Религия древних египтян проблемы культы. Верования древних египтян

Египетская религия была комбинацией верований и практик, которые в современную эпоху включали бы магию, мифологию, науку, медицину, психиатрию, спиритизм, гербологию, а также современное понимание «религии» как веры в высшую силу и жизнь после смерти. Религия играла роль во всех аспектах жизни древних египтян, потому что жизнь на земле рассматривалась только как одна часть вечного пути, и для продолжения этого путешествия после смерти нужно было жить достойной жизни.

Во время своей жизни на земле, как ожидалось, поддерживался принцип ма’ата (гармонии) с пониманием того, что действия человека в жизни затрагивают не только себя, но и жизни других людей и деятельность Вселенной. Ожидалось, что люди будут зависеть друг от друга, чтобы поддерживать равновесие, поскольку это было волей богов, чтобы произвести наибольшее удовольствие и счастье для людей благодаря гармоничному существованию, которое также позволило богам лучше выполнять свои задачи.

Почитая принцип ма’ата (олицетворяемый как богиня с тем же именем, держащий белое перо правды) и живя своей жизнью в соответствии с ее заповедями, один был выровнен с богами и силами света против сил тьмы и хаос, и заверили себя в приветственном приеме в Зале Правды после смерти и нежном суждении Осириса, Господа Мертвых.

БОГИ
Основополагающий принцип египетской религии был известен как хэка (магия), олицетворяемая в богах Хека. Хека всегда существовал и присутствовал в акте творения. Он был богом магии и медицины, но был также силой, которая позволяла богам выполнять свои функции и позволяла людям общаться с их богами. Он был всепроникающим и всеохватывающим, наполняя повседневную жизнь египтян магией и смыслом и поддерживая принцип маата, от которого зависела жизнь.

Возможно, лучший способ понять Хеку - это деньги: можно приобрести определенный предмет с определенным наименованием валюты, потому что стоимость этого предмета считается той же, или меньше, чем эта деноминация. Счет в руке имеет невидимую ценность, учитывая его по значению стоимости (когда-то золотому стандарту), который обещает торговцу, он компенсирует то, что он покупает. Это именно отношения Хеки с богами и человеческим существованием: он был стандартом, основой власти, от которого зависело все остальное. Бог или богиня были призваны для определенной цели, ему поклонялись за то, что они дали, но именно Хэка позволил этим отношениям между людьми и их божествами.

Боги Древнего Египта рассматривались как лорды творения и хранители порядка, но и как знакомые друзья, которые были заинтересованы в помощи и руководстве народами земли. Боги создали порядок из хаоса и дали людям самую прекрасную землю на земле. Египтяне были так глубоко привязаны к своей родине, что избегали длительных военных кампаний за пределами своих границ, опасаясь, что они умрут на чужой земле, и им не будут предоставлены надлежащие обряды для продолжения их жизни после жизни. Египетские монархи отказались отдать своих дочерей замуж за иностранных правителей по той же причине. Боги Египта благословили землю своей особой милостью, и люди ожидали, что они почитают их как великих и добрых благодетелей.

Давным-давно, по их мнению, не было ничего, кроме темных закрученных вод хаоса, простирающихся в вечность. Из этого хаоса (Ну) поднялся изначальный холм, известный как Бен-Бен, на котором стоял великий бог Атум (некоторые версии говорят, что бог был Птах) в присутствии Хеки. Атум посмотрел на ничто и узнал его одиночество, и поэтому он связался со своей собственной тенью, чтобы родить двух детей: Шу (бог воздуха, которого Атом выплюнул) и Тефнут (богиня влаги, которую Атум вырвал). Шу дал раннему миру принципы жизни, в то время как Тефнут способствовал принципам порядка. Оставив отца на Бен-Бен, они намеревались создать мир.

Со временем Атум стал беспокоиться, потому что его дети так долго ушли, и поэтому он снял свой взгляд и отправил его в поисках их. В то время как его взгляд исчез, Атум сидел один на холме посреди хаоса и размышлял о вечности. Шу и Тефнут вернулись с глазом Атума (позже связанного с Уджатским оком, Глазом Ра или Всевидящим Глазом), и их отец, благодарный за их безопасное возвращение, пролил слезы радости. Эти слезы, опустившиеся на темную плодородную землю Бен-Бен, породили мужчин и женщин.

Этим людям некуда было жить, и поэтому Шу и Тефнут спаривались и родили Геба (землю) и Ореха (небо). Геб и Орех, хотя брат и сестра, влюбились в любовь и были неразлучны. Атум обнаружил, что их поведение неприемлемо и оттолкнуло Ореха от Геба, высоко в небеса. Оба любовника навсегда могли видеть друг друга, но больше не могли прикоснуться. Однако орех был уже беременен Гебом и в конце концов родил Осириса, Исиду, Сет, Нефти и Хоруса - пяти египетских богов, которые чаще всего признаются самыми ранними (хотя Хатхор теперь считается старше Исиды). Эти боги тогда породили всех других богов в той или иной форме.

У богов была своя специальная специальность. Например, Бастет был богиней очага, родины, женского здоровья и секретов, а также кошек. Хатхор был богиней доброты и любви, связанной с благодарностью и великодушием, материнством и состраданием. Согласно одной из ранних рассказов, связанных с ней, она первоначально была богиней Сехмет, которая напилась кровью и почти уничтожила мир, пока не успокоилась и не спала пивом, которое боги краснели, чтобы обмануть ее. Когда она проснулась от сна, она превратилась в более мягкое божество. Хотя она была связана с пивом, Тенене была главной богиней пива, а также председательствовала на родах. Пиво считалось необходимым для здоровья в Древнем Египте и подарком от богов, и было много божеств, связанных с напитком, который, как говорили, был впервые приготовлен Осирисом.

