Сценарий развлечения в старшей группе "этикет и вежливость". Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости

Сценарий конкурсной программы для летнего лагеря

План

1. Конкурс «Ромашка».

2. «Чтобы человек не мешал человеку»:

а) освежение памяти;

б) рассказ об этикете.

3. Шутки об этикете.

4. Школа этикета.

1. Конкурс «Ромашка».

Задание: проинсценировать ситуацию и объяснить, где герои поступают неправильно и как надо было поступить.

Оценивается по 5-ти балльной системе.

Ситуация 1. В автобусе.

Дама спрашивает:

Я извиняюсь, Вы выходите?

А впереди Вас выходят?

А вы у них спрашивали?

Спрашивала, спрашивала.

А что они Вам ответили?

Ситуация 2. Мужчина в метро уступает место пожилой женщине.

Ну, что Вы! Не беспокойтесь! Я постою, - говорит она.

Ничего, ничего! Садитесь. Не думайте, что мужчины уступают место только молодым и хорошеньким.

Ситуация 3. В кинотеатре во время сеанса разговаривают двое.

Один из впередисидящих зрителей оборачивается и говорит:

Простите, мсье, я ничего не слышу.

А почему, собственно говоря, Вы должны слышать, о чем мы говорим?

Ситуация 4. Телефонный звонок.

Мужчина снимает трубку. На том конце провода:

Алло! Это ты, мой любимый?

Я! А кто это говорит?

Ситуация 5. Маленький мальчик говорит своей тете:

Большое спасибо за подарок.

Не за что, мой дорогой!

Я знаю, что не за что, но мама сказала, чтобы я поблагодарил.

Ситуация 6. Набрав нужный вам номер телефона, поздоровайтесь, поговорите о погоде, узнайте о здоровье и лишь только потом уточните, тот ли номер вы набрали.

2. Конкурс рассуждений «Чтоб человек не мешал человеку».

а) Освежение памяти.

Ребята вспоминают, какие правила «хорошего тона» они знают, рассуждают о них.

За каждый правильный ответ команда получает 2 очка.

б) Ведущий сообщает новое о правилах этикета в современное время. Участники игры должны подготовить рассказ о практическом применении этого правила.

3. Шутки об этикете.

Ребята, прочитав на карточках шутки и анекдоты, должны инсценировать их. Оценивается по 5-ти балльной системе.

Шутка 1. Мать поучает сына:

Никогда не тянись через весь стол, если тебе что-нибудь нужно, разве у тебя языка нет?

Есть, но руки длиннее.

Шутка 2. Бабушка воспитывает внука:

Андрей, когда кашляешь, прикрывай рот ладошкой.

Не бойся, бабуля, у меня зубы не выпадут.

Шутка 3. В музее перед статуей Венеры Милосской стоят отец и сын.

Папа, а почему она без рук?

Если будешь грызть ногти, с тобой тоже самое будет.

Шутка 4. Два англичанина спорят:

Милорд, Вы сволочь!

От милорда и слышу.

Шутка 5. - Ну, Вовочка, прощайся с тетей, она протянула тебе руку... Что нужно сказать, когда тетя уходит?

Слава Богу!

Шутка 6. - Папа, объясни мне, что такое традиция?

Это то, что перешло к нам от предыдущих поколений.

Понятно, значит мои брюки тоже традиция..

4. Школа этикета.

По одному учащемуся из каждой команды выходит к доске. Им раздаются карточки с вопросами и вариантами ответов; за правильный ответ команда получает 5 баллов. Вопрос ы:

1. а) Можно ли в гостях взять понравившееся блюдо второй раз? б) Или это неприлично?

Ответ: а) 5; 6) 0.

2. а) Считаете ли вы, что хлеб из хлебницы надо брать вилкой? б) Или рукой?

О т в е т: а) 0; б) 5.

3. Должен ли левша протягивать для рукопожатия левую руку? Ответ: да - 0; нет - 5.

4. Можно ли выражать соболезнование по телефону? О т в е т: да - 0; нет - 5.

