Регент – это тот, кто не может не служить. Достоин ли регент пропитания? А певцы

Регент (лат. Regens — правящий) — руководитель церковного хора. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка и религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В православных храмах церковные службы сопровождаются пением. Регент — это человек, который управляет церковным хором. Подбирает певчих, выбирает какие аранжировки песнопений исполняются хором.

Главная задача регента — гармоничное звучание певчих во время службы. Музыка помогает молиться в храме, настраивает и успокаивает. Во время службы регент задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору петь слаженно, красиво, в соответствии с моментом богослужения.

Особенности профессии.

Регент дирижирует и поет, у него хороший музыкальный слух, он знает построение службы и порядок исполнения музыкальных произведений. Обязательное условие — быть православным христианином. Для работы регент должен получить благословение настоятеля.

Важно настраивать певцов на молитвенное пение, поддерживать, ведь служба идет от нескольких минут до 8 часов. В задачи регента входит правильное распределение голосов, репетиции. Иногда в хоре складываются сложные отношения и тут пригодится способность вовремя заметить и погасить конфликты. Для развития хора нужно организовать обучение начинающих певцов.

Плюсы и минусы профессии.

Плюсы

Это востребованная профессия, регентов не хватает, особенно в районных центрах России. В каждом храме есть регент, иногда несколько, если службы идут постоянно.

Регент — уважаемый человек в храме.

В иерархии церковной службы занимает место после священнослужителей.

Служа Богу, добиваясь гармоничного пения, регент может испытывать очень сильные эмоции, радость и удовлетворение.

Минусы

У регента ненормированный рабочий день.

Зарплата может быть низкой.

Важные качества

У руководителя церковного хора 3 важных качества: крепкая нервная система, уверенность в себе и умение быстро реагировать на внешние раздражители. Богослужение идет в быстром темпе, задача регента сконцентрироваться на действиях священнослужителей. Православные службы могут идти от нескольких минут до нескольких часов, все это время регент должен быть предельно сконцентрирован.

Профессиональные навыки и знания

  • Музыкальное образование
  • Умение петь
  • Знание правил православных богослужений
  • Чтение на церковно-славянском языке
  • Управление хором
  • Подбор репертуара
  • Обучение начинающих певцов
  • Умение настроить коллектив на продуктивную работу.

Где учиться на регента

Для регентования мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Требуется понимание православия, знание Священных Писаний и вовлеченность в церковную жизнь. Для поступления требуется музыкальное образование.

Обучение состоит из двух составляющих: духовной и музыкальной.

Духовная — изучение Библии и правил построения церковных служб, истории Церкви. Музыкальная — изучение мелодий православных песнопений, постановка рук, умение слышать звучание хора со стороны, задавать тон для разных голосов.

Алексей Александрович Пузаков родился в Москве в мае 1966 года. Детство и юность будущего церковного дирижера прошли на Тверском бульваре и около Патриарших прудов, где жили его родители Александр Федорович Пузаков и Маргарита Николаевна Богданова.

Алексей рос в обычной для 60-70-х годов семье добрых, скромных, образованных, но тогда еще далеких от веры русских людей и с детства, как и многие его сверстники, не был крещен. С первого по восьмой класс учился в известной в кругах московской творческой интеллигенции школе № 31 в Леонтьевском переулке (в те годы – улица Станиславского). Атмосфера школы и круг общения способствовали увлечениям, связанным с искусством театра, поэзией, литературой и музыкой. Однако специального музыкального образования Алексей не получил, не считая участия в десятилетнем возрасте в детском духовом оркестре и любви к любительскому пению и музицированию.

Семья часто проводила выходные, посещая музеи, концертные залы и памятники истории и культуры, к которым относились закрытые, а иногда отчасти действующие монастыри и храмы.

По рассказу Алексея, в его памяти осталось очень яркое впечатление от посещения в холодный зимний день Троице-Сергиевой лавры. Древние полутемные храмы, таинственные лики, иконы, мерцание разноцветных лампад – рождали в душе необъяснимое щемящее чувство причастности к неведомому и где-то в глубине подсознания родному горнему миру. По дороге в Лавру сильно разболелись зубы. Родители набрали святой воды в надкладезной часовне и дали попить – боль неожиданно прошла. Алексею было лет девять, и это осталось в памяти как нежданное благодеяние, нечаянная радость от доброго, но еще неведомого Бога.

В переходном возрасте пришло увлечение Достоевским. Любимой книгой стал роман «Братья Карамазовы», где нет однозначно положительных и отрицательных героев, но сам сюжет расставляет все по своим местам.

Действующих храмов в те годы в Москве было немного. В шестнадцатилетнем возрасте Алексей, увлеченный театром, неожиданно для себя попал на богослужение Страстной седмицы с чтением Двенадцати Евангелий в храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения, хотя и было непонятным по букве. В душе утверждалось чувство возвращения в Отчий дом. Вся предыдущая жизнь показалась пустой и бессмысленной. На следующий день – в Великую пятницу Алексей пошел на вынос Плащаницы в ближайший храм Воскресения в Брюсовом переулке (тогда – улица Неждановой). Служил архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) с длинной седой бородой и необыкновенно красивым лицом.

Потом была Пасха, Троица, праздник преподобного Сергия с многотысячным молебном на Лаврской площади, Успение Богородицы. 4 сентября 1982 года Алексей принял Крещение, началась новая жизнь. Эта жизнь проходила в почти ежедневных посещениях храмов – иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», где служил духовный отец, и ближайшего к дому храма Воскресения на улице Неждановой. Там произошла встреча с Григорием Алфеевым – будущим митрополитом Иларионом, которая стала очень важной в судьбе Алексея.

В престольный праздник Воскресения Словущего, когда в конце сентября на всенощной поются пасхальные песнопения, храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос, который располагался на приступке у западной стены четверика храма. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.

Главное влияние на формирование музыкального вкуса оказал хор нашего храма под управлением Николая Васильевича Матвеева. Творчество этого мастера, основанное на традиции и репертуаре Московского Синодального хора, стало для Алексея Пузакова краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном служении.

В восемнадцатилетнем возрасте его приняли на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет по благословению почетного настоятеля Скорбященского храма архиепископа Киприана (Зернова), Алексей становится вторым после Матвеева регентом, управляя левым клиросом.

Далее был первый профессиональный церковный хор – архиерейский хор Виленской и Литовской епархии. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, Пузаков впервые принял участие в концерте духовной музыки в соборе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

Первым московским храмом, где Пузаков руководил правым хором, стала церковь Воскресения на Ваганьковском кладбище, там произошла знаменательная встреча с протоиереем Николаем Соколовым. Затем он был регентом правого хора Николо-Кузнецкого храма.

В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее. Богослужения перед великой святыней – чудотворной Владимирской иконой Богоматери, концерты, записи, гастроли наполняли духовную и творческую жизнь до 2008 года.

В 2006 году Алексей Пузаков был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России». Он также награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополита Илариона (Алфеева), началась работа по возрождению некогда знаменитого на всю Россию Московского Синодального хора. Алексей Пузаков возглавил новый коллектив, объединяющий 80 хористов и призванный стать ведущим профессиональным церковным хором России.

Пение является и работой. Вернусь опять же к О. Шведову: «“Работа” - это, собственно говоря, и есть рабство, то есть вынужденное служение (физическое и духовное) кому-либо или чему-либо (Богу, иному человеку, себе, своему рту, истукану, вымыслу и т. п.). Труд очень скоро становится работой - так наряду с тяготой появляется и зависимость, то есть обязательства перед другим человеком» 3 .

«Высшее же дело людей - прославлять Творца своего, благоговеть и возносить жертву хвалы. Все другие дела из этого исходят и этим питаются, а ежели не так, то они злы и делами именоваться не могут. Будем помнить, что дело Христово столь же трудно, сколь и опасно в этом мире - апостол Епафродит “за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь…” ().

