Сценарий экологического мероприятия "в гостях у берендея"

Праздник «В гостях у Берендея» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новокурлакская средняя общеобразовательная школа

Аннинского муниципального района Воронежской области

Праздник «В гостях у Берендея»


Воспитатель МОУ Новокурлакская СОШ Гальцова И.В.

Новый Курлак – 2011г.

Дети подходят к месту проведения праздника, их встречает на поляне ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?

Дети: В лес!

Ведущий: Знаю-знаю это чудесное место. Там вы посоревнуетесь, потанцуете, покажите свою силу, ловкость и находчивость. Ждут вас в царстве Берендея мои друзья. Вот вам «лесные яблоки», они покажут туда дорогу.

Раздает каждой команде по одному яблоку. Команды идут по маршруту, указанному на конверте, при помощи «волшебных яблок».

Препятствие «Волшебные камушки»
Встречает детей водяной.

Водяной: Здравствуйте, ребятушки. Зачем ко мне пожаловали?

Дети: В лес идём, к Берендею! Пропусти нас.

Водяной: Пройдите мои «волшебные камушки», не замочите ножки, покажу вам дальше путь-дорожку.

Дети проходят по «волшебным камушкам» (по кочкам, круги на полу, обручи).Бег по кочкам туда и обратно попадая точно в «камушки», кочки.

Водяной: Молодцы, ребята! Вот вам награда – покажу, как дальше в Берендеево царство идти.

Препятствие «Волшебная кегля»
Встречает детей Соловей-Разбойник (свистит).

Соловей-разбойник: Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы!

Становитесь-ка играть

Да в кеглю попадать!

Ты попал, молодец,

Становись скорей в конец!

Дети метают мячи в кегли. Кегли стоят на расстоянии3 – 4 м, сбить кегли мячом, бегом забрать сбитые кегли и вернуться обратно.

Препятствие «Зоологические забеги»
Детей встречает Леший.

Леший: Спешите, спешите! Кто умеет веселиться, тот и горя не боится! Человек передвигается на двух ногах. Это всем известно. А как двигаются животные и насекомые? Если вы задумывались, присматривались, то знаете, что вариантов здесь много: на четырёх и на шести конечностях, ползком и прыжками, задом наперёд и боком. Я предлагаю освоить способы передвижения некоторых животных. Каждое задание будет подражанием какому-то животному или насекомому.

Препятствие «Кенгуру с детенышем»
Баба Яга: Мы надеемся, что вы помните, кенгуру – это сумчатое животное, обитающее в Австралии. Отличительная черта кенгуру – способность высоко прыгать. Благодаря своим сильным задним лапам кенгуру при движении совершает длинные прыжки, при этом бережно несет своего детеныша в сумке, которая находится у него на животе.

Для эстафеты каждой команде потребуются: мешок средних размеров (его может заменить рюкзак или, в крайнем случае, обычная сумка), волейбольный мяч и веревка. Сумки или мешки привязываются участникам, начинающим эстафету, на уровне пояса. По сигналам, участники кладут в свои мешки по мячу и начинают бег, преодолевают дистанцию. Держаться при этом руками за «сумку с детенышем» категорически запрещается. Важно, чтобы «малыш» не выпал из мешка. Возвратившись к линии старта, первый частник передает все атрибуты следующему, и тот начинает преодолевать тем же способом тот же путь.

Препятствие « Пингвин»
Леший: Пингвины живут в Антарктиде. Это красивые изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с боку на бок. Есть у них еще одна интересная особенность – они умудряются носить между лапок своих только что вылупившихся детенышей.

Для эстафеты вам потребуется лишь теннисный мяч. Задача участника, зажав теннисный мяч ногами на уровне колен или лодыжки, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать. Надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее. Смотрите не уроните мяч!

