Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа – это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями и способами их применения на практике. Самостоятельная работа учащихся на уроке

Самостоятельная работа младших школьнико в.

Начальная школа является основой, фундаментом. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умений учиться . Самостоятельно работать в процессе обучения ребят необходимо приучать с младшего школьного возраста.

Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения. Если ребята ещё в младших классах привыкнут к самостоятельной работе, то эта привычка останется у них на всю жизнь. Педагог должен побуждать учащихся к самостоятельной работе. И, главное, чтобы стремление самостоятельно работать возникло не по принуждению, а по велению воли, то есть нужно сделать так, чтобы самостоятельная работа стала потребностью ученика. От этого во многом зависит успеваемость учащихся.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Выделяют следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

)работа с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.);

2) работа со справочной литературой (словари, энциклопедии и пр.);

3) решение и составление задач;

4) учебные упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.);

6) наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение).

7)работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, и т.д.;

Самостоятельная работа учащихся над учебной литературой :

1. Работа над текстом учебника по составлению:

а) плана;

б) конспекта;

в) ответов на вопросы учителя;

г) таблиц;

д) диаграмм и схем.

2. Работа над иллюстративным материалом учебника.

3. Выполнение упражнений и заданий на базе учебника:

а) поиски примеров;

б) составление задач.

4. Работа с иной литературой и учебными пособиями:

а) с художественной литературой;

б) с другими литературными источниками;

в) со словарями;

г) с атласом и контурными картами;

д) с наглядными пособиями;

е) с кинофильмами;

ж) наблюдения;

з) практические и лабораторные работы.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

    Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.

    Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.

    Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.

    Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.

    Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

    Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.

    В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Задания для самостоятельной работы с источниками знаний при получении новой информации и овладении приёмами учебной работы, как и все другие учебные задания, могут быть различными.

    Простые вопросы (Где? Сколько? Когда? Почему? Как? Зачем? и т.п.).

    Логически связанные вопросы (Что изменится, если…? Чем отличается? и т.п.).

    Различные тесты (альтернативные, выбор ответа и т.п.).

    Инструкции или планы.

    Краткие требования (составить схему, доказать, объяснить, обосновать, извлечь из учебника и т.п.).

    Задачи количественные, качественные, познавательные (поиск новых знаний, поиск новых способов получения знаний), тренировочные (закрепление знаний, закрепление способов получения знаний).

Выделяет 4 типа самостоятельных работ:

─ по образцу;

реконструктивные;

─ вариативные;

─ творческие.

Каждый из них имеет свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные с амостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности.

Значение самостоятельных работ в обучении младших школьников

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.

рассматриваются не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких задач является эффективным в плане самостоятельного развития.

Самостоятельность мышления характеризуется следующими умениями:

выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы;

последовательно, логично обосновывать свои действия и контролировать их;

применять знания в новых условиях, часто усложнённых, с элементами творческого нестандартного подхода к достижению цели;

доходить до истины, не обращаясь за помощью.

Следовательно, система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться.

Самостоятельная деятельность школьников в учебной дея­тельности связана с формированием у них навыков учебного тру­да. Самые главные из них являются планирование и самоконтроль. Умение планировать - это обученность школьников общим правилам составления плана: постановку цели, определение задач и этапов работы, распределение времени и др.

Самоконтроль предполагает умение школьников проконтроли­ровать уровень своих знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельных этапах их усвоения.

Самостоятельная работа учащихся может осуществляться на уроках путём изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, проведения опытов и наблюдений, трудовых операций и пр. Весьма распространенным видом самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, устных и письменных.

Это могут быть работы с учебной книгой, самостоятельная работа при выполнении письменных упражнений или написании сочинений, рассказов, стихов, работы с приборами и лабораторными приспособлениями, самостоятельное решение задач и т.д.

Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и т.п. ─ это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности. Самостоятельное решение задач отрабатывает практические умения и навыки, вырабатывает логическое мышление. Здесь важно ставить ученика в конкретно новую ситуацию, тогда самостоятельная работа будет иметь большой успех.

Самостоятельная работа, выполняемая дома, также играет большую роль. Домашняя работа имеет важное значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда и самообразования, чувства ответственности за порученное дело.