Ранний миф рассказывает о том, как Осирис был обманут и убит его братом Сеттом и как Изида вернула его к жизни. Однако он был неполным, так как рыба съела часть его, и поэтому он больше не мог гармонично править на земле и стал Лордом Мертвых в подземном мире. Его сын, Хорус Младший, сражался Сета восемьдесят лет и, наконец, победил его, чтобы восстановить гармонию с землей. Тогда Хорус и Изида правили вместе, и все остальные боги нашли свои места и области знаний, чтобы помочь и поощрить народ Египта.

Среди наиболее важных из этих богов были трое, которые составили фиванскую Триаду: Амун, Мут и Кноны (также известный как Хонсу). Амун был местным богом плодородия Фив до тех пор, пока фиванский благородный ментопед II (2061-2010 гг. До н. Э.) Не победил своих соперников и не объединил Египет, подняв Фивы до положения капитала и его богов к господству. Амун, Мут и Хонсы Верхнего Египта (где находились Фивы) приняли атрибуты Птаха, Сехмента и Хонсу из Нижнего Египта, которые были гораздо более древними божествами. Амон стал верховным богом-создателем, символизируемым солнцем; Мут была его женой, символизируемой солнечными лучами и всевидящим глазом; и Хонс был их сыном, богом исцеления и разрушителя злых духов.

Эти три бога были связаны с Огдоадом Эрмополиса, группой из восьми изначальных божеств, которые «воплощали качества первобытной материи, такие как тьма, влажность, отсутствие границ или видимых сил. Обычно это состояло из четырех божеств, удвоенных до восьми, включая женские коллеги «(Пинч, 175-176). Огдоад (произносится как ОГ-дох-ахд) представлял состояние космоса, прежде чем земля поднялась из вод хаоса, а свет прорвался сквозь изначальную тьму и также назывался Хеху («бесконечность»). Это были Амун и Амонет, Хех и Хауэт, Кек и Каукет, а также Нун и Наунет, представляющие другой аспект бесформенного и непостижимого времени до творения: Скрытность (Амон / Амонет), Бесконечность (Хех / Хауэт), Тьма (Кек / Каукет) и Бездны (Орех / Наунет). Ogdoad - лучший пример настойчивости египтянина в отношении симметрии и равновесия во всех вещах, воплощенных в их мужском / женском аспекте, который, как считается, породил принцип гармонии в космосе до рождения мира.

ГАРМОНИЯ И ВЕЧНОСТЬ
Египтяне считали, что земля (в частности, Египет) отражает космос. Считалось, что звезды в ночном небе и созвездия, которые они сформировали, имеют прямое отношение к личности и будущим состояниям. Боги сообщили ночное небо, даже путешествовали по нему, но не были далекими божествами на небесах; боги жили вместе с народом Египта и ежедневно общались с ними. Деревья считались домами богов и одним из самых популярных из египетских божеств, Хатхор, иногда назывались «Хозяйкой Дамской пальмы» или «Леди Сикамора», потому что считалось, что она предпочитает эти деревья отдыхать или под ним. Ученые Оукс и Гахлин отмечают, что

«Предположительно из-за тени и плода, предоставленного ими, богини, связанные с защитой, материнством и воспитанием, тесно связаны с [деревьями]. Хатхор, Орех и Изида часто появляются в религиозных образах и литературе [по отношению к деревьям] «(332).

Растения и цветы также были связаны с богами, а цветы хвойного дерева были известны как «цветы жизни» для их живительных свойств. Тогда Вечность не была эфирной, туманной концепцией какого-то «неба», далекого от земли, но ежедневной встречи с богами и богинями, с которыми можно было бы продолжать вечно, в жизни и после смерти.

Однако для того, чтобы испытать такое блаженство, нужно было знать о важности гармонии в своей жизни и о том, как отсутствие такой гармонии влияет на других, а также на себя. «Шлюз греха» для древних египтян был неблагодарностью, потому что он отбросил равновесие и позволил каждому другому греху укорениться в душе человека. Как только кто-то упустил из виду то, что было благодарно, его мысли и энергии были обращены к силам тьмы и хаоса.

Это убеждение породило такие ритуалы, как «Пять даров хатора», в которых можно было бы рассмотреть пальцы рук и называть пять вещей в жизни, за которые был очень благодарен. Один из них был призван быть конкретным в этом, назвав все, что считалось дорогим, например, супруг (супруга), его дети, собака или кошка, или дерево у потока во дворе. Поскольку рука всегда была доступна в любое время, это послужит напоминанием о том, что всегда есть пять вещей, за которые следует быть благодарны, и это поможет поддерживать легкое сердце в гармонии с гармоничным балансом. Это было важно на протяжении всей жизни и оставалось одинаково значимым после его смерти, так как для того, чтобы продвигаться к вечной жизни блаженства, сердце должно быть легче, чем перо, когда он стоял на суде перед Осирисом.

ДУША И ЗАЛ ИСТИНЫ
По словам ученого Маргарет Бунсон:

Египтяне боялись вечной тьмы и бессознательности в загробной жизни, потому что оба условия опровергли упорядоченную передачу света и движения, очевидные во вселенной. Они поняли, что смерть была воротами к вечности. Египтяне, таким образом, почитали акт смерти и почитали структуры и ритуалы, участвующие в таком человеческом приключении (86).

Структуры мертвых все еще можно увидеть по всему Египту в современный день в гробницах и пирамидах, которые все еще поднимаются из ландшафта. Однако после жизни существовали структуры и ритуалы, которые были столь же важны.

