Сообщение жизнь и творчество а крылова. «Главный баснописец своей земли

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Прославлен в веках как писатель, и почти неизвестен как человек – это кратко о биографии Крылова.

Гениальный сатирик и один из талантливейших литераторов своего времени, чья художественная мысль доступна даже для детей.

Пришедший к всероссийской известности из бесславия и нищеты, Иван Андреевич кроме литературного наследия не оставил почти никаких личных документов.

Информацию о событиях жизни и характере биографам пришлось восстанавливать по воспоминаниям друзей и знакомых знаменитого москвича.

И. А. Крылов – русский писатель и баснописец

Прославил сына бедного армейского офицера малый жанр басни. О человеке это говорит многое.

Об умении схватывать самую суть сложных моральных вопросов и современных исторических проблем и представлять это в доступной форме с меткостью и юмором, иногда с ехидной сатирой.

Небольшой размер произведения требует высочайшей концентрированности языка, продуманности системы образов и художественно-выразительных средств. Зная о подобных нюансах, только удивляешься, сколько всего басен написал Крылов: 236!

Список сборников, выпущенных при жизни, насчитывает 9 изданий – и все расходились на ура.

Однако шел он к форме долго и начинал с высокой драмы. Отвечая на вопрос, когда Крылов написал первую пьесу, биографы дают приблизительный ответ — в 1785-м году. Ведь трагедия «Клеопатра» не сохранилась. Но уже по названию можно понять, что молодой автор пытался творить в рамках классицизма.

Однако именно в последующих комедиях поклонники крыловского творчества находят присущие ему смелость мысли, меткость выражения, чуткость к родному языку и ощущение потенциала именно русской национальной культуры.

Краткая биография Ивана Андреевича Крылова

Годы жизни литератора охватывают период в 75 лет. И хотя место рождения писателя остается предполагаемым, год установлен точно – 1769. Приведем только самые важные события.

Отец и мать

Родился будущий литератор в семье бедного армейского офицера Андрея Прохоровича, который выслужился в чин своими силами и способностями, без связей. Военнослужащий был организатором обороны Яицка от пугачевцев, и впоследствии анонимно опубликовал рассказ об этом в «Отечественных записках».

Первенец появился в семье в годы жизни в столице, Троицке или Заволжье – остается только предполагать. Уже в 10 лет маленький Иван, проживающий тогда с родителями в Твери, потерял отца – тот умер и оставил в полнейшей нищете сына и вдову.

Мать великого русского писателя Мария Алексеевна была женщиной малообразованной, возможно, даже неграмотной. Но энергичной, предприимчивой, умной и любящей своих детей. В отличие от мужа, чтением книг не увлекалась, но занятия сына с ними всячески поощряла.

Детские годы

Сведения о детстве крайне скудны. Малолетним ребенком проживал в Яицке, во время Пугачевского бунта мать отвезла его в Оренбург, после семья переехала в Тверь. Отец привил будущему знаменитому писателю любовь к книгам и интерес к литературе.

После смерти отца юноша начал работать в земском суде Калязина, позднее перевелся в Тверской магистрат.

Образование

Домашнее и бессистемное: ни гимназии, ни домашнего учителя, ни духовной семинарии или муниципальной школы. В годы проживания в Твери Иван Крылов, потерявший отца, из милости учился с детьми местной влиятельной и состоятельной семьи Львовых.

В 1783 году благодетели переехали в Санкт-Петербург, забрав с собой Ивана Андреевича. Тот поступил на службу в местную Казенную палату, параллельно много читая и занимаясь науками самостоятельно.

В итоге выучился играть на скрипке, проявил большую одаренность в математике, освоил французский, итальянский и немецкий языки – достаточно для глубокого знакомства с мировой классической литературой.

Из судьбоносных встреч, указывающих на будущее блестящего писателя, этого периода жизни известны только две. У Львовых Крылов познакомился с известным драматургом-классицистом Яковом Борисовичем Княжниным и великим поэтом Гавриилом Романовичем Державиным.

