Кто создал космический корабль в ссср. Десять главных космических удач ссср (фото)

04.10.1957. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

03.11.1957 был запущен Второй советский ИСЗ - первый в мире искусственный спутник Земли с живым существом. На его борту находилась собака Лайка. Третий советский ИСЗ (15.05.1958) был первым в мире спутником для проведения научных исследований.

02.01.1959. С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Восток", которая вывела на траекторию полета к Луне советскую автоматическую межпланетную станцию "Луна-1". 04.01.1959 "Луна-1" прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. 12.09.1959 к Луне стартовала АМС "Луна-2". На следующий день "Луна-2" впервые в мире достигла поверхности Луны, доставив на Луну вымпел с изображением герба СССР. 07.10.1959 АМС "Луна-3" передала на Землю первые снимки обратной (невидимой) стороны Луны.

15.05.1960 РН "Восток" вывела на орбиту Первый корабль-спутник, а 19.08.1960 был запущен Второй корабль-спутник типа "Восток", с собаками Белка и Стрелка на борту. 20.08.1960 Белка и Стрелка благополучно возвратились на Землю. Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю.

12.04.1961. Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Ракета-носитель "Восток" вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток" с советским космонавтом Юрием Гагариным.

06.08.1961 начался полет советского космического корабля "Восток-2" с Г.Титовым. Он длился 1 сутки 1 час 18 минут. Во время этого полета была выполнена первая киносъемка Земли из Космоса.

12.10.1964 РН "Восход" вывела на орбиту советский корабль "Восход". Первый в мире полет многоместного космического корабля. Космонавты В.Комаров, К.Феоктистов, Б.Егоров впервые в мире совершали полет без скафандров. 18.03.1965 космонавт А.Леонов ("Восход-2") впервые вышел в открытый Космос.

12.02.1961. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Молния", которая впервые в истории вывела на на траекторию полета к Венере советскую автоматическую межпланетную станцию "Венера-1". В ходе этого полета впервые в мире осуществлена двусторонняя связь со станцией, удаленной на 1400000 км.

01.11.1962. Состоялся первый успешный пуск в сторону Марса. АМС "Марс-1" провела исследования межпланетного пространства, проверила дальнюю космическую связь (10000000 км), а 19.07.1963 она совершила первый в мире пролет Марса.

12.11.1965. РН "Молния" вывела на траекторию полета к Венере станцию "Венера-2". Она пролетела на расстоянии 24000 км от Венеры. А 01.03.1966 станция "Венера-3" впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету.

03.02.1966. Советская автоматическая станция "Луна-9" первой в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны, после чего передала панорамное изображение поверхности Луны. 03.04.1966 станция "Луна-10" стала первым в мире искусственным спутником Луны.

18.10.1967. Советская автоматическая межпланетная станция "Венера-4" достигла Венеры. Спускаемый аппарат АМС совершил плавный спуск в атмосфере Венеры и достиг ее поверхности. Сигнал со станции во время спуска принимался до высоты 24,96 км. 16 и 17.05.1969 "Венера-5" и "Венера-6" совершили плавный спуск в атмосфере Венеры, передавая научную информацию до высоты 10 километров от поверхности. 15.12.70 спускаемый аппарат АМС "Венера-7" совершил плавный спуск на парашюте в атмосфере Венеры, достиг поверхности, после чего сигналы с аппарата принимались еще в течение 23 минут. 22.07.1972 АМС "Венера-8" впервые осуществила посадку на освещенную сторону планеты Венера.

16.07.1965. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "УР-500" ("Протон"), которая вывела на околоземную орбиту советский спутник для изучения космических лучей и взаимодействия с веществом сверхвысоких энергий "Протон-1".

02.11.1965 "УР-500", которая вывела на орбиту советский спутник "Протон-2".

02.03.1968. РН "Протон-К" с разгонным блоком "Д" вывела на траекторию полета к Луне советский беспилотный космический корабль "Зонд-4". 05.03.1968. Советский космический корабль "Зонд-4" совершил облет Луны и перешел на траекторию возвращения к Земле.

14.09.1968. С космодрома Байконур стартовала РН "Протон-К", которая вывела на траекторию полета к Луне советский беспилотный космический корабль "Зонд-5". На его борту находились живые существа: черепахи, плодовые мушки, черви, растения, бактерии. 18.09.1968 "Зонд-5" совершил облет Луны, пройдя на минимальном расстоянии от ее поверхности 1960 километров. С расстояния 90 000 километров была произведена съемка Земли с высоким разрешением.

21.09.1968 спускаемый аппарат "Зонд-5" приводнился в Индийском океане. Впервые в мире станция, облетев Луну, успешно возвратилась на Землю со второй космической скоростью.

10.11.1968. Был запущен "Зонд-6", который 14.11.1968 осуществил облет Луны, пройдя на расстоянии 2420 километров от ее поверхности. В ходе пролета были сделаны панорамные фотографии видимой и обратной сторон поверхности Луны.

17.11.1968 "Зонд-6" совершил посадку в заданном районе на территории СССР.
Советский космический корабль "Зонд-7" 11.08.1969 облетел Луну при минимальном расстоянии от ее поверхности около 1200 километров, а 14.08.1969 совершил посадку в заданном районе СССР.

12.09.70. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-К", которая вывела на траекторию полета к Луне советскую автоматическую межпланетную станцию "Луна-16". 20.09.70 автоматическая межпланетная станция "Луна-16" совершила мягкую посадку на Луну. 21.09.70 возвращаемый аппарат АМС "Луна-16" стартовал с поверхности Луны. Перед стартом был произведен забор образцов лунного грунта, которые 24.09.70 были доставлены на Землю.

10.11.70. Ракета-носитель "Протон-К" вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию "Луна-17" с самоходным аппаратом "Луноход-1" на борту. 17.11.70 "Луна-17" совершила мягкую посадку на Луну. Через два с половиной часа "Луноход-1" по трапу сошел с посадочной платформы, приступив к выполнению программы.

02.12.1971. Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции "Марс-3" совершил мягкую посадку на поверхность Марса. Через 1,5 минуты после посадки станция была приведена в рабочее состояние и начала передавать на Землю видеосигнал.

15.05.1987. С космодрома Байконур осуществлен первый испытательный пуск ракеты-носителя "Энергия". Пуск РН прошел успешно.

15.11.1988. Осуществлен пуск ракеты-носителя "Энергия-Буран", которая вывела на околоземную орбиту советский МТКК "Буран". Многоразовый корабль "Буран" вперые в мире осуществил автоматическую посадку на Землю.
Ракетно-космическая система "Энергия-Буран" на многие годы опередила свое время, а по ряду характеристик значительно превзошла средства космической техники, эксплуатируемые в США.

Космос и Страна Советов

О полётах к планетам и звёздам мечтать в нашей стране начали ещё до Революции. Революционеры мечтали о прорыве к звездам, понимая что сделать это может только то общество Общества Будущего, за которое оно шли на смерть. Приговоренный к смерти гениальный изобретатель-революционер Кибальчич в камере смертников пишет не письма родным, не прошения о помиловании, а чертит наброски реактивного межзвездного аппарата, зная что царские крючкотворы могут сохранить его в тюремном архиве для потомков.

О Космосе мечтали самые передовые люди России, образовалось целое направление в философии - Русский Космизм. К философам-космистам относится и основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Циолковский настолько обогнал своё время, что его на Западе в то время попросту не поняли и… забыли! Помнили и чтили его только русские.

Тем не менее, начиная с 60-х на Западе, крупные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, один-в-один совпадающие с проектами Циолковского, но полностью присваивая себе авторство его идей. К этой категории относятся так называемая «Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое. На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам.

К 1917 году идеи Циолковского полёта к иным мирам, к звёздам и расселению Человечества по Вселенной, получили заметное распространение среди прогрессивной интеллигенции. Одним из поклонников этой идеи был ближайший соратник (и оппонент) Ленина - Александр Богданов. Будучи личностью весьма неординарной, он не только был поклонником этих идей, но также прославился тогда тем, что написал два очень популярных в свое время фантастических романа (в 1907-м году!) про экспедицию на Марс - «Красная Звезда» и «Инженер Мэнни». По стилю эти романы были классической утопией.

Воздействие его романов на сознание современников было очень сильным, например, во многом «Аэлита» Алексея Толстого была написана под впечатлением от книг Богданова. Поместив социализм на Марс, он тем самым, задал эталон и цель - сделать так, как на той самой «красной звезде, по имени Марс». Ну и неявно он указал ещё одну цель для будущего человечества - подняться к звёздам.

Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой Космос был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах.