По определению самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников должна научить ребят думать, добывать самостоятельно знания, возбуждать интерес к обучению в школе.

На всех этапах самостоятельной работы ученик думает, это развивает его умственные способности. А научить ребёнка думать самостоятельно

помогают самостоятельные работы. Ребёнок приходит в школу с большим желанием узнать что-то новое. И учитель помогает ему в этом. Дети испытывают интеллектуальное удовлетворение от самостоятельной деятельности, у них возникает желание учиться.

Математику любят те учащиеся, которые умеют самостоятельно решать задачи. Слабые часто затрудняются при решении задач. А безразличных может и не быть, если учитель учтёт возможности каждого ученика при организации самостоятельной работы, даст доступное для него задания.

Организуя самостоятельную работу над задачей, необходимо использовать дифференцированные задания, в виде краткой записи условия, чертежа, рисунка, таблицы.

Такая организация самостоятельной работы над несколькими задачами помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому даёт возможность познать радость труда ─ найти правильный путь решения задачи, используя дифференцированную помощь.

Особое место занимает работа с демонстрационными картинами и сюжетными картинками.

Используя сюжетные картинки, применяю различные виды заданий.

    Составление предложений по опорным словам и выражениям.

    Составление полных ответов на вопросы.

Вопросы помогают ученикам отобрать нужные слова, установить правильный порядок слов, связать слова в предложении. Вопросы учителя и ответы учащихся постепенно усложняются: сначала дети используют при ответе практически все слова вопроса, затем вопросы ставятся в такой форме, что учащиеся вынуждены давать более свободные ответы, опираясь на изображение.

    Составление рассказа.

Работа начинается с 1 класса и, постепенно усложняясь, применяется во всех классах начальной школы. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, называют предметы и действия, изображённые на ней; потом составляют полные ответы на вопросы; таким образом, получается связный рассказ.

    Озаглавливание картинок.

Учитель предлагает учащимся дать название картинке, дети дают разные названия. Каждое обсуждается, выбирается более подходящее, выражающее главную мысль.

Все перечисленные виды, конечно, сначала являются обучающими, постепенно готовящими к самостоятельной работе.

В нашей практике получили распространение перфокарты, позволяющие значительно увеличить объём самостоятельной работы учащихся. На выполнение задания с использованием перфокарт идёт гораздо меньше времени. Однако сводить все упражнения к работе с перфокартой нельзя, поэтому мы их сочетали с традиционными средствами.

Все названные выше виды самостоятельных работ относятся к обучающим. Одни из них основаны главным образом на воспроизведение учащимися действий учителя. Другие требуют самостоятельного применения знаний, умений, навыков, приобретённых ранее, в ситуациях, аналогичных тем, в которых они формировались, или в новых, отличающихся ситуациях. К обучающим самостоятельным работам относятся и так называемые творческие, требующие от школьников самостоятельного проведения наблюдений, самостоятельного вывода, самостоятельного отбора материала, Приведу задания при работе с учебником на уроках литературы.

    Выделение главной мысли прочитанного.

    Составление плана прочитанного.

    Словесное рисование картин к тексту, рассказов по картинкам.

    Составление плана с помощью системы вопросов.

    Деление текста на смысловые части и выделение главной мысли.

    Составление различных планов (простых, развёрнутых, устных, письменных, в виде цитат, тезисов, вопросов).

    Составление сравнительных характеристик.

При работе с учебником задания сначала подбирались простые, затем усложнялись, уменьшалось время на выполнение, повышались требования к самостоятельной работе и оперированию умениями. Основной материал для самостоятельных работ учащихся даёт учебник. Им определяется содержание и система самостоятельных работ в начальных классах. Но, разумеется, одного только учебника для правильной организации самостоятельных работ недостаточно, поэтому мы использовали дидактические раздаточные материалы, позволяющие дифференцировать задания, проводить индивидуальную работу, применяли памятки для работы с книгой. Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять - 20% учебного времени, в средних классах - менее 50%, старших классах не менее- 70%

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

Обучающие.

Тренировочные.

Закрепляющие.

Повторительные.

Развивающие.

Творческие.

Контрольные.

Рассмотрим более подробно каждый из видов.