Препятствие «Тараканьи бега»
Баба Яга: Такой вид состязаний действительно существует для развлечения публики. Тараканов даже специально готовят к этому. Если вы забыли, напомним, что таракан имеет шесть лапок и бегает очень быстро. Чтобы справиться с этой эстафетой каждый участник принимает положение приседа руки сзади, передвигаться спиной вперед в таком положении туда и обратно. В таком положении надо постараться развить большую скорость. Трудно? Но вы же всё же попробуйте. Чьи «тараканы» пройдут всю дистанцию быстро и без ошибок, та команда побеждает.
Препятствие «Змея»
Леший: Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом. Она плавно огибает все препятствия на своём пути.

Для этой эстафеты вам потребуется несколько (5 – 6) стульев или заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения. Вся команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящим и дружно приседают на корточки. «Змея» готова отправиться в путь. Задача команды – преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не вставать в полный рост – иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», а такого, как вы понимаете, в природе не бывает.

Баба Яга: Мои друзья, опять вперед,

Состязанье снова ждет!

Вы, ребята, удальцы,

Очень сильные мальцы!

Покажите вы для нас,

Кто сильнее в этот час!

Перетягивание каната.

Препятствие «Уморительное»
Встречает ребят Кикимора.

Кикимора: Давайте, ребята, рассмешите меня. Если получится, то вы сразу попадёте к Берендею, нашему царю. А не получится – не обижайтесь, защекочу.

Препятствие «У царя Берендея»

Проводит сам царь.

Берендей: Горе – горькое у меня случилось. Дочь мою любимую Поветрулю украли. Что мне делать? Может, поможете? Найдёте мою доченьку?

Тогда расшифруйте имя вора.

А теперь сразитесь с ним в честном бою.

Спасибо вам, ребята! Теперь глаз не спущу со своей драгоценной дочери.
Ведущий: Да, было путешествие далеким,

И, может, вы устали, ерунда!

Да было путешествие нелегким.

Но победили вы! И будет так всегда!

А главное, что вы все порезвились,

Что вы смогли до финиша дойти,

Хорошим настроеньем зарядились,

Сумели силы вы в себе найти.

И с этим от души вас поздравляем,

Надеемся, что не в последний раз.

Мы этими призами награждаем

За силу, ловкость и смекалку вас!

Цель: расширение знаний младших школьников о растениях леса (в том числе и лекарственных).

Оборудование : карточки с изображением лекарственных трав, ягодных кустарников.

Учитель . Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычайное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех,

Игры, конкурсы, забавы.

Приглашаю к себе всех.

А в конце этого приглашения подпись:

Я люблю гулять в лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Всё в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я — веселый старичок,

Старичок-Лесовичок!

Ну, что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь-

Ход путешествия

Учитель. Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути — «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он лечит зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие — мы сейчас и узнаем.

Вопросы викторины

1. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

2. Какое растение богато витамином «С»? (Шиповник)

3. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник)

4. Какое лекарственное растение определят даже слепые? (Крапиву)

5. Какие растения используют для лечения простуды? (Малину, липу, мать-и-мачеху.)

После каждого ответа на «полянку» вывешивают указанные растения.

Учитель. Следующая остановка — «Дары леса». Летом в лесу появляется большое количество различных плодов и ягод. Давайте разгадаем кроссворд и увидим, какие же дары преподносит нам лес, в который мы совершаем путешествие.

По горизонтали: 2. Невысок и коренаст, поглядеть решил на нас, приподняв сутра, под ветками, лист с примятыми иголками. (Гриб) 4. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. (Орехи) 5. Не балует дуб детей, одевает без затей: все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди) 6. Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.)

По вертикали: 1. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево) 3. Ловит солнышко лучистое, зверя на. опушке. Покраснеет и, душистая, попадает в кружки. (Земляника)

Учитель. Молодцы!

Вот, оказывается, как богат лес нашего друга Лесовичка!

Но наш путь продолжается к следующему пункту, обозначенному на карте — станция «Музыка леса». Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьев и пение птиц).

Наш лес наполнен трелями разных птиц, а каких — давайте отгадаем.

Загадки

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где плещутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто это? (Сова)

После каждой отгадки на «поляну» прикрепляются фигурки птиц.

