Конкретная относительно ограниченная во времени ступень. Введение. Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и. Психология физической культуры и сп

Возраст (в психологии) - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных собенностей.

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиций тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Возраст, по определению Л.С. Выготского, это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Учение Л.С. Выготского, которое развивалось и дополнялось его последователями и учениками, - это учение о структуре и динамике возраста.

Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развития личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законы изменения этого целого определяют движения каждой его части.

Как указывает Д.И. Фельдштейн, психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характеромвоспитания, особенностями его деятельности и общения. Для каждого возраста существуют своя специфическая «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста, определяя его специфику, а изменение отношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д.И. Фельдштейн). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Ныне принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство(1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше).


Учение Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста положило начало системным исследованиям отечественных психологов, его последователей - Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович и др. В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов.

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникшихнеобратимых новообразований.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

Предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения;

Критический – идет поиск новых форм поведения;

Посткритический – отработка усвоенных форм поведения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений с взрослыми.

Развитие каждого человека можно представить как закономерную смену возрастных периодов.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни

человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей,
функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная,
пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в
который включается:

а) умственный возраст

б) социальная зрелость (человек должен быть адаптирован к среде, которая
его окружает)

в) эмоциональная зрелость : произвольность эмоций, уравновешенность,
личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Возраст, по словам Л.С.Выготского, это временная характеристика онтогенетического развития, относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возраст - относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Л.С.Выготским было создано учение о структуре и динамике возраста,которое положило начало системным исследованиям его последователей -Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Л.И.Божович и др.

СТРУКТУРА ВОЗРАСТА




ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ


ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ


1. Социальная ситуация развития - это специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, выражаемое в его переживаниях и реализуемое в совместной деятельности с другими людьми. Это основной источник развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным.

2.Ведущий тип деятельности - деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

А.Н.Леонтьев назвал 3 основных признака ведущей деятельности:

1. это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой
дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение
возникает в игре, ребенок начинает учиться играя)

2. это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются
частные психические процессы (в игре формируется активное
воображение, в учении - абстрактное мышление)

3. это такая деятельность, от которой зависят ближайшие основные
психологические изменения личности ребенка (в игре дошкольник
осваивает нормы поведения)

3.Центральные новообразования возраста - это результат и продукт возрастного развития; это то принципиально новое в психическом развитии, что появляется на определенном его этапе, к концу конкретного возраста (произвольность психических процессов к концу дошкольного и самосознание к концу подросткового возраста)

4.Возрастные кризисы - это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого; это относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, необходимые для нормального поступательного развития.

Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных (литических) и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте.

На этих этапах развития происходит коренная смена всей социальной ситуации развития ребенка (возникновение нового типа отношений со взрослым), смена одного вида деятельности другим.

Хронологические границы кризисов весьма условны и зависят от индивидуальных, соцеокультурных и других параметров.

Л.С.Выготский описал следующие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности

Кризис одного года

Кризис трех лет

Кризис семи лет

Кризис тринадцати лет

Возрастные кризисы не ограничиваются периодом развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало.

Тема 1.7. Возрастное развитие человека

План лекции:

Понятие возраста и психического развития Периодизация психического развития: психологическая основа Основные этапы психического развития человека

§ 1. Понятие возраста и психического развития

Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью и их закономерным характером. Оно реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

Проблемами развития личности занимается возрастная психология , где единицей анализа является возраст .

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. В современной научной литературе выделяют четыре вида возраста : хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский), психологический.


§ 2. Периодизация психического развития: психологическая основа

Советский психолог Даниил Борисович Эльконин () предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев :

1. Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

2. Ведущий тип деятельности ребенка в этот период. Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками . Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности . Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.

3. Основные новообразования развития – те качественные изменения в психике, личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношение ребенка к самому себе и к социальному окружению и тем самым ведут к изменению существующей социальной ситуации развития.

4. Кризис – переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

§ 3. Основные этапы психического развития человека

Эпоха

Период

Сфера личности

Кризис

Раннее детство

Младенчество

мотивационно-потребностная

Кризис новорожденности

Ранний возраст

операционально-техническая

Кризис 1 года

Дошкольный возраст

мотивационно-потребностная

Кризис3 лет

Младший школьный возраст

операционально-техническая

Кризис 7 лет

Отрочество

Подростковый возраст

мотивационно-потребностная

Кризис 11-12 лет

Ранняя юность

операционально-техническая

Кризис15 лет

1. Младенчество (0-1 год)

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности . Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически , и составляет период новорожденности.


Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками, это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым .

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Первая потребность , которая формируется у ребенка, – это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов , а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года ) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка , но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого . Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» - теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста , знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова . Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер . Это – автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество , которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность.

2. Ранний возраст (1-3 года)

Как отмечает, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни .

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение . Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком . Содержание этой совместной деятельности усвоение общественно выработанных способов употребления предметов , которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый» .

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметно-манипулятивная деятельность , направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности .

Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым . Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

В чем заключается основное новообразование , которое возникает в конце раннего детства? По мысли, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие , которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам» . Л. С Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет. Также возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений , которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности , в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития . Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей . Идеальной формой , с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма , как считал, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей .

Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать человеческие отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста – это:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок , увидеть закономерные отношения , в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими «Красивое не может быть плохим».

3. Возникновение соподчинения мотивов . В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными . Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»).

4. Возникновение произвольного поведения . Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет)

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса : 1) потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний . У ребенка возникла новая внутренняя жизнь , жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования .

В школе возникает новая социальная ситуация развития. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется. Система «ребенок – учитель » начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью . Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития . Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

1) Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация , их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. 2) Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

5. Подростковый возраст (11-15 лет)

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса : отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.

Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя . К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Социальная ситуация развития в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

Интимно-личностное общение со сверстниками ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства и уважения друг к другу.

Центральное новообразование этого возраста – чувство взрослости; подросток стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию », что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

6. Ранняя юность (15-17 лет)

Период развития личности, следующий за подростковым – от 15 до 17 лет – настолько тесно примыкает к предыдущему, что это вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов. Ранняя юность отличается неравномерностью развития как на межиндивидуальном (различия между старшеклассниками по физиологическим параметрам), так и на внутрииндивидуальном уровне (несовпадение времени наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у индивида). Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других - нет) и предъявляемых требований по-своему преломляется в юношеской психике.

В юности расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий : получение паспорта, наступление уголовной ответственности , возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора.

считал ведущей деятельностью учебно-профессиональную деятельность . На статус ведущей в ранней юности (старшем школьном возрасте) претендует и проектно-исследовательская деятельность . Имеется в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я.

К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование , которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» . С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Свое выражение самоопределение должно найти в выборе профессии, учебного заведения.

Периодизация психического развития, предложенная, завершается возрастом ранней юности. Однако в других периодизациях выделяют и другие возраста. Это:

Поздняя юность (18-25)

Зрелость (25-50)

Поздняя зрелость (50-75)

Старость (от 75)

Вопросы:

Дайте определение психического развития. В каких формах оно реализуется? Что такое возраст? Какие виды возрастов вы знаете? Охарактеризуйте периодизацию психического развития по. На каких критериях она основана? Опишите эпоху раннего детства. Какие периоды в нее входят? Опишите эпоху детства. Какие периоды в нее входят? Опишите эпоху отрочества. Какие периоды в нее входят?

Обухова психология. Учебное пособие - М.: Высшее образование. – 2009. Петрова для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / . – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

ВОЗРАСТ (в психологии) - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Переход от одной возрастной ступени к другой ознаменовывается перестройкой и изменением психического развития (см. Равитие психики; Личность). Психологические характеристики В. определяются конкретно-историческими условиями, в к-рых осуществляется развитие индивида, характером воспитания, особенностями его деятельности и общения Для каждого возраста существует своя специфическая "социальная ситуация развития" (Л. С. Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного В. по-разному, в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного В., определяя его специфику, а изменение отношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д. И. Фельдштейн), Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (см. Уровень группового развития) и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения - границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В СССР принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше).

Возраст. Возраст-конкретная относительно ограничен­ная во времени ступень психического развития. Она характеризу­ется совокупностью закономерных физиологических и психологи­ческих изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-исторически­ми условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени-характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь ока­зывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социаль­ная ситуация развития, т. е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает ти­пичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Движущие силы развития. Личность развивается в силу воз­никновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловли­ваются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и общест­вом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликт­ный характер (например, конфликты между ребенком и родителя­ми), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводя­щей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни про­тиворечия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не нахо­дят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

Одним из основных внутренних противоречий, по-своему про­являющимся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая сторона опережает вторую. В развитии личности постоян­но возникают противоречия между достигнутым ею уровнем пси­хического развития и. образом ее жизни, занимаемым местом в системе общественных отношений, выполняемыми обществен­ными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, и он отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общест­венно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в реализа­ции этих стремлений находит новые источники своего развития.

Обучение и воспитание содействуют не только успешному пре­одолению возникающих в жизни личности внутренних противоре­чий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ни­ми и сложившимися у личности средствами их достижения, побуж­дающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности на­ходить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельно­сти, к самоутверждению (123, с. 144-148).

Социальная ситуация развития. Каждый возрастной этап ха­рактеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особы­ми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, веду­щей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также опреде­ленная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанно­стей, которые он должен выполнять.

Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой-су­ществующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти пред­ставления складываются стихийно, на основе длительного истори­ческого опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуаль­ного развития я степени готовности, достигнув определенного воз­раста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и дея­тельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Таким образом, социальная ситуация развития-это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, ти­пичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как дина­мику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологи­ческие образования, возникающие к его концу (32, с. 152; 36, с. 47).

Кризисы возрастного развития. Под кризисами имеются в ви­ду переходные периоды от одного этапа детского развития к дру­гому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда ребенок те­ряет многое из приобретенного прежде. Основной смысл переход­ного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько это­го требует развитие новых свойств и черт.

Центральное для определенного возраста новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хического развития ребенка, несет в себе побудительную силу, а становится исходным для формирования личности ребенка следу­ющего возраста. Это дает право рассматривать кризисы в качест­ве переломных этапов онтогенетического развития личности.

Все возрастные кризисы характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с ок­ружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями;

у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшим­ся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Такую реакцию на стыке двух возрастов дают дети, у которых не удов­летворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития вме­сте с центральным новообразованием соответствующего возраста (35, с. 26-27; 75, с. 8).

Итак, типологическое (возрастное) развитие детей характери­зуется рядом общих, типичных черт. Каждый возрастной период связан с изменением социальной ситуации развития и приносит ребенку особое личностное новообразование.

Обычно наиболее трудно дети, а поэтому их родители и учите­ля, переживают переходные периоды от одного возрастного этапа к другому. Возникающее к этому времени внутреннее противоре­чие между имеющимися у ребенка возможностями и новыми по­требностями становится одной из основных движущих сил разви­тия, так что к внутренним конфликтам на границах возрастов взрослым следует относиться спокойно. Они могут помочь ребенку в расширении его возможностей, в овладении средствами, необ­ходимыми для удовлетворения новых потребностей, и освоения новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется внеш­ними социальными требованиями, то кризис у него обостряется и затягивается. В переходные периоды родителям и учителям особенно нужны терпение, тактичность и знание возрастных осо­бенностей. Жесткое давление на ребенка, переживающего кризис, не приносит ожидаемых результатов.

Loading...Loading...