1. Обучающие самостоятельные работы . Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописывает сложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратить внимание. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся объяснения нового материала или сразу после объяснения, то, на наш взгляд, необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.


Очевидно , что самостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний, для учащихся имеет важное значение.

Нужно заметить, что данный вид деятельности можно организовать в следующих случаях:

В процессе установления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;

При создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;

В ходе переноса приобретенных приёмов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Если ученик в процессе самостоятельной работы продумывает факты, на основании которых излагается новый материал или решается задача, то значительно повышается продуктивность его дальнейшей работы.

Проведение самостоятельной работы надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся.

2. Тренировочные самостоятельные работы . К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.

В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

3. Закрепляющие самостоятельные работы . К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.

4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы .

5. Самостоятельные работы развивающего характера . Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы , которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнение которых необходимо найти несколько способов их решений.

7. Контрольные самостоятельные работы . Как понятно из названия, их главной функцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.

Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собствен новых знаний, очевидно, что анализ самостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.

Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование учений и навыков практического характера;

5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

1. Работа с книгой.

2. Упражнения.

3. Выполнение практических и лабораторных работ.

4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов, рефератов.

6. Домашние опыты, наблюдения.

7. Техническое моделирование и конструирование.

Говоря о типах самостоятельной работы , принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

Практические работы;

Контрольные работы;

Тематические зачеты;

Защита и написание рефератов;

Решение проблемных задач прикладного характера и другие.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

Фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно в то же задание; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-б чел.);

Парной - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;

Индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Организуя самостоятельную работу ученика , учитель ненавязчиво раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая , и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д.

Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников.

Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности уче­ников во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от вы­полнения простейших видов работы к более сложным, носящим поиско­вый характер.

Цели самостоятельной работы

    у качественное усвоение учебного материала;

    выработка умений и навыков учебной деятельности;

    у формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучае­мому материалу;

    формирование готовности к самообразованию;

    формирование самостоятельности как качества личности.

Преимущества самостоятельной работы

    В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.

    Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.

    Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства уча­щихся.

    Процесс обучения становится более живым и увлекательным.

    Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому уче­нику.

    Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспита­тельные задачи.

    Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения про­стого правила до продуманных оценок и идей.

Виды самостоятельной работы

Мотивы самостоятельной работы

    чувство долга и ответственности;

    положительное отношение к учению;

    потребность в знаниях;

    интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;

    профессиональные установки (у старшеклассников);

Уровни самостоятельной работы

1-й - низкий

отсутствие начальных умений и навыков

самостоятельной работы при потребности в ней.

Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,

выработка необходимых умений и навыков

2-й - средний

умения выполнять задания по данной инструкции,

организовать свою работу.

Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация

3-й - высокий

самостоятельное планирование, организация и выполнение

заданий без предварительной инструкции,

инициативный поиск новой информации,

переход в самообразование.

Побуждение: личная мотивация

Компоненты самостоятельной работы

Процессуальный компонент

Организационный компонент

Особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера­тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность

Умение ставить и разрешать позна­вательные задачи

Владение разными типами чтения и фиксации прочитанного

Умение подбирать и усваивать оп­ределенное содержание

Умения контроля и самоанализа

Умения планировать время и свою работу

Умения перестраивать систему де­ятельности

Умения осуществлять информаци­онный поиск, работать в библиоте­ках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников

Пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа­ционными технологиями

Определение самостоятельной работы

При достаточно многостороннем освещении общепедагогичес­ких и методических вопросов этой проблемы ее психологическая сторона остается наименее представленной, тем более с позиции учебной деятельности. Определим исходные для рассмотрения этой проблемы положения.

Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следст­вие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно организуемая и управляемая учителем учебная (классная и внеклассная по за­данию учителя) работа учащегося должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учебным предметом. Это означает для учителя не только четкое осознание своего плана учебных дей­ствий, но и осознанное его формирование у учащихся как неко­торой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.

Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - бо­лее широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение за­даний, данных учителем в классе на дом для подготовки к сле­дующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеу­рочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу обу­чающегося. Но в целом это параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим вырабо­танной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучаю­щегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особен­ностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма са­мообразования, связанная с его работой в классе.