Душа считалась состоящей из девяти отдельных частей: Хат был физическим телом; двойная форма Ка; Ва - человеческий птичий аспект, который мог бы ускориться между землей и небесами; Шуит был теневым я; Ах - бессмертное, трансформированное Я, Саху и Сыхем аспекты Ах; Аб был сердцем, источником добра и зла; Рен был тайным именем. Все девять из этих аспектов были частью земного существования, и, при смерти, Ах (с Саху и Сецем) предстали перед великим богом Осирисом в Зале Истины и в присутствии Сорок Два Судьи, чтобы иметь сердце (Аб) взвешивал баланс в золотом масштабе против белого перья истины.

Нужно было бы повторить отрицательное исповедание (список тех грехов, которые можно было честно заявить, что никто не совершал в жизни), и тогда сердце было помещено в шкалу. Если сердце было легче, чем перо, то ждали, пока Осирис согласился с Сорок двумя судьями и богом мудрости Тотом, и, если его считать достойным, ему разрешили пройти через зал и продолжить свое существование в раю; если сердце было тяжелее перья, оно было выброшено на пол, где его пожрал монстр Аммут (сапожник), а затем прекратил свое существование.

Пройдя через Зал Правды, один был направлен в лодку Граф-хафа («Тот, кто смотрит за ним»), неприятное существо, всегда капризное и оскорбительное, которому нужно было найти способ быть добрым и вежливым, Показывая доброту недоброму Граф-хафу, один показал, что достойно быть переправленным через воды озера Лили (также известного как «Озеро цветов») на поле тростника, которое было зеркальным отражением жизни на земле, кроме не было никакой болезни, никакого разочарования и смерти. Тогда можно было бы продолжить свое существование так же, как и прежде, ожидая, что те, кого любят в жизни, перейдут к себе или встретились с теми, кто раньше жил.

ЗАЩИТА, ШАБЛОНЫ И СКРИПТУРА
Хотя греческий историк Геродот утверждает, что только люди могут быть священниками в Древнем Египте, египетская запись утверждает иначе. Женщины могли быть священниками культа своей богини из Старого Королевства и получили такое же уважение, как и их мужские коллеги. Обычно член духовенства должен был быть того же пола, что и божество, которому они служили. Культ Хатхора, прежде всего, регулярно посещался женским клириком (следует отметить, что «культ» не имел такого же значения в древнем Египте, что и сегодня. Культы были просто сектами одной религии). Священники и жрицы могли вступать в брак, иметь детей, владеть землей и домами и жить как кто-либо другой, кроме определенных ритуальных практик и обрядов в отношении очищения до судейства. Бунсон пишет:

В большинстве периодов священники Египта были членами семьи, давно связанной с конкретным культом или храмом. Священники набирали новых членов из своих кланов, поколение за поколением. Это означало, что они не жили отдельно от своих собственных людей и таким образом поддерживали понимание положения дел в своих сообществах (209).

Священники, как книжники, проходили длительный период обучения до начала службы и, как только рукоположили, позаботились о храмовом или храмовом комплексе, совершили ритуалы и обряды (например, браки, благословения на дом или проект, похороны), выполняли обязанности врачей, целителей, астрологов, ученых и психологов, а также интерпретировал мечты. Они благословляли амулеты, чтобы отразить демонов или увеличить плодовитость, а также совершили обряды и очистительные обряды, чтобы избавить дом от призраков. Их главная обязанность заключалась в том, что они служили Богу и народу общины, и важной частью этого долга была их забота о храме и статуе бога внутри. Священники также были докторами на службе у Хеки, независимо от того, какое другое божество они служили непосредственно. Примером этого является то, как все священники и жрицы богини Серкет (Селкет) были врачами, но их способность исцелять и ссылаться на Серкета была разрешена благодаря силе Хеки.

Храмы древнего Египта считались буквальными домами божеств, которых они чтили. Каждое утро главный священник или жрица, очищая себя ванной и одеваясь в чистом белом белье и чистых сандалиях, входил в храм и следил за статуей бога, как и с тем, кого они обвиняли в уходе. Двери святилища были открыты для утреннего света, и статуя, которая всегда находилась в самом сокровенном святилище, была очищена, одета и помазана маслом; впоследствии двери святилища были закрыты и заперты. Никто, кроме главного священника, не имел такого тесного контакта с богом. Те, кто пришел в храм, чтобы поклоняться только, были разрешены во внешних районах, где их встретили меньшее священнослужители, которые обращались к их потребностям и принимали их предложения.

Не было официальных «священных писаний», используемых клиром, но концепции, переданные в храме, как полагают, были похожи на те, что были найдены в таких произведениях, как «Тексты пирамид», «Тексты более поздних текстов» и заклинания, найденные в египетской книге Мертв. Хотя «Книга мертвых» часто упоминается как «Древняя египетская Библия», это было не так. Книга мертвых - это набор заклинаний для души в загробной жизни. Тексты пирамид - самые древние религиозные тексты в древнем Египте, датируемые c. 2400-2300 BCE. Тексты гроб были разработаны позднее из текстов пирамид. C. 2134-2040 гг. До н. Э., В то время как «Книга мертвых» (фактически известная как «Книга о будущем») была установлена ​​где-то в. 1550-1070 годы до нашей эры.