5. Если по каким-то причинам один из гостей опаздывает, следует ли ждать опаздывающего?

О т в е т: да - 0; нет - 5.

6. Сопровождая женщину, может ли мужчина спросить разрешения дамы закурить?

Ответ: да - 0; нет - 5.

7. Если с вами поздоровался незнакомый человек, нужно ли ответить на его приветствие?

Ответ: да - 5; нет - 0.

8. а) Может ли девушка на дискотеке сама пригласить кавалера?

б) Или ей следует ждать инициативы с его стороны? Ответ: а) 5; б) 0.

9. а) Должен ли кавалер провожать девушку до дверей ее дома? б) Или достаточно посадить ее в такси?

Ответ: а) 5; б) 0.

5. Подведение итогов и награждение.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

"ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.

Задачи:

    организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

    познакомить с вежливыми словами;

    формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

    воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть улыбка и хорошее настроение будут сегодня вашими помощниками.

Нашу встречу мы посвящаем этикету.

Кто из вас знает, что такое этикет?

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Значит этикет- это правила поведения в обществе. Они включают в себя правильное поведение в школе, дома, в транспорте, в магазине и других местах.

Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

Я буду называть их, а вы мне показывать, согласны или не согласны с ними.

Если согласны – поднимаете вверх большой палец, если не согласны- палец опускаете вниз (комментарии после выполнения)

Правила поведения на уроке

    На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

    Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

    Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

    Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

Правила поведения на перемене

    На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

    Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

    Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

    Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

- Молодцы. А теперь поиграем.

Игра-кричалка-путаница.

В школе дружно мы всегда скажем двойка только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем…

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там..

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе…

Мимо урны без труда бросим фантики мы…

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы…

Будем старшим мы в ответ говорить неправду…

С нами рядом едет дед. Мы уступим место?...

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Повеселились? А сейчас я предлагаю всем отправиться в путешествие по стране Этикет и узнать, какими же правилами должны пользоваться люди, чтобы им и окружающим жилось хорошо и спокойно.

Путешествовать вы будете в группах по классам с помощью маршрутных листов, на которых указаны станции.

(Дети получают маршрутные листы)

Город «Вежливск»

Город «Гостийск»

Город «Знакомск»

Путешествие по станциям (практическая работа)

Город «Вежливск»

Ребята, приветствую вас в городе Вежливске. А вы знаете, почему он так называется?

Что такое вежливость?

Какого человека можно назвать вежливым?

Презентация (показ слайдов и комментарии по ходу)

Теперь задачи на уважение!

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

Ответ: тарелку наклонять не надо.

Вопрос: Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

Ответ: косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

Вопрос: Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

Ответ: мороженое нужно выбросить в урну.

На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

Ответ: никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

Итог:

Ребята, сейчас мы увидим, кто из вас самый внимательный. Если слово вежливое, вы хлопаете, если нет - топаете.

(Благодарю, извините, спасибо, хорошо, добрый день, просыпайся, уходите, пожалуйста, простите, добрый, замечательно, добрый вечер, спокойной ночи.)

Молодцы. Я надеюсь, что вы запомнили все правила вежливости и будете применять их в жизни.

Город «Гостийск»

Ребята, вы любите ходить в гости?

А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.

Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)

    Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

    Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сём - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее.

    И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Презентация (показ презентации с комментариями по ходу)

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

А теперь посмотрим, как вы запомнили правила поведения за столом.

ИГРА

Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, если нет – пропускаем.

 Есть руками.

 Глотать большие куски.

 Не чавкать.

 Ковырять в зубах пальцами.

 Класть в рот небольшие кусочки.

 Чавкать.

 Говорить во время еды.

 Вытирать рот рукавом.

 Спешить.

 Пить залпом.

 Выплевывать косточки на стол.

 Хорошо пережевывать пищу.

 Объедаться.

 Не говорить с полным ртом.

 Чистить зубы зубочисткой.

 Пользоваться салфеткой.

 Сильно дуть на суп.

 Бросать салфетку на стол.

