Отрицание собственного отрицания. Отрицание. Энгельс об отрицании

Отрицание отрицания - это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), разрешением этих противоречий (второе отрицание) и возникновением нового содержания Разума.

Таким образом, с помощью вот этих двух отрицаний, мышление шаг за шагом постепенно восходит от простых понятий к сложным, а Разум постепенно повышает сложность своего состояния и совершает поступательное движение вперёд - такова суть диалектического закона отрицания отрицания Гегеля .

Поскольку развитие мировой действительности, по Гегелю, есть развитие Абсолютной Идеи, то, таким образом, развитие мировой действительности - это результат внутреннего, собственного саморазвития, самодвижения Абсолютного Разума, которое происходит циклически, то есть однотипными этапами и фазами.

Основными этапами развития мировой действительности по Гегелю являются три главные его стадии:

1. Тезис. На этой стадии происходит полагание, формирование некоей сложившейся действительности и её утверждение в качестве исходной данности.

2. Антитезис. На этой стадии происходит против полагание исходной данности самой себе, то есть её отрицание себя самой собой же в виде произрастания внутри неё некоего противоречия, отрицающего её нынешнее состояние и требующего движения к новому состоянию, то есть к своему разрешению.

3. Синтез. Этап синтеза - это снятие, разрешение внутреннего противоречия исходной данности, то есть отрицание её первого отрицания за счёт формирования из этой данности нового состояния.

Таким образом, новое состояние данности вырастает из старого её состояния, преодолевая дисгармонию какого-то имеющегося внутреннего противоречия, и поэтому всякое новое состояние всегда более гармоничнее того состояния, которое оно отрицало.

Если говорить о разуме, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к истине, а если говорить о материальных явлениях, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к той цели, которая поставлена Абсолютной Идеей в конце развития мира.

Поскольку развитие есть процесс безостановочный в силу постоянного формирования внутренних противоречий, то стадия синтеза в этом процесс диалектически переходит в стадию тезиса, и всё начинается с начала.

Таким образом, развитие по Гегелю нельзя трактовать как некую последовательность состояний действительности, возрастающую линейно вверх, потому что синтез, переходящий в тезис - это есть возврат действительности к своему исходному состоянию, пусть даже уже в более совершенном и в более новом качестве.

Поэтому, развитие, по Гегелю, осуществляется по спирали - в постоянном возврате после двойного своего отрицания к исходному положению, находящемуся уже на несколько более высоком уровне своего развития.


Прогрессивный путь развития, то есть его направленность от низшего к высшему, обеспечивается тем, что каждая стадия развития богаче, сложнее и гармоничнее по содержанию. Это происходит в силу того, что само отрицание у Гегеля носит диалектический, а не метафизический характер. В чем состоит существо отличия метафизического отрицания от диалектического, гегелевского?

Оно состоит в том, что:

Отрицание в метафизике есть акт отбрасывания и окончательного устранения старого. Отрицание в метафизике есть акт появления нового, утверждающего себя вместо старого просто фактом простой замены его собою;

В диалектике же отрицание понимается как переход старого в новое состояние с сохранением всего лучшего, что в нём было.

Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Так образуется постоянно расширяющаяся спираль развития действительности, которая непрестанно обнаруживает в себе противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание, разрешая обнаруженное противоречие, и приобретает на каждой из этих стадий всё более усложнённое и прогрессивное содержание.

В общем итоге - диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности.

Подытоживая основной смысл закона отрицания отрицания можно сказать что:

В результате первого отрицания сначала обнаруживается, а затем вторым отрицанием разрешается то или иное противоречие;

В результате этого уничтожается старое и утверждается новое;

С возникновением нового развитие не прекращается, поскольку всякое новое не остаётся вечно застывшим новым, а в нем образуется новое противоречие, то есть наступает опять отрицание и т.д.;

Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым, низшего высшим;

Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер;

Развитие идёт по спирали с повторением в новых своих высших стадиях отдельных сторон и черт своих низших стадий.

Закон отрицания отрицания Гегеля, относящийся к идеалистической концепции мирового развития, философское течение диалектического материализма использовало для формирования материалистической концепции развития действительности.

С точки зрения основоположников диалектического материализма Маркса и Энгельса , отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития непосредственно самой материальной действительности. Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, где каждая новая эпоха возникала на базе предыдущей, то есть новое отрицало старое. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом.

Отрицание присуще и развитию познания, науки, так как каждая новая научная теория отрицает старую. При этом сохраняется связь старого с новым, и происходит сохранение в новом лучшего из старого. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его экономическую базу, достижения науки, техники, культуры. В познании, в науке новое знание опирается также на лучшее из достигнутого на прежних этапах познания и научного исследования.