Учитель. Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу.

На этом наше путешествие не заканчивается, и вот следующая остановка — «Живые барометры» .

Ребята, кто знает, что такое барометр?

Это прибор для измерения атмосферного давления. А при изменении давления меняется погода, то есть можно сказать, что барометр — это прибор, используемый для наблюдения за изменением погоды.

Мы говорили о птицах, об их прекрасных трелях, которые раздаются то там, то тут. Но это не единственное их достоинство. Довольно часто наши пернатые друзья предсказывают погоду.

Ребята, какие народные приметы вы знаете, в которых по поведению птиц можно предугадать погоду?

Ласточки:

Летают низко — к дождю и ветру.

Летают высоко — к хорошей погоде.

Летают то верх, то вниз — перед бурей.

Воробьи:

Купаются в пыли — к дождю.

Сидят напыжившись — к дождю.

Летают кучами — к ясной погоде.

Птицы поют весело — к хорошей погоде.

Наше путешествие в загадочный лес Старичка-Лесовичка продолжается. Да, да! Я недаром сказала «загадочный» лес. Он полон загадок и чудес, и следующая остановка — «Чудеса без чудес» .

Не только лес, но и вся природа скрывает в себе бессчетное количество самых необыкновенных рекордов. Сейчас нас ждет викторина, которая называется «Самое, самое в природе» .

Вопросы

1. Кто самый крупный: из млекопитающих (синий кит: 150т, 30м), из птиц (страус: 90 кг, высота 270 см), из змей (анаконда: длина 5 — 10м)}

2. У каких растений самые большие: листья (виктория амазонская: до 2 м), цветы (реффлезия: диаметром до 1 м), плоды (хлебное дерево, до 20 кг) ?

3. Какие растения самые: высокие (эвкалипт: до 162 м), толстые (баобаб: до 50 м в окружности), длинные (ротансовая пальма, стебли тянутся до 400м в длину)?

4. Кто быстрее всех: бегает (гепард), плавает (рыба - меч), летает (стриж)}

Подведение итогов.

Учитель . Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он (появляется изображение Берендея). Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

Не рубить живые деревья и кустарники.

Не разводить костры под деревьями.

Не оставлять мусор.

Не рвать цветы.

Не разорять гнезда птиц.

Не брать домой детенышей зверей.

Молодцы! Я уверена, Берендей не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. А он всегда будет рад видеть вас в своих владениях!

Продолжается работа по интересам

Предлагаются варианты:

1. Фото-охота (найти и отснять интересную композицию, пейзаж).

2. Зарисовать лес по впечатлениям.

3. Из природного материала составить композицию, букет.

4. Сочинить или найти стихи, соответствующие настроению, навеянному лесом.

5. Из пластилина вылепить фигурки животных, сказочных чудовищ.

6. Подготовить рассказы о растениях леса.

Татьяна Геннадьевна Протасова,

методист по экологическому

и природоохранному направлению

детского и юношеского творчества

Сценарий эколого-познавательной игры

«В царстве Берендея»

Задачи:

ü активизировать умственную и познавательную деятельность детей в процессе повторения и закрепления знаний о растениях и природных явлениях;

ü развивать творческое воображение, логическое мышление;

ü воспитывать чувство бережного и ответственного отношения ко всему живому на Земле;

ü содействовать сплочению детского коллектива .

Материалы и оборудование:

ü таблички с названиями станций: «Болото», «Дремучий лес», «Поляна Эльфов», «Заколдованная поляна», «Бюро погоды»;

ü таблички с указателями направления дорог: «Направо пойдёшь – в болото попадёшь», «Налево идти – себе неприятности найти», «В кусты продерёшься – страху не оберёшься», «Прямо ходить – обманутым быть», «Здесь останешься – лесной нечисти достанешься»;

ü письмо царя Берендея в виде свитка;

ü корзинка;

ü маршрутные листы с указанием названия станций;

ü картонные «молодильные яблоки», разделенные на 5 частей по типу мозаики;

ü большой плакат с местами для прикрепления «молодильных яблок»;

ü шест на «треноге» для прикрепления табличек с указателями направления дорог;

ü таблички с экологическими знаками;

ü гербарий лесных и травянистых растений;

ü картинки или муляжи грибов;

ü плакат с зашифрованной пословицей;

ü сценические костюмы сказочных героев: Берендея, Лесовичка, Русалки, Лешего, Эльфов, Бабы Яги, Кикиморы.