Что же психологически для самого обучающегося означает са­мостоятельная учебная работа? Прежде всего, она должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся цело­го ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятель­ности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смыс­ла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчине­ния выполнению этой задачи других интересов и форм своей за­нятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.

Рассмотрим специфику самостоятельной работы (в точ­ном, деятельностном смысле этого слова) в сопоставлении с внеклассной (внешкольной, внеурочной, внеучебной работой). Соот­несем ее определение с основными требованиями к организации внеклассной работы в обучении. Как известно, первое требова­ние сводится к тому, что внеклассная работа может только уг­лублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навы­ки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной це­лью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым тре­бованием является увлекательность самих форм, процесса и ма­териала работы. Третье фиксирует необходимость межпредмет­ных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.

Если определить самостоятельную работу как высший спе­цифический вид учебной деятельности учащихся, то можно вы­явить ее существенные особенности в сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обу­чающихся формируется потребность узнать, освоить что-то но­вое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлет­ворения такой потребности в учебном процессе нет. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности. (Например, учитель иностранного языка объявля­ет, что те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изу­чать современный «молодежный» разговорный (английский) язык, могут пользоваться ее консультациями и имеющейся литера­турой.)

Другими словами, особенность понимаемой таким образом са­мостоятельной работы в отличие от «внеклассной», «домаш­ней» как раз и состоит в том, что в ее основе всегда лежит но­вый для школьника материал, новые познавательные задачи. Вто­рое из названных выше требований к внеклассной работе также не совпадает с особенностью самостоятельной работы как специ­фического вида деятельности. Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столь­ко форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд. Примером может служить са­мостоятельный разбор шахматных партий начинающим шахма­тистом. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самосто­ятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.

Требования добровольности, активности участия школьников, равно как и целесообразности включения межпредметных свя­зей, распространяется и на самостоятельную работу как вид учебной деятельности. Показательно, что требование массовос­ти, предъявляемое к внеклассной работе, т.е. характер включен­ности учащихся, например, в кружки, театры-студии и др., из­меняется для самостоятельной работы. Оно заменяется предло­жением преимущественно индивидуальной работы школьника. По взаимной договоренности, по внутреннему согласию, жела­нию нескольких ребят такая работа может быть и коллективной, что повысит ее результативность и в предметном, и в личност­ном плане. Можно полагать, что понимаемая таким образом са­мостоятельная работа - эта форма работы по индивидуальным планам, дополняющим, а потому расширяющим и углубляющим; знания, получаемые школьником в классе и во внеклассное время подготовки к урокам.

Деятельностный характер самостоятельной работы

Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в це­лом как деятельность, представляет собой многостороннее, поли­функциональное явление. Она имеет не только учебное, но и лич­ностное и общественное значение. Являясь по общему признанию сложной и многозначной, самостоятельная работа терминологи­чески точно не определена, хотя ее содержание однозначно ин­терпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности обучающегося. В деятельностном определении са­мостоятельная работа - это организуемая самим школьником в си­лу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им са­мим в процессе и по результату деятельность на основе вне­школьного опосредованного системного управления ею со сторо­ны учителя (обучающей программы, дисплейной техники).

Важно отметить, что само управление понимается в контек­сте его психологической модели, возможность создания которой раскрыта Л.М. Фридманом . Она основана на положениях о субъектном (а не объектном) характере, структуре управления деятельности ученика, о динамичности, жесткости или гибкости этого управления, личностном участии ученика (в частно­сти, обязательности его целеполагания), личной ответственно­сти учителя и обязательности коллективных форм работы.

Существенным для определения характера внешнего управ­ления самостоятельной работой школьников является положе­ние автора о степени жесткости такого управления. Чем больше последовательность действий ученика, согласно Л.М. Фридману, «...задается извне управляющей системой, тем более жест­ким является управление. Чем больше эта последовательность выбирается и определяется по содержанию самим учеником, тем более гибким является управление учеником... Жесткость уп­равления должна убывать по мере роста учащихся». К момен­ту завершения среднего образования и переходу в вуз управле­ние должно становиться полностью гибким . Гибкость управления самостоятельной работой школьников становится, та­ким образом, отдельной методической проблемой организации этой работы применительно к тем каналам, через которые управле­ние осуществляется, т.е. применительно к учителю, программе, содержанию учебного материала как системе задач.

