Профессия без вакансий: кем работать психологу. Где может работать психолог

Организационный психолог – специалист, умеющий применять на практике работающей компании методики, технологии, инструменты личностной, межличностной, коллективной психологии. Сфера его полезной деятельности безгранична:

  • разработка стиля управления, ОСУ;
  • обучение кадров;
  • работа с крупными заказчиками (технологии переговоров);
  • формулировка системы корпоративных ценностей, создание внутрикорпоративной религии;
  • анализ эффективности труда, разработка методов повышения производительности;
  • подбор кадров.

Где вы могли уже познакомиться с организационными психологами

Хотя профессия была «уложена» в терминологические рамки оргпсихологии меньше полувека назад, объективный спрос рынка труда в специалистах направления растет давно. Даже те, кто до нынешнего моменты считал, что не имеет представления о бизнес-психологии, многократно встречался с носителями этой спецификации. Кто они?

  • успешные руководители;
  • менеджеры крупнейших рекрутинговых организаций;
  • научные руководители аспирантов;
  • разработчики крупнейших проектов социальных сетей;
  • выдающиеся предприниматели.

Куда и кем пойти работать организационным психологом

Наш факультет бизнес-психологии создавался на базе острых потребностей рынка труда. Мы собрали сильнейшую команду педагогов, отлично владеющих предметом, способных передать знания, организовать поле их практического применения.

Потому ограничивать набором должностей перспективы выпускников факультета оргпсихологии несправедливо. Путь бизнес-психолога прокладывает он сам, мы лишь открываем для него все двери:

  • частный бизнес (московский, всероссийский, международный – недавно в компании Google объявлялась вакансия);
  • государственные инстанции (благотворительные фонды, НИИ, институты юриспруденции);
  • консалтинговые бюро;
  • образовательные заведения;
  • собственное дело (бизнес-консультации, коучинг).

Работа в холдингах и корпорациях для организационного психолога

Для понимания полезности диплома оргпсихолога: все компании из списка топ-100 крупнейших международных организаций работают с собственным штатом бизнес-психологов. Сфера деятельности специалистов профиля очень широка:

  • отдел кадра;
  • маркетинговый отдел;
  • внутренний тренерский состав;
  • команда разработчиков бренд-бука;
  • команда привлечения новых клиентов;
  • рекламный отдел.

При должной степени вовлеченности специалист психологического профиля покажет отличный результат на любой управленческой должности.

Частное консультирование организационного психолога

Бизнес-консультирование – одно из направлений, способных заинтересовать наших студентов немалыми перспективами дохода. Практикующий психолог может не только устроиться в консалтинговое бюро, но и вести собственную практику консультаций. Реквизиты таких специалистов предприниматели обычно бережно хранят и передают только доверенным партнерам.

Организационная психология в качестве дополнительного/второго образования

Профессия консультанта, психолога, специалиста по выстраиванию коллективных отношений подходит не каждому. Но, обнаружив в себе отсутствие тяги к подобной деятельности, выпускник не окажется перед необходимостью поступать вновь.

Знания методик, приемов, сути и законов психологии коллектива/личности пригодятся ему на всех уровнях организации быта – на работе по иной профессии, дома, при трудоустройстве. Все коммуникации (с руководством, коллегами, родными) строятся на единых законах.

Проводить тренинги – нечто большее, чем консультирование

Несколько лет назад профессия психолога была на пике популярности. Прагматики шли на экономистов и бухгалтеров, романтики – на психфаки. С таким количеством выпускников в нашей стране все должны быть спокойными и умиротворёнными. Но почему-то специалисты в этой области не часто работают по специальности: уходят в смежные направления или вообще меняют сферу деятельности. Rjob попросил трёх выпускников психологических факультетов, которые пошли разными путями, рассказать про свой опыт.

Алла Нагинайло, работает по специальности

Почему выпускники факультетов психологии не хотят работать по специальности? Можно обозначить ряд причин:

    Профессия была выбрана, чтобы решить личные проблемы, обрести определенные умения и навыки для повседневной жизни, улучшить качество семейной жизни или получить знания и опыт для воспитания и развития своих детей.