Вывод: сейчас вы познакомились с некоторыми правилами поведения в гостях. Надеюсь, что вы хорошо запомнили их и будете применять в своей жизни.

Город «Знакомск»

Город, в который вы прибыли называется «Знакомск». Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляются)

Существуют специальные правила знакомства:

    Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

    Младший представляется старшему.

    Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

    Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

    Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

    Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Презентация

Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Представьте, что мы оказались на улице большого города. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, протараторили и разбежались.

Практическая работа (учитель говорит- дети показывают движения)

- Давайте и мы друг друга поприветствуем, как в племени масаи – перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки (плевать нужно символически).

Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

Традиционное приветствие в Таиланде - именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

Обсуждение стихотворения А. Барто

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «Здравствуй!» говорит.

А вместо слова «До свиданья!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

Вопросы для обсуждения:

Можно ли этого мальчика назвать воспитанным?

Культурно ли ведет себя этот мальчик?

Какие слова использует мальчик при встрече и прощании?

Какие нужно использовать?

Назовите слова приветствия (дети называют).

Выберите из предложенных на листах слов только слова-приветствия.

Здравствуй

Здравствуйте

Спокойной ночи

До свидания

Добрый день

Простите

Замечательно

Просыпайся

Дети выбирают слова.

Учитель. «Здравствуйте!» - это очень красивое слово. Послушайте, как о нем написал поэт В. Солоухин.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Простое, обыкновенное слово «Здравствуйте!» означает: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».

Тренинг «Здравствуйте!»

Дети встают в два круга - большой и маленький (маленький внутри большого), лицом друг к другу. Дети в маленьком кругу здороваются, а в большом - отвечают на приветствие.

Упражнение «Ситуации»

Учитель. Что вы чувствовали, когда вам говорили слова приветствия? А когда вы сами произносили эти слова?

У детей сигналы красного и зеленого цвета. Педагог предлагает разные ситуации. Если ситуация отражает правильное поведение ребенка, то дети сигналят зеленым цветом, а если неправильное поведение, то красным.

1. Ты бежишь по коридору, а навстречу учитель. Обегаешь ее дугой и бросаешь на ходу: «Здравствуйте, Марь Иванна!»

2. Ты просыпаешься утром, выходишь на кухню и приветствуешь своих родных словами: «Всем доброе утро!»

3. Лето. Мимо дверей школы проходит Петров с удочками. Марья Ивановна: «Петров, почему не здороваешься?». А Петров в ответ: «Так ведь лето, Марь Иванна!»

4. Саша пробегает мимо девочек, останавливается и произносит: «Привет, девчонки!»

5. Тетя Дуся стоит у подъезда. Выходит Петя. «Здрасьте!» - бурчит он себе под нос.

Обсуждение стихотворения «Здравствуй, гусь!»

Слово «Здравствуйте!» - поистине волшебное слово. Послушайте, какая история произошла с мальчиком.

ЗДРАВСТВУЙ, ГУСЬ!

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

Быть может,

Этот гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид -

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

Здравствуй, гусь!

Он головой кивнул в ответ:

И мне послышалось: «Привет!»

Т. Собакин

Вопросы для обсуждения:

Почему гусь не ущипнул мальчика?

Как надо говорить слова приветствия, чтобы было приятно их слышать? (С улыбкой)

Подведение итогов

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко - к окошку.

Руку луч тебе протянет -

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: - С добрым утром!

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к людям, к травам,

к птицам!

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

Если вы каждый день будете просыпаться с хорошим настроением и дарить его другим людям, то все дни у вас будут счастливыми.

Итог мероприятия:

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня вы побывали в трёх разных городах страны Этикет, узнали много нового и интересного. Какие правила этикета вы запомнили? Желаю вам расти вежливыми и воспитанными людьми, с которыми было бы приятно общаться.

Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день и до свидания –

Нет в мире лучше звания!

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Чтобы легче всем жилось,

Чтобы плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет-

Соблюдайте этикет. Всем спасибо. До свидания. Хороших каникул.