Индивидуально - психологические детерминанты самостоятельной работы

Представляя собой особую, высшую форму учебной деятель­ности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. К таким психологическим детерминантам преж­де всего относится саморегуляция. Понятие саморегуляции бы­ло психологически обосновано И.П. Павловым, Н.А. Бернштей­ном, П.К. Анохиным в их представлении о человеке как о самой совершенной, самообучающейся, самосовершенствующейся, само­регулирующейся системе. В общем контексте собственно психо­логической теории саморегуляции (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, со­относимые с организацией самостоятельной работы .

В целях развития саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целостная система представлений о сво­их возможностях и умениях их реализовать, в том числе о воз­можностях целеобразования и целеудержания. Учащемуся нуж­но не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснить их другими, также представляющими интерес. Учащийся должен уметь моделировать собственную деятель­ность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете потребнос­ти, а в окружающей ситуации - объект, соответствующий это­му предмету. Саморегуляция обучающегося предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. примени­тельно к условиям соответствующей цели деятельности осуще­ствлять выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования, определение последовательно­сти отдельных действий.

Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение оценивать конечные и промежуточные результаты сво­их действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оцен­ки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным для саморегуляции является уме­ние корректировать свои действия, т.е. представлять, как мож­но изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъ­явленным требованиям.

Саморегуляция включает также представление человека о нормах взаимоотношений с другими людьми, правилах обра­щения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятельной работы мысль о том, что всем на­званным представлениям обучающегося должны соответство­вать уже сформированные у него в учебной классной работе на­выки и умения. Естественно, что сама предметная саморегуля­ция человека связана с его личностной саморегуляцией, предпо­лагающей высокий уровень самосознания, адекватность самооцен­ки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организо­ванность, целенаправленность личности, сформированность ее волевых качеств. Как подчеркивает А.К. Осницкий, умения са­морегуляции могут быть сформированы достаточно быстро, ес­ли они выступают предметом целенаправленных действий педа­гога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности .

Определение самостоятельной работы как деятельности ее субъекта

Принимая во внимание психологическую характеристику самостоятельной работы как учебной деятельности, можно дат|

более полное описание этого явления с позиции самого субъек­та деятельности. С этой точки зрения, самостоятельная работа может быть определена как целенаправленная, внутренне моти­вированная, структурированная самим субъектом в совокупно­сти выполняемых действий и корригируемая им по процессу и ре­зультату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высо­кого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, лич­ной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как про­цесс самосовершенствования и самопознания.

Организация и самоорганизация работы

Все сказанное подчеркивает необходимость специальной, учи­тывающей психологическую природу этого явления организа­ции самостоятельной работы не только и не столько учителем, сколько самим учеником. В процессе такой организации долж­на быть принята во внимание специфика учебного предмета: ма­тематики, истории, иностранного языка и т.д. В то же время организация самостоятельной работы поднимает целый ряд вопросов, свидетельствующих о готовности к ней самого школь­ника как субъекта этой формы деятельности.

Первый вопрос - умеют ли школьники в своем большинст­ве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, да­же применительно к студентам, не говоря уже о школьниках. Так, по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют рас­пределять свое время; 85% не думают, что его можно распреде­лять . Даже при некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают учебный мате­риал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фик­сирование необходимой учебной информации вызывают у них су­щественные затруднения. Следовательно, можно констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорга­низации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познаватель­ного интереса к целому ряду учебных дисциплин, то становится ясно, что ответ на первый вопрос отрицателен.Здесь возникает второй вопрос: может ли готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе опреде­лить новую форму деятельности, а не просто способ выполне­ния домашних заданий? Ответ утвердителен, но неоднозна­чен. Он определяется тем, что, во-первых, формирование такой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности (например, формирования умения вы­членять, ставить и реализовывать цель, вырабатывать обобщен­ные приемы действий, адекватно оценивать результаты). Во-вто­рых, неоднозначность определяется тем, что эта способность эф­фективно и как бы самопроизвольно формируется только у уча­щихся, обладающих положительной учебной мотивацией и по­ложительным (заинтересованным) отношением к учебе. Ре­зультаты исследований показывают, что даже у студентов (у 77% первокурсников и 12,8% второкурсников) отношение к учебе отрицательное .