Имеем страшное прещение за небрежение к делам Господним - “Проклят, кто дело Господне делает небрежно… ” (). Заветы апостольские веровать во Иисуса Христа - это дело Божие, осуществимое в человеке». 4

Итак, из приведенных определений видно, что пение в церкви является и трудом, и работой, и делом. А значит должно и вознаграждаться соответственно. Но почему же так много сомневающихся в этом? И ладно еще, когда это люди далекие от Церкви, которые вообще восстают против Церкви в целом и священства в частности. Но ведь таких немало и в среде тех, которые постоянно ходят в храм, среди священства, да и сами певчие, нередко считают постыдным брать плату за свой труд, считая это вынужденной мерой. Тот же Олег Шведов (священник и преподаватель Московской Духовной Академии) считает, что хористы должны петь бесплатно, что якобы зазорно брать плату за пение (смотри первую цитату - 2-й абзац статьи). Сплошь и рядом по храмам певцы поют «во славу Божию» и это считается нормой. Да и регентская зарплата далека от того, чтобы обеспечить достойное пропитание. Нередко и регент вынужден думать о дополнительных формах заработка.

Должны ли хористы петь бесплатно? Зазорно ли брать плату за пение?

Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос, обратившись к истории, для начала - к библейской.

Во Второзаконии говорится о том, что Господь избрал одно из колен Израилевых - левитов на служение Себе. «Потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой» () и «Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему» (). И в книге Неемии: «И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего» ().

Как видим, на заре организации церковного пения Богом установлено, что певцы служат только Богу и никаким другим трудом не занимаются, а живут как и священники с десятины, которая приносится всем народом в храм. Единственно, что в отличие от священников, левиты должны были с получаемой ими части, отдавать десятину священникам.

Но так было в Ветхом Завете. В христианской же Церкви ситуация изменилась. По свидетельству писателя I века, Филона иудея: «христиане во время бдений своих, все возстав, разделялись на два лика посреди храмины, мужи с мужами, жены с женами, и на обоих ликах был свой искусный запевала; потом они пели Богу песни, состоящие из разных стихов, то поодиночке, то попеременно, с различными припевами» . То есть в первые века христианства, не было как таковых церковных певцов, а пело всё собрание верующих. Но хочется напомнить, что первые христиане еще имели и дар языков, то есть могли разговаривать на разных языках, специально этому не учившись. А также, что в первые века христианства происходит только становление новозаветного пения равно как и христианского Богослужения. Тогда еще не было того обилия песнопений, которое появилось на несколько веков позже.

Миланский эдикт (313 г.) святого императора Константина Великого превратил христианство из религии гонимой в религию общедозволенную. А немного позже, при императоре Феодосии (379-395) она стает официальной и государственной. Именно в эту эпоху происходит усовершенствование богослужения и богослужебного пения, которое начинает принимать в это время всё более сложные формы. По-видимому, простому народу было уже не под силу стройно и благолепно исполнять некоторые части богослужения; поэтому в некоторых церквах, уже в начале установления чина литургии учреждаются отдельные певцы (псалты), обязанные выполнять богослужебное пение. Певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим начальством и подчинением. 5

В IV веке начинают возникать певческие школы. При больших церквах составляются многочисленные певческие хоры. В Софийском храме Константинополя при императоре Юстиниане по штату было положено состоять 25 певцам, с которыми разделяли эту должность 100 отдельных чтецов. Достоверно неизвестно платилось ли в то время содержание певцам и в каком размере, но мне кажется, что слова «по штату» как раз указывают на то, что певцы содержались при Софийском храме, то есть получали содержание из церковной казны.

Григорий Двоеслов - Папа Римский (590-604) чтобы обеспечить судьбу введенной им системы церковного пения, названного впоследствии григорианским, основал большую школу близ Рима (Schola Cantorum), которая являлась одновременно и хором, и учебным заведением. В ней обучались музыке и пению дети бедных родителей. Они получали здесь содержание из церковных сумм. Школа, устроенная Григорием, в свое время пользовалась большой известностью и по ее образцу были построены другие в меньших городах. Каноническое пение, введенное Григорием, несмотря на свою строгость и однозвучность, на отсутствие модуляций, было до такой степени трудно для изучения и исполнения, что самые трудолюбивые и способные ученики его школы, за десять лет едва усваивали правила этого пения .

Хочу обратить Ваше внимание, что получали содержание из церковных сумм не за то, что пели, а за то, что обучались церковному пению на протяжении многих лет.

Начиная с Крещения Руси в 988 г. постепенно развивается Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Однако, о первом периоде истории русского богослужебного пения мы имеем очень скудные данные. В. М. Металлов пишет, что с «царицей» Анной (дочь византийского императора Романа II, ставшая супругой Великого Князя Владимира) прибыл в Киев целый штат греческих клириков и греческих певцов («клирос»), который назывался «Царицыным хором».

Далее мы не находим никаких данных о содержании певцов вплоть до основания хора Государевых певчих дьяков при Великом Князе Василии III (1505—1533), сыне (1462—1505). Положение государевых певчих дьяков было обеспеченным; они получали от царя жалование деньгами и натурой: продуктами, одеждою, материей. Государевы певчие дьяки, бывали переорганизовываемы, переименованы в течение последующих столетий и просуществовали как церковный хор Государей более 400 лет, вплоть до 1917-го года, когда при советской власти прекратилась их церковно-певческая деятельность.

При учреждении патриаршества в 1589-м году был учрежден патриарший двор по образцу царского двора; подобно корпорации государевых певчих дьяков по её образцу была учреждена корпорация Патриарших дьяков и поддьяков, подчиненных не светской, а духовной власти - патриарху. Содержались патриаршие певчие дьяки за счет патриаршей казны и получали годовое жалованье, кроме того их жаловал и царь. Хор патриарших певчих дьяков просуществовал 328 лет, и лишь в 1917-м году он перестал существовать как церковный хор.

В XVI-XVII веке церковному пению как обязательному общеобразовательному предмету учатся дети всех сословий «начиная с грамотного земледельца и восходя к первому боярину и самому царю». Такое обучение церковному пению, наравне с общей грамотой, уменьем читать и писать, причем чтение проходилось по богослужебным книгам, было необходимо, так как в богослужебном пении принимали участие и цари, и вообще многие «предстоящие и молящиеся», а группы певцов исполняли то, чего не могли исполнять «предстоящие и молящиеся».

Как видим, певцы получали содержание (жалованье). Но во всех ли храмах? Какой был размер подобного жалованья? Остается неизвестным, история об этом замалчивает, поскольку даже сведения о самом церковном пении очень скудны.

В конце XIX века положение регентов и певчих было тяжелым и зависело от старосты и настоятеля храма, от их общей и церковной культурности. Случалось, что малокультурный, но властный староста из богатых членов прихода в общем щедро заботился о храме своего прихода, жертвовал на его благолепие, но смотрел на «нанятого» им регента почти как на своего слугу, который обязан был равняться по его, старосты, вкусу. При этом подобные старосты не считались ни с чем. И если почему-либо такой староста бывал регентом недоволен, то он просто-напросто отказывал ему, не считаясь ни с положением самого регента, ни с нуждами или положением хора, и на место «прогнанного» регента договаривал нового, более ему подходящего.

Для многих старост имели значение только доходы церкви. Далеко не все из них понимали, что хорошее пение привлекает молящихся, в особенности, если в других церквах города пение хорошо. Случалось, что прижимистый староста требовал от профессионального хора, чтобы он пел бесплатно, и отказал хору только потому, что певцы-профессионалы - церковные хористы - не могли на это согласиться. Бестактности некоторых старост и игнорирование ими прав певчих на вознаграждение привели даже к настоящим забастовкам церковных хоров, причем профессиональные хоры прекращали «работу» во время самого богослужения. Одна из таких забастовок церковного хора была вызвана тем, что церковный староста не хотел выплатить хору заслуженный хором гонорар и требовал, чтобы хор пел дополнительные службы без гонорара.

