Социальное поведение в малой группе. Внушение в группах: податливость и типы поведения

Выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип - ярко выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип - выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальое решение групповой задачи возможно в контакте с более веренными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип - индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип - индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидеров в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

К основным методам групповой психотерапии традиционно относят групповую дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод. Однако в данном случае речь идет о комплексе методов, применяемых в работе психотерапевтической группы. Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на: основные и вспомогательные, вербальные и невербальные. Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве вспомогательных. При этом исходят из того, что все методы групповой психотерапии выполняют две основные функции - психодиагностическую и собственно психотерапевтическую.

Виды групповой психотерапии: групповая дискуссия, обсуждение, артерапия, музыкотерапия, проективный рисунок, психогимнастика, танцевальная, семейная.

Еще по теме 49. Поведение в группе. Виды групповой терапии.:

  1. психология группового поведения. Психология преступной группы. Мотивы и цели ее созданИя. межличностные отношения в преступной группе
  2. Формирование группового поведения в организации: основные условия и стадии группового процесса
  3. 16. Понятие о групповом поведении животных. Распространенность одиночного и группового образа жизни.
  4. Расскажите о групповой психотерапии соматических больных (организационные основы, отбор больных в группу, ход групповых занятий, методики и приемы).

Зачастую перед группой возникают задачи, в которых трудно найти объективный показатель правильности решения. Тогда мнение большинства оказывается единственным ориентиром поведения для каждого. Ситуация становится критичной, когда участник группы обнаруживает, что его точка зрения противоречит мнению других. Тогда у него возникает внутренний конфликт: «верить себе или мнению других людей». Одного только присутствия других людей достаточно, чтобы изменились ощущения личности, ее эмоциональные состояния и поведение.

О группе часто говорят как об организме. Одним из доказательств этого является готовность членов группы к сближению мнений и психологических качеств. В результате группа может решать совместные задачи.

Зачастую перед группой возникают задачи, в которых трудно найти объективный показатель правильности решения. Тогда мнение большинства оказывается единственным ориентиром поведения для каждого. Ситуация становится критичной, когда участник группы обнаруживает, что его точка зрения противоречит мнению других. Тогда у него возникает внутренний конфликт: «верить себе или мнению других людей». Выход из этой затруднительной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых главными являются следующие:

  • сложность задачи, которую приходится решать: увеличение сложности задачи ведет к уменьшению уверенности в себе;
  • опыт решения подобного типа задач: если опыт большой, задача решается легко, но если его мало, то возникают затруднения с ориентированием в задаче — ориентироваться на себя или на других людей?
  • авторитет личности в данной группе: если он высокий, то можно положиться на свои способности, но если он низкий, тогда мнение других может стать предпочтительнее;
  • значимость группы для того, кто принимает решение: если человек уважает мнение группы, и она ему необходима, то вопрос решается путем соглашения с мнением группы, если группа не является значимой, выбор ориентирован только на собственное мнение.
Исследованиями обнаружено, что одного только присутствия других людейдостаточно, чтобы изменились ощущения личности, ее эмоциональные состояния и поведение.

Обычно расхождения во мнениях в начале формирования группы больше, чем при сформировавшейся структуре отношений. В значительной степени на сближение мнений членов группы влияют единые задачи. В сознании каждого они формируют готовность скорее согласиться, чем оспаривать положение дел. Правда, возможны исключения, если в группе идет борьба за лидерство. Эта борьба диктует членам группы свои правила поведения. Борьба за лидерство часто разделяет группу на две, со своими лидерами в каждой. Эта ситуация называется двойным лидерством. Возникшие группировки питают самолюбие лидеров, и они завершают раскол группы. В этом случае единая задача приобретает два смысла — отдельный для каждой из подгрупп. Сближение мнений становится в такой ситуации самым проблематичным.

