоровья,
    • процент длительно и часто болеющих,
    • распространенность и структура,
    • процент лиц с нормальным физическим развитием;
    • процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

    Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

    В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

    • Индекс здоровья - процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 - 80%, фактически - 17-30%).
    • Количество часто болеющих детей (более 3 - 4 раз \ в году).
    • Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет - увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).

    Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

    Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

    Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

    Основные 5 групп здоровья детей.

    Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

    Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

    Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

    Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

    Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

    • 2) закаливание естественными факторами природы;
    • 4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.

    Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

    Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

    Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

    Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

    Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

    Примеры:

    Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80 - 85 мм рт. ст., 13-16 лет - до 90 - 95 мм рт. ст.) - 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

    Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

    Loading...Loading...