Для обсуждения общественных вопросов в области церковного пения и улучшения правового и материального положения профессиональных церковных хоровых певцов, а также для урегулирования положения церковных регентов, их взаимоотношений со старостой прихода - «работодателем» и с хористами, - с наступлением XX века стали время от времени устраиваться в разных городах России съезды регентов и церковно-хоровых деятелей. С благотворительной целью возникали общества для помощи церковным хористам и союзы церковных хористов. Эти общества и союзы принимали меры к предотвращению и устранению злоупотреблений в отношении церковных хористов. особенно же в отношении мальчиков-певчих.

Общества взаимопомощи церковных певчих стали оказывать помощь больным или оказавшимся почему-либо неработоспособными членам-певчим церковных хоров и находились в контакте с наблюдательным над церковными хорами Москвы комитетом.

Какая она зарплата регента и хористов?

Размеры гонорара, получаемого регентами небольших приходских хоров в разных местах России в начале XX века, позволяют до некоторой степени судить о положении регентов частных приходских хоров. Как масштаб можно взять жалованье учителя сельской школы; оно в рассматриваемое время выражалось в сумме 30 рублей в месяц при готовой квартире. В селе такой суммы было совершенно достаточно. Чтобы судить об этом, приведем здесь цены на продукты в селе в хлебородных губерниях. Так, пуд ржаной муки (приблизительно 20 килограммов) стоил 1 рубль; 10 яиц - 5-7 копеек и т. д. Конечно, в городах цены были выше. Но при готовой квартире на 30 рублей в месяц одному можно было вполне прожить; в большом городе это было уже трудновато.

Что касается гонорара певчих, то он был очень различен. Певчие мальчики в частных хорах, не имевших для мальчиков-певчих общежитий, и которые рекрутировались из церковно-приходских или городских школ или не получали вовсе никакого гонорара за пение в хоре, или же получали весьма различный гонорар - от 50 копеек до 5 рублей в месяц.

Средства для содержания хора собирались посредством тарелочного сбора в храме. Деньги передавались старосте, который вел им учет и периодически рассчитывался с регентом. Иногда церковный приход добавлял к сбору из других сумм приходского бюджета или же тарелочный сбор служил дополнением к определенному месячному гонорару хора; к гарантированному минимуму прибавлялась еще собранная за богослужением сумма. Сумма эта колебалась в зависимости от разных факторов: в праздники, а особенно в Великий Пост, сбор этот бывал больше, в обыкновенные воскресные дни - меньше. Немалое значение при этом имело и качество хора, и его репертуар - насколько он соответствовал вкусу щедрых жертвователей.

Известный дополнительный доход для певчих, не поддающийся сколько-нибудь регулярному учету, доставляло некоторым хорам славленье у наиболее почетных прихожан в день Рождества Христова и Пасхи. Весь хор или части его посещали, иногда со священником, иногда и без него, дома некоторых прихожан, пели тропарь и кондак праздника и еще какое-нибудь песнопение, например какой-нибудь концерт, или вообще что-нибудь, любимое хозяином дома и подходящее к празднику. Заканчивалось такое славленье многолетием. Хозяин одаривал певчих деньгами, а в некоторых домах предлагалось еще небольшое угощение со своего стола.

О тогдашнем положении певчих читайте также статью из журнала «Хоровое и регентское дело» (1909 год) .

Но всё же для большей ясности давайте попробуем выяснить размер зарплаты в переводе на теперешние цены: ржаная мука в настоящее время стоит 5-10 гривен за килограмм, десяток яиц 7-12 гривен. Таким образом, если регент получал зарплату 30 гривен, а пуд (20 кг) ржаной муки стоил рубль (5 коп. за кг), то на свою зарплату он мог купить 600 кг муки и 428-600 десятков яиц. Если мы умножим настоящие цены на это количество, то получаем от 3000 до 7000 гривен (или от 375 до 875 долларов). Зарплата же певчих была, как видим, мизерной от 50 копеек до 5 рублей, то есть в переводе на наши цены 70-1200 гривен в месяц.

На просторах Интернета довелось увидеть Зарплата регента в нем равняется 150 рублей. Для сравнения: медицинская сестра без стажа получала в то время 80 рублей, учитель средней школы 90-120 рублей, цены на мясо - 2 рубля, масло - 2,5 рубля, хлеб - 0,13-0,28 рубля (за 400-500 г). В перерасчете на наши цены получаем приблизительно такой же размер зарплаты регента от 3000 до 5000 гривен. В к нему приводится зарплата певчего в размере 60 рублей (приблизительно 1200 — 2000 гривен).

О теперешних размерах регентской зарплаты и зарплаты хористов вы можете узнать на различных форумах, это проблема в Интернете поднимается уже не первый раз. Мне лично известны зарплаты регентов от 500 до 3000 гривен. Слышала так же, что бывают варианты, когда регент получает оклад в размере 1000 гривен и дополнительно, как певчий за каждый выход. Хористам обычно платят 50-100 гривен за выход. В московских храмах ставка регента 1000—1500 рублей за выход считается небольшой. Хористам платят ставку от 500 до 800 рублей. Зарплаты очень разнятся в разных городах и приходах, и не всегда зависят от материальных возможностей прихода, очень часто от отношения настоятеля к пению в целом, и к хористам в частности.

Предлагаю также ознакомиться с статьей Алёны Семёновой на эту же тему:

Относительно же самого термина зарплаты хочу опять процитировать О. Шведова: «То, что называется заработной платой в учреждениях, организациях и предприятиях, в религиозных учреждениях часто называлось жалованьем. Поскольку доходы религиозных учреждений имеют жертвенное происхождение, то никто не может претендовать на “собственную” долю от жертвы - она вся целиком принадлежит Богу. …Церковь может пожаловать милостью своего труженика и одарить его частью из того, что составляло жертву в её материальном виде.

Приходскому Совету Храма во имя Преображения Господня приходилось отстаивать эту идею в реальном планировании затрат на оплату труда служащих Храма. Приходилось убеждать работников в том, что в Церкви никто никому не должен, никто не смеет просить “своего”, но должен довольствоваться той долей, которую Церковь может выделить для оплаты труда так, чтобы не страдало всякое иное внутрицерковное дело.

Этот “утопизм” был мало понятен моим сотрудникам, и поэтому почти все требовали не “жалованья”, а “заработной платы”. Тот, кто требует заработанного, требует справедливого, тем самым заявляет о своем рабстве социальным условиям бытия, но не о рабстве Богу «6 .

Если вы настоятель храма, то подумайте: «В самом ли деле у вас нет финансовых возможностей содержать хор или повысить зарплату хористам? Или возможности есть, но приоритеты другие - ремонт, роспись… Всё же, хорошо пропеть службу может и трио хористов, и их содержание обойдется не так уж дорого. Соизмеряйте получаемую хористами зарплату с ценами, а не только с прочими зарплатами (ведь они сейчас в основном у всех близки к минимальной и, не для кого не секрет, что законодательно установленный прожиточный миним далек от фактического прожиточного минимума. Для тех кто незнаком с потребительской корзиной — предлагаю )».

Если вы регент, то отстаиваете перед своим настоятелем права ваших хористов. Если нет возможности ежемесячно платить зарплату и хор поет бесплатно, то попросите у настоятеля вознаграждения для ваших певцов хотя бы к празднику Пасхи (или Пасхи и престольного праздника).

Если вы хористы, то помните, что ответственность на вас лежит большая в любом случае, и если вам она не под силу, лучше честно отказаться. Если вы получаете плату за свой труд, то благодарите Бога, и не забывайте платить десятину, если плата маленькая, то по возможности защищайте свои права перед настоятелем, но делайте это с уважением к священническому сану. Если все же приходится петь бесплатно, то приходится только ожидать награды небесной, которая нам всем очень-очень нужна.