Есть даже полулегенда, что красная звезда на гербе страны - есть ни что иное, как Марс. Планета, на которую НАДО обязательно слетать! Разрушенная, нищая крестьянская страна грезила полетами в Космос. В 20-х года огромную популярность в СССР получила замечательная научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полете на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. Фантастической для того времени была межпланетная ракета, но отражение состояние духа в Красной России было совершенно реальным: группы инженеров-энузиастов жили идеей создания реальных средств преодоления межпланетных пространств. К концу двадцатых годов ХХ в стало очевидно, что для освоения Космоса подходит только ракетная техника на рективной тяге. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был реальный советский инженер - преподаватель Московском авиационного инстита Фридрих Артурович Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он успевает основать научно-инженерную группу ГИРД, заложить основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, расчета продолжительности космических полетов, выдвинуть концепцию космоплана - комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновать принцип планирующего спуска из околоземного пространства, доказать идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемые для исследования групп планет.

На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.
В московскую группу ГИРД входил будущий Главный Конструктор советских ракет-носителей - Сергей Павлович Королёв. В начале работы наши ракетчики имели только одну идею: построить космический корабль для полёта в космос, как мечтал Цандер - на Марс, который полагался обитаемым, а как промежуточный этап - на Луну, как считал Циолковский.

Но реальность показала, что без завершения Индустриализации никаких шансов на полет к Марсу быть не может. Поэтому стали строиться не романтические планы, а более реальные, но зато выполняемые: ракеты предполагалось применять в двух основных областях: «геофизические ракеты» для исследования верхних слоёв атмосферы, куда тогда не могли подняться аэростаты и самолёты и еще в - военном деле.

Геополитические и идеологические противники не скрывали планов подготовки военного уничтожения Советской России. Кстати, результатом развития военного направления были простые по своей идее, но обладающие ужасающей эффективностью системы залпового огня - реактивные миномёты «Катюша» конструкции Ивана Платоновича Граве, он же изобретатель твердотопливной ракеты на бездымном порохе. К сожалению, из-за тотальной фальсификации истории имя настоящего создателя оружия-легенды сейчас мало кому известно. После начала Войны стало явно не до разработок полетов к Марсу, делалось то, что могло непосредственно помочь разгрому врага: проектировались реактивные истребители, ракетные ускорители для тяжёлых бомбардировщиков, тяжелые 300- мм реактивные мины («Андрюша») и др.

Применение немцами крылатых ракет Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 против Англии показало их высокую эффективность. Практика показала, что баллистические ракеты были неуязвимы для ПВО того времени и являлись неотразимым оружием.

Кстати, идея крылатой ракеты и приоритет ее создания принадлежит Цандеру, из неопубликованной брошюры которого ее унаследовал С.П. Королёв, который назвал ее «самолетоснарядом». Такая ракета была испытытана Московским ГИРД в 1936 году. Немцы повторили эту идею, по их утвеждениям, не зная о советской разработке, однако по одной из версий перспективная разработка была-таки украдена немецкой разведкой.

Рождение космической программы

Бурное развитие ракетной техники после Великой Отечественной Войны неизбежно привело к разработке Советской Космической Программы. Советская Космическая Программа рождалась как естественное продолжение оборонных программ.

План полета человека в Космос был предложен Сталину в 1946 г, но последовал ответ: «Полстраны в руинах, надо подождать лет 7-8, пока не поднимемся». Сталин помнил об этих планах и государственный планы создания Р-7, основы всей Советской Космонавтики был подписан Сталиным и принят к исполнению всего за несколько недель до его смерти. Планировалось не только послать человека в околоземное пространство, но и создать невиданное в истории средство доставки оружия - межконтинентальную баллистическую ракету. К тому времени СССР сумел создать ядерную бомбу, но без средств доставки до цели она не могла стать полноценным оружием возмездия. У американцев было вполне надёжное средство доставки - тяжелые бомбардировщики В-52, тем более американцы окружили СССР со всех сторон своими военными базами, с которых они свободно поражали любой город СССР, в то время как главные американские города были вне зоны досягаемости советских бомбардировщиков. Территория США, за исключением Аляски, оставалась практически недоступной для нанесения ответного удара. Американцы полагали, что СССР попал в безвыходное положение и будет практически беззащитной жертвой.

Планы США по нанесению ядерных ударов по городам СССР и развязыванию войны были хорошо известны, да вчерашние союзники особо их и не скрывали - подготовка к уничтожению СССР и русского народа велась в США полным ходом. По плану Дропшот планировалось сбросить на советские города 300 атомных бомб, уничтожив почти половину населения и большую часть промышленного потенциала. Всерьез создавались планы раздела России на зоны оккупации, подбирались кадры для этого и т.д.

Чтобы сорвать эти планы, жизненно необходимо было создать такое средство доставки атомной бомбы, которое могло достичь противоположного полушария, в противном случае страшный удар англосаксонских фашистов по русской цивилизации был неизбежен. Достижимость территории агрессора для ответного ядерного удара очень серьёзно бы охладила пыл этих нелюдей, всегда с наслаждением истребляющих беззащитных людей, но опасающихся грозного противника. Что, кстати, подтвердило ближайшее будущее.
В середине 40-х у наших инженеров было два варианта решения задачи: бомбардировщик дальнего радиуса действия и баллистическая ракета, выходящая в ближний космос.

Расчеты показали, что США вполне могли обезопасить себя от бомбардировщиков в основном из-за военных баз по всему миру, часто почти на границе СССР. Ракету же сбить было практически невозможно. Только сейчас появились относительно надёжные средства перехвата боеголовок, но даже в обозримом будущем они не по-прежнему не способны отразить массированный удар тысяч ракет.

Вполне естественно, что именно развитие ракетнной отрасли получило максимальное финансирование. Но наши инженеры продолжали мечтать о звёздах. Ракета не только может доставить в любую точку Земли атомную бомбу, но и может вывести на орбиту искусственный спутник земли (ИСЗ). Советские люди верили, что военная тематика их разработок - зло неизбежное, но преходящее, которое вот-вот кончится. Они верили в светлое будущее, когда война и насилие отойдут навсегда в прошлое, и можно будет заняться непосредственно изучением тайн Вселенной.

В стране, победившей фашизм, подобные идеи носились в воздухе. Произведения фантастической литературы 30-х и послевоенных годов об этом прямо свидетельствуют.
Ещё до запуска Первого Искусственного Спутника Земли (ИСЗ) в нашей стране Иваном Антоновичем Ефремовым было создано гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. И.А. Ефремов не мог знать о глубоко засекреченных работах по созданию мощных ракет, способных выводить спутники на орбиту Земли и запускать аппараты к небесным телам. Он просто отразил современное ему состояние духа людей страны, их мечтания и конкретные представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно.

Первые шаги за атмосферу

Естественно, что в процессе создания ракет, не обходилось без испытательных пусков. Эти пуски часто использовались для зондирования верхних слоёв атмосферы. Выделилось даже специальное направление в конструировании и использовании баллистических ракет - геофизическая ракета. Практически все ракеты перед «семёркой», выведшей первый ИСЗ на орбиту, были геофизическими. Нумерация велась непритязательно: первая буква «Р» - «ракета», а далее номер модели. Модель седьмая - та самая, что вывела и первый ИСЗ, и первый корабль с человеком на борту.

Чем более мощными становились ракеты, тем выше они забирались в верхние слои атмосферы, которые уже всё менее и менее отличались от космического пространства. Уже Р-5 могла выходить в космос по баллистической траектории. Но для полноценного запуска спутника она ещё не годилась.

Наши учёные были осведомлены, что в США тоже ведутся работы по ракетной тематике, тем более они вывезли в США талантливого изобретателя немецких ракет - Вернера фон Брауна и сумели похитить ряд других крупных ученых Германии. Но так как у США были носители ядерного оружия самолёт Б-52, то с разработкой мощных ракет они не спешили. По-видимому считали, что до этого не дойдёт - СССР падёт раньше. Тем не менее, они весьма шумно заявили о том, что собираются запустить первый искусственный спутник Земли. Даже демонстрировали то, что собирались запустить - аппарат величиной с апельсин. Вокруг этого дела, как обычно для американцев, был поднят невероятный пропагандистский шум. Считалось, что данный запуск будет несомненной демонстрацией всему миру абсолютного превосходства англо-саксонской науки над всеми остальными, прежде всего - над советской. Они даже не сомневались в том, что будут первыми. Тем более, что со стороны «русских» в этой области было глухое молчание. Разведка США знала, что в СССР работы над ракетами ведутся, но не знали насколько успешно. «По умолчанию» считалось, что русские «всегда» отстают от американцев.

Пуск американской ракеты был приурочен к международному геофизическому году. Но их в этом преследовала целая серия неудач.