Цветочный этикет - сценарий летнего мероприятия

Сценарий мероприятия проводится в летнее время с детьми школьного возраста.

Зал украшен букетами цветов и зеленью.

Учитель. Цветы рядом с нами всю жизнь, они -прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция.

Мальчики! Сегодня я отдам вам все цветы, а вы подарите их девочкам. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины. Разделитесь на 2 команды.

За правильный ответ команда получает очко (цветок). В вазе какой команды окажется больше цветов, та и будет победительницей.

У каждой команды - свои болельщики. В случае, если команда не ответит на вопрос, они могут принести ей очко, дав правильный ответ.

Каждой команде раздаются кружки.

Итак, викторина. Отвечает первой та команда, в которой участник первым поднял кружок.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)

4. Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)

5. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)

6. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)

7. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)

8. Покажите, как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)

10. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

11. Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные с длинными стеблями, женщине - любые.)

12. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

13. Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более, свисать.)

За каждый правильный ответ и дополнение команда получает очко.

14. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)

Учитель. Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя.

Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букет должен быть небольшим и соответствовать наряду невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.

15. В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня.)

16. Отгадать загадки. За каждую загадку - цветок.

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш.)

Во лугах сестричка - золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Мак.)

Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан.)

Жюри подводит итоги : в вазе какой команды больше цветов. Объявляется команда победителей. Мальчики дарят цветы девочкам. (Проследить правильность преподнесения букета.) Праздник заканчивается массовыми играми.

ИГРА "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ"

К уже имеющимся командам мальчиков присоединяются их болельщики - девочки. Две новые команды выстраиваются в колонну по одному параллельными рядами. Во главе команды - капитан. У каждой команды своя песня.

Например, у первой «Хороши весной в саду цветочки» (муз. Мокроусова, стихи Алымова). У второй команды песня «Ой, цветет калина» (муз.

Дунаевского, стихи Исаковского).

Когда раздается мелодия выбранной песни, вся команда начинает за капитаном двигаться по площадке, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Когда зазвучит другая песня, команда немедленно останавливается, двигаться начинает другая команда под мелодию своей песни. Так повторяется несколько раз.

Капитаны должны вести за собой колонны так, чтобы они переплетались друг с другом в разных направлениях. Когда они запутаются окончательно, руководитель дает свисток. По этому сигналу обе команды должны как можно скорее вернуться в первоначальное положение, подняв при этом руки вверх.

Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

ИГРА "КАРУСЕЛЬ"

Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны).

Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку песни «Миллион роз» (муз. Паулса, стихи Вознесенского).

Мелодия резко меняется на другую, например, «Ландыши» (муз. Фельцмана, стихи Фадеевой). При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону. ********************************************

Оформление сцены:

Девизы:
Клянемся рыцарями быть
И рыцарство в борьбе добыть!

Долой и латы и забрало!
Мы - рыцари Добра
И в этом слава!

Перчатку вызова бросаю
На честный бой Вас вызываю.

Объявление о начале (плакат перед входом в зал):

"О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Будьте трижды достойны вашего рыцарского звания!
Пусть победит сильнейший!!! Турнир состоится..."

Задняя часть сцены - коленопреклоненный рыцарь в доспехах, на ленте, укрепленной на острие копья - надпись: "Турнир вежливости".

На боковых занавесах плакаты с надписями:

"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (М.Сервантес)",

"Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.Руссо)", "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф.Бэкон)".

Предметы:

Аудиозапись звуков трубы, марша, веселой музыки; предметы для сервировки двух столов, 2 стакана компота, билеты в театр, имитация кресел зрительного зала; тексты стихотворений для чтецов, таблички с названием команд, жюри.

Проведение турнира:

I. Начало.

Звучит сигнал трубы. Входят ведущие.

1-ый ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
2-ой ведущий: Здравствуйте!
3-ий ведущий: Мы рады вас видеть в этом зале!
1-ый ведущий: Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - турнир рыцарей вежливости.
2-ой ведущий: В нем примут участие наши мальчики, знатоки правил вежливости и хорошего тона.
3-ий ведущий: Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Звучит сигнал трубы, затем марш.