Все три из этих работ посвящены тому, как душа должна ориентироваться в загробной жизни. Их титулы (данные европейскими учеными), а также количество великих гробниц и статуй во всем Египте, не говоря уже о сложных погребальных ритуалах и мумиях, привели многих людей к выводу, что Египет был культурой, одержимой смертью, когда на самом деле египтяне были полностью занятой жизнью. Книга «Прибытие вперед в день», а также более ранние тексты представляют настоящие духовные истины, которые можно было бы услышать в жизни и напомнить душе о том, как следует действовать на следующем этапе своего существования без физического тела или материального мира, Предполагалось, что душа любого египтяна вспомнит эти истины из жизни, даже если они никогда не ступит в храм, из-за множества религиозных праздников, которыми египтяне наслаждались в течение всего года.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ФЕСТИВАЛИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
Религиозные фестивали в Египте полностью интегрировали священный аспект богов с повседневной жизнью людей. Египетский ученый Линн Мескелл отмечает, что «религиозные фестивали актуализировали веру, они не были просто социальными праздниками, они действовали во множестве смежных сфер» (Нардо, 99). Были великие фестивали, такие как «Красивый фестиваль Вади» в честь бога Амона и меньшие фестивали для других богов или празднование событий в жизни сообщества.

Бунсон пишет: «В определенные дни, в некоторые эпохи несколько раз в месяц, бог перевозился на улицах или выходил на улицы или отправлялся на Нил. Там происходили оракулы, и священники отвечали на ходатайства» (209). Статуя бога будет удалена из внутреннего святилища, чтобы посетить членов общины и принять участие в праздновании; обычай, который, возможно, развился независимо в Египте или прибыл из Месопотамии, где эта практика имела долгую историю.

Прекрасный Фестиваль Вади был праздником жизни, целостности и общности, и, как отмечает Мескелл, люди присутствовали на этом фестивале и посетили святыню, чтобы «молиться о физической целостности и физической жизнеспособности», оставляя жертвы богу или богине как признак благодарности за их жизнь и здоровье. Мескелл пишет:

Можно предусмотреть приход священника или жрицы и сбор предложений, а затем замену корзин, некоторые из которых были обнаружены археологически. Тот факт, что эти предметы ювелирных изделий были личными объектами, предполагает мощную и близкую связь с богиней. Более того, на месте святилища Тимны на Синае, голосующие были ритуально разбиты, чтобы обозначить передачу от человека к божеству, что свидетельствует о диапазоне ритуальных практик, происходящих в то время. В Новом Королевстве значительная доля женщин-доноров, хотя в целом картины с гробницами, как правило, не демонстрируют религиозную практику женщин, а скорее сосредоточены на мужской деятельности (101).

Разрушение обеты означало сдачу доброжелательной воли богов. Поклонение было чем-то предлагаемым в выполнении обета или в надежде на достижение какого-либо желания. Хотя избирательные голоса часто оставались нетронутыми, их иногда ритуально уничтожали, чтобы обозначить преданность богам; один отдавал им что-то драгоценное, которое нельзя было вернуть.

На этих фестивалях не было различий между теми актами, которые считаются «святыми», и теми, которые современная чувствительность будет обозначать «профана». Вся жизнь была открыта для исследования во время фестиваля, и это включало в себя сексуальную активность, пьянство, молитву, благословения для своей сексуальной жизни, для своей семьи, для здоровья и предложений, сделанных как в благодарность, благодарность, так и в мольбе.

Семьи присутствовали на фестивалях вместе, как и подростки и молодые пары, и те, кто надеялся найти помощника. Старшие члены общины, богатые, бедные, правящий класс и рабы все были частью религиозной жизни общины, потому что их религия и их повседневная жизнь были полностью переплетены и через эту веру они признали свою индивидуальную жизни были все переплетенные гобелены со всеми остальными.

Как вся жизнь египтян обусловливалась природою их страны, так и религия Древнего Египта состояла в теснейшей связи с природою. В Нильской долине, где так близко соприкасались жизнь и смерть, важнейшею потребностью человека естественно было ослабить влияние смерти, подкрепить и возвеличить силы природы, дарующие жизнь.

Оттого египетская религия исключительно обращалась к той естественной силе, которая в круговом своем течении давала стране жизнь и плодородие, – к солнцу . Как ни разнообразно сложились формы божеств и религиозные обряды в Древнем Египте , где почти каждый город имел своих особенных богов и только немногим божествам поклонялся народ повсеместно, все показывает, что поклонение солнцу было первоначальным зерном и самым общим началом египетских верований, национальным культом египтян. Не только множество божеств, имеющих особенные имена, обряды и святилища, состоят, по существу своему, в родственной связи с солнцем, его разнообразными действиями и явлениями, или относительно своего происхождения, или относительно соединенных с ними символических представлений; но даже большинству чисто местных и родовых божеств в религии Древнего Египта, для возвеличения их могущества, приписывалась связь с солнцем. Эти божества или признавались тождественными с ним, или же имена их дополнялись придаточным именем Ра, которое считалось древнейшим обозначением бога солнца.

Ра - бог солнца в религии Древнего Египта

Таким образом, не только фиванское местное божество Амон превратилось в сильнейшего национального бога, под именем Амон-Ра, но и большинство других местных богов Древнего Египта: Монту , Атум, Тот и др., с присоединением слова «ра», перешли в область бога солнца. Этому Ра или Фра (отсюда фараон), отцу и царю богов, восседающему в солнечном круге и правящему всем небесным пространством, особенно поклонялись в Мемфисе и в «Солнечном городе» (Гелиополисе). Здесь находилось высокочтимое святилище, куда, по сказанию египтян, каждые 500 лет прилетала с востока птица Феникс и сгорала в благовонном фимиаме, чтобы потом выйти юною из пепла и на третий день возвратиться на восток, в свою родину: то было символическое выражение солнечного течения в определенные, вечно неизменные промежутки времени. Сильным стражем неба был Сфинкс, которого изображали львом с головою бога солнца.

Вместе с Ра самыми почитаемыми богам религии Древнего Египта были Пта и Осирис . Подле храма Пта , «отца света», в Мемфисе, содержался на великолепном дворе священный бык Апис, который, как символ производительной силы солнца, пользовался таким почитанием в египетском народе, что по смерти его вся страна погружалась в печаль, пока жрецы не находили нового быка с известными внешними приметами. Тогда наступало семидневное празднество, возвещавшее об этом счастливом событии процессиями и пиршествами. Бык Апис был черный с белым пятном на лбу, двойною шерстью на хвосте и наростом под языком; нарост должен был иметь форму священного жука.