У нас также подумывали о запуске первого ИСЗ.

Были даже выполнены эскизное проектирование ракеты для запуска спутника на основе уже отработанных, рабочих моделей. В ходе этих работ стало ясно, что уже с Р-5 это технически возможно хотя она была ракетой средней дальности. Предполагалось (по эскизному проекту) связать четвёрку этих ракет, для запуска спутника.

Но наиболее важной целью на тот момент, было создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести атомную бомбу.

Поэтому проект запуска спутника был отложен до тех пор, пока не появилась Р-7. «Семёрка» прошла успешные испытания как раз к геофизическому году. Так как для ракеты было совершенно не важно, какой груз нести, было решено, в один из пусков поставить в виде полезной нагрузки Спутник.

Кстати Спутник, по свидетельству инженеров, был сделан весьма интересно: корпусом ему служила оболочка атомной бомбы с полностью удалённой начинкой. Начинкой для первого ИСЗ был простой радиопередатчик.

О полётах к планетам и звёздам мечтать в нашей стране начали ещё до Революции. Революционеры мечтали о прорыве к звездам Общества Будущего, понимая что сделать это может только то общество, за которое оно шли на смерть. Приговоренный к смерти гениальный изобретатель-революционер Кибальчич в камере смертников пишет не письма родным, не прошения о помиловании, а чертит наброски реактивного межзвездоного аппарата, зная что он может сохраниться в тюремном архиве для потомков. Самые передовые люди России мечтали о Космосе, образовалось целое направление в философии Русский — Космизм. К философам-космистам относится и основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Циолковский настолько обогнал своё время, что его на Западе в то время попросту не поняли и… забыли! Помнили и чтили его только русские.

Тем не менее, начиная с 60-х на Западе, крупные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, один-в-один совпадающие с проектами Циолковского, но полностью присваивая себе авторство его идей. К этой категории относятся так называемая «Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое. На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам.

Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах.

Есть даже полулегенда, что красная звезда на гербе страны - есть ни что иное, как Марс. Планета, на которую НАДО обязательно слетать! Разрушенная, нищая крестьянская страна грезила полетами в Космос. В 20-х года огромную популярность в СССР получила замечательная научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полете на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. Фантасткий для того времени была межпланетная ракета, но отражение состояние духа в Красной России было совершенно реальным: группы инженеров- энузиасты жили идеей создания реальных средств преодоления межпланетных пространств. К концу двадцатых годов ХХ в стало очевидно, что для освоения Космоса подходит только ракетная техника на рективной тяге. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был реальный советский инженер — преподаватель Московском авиационного инстита Фридрих Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он успевает основать научно-инженерную группу ГИРД, заложить основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, рассчета продолжительности космических полетов, выдвинуть концепцию космоплана - комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновать принцип планирующего спуска из околоземного пространства, доказать идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемые для исследования групп планет. На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.

В московскую группу ГИРД входил будущий Главный Конструктор советских ракет-носителей - Сергей Павлович Королёв. В начале работы наши ракетчики имели только одну идею: построить космический корабль для полёта в космос, как мечтал Цандер — на Марс, который полагался обитаемым, а как промежуточный этап - на Луну, как считал Циолковский. Но реальность показала, что без завершения Индустриализации никаких шансов на полет к Марсу быть не может. Поэтому стали строиться не романтические планы, а более реальные, но зато выполняемые: ракеты предполагалось применять в двух основных областях: «геофизические ракеты» для исследования верхних слоёв атмосферы, куда тогда не могли подняться аэростаты и самолёты и еще в - военном деле. Геополитические и идеологические противники не скрывали планов подготовки военного уничтожения Советской России. Кстати, результатом развития военного направления были простые по своей идее, но обладающие ужасающей эффективностью системы залпового огня - реактивные миномёты «Катюша» конструкции Ивана Платоновича Граве, он же изобретатель твердотопливной ракеты на бездымном порохе. К сожалению, из-за тотальной фальсификации истории имя настоящего создателя оружия-легенды сейчас мало кому известно. После начала Войны стало явно не до разработок полетов к Марсу, делалось то, что могло непосредственно помочь разгрому врага: проектировались реактивные истребители, ракетные ускорители для тяжёлых бомбардировщиков, тяжелые 300- мм реактивные мины («Андрюша») и др.

Применение немцами крылатых ракет Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 против Англии показало их высокую эффективность. Практика показала, что баллистические ракеты были неуязвимы для ПВО того времени и являлись неотразимым оружием.
Кстати, идея крылатой ракеты и приоритет ее создания принадлежит С.П. Королёву, который назвал ее «самолетоснарядом». Такая ракета была испытытана Московским ГИРД в 1936 году. Немцы повторили эту идею, по их утвеждениям, не зная о советской разработке, однако по одной из версий перспективная разработка была-таки украдена немецкой разведкой.


Рождение космической программы

Бурное развитие ракетной техники после Великой Отечественной Войны неизбежно привело к разработке Советской Космической Программы. Советская Космическая Программа рождалась как естественное продолжение оборонных программ. План полета человека в Космос был предложен Сталину в 1946 г, но последовал ответ: «Полстраны в руинах, надо подождать лет 7-8, пока не поднимемся». Сталин помнил об этих планах и государственный планы создания Р-7, основы всей Советской Космонавтики был подписан Сталиным и принят к исполнению всего за несколько недель до его смерти.

Планировалось не только послать человека в околоземное пространство, но и создать невиданное в истории средство доставки оружия - межконтинентальную баллистическую ракету. К тому времени СССР сумел создать ядерную бомбу, но без средств доставки до цели она не могла стать полноценным оружием возмездия. У американцев было вполне надёжное средство доставки - тяжелые бомбардировщики В-52, тем более американцы, окружили СССР со всех сторон своими военными базами, с которых они свободно могут достигнуть своими бомбардировщиками любого города СССР, в то время как главные американские города были вне зоны досягаемости советских бомбардировщиков. Территория США, за исключением Аляски, оставалась практически недоступной для нанесения ответного удара. Американцы полагали, что СССР попал в безвыходное положение и будет практически беззащитной жертвой.

Планы США по нанесению ядерных ударов по городам СССР и развязыванию войны были хорошо известны, да вчерашние союзники особо их и не скрывали — подготовка к уничтожению СССР и русского народа велась в США полным ходом. По плану Дропшот планировалось сбросить на советские города 300 атомных бомб, уничтожив почти половину населения и большую часть промышленного потенциала. Всерьез создавались планы раздела России на зоны оккупации, подбирались кадры для этого и т.д.

Чтобы сорвать эти планы, жизненно необходимо было создать такое средство доставки атомной бомбы, которое могло достичь противоположного полушария, в противном случае страшный удар англосаксонских фашистов по русской цивилизации был неизбежен. Достижимость территории агрессора для ответного ядерного удара очень серьёзно бы охладила бы был этих нелюдей, с наслаждение истребляющих беззащитных людей, но опасающихся грозного противника. Что, кстати, подтвердило ближайшее будущее.

В середине 40-х у наших инженеров были два варианта решение задачи: бомбардировщик дальнего радиуса действия и баллистическая ракету, выходящая в ближний космос.
Расчеты показали, что США вполне могли обезопасить себя от бомбардировщиков основном из-за военных баз по всему миру, часто почти на границе СССР. Ракету же сбить было практически невозможно. Только сейчас появились относительно надёжные средства перехвата боеголовок, но даже в обозримом будущем они не по-прежнему не способны отразить массированный удар тысяч ракет.

Вполне естественно, что именно развитие ракетнной отрасли получило максимальное финансирование. Но наши инженеры продолжали мечтать о звёздах. Ракета не только может доставить в любую точку Земли атомную бомбу, но и может вывести на орбиту искусственным спутником земли (ИСЗ). Советские люди верили, что военная тематика их разработок - зло неизбежное, но преходящее, которое вот-вот кончится. Они верили в светлое будущее, когда война и насилие отойдут навсегда в прошлое, и можно будет заняться непосредственно изучением тайн Вселенной.

В стране, победившей фашизм, подобные идеи носились в воздухе. Произведения фантастической литературы 30-х и послевоенных годов об этом прямо свидетельствуют.
Ещё до запуска Первого Искусственного Спутника Земли (ИСЗ) в нашей стране Иваном Антоновичем Ефремовым было создано гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. И.А. Ефремов мог знать о глубоко засекреченных работах по созданию мощных ракет, способных выводить спутники на орбиту Земли и запускать аппараты к небесным телам. Он просто отразил современное ему состояние духа людей страны, их мечтания и конкретные представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно.