1-ый ведущий: Прошу команды занять свои места.
2-ой ведущий: (представляет команды): Команда "Джентльмены, команда "Дон Кихоты", ...
3-ий ведущий: Представляем жюри конкурса: ...
(Жюри может принести клятву судить честно на книге)

1-ый ведущий: Жюри будет оценивать конкурс по пятибалльной системе. Внимание! Турнир объявляется открытым.

Звучит сигнал трубы.

2-ой ведущий:
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.
Все законы поведенья изучить!

3-ий ведущий:
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье
По законам уважения.
Победить в турнире очень нелегко!

Звучит музыкальная заставка.

1-ый ведущий: Прежде чем приступить к конкурсной программе, мы предлагаем командам поприветствовать друг друга, и чем вежливее, тем лучше...

Команды говорят.

I. Первый конкурс "Разминка"

2-ой ведущий: Объявляем первый конкурс "Разминка".
3-ий ведущий: Каждой из команд я задам по одному вопросу.

После окончания разминки прошу жюри подвести итоги.

Вопрос: 1. Кого в прошлом называли рыцарями?
2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Команды высказываются по очереди, жюри слушает.

1-ый ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку с болельщиками и выясним, знают ли они волшебные слова?

Поэтическая игра "Словарь вежливых слов":

1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день)
3. Если больше есть не в силах
Скажем маме мы... (спасибо)
4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь... (здравствуйте)
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим... (прости пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания)

2-ой ведущий: Уважаемое жюри подвело итоги конкурсов приветствий и разминки (жюри называет оценки).

II. Второй конкурс "Рыцарские манеры".

3-ий ведущий: Объявляем второй конкурс "Рыцарские манеры" .

Задание 1-ое: Волшебные слова.

В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными". С помощью этих слов модно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа. Каждый из вас должен будет назвать по одному такому "волшебному" слову. За каждое названное слово команда получает одно очко.

Задание 2-ое: Волшебные поступки.

Вопрос: Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
Вопрос: Откуда к нам пришел обычай здороваясь, снимать перчатку?
Вопрос: Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?

1-ый ведущий: Задание 3: Мы идем в театр.

Вопрос: За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр?
Вопрос: Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а уже надо идти в зрительный зал?
Вопрос: Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться?

III. Третий конкурс "От теории к практике".

2-ой ведущий: Объявляем третий конкурс "От теории к практике".

Задание 1: Сервировка стола.

Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа - нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце).

3-ий ведущий: Задание 3: Театралы.

(Для выполнения задания приносится звонок /будильник)

3-ий ведущий: Мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в зрительном зале. Сейчас раздастся звонок, извещающий о том, что скоро начнется спектакль. Двум представителям команд я даю по билету, на котором указано место в зрительном зале. Участник должен по всем правилам хорошего тона пройти на свое место.

1-ый ведущий: Прошу жюри подвести итоги конкурса "От теории - к практике."

IV. Четвертый конкурс "Чтецы".

2-ой ведущий: Объявляем 4-ый конкурс "Конкурс чтецов". (дети читают стихотворение по очереди или каждая команда отдельно)

1. М.Карапузов "Очень вежливый индюк":
Объявился в доме вдруг,
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал "Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли в гости -
Поучится вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор вежливых наук.
И жена моя - пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: "Приду, спасибо."
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло."
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
Не идут, нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!"
И добавил с высоты
Своего величия:
"Не усвоили, скоты,
Правила приличия!"

2. И.Кибаленко "Простите":

Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко и тихо "Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую. Есть лучше в продаже.
"Простите" - казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово.

3-ий ведущий: Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса чтецов. (слово предоставляется жюри).

V. Пятый конкурс болельщиков.

2-ой ведущий: Объявляем пятый конкурс "Конкурс болельщиков". За правильный ответ болельщиков команде присуждается одно дополнительное очко.
- Итак, задачи не на сложение -

Задачи на уважение!

