Коэффициент IQ: от чего зависит и как повысить. От чего зависит уровень IQ

1. От качества нейро-физиологической работы мозга и, возможно, особенностей его строения. Обильное снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей утомляемости, а в целом - большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается раннее утомление при напряженной умственной работе, а соответственно, и меньшая ее продуктивность.

В 1996 г. было установлено, что теменная доля мозга А. Эйнштейна, определяющая склонность к математике, музыке и зрительному восприятию, была на 15 % шире, чем у обычных людей. Может быть, в этом состояла причина выдающихся способностей ученого в области физики и математики?

2. От доминирующего вида деятельности. Анализируя структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наоборот, тормозящих развитие способностей. Например, человек имеет незаурядные математические способности, но вынужден заниматься тяжелым физическим трудом. Очевидно, что эта деятельность не будет способствовать развитию его способностей.

3. От имущественного положения семьи. Было показано, что если у детей в первый год жизни отмечаются умственные или двигательные дефекты, то детям из малоимущих слоев в дальнейшем труднее наверстать свое отставание, чем детям из средних слоев.

С другой стороны, оказалось, что школьная успеваемость юных негров и метисов, родившихся в материально неблагополучных семьях, но с первых месяцев жизни воспитанных в обеспеченных семьях представителей белой расы, существенно выше, чем успеваемость у цветных детей, выросших в их родной среде.

Исследования, проведенные во Франции, тоже показали, что IQ детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями.

4. От числа детей в семье. Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем гармоничнее, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле, как показала работа исследователей, это совсем не так. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта. Кроме того, было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Самые высокие баллы были получены старшими детьми из семей, где было лишь двое детей, а самые низкие - самыми младшими в семьях с девятью детьми. Разница в IQ между этими двумя крайними группами составляла около 10 баллов. По-видимому, существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно долгого времени. Разумеется, что это осуществимо только в небольших семьях, которые наиболее обычны в средних и привилегированных слоях общества. Чем младше ребенок, тем меньше у него шансов впитать интеллектуальную программу взрослых.


5. От целенаправленного развития. В 1967 году Хебер и его сотрудники отобрали для изучения 40 новорожденных негритят из самых неблагополучных пригородов Милуоки (штат Миссури). У их матерей были явные интеллектуальные дефекты, а отцов в большинстве случаев в семье не было. Половина этих детей была оставлена со своими матерями без какого-либо вмешательства экспериментаторов, а 20 детей воспитывались по специальной программе, в ходе которой их семьи получали рекомендации по уходу за детьми, а также постоянную помощь психологов. В возрасте 2,5 лет эти дети были взяты в учреждения, где они вплоть до поступления в школу (в 6 лет) получали специальное образование из расчета 35 часов в неделю.

Когда спустя три года Хебер протестировал всех детей, оказалось, что те из них, которые воспитывались по специальной программе, получили баллы более высокие или такие же, как обычные дети их возраста (независимо от цвета кожи). У детей, оставшихся в семьях и служивших контрольной группой, интеллектуальный уровень был значительно ниже среднего. Разница в IQ (коэффициенте интеллекта) между опытной и контрольной группами составляла 20-30 баллов.

6. От общения с ребенком. Положительная психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, по крайней мере, большее, чем правильное питание или физический уход. Доказано, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение сведено к минимуму (на 10 детей приходилась только одна воспитательница), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере. Напротив, если дети росли у родителей, которые постоянно стимулировали их психику, давая им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами и осваивать умения и навыки, то они развивались гармонично и неуклонно прогрессировали.

В 30-е годы прошлого столетия Скилс занимался малолетними детьми в одном из сиротских пансионатов штата Айова. Этих младенцев считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей в пансионате не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления.

Скилс решил попробовать поместить 13 таких детей в другие условия, а именно в заведение для умственно неполноценных женщин. При этом он полагал, что детей, по крайней мере, будут баюкать и ласкать. Именно это и произошло: очень скоро женщины приняли этих младенцев как своих. С этого момента развитие детей с каждым днем начало меняться. У них сформировалась речь, и вскоре их интеллект достиг нормы.