Первые шаги за атмосферу
Естественно, что в процессе создания ракет, не обходилось без испытательных пусков. Эти пуски часто использовались для зондирования верхних слоёв атмосферы. Выделилось, поэтому, даже специальное направление в конструировании и использовании баллистических ракет - геофизическая ракета. Практически все ракеты перед «семёркой», выведшей первый ИСЗ на орбиту, были также геофизическими. Нумерация велась непритязательно: первая буква - «ракета», а далее номер модели. Модель седьмая - та самая, что вывела и первый ИСЗ и первый корабль с человеком на борту.
Чем более мощными становились ракеты, тем выше они забирались в верхние слои атмосферы, которые уже всё менее и менее отличались от космического пространства. Уже Р-5 могла выходить в космос по баллистической траектории. Но для полноценного запуска спутника она ещё не годилась.
Наши учёные были осведомлены, что в США тоже ведутся работы по ракетной тематике, тем более они вывезли в США талантливого изобретателя немецких ракет - фон Брауна и сумели похитить ряд других крупных ученых Германии. Но так как у США были носители ядерного оружия самолёт Б-52, то с разработкой мощных ракет они не спешили. По-видимому считали, что до этого не дойдёт - СССР падёт раньше. Тем не менее, они весьма шумно заявили о том, что собираются запустить первый искусственный спутник Земли. Даже демонстрировали то, что собирались запустить - аппарат величиной с апельсин. Вокруг этого дела, как обычно для американцев, был поднят невероятный пропагандистский шум. Считалось, что данный запуск будет триумфом американской науки и несомненной демонстрацией всему миру абсолютного превосходства англо-саксонской науки над всеми остальными, прежде всего — над советской. Они даже не сомневались в том, что будет именно так - они будут первыми. Тем более, что со стороны «русских» в этой области было глухое молчание. Разведка США знала, что в СССР работы над ракетами ведутся, но не знали насколько успешно. «По умолчанию» считалось, что русские «всегда» отстают от американцев.
Пуск американской ракеты был приурочен к международному геофизическому году. Но их в этом преследовала целая серия неудач.
У нас также подумывали о запуске первого ИСЗ.
Были даже выполнены эскизное проектирование ракеты для запуска спутника на основе уже отработанных, рабочих моделей. В ходе этих работ стало ясно, что уже с Р-5 это технически возможно хотя она была ракетой средней дальности. Предполагалось (по эскизному проекту) связать четвёрку этих ракет, для запуска спутника.

Фото Спутника

Но наиболее важной целью на тот момент, было создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести атомную бомбу.
Поэтому проект запуска спутника был отложен до тех пор, пока не появилась Р-7. «Семёрка» прошла успешные испытания как раз к геофизическому году. Так как для ракеты было совершенно не важно, какой груз нести, было решено, в один из пусков поставить в виде полезной нагрузки Спутник.
Кстати Спутник, по свидетельству инженеров, был сделан весьма интересно: корпусом ему служила оболочка атомной бомбы с полностью удалённой начинкой. Начинкой для первого ИСЗ был простой радиопередатчик.

Политическое значение запуска первого ИСЗ

Уже вес первого спутника поверг американских инженеров изумление. Если они рассчитывали с помощью своей суперпередовой ракеты-носителя «запустить апельсин», то советский спутник весил почти центнер.

Второй искусственный спутник Земли - первый в мире биологический спутник, в герметической кабине которого в ноябре 1957 г. совершила полет собака Лайка. А запуск третьего спутника вообще шокировал - его вес был полторы тонны.

Модель Второго Спутника

Фото третьего спутника.

Дальнейшая детализация космической программы

По началу, программа как таковая была только в умах инженеров и ученых, непосредственно занятых созданием ракетной техники. Носила она совершенно абстрактный характер типа: «Хорошо бы слетать на Луну, на Марс, к Звёздам», но когда стало абсолютно ясно, что Спутник будет запущен в ближайшие несколько лет, Королёв разослал академикам письмо, в котором просил их изложить мнение о задачах, которые могли бы быть решены и исследованиях, которые могли бы быть выполнены на борту искусственного спутника Земли. Некоторые академики подумали, что это глупый розыгрыш и ответили в духе: «Фантастикой не увлекаюсь!»- были, к сожалению, ретрограды. Но предложения тех учёных, которые подошли к вопросу серьёзно стали основой Советской Космической Программы.
Все предложения, которые поступили, группировались по следующим разделам:

изучение верхних слоёв атмосферы Земли(ионосферы), и околоземного пространства;
изучение Земли из космоса в интересах картографии, метеорологии, геофизики;
Изучение околоземного пространства;
Внеатмосферная астрономия;
Непосредственное изучение Луны и тел Солнечной системы.
Впоследствии, данная Программа только дополнялась в деталях и конкретизировалась.
Как-то само собой разумеющемся было то, что эта Программа - навсегда, и то, что изучение и освоение космического пространства будет процессом непрерывным, плановым и полностью отвлечённым от каких-либо чисто «развлекательных», честолюбивых целей, типа голой погони за рекордами. Как и всегда в СССР, по отношению к таким областям деятельности горизонт планирования был «на столетия» в отличие от западных 4-5 лет.

Уточнения от С.П. Королёва
Королёв был инженером, и, естественно, просчитывал те шаги, что вели к решению грандиозных задач заложенных в Космической Программе. У Королёва была конкретная цель-мечта - полёт на Марс и для его осуществления он и выстраивал свою «лестницу в небо» — последовательно, методично, целеустремлённо. Все те ступеньки, которые он наметил к марсианской экспедиции, страна впоследствии аккуратно прошла без пустой погони за рекордами и никчёмной траты средств на достижение сиюминутных выгод в ущерб главному.
Всё делалось по генеральному плану составленному ещё С.П. Королёвым, рассчитанному на десятилетия вперёд с которым было согласно большинство инженеров, так и тех, кто отвечал за принятие решений в руководстве страны. Вполне естественно, забывать о «делах Земных», и не заботиться о выполнении текущих нужд страны никто не собирался. Но ставить долговременные цели наряду с целями более близкими и чисто прагматическими было правилом, ведь страна строила коммунизм - Общество всеобщей социальной справедливости, а этот план был на века. А раз так, уже сейчас надо было озаботиться решением тех маленьких и больших задач, которые необходимы для осуществления такого суперпроекта. Продумать ступени, пройдя которые, советская наука сможет решить проблему посылки пилотируемой экспедиции на Марс, решить без перенапряжения сил и средств. Отсюда и вопросы…

Что нужно «для Марса»?
АМС или …?
Очевидно, что необходимо было получить достоверные предварительные данные о природе Марса, чтобы знать с чем столкнутся космонавты на этой планете. Чисто астрономическими методами выяснить это было чрезвычайно сложно. Значит, надо было выяснить это слетав туда, но как? Уже появились надёжные автоматические космические аппараты, но летали они возле Земли. Возможно ли вообще послать аппарат к Марсу и управляя им на расстоянии в сотни миллионов километров точно «вырулить» к Марсу? Это был совершенно новый вопрос, когда вставала на повестку дня астронавигация. Необходимо было очень четко представлять в пространстве и времени, где находится космический аппарат на невообразимых для человека расстояниях. Кроме того, надо было знать много чего, например, не убьют ли человека условия космического полета? Получалось так, что существует две возможности - пилотируемая экспедиция и полёты автоматических межпланетных станций. Возникала интересная задача: где кончается то, что можно изучить с помощью автоматических станций и начинается то, что можно сделать только человеку?
Уже из самых приблизительных подсчётов следовало, что сама по себе экспедиция - дело исключительно дорогостоящее. Ведь аппарат с людьми не только надо запустить в сторону Марса, но и обеспечить его возвращение, обеспечить минимум комфорта и безопасности для людей и еще многое другое.
С автоматом всё обстояло проще. Его не нужно возвращать обратно — он делается под конкретную задачу. Следовательно, АМС (автоматическая межпланетная станция) проще, легче и дешевле в тысячи раз. Так или иначе следовало то, что начало непосредственному изучению тел Солнечной системы положат Автоматические Межпланетные Станции.

А что же нужно для пилотируемой экспедиции?