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?
Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

2-ой ведущий: Уважаемое жюри, просим огласить итоги конкурса болельщиков. (жюри говорит)

VI. Шестой конкурс "Рыцари скрестили шпаги"

3-ий ведущий: Объявляем шестой конкурс "Рыцари скрестили шпаги". За каждый правильный ответ - команде одно очко. (вопросы задаются командам по очереди)

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Нужно ли здороваться тебе? (обсуждают)
2. Ты часто встречаешь человека (например, по дороге в школу), но не знаком с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго, так как...
4. Рассказывая о чем-либо интересном, не размахивай изо всех сил руками, так как при этом можешь...

1-ый ведущий: Наш турнир подходит к концу. Просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги.
2-ой ведущий: Для подведения окончательных итогов конкурса предоставляется слово председателю жюри.

VII. Окончание.

Звучит музыка. Участники конкурса приносят клятву рыцарей.

1. Клянемся рыцарями быть,
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свидания -
Нет в мире лучше звания!

2. Клянемся рыцарями быть!
И лень и грубость позабыть,
Учится этикету -
Науку помнить эту.

3. Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежд разить мечом волшебным,
И строгим словом, и целебным.

Все (хором): Клянемся рыцарями быть!

1-ий ведущий: Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные - настоящие рыцари!

2-ой ведущий: А теперь, дорогие мамы, бабушки и конечно наши милые девочки! Разрешите от всей души поздравить Вас с этим теплым весенним праздником - Женским днем.

3-ий ведущий: Хочу пожелать вам счастья, радости, здоровья и взаимного понимания, которого нам так не хватает порой. Пусть на ваших лицах всегда будет улыбка, а печаль пройдет стороной.

Всего вам самого хорошего!

Сценарий праздника этикета

Звучит музыка. Выходят 4 человека.

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И, ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И, ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И, ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И, ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик.

И, право, очень мил.

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

У: Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Давайте поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Мы читаем стихотворение, а вы доскажите словечко.

(выходит ребёнок, в руках таблички)

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … добрый день.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, … здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим … прости, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … до свидания.

Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. А ещё всегда поднимет настроение добрая, лучезарная улыбка.

(хор детей исполняет песню «Улыбка»)

Но, к сожалению, не все люди дарят друг другу добрые слова и лучезарные улыбки. Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Ребята ведут себя грубо, и им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз,

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

  1. Смотри не пей воды сырой! –

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

  1. Придёшь обедать к трём часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам…

А сам явился в пять.

  1. Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

К сожалению, грубыми и невоспитанными бывают не только мальчики, но и девочки…

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

  1. Фу, какая теснота! –

Говорит она старушке:

  1. Это детские места!
  2. Ну садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе,

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Порой бывают грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

А вот послушайте, какие частушки приготовили наши ребята. Послушайте и задумайтесь…

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

  1. Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».

Говорит лентяйке мать:

  1. Убери свою кровать.
  2. Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала!

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя – очень умный парень,

Может всё он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Мы весёлые частушки

Вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из вас.

А теперь, ребята, мы предлагаем вам поучаствовать в Турнире вежливости и хороших манер . Для начала разминка . Мы предлагаем вопросы и варианты ответов. Думайте, решайте и называйте правильный ответ.

1. Когда люди встречаются, они говорят друг другу:

  1. Спасибо;
  2. Здравствуйте;
  3. Пожалуйста;
  4. До свидания.

2. Как поступить, если необходимо что-либо сказать с дальнего расстояния?

  1. Крикнуть погромче;
  2. Не кричать, а показать жестами;
  3. Подойти поближе и сказать.

3. Что должен подавать мальчик девочке при выходе из автобуса?

  1. Руку;
  2. Ногу;
  3. Кошелёк;
  4. Пальто.

4. В дверях магазина давка. Одна толпа входит, другая – выходит. Кто должен уступить?

  1. Те, кто выходят;
  2. Те, кто входят;
  3. Надо двигаться навстречу друг другу, толкаясь и протискиваясь в дверях.