    Специальные психологические дисциплины являются хорошим фундаментом для построения карьеры в другой профессии, например, в , рекламе. Знания из психологии управления помогут в развитии собственного бизнеса. Владея знаниями о психологии человека, можно достичь успеха в любой сфере, где требуется непосредственное общение и взаимодействие с людьми.

    После окончания вуза специалист идет на временную работу, продолжая искать что-то, связанное с психологией, а в итоге достигает высоких результатов здесь - и всё благодаря психологическим знаниям. Они дают преимущество перед другими сотрудниками, обеспечивают карьерный рост и достойную зарплату, и человек остается в этой области.

    Существуют причины, связанные со страхом не справиться. Выпускник может бояться, что знаний, полученных в стенах учебного заведения, окажется недостаточно для практической деятельности. Это может быть неуверенность в собственных силах, боязнь или сомнения в том, что не удастся соблюсти принцип «Не навреди», личностные особенности.

В таких случаях следует:

    пройти личную терапию;

    посетить тренинги;

    пойти на курсы повышения квалификации;

    вступить в профессиональные сообщества, где помогают молодым специалистам и где происходит обмен опытом;

    найти компетентного профессионала с опытом работы, которому можно доверять и который поможет в моменты сомнений или при возникновении сложностей в работе;

    следить за современными научными исследованиями в области психологии.

В работе психолога можно найти много смежных проектов. Например, я -

    приглашенный эксперт в серии радиопередач,

    член команды крупного образовательного интернет-портала,

    консультант-эксперт федеральных печатных изданий,

    консультант-эксперт интернет-магазинов.

Олеся Гаранина, развивается в смежных областях

Педагог дошкольного образования, психолог, соавтор книги «Я сам» о воспитании самостоятельности у детей от 0 до 4 лет, автор статей на детско-родительские темы на портале канала «Домашний», в журналах «Дошкольное образование», «Мама и малыш», главный редактор электронного журнала «О самом важном».

Работала я и в детском саду, и развивающем центре, и во Дворце творчества, и занималась частной практикой.

Я не знаю, насколько мои знания помогают мне в воспитании своего собственного ребенка, потому что опыта воспитания детей без психолого-педагогического образования у меня нет. Наверное, мне проще понимать особенности и нюансы развития своего сына и проще на них реагировать.

Точно могу сказать, что образование помогает в жизни – понимать, почему я так или иначе реагирую на определенные ситуацию, какая помощь мне нужна и что делать. В моей жизни сейчас больше осознанности, чем лет 10-15 назад, когда я не была так близка с психологией.

Сейчас я консультирую родителей, меня приглашают читать лекции для воспитателей и .

Психология открыла для меня совершенно новую грань для реализации своих знаний – писательство. Я пробовала писать на разные темы, но в итоге поняла, что не могу писать про то, в чем я не разбираюсь, а так моё образование помогает мне создавать тексты, которые, в свою очередь, помогают родителям лучше понимать своих детей.

Кроме того, у меня в разработке несколько идей детских развивающих книг и книг для родителей. Я чувствую себя не только психологом, но и немножко . И это наполняет меня чувством гордости и удовлетворения.

Артём Галкин, сменил сферу деятельности

Инструктор отдела общих подготовок Учебно-тренировочного центра

Психология всегда казалась мне очень интересной наукой. Но в конце третьего курса я стал понимать, что поговорка «Женщина-психолог – не психолог, а мужчина-психолог – не мужчина» в какой-то мере отражает особенность данной профессии. По первой части, я думаю, всё понятно, поскольку всегда считалось, что именно мужчины являются лучшими специалистами в любых областях. А вторая часть объясняется так: чтобы стать хорошим психологом, нужно долго работать за очень маленькую зарплату, пока не наберешься опыта. И какая девушка будет встречаться с парнем, который не в состоянии сводить её в кафе?