Естественно, что проблема формирования у учащихся способ­ности к самостоятельной работе перерастает в проблему предва­рительного повышения учебной мотивации (особенно внутренней мотивации на процесс и на результат деятельности), воспитания интереса к учению. Как подчеркивают исследователи, «при це­ленаправленном формировании... все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанны­ми и действенными, усиливается их предвосхищающая, регу­лирующая роль и в учебной деятельности, возрастают актив­ность школьников в перестройке мотивационной сферы, актив 1 ные попытки поставить самостоятельные и гибкие цели учеб­ной работы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними» . При этом исследователи отмечают, что позитивные мотивационные изменения, формирование ин­тереса к учению происходят в результате изменения, совершен­ствования целостной личности школьника.

Обучение самостоятельной работе

При решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает проблема для всего педаго­гического коллектива. Она заключается в целенаправленном обучении учеников, особенно средних и старших классов и студентов, содержанию этой работы. Такое обучение включает фор­мирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осозна­ние и последовательную отработку ими рациональных приемов работы с учебным материалом, овладение приемами углубленно­го и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составле­ния планов разнообразных действий, конспектирования, поста­новки и решения учебно-практических задач. Большой интерес в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приемы учебной работы:

- «приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принци­пов, законов, осознание обобщенных способов решения задач, са­мостоятельное построение школьниками системы задач опре­деленного типа:

- приемы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (вы­писки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

- общие приемы запоминания (структурирование учеб­ного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

- приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на исполь­зование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т.д.;

- общие приемы поиска дополнительной информации (ра­бота с библиографическими материалами, справочниками, ка­талогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в до­машней библиотеке;

- приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;

- приемы рациональной организации времени, учета и за­трат времени, разумного чередования труда и отдыха, труд­ных устных и письменных заданий, общие правила гигиены тру­да (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение и др.)» .

Очевидно, что здесь приведены как общие приемы организа­ции умственного труда, так и конкретные приемы учебной ра­боты, например работы с текстом. Сформированность последнихможет служить одной из главных предпосылок и в то же время основой самостоятельной работы школьников и студентов над все­ми учебными предметами.

Отметим еще раз, что в целом самостоятельная работа уча­щихся основывается на правильной с точки зрения учебной де­ятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего кон­троля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оцен­ки к формированию его самооценки, что в свою очередь предпо­лагает совершенствование контроля и оценивания самим учите­лем. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, мо­жет ли у школьника формироваться способность подлинной са­мостоятельности работы, зависит от совместных действий педа­гогов и обучающихся, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуаль­ное удовлетворение.

Сопоставительные характеристики видов внеаудиторной работы

Особенности самостоятельной работы обучающихся могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (вне­школьной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и вне­аудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они обра­зуют некий континуум (некую последовательность), полюса ко­торого представлены, с одной стороны, классной, а с другой - собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности (см. таблицу).

Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятель­ная работа как деятельность характеризуется собственной позна­вательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполне­ния. При этом необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом са­мостоятельной работы обучающегося пока еще не полностью разработаны, материалы исследований в этой области уже поз­воляют определить основу самого подхода к этой проблеме. Предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обуче­ния. Это предполагает, что самостоятельная работа школьников,

Самостоятельная работа школьника

Основные критерии

Виды учебной работы

Классная (аудиторная) работа

Домашняя работа как подготовка к уроку

Внешкольная, внеклассная работа как дополнение классной

Самостоятельная рабо­та по учебному предме­ту, осуществляемая параллельно со школь­ной

По источнику управле­ния (контроля): кон­троль учителя самоконтроль ученика

По характеру осу­ществления деятель­ности: заданный извне режим собственный режим работы

По характеру побуди­теля:

от учителя, школы

собственная познава­тельная потребность или потребность дос­тижения

По присутствию источ­ника управления-учителя:

в его присутствии без него

По фиксированию места учебной дея­тельности: фиксированное (например, класс) не фиксируется

наряду с повышением их предметной компетенции, должна спо­собствовать их личностному развитию как субъектов этой дея­тельности.

