Религия и народ. Религии народов россии

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основывающиеся на вере в реальное существование сверхъестественного . Уже на стадии родового общества появляются формы религиозных верований, многие из которых до сих пор сохранились у некоторых народов (магия, тотемизм, анимизм, шаманство, фетишизм, культы - предков, природы, племенных вождей, земледельческие и скотоводческие).

Национальные религии

Отдельные религии древнего мира стали поли- и монотеистическими. Из таких религий следует отметить возникший у евреев во II тыс. до н. э. и сохранившийся до настоящего времени иудаизм. Основой другой древней религии - зороастризма, которая возникла в начале I тыс. до н. э. у иранцев и сохранилась в трансформированном виде у этноконфессиональных групп парсов, гебров и езидов, стал дуализм, т. е. представление о противоборстве доброго и злого начал. В древности на юге и востоке Азии возникли отдельные политеистические религии (например, брахманизм у индийцев, трансформировавшийся затем в индуизм). В Китае в VI-V вв. до н. э. появляются два философско-этических учения, постепенно трансформировавшиеся в религии - конфуцианство и даосизм. В отличие от названных религий, развивавшихся из философских учений, еще одна восточноазиатская религия - синтоизм - возникла в Японии на основе господствующих в первобытности культов предков и природы. Хотя названные религиозные системы и распространились достаточно широко, они не превратились в религии мирового значения. Такими стали три возникшие в разное время религии: буддизм, христианство и ислам .

Мировые религии

Буддизм возник в северной части Южной Азии в VI-V вв. до н. э. Затем распался на два основных направления. Одно из них - хинаяна - требует от верующих обязательного прохождения монашества. Другое - махаяна - допускает, что спастись могут и миряне (при этом обожествляется основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама). Особое течение махаяны - ламаизм - большое значение придает магическим действиям .

В начале I тыс. н. э. появилась еще одна мировая религия - христианство. В середине XI в. оно раскололось на два направления - православие и католицизм. В результате Реформации в XVI в. от католицизма отделился протестантизм, распавшийся, в свою очередь, на несколько самостоятельных течений, важнейшие из которых - англиканство, лютеранство и кальвинизм. Помимо трех основных направлений христианства - православия, католицизма и протестантизма - существуют два менее влиятельных направления, сложившихся уже в V в. н. э.: монофизитство (к нему, в частности, относятся армяне-григориане) и несторианство. По обрядности несторианство, и особенно монофизитство, очень близко к православию .

Наиболее молодая мировая религия - ислам - возникла в VII в. среди арабов. Вскоре после этого ислам распался на два основных направления: суннизм и шиизм (есть еще и третье - хариджеизм). Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме "священное предание" - сунну, шииты же принимают это предание только частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка .

Религиозная структура населения

Согласно оценке религиозной структуры населения мира на начало 80-х годов ХХ в., христиан насчитывается более 1400 млн. чел., мусульман - более 720 млн., индуистов - 580 млн., буддистов - 275 млн., конфуцианцев и даосистов - 200 млн., иудаистов - 17 млн. чел. Из христиан наиболее многочисленны католики - 56 % общего количества христиан. Протестантов насчитывается 29 %, православных (вместе с монофизитами и несторианами) - 9 % .

Большинство христиан сосредоточено в Америке и Европе. Меньшие по численности группы христиан живут в Африке, Азии, Австралии и Океании. В Европе, Америке и Австралии с Океанией христианство исповедует большинство верующего населения. В Азии доля христиан невелика. Католицизм наиболее распространен в Америке, хотя его влияние велико и в Европе. Католицизм исповедует большая часть населения Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии и Южной Европы. Католиками являются также большинство верующих Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, около половины жителей ФРГ, Нидерландов и Швейцарии, около трети населения бывшей Югославии. Основной район распространения православия - Восточная и Юго-Восточная Европа. Православия придерживаются большая часть верующих России, Украины, Белоруссии, Румынии, Болгарии, две пятых населения бывшей Югославии и большинство жителей Греции. Оплотом протестантизма являются Северная и Центральная Европа. Он доминирует в скандинавских странах и Финляндии (в форме лютеранства), а также в Великобритании (англиканство). Протестантизм исповедуют около половины жителей ФРГ (преимущественно лютеране и кальвинисты), Нидерландов и Швейцарии. В Америке больше всего протестантов в США (64 % населения) .