Во время учебы постоянно думал, кем бы я мог работать. Понял, что точно не пойду школьным психологом или в соцслужбы. Совершенно случайно попал на собеседование в рекламную службу одного журнала. Попробовал , и у меня стало получаться.

Несколько лет назад мою невесту отправляли в длительную командировку в Иран. Мы не хотели разлучаться надолго, и я попробовал устроиться в её компанию. Всех, кого туда командировали, записывали как «инженер-технолог», а потом каждый делал то, что у него написано в техническом задании. Лично я занимался разработкой индивидуальных программ стажировки, выдачей этих программ и контролем стажировки на рабочих местах. Также принимал участие в организации и проведении заключительных экзаменов. Два года назад закончилась, мы вернулись в Россию, и сейчас я работаю в той же компании инструктором отдела общих подготовок, в данный момент разрабатываем курс по инструкторскому мастерству.

Конечно же, знание психологии помогает мне в жизни, но тут есть один большой нюанс, который преследует всех, у кого есть диплом психолога. Диплом как будто обрекает тебя на всю жизнь быть чем-то наподобие идеального человека, который всегда знает, чего хотят окружающие, должен предвидеть поведение и ситуации, сам при этом не имеет права на отрицательные проявления своей личности. То есть к психологам общество предъявляет очень большие требования, которым хочешь – не хочешь, нужно пытаться соответствовать, а если нет, то наказанием тебе будет надоевшая всем психологам фраза: «Ну, ты что?! Ты же психолог!»

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Ежегодно огромное количество вузов всего мира выпускает молодых специалистов разных областей. В каждой стране свои условия приёма на работу, а также определённые особенности прохождения испытательного срока и перспективы.

Перед современной молодёжью встаёт вопрос:
«Где можно получить опыт работы по специальности, если в большей части требуются специалисты, имеющие трудовой стаж?».

Именно с таким вопросом, а также с просьбами прохождения практики, обращаются молодые специалисты-психологи. Многие из них опасаются сразу же приступить к прямой работе с клиентом, понимая, что для уверенности в себе как в специалисте им не хватает практического опыта.

  • В первой части материала мы обсудим: с чего может начаться путь дипломированного, не имеющего опыта, психолога?
  • Вторая часть будет посвящена разбору сфер деятельности, не связанных напрямую с психологическим консультированием, но которые могут быть полезны.
  • В заключении укажем этапы, приводящие к практической деятельности.

Начало пути во многом зависит от того, в каком направлении психологии человек настроен работать. К сожалению, это понимание не у всех студентов формируется в период получения знаний в вузе. В связи с этим, на протяжении обучения стоит учитывать ряд возможностей выбранной профессии.

  1. Психолог после окончания вуза может остаться работать на кафедре психологии. Обучаясь в магистратуре, увлечься наукой, объединив таким образом два направления: преподавательскую деятельность и научные разработки. В перспективе может быть защита диссертаций, и в результате будет пройден путь от студента до профессора университета.
  2. Психолого-педагогическое направление. Работа психолога в дошкольном учебном заведении, а также в школах. Преподавание предмета «Психология» в колледжах и других учебных заведениях.
  3. Область практической психологии достаточно обширна - от психолога на предприятии до частной психологической практики.

Не исключено, что на протяжении обучения могут меняться интересы, связанные с направлениями деятельности психолога. Поможет более тонко разобраться в своем истинном предназначении и обогатиться знаниями, связанными с практикой, регулярное дополнительное обучение у психологов-практиков на семинарах и тренингах.

Часто можно услышать высказывания отчаявшихся молодых специалистов: «Не могу найти работу! Разве я это представлял, обучаясь в университете?».

Рассмотрим виды деятельности для молодого специалиста, которые могут привести к профессии психолога.

1. Организатор обучающих программ.