Творческий путь Крылова

Писателю пришлось долго искать себя, отдавая дань моде на классицизм (создавая высокие трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Кофейница», «Сочинитель в прихожей» и др.).

Молодой писатель чувствовал дыхание времени. Русская литература от подражания европейским образцам обращалась к самой себе: языку, темам, культурным обычаям.

Издателем Крылов работал над журналом «Почта духов». Одна из рубрик была посвящена переписке эльфов, высмеивающих между собой нравы екатерининского просвещенного абсолютизма. В 1790 цензура запретила издание (правительство везде видело угрозу Французской революции). Следующие журналы «Зритель» и «Меркурий» постигла та же участь, хотя редактор в них несколько сбавил тон.

В 1794 году Иван Андреевич вынужден был покинуть северную столицу и переехать в Москву, через год его попросили и оттуда. Опальный молодой автор тяжело переживал общественную и литературную блокаду. Приют и поддержку нашел в семье генерала Сергея Фёдоровича Голицына, также впавшего в немилость. Он работал секретарем главы семейства и занимался образованием детей, а написал за эти годы лишь пару стихотворений и несколько рассказов.

После прихода к власти Александра Первого, на заре 17 века, Иван Андреевич вернулся в Москву и снова начал творить. Да с таким запалом, что цензура наложила вето на издание комедии «Подщипа или Триумф» – а рукописи ходили по всей России.

Автор смело высмеял чуждую русской политической жизни высоту классицистского Триумфа и Подщипу – мол, русский писатель уже перерос патриархальность. Последующие пьесы «Пирог» и «Модная лавка» поставлены на сцене и надолго вошли в театральный репертуар.

В 1805 году свет увидели басни «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», а четыре года спустя – первый сборник. Это стало событием, о чем свидетельствует полемика вокруг творчества Крылова в «Вестнике Европы».

Признанный гений поэт В. А. Жуковский упрекал баснописца в грубости выражений, модный и идущий собственным путем А. С. Пушкин – видит в них заслугу скрывающегося за псевдонимом (первые басни испытавший на себе немилость власть имущих Крылов подписывал Нави Волырк).

Именно простецкий язык делает эти произведения уникальными не только для жанра, но и для всей русской поэзии вообще.

Басни разошлись на цитаты не только в России: двухтомник издан в Париже, их переводят на итальянский. Международная популярность объясняется и самим жанром – древним, активно использующим общие для многих европейских народов аллегории и символы, сюжеты и темы.

Русский писатель мог заимствовать образ своего итальянского или французского предшественника – и они у него говорят и думают как современные русские люди. Именно говорят: речь басен жива и естественна, почти свободно разговорная. Крылов смог найти свой уникальный крылатый язык метких выражений.

Ивана Андреевича при жизни почитали корифеем. Однако наученный опытом, он предпочитал жить в тени – не участвовать в политических и литературных спорах, не выезжать в свет, отговариваться от внимания журналистов ленью и рассеянностью, в одежде и манерах проявлял чудаковатость и небрежность, всему предпочитал сытный ужин и любил перекинуться в карты. Поэтому о жизни и творчестве Крылова порождено много домыслов – он стал постоянным героем анекдотов.

Этому образу противоречит дружба с А. С. Пушкиным, похоже глубокая: только с «дедушкой» простился великий поэт, уже смертельно раненный на дуэли. Интересный факт из биографии Крылова — уже будучи глубоким старцем, поэт изучил древнегреческий.

Личная жизнь

И. А. Крылов не был официально женат. Однако биографы считают, что его фактической женой была экономка Фенюшка, родившая ему дочь Сашу. Ребенок жил в крыловском доме как крестница. Можно понять, почему писатель так официально и не признал собственного ребенка и не женился на его матери.