Собственно национальным божеством египтян был бог солнца Осирис со своею супругой и сестрою Исидой и сыном Гором . О нем одном жрецы религии Древнего Египта сложили сказания, аллегорическим содержанием которых служат круговое течение солнца и сопровождающие ход его явления природы. Осирис, благодетель страны, убит своим завистливым братом Сетом и 72-мя его сообщниками; труп его положен в ящик и погружен в реку. Сокрушаясь и сетуя ищет Исида утраченного мужа, и нашедши труп, приказывает похоронить его на священном речном острове Филе. Из царства мертвых, где с того времени властвует Осирис, является он сыну своему Гору, возбуждая его к отмщению. Сын собирает своих приверженцев, побеждает Сета и прогоняет его с черными сообщниками в пустыню. Затем Гор вступает на престол отца и властвует над Египтом.

Древнеегипетский бог Сет

В этом знаменательном древнеегипетском мифе представлена символически вся естественная жизнь Нильской долины. Сет и его сообщники означают 72 дня томительного зноя и засухи. Исида, земля египетская, сетует о благословенной влаге и призывает ее; Осирис, та плодотворная сила природы, которая обнаруживается в разлитии Нила, удален или покоится в теснине каменных скал у водопадов Филе и Элефантины, во все время владычества своего враждебного брата. Но сын его Гор, свежая весна, прогоняет, в избытке юношеских сил, «темно-красного, огненного» Сета и возвращает стране закон и плодородие. Смерть Осириса только кажущаяся; он живет и действует, как на земле через сына своего Гора, мстителя за отца (давшего об отце «откровение»), так и в подземном царстве, где он судит души умерших и пробуждает их к новой жизни.

Древнеегипетская богиня Исида

К числу солнечных божеств религии Древнего Египта принадлежал также, по существу своему, греко-египетский местный бог позднейшей столицы Александрии, Серапис, обожанию которого так благоприятствовали Птолемеи , что в III м столетии до Р. X. он имел в Египте 42 храма. Рядом с этими божествами стояла Нейт – таинственное олицетворение начала зачатия и рождения в природе, покровительница («занавешенный образ») Саиса в Нижнем Египте. В честь её совершался ежегодно особенный праздник светильников, подобный бегу с факелами, установленному в Афинах в честь девственной Паллады Афины , с которою ее не раз сравнивали.

Религия Древнего Египта чтила также священных животных, и это обожание до того преобладало в народной вере, что еще в древности возбудило усиленное внимание и некоторые указания на причины и смысл такого явления. Не только бык Апис, но и коровы, кошки, ибисы, кобчики, собаки, крокодилы и многие другие животные пользовались почетом, как боги. Тот, кто умышленно убивал священное животное, подвергался смерти. Во время пожара, говорит Геродот , Египтяне гораздо больше заботятся о спасении кошек, чем о тушении огня, и когда кошка погибала в пламени, в народе поднимался сильный вопль. В этом поклонении животным грубое суеверие, по-видимому, соединялось с высшими чаяниями и представлениями. Между тем как масса народа, вероятно, предавалась самому дикому фетишизму, принимавшему чувственный предмет поклонения за самое божество, посвященные в тайны религии руководились более духовными воззрениями, созерцая и почитая в инстинкте животных чудесный, непостижимый дух природы во всей его непосредственности, в том могуществе, с каким является он, еще не прошедши сквозь пытливую мысль человека. Или животным поклонялись как символам тех божеств, которым они были посвящены, поскольку эти божества считались в религии Древнего Египта представителями преобладающих природных сил или тел небесных.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

В религии Древнего Египта существовала вера в загробную жизнь, в наказание злых и награждение добрых. Суд происходит в преддверии преисподней, в храмине «двойной справедливости», пред престолом Осириса, где сердце умершего взвешивается на весах правосудия. Души праведных, украшенные страусовым пером, переходят в обитель бога солнца, души грешников в царство мрака. Древние египтяне разделяли с индийцами веру в переселение душ . Тела праведных находили покой в могилах, жизнь в смерти, радость в восточной родине солнца, и только души нечистых, еще не совсем погибшие, подвергались переселениям, продолжавшимся вероятно до тех пор, пока они, таким образом очистившись, могли быть допущены к богу солнца.

Египта всегда были неотделимы от мифологии и мистицизма, свойственного этой части земного шара. Именно благодаря древнеегипетским мифам и легендам в дальнейшем сформировалось и язычество на Руси.

Также отголоски этой культуры можно наблюдать в современном иудаизме, исламе, христианстве. Множество образов и легенд распространилось по всему земному шару и со временем стало частью современного мира. Предположения и гипотезы, касающиеся египетской культуры и религии, до сих пор мучают ученых мира, отчаянно пытающихся разгадать тайны этой удивительной страны.

Основные направления

Религия древнего Египта многообразна. Она сочетает несколько направлений, таких как:

  • Фетишизм . Представляет собой поклонение неодушевленным предметам или материалам, которым приписываются мистические свойства. Это могут быть амулеты, картины или другие вещи.
  • Монотеизм . Основывается на вере в но при этом допускает существование иных сверхъестественных форм или нескольких божественных ликов, которые являются образом одного и того же персонажа. Такой бог может являться в разных обличиях, но его суть остается неизменной.
  • Политеизм . Система верований, которая основывается на многобожии. В политеизме существуют целые пантеоны божественных созданий, каждое из которых отвечает за отдельную тематику.
  • Тотемизм . Весьма распространенное явление для древнего Египта. Суть этого направления заключается в поклонении тотемам. Чаще всего это животные, которым преподносят дары, чтобы через них задобрить богов и попросить их о счастливой жизни или успокоении в ином мире.