Но так или иначе лететь человеку всё-таки рано или поздно придётся. Что для этого нужно?
Во-первых, системы жизнеобеспечения, способные работать надёжно необходимое время и обеспечить космонавтов чистым воздухом и водой.
Во-вторых, выяснить влияние на человека воздействие всех факторов длительное космического полёта (в первую очередь невесомости) и нейтрализовать их по мере возможности.
В третьих, создать эффективные двигатели для межпланетных кораблей. Имевшиеся химические не годились из-за низкой скорости истечения реактивной струи. В результате стартовая масса космического корабля получалась непомерно большой.
Сразу появились идеи использовать ядерную энергию для работы двигетеля. Таких двигателей придумано два типа:

Электроракетный (придуманные еще в 30 г), но с компактным ядерным реактором - источником тока
Собственно ядерный двигатель.
По последнему из всех возможных было выделено три направления, способные дать результат в ближайшем будущем — твёрдофазный, жидкофазный и газофазный ядерные двигатели.
В первом типе сердцевина двигателя - небольшой ядерный реактор, где делящееся вещество находится в твёрдом состоянии, через которое прогоняется водород, который нагревается и выбрасывается, благодаря нагреву, со скоростями 8 — 10 км/с.
Во втором делящееся вещество находится в жидком состоянии и прижимается к стенкам камеры её вращением и скорость истечения водорода будет уже до 20 км/с.
Но самый перспективный, правда и самый проблематичный - газофазный ядерный реактивный двигатель. В основе его идеи стоит то, что если удастся изолировать газообразное делящееся вещество от контакта со стенками ядерного двигателя, то водород можно будет разонать до 70 км/с! Если бы такие двигатели были бы созданы, то путешествия внутри Солнечной системы стали бы чем-то весьма повседневным, например можно было бы совершить пилотируемую экспедицию к Сатурну за 1 год. Стартовая масса корабля на околоземной орбите получалась бы очень небольшой - несколько сотен тонн, а не сотни тысяч, как для химической ракеты. Следует сказать, что СССР в последние годы был очень близок к решению этой задачи. Мы стояли на пороге интенсивного изучения человеком Солнечной Системы и посылки роботов-автоматов к ближайшим звездам. Одной из причин столь срочного уничтожения СССР была задача пресечь движение Красного Проекта и всего человечества к Звездам. Рассмотрение причин последнего вопроса выходит далеко за пределы этой работы.


Прагматические задачи

Хорошо, это, так сказать, возвышенные и далекие цели. Но что же использовать прямо сейчас? Это тоже логически связано с дальними целями - «ближний космос» — околоземное пространство

Обеспечение с помощью спутников надёжной теле- и радиосвязи со всеми точками нашей огромной страны.Несколько спутников стоят в сотни раз дешевле, чем постройка постоянно действующей сети ретрансляционных станций.
Изучение метеорологической обстановки в масштабах всей Земли с целью достоверного предсказания погоды, предупреждения о катастрофах на достаточно длительный срок.
Наблюдение за природными ресурсами Земли и природными опасностями - лесными пожарами, миграциями насекомых, цунами и геологическими сдвигами…
Производство уникальных материалов в космосе. Сверхчистый вакуум и почти неограниченная во времени невесомость предоставляют исключительные возможности по производству материалов, которые на Земле получить попросту невозможно.
Ну и, естественно, пока существуют страны, активно вынашивающие планы по уничтожению СССР, нужны военные спутники - космическая разведка, предупреждение об агрессии, а если потребуется, то и обеспечение контрудара.
Для выполнения этих задач необходимо было обеспечить страну целым комплексом аппаратов, полностью перекрывающих все возможные здесь задачи - от выведения спутника на орбиту, до обеспечения связи с ними и последующей доставки полученных материалов на Землю.
Это означало:
Создание тяжелых носителей, чтобы вывести на орбиту бό льшие грузы с меньшими затратами. Разработка многоразовых систем.
Создание постоянно действующего форпоста на околоземной орбите, на котором можно было бы проводить весь комплекс исследований: от медико-биологических, технологических, военных до фундаментальных научных исследований Космоса. Необходимы были исследования поведения материалов в космосе. Это знание необходимо было для создания надёжных, постоянно действующих объектов в космосе. Тогда совершенно не знали, как себя поведут земные материалы в условиях вакуума под непрерывным долгим воздействием всех видов излучений.
С относительно простыми экспериментами и измерениями вполне справляются роботы-автоматы, значит их нужно создать, что требует развития прикладной математики, компьютерной техники и многих других отраслей. Но сложные задачи требовали присутствия человека, то есть создания постоянно действующей орбитальной станции.
Всё это представляло единую Советскую Космическую Программу, взаимосвязанную настолько, что часто невозможно было отделить одно направление от другого.
Одной из дальних целей этой программы был Марс.

Первый полёт человека в космос. Космическая гонка.

После триумфа первого ИСЗ, реально спасти лицо американской науки мог только первый полёт человека в космос. США в то время не обладали достаточно мощной ракетой-носителем для вывода корабля с человеком на борту на околоземную орбиту, чтбоы он стал спутником Земли, поэтому планировался лишь кратковременный выход аппарата в космос по баллистической траектории. Американские инженеры его образно назвали - «прыжок блохи».
Корабль стартовал с земли, выныривал минут на десять из атмосферы в космос и валился обратно. Вполне естественно, что такой «космический полёт» не мог быть полноценным. Но для США главное было «застолбить» первыми космос и тем самым спасти лицо.
В отличие от США СССР обладал уже достаточно мощной Р7. Поэтому, сразу же после запуска ИСЗ стал планироваться именно орбитальный, а не баллистический полёт корабля с человеком на борту.
Здесь правда, надо бы упомянуть эпизод, когда была создана ракета Р-5. Советские инженеры подсчитали, что связка из четырёх таких ракет могла вывести кабину с человеком в космос («прыжок блохи» по-американски). От этого никчемного и очень дорогого варианта постановки рекорда высоты отказались в пользу реальной, а не пропагандисткой цели - запуска ИСЗ и орбитального полёта.

После удачного эксперимента с запуском автомата развернулись следующие этапы исследования Космоса- второй и третий спутники были биологическими. На живых организмах исследовалось воздействие факторов космического полёта. В космос полетели первые животные-космонавты. Имя первой собаки, побывавшей в космосе - Лайки - облетело весь мир. Её дворняжью морду печатали на первых полосах все газеты мира, крутили документальные кадры с ней во всех кинотеатрах. Следующими «космонавтами», вернувшимися на Землю живыми стали собаки — Белка и Стрелка, была отработана была не только чисто научная программа, но решена и техническая проблема возврата космического аппарата из космоса на землю с мягкой посадкой. Отработав на собаках то, что впоследствии предстояло пройти человеку, советская космическая программа вплотную подошла к решению проблемы полёта человека в космос.
Создавался первый аппарат для полёта человека в космос с предварительной отработкой всех узлов в беспилотном режиме и многих из них модульно — по частям, это было правилом в Советской Космонавтике. После того, как все части были отработаны, полетели беспилотные корабли «Восток». Один из полетов был неудачным - из-за неправильной отработки импульса схода с орбиты, вместо того, чтобы сесть на Землю, аппарат перешёл на более высокую орбиту. Вместо космонавта в кресле пилота летал манекен. Наши инженеры, которые готовили его к полётам, в шутку прозвали манекен «дядя Ваня».
Видимо, эти беспилотных пуски корабля «Восток» с манекенами стали основой для дикой легенды, по которой до полёта Ю. Гагарина якобы летал кто-то другой, который даже погиб.

Наконец, когда все элементы полёта были успешно отработаны, 12 апреля 1961 года, стартовав с космодрома , корабль «Восток» с человеком на борту совершил один полный виток вокруг Земли и сел в заданном районе Советского Союза. Так состоялся первый в истории человечества полёт человека в космос. Первым космонавтом планеты стал Юрий Алексеевич .

Вторым полётом был полёт Германа Титова 7 августа 1961 года (он был у Гагарина дублёром). Титов пробыл на орбите более суток - 25 часов 11 минут.


Фото: в Центре Управления Полетами

После ТАКИХ достижений, американский «прыжок блохи» выполненный на корабле «Меркурий», вполне естественно за полноценный космический полёт воспринят не был (хоть они и с помпой заявили о двух космических полётах выполненных между стартом Гагарина и полётом Титова).
Для американцев данное обстоятельство было уже не просто серьёзным провалом, а позором. Пытаясь хоть как-то смыть его и восстановить совершенно порушенную легенду о «неоспоримом лидерстве науки и техники США» Америка яростно включилась в космическую гонку.