Фенюшка была из простых, по духу – близкая и родная. Однако свет не простил бы «дедушке русской словесности» мезальянса. И не важно, что сам он был родом из небогатой и неродовитой семьи. Целующий ручку императрице не мог целовать рук безродной домработницы.

Однако похоже, что своих жену и дочь Иван Андреевич очень любил. Сашу отправил в пансион, обеспечил ей приданое, не отдалил от себя после смерти жены и выдал замуж за вполне достойного человека. После смерти все свое состояние и права передал Сашиному мужу, чье происхождение не позволяло оспорить завещание и лишить дочку наследства.

Последние годы жизни и смерть

Был обласкан вниманием царской семьи. Получал пенсию, был награжден правительственным орденом и чином статского советника.

Семидесятилетие Крылова отмечали всей страной.

Он умер от тяжелой пневмонии в доме своей дочери - для всех крестницы в Петербурге в 1844 году.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Писателя отличала странная любовь к наблюдению за пожарищами. Ходили легенды о нем как о великом чревоугоднике. Говорили даже, что умер он, объевшись блинов. Позировал очень многим художникам, минимум три портрета принадлежат перу известных живописцев тех времен.

Известные басни и произведения Ивана Крылова

Самые известные выделить трудно. Но, наверное, каждый читатель сможет вспомнить хотя бы строчку из басен «Стрекоза и муравей», «Басня о вороне и лисице» или «Лебедь, щука и рак».

А ведь последняя, например, была глубоко личным отзывом писателя на политические события его времени – несогласованность союзников в войне против Наполеона (по другой версии – конфликты в Государственном совете).

Но волшебство жанра и необыкновенный талант автора сделали произведение басней на все времена. В творчестве Ивана Андреевича таких творений много и читать их – истинное удовольствие.

Заключение

К коротким аллегорическим стихам, несущим дидактический смысл, обращались в России многие писатели. В том числе А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой , Д. Бедный и С. Михалков.

Но никого не звали после Крылова лучшим баснописцем. Читая крыловские басни, сравнивая их с предшествующими и последующими, понимаешь и даже чувствуешь, почему.

Называл его «истинно народным». И это действительно было так, ведь каждый литературный персонаж Ивана Андреевича Крылова до сих пор учит доброму, светлому и вечному.

Краткая биография

Родился будущий драматург 2 февраля 1769 года в бедной семье. С малых лет прислуживал помещику, поэтому возможности получить достойное образование не имел. Но исключительные способности к учёбе сам успешно развивал, занимаясь языками и математикой, литературой и рисованием.

Оставшись без родителей, работал в Петербурге переписчиком документов и одновременно занимался написанием пьес – трагедий и комедий. После приобретения известности в литературных кругах, некоторое время работал журналистом. Много путешествовал и жил в провинции, не переставая сочинять. После переезда в Москву вышли в свет его первые басни, которые разошлись на пословицы и крылатые слова. Самого писателя в народе стали звать «дедушкой Крыловым» - это имя надежно закрепилось в его биографии. Умер баснописец 9 ноября 1844 года.

Творчество, сюжеты и герои

Крылов был успешным драматургом, писал сатиры и памфлеты, стихотворные рассказы. Но наиболее ярко его гений раскрылся именно в баснях. Их сюжеты – это злободневные темы и достоверность происходящего. Каждое произведение высмеивает человеческие пороки – жадность или лень, глупость или тщеславие. Несмотря на то, что большинство персонажей Крылова – животные, ассоциация с людьми видна каждому. Это беззаконники и бюрократы, чиновники и дворяне, а также обычные бедняки.

Вдохновение и самые известные произведения

Каждая басня Крылова проста и понятна людям всех возрастов. Она является настоящим поучительным уроком. К числу самых известных произведений относятся:

  • «Ворона и лисица;
  • «Квартет»;
  • «Лебедь, щука и рак»;
  • «Слон и Моська»;
  • «Стрекоза и Муравей».