Ход мероприятия

Ведущий . Лето – это самая долгожданная и самая любимая пора года.

Над лугами зной стоит,

Пчёлка над цветком жужжит.

Речка, лес, фруктовый сад

Нас к себе сейчас манят.

Скажут все, что это

Наступило… (лето).

Лето – пора самых продолжительных школьных каникул, время чудесных встреч и поездок. Время загородных лагерей, дач, южного тёплого моря. Лето – время тёплых дождей и жарких полдней. Время купания в речке, шумных игр. Время удивительных по красоте встреч с природой, с лесом, лугом, рекой.

Лето таит в себе множество тайн и загадок, отгадать которые под силу только самым наблюдательным и любознательным, а вы, ребята, относитесь к таковым?

Тогда попробуйте отгадать вот эти летние загадки:

1. Бежал по тропинке луговой – кивали маки головой.

Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер)

2. Кто-то утром не спеша надувает красный шар.

А как выпустит из рук – станет всё светло вокруг. (Солнце)

3. Вертится Антошка на одной ножке,

Где солнце стоит, туда и он глядит. (Подсолнух)

4. На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего. (Тропинка)

Ведущий: Сколько летом всего удивительного, стоит только внимательнее присмотреться и можно такое увидеть! Взять, например, лес. До чего же хорошо в жаркий денёк оказаться в прохладном и затенённом лесу, познакомиться с удивительными лесными историями.

Удивителен наш лес. В нём полным–полно чудес.

Хотите вы про всё узнать, чудеса те разгадать?

Собирайтесь и пойдём, лес расскажет обо всём…

Ребята, давайте призовём на помощь своё воображение, подключим фантазию и, как будто отправимся на прогулку по лесу по воображаемой «лесной тропинке».

По тропиночке пойдём и вскоре в чащу попадём…

В густой дремучий лес.

Туда, где сосны рослые касаются небес;

Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы;

Где ягоды поспели и выросли грибы.

(Входит Лесовичок, в руках у него корзинка и свиток)

Лесовичок: Куда это вы собрались без моего ведома? Я – Лесовичок, хранитель лесных тайн и богатств. Я пришёл к вам, чтобы прочитать письмо, которое нашёл сегодня в лесу. Беда случилась в лесу – заболел царь Берендей, ни заговоры, ни снадобья ему не помогают. А вот это письмо:

«Други мои! Рад бы я вас в гостях подчевать да одолела меня хворь внезапная. Вот уж какой день мне неможется, и нету лекарства от моей хвори, окромя одного яблока молодильного. Да завладела им нечисть лесная, поделила на части, и никак мне его не собрать. Одна на вас надежда – смелые, добрые, умные мои. Не покиньте меня в такой беде, выручайте! Ваш царь Берендей»

Лесовичок: Ну что, ребята, выручим царя Берендея, отправимся в путь за молодильными яблоками? Но только знайте, нечисть лесная кусочки яблока просто так не отдаст…Много препятствий ждёт вас в пути. Однако лесной царь Берендей надеется, что вы справитесь со всеми заданиями, соберёте из кусочков молодильные яблоки и вернёте ему здоровье.

Чтобы вы не заблудились в нашем лесу, для вас приготовлены специальные маршрутные листы, на которых обозначены все лесные станции, через которые вы должны обязательно пройти: станция «Дремучий лес», где будет ждать вас Леший; «Болото» с Русалкой; на «Заколдованной поляне» вы встретитесь с Бабой Ягой; а на «Поляне Эльфов» - с Эльфами; на станции «Бюро погоды» вас ждёт не дождётся Кикимора.

