Классный час деньги и мифы. Сценарий дискуссии со студентами-избирателями на тему "А что такое гражданин?"

Цель урока: способствовать становлению осознанной гражданской позиции студентов на основе предвыборной кампании.

Задачи урока:

  • формирование гражданской ответственности и понимания последствий у студентов за свои поступки;
  • систематизация и обобщение знаний студентов о выборах как механизме воздействия на государственную власть.
  • пополнение нравственного опыта участников дискуссии через осмысление предвыборной кампании.
  • актуализация значимости демократических ценностей в современном обществе.

Ход дискуссии

1. Добрый день, уважаемые друзья! Наша встреча сегодня посвящена теме “Я – гражданин России”. Это сложная и очень животрепещущая тема. Она требует не только нашего обычного мнения, но и определенных знаний. Для того чтобы у нас все-таки не возникло ложных представлений о деятельности гражданина сюда, за этот стол, приглашается экспертная комиссия, которая будет нас поправлять.

Представление экспертной комиссии (учителя истории и права, подготовленные студенты, представители администрации).

2. Первый вопрос, который нас интересует, задал ещё Некрасов в XIX веке:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас купцов, кадетов,
мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!

Как видим, и в XIX веке также была проблема с наличием граждан.

Кого мы можем назвать гражданином?

Предоставляется слово у частникам дискуссии.

3. Послушаем, как ответил на этот вопрос А.К. Толстой в стихотворении “Князь Михайло Репнин”.

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен
Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:
“Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод.
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!”
И все подняли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
“О, царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь забыл
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в маскаре плясать!”
Но царь нахмуря брови: “В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи строптивый раб!
Не возражай ни слова и маскару надень –
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!”
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
“Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь,-
Да здравствует вовеки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да, презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!”
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…
“Умри же, дерзновенный! – царь вскрикнул разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.

Вот ситуация. Царь отдает приказ одеть всем маски и веселиться.

Все выполняют распоряжение царя. А строптивый князь Репнин вопреки царской воле этого не делает да еще царя ругает. Кто же из подданных законопослушный гражданин: Репнин или опричники?

Вопрос адресуется залу и экспертам. Выслушивается мнение участников дискуссии.

Подвожу итог: гражданину не безразличен имидж правителя, судьба страны, он обладает достоинством и честью. И вспоминая слова известного литературного героя можно отметить: гражданин готов служить Отечеству, да прислуживаться шуту тошно.

4. Когда же человек становится гражданином? При получении паспорта? Или по достижению совершеннолетия? Как вы считаете?

Вопрос адресуется залу. Эксперты дают итоговый ответ.

Подвожу итог: Гражданином России человек становится при получении гражданства. А родившиеся в России автоматически считаются гражданами при получении свидетельства о рождении их родителями.

5. Вместе с гражданством человек получает не только почётное звание гражданина России, но и права и обязанности.

Как вы считаете, чего больше у граждан прав или обязанностей?

В каком документе зафиксированы права и обязанности граждан?

Вопросы адресуются залу.

На экране в презентации представлена табличка.

Права человека

Попросим нашу экспертную комиссию прокомментировать эти права.

Что включают в себя гражданские права? Политические права?

Экономические права? Социальные права? Культурные права?

(Используется Конституция РФ гл.2).

После ответов участников дискуссии и экспертной комиссии представляется уже заполненная таблица.

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Прав творчества

Ст. 17 – 28

– право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;

– неприкосновенность частной жизни;

– право определять и указывать свою национальность;

– право на пользование родным языком;

– право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства;

Ст. 29 – 33

– свобода мысли и слова;

– свобода информации;

– право на создание общественных объединений;

– право на проведение публичных мероприятий;

– право на участие в управление делами государства;

– право на обращения в гос.органы местного самоуправления.

Ст. 34 – 37

Право на предпринимательство;

– на частную собственность;

– на землю;

Ст. 38 – 43

– право на отдых;

– на соц. обеспечение;

– на охрану и помощь семье;

– на жилище;

– на охрану здоровья и мед. помощь;

– на образование;

– на благополучную окр. среду;

Ст. 44

Право на свободу творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Обратимся к обязанностям граждан. Какие вы знаете обязанности гражданина Российской Федерации?

Вопрос адресуется залу. На экране появляется незаполненная табличка.

Обязанности граждан

Уважаемая экспертная комиссия, прокомментируйте, пожалуйста, обязанности граждан.

На экране представлена уже заполненная таблица.

7 СЛАЙД (Заполненный)

Очевидно, что прав у граждан значительно больше, чем обязанностей. Не так уж и много мы должны приложить усилий, чтобы стать законопослушными гражданами.

6. В начале 60-тых годов ХХ века Джон Кеннеди сказал:

“Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, Спроси, что можешь сделать ты для своей страны”.