Автор придал своим творениям неповторимый скрытый смысл, раскрывая важные для человека вопросы о добре и зле, обмане и лести, глупости и упрямстве. Вдохновляли автора на творчество самые разные общественные события: действия царской власти и события отечественной войны, насилие над крепостными крестьянами и политические новшества.

Крылов как человек: круг общения, интересы, любопытные факты

Личные качества Крылова современники характеризовали по-разному. Одни искренне называли его смешным и одновременно загадочным, другие не стыдились искреннего сообщения о том, что он просто обжора и неряха.

Поговаривают, что литератор действительно любил как следует покушать и не слишком следил за собственной внешностью. Но одно известно абсолютно точно: настоящий Иван Андреевич был мало кому известен. Он практически не общался даже с близкими родственниками. Однако в кругу общения писателя нередко присутствовали богачи и известные личности. Крылов удивлял окружающих своей непредсказуемостью.

Как-то, например, он поспорил, что выучит древнегреческий язык. Это ему успешно удалось. Слыл баснописец и неповторимым чудаком – о его шаловливых и забавных выходках люди даже слагали анекдоты. Интересной странностью Крылова была страсть к пожарам: он спешил на каждую катастрофу. Любил и азарт: петушиные и кулачные бои, карточные игры. Обожал играть на скрипке, хотя не имел выдающихся музыкальных способностей.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Дата рождения: 13 февраля 1769 года
Дата смерти: 9 ноября 1844 года
Место рождения: Москва

Иван Крылов - выдающийся русский писатель и баснописец. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в городе Москва. Его детские годы нельзя было назвать богатыми, его отец был очень бедным военным и офицерский чин получил лишь после 13-летней выслуги.

Его мать также была из простой семьи, была очень набожной и спокойной женщиной. После ухода Андрея Прохоровича Крылова в отставку вся семья переехала в Тверь к бабушке Крылова.

Стоит отметить, что бедственное положение его семьи стало причиной того, что мальчик не мог получить образование и учился грамоте почти самостоятельно, упорство и труд сделали его одним из самых просвещенных литераторов своего времени.

Его отец умер довольно рано, оставив семью без возможности вести полноценную жизнь. Детство Крылова закончилось незамедлительно, он сразу же устроился работать писцом в Тверской суд в возрасте 10 лет. Этого явно было недостаточно для существования семьи, а потому его мать решила переехать в Петербург для того, чтобы получить пенсию от государства.

Жизнь в Петербурге:

Столица России не подарила им беззаботной жизни, матери так и не удалось получить поддержку государства. Крылову удалось строится в канцелярию Казенной палаты, в это же время он начал активно писать. Стоит отметить, что первые же его пьесы стали популярными в светском обществе Петербурга. Немногочисленные, но успешные постановки сразу же сделали его заметной фигурой в театральном мире Северной столицы.

Заработанных средств было достаточно для того, чтобы открыть свой собственный литературный журнал. Каждое его предприятие в литературе было уколом для власти, много сатиры и острословия сделали невозможным длительное существование его печатных изданий. Вопреки указаниям цензуры после закрытия одного журнала он тут же открывал новый.

Такой режим постоянного сопротивления цензуре не мог продолжаться вечно и через некоторое время Крылов отправился в путешествие по России. Чуть менее 10 лет посвятил он постоянному перемещению между разными городами, деревнями и селами, побывал чуть ли не в каждой провинции, пожил на Украине, в Нижнем Новгороде, Саратове и Тамбове.

Наблюдения за бытом русского народа и жизнью разных слоев общества позволили ему накопить огромное количество материала для своих басен. Власти помнили о его бунтарском прошлом и каждое его произведение было под жесточайшим контролем цензуры.

Театры:

После смерти Екатерины II Крылов устроился личным секретарем С. Голицына, он также воспитывал княжеских отпрысков. Здесь же в домашнем театре князя он ставит небольшую трагикомедию "Триумф, или Подщипа". Чуть позже в 1801 году его комедии "Модная лавка", "Пирог" и "Урок дочкам" также стали достоянием публики.