Новые пилотируемые полёты и наши приоритеты

К сожалению, в настоящее время, в нашей стране ведётся целенаправленная кампания по замарыванию великих побед прошлого. Многие молодые люди часто просто не знают ничего о том, что реально происходило во времена «тоталитаризма». Они слышат лишь клевету врагов СССР, но реальные факты от них оказываются «за семью печатями». Политика клеветников на Советский Союз здесь элеметарна: убедить человека в том, что ничего хорошего «тогда» не было… да и вообще ничего особенного не было - всё главное и важное происходило только в США, а мы только и знали, что отставали и повторяли чужие достижения.
Но ведь на самом деле, всё обстояло совершенно наоборот. И яркий пример тому - советские достижения в освоении космического пространства.
Вот только небольшой перечень того, что было сделано и СДЕЛАНО ВПЕРВЫЕ В МИРЕ Советским Союзом в космосе.
Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Совершила полёт 16-19.06.1963г. на корабле «Восток-6» продолжительностью полета 2 суток 22 ч 50 мин. Этот полёт не был чисто политической акцией, а имел целью получить серьёзную научную информацию о поведении женского организма в условиях космического полёта, что потом было использовано при полётах других женщин-космонавтов, в том числе и американок, полетевших много позже наших


Снимок Гагарин с Терешковой

Так как Советский Союз намеревался всерьёз осваивать ближний космос, то необходимо было сделать корабли, на которых можно было «возить» не одного, а нескольких космонавтов, выполняющих не только функции пилотирования корабля, но и полномасштабные научные эксперименты. Такой первый трёхместный космический корабль стартовал 12.10.1964 Экипаж состоял из командира корабля В.М. Комарова, научного сотрудника К.П. Феоктистова и врача Б.Б. Егорова.


Чтобы выяснить для возможность работы человека операций вне космического корабля впервые в мире нашим, советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым был осуществлен выход человека в космос в рамках полёта КК «Восход-2» 18-19.03.1965 года. Продолжительность пребывания в космосе - 12 мин 9 с. Надо ли говорить, что для этого надо было впервые создать специальный скафандр, равного которому тогда не было?

Фото: Леонов в космосе.

Леонов был не только космонавтом, но и художником. Сам и вместе с художником Соколовым он написал множество «космических картин». Наследие этих двух художников воистину огромно и бесценно. Художник может отобразить такие грани мира и восприятия, которые воспроизвести не может никакая фото- и киноплёнка.
Этими приоритетными акциями, естественно, наши достижения не ограничились. И далее наша наука не раз ставила американцев в крайне трудное и малопочтенное положение догоняющих и повторяющих чужие достижения. Наши возможности что-либо делать первыми и впервые в мире закончились только в 1991 году с предательским уничтожением СССР.


Вряд ли те, кто по возрасту приближается к 60, или старше этих лет, не помнят, как они впервые услыхали о полете Гагарина. Я лично услышал об этом по пути в военкомат из Академии имени Ф...

  • С момента рождения первого космонавта прошло 77 лет. Праздничные торжества пройдут на малой родине Гагарина в Смоленской области. Среди почётных гостей ждут летчиков-космонавтов СССР во главе с...

  • Дорогие друзья, поздравляю вас с этим замечательным праздником! 12 апреля 1961 года гражданин СССР майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в...

  • Получено панорамное изображение Вселенной, на котором запечатлены галактики, возраст которых составляет 1−13 млрд лет. Снимки получил орбитальный телескоп Hubble в 2004−20...

  • Наверное, каждый, кто ежедневно, из месяца в месяц, день за днём, в одно и то же время ездит на работу - в одном и том же автобусе, в одном и том же вагоне метро, знает, что вместе с ним в это...
  • Программа по освоению космического пространства, осуществлявшаяся СССР с 1955 по 1991 год.

    Космическая программа СССР стартовала в 1955 году с началом практической реализации замысла по запуску в космос первого искусственного спутника Земли и созданием Министерства общего машиностроения (МОМ). Космическая программа действовала около 35 лет до самого распада Советского Союза. За этот период она достигла таких успехов, как запуск первого и второго искусственных спутников земли (второй - с живым существом на борту) в 1957 году, первый в мире полёт человека в космос в 1961 году, первый выход человека в открытый космос в 1965 году.

    Ретроспектива и предпосылки создания программы

    Основу разработок по ракетной технике и будущей космической программы СССР составили исследования К. Э. Циолковского, Н. И. Кибальчича, И. В. Мещерского, Ф. А. Цандера, Ю. В. Кондратюка и других российских и советских учёных. Первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией по разработке ракет стала Газодинамическая лаборатория (ГДЛ), организатором которой стал инженер-химик Н. И. Тихомиров. ГДЛ покровительствовал начальник вооружений РККА М. Н. Тухачевский. Он же оказывал поддержку Ленинградской и Московской группам изучения реактивного движения (ГИРД). При помощи Тухачевского в 1933 году в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), созданный на базе ГДЛ и Мосгирд. В работе вышеназванных организаций принимал участие будущий академик С. П. Королёв и многие другие специалисты. После ареста Тухачевского в 1937 году многие советские ракетчики разделили его судьбу. В 1938 году РНИИ прекратил все работы со сроком завершения более трёх лет, сосредоточившись на разработке реактивных снарядов и ракетных ускорителей для самолётов.

    Заострить внимание на ракетах дальнего действия советское руководство заставило применение вооружёнными силами нацистской Германии баллистической ракеты A-4, более известной как V-2 («Фау-2»). Энтузиасты в области ракетостроения были привлечены к масштабной государственной ракетной программе. В 1944-1945 годах в стране формировались группы специалистов для изучения немецких трофейных материалов по ракете V-2. После победы во Второй мировой войне как СССР, так и его бывшие союзники по Антигитлеровской коалиции приступили к активной работе над созданием собственного ракетного оружия, причём преимущество было в руках США, сумевших заполучить несколько готовых «Фау» и привлечь к сотрудничеству многих немецких учёных. Понимая важность нового оружия, советское руководство не жалело средств на работу в этом направлении. За освоение баллистических ракет взялся нарком вооружений Д. Ф. Устинов, в годы войны отвечавший за выпуск артиллерийских систем. 13 мая 1946 года Совет Министров СССР утвердил государственную ракетную программу. В Министерстве вооружений была создана головная организация по разработке жидкостных ракет - НИИ-88 на базе артиллерийского завода № 88 в Калининграде Московской области. Для отработки методов приёмки, испытания и применения ракетного оружия в рамках Министерства вооружённых сил СССР был сформирован военный НИИ-4, а в Астраханской области появился Государственный центральный полигон в районе села Капустин Яр. Первая эксплуатационная ракетная часть («бригада особого назначения») была создана на базе полка реактивных миномётов. Административное руководство работами осуществлял Комитет по ракетной технике (впоследствии Специальный комитет № 2) при Совете Министров СССР во главе с Г. М. Маленковым. По линии МГБ СССР разработку ракет дальнего действия курировал заместитель Л. П. Берии Седов.

    Запуск непилотируемых аппаратов

    В 1952 году начался процесс эскизного проектирования первой двухступенчатой ракеты межконтинентальной дальности Р-7. В сентябре 1953 года конструктор ракеты С. П. Королёв высказался в Комитете № 2 о включении в программу создания Р-7 работ по искусственному спутнику Земли. 26 мая 1954 года он представил Д. Ф. Устинову докладную записку с предложением создать научный спутник массой 2-3 т, возвращаемый спутник, спутник для длительного пребывания 1-2 человек, орбитальную станцию с регулярным сообщением с Землёй. Инициативы Королёва не находили отклик до тех пор, пока о необходимости запуска искусственного спутника не заговорило мировое научное сообщество. В октябре 1954 года оргкомитет Международного геофизического года призвал ведущие мировые державы рассмотреть возможность запуска в 1955 году искусственных спутников Земли для проведения научных исследований. 29 июля 1955 года с обещанием запустить спутник выступил президент США Д. Эйзенхауэр, а уже на следующий день с аналогичным обещанием выступила советская сторона. 30 января 1956 года Совет Министров принял постановление о создании геофизического искусственного спутника земли и его запуске в 1957 году. В августе 1956 года из состава НИИ-88 выделилось опытно-конструкторское бюро № 1 по ракетной технике во главе с С. П. Королёвым. В ОКБ-1 появился проектный отдел для разработки будущего спутника под руководством М. К. Тихонравова. Технические предложения по реализации различных космических проектов вырабатывались в ОКБ-1, после чего передавались на утверждение в вышестоящие инстанции. Научную экспертизу проектов осуществляла Специальная Комиссия АН СССР во главе с М. В. Келдышем.

    Если до середины 1950-х годов советские ракеты были одноступенчатыми, то в 1957 году с нового космодрома в Байконуре успешно стартовала боевая межконтинентальная многоступенчатая баллистическая ракета «Р-7». Длиной около 30 м и весом около 270 т, ракета состояла из четырёх боковых блоков первой ступени и центрального блока с собственным двигателем, служившего второй ступенью. При старте все двигатели включались одновременно и развивали тягу около 400 т. После выработки топлива блоки первой ступени отбрасывались, а двигатели второй ступени - продолжали работать дальше. В октябре 1957 года именно «Р-7» вывела на орбиту первый в истории искусственный спутник Земли, дав старт эре космонавтики. Позднее эта ракета была модифицирована и превращена в трёхступенчатую.