Большинство последователей другой мировой религии - ислама - живет в Азии. Ислам занимает положение господствующей религии во многих странах Юго-Западной Азии. Мусульмане преобладают в Индонезии, они есть в Индии и Китае, а также в государствах Средней Азии (узбеки, казахи, киргизы, таджики, туркмены и др.). Много мусульман в Африке и среди народов Кавказа. В большинстве стран ислам существует в форме суннизма; шиизм широко распространен лишь в Иране .

Распространение третьей мировой религии - буддизма - ограничено в основном восточной частью Азии (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Монголия). Буддизм является одной из двух главных религий Японии (наряду с синтоизмом); много буддистов в Китае, Корее, Вьетнаме; есть они в Индии, Непале, Сингапуре и некоторых других странах. В большинстве стран буддизм представлен хинаянистским направлением .

Индуизм - крупнейшая по численности последователей "немировая" религия - распространен главным образом в Южной Азии (прежде всего в Индии). Конфуцианство и даосизм исповедуют на востоке Азии (в основном в Китае). Синтоизм - чисто японская религия. Последователи иудаизма (почти исключительно евреи) расселены по всем континентам: большинство из них живут в Америке (в основном в США), немало их также в Европе и Азии (главным образом в Израиле). Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), а также в Иране (гебры) и Пакистане. Кроме перечисленных религий существует еще множество местных и племенных верований, не выходящих за пределы одного небольшого этноса .

И религия, и этнос являются специфическим видом социальных объединений людей, не всегда тесно сопряженных друг с другом. Религия и этнос достаточно точно определены и отличаются друг от друга по целому ряду параметров.

Так, подавляющее большинство народов характеризуются общностью языка, в то время как почти все религии не имеют единого языка общения для своих адептов (хотя в ряде религий есть общий богослужебный язык, часто не понимаемый верующими) .

Важнейшим признаком этноса является культурное единство. Религия и культура тесно взаимопроникают друг в друга, на ряд сторон культуры и быта религия оказывает определяющее влияние, поэтому у этносов, относящихся к одной конфессии, будут иметься лишь некоторые общие черты культуры, а не вся культура в целом. Так, у поляков в Европе, бразильцев в Латинской Америке, тетумов в Азии, ибибио в Африке, исповедующих католицизм, материальная культура сильно различается. Лишь в случае моноэтничности в конфессиональной общности достигается полное внутреннее культурное единство.

Для формирования этноса и в определенной степени для поддержания его существования необходима территориальная общность. Религия, возникая на ограниченной территории, при благоприятных условиях распространяется далеко за ее пределы, и ее новая территория носит уже дискретный характер. Для многих конфессий вообще не наблюдается территориального единства. Это связано с тем, что религия, ввиду того что она несет в себе определенную идеологию, может распространяться путем проповеди - прозелитизма. На протяжении своей истории этнос может не раз менять свою религиозную ориентацию. Границы территории этноса расширяются либо путем освоения новых земель, либо путем ассимиляции этносом инородных этнических элементов.

В целом для конфессиональных общностей характерна большая по сравнению с этносами устойчивость к ассимиляции, что связано с их консервативностью. Известны примеры, когда незначительная по численности религиозная группа сохраняется столетиями в инородном конфессиональном пространстве (например, парсы-зороастрий- цы в Индии). Во многом это объясняется тем, что для конфессиональных общностей сильнее выражена склонность к эндогамным бракам. Так, например, в индуизме, иудаизме, католицизме отношение к межконфессиональным бракам резко отрицательное, в исламе право на такой брак имеют только мужчины, да и то только в том случае, если дети, в нем родившиеся, будут воспитываться как мусульмане. И только некоторые протестантские направления и буддизм относятся к межконфессиональным бракам терпимо.