В 1812 году Крылов стал руководить Публичной библиотекой и отдал этому ведомству 30 лет. Он занимался классификацией книг, тщательно собирал самые разные книги, составил обширный славяно-русский словарь.

Личная жизнь:

Официально Крылов никогда не был женат. Однако многие считали, что дочь его кухарки Саша была его собственной дочерью. После смерти служанки он сам воспитывал Сашу, дал за нее приданое, а также завещал все свое имущество и литературное наследие затю. Умер Иван Андреевич 9 ноября 1844 года, причины его смерти до сих пор точно не установлены. Возможно он умер от заворота кишок или получил жесточайшее воспаление легких. Он покоится на Тихвинском кладбище.

Крылов стал первооткрывателем жанра басни для русской литературы, поднимал острые вопросы морали, которые актуальны и по сей день, внес огромный вклад в развитие публичной библиотеки, расширив коллекцию за счет редких книг, составил огромный словарь славянских языков.

Основные вехи жизни Ивана Крылова:

Родился 2 февраля в Москве
- Переехал в Тверь в 1775
- Начало работы писцом в местном суде после смерти отца в 1779
- Переехал в Северную столицу вместе с матерью в 1782
- Постановка комедии "Кофейница"
- Выход трагедий "Клеопатра" и "Филомела" с 1785 по 1786
- Работа над известной комедией "Проказники" с 1787 по 1788
- Смерть матери в 1788
- Открытие, закрытие и постоянное реформирование журналов "Почта духов", "Зритель", "Санкт-Петербургский Меркурий" с 1789 по 1793
- Большое путешествие по России с 1791 по 1801
- Возвращение в столицу, постановка нескольких пьес с 1797 по 1807
- Публикация первого сборника басен Крылова в 1809
- Членство в Российской Академии в 1811
- Начало работы в качестве библиотекаря в Императорской Публичной библиотеке в 1823
- Публикация двухтомника басен Крылова на трех языках в 1825
- Отставка с государственной службы в 1941 и получение звание академика Петербургской Академии Наук
- Смерть 9 ноября 1844

Занимательные факты из жизни Ивана Крылова:

Крылом обладал отменным аппетитом; есть анекдот о том, как он однажды съел десять пирожков, удивился их ужасному привкусу, увидел плесень в кастрюле с ними и все же доел остаток
- Он был любителем пожаров и старался не пропускать ни одного в Петербурге
- Крылов обожал свой диван и мог долгое время лежать на нем, не вставая; его образ жизни стал прототипом для создания Гончаровым Обломова
- Крылов отличался большим азартом, он проигрывал и выигрывал целые состояния в карты, его даже выслали их обеих столиц за это увлечение
- Он был поклонником петушиных боев и посещал все подобные мероприятия
- Крылов был огромным человеком, очень тучным, но при этом очень легко реагировал на критику и всегда мог ответить еще более остроумно

ЛИЦЕЙ № 25

РЕФЕРАТ

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА »

Выполнил:

Данил Макарчук

ученик 6 «А» класса

Проверила:

Кочергина Т. Н.

В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним из самых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумя столетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русской литературы ХVIIIвека, Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХ столетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино два конца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина, Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всего литературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногими исключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период его творчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни и Крылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел из демократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло среди тревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошее образование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрасте восьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчиком открывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примириться с этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами. Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его к литературе.