    Первый спутник представлял собой небольшой шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Внутри его конструкции находились два радиопередатчика и источник питания. Второй спутник был запущен в космос уже через месяц, в ноябре 1957 года. Он весил 508,3 кг и был оснащён герметической кабиной, в которой находилась собака Лайка - первое живое существо, покинувшее пределы Земли. В мае 1958 года на околоземную орбиту вышел третий спутник. Длина его составляла 3,5 м, диаметр — 1,5 м, а вес — 1327 кг, из которых 968 кг приходилось на научную аппаратуру. Конструкция этого спутника прорабатывалась значительно тщательнее, чем в двух предыдущих случаях. Он был оснащён не только бортовым источником питания, но и солнечной батареей, благодаря чему эксплуатировался гораздо дольше своих предшественников. Спутник находился в полёте 691 день, и последний сигнал с него был принят в 1960 году, в разгар реализации другой космической программы - по исследованию Луны. В январе 1959 года в сторону спутника Земли ушла автоматическая станция «Луна-1». В сентябре и октябре были запущены станции «Луна-2» и «Луна-3» соответственно. Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая - впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны.

    В 1959-1960 годах к работам по космической тематике подключились СКБ-458 во главе с М. К. Янгелем и ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. Расширение космической деятельности провоцировало конкуренцию между конструкторами, в виду чего в 1961 году на НИИ-88 были возложены функции «головного научного учреждения», обеспечивающего внутриведомственную экспертизу.

    Разработка пилотируемых космических программ

    От автоматических полётов Королёв и его коллеги перешли к подготовке пилотируемого полёта. Для этой цели была разработана ракета-носитель «Восток», началось конструирование одноимённого космического корабля. Главной проблемой была выработка надёжной методики возвращения аппарата на Землю. Прежде чем добиться желаемого результата, понадобилось семь раз запустить «Восток» в автоматическом режиме. 12 апреля 1961 года состоялся первый в истории полёт человека в космос: на корабле «Восток-1» космонавт Юрий Гагарин совершил виток вокруг Земли и благополучно вернулся. Весь полёт продолжался 108 минут. За это достижение Королев получил вторую звезду Героя Социалистического труда. В последующие годы под его руководством было осуществлены новые старты: в августе 1961 года в космос отправился «Восток-2», пилотируемый Г. Титовым, ещё через год - сразу два корабля «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемые Николаевым и Поповичем, в июне 1963 года - «Восток-5» и «Восток-6» с Быковским и Терешковой. В октябре 1964 года на орбиту вышел многоместный «Восход-1» сразу с тремя космонавтами на борту, а в марте 1965 года, в ходе полёта «Восхода-2», впервые в истории был осуществлён выход человека в открытое космическое пространство (это сделал космонавт А. А. Леонов). Всего при жизни Королёва на его космических кораблях побывало одиннадцать человек. Конструктором и группой координируемых им учреждений были сконструированы космические аппараты серий «Венера», «Марс», «Зонд», искусственные спутники Земли серий «Электрон», «Молния-1», «Космос», разработан космический корабль «Союз».

    В 1965 году с космодрома Байконур были запущены ракеты-носители «УР-500» с советскими спутниками «Протон» (в июле) и «Протон-2» (в ноябре). В 1968 году ракета-носитель «Протон-К» с разгонным блоком «Д» вывела на траекторию полёта к Луне советский беспилотный корабль «Зонд-4». Тот совершил облёт Луны и возвратился к Земле. В том же году аналогичный путь проделали «Зонд-5», на борту которого находились живые существа: черепахи, плодовые мушки, черви, растения, бактерии, и «Зонд-6». В ходе обоих полётов были сделаны фотоснимки поверхности Луны. В 1969 году Луну облетел космический корабль «Зонд-7».

    Если в США космическая программа ещё в 1958 году была разделена на военную и гражданскую, то в СССР вся деятельность по освоению космоса проходила в едином русле. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и производство велись предприятиями оборонно-промышленного комплекса, объединёнными в 9 министерств, подведомственных Военно-промышленной комиссии (ВПК) Совета Министров СССР. Приёмка и эксплуатация техники находились в ведении Министерства обороны, а осуществлялись Главным управлением космических средств Минобороны СССР (ГУКОС), известным также как Управление начальника космических средств (УНКС). Работу ВПК и Министерства обороны, в свою очередь, контролировали оборонный отдел ЦК КПСС и секретариат ЦК. Из министерств «оборонной девятки» головным по созданию ракетно-космической техники было Министерство общего машиностроения (МОМ), чьи предприятия занимались разработкой и выпуском ракет, ракетных двигателей и космических аппаратов. Остальные министерства ВПК занимались поставками комплектующих изделий, приборов или систем.

    УНКС, созданное в 1960-х годах, объединило все ведомства, не относящиеся непосредственно к несению боевого дежурства, включая полигоны Байконур и Плесецк. Подчинённые начальнику космических средств «космические части» осуществляли предстартовую подготовку и запуск космических аппаратов, а также контролировали их на орбите. Боевые космические системы в ведение УНКС не входили.

    Научную сторону космических исследований координировал Межведомственный научно-технический совет по космонавтике, во главе которого стоял президент АН СССР. Роль головного НИИ по научным исследованиям космоса играл созданный в середине 1960-х годов Институт космических исследований. В области планетологии ему составлял конкуренцию Институт геохимии и аналитической химии им. Вернадского (ГЕОХИ). Медико-биологическими исследованиями занимался сначала Государственный научно-испытательный институт авиационной и космической медицины, а затем, с 1970-х годов, Институт медико-биологических проблем при 3-м Главном управлении Минздрава СССР.

    Космическая программа СССР в 1970-х - 1980-х годах

    В 1970 году с Байконура на траекторию полёта к Луне были выведены автоматические межпланетные станции «Луна-16» и «Луна-17», на борту последней находился аппарат «Луноход-1». В конце 1971 года спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхности Марса. Спустя полторы минуты после посадки станция начала передавать на Землю видеосигналы. В 1987 году с космодрома Байконур была успешно запущена ракета-носитель «Энергия», а в 1988 году - ракета-носитель «Энергия-Буран», выведшая на околоземную орбиту многоразовый корабль «Буран». Это устройство впервые в мире осуществило автоматическую посадку на Землю и по многим показателям существенно превзошло американские аналоги космической техники.

    Вопрос о реорганизации советской космонавтики поднимался ещё в конце 1960-х годов, однако реальные изменения в этом направлении появились уже после перестройки. В октябре 1985 года было учреждено «Главное управление по созданию и использованию космической техники в интересах народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса» (Главкосмос СССР). За рубежом это учреждение восприняли как аналог НАСА. Первоочередной задачей Главкосмоса стал поиск иностранных клиентов для коммерческого использования РКТ, то есть запусков иностранных спутников советскими носителями и полётов иностранных космонавтов на советских кораблях. В 1988 году деятельность МОМа перестала быть государственной тайной. Министерства «оборонной девятки» до 1991 года оставались нетронутыми, не считая слияния Минсредмаша и Минатомэнерго в Минатомэнергопром (это было связано с Чернобыльской катастрофой).

    Начало радикальных экономических преобразований в стране ухудшило положение оборонной отрасли. Космическая программа оказалась и в сложном политическом положении: прежде служившая показателем преимущества социалистического строя перед капиталистическим, с приходом гласности она обнаружила свои недостатки. В 1990 году Верховный Совет СССР сократил расходы на космонавтику на 10%, а на 1991 год оставил на прежнем уровне, что в сопоставимых ценах означало падение на 35%. К концу 1991 года управление космической программой вместе со всей прежней структурой государственного управления прекратила существование. Министерства оборонно-промышленного комплекса были расформированы.

    Хорошо известно, что Советский Союз первым запустил в космос спутник, живое существо и человека. В течение космической гонки, СССР, по мере возможности, стремился обогнать и перегнать Америку. Были победы, были поражения, но о них молодое поколение, выросшее после развала СССР, уже мало что знает, потому что, космические успехи, по мнению Интернета, это удел "сильных, похожих на супергероев, американских астронавтов". Но не забывайте что советская космонав

    10. Первый облёт вокруг Луны

    Запущенный 2 января 1959 года спутник «Луна-1» был первым космическим аппаратом, который успешно достиг Луны. 360-килограммовый космический аппарат, нёсший на себе Советский герб, должен был достичь поверхности Луны и продемонстрировать превосходство советской науки. Тем не менее, спутник промахнулся, пройдя в 6000 километров от лунной поверхности. Зонд выпустил облако паров натрия, которое некоторое время светилось так ярко, что позволило отслеживать движение спутника.