Все эти направления формировались на протяжении более 3 тыс. лет, и, конечно же, за столь долгий срок религия древнего Египта пережила множество изменений. Например, некоторые боги, которые занимали последнее место по своей значимости, постепенно становились основными, и наоборот. Некоторые символы сливались и превращались в совершенно новые элементы.

Отдельную часть занимают легенды и верования, касающиеся загробной жизни. Благодаря этой многогранности, различным ответвлениям и постоянно меняющимся обрядам в Египте не было единой государственной религии. Каждая группа людей выбирала отдельное направление или божество, которому в дальнейшем начинала поклоняться. Пожалуй, это единственное верование, которое не объединяло всех жителей страны, и порой приводило к войнам в силу того, что жрецы одной коммуны не разделяли взглядов другой, поклоняющейся иным богам.

Магия в древнем Египте

Магия была основой всех направлений и практически представлялась людям как религия древнего Египта. Кратко сложно изложить все мистические верования древних египтян. С одной стороны, магия была орудием и направлялась против врагов, с другой - использовалась для того, что защищать животных и людей.

Амулеты

Важнейшее значение придавалось всевозможным амулетам, которые наделялись необыкновенной силой. Египтяне верили, что такие вещи могли защитить не только живого человека, но и его душу после перехода в другой мир.

Существовали амулеты, на которых древние жрецы писали специальные магические формулы. Особенно серьезно относились к обрядам, во время которых над амулетами произносили заклинания. На тело умершего также было принято класть лист папируса со словами, адресованными богам. Таким образом родственники покойного просили высшие силы о милости и о лучшей участи для души умершего.

Фигурки животных и людей

Мифы и религия древнего Египта включают рассказы о всяческих фигурках животных. Таким амулетам египтяне придавали большое значение, так как подобные вещи могли не только принести удачу, но и помочь проклясть врага. Для этих целей из воска лепили фигурку человека, которого нужно было наказать. В дальнейшем это направление трансформировалось в черную магию. В христианской религии тоже есть подобный обычай, но он, напротив, направлен на исцеление. Для этого необходимо вылепить из воска больную часть тела человека и принести в церковь к иконе святого, у которого родные просят помощи.

Наравнес амулетамиогромное значение придавалось рисункам и всевозможным заклинаниям. Первоначально существовала традиция приносить в погребальную комнату пищу и класть ее рядом с мумией умершего, чтобы задобрить богов.

Через некоторое время, когда продукты портились, египтяне приносили свежие подношения, но в конечном счете все свелось к тому, что рядом с мумифицированным телом клали изображение пищи и свиток с определенными заклинаниями. Считалось, что после прочтения заветных слов над усопшим жрец мог передать послание богам и обезопасить душу погибшего.

«Слова власти»

Это заклинание считалось одним из мощнейших. Древние религии Египта придавали произнесению сакральных текстов особое значение. В зависимости от обстоятельств указанное заклинание могло производить разный эффект. Для этого нужно было обязательно назвать имя того или иного существа, которое жрец хотел призвать. Египтяне верили, что именно знание этого имени было ключом ко всему. Пережитки таких поверий сохранились и по сей день.

Переворот Эхнатона

После того как из Египта были изгнаны гиксосы (которые оказали влияние на древние религии Египта),страна пережила религиозный переворот, зачинщиком которого являлся Эхнатон. Именно в это время египтяне начали верить в существование единого бога.

Избранным богом стал Атон, но данное верование не прижилось в силу своего возвышенного характера. Поэтому после смерти Эхнатона осталось очень мало поклоняющихся единому божеству. Этот краткий период монотеизма все же оставил свой отпечаток на последующих направлениях египетской религии.

Согласно одной из версий, левиты, которых вел Моисей, были одними из тех, кто верил именно в бога Атона. Но в силу того, что это стало непопулярно в Египте, секта была вынуждена покинуть родные земли. В ходе своего путешествия последователи Моисея объединились с кочующими евреями и обратили их в свою веру. Десять заповедей, которые известны ныне, сильно напоминают строки одной из глав «Книги Мертвых», которая называется «Заповедь отрицания». В ней перечисляется 42 греха (по одному на каждого бога, которых, согласно одной из египетских религий, было также 42).

В настоящее время это лишь гипотеза, которая позволяет рассмотреть более детально особенности религии древнего Египта. Достоверных доказательств не существует, но многие специалисты все чаще склоняются именно к такой формулировке. К слову, споры по поводу того, что христианство основано на египетских верованиях, до сих пор не угасают.

Египетская религия в Риме

Во времена, когда началось массовое распространение христианства, а Александр Македонский погиб, египетская религия полностью слилась с античной мифологией. В то время, когда старые боги уже не отвечали всем требованиям общества, появился культ Исиды, который распространился на всю территорию Римской империи. Наряду с новым течением большой интерес стал проявляться и к египетской магии, влияние которой к этому времени уже достигло Британии, Германии и начало распространяться по всей Европе. Сложно сказать, что это была единственная религия древнего Египта. Кратко можно представить ее в виде промежуточной ступени между язычеством и постепенно появляющимся христианством.

Египетские пирамиды

Эти постройки всегда были окутаны сотнями легенд и поверий. До сих пор ученые пытаются разгадать тайну того, как в пирамидах подвергаются мумификации любые органические объекты. Даже маленькие животные, погибшие в этих постройках, сохраняются очень долгое время без бальзамирования. Некоторые люди утверждают: проведя некоторое время в древних пирамидах, они испытали прилив энергии, и даже избавились от некоторых хронических заболеваний.