1 Москва «Ковчег», 2003, стр. 279. 2 Там же, стр. 25. 3 Там же, стр. 30. 4 Там же, стр. 51. 5 Здесь и далее использованы данные приведенные Б. Б. Лебедевым в книге «История богослужебного пения. Учебное пособие», Полтавская епархия, г. Комсомольск, 2004 г. 6 Энциклопедия церковной жизни, стр. 393.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».

19 комментариев »

спасибо большое, очень интересно, информативно, разложено по полочкам.

Елена Анатольина в ответ:
февраля 21, 2013 at 12:10 дп

Юлия! Приветствую Вас на блоге «В помощь регенту» и поздравляю Вас с первым комментарием. Жаль, что не успела подготовить обещанный подарок. Очень приятно знать, что статья была интересной — не зря старалась.

февраля 20, 2013 | 9:38 пп

мая 3, 2013 | 12:39 дп

Что сказать... Статья написанная Вами весьма правдиво отражает status quo. Улыбнула чеканная формулировка о.Олега о бесплатном пении, сам он по-видимому преподает и служит за идею. А вообще Вам, не хуже чем мне известны финансовые бесчиния отдельно взятых настоятелей, вкупе с карманными церковными советами и «откатанными» архиереями. Беда в том, что случаи эти не единичны, а превалирующи. Пою в Церкви 1989 года,и поверьте — ВСЕ ПОПЫ ЭКОНОМЯТ НА ПЕВЧИХ, даже на весьма небедных приходах, а тех, кто платит деньги на которые можно существовать, не бегая по трем работам — ЕДИНИЦЫ... Как-то в начале 2000-х заикнулись вместе с регентом хоть о минимальном повышении жалования, в ответ — разгоню хор и поставлю четырех бабулек, хай скрипят!.. Ладно, спасибо, благословите-простите и т.д. И когда какой-нибудь младостарец, едва вышедший из семинарии начинает рассуждать об алчности певчих, о том что мы — наемники а не делатели, лично у меня этот бред не вызывает уже никаких эмоций, даже отрицательных ибо не от большого ума сии глаголы. Знаю одного — приехал на приход, глаза горят, 6-ти часовые службы закатывал... Сейчас — четыре машины, и перевод в налик квартир, завещанных экзальтированными прихожанками... Перехватили в общем бизнес у свидетелей иеговых))) Ну а правильные слова с амвона говорить — это хоть сто порций, поучать — не мешки таскать. Вы абсолютно правы, говоря о Небесной Награде, без которой теряется весь смысл нашей доксологической деятельности, ведь наше пение, Богу, собственно ни к чему — Там поют Ангелы, и наше комариное пищание никогда и близко не сравнится с Их Воспеванием Творца. Но когда многократными обещаниями отделываются, лишь бы не дать кусок хлеба — девальвируется сам смысл высоких слов, делая их чем-то расхожим, далеким и непонятным для большинства певчих, большая часть которых — люди, как Вы правильно подметили, — семейные и обременены земными заботами.

З.Ы. Все вышесказанное — всего лишь моя точка зрения на процессы, затронутые Вами в статье. С уважением, Serge.

Елена Анатольина в ответ:
июня 28, 2013 at 4:47 пп

Сергей! Благодарю за комментарий! Совершенно с Вами согласна. Именно поэтому и решила написать столь подробную статью. Ведь если хористы должны постоянно думать на какие средства жить, то понятно — они не будут, при всем своем даже большом желании, тратить много времени на репитиции. Результат: мозги хористов во время богослужения постоянно заняты мыслями о том как бы правильно попасть в ноты и прочесть слова (хорошо если еще на хоре имеется достаточное количество экземпляров нот и текста, а то бывают еще ряд ошибок вызванных элементарным «не увидел». Ни о какой молитве и речи быть не может. А как известно молитвенное настроение певчих передается и всем стоящим в храме. Поэтому как говорил первый президент Украины Леонид Кравчук «Маємо, що маємо».

И ладно еще когда приход бедный, и настоятель сам постоянно в поисках «хлеба насущного», а в остальных случаях — действительно обидно. А что касается народного хора, то на просторах интернета уже давно появилась басня о жадных настоятеля и любительских «хорах».

июня 25, 2013 | 4:03 пп

Как все это, к сожалению, верно. Я много лет пела во славу Божию. Приход бедный. Это было как раз в 90-е годы. Да и опыта было совсем мало. Не претендовала ни на что, лишь бы на клиросе терпели. Но прошло много лет. Сама теперь регент. Батюшка новый, молодой. Храм наш разрушенный востановил. О чем мы даже мечтать и не смели. И ни о какой плате даже не заикались. Храм восстанавливался очень интенсивно. Кругом нужны деньги. Параллельно строил и себе дом. Тоже понятно, жить где-то надо. Машину хорошую купил. Тоже понятно, семья, разъезды по делам. Но когда он купил белый джип, тут я сломалась... О стройке своего дома я уже молчу. Там одни ворота с золотыми павлинами чего стоят. В общем возмутилась я, правда не перед батюшкой, потому как не посмела бы, а перед певчими. Но батюшке в уши вложили. Стал он мне тайком давать в руку когда 25, а когда и меньше. А когда на праздник гостей много, то может и вовсе забыть. Тогда как мальчик-пономарь строго за каждую службу получал по 40 гривен. Да плюс внутриклиросные проблемы, в которые батюшка как настоятель не хочет вмешиваться. Разбирайся, мол, сама. Хор хорошо звучит и Аминь! Хочу уйти в другой храм. Просто певчей. Я об этом мечтаю. И не за деньгами. Хочется мира в душе. Но не могу никак решиться, а четкого благословения на это не надеюсь получить. Что делать? И есть ли на этот счет какие-либо правила в Уставе. Очень надеюсь получить ответ.

Елена Анатольина в ответ:
сентября 17, 2013 at 5:43 дп

Людмила, благодарю за комментарий. Да, ситуация у Вас в принципе типичная, но у каждого она переживается своей личной болью. И главная проблема, к сожалению, заключается в нас самих: мы не умеем, когда нужно отстаивать свои права, права своих подчиненных - хористов, мы, как правило, терпим до последнего и еще чуть-чуть, а потом еще чуточку. И всё боимся сказать то, что нужно сказать. Почему? Потому, что нас никто этому не научил. Терпеть научили, а вот выражать свои чувства, отстаивать свои права - не научили. Лично я никогда в Уставе не встречала никаких правил, которые бы возбраняли регенту уйти на другой приход. А вот забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме входит в обязанности настоятеля согласно Устава.

Прежде чем уходить в другой храм - взвесьте все «за» и «против». Уход в другой храм не гарантирует мира в душе, даже если быть просто певчей. Прежде всего нужно поговорить с настоятелем, а для этого нужно сначала договориться о конкретном дне и времени беседы. Желательно письменно подготовить все вопросы, которые Вам необходимо обсудить с настоятелем. Так же заранее подумайте возможные варианты ответов на Ваши вопросы. Какие компромиссы для Вас приемлемы? На какие условия Вы могли бы согласиться? Вся беда состоит в том, что регентом Вы работаете, а

Но вы привели пример где Богоматерь давала деньги за пение. Тогда уж тем более хористы прочитав сей пример, скажут — Ну если и сама Богоматерь давала деньги, то почему же и нам на брать плату за пение в хоре?

Тогда как человек захочет подражать святым и кому? Если все приведенные вами святые, получали деньги?

Я могу понять атеистов, в хорах. А с ними я знаком. С них спрос совсем другой. Они ходят как на концерт. Сегодня поют на сцене, а завтра в Церкви. Церковь для них как очередной зал или сцена.

Но как же с верующими. Для которых Бог-Все. Жизни Подателю... А мы на столько мелочные, что за молитву, как за подвиг ради веры, как за добродетель и жертву, берем деньги.