Одна из сотрудниц Скилса поддерживала связь с этими бывшими детьми около 40 лет, и она сообщала, что все они стали полноправными членами общества. Многие из них обзавелись семьей и имели детей, а четверо получили высшее образование. Что касается остальных 12 детей, которые остались в прежних условиях в пансионате, то они так и не достигли нормального интеллектуального уровня, и всего несколько лет назад треть из них еще жила в специальных заведениях.

7. От положительных эмоций. Можно рассчитывать на то, что, приведя в порядок эмоциональную жизнь человека, мы даем возможность его интеллекту развиться до высшего доступного ему уровня. В одном эксперименте, проведенном в США, некоторое число умственно отсталых детей соединили в виде опыта с приемными матерями-девушками из ближайшего дома молодых правонарушителей. Каждый из детей обрел, таким образом, материнскую любовь и заботу, которой он был лишен в своей прежней жизни.

Под этим эмоциональным воздействием у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем, повысился уровень интеллекта и у «матерей», поскольку у них тоже заполнился пробел в эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого можно было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно подействовала на самочувствие и интеллект обеих сторон, что понятно каждому, кто когда-нибудь любил и был любим.

Профессиональная пригодность и профессиональный отбор. Исследование различных видов специальных способностей проводится психологами главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором. Е.А. Климов разделил все профессии на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

· природа (растения, животные);

· техника (машины, материалы);

· человек, группы людей;

· знаковая информация (книги, языки, коды, модели);

· художественные образы (искусство).

При решении задач профориентации целесообразно при помощи тестов определить склонности молодого человека к перечисленным типам профессий. Подумайте и скажите, к какому типу профессий относится профессия оперативного работника.

Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В понятие профессиональной пригодности входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Профессиональная пригодность не врожденное качество, она формируется в процессе самой трудовой деятельности человека.

Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности человека.

Первая - непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой.

Вторая - годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний.

Третья – отсутствие противопоказаний, и имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий.

Четвертая – призвание человека к данной профессиональной деятельности - высший уровень профессиональной пригодности.

Для успешного выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом характеристик. В науке они получили название профессионально важных качеств (ПВК). ПВК, указывает А.В. Карпов, - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью. А.К. Маркова считает, что ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой - они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием. Важным итогом современных исследований явилось установление того, что любая профессиональная деятельность реализуется на базе системы ПВК.

Профессиональный отбор – это специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. При осуществлении профессионального отбора пользуются:

Технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач;

Медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний;

Перечнем требований профессий к индивидуальным особенностям людей.

Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Он включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психограмма разрабатывается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

В профессиональный отборе выделяют четыре компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются.

Система психологического отбора включает обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимые технические средства и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

Психологи установили, что успешность выполнения любой деятельности зависит от наличия не какой-то одной, а от сочетания различных способностей. Недостающая способность, писал Б. М. Теплов, может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека способностями. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях. По мнению Е. П. Ильина, компенсация способностей может осуществляться через приобретаемые человеком знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность.

Проверьте себя!

1. Что такое задатки?

2. Какие вы знаете классификации способностей?

3. Дайте характеристику общих способностей человека.

4. Каковы уровни развития способностей?

5. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

6. Что такое интеллект и что его определяет?

7. Что такое профессиональная пригодность?

8. Что такое ПВК?

9. Что такое профессиональный отбор?

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Все хотят, чтобы у них после многолетних усилий выросли умные и здоровые дети. Это залог счастливой и благополучной жизни. Но что должны делать родители, чтобы выросли люди с высоким интеллектом? Могут ли они на это повлиять, выбирая правильного генетического партнера, или им необходимо с детства кормить детей только лососем и черникой?