Лишь в ряде случаев происходит сложный процесс срастания этнической и конфессиональной общностей. Соотношение этноса и религии в разные эпохи было различным. Можно говорить о единстве, или, скорее, нерасчлененности, этнического и религиозного на первых этапах культурной истории человечества. На более позднем этапе господства этногенетических религий содержательная сторона религии приобрела этническую окраску. В настоящее время, в эпоху мировых религий, относительно безразличных к этносу, в большинстве случаев народы не обнаруживают тесной сопряженности с конкретной религией. Чаще с религией связана компактная группа этносов, получившая название метаэтноса (метаэтноконфессиональная группа) или суперэтноса. Метаэтнос (по С.И. Бруку и Н.Н. Чебоксарову), или метаэтноконфессиональная группа - это сопряженная с одной конфессией группа этносов, компактно расселенных и близких по культуре (например, так называемые моро на Филиппинах, объединяющие близкие по культуре и языку этносы, или мусульманские народы Пакистана) .

В том случае если с определенной религией тесно сопряжена только определенная часть этноса, при этом обособленная в культурном отношении, то ее называют субэтноконфессионалъной группой (по П.И. Пучкову) . То есть конфессиональная группа внутри этноса превращается в субэтноконфессиональную (или этноконфессиональ- ную) лишь в том случае, если ей присущи не только конфессиональные, но и этнические свойства. При этом этническая специфика (особенности культуры и быта) при взаимодействии с конфессиональной впитывается религией, становясь ее частью, т.е. «конфессионализирует- ся», а отдельные элементы религиозного культа (ритуалы и традиции), проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают этническую окраску, «этнизируются» (по А.Н. Ипатову) . Примером субэтноконфессиональных групп могут служить арабы-марони- ты и арабы-друзы в Ливане, арабы-алавиты в Сирии, арабы-копты в Египте, курды-йезиды в странах Ближнего Востока, гуджаратцы-парсы в Индии, итальянцы-вальденсы в Италии и т.д. (табл. 1.3).

Этноконфессиональные (субэтноконфессиональные) группы в современном мире

Таблица 1.3

Название

Преобладающая

конфессиональная

принадлежность

Название

этноконфес-

сиональной

Преобладающая

конфессиональная

принадлежность

этноконфессиональной

Православные

Мусульмане

Итальянцы

Католики

Вальденсы

Вальденсы

Лютеране

Латгальцы

Католики

Лютеране

Православные

Ливанские арабы

Мусульмане

Марониты

Марониты

(католики-униаты)

Ливанские арабы

Мусульмане,

христиане

Сирийские арабы

Мусульмане-

Нусайриты

(алавиты)

Нусайриты

(алавиты)

Мусульмане-

Иракские арабы

Мусульмане-шииты и сунниты

Мандейцы

Мандейцы

Иракские арабы

Мусульмане-шииты и сунниты

Халдеи (католики- униаты)

Мусульмане-шииты

Зороастрийцы

Гуджаратцы

Индуисты

Зороастрийцы

Индуисты

Мусульмане

Индуисты

Сирийские

христиане

Христиане (монофизиты, униаты, несториане, протестанты)

Индуисты

Мусульмане

Пенджабцы

Мусульмане, индуисты

Египетские арабы

Мусульмане

Копты (монофизиты)

Индуисты,

мусульмане

Паке-чамы Джатс-чамы

Мусульмане,

индуисты

Конфуцианцы, даосисты, буддисты

Мусульмане

Христиане

(монофизиты)

Мусульмане

Бирманцы

Буддисты

Араканцы

Мусульмане

Православные,

мусульмане

Православные,

мусульмане

Мусульмане

Православные

Понятие «суперэтнос» введено в науку Л.Н. Гумилевым. Суперэтнос - это этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим (на основе единой религии) и политическим общением, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность. Примерами суперэтносов являются западноевропейский (западнохристианский, или католическо-протестантский), мусульманский, православный (восточнохристианский), иудаистский, индуистский и т.д. По Л.Н. Гумилеву, «суперэтнос в лице своих представителей противопоставляет себя всем прочим суперэтносам, но, в отличие от этноса, суперэтнос не способен к дивергенции. Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости». Таким образом, понятие «суперэтнос» является фактически синонимом понятия «цивилизация». Неспособность суперэтноса к дивергенции определяется именно его особым стилем жизни, который выработан своим комплексом знаний и признанием авторитета определенной системы ценностей. Каждый суперэтнос-цивилизация целостен, он опирается на собственную мифологию и культурно-историческую традицию. Каждому присущи собственная концепция жизни и человека, своя этика и мораль. При этом религия по отношению к этносу выполняет ряд функций: интегративную и метакультурную, а также лигитимизирующую - утверждая систему ценностей, определяющих способ существования суперэтноса. Религия еще является и главным маркером суперэтноса - основной видимой частью его способа существования, именно с этим связано то, что название суперэтноса часто совпадает с названием религии, исповедуемой народами, его составляющими .