В принципе статья хорошая. Но она, не хочу сказать лицемерная — но двойственная. Типа — брать деньги — ничего страшного, и не брать — то же самое. И то и то хорошо. И Богу служить, и Маммоне — оказывается можно одновременно. Таково мое впечатление. Конкретики нет.

admin в ответ:
декабря 30, 2015 at 7:54 пп

Евгений, статья вовсе нелицемерная и не двойственная, как Вы пишите. Главная мысль статьи заключается в том, что брать деньги за пение вовсе не страшно, каждый человек достоин пропитания, страшно, если человек добывает себе пропитание незаконным путем: обманом, воровством, грабежом, ростовщичеством и прочими средствами, что называется «неправедным приобретением». Поэтому Богом было установлено со времен Ветхого Завета, а именно со времени переселения иудеев в землю обетованную, при разделе земли все колена Израильские получили в удел землю, кроме Левиина колена. Левиты должны были служить в храме и кормить их должны были все прочие 12 колен, отдавая деситину от всего дохода, от урожая зерна, плодов, овощей, от шерсти, от стад. В Новом Завете лишь было подтверждено это установление. Но, учитывая тот факт, что многие приходы только восстанавливаются, что настоятелю порой не просто найти спонсора, чтобы хотя бы крышу залатать, а большинство прихожан о десятине едва ли слышали, а платят так и вообще единицы, то совершенно очевидно, что многие хористы вынуждены петь во славу Божию. Последствия такого пения очевидны: не получается посещать все богослужения, которые совершаются в храме, собрать на спевки полный состав, также не получается, поэтому о благолепия пения говорить не приходится. Но хористы вовсе не обязаны петь бесплатно. Чаще всего это их добровольный шаг, обычно размышляют при этом так: «Я много лет в храм вообще не ходил, да и сейчас грехов хватает, десятину тоже не плачу, так буду хотя бы что-то делать по силе для храма, ну, например, петь».

По Вашей же логике, Евгений, получается, что брать деньги за пение грешно. Но тогда и священники должны в храме служить бесплатно — ведь их служение — это и есть молитва. Тогда за какие средства они будут жить? Или будут ходить на работу в других учреждениях и там получать зарплату, а в свободное время заниматься богослужением? Да, мы знаем, что хотя, Христос и заповедовал апостолам кормиться от своих чад, но апостол Павел, например, старался ни у кого ничего не брать, а благовествовать безвозмедно, зарабатывая себе на жизнь шитьем палаток. Также известен пример архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), который будучи архиереем, продолжал работать хирургом. Но это ведь исключения из правила, которые всего лишь подтверждают наличие правила, а не отменяют его.

Каждый сам для себя решает, как заработать себе спасение души (хотя это настолько великий дар, что его невозможно заслужить никакими трудами, и все мы надеемся лишь на милость Божью) бесплатным пением, или же милостыней, или же борьбой со своими грехами, или же всем вместе по чуть-чуть. А работа Маммоне — это совсем о другом, это о том, когда человек целью своей жизни видит только постоянно увеличение богатства. Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли — тунеядцем. А это — тоже грех.

Евгений в ответ:
января 30, 2016 at 8:51 пп

Интересно почему все, и в частности Вы используете именно этот стих -"Трудящийся достоин пропитания", в качестве ответа?

Вы сами написали, что Ап. Павел зарабатывал шитьем палаток. Вот и ответ. Служение Богу — бесплатно, а «...трудящийся достоин пропитания» — это о труде своими руками, на работе, а не в храме петь. Вот о каком труде говорил Павел. А не от служения нашему Отцу брать деньги.

Ведь мы не требуем денег от матери, когда говорим ей — Спасибо за вкусный обед. А за слова — «Благодарю Господи» в храме-мы почему-то должны брать деньги. И не стыдно?

А почему не вспоминаете слова — «То что даром получили, даром и отдавайте?»

Ведь мы получили ДАРОМ от Бога талант петь, но «возвращая» его Богу, то есть прославляя Его, Его же даром (талантом), мы требуем деньги. Не эгоизм случайно?

Вы написали — что и священники должны служить бесплатно, иначе на какие деньги они будут существовать?

Так все сие ДАВНООО сказано, показано и дано в пример будущим священникам, в Библии. Святая десятина. Все Апостолы платили десятину.

Да, Вы правы, что многие из прихожан не слышали о десятине. Как говорят — каков поп таков приход. Что ему мешает учить народ? А что мешает народу самому взять Библию и прочитать? Главное о том, через какое плечо свечку передавать знают, и какому Святому о болезнях почек молиться тоже знают. А слова Бога нашего в глаза не видели. Но суть не в том.

Пусть священники введут Святую десятину, и все встанет на свои места. И забудут они как брать деньги за крещение, бракосочетание и т. д. Одна симония.

Бог даром нам дал ВСЕ, и мы ДАРОМ должны отдавать, и Ему и людям.

Мы получили знания о Христе даром? Получили. Вот и отдавать его, мы должны другим людям даром. То есть проповедовать.

Священники получили благодать ДАРОМ благословлять и бракосочетать людей? Да. Тогда пусть и не берут деньги. Бог им дал Святаго Духа, Благодать, Совершать Таинства, а они продают Благодать за деньги. Вам сии моменты ничего из Библии не напоминают?

Вы написали, что работа Маммоне — когда человек целью своей жизни видит ТОЛЬКО постоянное увеличение богатства — Тут вы не правы. Иисус сказал, что не возможно служить Богу и Маммоне. (там стоит союз «И») То есть, который пытается служить и Тому и другому, а не ТОЛьКО одному Маммоне как Вы указали.

Так что можно быть и священником и примерными мирянином, и пытаться служить Маммоне.

И еще с чем не согласен.

Вы пишете.

«Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли - тунеядцем.»

Вы называете человека не заботившегося о пропитании — тунеядцем.

А Иисус Христос, говорит прямо противоположное Вам.

Мф.6:25 «Посему говорю вам: НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ для души вашей, что вам ЕСТЬ и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.»

Какое мне дело за кого меня мирские люди сочтут? Мы не от мира сего. 1Кор. 3:19

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...»

Так что Ваши слова меркнут пред Словом Нашего Отца.

Прежде же ищите Царствия Божия, и не заботьтесь о еде и питье, все сие нам даст Господь. На Него надо рассчитывать.

1Петра. 5:7 «Все ЗАБОТы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.»

Нигде Бог нас не призывает заботится о еде, одежде и питье. А Вы говорите, что такой человек тунеядец.

Вы уж простите, просто я сам давно не могу решить сей вопрос. И совесть очень терзает. А ответ ОДИН не могу получить. Один священник — «Не бери ни в коем случаем». Другой — Можешь и брать, мы же берем. А кому верить-то???

А Истина-то одна. У Бога нет двух мнений. Или Правда или ложь, или Убивать или не убивать. Или блуд-или чистота. Нету такого-"аааа можно и так и так."

Спаси нас всех Христос!!!

Славу Возсылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу.

admin в ответ:
февраля 5, 2016 at 10:25 дп

Евгений, видимо Вы не совсем внимательно читали статью, раз у Вас остались неясности.

«Трудящийся достоин пропитания» сказано Христом своим ученикам не о работе, а о деле евангельской проповеди. В статье я писала, что в Ветхом завете было отделено колено Левита на служение Богу. Этому колену не была дана в удел земля, если не считать 10 городов в разных коленах, которые принадлежали левитам. Левиты должны были полностью себя посвятить служению Богу, а питаться должны были от десятины, которую должны были платить все колены Израилевы. То есть от десятины питались не только священники, потомки Аарона, а все левиты, и певцы, и сторожа, и служащие при храме. Но левиты из своей доли должны были также отделять десятину непосредственно священникам. Это установление позволяло им всё свое время посвящать служению Богу.