В основе изменения и сближения мнений лежит механизм подражания и внушения. Академик В. М. Бехтерев считал, что подражание и внушение зачастую слабо осознаются человеком. Люди различаются степенью осознанности и критичности в тех случаях, когда им приходится менять собственные суждения. Один, например, осознает факт противоречий и соглашается с мнением группы или лидера-руководителя, но затем возвращается к собственному суждению. Другой, неосознающий эффекта подражания и внушения, настолько поддается влиянию, что перестает замечать подмену собственного суждения чужим (групповым, лидерским). Исследователи выделяют следующие обстоятельства, определяющие меру податливости членов группы:

  1. Максимальное внушающее давление на члена группы оказывают три человека с единым мнением. Особенно если эти лица обладают авторитетом.
  2. Влияние группы зависит от положения человека в группе. Меньше всего подвержены внушению лица, слабо зависимые от группы, но высоко ценимые ею. Обычно способности этих людей большие, чем у остальных членов группы, что заставляет большинство идти за высоко ценимым лидером. Более способному легче выбирать между группами, в которых ему приходится функционировать.
  3. Единство мнений сильнее в группах с демократической системой отношений, чем в авторитарных группах, но порядка и точности больше в авторитарном типе групп. Это происходит из-за того, что в группах с демократическими отношениями ее члены переключаются на межличностное общение. Если ситуация далека от экстремальной, критической, то снижается и эффективность совместной деятельности. Авторитарная система отношений оказывается эффективнее в сложных, кризисных ситуациях. Более жесткое распределение ролей и функций не только упорядочивает поведение каждого, но и повышает точность решения управленческих задач.
  4. Мнения, высказанные вслух, оказывают большее внушающее воздействие, чем полученные в письменном виде. Исключение составляют документы вышестоящих инстанций, которые в авторитарных обществах имеют особое значение. Живые свидетели всегда ценнее, т. к. бумаги можно уничтожить.
  5. Податливость групповому давлению зависит от очередности высказываемых мнений. Члены группы, раньше других высказавшие свое мнение, оказывают большее влияние на поведение остальных. Единство мнений большой части членов группы сильнее влияет на высказывания последних выступающих. Для повышения внушающего эффекта лидер, руководитель может высказать свое мнение не только в начале, но еще и подвести итог в конце, выбрав оптимальную линию поведения.
  6. Подверженность влиянию со стороны других значительная, если расхождение во мнениях существует, но оно незначительно. Оптимальной является определенная степень достоверности расхождений, не доходящая до абсурда.
  7. В сплоченных группах давление единого мнения на отдельных ее членов сильнее, чем в менее сплоченных. Сложившиеся положительные отношения связывают членов группы обязательствами друг перед другом. В менее сплоченных группах ее членам нечем особенно дорожить, кроме собственного мнения, поэтому они и испытывают меньше давления со стороны друг друга.
  8. При угрозе наказания чаще всего возникает эффект публичного согласия при внутреннем неприятии. Инакомыслие, всячески подавляемое тоталитарными режимами, приводит к внешнему единомыслию, что обеспечивает самосохранение членов групп и общества в целом. Однако это внешнее единомыслие делает людей равнодушными, пассивными, безынициативными, что приводит к постепенному снижению эффективности труда при внешнем благополучии.
  9. Мнение, выработанное группой, более устойчивое, нежели индивидуальное мнение рядовых членов группы. Групповое мнение становится нормой, «образцом для подражания». Неслучайно законотворчество на этапе завершения, принятия требует обязательного обсуждения и голосования.
Психологами определены типы поведения людей, которым приходится решать дилемму: быть независимым, но отвергнутым группой или быть несамостоятельным, но принятым группой. Было выделено три независимых и три несамостоятельных типа поведения:
  • Первый тип независимых людей характеризуется полным доверием к собственным интеллектуальным способностям и жизненному опыту. Обычно это люди старшего поколения с высоким авторитетом в прошлом, и тем более в настоящем.
  • Второй тип независимых людей характеризуется их уходом от давления группы с сохранением своего собственного мнения. Такое поведение возможно при наличии других значимых групп и авторитетов.
  • Третий тип независимых людей отличается значительной напряженностью и сомнениями в условиях выбора решений. Но все же они, как правило, остаются при своем мнении.
  • Первый тип несамостоятельных людей проявляет достаточную уверенность в своих интеллектуальных способностях, но нежелание быть отвергнутыми группой заставляет их принять чужие суждения. Их можно считать осмотрительными людьми.
  • Второй тип несамостоятельных людей сравнительно легко принимает точку зрения большинства, т. к. мало доверяет собственным интеллектуальным возможностям.
  • Третий тип несамостоятельных людей не замечает, что их мнение определяется точкой зрения большинства.
Объяснения людей несамостоятельных типов разнообразны. Одни оправдывают свое поведение недостаточностью информации для правильного принятия решений. Другие однозначно считают, что большинство всегда право, поэтому нечего и напрягаться.