По степени сопряженности с конфессиями все этносы подразделены отечественным религиоведом П.И. Пучковым на группы:

  • 1) этносы, полностью сопряженные с конфессиональными общностями . К этой группе относятся племенные общности, которые еще не сплотились в племенные объединения и в которых не велась про- зелитическая работа крупными конфессиями. Все представители каждого из таких этносов исповедуют один племенной культ;
  • 2) этносы в основном моноконфессиональные, однако придерживающиеся конфессий, распространенных за их пределами. Например, к этой группе относятся тайцы и кхмеры, подавляющее большинство которых исповедует буддизм хинаяны; пуштуны и яванцы, исповедующие почти исключительно суннитский ислам; ирландцы и мальтийцы - почти все христиане-католики и др.;
  • 3) этносы, среди которых преобладает какая-нибудь одна конфессия, но имеются существенные группы представителей других направлений или течений той же религии. К таким этносам относятся: большинство европейских народов, придерживающихся или католицизма (итальянцы, французы, поляки, испанцы), или какого-либо протестантского направления (англичане, шведы, финны), или православия (греки, сербы, украинцы, русские); большинство латиноамериканских народов, в основном приверженцев католицизма; многие мусульманские народы Ближнего Востока, среди которых при преобладании ислама суннитского направления есть и представители шиизма;
  • 4) этносы, у которых ни одна конфессия резко не преобладает, но все исповедания относятся к одной религии. К таким народам относятся немцы (протестанты - лютеране и реформаты - и католики), германо- и франкошвейцарцы (реформаты и католики), йеменские арабы (мусульмане - сунниты и зейдиты), арабы Омана (мусульмане - ибадиты и сунниты), американцы США (протестанты различных направлений, католики и небольшая группа православных);
  • 5) этносы, в составе которых имеются представители разных религий, но одна из них резко преобладает. Это бирманцы, большинство которых относятся к буддизму хинаяны, есть небольшое число мусуль- ман-суннитов, арабы Египта (мусульмане-сунниты и христиане-моно- физиты), арабы Сирии (мусульмане, среди которых преобладают сунниты, а также шиитские направления - алавиты, друзы, исмаилиты, а также христиане - православные, грекокатолики, яковиты), палестинские арабы (мусульмане-сунниты, а также группы православных, грекокатоликов и латинских католиков);
  • 6) этносы, в которых ни одна из религий не обладает резким перевесом над другими религиями, однако все религии достаточно четко размежеваны. Из таких народов следует назвать пенджабцев (мусульмане, сикхи, индуисты), бенгальцев (индуисты и мусульмане), арабов Ливана (мусульмане - сунниты, шииты, друзы, христиане - православные, грекокатолики, яковиты и др.);
  • 7) этносы, для которых характерен пол и конфессионал изм. Наиболее яркие примеры таких этносов: китайцы, религия которых представляет собой совокупность трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма (сплав этих трех религий и называется китайской традиционной религией - сань-цзяо), и японцы, исповедующие синтоизм и буддизм.

Довольно велика была и остается до нашего времени роль религии в этнических процессах, происходящих в мире. Так, в случае конфессиональной однородности населения на одной территории процессы межэтнической интеграции и консолидации, как правило, ускоряются. Так, формирование арабского этноса из семитских кочевых племен Аравии началось с переходом их от язычества к исламу. Католицизм сыграл важную роль в формировании важнейших европейских этносов: французов, испанцев, англичан, итальянцев, немцев и др. Роль православия в формировании русского этноса очевидна. В начале XIX в. идея об интегрирующей роли религии в межэтнической интеграции и об образовании двух народов в стране - индуистского и мусульманского - была выдвинута в среде национально-освободительного движения Британской Индии (М.А. Джинна, М. Икбал, В.Д. Саваркар). В соответствии с этой идеей впоследствии из Британской Индии было образовано два государства - Индия и Пакистан. Хотя до настоящего времени мусульманская и индуистская нации в соответствующих странах не сформировались, тем не менее наблюдается процесс межэтнического сближения народов Пакистана и Индии, в котором религия - ислам и индуизм - играет интегрирующую роль. Аналогичные процессы межэтнического сближения происходят в Таиланде, но уже на основе буддизма тхеравады, а также во многих других развивающихся странах мира.