Приводя в пример ап. Павла, я говорила о том, что это исключение, ведь за других апостолов не говорится о том, что они ничего не брали от учеников и жили своими трудами. Также стоит заметить, что ап. Павел был девственником, а значит у него не было семьи. Думается, не стоит объяснять, что отдельно взятому человеку для пропитания требуется на много меньше, чем для семьи.

Священное Писание неоднозначно, иначе не было бы столько сект. Поэтому пытаясь понять Слово Божие, мы обращаемся к толкованию св. отцов. Можете посмотреть как они толкуют приведенные Вами стихи и .

Что касается лично Вас, то здесь дело Вашей совести. Хотите петь бесплатно, пойте во славу Божию. Ведь мы и сами десятину не всегда платим, так хоть потрудимся во славу Божию. А если берете плату за пение, то — не испытывайте никакого чувства вины по этому поводу, так как это установление Божие. Тем более недопустимо бегать из одного храма в другой, потому что там платят больше — вот это как раз будет служение маммоне. А, вообще-то, все недоумения относительно духовной жизни нужно решать со своим духовным отцом.

декабря 19, 2015 | 1:10 пп

Екатерина:

января 13, 2017 | 8:21 пп

16.11.2016

Дмитрий Васянович уже десять лет возглавляет архиерейский хор Красноярска. В преддверии Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви мы побеседовали с ним о нюансах именно регентского мастерства. Почти полностью исчезнувшее в советский период, сегодня оно возрождается по всей России, но появляются и новые опасности. Д. Васянович делится своими размышлениями о том, насколько это искусство сегодня востребовано в Красноярской епархии и почему не следует давать в храмах «духовные концерты».

В чем главная задача церковного хора – создание «молитвенной атмосферы» в храме, эстетическое оформление пространства во время богослужения?..

– Мне кажется, что задача – в соединении того и другого. Все же одного без другого не бывает. В храм приходят разные люди: те, у кого воспитан музыкальный слух, будут отвлекаться от молитвы в случае, если хор будет петь не слаженно, если же человек простой пришел, а хор выводит помпезные рулады, он может попросту растеряться. Задача хора – совместить эстетику и молитвенность.

И еще есть одна важная деталь – это помощь священнику в совершении Таинств. Например, хору приходится просчитывать длительность молитвословия для того, чтобы не создавать паузы, которые могут вызывать недоумения у молящихся. То есть мы находимся на соединении нескольких линий – священнодействия, музыкальной эстетики и молитвы каждого находящегося в храме.

Вы регент архиерейского хора. Служба, возглавляемая митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, отличается чем-то от обычных богослужений?

– Да, конечно. Владыка Пантелеимон любит простое пение, монастырские распевы, распевы Киево-Печерской или Троице-Сергиевой лавры. И поэтому во время богослужений архиерейским чином я зачастую отказываюсь от композиторских молитвословий в пользу распевов монастырских.



Некоторые люди говорят, что сложно молиться, когда хор начинает давать «оперу»… Как Вы относитесь к своевременным церковным композиторам?

– Да, я согласен с этим суждением. Хор действительно может отвлекать от молитвы чрезмерной эмоциональностью при исполнении песнопений. И ведь «по-оперному» можно петь не только современные сочинения.

Церковные композиторы разные, и пишут они разную музыку. К примеру, Владимир Ковальджи – современный композитор, регент, его церковные произведения не выходят за рамки простоты и молитвословия. У него молитвенные песнопения, без премудростей, я их очень люблю. Мы исполняем его музыку наряду с монастырскими распевами, церковным обиходом, и они гармонично вливаются в богослужение.

Но от сочинений некоторых композиторов мы отказываемся. Слишком пышные «духовные концерты», или попытка внести современные «терпкие» гармонии в церковную музыку, действительно, отвлекают и вызывают, как минимум, недоумение.

Кстати, был интересный случай. Один знакомый побывал в Енисейске, помолился в храме и поделился тем, как странно стоять на службе, когда одновременно звучат протяжный знаменный распев и торжественное партесное пение. Возникло ощущение, что пение его как бы «раздваивало», выбивало из молитвенной колеи. По отдельности и то, и другое может быть благодатно, а в соединении произвело вот такой эффект.

Я думаю, что нужно составлять богослужение в едином стиле, чтобы не вносить разлад в души прихожан. К выбору исполняемых песнопений следует подходить рационально и не превращать молитвословие в пышное песнопение ради показа голосов или красивых гармоний.

В кафедральном соборе и на выездных службах Вы все контролируете? Можете ли Вы повлиять на выбор регентов в других храмах, когда богослужение совершает владыка?

– У каждого регента – свой взгляд на то, что должно звучать на богослужении. Мне кажется, многие допускают ошибку, когда думают, что раз к ним приехал архиерей, то надо блеснуть профессиональными навыками, изловчиться исполнить нечто помпезное. Я с этим не согласен, но другим регентам не могу указывать, все же это их «монастырь», и я туда со своим уставом не полезу. Если меня зовут руководить службой, я выполняю выбор исполняемых песнопений, другой регент выбирает то, что ближе именно ему. Вот владыка или настоятель вправе указать регенту всегда, что им нравится, а что – нет.

Как Вы относитесь к практике, которая сейчас все чаще встречается в наших храмах, когда всю литургию поют прихожане вместе с хором и духовенством. Или дело прихожан – вдумчиво молиться, а не следовать за хором?

– Я все же за то, чтобы прихожане пели определенные песнопения, несложные в музыкальном плане – «Отче наш», «Верую», «Честнейшую херувим…», «Тело Христово...». Конечно, если пение литургии прихожанами в традиции какого-то храма, где ведутся занятия, где это воспитывается – другое дело, я даже порадуюсь. Но это ведь не должно быть стихийно, неуправляемо, над этим действительно нужно работать.

Помню, когда я был в Псково-Печерском монастыре в праздник Крещения Господня, там вместо запричастного концерта в исполнении хора выходил иеромонах и вместе с народом разучивал тропарь Богоявления. Он повторял каждую строчку, объяснял значение, пропевал, и после уже всем приходом тропарь этот исполнялся многажды, пока в алтаре шла подготовка к Причастию.

Мне кажется, это тоже вопрос «ладности» и эстетики: люди, которые не имеют музыкального слуха и настойчиво поют вместе с хором все подряд, тоже отвлекают молящихся. Я это сравниваю с тем, как если бы человек подошел к иконе и посчитал, что он имеет право в ней что-то дорисовать. Я, приходя в другой храм, никогда не подпеваю хору. Нужно обладать большим самолюбием и самомнением, чтобы так поступать, думая, что ты украшаешь собой звучание клироса.

Бывает, священники приглашают в храм на клирос людей с музыкальным образованием, но не верующих. Как у вас с этим обстоит дело? Есть вообще такая проблема?

– Думаю, что каждый священник или регент сам принимает решение. Когда ко мне приходят новые певчие, я, конечно, разговариваю по душам, спрашиваю, крещеный ли, православный ли, согласен ли подходить ко Причастию, на помазание, участвовать в Таинствах Церкви. Я слежу за тем, чтобы мои певчие причащались.

Вспоминается ситуация, когда профессиональный музыкант захотел петь в нашем хоре, но назвал себя буддистом. Я сказал: «Извините, мы с Вами не сможем вместе трудиться, если Вы не предполагаете пересмотреть свои взгляды». Случалось даже готовить к Таинству Крещения человека, который пришел прослушиваться в хор. Ведь это просто нечестно – петь в храме и не быть причастным к происходящему в нем.

– Мы редко выступаем. Я не очень люблю концерты, для меня это исполнение духовного песнопения, лишенное места и смысла. В богослужении оно несет определенный смысл в определенном месте службы, а во время концерта молитва превращается в демонстрацию красивых созвучий и звучания голосов. Может, я не прав, но мне не очень близка концертная деятельность. Свое регентство я воспринимаю как служение. Надеюсь, что и мои хористы тоже воспринимают так свое пение на службе. Не могу за них отвечать, но мне кажется, что мы в этом единодушны.