Благодаря смелости и настойчивости Крылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 году тринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где и устраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовым жалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже были обращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в то время драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическую оперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора, естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем сам Крылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисовать в ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительные картины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалось заинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ее за шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, но литературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первой удачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишет одну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться к тогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этих ранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает бросить службу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова в первый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показывает исключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, не получивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явлениях современной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве, особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновали умы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова и в том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературных родах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самые разнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружеские послания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки, театральные рецензии и т, д. Но всему, что ни пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведения по форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношение к феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничеством человеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческого достоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачи литературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчестве явить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле: без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, по существу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собой наши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного из самых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы – сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементы будущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее, «гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самых истоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира, создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает все творчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резко проступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромное сатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов» (1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетом в развитии сатирического направления русской литературы ХVIII века. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Но время для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являются наименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешние перемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренный Крылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки, усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большого мастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» – Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российский самодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение, начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурный гнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность. Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературное рождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевел две-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые и новые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями, общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того времени совершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врем басни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит и полная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году он поступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этой работе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях «самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самым популярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкина он был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словами Белинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крылова своим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можно сказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнями они уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все это делает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцом долгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в них и весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирического поэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басня».»

В очень большом числе своих басен, таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки», «Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» и др., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть, алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры, сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» и др.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частных пороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

Крылову-баснописцу, как и Крылову-сатирику, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «овцами» «волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальными трутнями-тунеядцами словом, между народом и его угнетателями, – в этом извечном конфликте классового общества, который на все лады, под разными обличиями разыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он всегда на стороне народа. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народного добра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров, медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленно раскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается: неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.

В подавляющем большинстве сатира крыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей, животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собой непосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубоко затрагивавшие его как патриота и гражданина.

«Но великий народолюбец Крылов не только рисует в баснях бесправие и угнетение народа, он выражает и свою глубокую веру в народ, свое убеждение, что именно народу принадлежит главная роль в жизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивом его басенного творчества.

Все наши писатели и критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова особую «веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии.

Крылов придал басенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные свои басни он наложил неизгладимый русский отпечаток. «Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски, – писал о Крылове Гоголь. – ...Кроме верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себе еще и русскую природу... Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывы подхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то сказал, что «в баснях у Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица»: слова эти всех насмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». В высказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенных образов Крылова.

Образы зверей в баснях имеют характер своего рода постоянных масок: лиса всегда знаменует собой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.д. Крылов впервые во всей мировой литературе сумел превратить басню в подлинно реалистический жанр.

Басни Крылова глубоко народны и по своей форме, по своему художественному материалу – слову, языку. Молодой Пушкин считал Крылова единственным писателем, «коего слог русский». И Крылов действительно первый в нашей литературе до Пушкина полностью слил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народными формами, словами, «крылатыми» народными выражениями, пословицами. Огромное число отдельных мест и выражений из крыловских басен, в свою очередь, стало своего рода пословицами. («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил» и многие другие).

Небывалого мастерства достигает Крылов в художественной обработке своих басен: в лепке образов, в яркой живописности языка, в изумительной изобразительности «вольного» басенного стиха, который под его пером становится необычайно пластичным, способным принимать любую форму.

И образцы подобной «истинной живописи» звуков, словом, наконец, самим движением стиха можно найти в каждой крыловской басне.

Значение Крылова для русского искусства слова не ограничивается только областью басни. Так Ломоносов, как Пушкин, Крылов оказал глубокое воздействие, сообщил мощный толчок всему движению нашей литературы. Басни Крылова явились у нас первыми, говоря словами Пушкина «истинно народными» и подлинно реалистическими произведениями. Это определяет их исключительно важную роль. От басен Крылова, впитавших и претворивших в себе лучшие достижения нашей литературы XVIII века, тянутся прямые нити к таким величайшим созданиям нашего художественного реализма, как «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Мертвые души». Еще при жизни Крылова Белинский вдохновенно пророчил: «Слава... Крылова все будет расти и пышнее расцветать...»

В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языках народов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крылова переведены более чем на пятьдесят языков. У Крылова были великие предшественники в мировой басенной литературе, но ни од нему из них не удалось внести в свои басни только подлинно народного духа, столько внутренней реалистической правдивости! В том отношении великий русский баснописец Крылов является величайшим баснописцем мира.

Loading...Loading...