Подверженность влияниям группы зависит от рода профессиональной деятельности. Специалисты, связанные с техникой, больше доверяют собственным знаниям, и мнение группы для них менее значимо. Гуманитарии и особенно обществоведы менее уверены в достоверности и истинности гуманитарных знаний и скорее изменят свое суждение в условиях группового давления.

Податливость человека влияниям группы зависит и от его психологических качеств. Более внушаемыми оказываются лица со следующими личностными характеристиками:

  • тревожные, эмоционально неустойчивые, мечтательные и утонченные
  • имеющие тип темперамента, близкий к меланхолическому и чуть реже к холерическому (стабильные сангвиники и флегматики слабо реагируют на мнение других, даже авторитетных людей);
  • малообщительные, ответственные и любящие порядок;
  • имеющие оригинальное творческое мышление и хорошие показатели теоретического и практического интеллекта, хотя это может показаться и парадоксальным.
Таким образом, для управления группой менеджер должен знать о психологических механизмах, влияющих на поведение людей. Ситуации бывают разные, и в каждом случае необходимо максимально точно определять причины согласия или несогласия, податливости или сопротивления. Часто поведение людей зависит не от экономических факторов, а от его психологического склада, обстоятельств, в которых приходится принимать решение.

Цивилизованные отношения предпринимателей, менеджеров должны опираться не на сиюминутную выгоду, а на перспективу. Для этого нужно находить психологически приемлемые варианты деловых отношений.

Виды конфликтного поведения в группе

Одним из проявлений группового процесса может быть и конфликт. В этом небольшом разделе мы рассмотрим один наиболее важный для нас момент. Это классификацию конфликтных ситуаций по типу поведения людей в ней.

Итак, типология стилей поведения в конфликтных ситуациях или концепция Стили.

Примечание

По имени американского психолога Томаса Стили, предложившего эту концепцию.

Конкурент

Стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам других. Характеризуется активной борьбой за свои интересы с применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей.

Приспособленец

Приносит в жертву собственные интересы ради соблюдения интересов других. Действие индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. В ходе приспособления возможны: уступки, договор, интрига, идущая от бессилия и невозможности напрямую влиять на ситуацию.

Ищущий компромисса

Его действия направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку решения, устраивающего обе стороны, при котором никто не выигрывает, но и ничего не теряет.

Избегающий

Это и не конкурент, и не приспособленец: он не отстаивает ни свои, ни чужие интересы. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает уход от ответственности за решения.

Сотрудник

Если участники конфликта действуют по типу сотрудников, то они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Стиль сотрудничества предполагает устранение причин конфликта, поэтому является самым трудным стилем, который выбирается не многими. Но, конечно, это и самый плодотворный стиль.

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

4. Личность в группе 1. Влияние группы на личность.2. Восприятие и понимание людьми друг друга.3. Самочувствие личности в группе.1. Рефентная (значимая) группа может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности.Положительное

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями.Первичные – интимные контакты лицом к лицу.В изучении социальной дистанции важна степень психологической

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

4.4. Конформность как регулятор поведения индивида в группе В социальной психологии изучаются не только определяемые культурой регуляторы социотипического поведения, но и регуляторы поведения другого уровня – приспособительные механизмы, используемые прежде всего при

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно автора Ходорыч Алексей

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Исследование взаимоотношений в группе Анкета, предложенная Е.М. Крутовой, модифицированная Д.Я. Богдановой, B.C. Ивашкиным, позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Схема 3.1.1 Стратегии конфликтного поведения (по Р. Блейк, Дж. Моутон) Р. Блейк и Дж. Моутон определяют пять ключевых стратегий поведения, которые может выбрать человек в конфликте (табл. 4).Таблица 4Стратегии конфликтного