А вообще возможно ли некое внутреннее совмещение и молитвы, и пения? У вашего хора, в частности, это гармонично происходит?

– В идеале – да, но на деле мы не всегда можем контролировать молитвенность своего состояния. Во время молитвы в храме случается поймать себя на том, что отвлекся.

И у регента такое случается, когда он собирается спеть песнопение и проследить при этом, чтобы оно легло на определенный ход священника. Это кажется чисто техническим процессом (рассчитать движения иерея и соотнести со звучанием молитвы), но я себя понуждаю и слежу за ребятами, чтобы они тоже находились в молитвенном состоянии. Меня очень радует, если мои певчие во время ектеньи крестятся, например.

Насколько мастерство регента востребовано в Красноярской епархии?

– Я точно знаю, что открывается много храмов, и туда требуются регенты. Очень часто ко мне обращаются священники с просьбой найти псаломщика или певчих, знающих службу. Я развожу руками: кадров пока дефицит. Мне кажется, можно открыть регентские курсы, и это было бы очень своевременно.

Беседовал Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

Материал предоставлен порталу «Приходы»
пресс-службой Красноярской епархии

Есть профессия, которая требует от человека совмещения таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия - регент, начальник церковного хора. О том, от чего зависит красота богослужения и как можно превратить разнобой индивидуальностей в слаженный хор, нам согласился рассказать известный в Москве регент Евгений КУСТОВСКИЙ .

- Евгений Сергеевич, когда, почему и как решили стать регентом?
- Я уже был на четвертом курсе аспирантуры, диссертация была практически готова. И в это время я познакомился с отцом Владиславом Свешниковым. Когда отец Владислав меня увидел, он сказал: «Хватит тебе ерундой заниматься, надо заниматься делом!» Заниматься делом означало то, что музыкант должен быть на клиросе. Я пытался возражать, что я, мол, уже состоялся как музыковед, фольклорист. А он напомнил мне притчу о талантах и сказал: «Все твои способности были тебе даны просто так, “за здорово живешь”, пора отдавать».
И я пришел на клирос.

- Как певчий или уже как регент?
- Да что вы! Сначала, конечно, как певчий. Причем даже просто как человек, заменяющий ушедшего в отпуск певчего. А вот когда я оказался на клиросе, я понял: все, что я делал в жизни до этого, было лишь подготовкой.

- Вы пришли на клирос уже воцерковленным человеком?
- В общем, да, но все-таки я считаю, что настоящее воцерковление произошло только на клиросе. Потому что воцерковление, какое получал среднестатистический прихожанин конца 80-х годов, часто ограничивалось лишь общими представлениями о вере и Церкви. А также всевозможными заблуждениями - типа того, что нельзя через левое плечо передавать свечу или что на Иоанна Предтечу нельзя есть круглое... А логика, красота, гармония богослужения может открыться мирянину именно на клиросе. Ведь это непосредственное участие в богослужении.

- Какие требования вы предъявляете певчим?
- Прежде всего, чтобы у человека был слух, без этого на клиросе, как ни крути, делать нечего. Потом - чтобы у человека было чувство ансамбля, способность петь вместе с другими, чувствовать и слышать других. И еще - чтобы была способность реагировать на руку регента.

- А как вы относитесь к певцам, что называется, с вокально «поставленными» голосами?
- Дело в том, что ансамблевый и сольный вокал - это совершенно разные технологии. Зачастую на клирос приходят не хоровики, а вокалисты, и если я вижу, что человеку есть над чем работать, то я предпочту сам с ним заняться. А беда многих профессиональных певцов с «поставленными» голосами заключается в том, что их готовили к сольному пению, и они часто совершенно не в состоянии петь в хоре, не выделяясь из него.

- Какие хоры вам кажутся более успешными: мужские, женские, смешанные?
- Здесь можно посмотреть с двух точек зрения: музыканта и регента. Эти точки зрения очень разные. Как музыкант я могу посмотреть на этот вопрос с позиций эстетизма, с позиций вкусовщины, которая во всех нас есть, и сказать, что мне больше нравятся однородные хоры. Но рассуждать так - это все равно что сказать: мне больше нравится, когда у священника седая борода, чем когда черная. Я же предпочитаю рассуждать как регент, и в этом смысле мне все равно, какой по составу хор. Какой есть, такой и хорошо.
Хотя, конечно, объективно говоря, однородные хоры звучат значительно монолитнее, слаженнее, чем смешанные. Ведь церковное пение изначально монастырское, а монастырь - явление все же «однополое». И конечно, более традиционным в нашей церкви является мужской хор. Женские однородные хоры до сих пор занимаются поисками того, как передать средствами женского голоса музыкальные традиции, рожденные в мужских хорах.

- Как вы относитесь к «народному хору» - когда песнопения исполняются всеми молящимися?
- Прежде всего необходимо определиться, о каких песнопениях мы говорим. Ведь есть изменяемые песнопения, а есть неизменяемые. От этого многое зависит. С неизменяемыми песнопениями все просто. Есть множество храмов, где их поют все прихожане, например, в нашем храме тоже так. Я очень это приветствую. Я даже выступал на первом регентском съезде, прошедшем три года назад, с докладом «Воспитание поющего прихода».

А как быть с прихожанами, не имеющими слуха? Ведь бывает, что кто-то поет фа-диез в то время, как все поют соль...
- А вас это смущает? Меня нет. Во-первых, я умею изменять свою требовательность к певчему в зависимости от удаленности его от клироса. На клиросе я могу всячески «снимать стружку» с певчих. Но человек, поющий где-то в храме, мне не мешает. Во-вторых, человеку, если он поет уверенно и свободно, вообще-то не естественно петь фа-диез в то время, как рядом звучит соль. Это просто неудобно, это акустический закон. Поверьте мне, я говорю это как специалист по народному пению! Здесь очень многое зависит от регента: он должен уметь в какой-то момент перестать быть профессиональным музыкантом и превратиться в запевалу. Ведь так и в фольклоре: есть мастера, ведущие хор, а все остальные подтягивают. Кроме того, когда люди в храме понимают, что регент не оценивает их пение, а просто предлагает петь, все выстраивается очень даже неплохо. А если прихожанин боится спеть что-то не так - вот тут-то он и поет не так. В пользу всенародного пения мы решили и такую известную всем православным проблему, как заполнение паузы перед причастием. Где-то в этот момент поют так называемые «концерты», где-то читают молитвы перед причастием, где-то поют стихиры дня или праздника. А мы на каждой Литургии поем с прихожанами стихи ко причащению: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне...» - и так далее, вплоть до «Вечери Твоея тайныя...».

- А как быть с изменяемыми песнопениями?
- Это, конечно, другое дело. Всенародно такие песнопения петь очень и очень трудно. Но все-таки возможно, и я знаю храмы, где такие песнопения поют все прихожане. Делаются такие попытки и у нас: в нашем храме есть «приходские аналои». Мы заказали нашему приходскому столяру сделать широкие, пологие и невысокие аналои - такие, чтобы на них можно было положить последование вечерни, утрени, литургии, тексты различных служб. Лет сто назад это было бы просто невозможно: было по одному-два экземпляра богослужебных книг на весь приход. Сейчас же я могу - например, на Троицу - разложить публикации текстов на эти аналои для всех прихожан, и все поют.

Сохранились ли дореволюционные грамзаписи обыкновенных приходских хоров, на которые можно было бы равняться современным регентам?
- Очень мало. Сохранились пластинки, записанные в 1912 году в Париже монахами Киево-Печерской лавры. Или фрагменты служб, записанные в храме Христа Спасителя. Разница между прошлыми записями и современным звучанием в том, что наше дореволюционное церковное пение было испорчено целым веком страстных интонаций, подвываний, подъездов - такая манера была присуща пению в церкви в XIX веке. И только в ХХ веке начались поиски НЕ-страстной церковной музыки, которые ведутся до сих пор.