5. Куда деть руки во время беседы?

  1. Если в руках ничего нет, они останутся свободно опущенными;
  2. Нужно трогать собеседника, крутить его пуговицы, толкать кулаками;
  3. Руки нужно скрестить на груди.

6. Можно ли одалживать расчёску?

  1. Можно – не ходить же лохматыми;
  2. Только близким людям;
  3. Нет.

7. Незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами. Как поступить?

  1. Сделать вид, что не заметили приветствия;
  2. Ответить приветствием;
  3. Объяснить незнакомому человеку его ошибку.

8. Можно ли в транспорте причёсываться?

  1. Можно! Разве лучше ехать лохматым?
  2. Можно только в тёплое время года;
  3. Никогда нельзя.

9. Как нужно проходить мимо сидящих в зрительном зале?

  1. Спиной к сидящему;
  2. Лицом к сидящему;
  3. Прямо, не обращая внимания на ноги и колени.

10. Как правильно, идя по улице, держать зонтик?

  1. В горизонтальном положении;
  2. В вертикальном положении;
  3. Лучше всего ловко играть им, совершая круговые движения, - это так экстравагантно!

11. Обязательно ли благодарить, когда вам уступают место в транспорте?

  1. Обязательно;
  2. Необязательно, но желательно;
  3. Нет, не нужно;
  4. Если вы молоды, то обязательно.

12. С кем необходимо здороваться, находясь в учреждении?

  1. Со всеми;
  2. Только с теми, кого знаете;
  3. Ни с кем.

13. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

  1. Конечно, нет – это несерьёзно;
  2. Смотря по настроению;
  3. Доброжелательная улыбка желательна всегда.

14. Можно ли опаздывать на встречи, в гости?

  1. Можно, если на то были веские причины;
  2. Можно, но не более чем на 15 минут;
  3. Опаздывать недопустимо.

15. Как учащиеся приветствуют взрослого человека, вошедшего в класс?

  1. Машут рукой;
  2. Встают;
  3. Говорят хором «здравствуйте»;
  4. Молчат, делая вид, что заняты.

16. Если ты хочешь ответить на уроке, то ты…

  1. Кричишь с места, как можно громче;
  2. Идёшь к учителю и отвечаешь ему лично;
  3. Поднимаешь руку.

17. Если вам надо уйти, а собеседник не закончил разговор, вы…

  1. Говорите «извините, пожалуйста, что я вас перебиваю, но мне надо уйти»;
  2. Молча встаёте и уходите;
  3. Говорите: «хватит разговаривать, мне надо идти».

А теперь СОСТЯЗАНИЕ КОМАНД (в команде 5 человек) .

1 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Состязание вежливых слов. Назвать как можно больше вежливых слов, не повторяясь.

2 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Написать поздравительную открытку: МАМЕ, ДРУГУ, УЧИТЕЛЮ (с днём рождения).

(оборудование: 3 открытки, 3 ручки)

3 ЗАДАНИЕ (КОМАНДНОЕ СОСТЯЗАНИЕ)

Накрыть на стол, правильно, быстро и красиво, расставив приборы.

(оборудование: (3 набора) 2 тарелки, вилка, нож, салфетки, бокал).

По одному очку за каждый показатель.

4 ЗАДАНИЕ (по 2 человека от команды – мальчик и девочка).

Правильно посадить девочку за стол, помочь встать из-за стола, подать пальто.

(оборудование: 3 куртки).

5 ЗАДАНИЕ (по 1 человеку от команды)

Разыграть разговор по телефону:

  1. Когда позвонили вашей маме, а её нет дома;
  2. Когда позвонили папе, а он сейчас подойти не может;
  3. Когда ошиблись номером.

(потом показать образец правильного разговора)

Дорогие ребята, наш праздник этикета подходит к концу. Мы надеемся, что теперь вы будете вести себя в обществе правильно и культурно. И если все будут делать так, люди станут добрее, а мир – прекраснее!


Loading...Loading...