Неоднородность конфессионального состава населения страны, наоборот, существенно тормозит этнообъединительные процессы. Во многих странах Африки - Эфиопии, Нигерии, ДРК и др. население исповедует ислам, различные направления христианства (католицизм, монофизитство, протестантизм), что не только существенно тормозит внутриэтническую консолидацию народов, в них проживающих, но и приводит к религиозно-общинным конфликтам.

В процессе ассимиляции скорость поглощения инородного элемента в окружающей этнической среде в значительной степени зависит от конфессиональной принадлежности ассимилируемого и ассимилирующего этносов. Само собой разумеется, ассимиляция происходит быстрее в случае конфессиональной однородности народов. Таким примером является относительно быстрая ассимиляция итальянцев- католиков среди католиков - аргентинцев и уругвайцев в Латинской Америке. Однако итальянцы-вальденсы (протестанты) в течение длительного времени сохраняют свою обособленность в населении Аргентины и Уругвая, превратившись в субэтноконфессиональную группу. Арабы-христиане (католики, православные, марониты) гораздо легче адаптируются и включаются в ассимиляционный процесс с этническим большинством в США, Австралии, странах Латинской Америки и Европы, чем арабы-сунниты или арабы-друзы.

Религия также оказывает существенное влияние на процессы этнического разделения, являясь «модусом этнообразования» (П.И. Пучков).

Классическими являются примеры этнической сепарации по конфессиональному признаку говорящего на сербохорватском языке населения Балкан: православные - сербы, католики - хорваты, мусульмане - босняки. По конфессиональным рубежам обособились говорящие на одном языке фламандцы (католики) и голландцы (в основном протестанты). В настоящее время процесс этнической сепарации можно наблюдать в Южной Азии, где идет постепенное разделения бенгальского этноса на два формирующихся народа: восточных бенгальцев (мусульман) в Бангладеш и западных бенгальцев (индуистов) в Индии (штат Западная Бенгалия). В Пенджабе, разделенном между Индией и Пакистаном, из пенджабского этноса формируются уже три народа: пенджабцы-мусульмане (Пакистан, провинция Пенджаб), пенджабцы-индуисты (Индия, штат Харьяна) и пенджабцы-сикхи (Индия, штат Пенджаб).

Примером этнической сепарации по конфессиональному признаку может служить выделение мусульман-хуэй из китайского этноса или мусульман-араканцев из буддийского бирманского этноса.

В условиях стран, в которых велико значение религии, нередко политическое и экономическое соперничество разных этнических групп принимает форму религиозно-общинных конфликтов: например, между мусульманами и христианами, индуистами и мусульманами, буддистами и мусульманами. В некоторых случаях эта борьба сопровождается актами насилия и вандализма.

Идеологией подобных конфликтов является коммунализм (от англ, communal - религиозно-общинный) - идеология и практика религиозного шовинизма в поликонфессиональной или полиэтнической стране. Коммунализм направлен на использование религии в политических целях, на разжигание религиозно-общинной вражды ради достижения политических амбиций верхушки той или иной религиозной общины. Классическим примером коммунализма может служить Индия, где формирование наций еще не окончено и религиозное самосознание индивидуума превалирует над этническим, что представляет собой благоприятную среду для развития коммунализма.

Идеологи коммунализма ставят знак равенства между религиозной общиной и нацией, делят общество на «своих» и «чужих», тем самым содействуя эскалации религиозно-общинных конфликтов. Будущее своих стран лидеры коммунализма видят в политическом строе, обеспечивающем безраздельное господство «своей» общины и фактическое растворение «чужой».

Коммунализм является идеологической основой для сепаратистских и националистических организаций, политических партий и группировок, действующих во многих районах мира со сложным конфессиональным и этническим составом населения. В Индии это Кашмир и Пенджаб, в Европе - Косово, Ольстер, в России - Чечня, в Китае - Тибет и Синьцзян и т.д.