Таким образом, в материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления, определенный внутренними свойствами материи

Заключение

Резюмируя и подводя итог вышесказанного, закон отрицания отрицания можно определить как закон диалектики, выражающий специфическую форму движения, порождённую борьбой противоположностей. Это определение указывает только на суть или ядро закона, однако для полного определения сути необходимо также учитывать специфическую форму развития через противоречие.

Полное определение должно содержать в себе указание на то, что это развитие носит ступенчатый характер, что в рамках каждой ступени оно включает в себя разделение на противоположности, их борьбу и снятие противоречий, что порождение и снятие противоречий осуществляется закономерно, на основе особых механизмов самоотрицания и синтеза, что эта особая форма развития соединяет в себе изменчивость и преемственность, поступательность и частичное воспроизведение элементов пройденного, прямолинейность и якобы возврат к исходным состояниям. Перечень этих моментов в их взаимосвязи друг с другом и в их зависимости от исходного тезиса, от борьбы противоположных сторон составляет полное содержание закона отрицания отрицания.

Таким образом, закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развертывания целостной сущности. Установить его действительную природу, его всеобщность можно только рассматривая целостные и масштабные сущности, а не отдельные фрагменты действительности.

диалектика закон бытие отрицание

Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.

Ряд философских направлений упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Противоречивость явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения старого и нового выступает процессом отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится в системе объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных особей, содействуют их естественному отбору, т.е. прекращение индивидуального развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный социализм как антикапитализм привели к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление формировать «чистый» капитализм без привнесения положительных моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях.

Метафизическое отрицание признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует отрицание как момент связи и развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Названные моменты отрицания представлены как идеал, цель и в определенной степени как реальная практика в обновлении общества в СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается командно-административная система, используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее преобразований, профессионализм кадров, традиции патриотизма и т.д. Конструктивное начало означает соединение внедрения передовых технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства с человеческим творчеством и т.д. Главное направление модернизации общества лежит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.

Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.

Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.

Сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического материализма отрицание-синтез означает «прибавление». Например, для античного искусства был характерен культ человеческого тела, в нем доминировало земное начало. Средневековое искусство отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает духовное начало в человеке. Искусство эпохи Возрождения восстанавливает античный идеал (повторение в высшей стадии некоторых черт низших), но в обогащенной форме, учитывающей и внешнюю красоту тела, и внутреннюю одухотворенность человека (отрицание-синтез). Другой пример: практика показывает, что к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории образование не одной (общественной либо частной), а системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, фор-" мы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы к старому, а больше похоже на «ветвящееся древо» обогащающихся и усложняющихся знаний - ветвей в множащихся направлениях.

Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод). Зачатки представлений о тройственном цикле развития наметились еще у Платона и Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, - установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации - равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не равенство в способностях людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее на благоприятную почву, переходит в стебель и далее в колос с множеством изменившихся в большей или меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель предупреждал, что принцип триад - поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания, однако сам часто злоупотреблял схематизмом триад. Необходимо в познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, находить его в них (если он там имеется), а не навязывать его (в форме схем, априорий) любому развивающемуся предмету.

Реализуясь во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение нового, что определяется законом отрицания отрицания.

2. Понятие «отрицания отрицания».

3. Сущность закона отрицания отрицания.

1. Это закон, который указывает на направленность развития – развитие от простого к сложному, от низшего к высшему идёт не прямолинейно, а путём перехода в свою противоположность, через возникновение и уничтожение, в результате чего развитие приобретает спиралевидную форму.

Если закон диалектического противоречия раскрывает внутреннюю сторону развития, а закон количественных и качественных изменений – внешнюю сторону формы развития, то закон отрицания отрицания – единство внутренней и внешней стороны, их синтез.

Он выражает тенденцию развития, формы и как осуществляется связь и историческая преемственность между новым и старым. Без отрицания старого невозможно появление более совершенного нового.

Есть метафизическое и диалектическое понимание отрицания.

Метафизическое – деструктивное отрицание, после него развитие невозможно.

Диалектическое отрицание сохраняет в старом то, что может служить новому, то есть уничтожение старого и сохранение положительного. Что же именно возникает, что сохраняется как положительное, а что уничтожается – зависит от конкретной системы и условий развития.

Не существует однозначных отрицаний, любое отрицание многозначно: в одном отношении – прогрессивное, в другом – регрессивное, а в третьем – может быть нейтральным и к прогрессу и к регрессу.