Не забудьте на каждой станции получить кусочек молодильного яблока. Бережно храните все кусочки, а собранное из кусочков яблоко доставьте нам для передачи царю Берендею.

(Капитаны команд получают маршрутные листы, записывают название команды)

Лесовичок: Итак, вы готовы отправиться в путь-дорожку? Дорожек в лесу много и по какой вам сначала идти – выбирайте сами:

«Направо пойдёшь – в болото попадёшь»,

«Налево идти – себе неприятности найти»,

«В кусты продерёшься – страху не оберёшься»,

«Прямо ходить – обманутым быть»,

«Здесь останешься – лесной нечисти достанешься».

Не хотите лесной нечисти достаться? Тогда отправляйтесь по другим дорожкам.

Команды выходят на маршруты по станциям. В пути детей встречают сказочные герои – Русалка, Леший, Эльфы, Баба Яга, Кикимора. Выполнив задание на каждой станции, капитаны команд получают кусочек «молодильного яблока». Все команды проходят пять станций.

Станция «Болото»

(Русалка предлагает выполнить задания)

Русалка:

1. Придумать заговор на хорошую погоду.

2. Отгадать загадки:

Ни вода, ни суша – на лодке не уплывёшь, и ногами не пройдёшь. (Болото)

По небесам оравою бредут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков течёт вода! (Тучи)

Дождь и снег, гроза и ливень, одним словом как назвать,

Чтоб загадку отгадать. (Осадки)

Кругом вода, а с питьём беда!

Кто знает, где это бывает? (Море)

По воде идёт, идёт. Как до берега дойдёт – сразу тут и пропадёт. (Волна)

3. Назовите 5 рыб, которые водятся в наших водоёмах . (Карась, окунь, щука, сазан, пескарь. сом, карп…)

4. Сказать скороговорку: «Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща».

Станция «Дремучий лес»

(Леший предлагает выполнить задания)

Леший:

1. Отгадать 5 экологических знаков по выбору.

2. Напугать страшным смехом.

4. По гербарию назвать 5 лесных растений.

5. Какой из грибов лишний и почему: лисичка, подосиновик, мухомор, опёнок, боровик?

(Мухомор, так как он ядовитый гриб)

6. Сказать скороговорку: «Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще».

Станция «Поляна Эльфов»

(Эльфы предлагают выполнить задания)

Эльфы:

1. Отгадать загадки о цветах:

Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

Видел я такой цветок – золотистый ободок.

Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (Одуванчик)

Если летом на болоте нежные цветы найдёте,

Не теряйте ни минутки, собирайте… (Незабудки)

Летом, посреди реки, трепеща, как поплавки,

По воде плывут пушинки – тёмно-жёлтые … (Кувшинки)

2. Сказать скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки на траве».

3. Какие цветы называются первоцветами? Назовите их.

4. Назвать 5 луговых цветов.

Станция «Заколдованная поляна»

(Баба Яга предлагает выполнить задания)

Баба Яга:

1. По гербарию назвать 5 травянистых растений.

2. Отгадать загадки о лекарственных растениях и рассказать при каких заболеваниях они применяются:

Тонкий стебель у дорожки, на верху его – серёжки.

На земле лежат листки – махонькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

(Подорожник: от порезов, ран, мозолей, болей в желудке)

Сверху листик гладкий, но с бархатной подкладкой.

(Мать-и-мачеха: от кашля.)

Весной – растёт, летом – цветёт, осенью – осыпается, зимой – отсыпается. А цветок-то - медок… (Липа: от температуры, кашля)

Обжигает без огня и тебя, и меня. (Крапива: кровоостанавливающее)

3. Сказать скороговорку 3 раза подряд: «Шесть мышат в шалаше шуршат».

4. Отгадать поучительную зашифрованную пословицу: (Красна ягодка, да на вкус горька).