Роль генов в развитии интеллекта

Как ни крути, но все знания, умения и умственные способности, в то числе и интеллект храниться в головном мозге. Как и любой орган человеческого тела, его клетки и структура развиваются согласно унаследованной от родителей программе. В то же время нельзя найти определенный нервный центр, отвечающий за интеллект или единственный ген или их четкую комбинацию, заведующий способностью к решению различных задач. Исследователи человеческого мозга даже не смогли определиться, можно ли назвать интеллект целостной системой или его определяет набор различных функций, если да то каких и насколько каждая составляющая важна.

В любом случае деятельность головного мозга, его строение и функционирование предопределены генами, следовательно, интеллект должен передаваться по наследству, умные и здоровые дети должны рождаться у таких же родителей. Казалось бы, это утверждение подтверждает статистика однояйцевые близнецы, в 86 случаях из 100 имеют одинаковое умственное развитие и уровень интеллекта. Ответ на вопрос, отчего зависит IQ, найден. Однако та же статистика утверждает, что если близнецов разделить, и отдать на воспитание в разные семьи, то показатель одинаковости интеллекта снижается до 72%. Кстати, тут нужно отметить, что в современном мире детей отдают на воспитание в благополучные семьи. Вероятность, что один из близнецов попадет в отличное окружение, а второй к клиническим идиотам-психопатам очень низкая, и это надо учитывать. Возможно, если бы приемные семьи более отличались уровень интеллекта близнецов росших в разных семьях, различался бы гораздо больше.

Дальше больше люди с высоким уровнем интеллекта, как правило, появляются в одной семье. В половине случаев уровень интеллекта детей из одной семьи рожденных от тех же родителей после взросления находится на одном и том же уровне, близком к уровню отца и матери. Однако после перемещения одного из малышей в приемную семью показатель совпадений снижается до 22%. В то же время интеллектуальные способности усыновленного ребенка отличаются от уровня приемных родителей, а также сестер и братьев. Все эти данные позволяют утверждать, что если гены влияют на появление людей с высоким уровнем интеллекта, то не настолько, чтобы этот показатель был ведущим.


Роль семьи в воспитании умных и здоровых детей

Можно было бы предположить, что умные и здоровые дети в будущем, когда вырастут, превратятся в людей с высоким интеллектом. Хочешь, чтобы ребенок стал высокоинтеллектуальным, занимайся с ним как можно больше. Однако в Университете штат Флориды в результате исследований пришли к выводу, что в возрасте 18-21 год уровень интеллекта, вообще, не зависит от того, сколько внимания уделяли родители развитию любимого малыша в детстве.

Однако воспитание таких качеств, как целеустремленность, способность брать ответственность, самодисциплина и аккуратность помогают детям вырастать людьми с высоким интеллектом.

Влияние окружения на появление людей с высоким уровнем интеллекта

Многочисленные исследования показывают, что если выяснять, отчего зависит IQ, нельзя не учитывать окружение и уровень жизни. Полученное человеком образование, круг общения, культурная среда и питание – это не только способ растить умных и здоровых детей, но и возможность получить в итоге высокоинтеллектуального взрослого.

Как правило, люди, не закончившие школу, отличаются от своих одноклассников, получивших диплом о среднем образовании, уровнем интеллекта не в лучшую сторону. В то же время выпускники ВУЗов умнее своих ровесников, закончивших только школу.

Одним из факторов доказывающих, что гены почти не влияют на уровень интеллектуальных способностей, являются африканцы. Традиционно считалось, что выходцы из африканских стран менее способны к обучению, чем европейцы. Однако по мере улучшения уровни жизни разница между уровнями интеллекта между представителями разных рас, очень быстро исчезает.

Развитие интеллектуальных способностей – сфера деятельности

Очень часто ведущим фактором в формировании интеллектуальных способностей называют память. Существует даже множество тренингов направленных на ее развития, однако, ученые доказали, что это не то фактор, который отвечает на вопрос, от чего зависит IQ. Гораздо больше на развитие интеллекта влияет повседневная деятельность. Люди, работающие в сферах, где постоянно требуется прилагать умственные усилия, реже страдают старичком слабоумием. Результаты тестов IQ и других, анализирующих умственные показатели, гораздо выше, чем у работников низкоквалифицированного труда.