    «Луна-1» была, по крайней мере, пятой попыткой Советского Союза совершить высадку на Луне, секретные сведения о предыдущих неудачных попытках хранятся в папках "Совершенно секретно".

    По сравнению с современными космическими зондами, «Луна-1» был крайне примитивной. У него не было собственного двигателя, а электроснабжение было ограничено использованием примитивных батарей. Зонд также не имел камер. Сигналы от зонда перестали поступать через три дня после запуска.

    9. Первый облёт другой планеты

    Запущенный 12 февраля 1961 года советский космический зонд «Венера-1» должен был совершить жёсткую посадку на Венере. Это была вторая попытка СССР запустить зонд к Венере. Спускаемая капсула «Венера-1» также должна была доставить на планету советский герб. Хотя большая часть зонда, как ожидалось, должна была сгореть при входе в атмосферу, Советский Союз надеялся, что спускаемая капсула достигнет поверхности, что автоматически сделает СССР первой страной, достигшей поверхности другой планеты.

    Запуск и первые сеансы связи с зондом прошли успешно, первые три сеанса свидетельствовали о нормальной работе зонда, но четвёртый состоялся с пятидневным опозданием и показал неисправность в одной из систем. В конце концов контакт был потерян, когда зонд был на расстоянии около 2 миллионов километров от Земли. Космический корабль дрейфовал в космосе на расстоянии 100000 километров от Венеры и был не в состоянии получить данные для корректировки курса.

    8. Первый космический аппарат, сфотографировавший обратную сторону Луны

    Запущенный 4 октября 1959 года, спутник «Луна-3» был третьим космическим аппаратом, успешно запущенным к Луне. В отличие от двух предыдущих зондов, «Луна-3» была оборудована камерой для фотографирования. Задача, которая была поставлена перед учеными, состояла в том, чтобы с помощью зонда, сделать фотографию обратной стороны Луны, которая в то время ещё ни разу не была сфотографирована.

    Камера была примитивной и сложной. Космический корабль мог сделать только 40 фотографий, которые должны были быть сняты, проявлены и высушены на космическом корабле. Затем бортовая электронно-лучевая трубка должна была сосканировать проявленные изображения и передать данные на Землю. Радиопередатчик был настолько слаб, что первые попытки передачи изображений не удались. Когда зонд, совершив оборот вокруг Луны, приблизился к Земле, были получены 17 фотографий не очень высокого качества.

    Тем не менее, учёные были взволнованы тем, что они обнаружили на изображении. В отличие от видимой стороны Луны, которая была плоской, на обратной стороне были горы и неизвестные тёмные области.

    7. Первая успешная посадка на другой планете​

    17 августа 1970 года стартовал космический аппарат «Венера-7», один из двух советских космических кораблей-близнецов. После мягкой посадки на поверхности Венеры зонд должен был развернуть передатчик для передачи данных на Землю, установив рекорд в качестве первого успешного приземления на другой планете и чтобы выжить в атмосфере Венеры, спускаемый аппарат охлаждался до -8 градусов по Цельсию. Советские ученые также хотели, чтобы спускаемый аппарат как можно дольше оставался в спокойном состоянии. Поэтому было решено, что капсула во время входа в атмосферу Венеры будет состыкована с носителем до тех пор, пока сопротивление атмосферы не заставит их разделиться.

    «Венера-7» вошла в атмосферу, как и планировалось, однако за 29 минут до касания поверхности тормозной парашют не выдержал и порвался. Первоначально сочли, что спускаемый аппарат не выдержал удара, но позже анализ регистрируемых сигналов показал, что зонд передавал показания температуры с поверхности планеты в течение 23 минут после приземления, как и рассчитывали инженеры, которые спроектировали космический корабль.

    6. Первый искусственный объект на поверхности Марса

    «Марс-2» и «Марс-3», космические корабли-близнецы, были запущены с разницей в один день друг от друга в мае 1971 года. Вращаясь по орбите вокруг Марса, они должны были составить карту его поверхности. Кроме того, с этих космических кораблей планировалось произвести запуск спускаемых аппаратов. Советские ученые надеялись, что эти посадочные капсулы станут первыми сделанными человеком объектами на поверхности Марса.

    Тем не менее, американцы опередили СССР, первыми достигнув орбиты Марса. «Маринер-9», который также стартовал в мае 1971 года, достиг Марса на две недели раньше и стал первым космическим аппаратом на орбите Марса. Прибыв на место, как американские, так и советские зонды обнаружили, что Марс покрыт общепланетной пылевой завесой, что мешало сбору данных.

    Хотя спускаемый аппарат «Марс-2» разбился, спускаемый аппарат «Марс-3» успешно произвёл посадку и начал передачу данных. Но после 20 секунд передача прекратилась​​, были переданы только фото с малоразличимыми деталями и низкой освещенностью. Вероятно, неудача произошла из-за крупной песчаной бури на Марсе, не давшей советскому аппарату сделать первые чёткие снимки марсианской поверхности.

    5. Первая возвращаемая автоматизированная система, доставившая образцы

    У НАСА были камни с лунной поверхности, доставленные астронавтами с «Apollo». Советский Союз, не сумев первым высадить людей на Луну, был полон решимости обогнать американцев с помощью автоматизированного космического зонда для сбора лунного грунта и доставки его на Землю. Первый советский зонд «Луна-15» разбился при посадке. Следующие пять попыток потерпели неудачу вблизи Земли из-за проблем с ракетой-носителем. Тем не менее, шестой советский зонд «Луна-16» был успешно запущен.

    Совершив посадку вблизи моря Изобилия, советская станция взяла пробы лунного грунта и поместила их в возвращаемый аппарат, который стартовал и вернулся с образцами на Землю. Когда запечатанный контейнер был открыт, советские учёные получили всего лишь 101 грамм лунного грунта, против 22 килограмма, доставленных на «Apollo-11». Советские образцы были внимательно исследованы, было установлено, что структура грунта по своим качествам близка к влажному песку, но это было первое успешное возвращение автоматического спускаемого аппарата.

    4. Первый космический аппарат для трёх человек

    Источник:

    Запущенный 12 октября 1964 года, «Восход-1» был первым космическим кораблем, способным доставить в космос более одного человека. Хотя «Восход» был объявлен Советским Союзом новым космическим кораблём, на самом деле, это была модернизированная версия того же аппарата, которые доставил в космос Юрия Гагарина. Тем не менее, для американцев, у которых в то время не было аппаратов даже для экипажей из двух человек, это звучало внушительно.

    Советские конструкторы считали «Восход» небезопасным. Они продолжали возражать против его использования до тех пор, пока правительство не подкупило их предложением отправить на орбиту одного из конструкторов в качестве космонавта. Тем не менее, в плане безопасности конструкция космического корабля имела ряд серьёзных нареканий.

    Во-первых, было невозможно аварийное катапультирование космонавтов при неудачном старте, так как не было возможности сконструировать люк для каждого космонавта.
    Во-вторых, космонавтам в капсуле было так тесно, что они не могли носить скафандры. В результате, в случае разгерметизации, они бы погибли.
    В-третьих, новая посадочная система, состоящая из двух парашютов и тормозного двигателя, была испытана перед полётом только один раз.
    И наконец, космонавты должны были перед полётом соблюдать диету, чтобы общий вес космонавтов и капсулы был достаточно малым для запуска ракеты.

    Принимая во внимание все эти серьёзные сложности, было просто удивительно, что полёт прошёл безупречно.

    3. Первое лицо африканского происхождения в космосе

    18 сентября 1980 года «Союз-38» вылетел к орбитальной космической станции «Салют-6». На его борту были советский космонавт и кубинский лётчик Арнальдо Тамайо Мендес, который стал первым человеком африканского происхождения, отправившимся в космос. Его полёт был частью советской программы «Интеркосмос», которая позволила другим странам участвовать в советских космических полётах.

    Мендес оставался на борту «Салют-6» только в течение недели, но он провёл более 24 экспериментов в области химии и биологии. Исследовался его метаболизм, структура электрической активности мозга, и изменение формы костей ног в условиях невесомости. По возвращении на Землю, Мендес был удостоен звания «Герой Советского Союза» - высшей награды СССР.

    Так как Мендес не был американцем, Америка не считала это достижением, поэтому для США первым афро-американцем в космосе в 1983 году стал Гайон Стюарт Блюфорд, член экипажа шаттла «Challenger».

    2. Первая стыковка с мёртвым космическим объектом.

    Loading...Loading...