Станция «Бюро погоды»

(Кикимора предлагает выполнить задания)

Кикимора:

1. Закончить предложение на знание примет погоды:

Хорошую погоду следует ожидать, если:

Тучи или облака идут быстро:

Сильная роса и туман утром;

Дым от костра (или из труб) поднимается столбом вверх;

Паук плетёт паутину;

Вечером сильно стрекочут кузнечики;

Ласточки и стрижи летают высоко.

Дождливую погоду следует ожидать, если:

Перистые облака движутся с запада;

Серый вечер и красная утренняя заря;

Дым стелется низко;

Воробьи среди дня нахохлились;

Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

2. Назовите отличия в природе в дождливую и хорошую погоду.

3. Отгадайте загадки:

Кто всю ночь по крышам бьёт, да постукивает

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)

На дворе переполох: с неба падает горох. (Град)

Только дождик удалился, в небе мостик появился,

Ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой. (Радуга)

4. Назовите все цвета радуги. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

5. Какой летний месяц называют «макушкой лета»? (Июль)

После того, как команды прошли все станции, они собираются снова на полянке, откуда и был дан старт игры.

Там их встречает царь Берендей, ему передают «молодильные яблоки».

Берендей прикрепляет «яблоки» на плакат.

Царь Берендей: Заждались мы вас, ребята дорогие! Успешно ли было ваше путешествие, справились ли вы с заданиями лесных жителей? Яблочки заветные все нашли? А за то, что вы принесли мне «яблочки молодильные», я хочу отблагодарить вас лесными дарами. Запасайтесь кузовками и, конечно, с родителями или бабушками и дедушками отправляйтесь в настоящий лес. А уж там я помогу вам отыскать и грибы, и орехи и ягоды. С полными кузовками вернётесь домой!

Цели:

Развивать интерес детей к природе, стремление к ее познанию;

Закреплять знания о правилах поведения в природе;

Воспитывать у детей стремление беречь и охранять родную природу; желание заботиться о своем здоровье.

Образовательная область : «Познание».

Интеграция: здоровье, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка.

Оборудование: рисунки с экологическими знаками, обручи для игры, вырезанные из бумаги цветы и « следы», записи песен и птичьих голосов, корзина с шишками.

Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Лекарственные растения Кузбасса», «Правила поведения в лесу», «Красная книга», составление памяток «Охрана животных и растений», изготовление кормушек из бросового материала, игры «Узнай птицу по описанию», «Что за зверь?», разгадывание загадок, заучивание песен и стихов о природе.

Оформление: если позволяют условия, праздник можно провести на лесной полянке, опушке. Если нет, то зал оформить, словно это лесная чаща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В гостях у Берендея.

(Экологический праздник для детей подготовительной группы).

Цели:

Развивать интерес детей к природе, стремление к ее познанию;

Закреплять знания о правилах поведения в природе;

Воспитывать у детей стремление беречь и охранять родную природу; желание заботиться о своем здоровье.

Образовательная область : «Познание».

Интеграция: здоровье, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка.

Оборудование: рисунки с экологическими знаками, обручи для игры, вырезанные из бумаги цветы и « следы», записи песен и птичьих голосов, корзина с шишками.

Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Лекарственные растения Кузбасса», «Правила поведения в лесу», «Красная книга», составление памяток «Охрана животных и растений», изготовление кормушек из бросового материала, игры «Узнай птицу по описанию», «Что за зверь?», разгадывание загадок, заучивание песен и стихов о природе.

Оформление: если позволяют условия, праздник можно провести на лесной полянке, опушке. Если нет, то зал оформить, словно это лесная чаща.

Воспитатель заходит в группу с письмом в руке.

Воспитатель: Дети на адрес нашей группы пришло письмо. Давайте прочтем его и узнаем от кого оно и что в нем написано.

« Внимание! Всем моим слугам верным, всем, кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили звери всякие, чтобы в реках и озерах водилось видимо-невидимо рыбы. Всем вам низкий поклон и мое приглашение на веселый праздник к лесному царю.

Берендей»

Воспитатель . Ну что от приглашения отказываться нельзя. Отправляемся в лес.