Каждое отрицание необходимо рассматривать с 3х сторон:

по отношению к предшествующему состоянию;

по отношению к изменению других элементов или системе;

по отношению ко всей целостной саморазвивающейся системе.

Нас интересуют отрицания, связанные а прогрессивным, поступательным развитием, которые предполагают возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания, как момент связи с положительным старой системы, отрицание как утверждение нового.

Таким образом,

1. Диалектическое отрицание есть упразднение одной материальной системы – другой.

2. Оно осуществляется не в ходе становления и развития противоречий, а в ходе их разрешения, не путём количественных изменений, а путём качественных изменений, не в ходе эволюционного развития, а в ходе революционного преобразования.

3. Диалектическое отрицание – это не голое уничтожение, а отрицание в старом лишь того, что уже не соответствует данным условиям и удержание всего положительного и перенос его в основе, как основание дальнейшего развития.

4. Диалектическое отрицание выражает момент непрерывности бытия, момент связи старого с новым, а значит преемственность в развитии.

5. Специфическим содержанием диалектического отрицания есть всеобщая связь низшего с высшим, которая осуществляется путём охранения и дальнейшего развития в новом, всего положительного содержания, что было в старом.

2. Понятие «отрицания отрицания»

Любое явление есть результат отрицания предшествующих явлений и содержит в себе возможность своего собственного отрицания, то есть данное отрицание снимается новым; новое развивается, становится старым, снимается новым и т.д.

Какова же связь между первым и последующим отрицанием?

Что нового даёт второе отрицание по сравнению со старым?

Какая закономерность действует в общей цепи сменяющихся отрицаний?

Отрицание отрицания имеет всеобщий характер:

Зерно Растение Зерно

Бабочка Личинка Бабочка

Растение отрицает зерно, новые зёрна отрицают растение и выступают как отрицание отрицания. Первое и второе отрицания выступают как восходящее развитие.

Гегель выразил это так:


Тезис (исходное) – вторая ступень;

Антитезис – по отношению к первой (тезису) выступает как отрицание ;

Синтез (третья ступень) – есть отрицание второй ступени (синтетезиса), а по отношению к первой выступает как отрицание отрицания. Здесь как бы возврат к старому, и в то же время, третья ступень определённого цикла развития есть и первая ступень нового цикла развития, новой триады. Отрицание и преемственность связаны между собой как диалектические противоположности, которые образуют в совокупности единый процесс становления.

Как бы повторение пройденного в прогрессивном развитии и получило название закона отрицания отрицания ( закон сформулировал Гегель).

3. Сущность этого закона в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, как бы повторение некоторых черт, свойств , имевших место на кокой-либо ступени развития, впоследствие утраченных и вновь обретённых, но уже в изменённом виде (в философии – развитие материализма – навный стихийный – метафизический материализм – диалектический материализм – повторение древнего материализма лишь в общем виде).

· чтобы закон отрицания отрицания мог действовать должно произойти не любое, не всякое изменение, а строго определённое , при котором получается развитие.

· важной чертой этого закона является то, что он выражает не простое повторение черт и особенностей старого в новом, а утверждение качественно нового образования, более богатого по содержанию и более высокого по форме.

· отрицание отрицания выступает как удержание, как синтез всего положительного, что было на первых двух фазах развития. Синтез в отрицании представляет собой “снятие” предшествующих фаз и новое более высокое качественное образование. Это одновременно и завершающая фаза в развитии процесса, и новый исходный пункт для дальнейшего развития.

· отрицание отрицания выражает поступательное развитие – восхождение от простого к сложному (есть отклонение, но в принципе так).

Форма развития закона – спираль.

Эта форма взята неслучайно. Она наглядно охватывает такие стороны диалектического развития, как:

преемственность;

повторяемость и поступательность; необратимость; неодолимость нового в развитии.

Знание этого закона помогает оценить изменения, особенно в обществе, даёт объективные критерии такой оценки.

Если говорить о значении диалектики в целом для познания и практической деятельности, то оно состоит в том, что человек не должен избегать противоречий, а выявлять их, стараться разрешить, постараться бытьт оптимистом и помнить: в мире нет ничего устоявшегося и если жизнь вас не устраивает, постарайтесь изменить её, а значит, и жизнь ваша имеет смысл!

Синергетика

Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего), философская теория развития, способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамичное целое.

Есть объективная диалектика – процессы взаимодействия и развития во внешнем мире и субъективная диалектика – отражение этих процессов в сознании человека, это движение его мыслей и представлений.

Главные вопросы диалектики – что такое развитие? Почему оно происходит? Как оно протекает? Куда направлено развитие?