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Разные роли в группе Благодаря работе у меня есть возможность наблюдать различные виды социальных групп: от семей, рабочих групп в состоянии кризиса и назревающих конфликтов до групп, стремящихся стать сплоченными коллективами.Когда группе не удается стать сплоченным

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Другие виды самостимулирующего поведения Помимо отклонений, описанных выше, у детей встречаются и другие виды самостимулирующего поведения: кто-то неотрывно смотрит на вентилятор, кто-то особым образом трется об пол или о тело другого человека, кто-то постоянно издает

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Виды толп и закономерности поведения людей в толпе Для начала повторим определение толпы.… Определение Толпа - это скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Q - сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе» Автор В. Стефансон. Методика позволяет определять шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

6.1.4. Укрепление доверия в группе Подчинение и сопротивлениеРабота идет в парах. Один из пары ложится на пол, другой становится на колени позади него, берет его голову в руки и слегка покачивает ее из стороны в сторону, причем лежащий участник попеременно то позволяет себя

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Поведение человека иногда может быть причиной возникновения конфликта в системе межличностных отношений. Конфликтное поведение бывает осознанным и неосознанным. В первом случае индивид намеренно создает конфликтные ситуации и

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда

Любая организация состоит из групп людей. Такие группы - это не просто случайная совокупность людей, но, как правило, тщательно отобранный, обученный и подготовленный к выполнению определенных действий коллектив. Поэтому организационное поведение может рассматриваться под углом зрения группового поведения, понимаемого как совокупность действий групп и отдельных индивидов, их составляющих. Если индивиды составляют группы и определяют их цели, планы достижения целей и необходимые для этого средства, то группы как целое, в свою очередь, воздействуют на индивидов, изменяя, модифицируя их поведение, интересы и потребности. Менеджер должен знать психологические закономерности поведения людей в группах и использовать эти знания для обеспечения наивысшей производительности группы.

Определение и классификация организаций и групп

Прежде чем начать рассмотрение группового поведения необходимо дать определения понятиям "организация" и "группа", а также привести их классификации.

Организация - это группа, состоящая из двух или более человек, взаимодействующих и зависящих друг от друга, объединившихся для достижения общих целей. Различают формальные и неформальные организации.

Формальная организация представляет собой группу людей, определенным образом структурированную, и обладающую специальными документами (например, уставом, свидетельством о регистрации), в которых указаны ее цели и прописан ее юридический статус. Такая организация "оформлена" в соответствии с действующим законодательством. В формальной организации поведение каждого се члена должно быть направлено на достижение общих целей.

Неформальная организация - это группа, которая в отличие от формальной организации не имеет ни определенной структуры, ни документа, удостоверяющего ее существование. Большая часть таких групп обычно формируются в служебной среде, они появляются для удовлетворения каких-либо социальных потребностей, например, общения или демонстрации личных профессиональных достижений. Так, трое служащих из различных отделов, которые всегда вместе обедают и при этом обсуждают различные темы - пример неформальной организации.

Можно предложить следующую классификацию групп: управляемые; целевые; по интересам; дружеские.

Управляемые и целевые группы относятся к формальным организациям, а вот группы по интересам и дружеские коллективы - это скорее примеры неформальных организаций.

Рассмотрим характеристики этих групп.

Управляемая группа состоит из менеджера и тех подчиненных, которые отчитываются за проделанную работу непосредственно перед ним. Так, например, директор школы и 12 учителей, которые там преподают, - это управляемая группа. К этому же тину относится группа старшего ревизора па железной дороге и его помощника.