Посланцы лесного царя. Добрые молодцы и красные девицы! Ждет вас царь Берендей на лесной опушке. Но попасть вам туда будет непросто – нужны знания. К Берендею ведут нелегкие пути-дорожки. Вот вам волшебный клубок. Он укажет вам путь.

Воспитатель бросает клубок в том направлении, где стоит макет избушки на курьих ножках.

Баба-Яга. Кто это мне почивать мешает? Уж, не к Берендею ли на праздник вы отправились? Без моей помощи долго плутать по лесу будете. Вот если выполните мои задания-испытания, то укажу вам дальше заветную тропиночку.

Баба-Яга. Перво-наперво отгадайте-ка мои лесные загадки.

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки

И коротки, и колки (ель).

Таежная ягодка

Черная, сладкая (черника).

Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

Сам мал, незаметно хожу.

А ношу больше себя ношу (муравей).

Летом серый, а зимой белый (заяц).

Баба-Яга. Ну, меня не проведете, хоть и отгадали вы мои лесные загадки, а я вам еще задание дам. Ведь это только разминка была.

Прислушайтесь. Слышите, птички поют!

Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

А, ну-ка, назовите мне птиц, которые живут в нашей Кемеровской области?

Дети называют зимующих и перелетных птиц, говорят о том, как люди должны заботиться о них.

Баба-Яга . Хорошо! Молодцы! А вот мое последнее задание-испытание. Много тут по лесу всяких туристов ходит. Но вот правил поведения в лесу не знают. Видно в детский сад не ходили. Так и выросли неучами. Вот перед вами экологические знаки. Расскажите-ка мне, что они обозначают.

Баба-Яга показывает картинку с экологическим знаком. Дети рассказывают, какие правила поведения в лесу соответствуют данному знаку.

Баба-Яга . Молодцы, ребятки! Порадовали старушку! Укажу вам тропиночку, которая приведет вас в лечебницу доктора Айболита. Идите прямо и не сворачивайте.

Дети идут по тропинке, наступая след в след. Звучит музыка Ю. Чичкова «Это называется природа». Навстречу к детям выходит доктор Айболит.

Айболит. Рад видеть вас, ребята. Вовремя вы ко мне пришли. Я как раз травки полезные собрал.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

А теперь отгадайте и мои загадки. Что это за растения и от каких болезней они помогают?

Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.

(Крапива. Останавливает кровь, отваром моют голову для укрепления и роста волос.)

Он у дороги к дому

Весь в пыли торчит,

И путнику больному,

Ранки заживит.

(Подорожник. Останавливает кровотечение, заживляет ранки, помогает от желудочных болезней.)

Дикой розой называют,

Как лекарство применяют.

(Шиповник. Сироп богат витамином С.)

Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка аптечная. Полоскают горло при ангине, отвар пьют при воспалительных процессах, ополаскивают волосы.)

Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды.

(Малина, клюква, мята, мать-и-мачеха, медуница)

Айболит. Молодцы, ребятки! Вы можете поправит свое здоровье и без таблеток, с помощью трав. Одна у меня будет к вам просьба: не вырывайте растение с корнем, а собирайте их очень бережно и на разных полянках. А теперь ваш путь лежит на цветочную поляну к Цветику-Семицветику.

Дети идут осторожно, чтобы не наступить на цветы. Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы».

Цветик-Семицветик. Здравствуйте, дети! Давно я вас поджидаю. Вот и игру для вас приготовил.

Дети из разрезанных отдельных частей картинки собирают разные цветы, называют их и читают стихи.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы.

А ты?

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки –

Вот-вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

Цветик-Семицветик. Я рад был встрече с вами. Не забывайте следующее

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Не рвите цветы охапками! Пусть они радуют нас своей красотой в живой природе.

Навстречу к детям выходит лесной царь.