Программа обучения самостоятельной работе

Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:

Диагностирование обучающимся собственной познаватель­ной потребности в расширении, углублении, совокупности зна­ний, получаемых в школе, вузе;

Определение собственных интеллектуальных, личност­ных и физических возможностей, в частности объективная оцен­ка свободного от посещения учебного заведения времени;

Определение цели самостоятельной работы - ближай­шей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удов­летворения познавательной потребности или, например, для про­должения обучения;

Самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объек­та, например при изучении иностранного языка, может высту­пить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т.д.);

Разработка конкретного плана, долгосрочной и ближай­шей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с педагогом в учебное время может служить образцом составле­ния такой программы;

Определение формы и времени самоконтроля. Целесооб­разно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение кон­кретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты ра­боты были личностно значимы и для него, и для других.

Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа обучающегося как специфическая фор­ма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это под­черкивает важность организующей и управляющей (разной сте­пенью гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учеб­ной деятельности.


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………3

ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных

классах………………………………………………………………………………7

1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и

воспитании младших школьников…………………………………………….8

2. Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10

Фронтальные самостоятельные работы;

Индивидуальная самостоятельная работа;

Групповые самостоятельные работы;

Домашние самостоятельные работы;

1.3 Методика организации самостоятельной работы……………..……….14

Дифференцированный подход к самостоятельной работе.

При помощи карточек;

ГЛАВА II ………………………….……………………………22

1. Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23

2. Формирующий эксперимент………………….…………………………..27

3. Контрольный эксперимент………….…………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………34

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....38

ВВЕДЕНИЕ

Об основание выбора темы.

Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее

творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных,

не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные

решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает

давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа

ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт

школы - лучшее тому доказательство.

Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в

тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и

умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок,

сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает

у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков,

поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить,

то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно. В своей

работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной

работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным

средством формирования личности, побуждает

умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у

школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все

зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной

Актуальность темы.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том,

чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том,

чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это

не простое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная

деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и

практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на

уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают

работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках

математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников,

самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для

выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен

постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как

ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление

Все шире и шире входит самостоятельная работа в практику школы, различные

ее виды. Учителя стремятся вооружить учащихся соответствующими умениями,

используя для этого и классные занятия, и дополнительные занятия, и

домашние занятия.

Объект исследования .

Организация учебно-воспитательного процесса по математике в начальной

Предмет исследования .

Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной

работы в 4-ем классе.

Цель исследования.

Доказать, что при правильной методике организации проведения

самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.

Гипотеза

Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и

использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается

самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более

трудные задания.

Задачи исследования.

1. Изучить литературу по проблеме исследования

2. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы в

исследуемом предмете.

3. Определить систему упражнений работы по формированию навыков

самостоятельной работы в 4 классе.

Методы исследования.

Изучение литературы по теме курсовой работы, беседы, моделирование

уроков, и занятий, контрольные задания, интервьюирование, изучение

документации.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Самостоятельная работа - активный метод обучения. Пример можно привести на обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних - это форма и метод организации учения, для других - специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих-деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия

учителя. Однако основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя,

выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и

усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.

Итак, с/р. на уроках математики - это такой метод обучения, при котором

учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают

учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим

признаком с/р. считают активность детей, отсутствие помощи учителя.

Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её,

учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем

есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении

задания, в решении задач, но он организует деятельность. С/р. всегда

завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит

самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с

теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы

всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность

школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и

нестандартный подход.

Как метод обучения с/р. чаще применяется на уроках и дома с целью

закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и

эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении

других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут

усвоить на уроке. С/р. используются с целью повторения, систематизации,

проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной

деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках

математики могут использоваться такие технические средства, как учебные

пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач

и упражнений, учебник.

Большую роль в с/р. на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт

учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство

организации с/р. на уроках математики. Обладает большими формирующими

возможностями. Учитель при организации с/р. на уроке наряду с д./З. может

использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для с/р.

Педагогическая ценность с/р. зависит и от того, каким образом организована

деятельность учащихся. Форма организации - это определенная расстановка

участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся,

самих школьников между собой.

В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том,

чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том,

чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся

при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от

учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять

Loading...Loading...