Культура и религия древнего Египта плотно связаны с этими необыкновенными постройками. Это и вполне объяснимо, так как пирамиды всегда были символом всех египтян, независимо от того, какое религиозное направление было выбрано той или иной группой людей. До сих пор туристы, приезжающие на экскурсии к пирамидам, утверждают, что в этих местах тупые лезвия бритв становятся острыми, если их правильно положить, ориентируясь на стороны света. Более того, есть мнение, что не столь важно, из какого именно материала сделана пирамида и где она находится, ее можно сделать даже из картона, и она все равно будет обладать необычными свойствами. Главное - соблюсти правильные пропорции.

Религия и искусство древнего Египта

Искусство страны всегда было тесно связанно с религиозными предпочтениями египтян. Так как любое изображение и скульптура носили мистический подтекст, существовали особые каноны, согласно которым создавались подобные творения.

В честь богов возводились огромные храмы, а их образы были запечатлены в камне или драгоценных материалах. Бог Хор изображался в виде сокола или человека с соколиной головой, символизируя тем самым мудрость, правосудие и письменность. Проводника умерших Анубиса рисовали в виде шакала, а богиня войны Сохмет всегда представала в образе львицы.

В отличие от восточных культур древние религии Египта преподносили божеств не как устрашающих и карающих мстителей, а напротив, как величественных и всепонимающих богов. Фараоны и цари были представителями владык мира и почитались никак не меньше, поэтому рисовали их также в виде животных. Считалось, что изображение человека - это его невидимый двойник, который назывался «Ка» и всегда был представлен в виде молодого человека, независимо от возраста самого египтянина.

Каждая статуя и картина должны были быть обязательно подписаны их создателем. Неподписанное творение считалось незаконченным.

Религия и мифология древнего Египта уделяют огромное внимание органам зрения человека и животного. Именно с тех самых пор пошло поверье, что именно глаза являются зеркалом души. Египтяне верили, что мертвецы были абсолютно слепы, поэтому зрению уделялось такое внимание. Согласно египетскому мифу, когда предательски убил собственный брат, его сын Хор вырезал свой глаз и дал его проглотить отцу, после чего тот воскрес.

Обожествляемые животные

Египет является страной с довольно бедным животным миром, тем не менее чтили природу и представителей флоры и фауны.

Они поклонялись черному быку, который был божественным созданием - Аписом. Поэтому в храме животного всегда находился живой бык. Ему поклонялись горожане. Как писал известный египтолог Михаил Александрович Коростовцев, религия древнего Египта довольно обширна, она видит символику во многих вещах. Одним из таковых был культ крокодила, который олицетворял Так же, как и в храмах Аписа, в местах поклонения Себеку всегда были живые крокодилы, которых кормили только жрецы. После смерти животных их тела мумифицировали (к ним относились с наивысшим уважением и благоговением).

Также в почете были соколы и коршуны. За убийство этих крылатых можно было поплатиться жизнью.

Отдельное место в истории религии Египта занимают кошки. Самый главный был всегда представлен в виде огромного кота. Также существовала предстающая в образе кошки. Смерть этого животного отмечалась трауром, а тело четвероногого относили жрецам, которые читали над ними заклинания и бальзамировали его. Убить кошку считалось огромным грехом, за которым следовала ужасная расплата. При пожаре в первую очередь из горящего дома спасали кота, а уже потом членов семьи.

Рассматривая древнеегипетскую мифологию, нельзя не упомянуть о жуке-скарабее. Этому удивительному насекомому отводит огромную роль религия древнего Египта. Краткое содержание наиболее известного мифа о нем заключается в том, что именно этот жук олицетворяет собой жизнь и самовозрождение.

Понятие души в древнем Египте

Египтяне разделяли человеческое существо на несколько систем. Как уже говорилось ранее, у каждого человека существовала частица «Ка», которая была его двойником. В погребальной комнате усопшего ставился дополнительный гроб, в котором должна была упокоиться эта самая часть.

Частица «Ба» представляла собой саму душу человека. Вначале считалось, что этой составляющей обладали исключительно боги.

«Ах» - дух, изображался в виде ибиса и представлял собой отдельную часть души.

«Шу» - тень. Сущность человеческой души, которая скрыта на темной стороне сознания.

Также была часть «Сах», которая олицетворяла собой тело умершего после его мумификации. Отдельное место занимало сердце, так как оно было вместилищем всего сознания человека в целом. Египтяне верили, что во время загробного страшного суда человек мог умолчать о своих грехах, но вот сердце всегда открывало самые страшные тайны.

Заключение

Перечислить все древние религии Египта кратко и доступно довольно сложно, так как за такое долгое время они претерпели массу изменений. Определенно точно можно сказать одно: таинственная египетская история содержит огромное количество самых необыкновенных и мистических тайн. Ежегодные раскопки преподносят невероятные сюрпризы и порождают все больше и больше вопросов. По сей день ученые и просто интересующиеся историей люди находят необычные символы и доказательства того, что именно эта религия легла в основу всех верований, которые существуют и ныне.

В 5 классе, изучая эпоху Античности, мы познакомились с историей Древнего Египта как уникальной и одной из первых цивилизаций на Земле. Но во что верили древние египтяне? Что из себя представляла религия Древнего Египта?

Религиозные представления в Древнем Египте

Отношение египтян к религии было особенным, что оказывало влияние и на их повседневную жизнь.

Лучшим подарком для египтянина на день рождения были не деньги или драгоценные вещи и даже не оружие. Самым лучшим подарком был саркофаг, который гарантировал имениннику достойное пребывание в Царстве Мертвых.