В конце ХХ века на основе открытий в математике, кибернетике, химии, биологии сложилось новое представление междисциплинарных научных исследований – синергетика (согласованно действующий, совместный). Эти идеи выдвинули бельгийские ученые во главе с Пригожиным, в России - Самарский, Курдюмов и др.

Синергетика исследует общие закономерности процессов самоорганизации открытых систем. Открытая система – это та, которая постоянно взаимодействует с окружающей средой, обменивается веществом, энергией, информацией. В любой открытой системе происходят процессы самоорганизации, т.е. организации, которая обусловлена внутренними причинами. Взаимодействуя с окружающей средой, эта устойчивая система при определённых условиях начинает изменяться – становится неустойчивой и может подвергаться случайным отклонениям (флуктациям) Флуктации расшатывают структуру, приводят к изменениям системы в целом. Возникает новая устойчивая структура. Случайные отклонения, флуктации ведут к нелинейному процессу развития, т.е. система может развиваться по одному из многих возможных путей, образовать одну из многих возможных структур.

Т.О. новая устойчивая (равновесная) система образуется из неустойчивости в результате действия случайностей. Неустойчивость порождает устойчивость. Из хаоса возникает порядок. Система самоорганизуется.

Важную роль в открытых нелинейных системах играет случайность.

Она оказывает решающее влияние на процесс самоорганизации системы, определяет направление её развития. Это существенная характеристика нелинейного, многовариантного развития, открывает множество путей эволюции. Случайность дополняет необходимость, при определённых условиях она может быть причиной коренных изменений, переходом в новое качественное состояние. Это могут быть и катаклизмы в природе и обществе.

Синергетика дополняет и уточняет ряд положений диалектики. По-новому трактует такие понятия, как саморазвитие, порядок и беспорядок, устойчивость и неустойчивость. Здесь развтие не однолинейное, однонаправленное, связанное с необходимостью, а развитие, которое содержит в себе возможность выбора одного из многих путей, выбора, который определяется случайностью. В синергетике – неустойчивость, хаос не являются чем-то разрушительным, отклонением от магистрального пути развития, а выступает необходимым её этапом, конструктивным началам, которые ведут к организации новых, более сложных систем. Рассматривая прогрессы самоорганизации, этапы развития, роль случайностей – синергетика создаёт условия для создания универсальной концепции глобальной эволюции, а также эволюции во Вселенной. Она формирует общую парадигму исследований, расширяет и углубляет диалектическую концепцию развития.

Открытые синергетикой закономерности говорят о том, что управление сложными системами оказывается эффективным, если оно согласуется с внутренними процессами самоорганизации. Даже слабое согласование (т.е. резонансное) воздействие эффективнее, сильного, но не согласованного воздействия на систему, что приводит к негативным последствиям. Природу надо не покорять, а жить с ней в согласии, учиться резонансному воздействию. Это же следует делать и в экономике, политике культуре, социальных отношениях.


Похожая информация.


Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля . Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

Отрицания отрицания закон , один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания (см. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939, с. 309-10). Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности» (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). О. о. з. оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей . Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия О. о. з., стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.

В материалистической диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные - механизм развития, то О. о. з. выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие О. о. з. полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

В раскрытии содержания О. о. з. главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, и невозможен процесс развития. Согласно О. о. з., развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность.

Метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого (например, концепция Пролеткульта и некоторых китайских теоретиков об уничтожении культуры прошлого и создании новой, пролетарской культуры). В. И. Ленин называл такое отрицание «голым», «зряшным». Развитие есть там, где новое не просто прерывает существование старого, но вбирает из него всё положительное, жизнеспособное; это и составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. В форме О. о. з. это выступает как «... повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 203). Блестящий образец анализа такого диалектического отрицания даёт Маркс в 24-й главе 1-го тома «Капитала» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 770-773), исследуя движение собственности от докапиталистических к социалистическим формам. Переход к социализму от частнособственнических отношений, пришедших на смену первобытной общинной собственности, с этой точки зрения означает не только возврат «якобы к старому», т. е. повторение некоторых существенных его моментов на иной, значительно более высокоразвитой основе, но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не прямой линии» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 55). При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль - как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с О. о. з.: возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного познания.

Лит.: Воробьев М. Ф., Закон отрицания отрицания, М., 1958; Кедров Б. М. О повторяемости в процессе развития М., 1961; Домрачев Г., Ефимов С., Тимофеева А., Закон отрицания отрицания, М., 1961. См. также лит. при ст. Развитие .

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Loading...Loading...