Влияние социума и культуры на появление людей с высоким интеллектом

В немалой мере на развитие умственных способностей влияют культурные традиции место проживания. Среди жителей англоязычных стран, где личный потенциал и индивидуальные качества человека являются наиболее значимыми в его общественной ценности более высокий показатель IQ, чем в испаноговорящих странах. В испаноязычных традициях большая роль отводится родственным отношениям и благополучию семьи. Если в постсоветских странах немалое внимание уделяется высшему образованию, то в Азии люди отдают предпочтение таким качествам, как умение договариваться, деловая хватка и способности к торговле. Это все не просто влияет на интеллектуальные способности населения в общем, но и заставляет индивидуумов развивать свою личность в нужных для достижения более высокого положения в обществе направлениях.

Личные убеждения

Как не странно, самовнушение и личные убеждения влияют на интеллект не меньше, чем другие факторы. В Университете штата Мичиган провели занятное исследование. Одной группе студентов сообщили, что гении обладали превосходными генетическими данными, вторая категория учащихся, принимавших участие в эксперименте, считала, что успех зависит от личных усилий и упорного труда. Участники второй группы показывали более высокие результаты в учебе и лучше проходили тесты. Во многом на это повлияло, то, что они прикладывали больше усилий для саморазвития.


Важность питания

Истощенный организм показывает худшие показатели в любых исследованиях. Мозг является одной из самых чутких и энергозатратных систем человеческого тела. Чтобы он хорошо развивался необходимо правильное питание с момента зачатия. Будущим матерям необходимо следить, чтобы в рационе было достаточно: белковых продуктов, витаминов, йода и фолиевой кислоты. Недостаток этих компонентов может привести к слабоумию у новорожденных.

Взрослым для нормальной работы мозга нужно есть пищу с высоким содержанием лецитина, йода, полиненасыщенных кислот, витаминов. Это не приведет к повышению интеллекта само по себе, но поможет сохранить умственные способности.

Можем ли мы стать умнее?

В настоящее время ученые предполагают, что интеллектуальные способности зависят от наследственности на 70%, все остальное – это влияние окружающей среды и воспитание. Есть некоторые исследователи указывающие, что гены могут влиять на 85%. Однако точно установить это невозможно, так если рассматривать от чего зависит интеллект, то можно понять, что на него влияет множество факторов. Но все же, наследственность дает человеку потенциал, а будут люди обладать высоким интеллектом или нет, зависит от самореализации.

В 2014 году был открыт ген интеллекта, он влияет на производство белка, укрепляющего нейтронные связи. Но в то же время уверенность в влиянии генетики снижает умственные способности.

Почему одни люди умнее других? Почему одни могут с лёгкостью освоить новый язык, написать книгу, открыть теорию относительности и придумать Tesla, а другие на это не способны? Вопросы справедливые, и на них есть ответ.

Ум - это то, как ясно мы мыслим и быстро запоминаем, насколько легко можем усвоить новую информацию и проанализировать имеющуюся. Всё это когнитивные способности мозга: память, внимание, мышление. Эти способности при рождении не отличаются у разных людей: мозг устроен одинаково и у вас, и у Илона Маска.

Однако работа мозга зависит от количества и разнообразия синапсов. Это стыки между нейронами, которые обеспечивают их деятельность. Чем больше синапсов, тем круче и быстрее работает мозг.

Илон Маск такой крутой, потому что количество синапсов в его мозгу значительно больше, чем у других. Но не потому, что он таким родился, а потому, что он работает над собой.

Количество синапсов не постоянная величина. Примерно в 25 лет это число достигает максимума, после чего происходит постепенная деградация. Это нормально: стареет не только тело, но и мозг. Поэтому так же, как мы ходим в спортзал, чтобы быть в форме, нужно тренировать мозг. Ум можно прокачать - это доказывают исследования нейропсихологов на протяжении последних 10 лет.