Примером крайнего обострения политической ситуации в стране со сложным этноконфессиональным составом является ситуация в Сирии, где в 2011 г. началась гражданская война, в которой уже погибло более 60 тыс. человек, а еще 1,5 млн были вынуждены стать беженцами. В Сирии насчитывается 22 религиозные общины, в том числе 12 христианских (православные, католики, униаты, армяно-гре- гориане, монофизиты и др.) и 10 мусульманских (сунниты, алавиты, друзы, шииты разных направлений). Кроме того, в стране, кроме арабов (более 80% населения), проживают курды, армяне, черкесы, греки и др. Более 70% населения страны составляют сунниты, тем не менее политическая и экономическая власть в государстве сосредоточена в руках общины алавитов (к которым принадлежит семья президента Сирии Башара Асада), составляющих 10-15% населения, и христиан (6-10% населения). Отсутствие возможности демократической смены власти и обострение социально-экономических проблем в стране на фоне «революционного взрыва» в Арабском мире в результате и привели к гражданской войне, в которой правительственным силам, пользующимся поддержкой конфессиональных и этнических меньшинств, противостоят повстанцы, поддерживаемые суннитским, прежде всего сельским, населением.

Наиболее распространенной в России религией является православие. 73,6% ,4% привержены к исламу, менее двух процентов относятся к другим религиозным конфессиям. Атеисты 18,5%.

Рассмотрение социально-демографических характеристик выявляет следующие особенности: среди православных заметно некоторое преобладание женщин (60,4% против 39,6%), а среди атеистов - мужчин (66,5% против 33,5%). Также среди атеистов несколько больше с высшим и неполным высшим образованием, чем в среднем по выборке.

Однако, религиозная карта современного российского общества не так однозначна и определенна как представляется на первый взгляд. Дальнейшее исследование религиозной сферы жизни граждан России указывает на нечеткость и размытость в массовом сознании религиозных дефиниций. Так только 51,3% верят в существование бога, еще 26,1% православных верят в существование высшей силы, духа, разума. 5,2% не верят в существование бога. С другой стороны, 27% атеистов, верят в существование бога, высшей силы, высшего духа, разума и т.д.; только 43,5% атеистов твердо уверены, что бога не существует. Несколько по-другому обстоит ситуация у мусульман: 75,6% верят в бога. В высшую силу, духа и т.д. верят 16,7%.

Таким образом, по главному вопросу религии - отношению к предмету веры нет четкого понимания даже основных положений своей религиозной доктрины.

Это подтверждается также и ответами на вопрос "Как Вы считаете, существует ли только одна истинная религия, или истина содержится во многих религиях, или ни в одной религии нет истины?" Только 29,6 православных, уверены в том, что истина содержится лишь в одной религии, большинство же (43,9%) считает, что истина есть во многих религиях, 5,4 считают, что ни в одной религии нет истины.

С другой стороны, 7,6% атеистов считают, что истина содержится в одной религии. 19,2% данной группы полагают, что истина есть во многих религиях, и лишь 38,1% полагают, что ни в одной религии истины нет.

Таким образом, следует отметить, что процесс формирования религиозного сознания граждан России далек от завершения. Налицо интерес граждан к религии, стремление самоидентифицировать себя с определенной конфессией, но в тоже время объем религиозных знаний у большинства пока еще мал.

Нельзя также сказать, что россияне живут активной религиозной жизнью: так 3,6% посещают храм раз в неделю и чаще, несколько большее число (5,8%) посещает богослужения раз в месяц. По большим религиозным праздникам ходит в храм пятая часть (20,3%), почти столько же (23,3%) делают это раз в год и реже. А большинство (46,3%) признали, что практически никогда не посещают храм.

Женщины проявляют большую склонность к регулярному посещению богослужений, чем мужчины. Среди тех, кто посещает храмы один раз в месяц и чаще, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Чаще посещают храмы и люди преклонного возраста. Так среди тех, кто посещает богослужения несколько раз в неделю старшей возрастной группы (от 60 и выше) составляют 62,5%. Из православных практически никогда не посещают храмы 35,2%, большинство же тех, кто посещает, делает это в основном по большим церковным праздникам (25,3% данной группы).