Целевая группа также организационно оформлена, она представляет собой объединение людей, которые совместно трудятся для достижения какой-либо общей рабочей цели. Однако целевая группа объединяет не только ближайшее иерархическое окружение, она также может затрагивать и другие взаимоотношения. Так, например, специалист аналитического отдела корпорации при возникновении проблемы может обратиться не только к коллегам или руководителю отдела, но также и к знакомому юристу, работающему в корпорации, опытному снабженцу, секретарю начальника департамента и другим лицам, которые, как он считает, могут оказать помощь. В свою очередь, он и сам готов оказать помощь и содействие этим людям. Объединение всех этих людей и будет составлять целевую группу. Следует отметить, что все управляющие группы - это еще и целевые группы; их члены трудятся для достижения конкретных целей.

Группа по интересам создается в том случае, если есть двое или больше человек, рабочие интересы которых совпадают. Так, например, служащие, которые хотят изменить свой график отпусков, - это группа по интересам. Такую группу будут составлять, например, люди, желающие поддержать уволенного сослуживца. Рабочие, выступающие за улучшение условий труда, - это опять же объединение, у которого есть общий интерес.

Дружеские группы формируются на основе того, что у людей есть одна или несколько похожих черт характера. Эти объединения зачастую выходят за пределы организации, они могут складываться на основе одинаковых этических принципов, сложившихся у людей, могут объединять рабочих одного возраста или, например, фанатов футбольного клуба. Такие группы могут формироваться и из тех, чьи политические взгляды совпадают или же объединять людей, чьи характеры в чем-то схожи.

Таблица 4. Причины вхождения людей в группы

Причина

Объяснение причины

Безопасность

Становясь членом группы, каждый человек уменьшает вероятность возможности "остаться одному", он чувствует себя сильнее, меньше сомневается в себе. Когда люди объединяются в группы, то им успешнее удается противостоять возникающим проблемам

Человека, который является членом какой-либо группы, уважают и признают

Самоуважение

Группа даст каждому своему члену чувство самоуважения. То есть человека почитают не только окружающие, но и сам он гордится своей принадлежностью к данной группе

Объяснение причины

Обеспечение потребностей

Любая группа создается для того, чтобы удовлетворять те или иные социальные нужды. Людям свойственно общаться между собой, поэтому большинство групп удовлетворяет естественную человеческую потребность во взаимодействии

Зачастую то, чего не может выполнить отдельный человек, легко осуществляется усилиями всей группы. В данном случае сила заключается в количестве

Достижение целей

Иногда бывает необходимо сконцентрировать усилия нескольких человек для достижения той или иной цели. Может возникнуть потребность в объединении навыков, таланта, силы для успешного выполнения рабочего задания. В этом случае управление должно ориентироваться на создание формальных групп

Неформальные группы возникают для удовлетворения социальных потребностей работников. Людям свойственно общаться между собой, вот почему служащие часто вместе играют в гольф или едут домой с работы, вместе обедают и во время перерывов совместно пьют чай. Важно помнить, что такие группы хотя и не являются формальными, но оказывают большое влияние на поведение работников в организации.

Трудно выделить единственную причину, которая объясняла бы, зачем люди объединяются в такие неформальные группы. Очевидно, что разные группы приносят разные выгоды своим членам, вот почему один человек зачастую может входить в несколько разных неформальных объединений. Типичные причины вхождения людей в группы показаны в табл. 4.

Роли,связанные с групповой задачей Роли, связанные с групповой поддержкой
Инициирующий Предлагает новые идеи, спосо­бы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы Разрабатывающий Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками Координирующий Объединяет идеи, предложения и пытается координировать дей­ствия членов группы Ориентирующий Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выяв­ляя отклонения от повестки дня Поощряющий Поощряет и поддерживает участие других. Демонстри­рует понимание чужих идей и мнений Гармонизирующий Выступает посредником между участниками при рас­хождении мнений и наличии разных точек зрения. Сни­жает напряженность во время конфликтов Идущий на компромисс Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мне­нием других для утвержде­ния групповой гармонии Охраняющий и выполняющий Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения
Оценивающий - критикующий Критически оценивает предло­жения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи Побуждающий к действию Подталкивает и побуждает груп­пу к действиям, к принятию ре­шений Устанавливающий стандарты Применяет в группе стан­дарты для оценки качества группового процесса Пассивно следующий Пассивно следует за груп­пой, выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений

Созданию благоприятных условий для работы группы способствуют положительная эмоциональ­ная атмосфера, снижающая психологическую напря­женность, рефлексия, а также овладение основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся:

1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллекту­альной, эмоциональной, двигательной активности;

2) общение по принципу «здесь и теперь», предпола­гающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждение того, что происходит в группе;



3) выявление положительных качеств личности каждого участника;

4) искренность и доверительность в общении;

5) недопустимость непосредственных оценок чело­века (оцениваются не качества участников, а только их действия);

6) конфиденциальность всего происходящего в группе.

Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 10-12 человек, которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т. е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практи­ка соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, работающих в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обыч­но рассчитан на 30-50 ч., средняя продолжитель­ность каждого занятия - 3 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8-12 ч.

Технологии проведения тренингов широко описаны в литературе. В самом общем виде личностно ориенти­рованные тренинги проводятся следующим образом:

Тренинг ведут два педагога-психолога; в самом начале занятия они презентуют друг друга;

Осуществляется введение в проблематику тре­нинга, обеспечение открытости и доверительного от­ношения участников друг к другу;

Формируется готовность к взаимному сотруд­ничеству, мотивация достижения задач тренинга;

Осуществляется освоение психотехник нового профессионального поведения и развития социально и профессионально важных умений, качеств и спо­собностей;

Актуализируется профессионально-психологи­ческий потенциал специалистов;

Осуществляется коррекция профессиональ­но-психологического потенциала личности специа­листа.

При проведении тренинговых занятий от ведущих педагогов-психологов требуется соблюдение этиче­ских правил и кодекса практического психолога.

Ведущему отводится важная роль во всех видах психотехнологий. Он выступает в большей степени в роли фасилитатора - человека, облегчающего прояв­ление инициативы и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую под держку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участ­ники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаи­мопонимания.

Реализация личностно ориентированного обще­ния обусловливает применение технологий педаго­гической фасилитации 1 , максимально учитывающих психологические особенности всех сторон межлич­ностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:

Обеспечение сотрудничества всех объектов об­разования;

Построение общения на паритетных началах;

Признание за каждым участником права на соб­ственную позицию и мнение;

Признание каждого субъекта общения уникаль­ной личностью;

Открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;

Фасилитационная организация пространства общения 2 .

Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам.

Педагог реагирует не на поверхностные эмоцио­нальные реакции обучаемых, а на их скрытые чувст­ва, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагоги­ческая эмпатия включает следующие уровни:

Рациональный (понимание эмоционального состояния);

Эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого);

Действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);

Опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).

Эффективным фасилитационным приемом яв­ляется самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Ис­пользование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.

К. Роджерс выделил три уровня гуманизации лю­бых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоце­ночное позитивное принятие другого человека; 2) ак­тивное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение в общении. Последователи К. Роджерса подчеркива­ют, что обучение должно стать средством личностно­го роста обучаемых и педагогов.

Результатами личностно ориентированных про­фессиональных тренингов и критериями их эффек­тивности являются:

Повышение аутопсихологической, психологи­ческой и профессиональной компетентности;

Переход специалистов на новый уровень про­фессионализма;

Развитие готовности к самоизменению, самораз­витию и самореализации в области профессиональной деятельности;

Создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение приемами (технологиями) профессионального самосохранения;

Преодоление деструктивных профессиональ­ных изменений и предупреждение потери смысла профессиональной жизни.

Проведение личностно ориентированного про­фессионального тренинга требует соблюдения ряда этических правил, а от участников - бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осознанием того, какого рода воздействия на них будут ока­заны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи, т. е. определено, на совершенство­вание каких именно профессиональных качеств специалиста он направлен.

Рассмотрим основные этические противоречия,

1 возникающие при проведении тренингов, которые могут стать источниками ценностно-нравственных проблем:

Между интересами общества, организации, предприятия и специалиста, которые не всегда могут

совпадать;

Между правом специалиста на профессиональ­ный рост, карьеру и невозможностью реализовать эту потребность по результатам тренинга;

Между высокими целями и задачами тренинга и прагматизмом участников, стремящихся полу­чить конкретные рекомендации и четкие предписа­ния.

Loading...Loading...