Древние египтяне считали, что на свою жизнь можно влиять при помощи культов. Даже мелким знакам они придавали сакральный смысл и расценивали как судьбоносные знаки. В древнеегипетских домах размещался алтарь, возле которого проводились молитвы богам, а храмы считались обителью небесных святил. В их честь совершались жертвоприношения и устраивались различные торжества.

Особенностью религии древних египтян было уникальное отношение к загробному миру. Он представлялся как вечное продолжение жизни на Земле.

Каждый фараон готовился к своей загробной жизни с самого рождения. Этот факт подтверждают религиозные захоронения, где рядом с покойным оставляли огромное количество необходимых в загробном мире вещей.

Своеобразной «Библией» древних египтян является Книга Мертвых. Она описывает судьбу человека на Суде Осириса и дальнейшую загробную жизнь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Суд Осириса.

Говоря кратко о религиозных верованиях в Древнем Египте, следует отметить количество почитаемых богов - их было около 5000. Изначально, когда Древний Египет еще не был объединен под властью одного фараона, который считался наместником богов на Земле, практически в каждом городе имелся свой верховный бог, но постепенно пантеон богов приобрел единый стандарт.

Первыми фараонами в Древнем Египте считались боги, а их отцом - бог Амон-Ра (или просто Ра).

Солнце представлялось символом бессмертия и цикличного перерождения. Человек был двуединым и поэтому для загробной жизни он должен был сохранить кроме души еще и тело. Это повлекло за собой возникновение обряда мумификации и строительство сначала мастабов (усеченных пирамид), а затем ступенчатых и гладких пирамид.

Рис. 2. Пирамида Джосера.

Боги в Древнем Египте изображались людьми с частями тел животных. Самыми почитаемыми были кошка, лев, шакал, ибис, крокодил. Отсюда возникли боги Осирис, Исида, Бастет, Гор, Сет, Анубис и другие. Каждый бог обладал своим набором функций и имел свою зону ответственности.

Рис. 3. Бог Гор.

За тысячи лет религиозная система прошла большой процесс формирования и коррекции. Даже после религиозной реформы Эхнатона, приведшей к монотеизму, египтяне не смогли принять нового уклада и после смерти фараона реформа была отменена.

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории.

В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали.

Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др.

Сколько богов было в Древнем Египте?

Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.

египетский жук скоробей фото

К примеру, Тот, знаменитый писец фараона Тутмоса, после смерти был «канонизирован» как бог мудрости. Были и священные животные. По всему Египту почитался жук-скарабей; в городе Бубастис были обожествлены кошки.

Статуи этих животных стояли на улицах города, им строились храмы; так жители Бубастиса решили почтить кошек, которые спасали их зерновые хранилища от грызунов.

Одни боги были общими для всего Египта, другие почитались только в отдельных местностях – обычная ситуация для языческой религии. Однако такой хаос из больших и малых богов сохранялся лишь на раннем этапе. Впоследствии в Египте восторжествовал своеобразный монотеизм.

Бог Амон Ра фото

Верховный бог Амон-Ра, образ которого сложился из двух «провинциальных» богов Амона и Ра, объявлялся единственным настоящим богом, а все остальные мифологические персонажи, фараоны и вельможи стали считаться лишь ипостасями Амона-Ра.

Духовная сущность древнеримской религии

Но одним лишь почитанием богов древнеегипетская религия не исчерпывалась. Основной смысл этой религии – подготовить живых людей к загробной жизни. Огромное количество богов населяло загробный мир:

  • Правил им могучий Осирис, который первоначально был богом заходящего солнца. Осирис был убит Сетом (прообраз сатаны), который установил своё господство на земле. Жена Осириса Исида (видимо, прообраз девы Марии) нашла его саркофаг и воскресила его, но он был снова убит Сетом, после чего отправился в мир мёртвых и стал там царём. Таким образом, Осирис – прообраз евангельского Иисуса Христа.
  • Анубис – бог в виде шакала, а впоследствии в виде человека с головой собаки или шакала; в мире мёртвых он выполняя обязанности проводника.
  • Акер – привратник в мире мёртвых.
  • Аментет – богиня царства мёртвых.

Эти и другие боги встречали умершего в подземном царстве. Однако подготовить его к этому важному событию следовало жрецам, которые мумифицировали тело усопшего и правильно укладывали его в саркофаг. Помимо прочего, в гроб клали и Книгу Мёртвых.

Осирис фото

Первоначально она представляла собой сборник молитв, заклинаний и песнопений, но впоследствии к ним прибавились и тексты морального содержания, в которых говорилось, что при жизни умерший вёл праведную жизнь. Там же приводилась формула ответа на суде Осириса: умерший должен был говорить ему, что он не убивал, не крал, не отнимал молока от уст младенцев и не совершал всех остальных грешных поступков. Перед Осирисом также находились весы, на которых он взвешивал добрые и злые дела умершего.

Культ Атона

Культ Атона выбивается из общей древнеегипетской религиозной системы. Впрочем, первоначально он входил в неё, являясь вполне рядовым солнечным богом. Особое почитание его впервые отмечается во времена Аменхотепа III, а его сын – Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон, сделал его главным и единственным богом своей новой религии.

Новая вера пришлась по душе сторонникам Эхнатона. В ней практически не существовало мифологии и обрядов – говорилось лишь, что небо, землю и всё сущее создал Атон. Сторонников нового культа (и своей политики) Эхнатон поселил в своей новой столице – Ахетатоне. Этот город был прообразом «золотого» или «солнечного» города, столь популярного в произведениях утопистов, философов и мистиков средних веков и нового времени.

Ахетатон был городом для избранных, городом «спасённых»: во всём остальном Египте, в том числе в Фивах, Эхнатон творил настоящий беспредел, убивая и порабощая множество людей – в первую очередь представителей знати и духовенства.

Loading...Loading...