Среди исповедующих ислам, число тех, кто чаще посещает храмы, выше, чем среди представителей прочих конфессий, - так чаще одного раза в неделю на богослужении присутствуют 10,3% этой группы. С другой стороны, среди мусульман выше число тех, кто практически никогда в храм не ходит (43,6%). Таким образом, число, не просто заявляющих о своей принадлежности к определенной конфессии, а действительно живущих религиозной жизнью, что подразумевает регулярное посещение храма и богослужений, относительно невелико, и составляет 9,4% (считая тех, кто ходит в храм раз в месяц и чаще). Это говорит о том, что, хотя религия играет все большую роль в жизни граждан России, реальное число верующих пока относительно не велико. Однако, стремление подавляющего большинства граждан России соотнести себя с какой-либо религиозной конфессией позволяет говорить о возможном увеличении числа реально верующих в будущем, что, помимо прочего, приведет к усилению роли в социально-политической жизни страны религиозных организаций и прежде всего - Русской Православной Церкви Палитра нетрадиционных религий в современной России поражает. Большинство из этих религиозных направлений находятся в зародыше, однако многие из них уже известны своей деятельностью. Особенностью для России можно считать, что многие религиозные направления пришли через посредников, не с Родины религии, а через западных учеников.

В России на сегодняшний день представлены почти все формы нетрадиционной религии. Среди новых религиозных течений - неохристианство. Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционного христианства с учетом требований времени. Основным веропроповедническим источником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигурой религиозных доктрин - Иисус Христос. Неохристианство от исторического христианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы, сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианским движениям относятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианская миссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа Святих Последних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия, Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”, Христианская церковь “Хвала и поклонение”, российское неохристианское образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие).

Религии ориенталистского направления представлены в России неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениями синтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений является опора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений других культур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских течениях популярны идеи универсализма, равности всех религий, как разных путей к Богу. В России неоиндуизм представлен общинами и центрами Международного Сообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”, Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы, последователями Трансцендентальной медитации и другими.

Буддистские течения представлены в России преимущественно их модернистскими отраслями, которые в своей совокупности получили название необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальное толкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеи различных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в России представлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различными школами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа,).

Нетрадиционными являются также искусственные религии, которые хотят объединить элементы восточных и западных традиций древних и современных культур, философских, экзотерических и религиозных учений и вывести некую общую формулу. Синтетические религии рознятся вероучением, философией, социальными установками, однако все они пропагандируют сотворение системы этического оздоровления государства. Объединение элементов христианства и буддизма, христианства и ислама, ведических учений наблюдаются в религиозных новообразованиях, которые действуют сейчас в России, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, Церковь Унификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство.

Большой разнообразностью отличаются теософские и изотерические группировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант, Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значение мистическому опыту. Достигнуть непосредственного контакта с духовной реальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или других измененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультным явлениям. Она признает только одно начало дух или разум.

Проблемы многонационального государства

На месте Российской империи, в которой при определенных условиях вызревали предпосылки для формирования единой российской нации, было создано фактически наднациональное государство, где, с одной стороны, ни один народ по существу не был застрахован от репрессий и насильственного переселения, от подрыва вековых устоев национального образа жизни, национальной истории, а с другой - в рамках союзных республик различные нации и народности пользовались значительной культурной и политической автономией. К началу перестройки они управлялись влиятельными национальными номенклатурными кланами, группировками и даже мафиями, что способствовало подъему в них местного национализма и формированию теневой экономики. При этом этнические меньшинства в ряде республик, особенно Закавказских, подвергались ассимиляции, все возрастающей маргинализации и дискриминации со стороны титульных наций. Показательно, что наиболее жесткая дискриминация в политике по отношению к языкам малочисленных народов проводилась не в пользу русского языка, а в пользу языков титульной нации (например, в Грузии не практиковалась письменность на мегрельском и сванском языках, в Азербайджане - на талышском, курдском, лезгинском, в Таджикистане - на ягнобском и большинстве памирских языков и т. д.).