Еще не так давно в репертуаре церковных хоров было много сложной авторской музыки, часто напоминавшей не песнопения, а итальянские оперы. Сейчас этого меньше. А как вы видите перспективу развития духовной музыки?
- Сейчас страстная музыка постепенно уходит с клироса, все больше становится анахронизмом. Многие образцы европеизированного музыкального творчества XVIII и XIX веков сегодня просто неприемлемы в контексте богослужения. Зато все большее применение получает обиход - то есть пение на гласы. Надо сказать, что обиход - это богатейший язык, богатейший материал. При этом разработан он очень мало, и знаем мы его крайне плохо. Навыки настоящего «полногласия» - то есть владения не только всеми гласами, но всеми разновидностями каждого из них - мы во многом утеряли. Чтобы вернуться к ним, нужно много работать и очень этого хотеть. На своем клиросе мы поем практически все на гласы. Например, за всенощной мои певчие раскрывают ноты только один раз - на предначинательном псалме, да и то скорее для напоминания, так как мы его поем всегда на один и тот же мотив.

- А разве не нужно, чтобы пение было разнообразным?
- Да зачем? Я лично считаю, что на разные мотивы должны исполняться изменяемые песнопения. Мы никогда не поем разные «Свете тихий», никогда не поем разные «Ныне отпущаеши». Зачем вносить разнообразие в неизменяемые песнопения, если наибольшей значимостью и выразительностью обладают изменяемые?

- Как вы относитесь к увлечению знаменным пением, которое сейчас можно слышать со многих клиросов?
- Я думаю, для многих это именно так, как вы сказали: увлечение. Зачастую древний распев вставляется в службу как некое декоративное явление, такой экзотический номер, выпирающий из совокупности остальных песнопений, как гвоздь из ровной поверхности. Делать такие украшения несложно, гораздо труднее выдержать всю службу в знаменном стиле, особенно изменяемые песнопения.

Согласитесь, слух современного человека вос питан на гармонической, я бы сказал, европейской музыке: на Бетховене, на Чайковском, на «Битлах», если хотите...
- Да, есть такое мнение, что мы стали жертвами европейского засилья в музыке. Но на самом деле я, как бывший фольклорист, могу сказать вам, что в русском фольклоре переход от одноголосия к многоголосию происходит в том же XVII веке, что и в церковной музыке. Это произошло практически одновременно и независимо.

- Выбор стиля - обиход, авторские сочинения, знаменное пение, - наверное, еще зависит от традиций храма и привычек прихожан. Вы, как регент, прислушиваетесь к мнению прихожан?
- Вы знаете, мне никогда не бывает важно, как оценивается прихожанами само по себе пение хора. Мне это все равно. Гораздо важнее другое - поняли ли прихожане службу, знают ли они, о чем она была, чувствуют ли они ее. Если это так, то значит, служба прошла нормально.

Мы подошли к теме человеческих отношений в храме. Регент - не только музыкант, но и начальник над людьми, певчими. Как вы добиваетесь послушания на клиросе? Вы строги? Певчие вас боятся?
- Да, я строг. Да, певчие меня боятся. Я могу рассердиться, могу «по стенке размазать». Но могу и, наоборот, жилетку подставить. Конечно, брань и строгость - это не самоцель. Главное, чтобы пели хорошо и чувствовали себя спокойно и уверенно. Хотя иногда окрик тоже может быть полезен, если он содержит в себе некий энергетический допинг, который заставляет собраться человека, находящегося или в харизматической отрешенности, или просто в нерабочем состоянии. А вообще, одно из самых трудных умений регента - это что-то сделать или сказать по сути жестко, а по форме мягко. Это умение приходит к регентам далеко не сразу.

- А с чем чаще всего приходится бороться при работе с хором?
- Исправлять по ходу службы приходится многое: и нечистое пение, и неправильное чтение текста. Но выражать недовольство я позволяю себе, как правило, только тогда, когда человек отключается. Хотя я часто прекрасно понимаю, что человек просто устал. А если я слышу, что человек фальшивит, я внутри себя, конечно, буду недоволен, но постараюсь исправить дело как можно мягче. Очень важно никого не обидеть, и поэтому к разным певчим необходим самый разный подход: к одному - более снисходительный, а к другому - бескомпромиссный.

- А еще на клиросе часто бывают такие проблемы, как болтовня и смех. Как вы с этим боретесь?
- Я иногда сам становлюсь как бы возбудителем смешка - для того, чтобы вовремя его и прекратить. Иногда остроумное слово разряжает обстановку и снимает усталость. Таким образом мне удается как бы взять ситуацию в свои руки. Важно, чтобы все понимали: чуть-чуть посмеялись -
и все, пошли дальше. Если на клиросе есть понимание службы как службы, ничто не страшно. А болтовня на клиросе - этого, сказать честно, у нас почти не бывает. Если и бывает, то в основном как проявление усталости, вымотанности. А для меня это всегда сигнал, что я что-то упустил, что-то не так делаю: ведь болтовня означает, что человек вышел из службы, отключился. Это вина регента - значит, не может удержать.

- Еще одна клиросная проблема - опоздания...
- У нас на клиросе люди поют только ради пения на клиросе, ради участия в службе, служения Богу. Есть хоры, где люди поют ради заработка, но у нас это не так: платят у нас мало. Люди у нас поют просто потому, что любят служить. И если человек опоздал на службу, это воспринимается с сочувствием: жалко, что он опоздал. Жалко, что он хотел прийти вовремя и не смог. Но опоздания у нас - не повод для каких-то разборок.

Коснемся состава клироса. Бывают хоры из наемных певцов, для которых церковное пение - работа. А бывают хоры, состоящие только из прихожан. Как это в вашем храме?
- Сейчас все больше становится исключительно общинных хоров, и это, я уверен, очень правильно. У нас на клиросе могут петь только члены нашей общины, которые исповедуются у наших священников, причащаются в нашем храме. У нас нет такого: пришел, спел, ушел. У нас так: пришел, спел... и остался в нашей общине. Многие и помимо пения находят для себя работу в храме. У нас вот так, и во многих храмах так же, но я знаю и очень многие храмы, где до сих пор сохраняются наемные хоры. Эти хоры отличаются прежде всего денежными приоритетами. Я же считаю, что приоритеты клирошанина должны быть другими.

- Последний вопрос касается певческого воспитания детей. Как оно должно производиться?
- Клиросное воспитание детей - это одна из самых важных наших задач. Есть различные приемы обучения. Можно ставить детей на клирос вместе со взрослыми, можно организовывать «детские богослужения». Но нужно учитывать и некоторые особенности. На взрослый клирос можно ставить детей только с определенного возраста, когда чувствуется, что ребенок может выдержать режим службы. А чисто детские хоры могут быть самого разного возраста. Понятно, что навыки чтения слов и нот у детей вырабатываются очень постепенно. Поэтому к службам с детьми приходится специально готовиться. Детские службы у нас бывают примерно раз в месяц, и перед каждой службой бывают спевки. Я, впрочем, не люблю заниматься с детьми концертными программами, разучивать сложные партии. Я предпочитаю делать из детей «обиходный клирос». Я даю им понять, что они готовят службу, а не концерт. И между прочим, я сторонник подготовки с детьми не только литургий, но и вечерних служб, где много изменяемых песнопений. Очень важно приучать детей читать тексты. И надо сказать, дети гораздо лучше, чем взрослые, схватывают это умение. Для детей особенно важно, что у них перед глазами. Они когда поют по словам - поют слова, а когда по нотам - ноты, а это совершенно разное восприятие. Лучше всего они поют наизусть. При пении с детьми изменяемых песнопений очень помогает прием, заимствованный из монастырской практики: пение с канонархом. Канонарх читает один стих, хор поет его, потом другой стих и так далее. Впрочем, со взрослыми это тоже достаточно эффективный прием заставить их понимать смысл того, что они поют.

Фото Андрея РАДКЕВИЧА

Loading...Loading...