Что делать, чтобы стать умнее

Чтобы развить когнитивные способности, нужны тренировки. Это может быть игра в шахматы или на музыкальных инструментах, разгадывание кроссвордов и судоку, счёт в уме. Ничего феноменального, просто умственная нагрузка. Однако однотипные задачи развивают мозг только до определённого уровня.

В 1998 году один заключённый в Англии сумел запомнить точный размер и форму тюремных ключей. Из подручных материалов он изготовил дубликаты, которые подходили ко всем дверям. Но побег не удался, замысел парня раскрыли раньше. Эта история о том, что нужно тренировать все когнитивные способности. Если бы у заключённого была развита не только память, но и внимание, он оказался бы на свободе.

Последние исследования нейропсихологов показывают, что самым эффективным способом развития мозга являются когнитивные тренировки. Это простые упражнения, которые прокачивают память, внимание и мышление.

На основании этих исследований создан сервис онлайн-тренажёров «Викиум ». Пользователю предлагают пройти несложные задания, тренировка занимает 15–20 минут в день. По мере прохождения сложность возрастает.

Как выглядят тренажёры

Упражнения - это игры. На первый взгляд они кажутся простыми: найти предмет, повторить последовательность, сортировать по цветам. Тем не менее задания основаны на научных исследованиях и прокачивают когнитивные навыки.

Благодаря геймификации процесс доставляет удовольствие - играть любят все и всегда. На то и расчёт: на следующий день вы вернётесь и продолжите тренировку.

Например, тренажёр «Сигнальные лампочки» основан на тесте Корси. Применение МРТ показало, что упражнение задействует области мозга, отвечающие за наглядно-образное мышление и регуляцию внимания.


Нужно повторить, в какой последовательности загорелись лампочки. За 60 секунд надо дать как можно больше правильных ответов.

Игра «Найди число» основана на упражнении «таблица Шульте», в котором нужно как можно быстрее найти числа в порядке возрастания. Этот тренажёр развивает внимание и память.

Ещё одно задание основано на эффекте Струпа. Нужно сопоставить пары карточек и решить, совпадают ли названия цветов на левых карточках с цветами текста на правых. Игра кажется простой, но стоит попробовать, как понимаешь, что соображаешь недостаточно быстро.

Игра тренирует внимание и мышление. Чем быстрее вы отвечаете, тем более сконцентрированы. Кстати, с помощью теста, основанного на экспериментах Струпа, в США определяли советских шпионов: давали подозреваемому карточки с русским текстом. Те, кто языка не знал, отвечали за долю секунды. А если испытуемый понимал смысл написанного, скорость ответа сразу падала.

Как тренироваться

Прежде чем начать тренировки, надо пройти вводное тестирование. Сервис определит текущий уровень подготовки и подберёт персональную программу занятий. Есть отдельные курсы, развивающие внимание, творческое мышление, способность управлять эмоциями.

Можно настроить тренировки так, чтобы они развивали когнитивные навыки, необходимые в вашей профессии. Это поможет лучше справляться с текущими задачами и стать успешнее на работе. Такой формат полезен и для школьников, которые только выбирают профессию.

«Викиум» работает по freemium-модели: бесплатно доступны девять тренажёров - два на память, четыре на мышление и три на внимание. Обладатели премиум-аккаунта получают доступ ко всем упражнениям, их на сайте 44.

На «Викиуме» есть формат соревнований: участвуйте и сравнивайте свои способности с другими пользователями. Заниматься можно как с компьютера, так и со смартфона - сервис поддерживает адаптивную вёрстку веб-версии для мобильных устройств.

Итоги

Помните, как отличники в вашей школе блистали на уроках? Скорее всего, сейчас они не стали гениями, потому что больше не корпят над домашними заданиями. Чтобы быть умным, надо прилагать усилия. Сервис онлайн-тренажёров создан как раз для этого.

«Викиум» развивает ваши когнитивные способности. Ежедневные тренировки увеличат скорость реакции в полтора раза за одну неделю и улучшат память на 20% за 2–3 недели. Главное - регулярно заниматься и помнить, что ум не врождённая характеристика, а приобретаемый навык. А значит, вы не хуже Илона Маска.

Loading...Loading...