Данное обстоятельство помогает понять тот факт, что во многих республиках национальные движения нетитульных народов не имели антирусской направленности, а начались как конфликты национальных меньшинств против титульных наций: армян против азербайджанцев в Нагорном Карабахе, абхазцев, осетин против грузин и т. д.

Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попытки силовых решений проблем национального самоопределения тех или иных народов. Более того, кое-кто может выступить с оружием в руках против российского присутствия в регионе. Тем не менее, если исходить из кавказских реальностей во всей их совокупности, а не руководствоваться абстрактными схемами, то оказывается, что, например, южные осетины, как и абхазы, могут видеть врага в Грузии и стремиться в Россию, армяне Нагорного Карабаха могут видеть врага в Азербайджане и не возражать против того, чтобы Россия выступала, по крайней мере, в качестве посредника в решении их проблемы.

Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т. и. делают иллюзорным в обозримой перспективе формирование сколько-нибудь единого жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода воочию подтверди. бы неожиданно разгоревшийся осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе), если их сумеют склонить на путь перекройки по своему усмотрению национально-государственных границ.

При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.

Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.

Рассуждения о сепаратизме, «России регионов» и т. д. строятся, по сути дела, на упрощенном понимании государства (особенно российского) как якобы механического или лоскутного образования, которое можно как угодно перелатывать и перекраивать, разбирать по частям или просто аннулировать по воле тех или иных лиц и организаций. Касаясь вопроса о возможностях и перспективах сепаратизма и формирования новых государственных структур вне и вопреки воле России, нужно учитывать следующее, исторически сложившееся обстоятельство: каждый отдельно взятый народ и каждая отдельно взятая республика наитеснейшими и неразрывными узами связаны с Россией - именно каждая в отдельности, но не все вместе, не в качестве единого экономического, политического, культурного или иного комплекса. Не случайно получилось и так, что каждая отдельно взятая республика в несравненно большей степени заинтересована в своих связях с Россией в целом, чем в сепаратных связях с входящими в ее состав республиками на индивидуальной или коллективной основе.

Особенно важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. Многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.

Около 100 тыс. лет назад у древних предков современного человека начала формироваться речь. Примерно 12 тыс. лет назад, когда большие группы людей оказались отрезанными друг от друга из-за повышения уровня , началось формирование разных языков и народов.

Сколько народов и языков на Земле

Народ - совокупность людей, проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. Каждый народ имеет свою культуру и традиции. Единство языка - главный признак, отличающий один народ от другого. Число народов и языков в ходе человеческой истории постоянно изменяется. Учёные считают, что сейчас на Земле около 5 тыс. народов и языков. В большинстве случаев названия народа и языка совпадают. Однако число людей, говорящих на данном языке, и народов, для которых он является родным, различно.

Языки по своему сходству и происхождению объединяются в языковые семьи. Таких семей около 20. Самая крупная из них - индоевропейская, на её языках говорит почти половина всего человечества. К ним относится и русский язык.

Несмотря на то что количество языков огромно, 2/3 населения мира говорит на 12 языках.

Кроме различий по языку, народы различаются по численности. Численность большинства народов Земли невелика - менее 1 млн человек. При этом выделяются наиболее многочисленные народы: китайцы, хиндустанцы, американцы , бенгальцы, бразильцы, русские, японцы. Численность каждого из них более 100 млн человек.

Религии

С давних времён люди объясняли происходящее вокруг них действиями сверхъестественных существ - духов, демонов, богов. Так появились религиозные верования. С помощью религии люди пытались понять окружающий их мир, постичь смысл жизни. Роль религии огромна и по сей день. Людей, верующих в какое-либо божество, больше, чем неверующих (атеистов). Религия влияет на обычаи, культуру и быт людей, их хозяйственную и политическую деятельность.

В мире существуют сотни религий. Некоторые из них овладели душами и умами большого количества людей в разных частях Земли.

Около 95 % всех верующих приходится на долю 12 наиболее распространённых религий. Среди них - христианство, ислам и буддизм.

Наряду с мировыми существуют национальные религии. Среди них по числу верующих выделяется индуизм, распространённый в . Он возник примерно за 1500 лет до наступления нашей эры. Основатель неизвестен. Индуисты поклоняются многим богам (Брахме, Вишну, Шиве) и верят, как и буддисты, в перевоплощение душ.

Loading...Loading...