Берендей. Ну, вот, ребята, и добрались вы до меня.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

1-й ребенок

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2-й ребенок

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3-й ребенок

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилике,

На тропинках солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Берендей. Я увидел, что вы действительно любите родную природу. Вот вам подарок от меня. (Берендей дарит детям корзину с сосновым и еловыми шишками) Эти шишки собирали все мои лесные друзья. Я знаю, вам они пригодятся для изготовления всевозможных поделок.

Берендей. А теперь давайте хоровод водить и песню петь.

Дети поют песню «Хоровод в лесу», слова Н. Найденова, музыка М. Иорданского. Потом играют в подвижную игру «Белки, зайцы, мыши».

Берендей. А теперь пришла пора прощаться. До свидания, ребята!

Звучит песня «У дороги чибис». Дети возвращаются в группу.

Список литературы

  1. Бесова, М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст]: сценарии праздников/ М.А.Бесова – Ярославль, 2000. – С.196.
  2. Бердникова, О.В. Растения нашего края [Текст]/ О.В.Бердникова // Пед Совет – 1997, №12. – С.7-9
  3. Болдина, С.М.По лесным тропинкам [Текст]/ С.М. Болдина// Пед Совет – 1996,№2. – С.12-13
  4. Прописнова, Т.З. Круглый год нас праздник ждет [Текст]: сценарии утренников для дошкольников/ Т.З. Прописнова – Ярославль,2007. – С.143-177.
  5. Женило, М.Ю.Сценарии праздников [Текст]/ М.Ю.Женило – Ростов-на-Дону, 2001. – С.99-104.

Приложение

Игра Цветы»

Она напоминает игру «Пятнашки». Сначала по считалке определяют водящего. Каждый игрок выбирает себе название любимого цветка и произносит его вслух. Водящий называет цветок и старается запятнать его. Тот, в свою очередь, от него убегает. Если он чувствует, что водящий его догоняет, он может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растеряется и не успеет назвать цветок, прежде чем до него дотронется водящий, встает на его место.

Правило. Нельзя называть цветок, который никем не был выбран, и называть два раза подряд один и тот же цветок, выбранный другими участниками игры.

Игра «Белки, зайцы, мышки»

Все участники игры делятся на равные группы игроков. Группам даются названия «белки», «зайцы», «мышки». По считалке выбирается водящий.

На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это «домики» зверушек. Ведущий дает команду, допустим, «Белки-мышки!». Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный.

Стихи о цветах

Ромашки

Возле леса, на опушке –

В белых платьицах подружки,

Спрятав солнышко в кармашке,

Смотрят на людей ромашки.

Незабудки

Вот уже вторые сутки

Я смотрю на незабудки,

И от этого такими

Глазки стали голубыми.

Ландыш

На исходе месяц май,

На пороге лето.

И земля уже давно

Солнышком согрета.

Вот свои ладошки смело

Ландыш раскрывает

И на тонкой ножке белой

Головой качает.

Наши птицы

Воробей

Воробышек-воробьишка

В пестром зипунишке

Тут и там мелькает,

Крошки собирает.

Подлетай скорей сюда,

Здесь отличная еда!

Синичка

Удивительная птичка –

Эта шустрая синичка,

В черненькой береточке,

В желтенькой жилеточке.

Дзинь- дзинь-дзинь!

Весной поет,

Будто разбивает лед.

Скворец

Ах! Какие молодцы –

Эти черные скворцы!

День-деньской летают,

Мошек собирают

Для своих птенцов-скворчат,

Что в скворечнике кричат:

Есть хотим!

Дятел

Дятел долбит: тук-тук-тук –

У березки гибнет сук,

В нем завелся короед…

Сук спасен. Ему ж – обед.

Звери

Медведь

Спит зимой медведь в берлоге.

Он не бродит по дороге.

Лапу, знай, себе сосет,

Ждет, когда весна придет.

Лиса

Распушила хвост лисица.

И замерзнуть не боится.

А чтоб не было беды,

Заметает им следы.

Лось

Бродит лось среди берез,

Он, хотя и не замерз,

Носит на рогах, как шапку,

Снега белого охапку.


Loading...Loading...