Работать он может в психологическом или тренинговом центре. Эта деятельность даёт колоссальный опыт и большой багаж знаний. Если работает команда профессионалов, то они обязательно обучат специалиста следующим направлениям:

  • ведение телефонных переговоров с потенциальными клиентами;
  • техника проведения презентации учебной программы;
  • проведение деловых переговоров;
  • организация непосредственно самого мероприятия.

В результате будет накапливаться опыт работы с людьми и оттачиваться коммуникационный навык. Особым бонусом может быть имеющаяся возможность проходить обучающие программы либо со скидкой, либо бесплатно.

2. Администратор в психологическом центре.

Эта деятельность более узкая. Специалист обычно ведет запись, но должен уметь грамотно провести телефонные переговоры. Соответственно, владеть информацией о том, какие специалисты работают в центре и в каких направлениях. Как стартовую площадку тоже можно рассмотреть. Обычно с администраторами делятся своими проблемами люди, ожидающие свою очередь. Небольшой опыт общения эта работа предполагает. Заниматься данной деятельностью можно до одного года, не забывая о регулярном дополнительном обучении и саморазвитии.

Перспективой может быть место психолога в этом центре, но оно зависит от разного рода факторов:

  • показателя эффективности в работе;
  • требований руководства;
  • имеющейся открытой вакансии.

3. Психолог на предприятии.

Как бы ни стремились современные компании идти в ногу со временем, но штатных единиц психолога в организации по-прежнему либо нет, либо крайне мало. По этой причине можно рассмотреть позицию менеджера по персоналу. О чем и будет написано в следующем пункте.

4. HR- manager (Human – человеческие, resources - ресурсы).

В организациях существуют не только единицы менеджеров по персоналу или HR-менеджеров, но и отделы, которые занимаются следующими направлениями:

  • подбор персонала;
  • проведение собеседований с соискателями;
  • организация обучения персонала;
  • аттестация сотрудников;
  • мотивация персонала;
  • корпоративная культура.

Психологическое образование для HR-специалистов приветствуется.

Перспективы. Начиная с найма и работы с резюме соискателей, можно параллельно изучать техники и методы проведения интервью с кандидатами. Искать пути присутствия на собеседованиях, которые проводят опытные руководители. Далее – можно продолжить работу в направлении проведения собеседований.

Работа в этой области даёт колоссальный опыт в плане знаний моделей поведения людей и специфики их деятельности. Накопленный информационный арсенал даст отличную базу для того, чтобы в будущей деятельности практического психолога с уверенностью разбирать темы клиентов, связанные с их работой.

5. Практический психолог, занимающийся частной практикой.

Как понятно из выше описанного, путь к самостоятельной деятельности проходит этапы:

  • опыта работы в смежной области;
  • непрерывного дополнительного образования;
  • постоянного самообразования;
  • прохождения личной терапии у опытного психолога;
  • внутреннего понимания готовности к консультированию.

Когда выбранная профессия обусловлена высоким уровнем интереса и прилагаются дальнейшие усилия ею овладеть, есть все шансы для того, чтобы в ней состояться!

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься . Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь - это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления - очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред - они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
    в больницах и поликлиниках;
    преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
    в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
    в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога - только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть : личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог - решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы - от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог - это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера - это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога - это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец - это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог - специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :

    улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
    изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
    способность принять решение;
    способность осуществить принятое решение;
    подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
    получение поддержки;
    приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
    поиск и изучение альтернатив;
    получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
    развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
    получение информации;
    реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.

В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.

Медицинское образование нужно психотерапевту . Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.

Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.

Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления. Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».

Психолог-консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.

Педагог-психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом-психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.

О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора .

Можно ли работать психологом без образования в области психологии?

– На этот вопрос можно ответить по-разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.

С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог-психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.

С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.

Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?

– Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов-воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.

Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?

– Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам-психологам, психологам.

Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.

Педагогам-психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.

Важно ли для психолога непрерывное обучение?

– Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.

От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир. Экономика, образование, наука – все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития. Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.

Loading...Loading...