Действительно, что каждый из нас может сделать для своей страны конкретно?

Адресуется залу, итог подводят эксперты.

Подвожу итог: каждый из нас может быть как минимум не равнодушным к проблемам своей Родины.

Сегодня проблемой номер 1 можно назвать выборы президента России.

Кандидатами в президенты официально признаны:

Портрет кандидата и название партии

Портрет кандидата и название партии

Портрет кандидата и название партии

Портреты кандидатов представлены в алфавитном порядке.

7.Выборы – это предпочтение кого-либо или чего-либо.

Перед человеком постоянно, можно сказать ежеминутно встает проблема выбора: с утра вставать или поспать, чай или кофе, с сахаром или без, на маршрутке или в метро и т.д. Все равно приходится выбирать. И не важно два варианта есть или сто.

В философии даже появилось выражение: философия выбора. Смысл его сводится к следующему:

– Главное условие выбора – это свобода;

– Свобода выбора осознается личностью;

– Осознание личностью своей ответственности за сделанный выбор перед собой и перед обществом.

Эти этапы выбора касаются выбора вообще. Но в контексте сегодняшнего дня политический выбор – это ответственность не только перед данным обществом, но и перед грядущим поколением.

Древнегреческий философ Аристотель говорил: “Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством”. Иначе, добавляет другой философ, государство превратит тебя в раба.

Властвовать над собственным государством возможно только через один механизм – через политические выборы.

7. Обращение к экспертам: интересно, а в нашей стране в царские времена были политические выборы, выборы главы государства?

(Отвечают, подготовленные студенты из экспертной комиссии. Выборы Рюрика, Владимира Мономаха, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова).

Подвожу итог: конечно, были и другие способы утвердится на престоле. Например, с помощью политического переворота.

8. Но вот такие выборы – осознанный шаг россиян, проявленная инициатива снизу. И этому выбору правящая верхушка сопротивляться не могла.

Трудно сказать сидели бы мы в этом зале, если бы в далеком 1613 году избрали не

Романовых, а например, Долгоруких. И был бы основан Санкт-Петербург – это еще вопрос!

Выборы главного лица в государстве предопределяют ход исторических событий.

9. Что сегодня представляет процедура выборов? Уверена, что в нашем зале есть граждане, участвовавшие в выборах. Расскажите: как это происходит?

Вопрос адресуется залу.

10. Выборы не за горами. И перед каждым из нас встанет почти шекспировский вопрос: идти или не идти на выборы?

Чем опасна для граждан страны низкая избирательная активность?

Вопрос адресуется залу и экспертам.

10 СЛАЙД

Хочется завершить нашу встречу поэтическими строчками:

“Россия без нас обойдется,
Но мы без неё никогда”.

Сценарий дискуссионного клуба «Все, что тебя касается».

Место проведения:

Дата проведения:

Время:
Ход мероприятия:

На сцену выходят ведущие:

Ведущий №1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий №2: Мы рады видеть всех вас в этом зале!

Ведущий №1: Как вы знаете, в нашей школе проводилась акция по формированию здорового образа жизни среди молодежи.

Ведущий №2: Участники этой акции - молодые люди 14-17 лет, то есть - вы.

Ведущий №1: А знаешь, ведь молодых людей часто считают воплощением здоровья, да и сами они думают, что з доровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе 14-17 лет.

Ведущий №2: Я думаю, это происходит потому, что в этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире.

Ведущий №1: Да, ты права - здоровье не является целью, оно является средством для ее достижения. Средством для того, чтобы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.

Ведущий №2: При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны, и мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Светлое будущее может и не наступить!

Ведущий №1: Главное научиться разумными способами решать проблемы!

Ведущий №2: Понять, что твое здоровье – только в твоих руках!
Ведущий №1: Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в дискуссии, а для начала хотелось бы представить наших гостей, готовых ответить на ваши вопросы и обсудить ВСЕ, ЧТО НАС КАСАЕТСЯ!

Ведущий №2: Директор школы – Ф.И.О.

Ведущий №1: Представитель общешкольного родительского комитета Ф.И.О.

Ведущий №2: Инспектор по делам несовершеннолетних Ф.И.О.

Ведущий №1: Врач диспансера «Здоровье» Ф.И.О.,

Детский психиатр Ф.И.О.

Врач акушер – гинеколог Ф.И.О.

Ведущий №2: волонтеры – студентки Невинномысского Института Экономики, Управления и Права.

Ведущий №1:
Дискуссия № 1 « Я и закон»

^ Ведущий №1:( в руках у ведущего коробка в праздничной упаковке). Он обращается к одному из участников:

- «Возьми, пожалуйста, эту коробку. Держишь? Не уронишь? Хорошо держишь?

Подойди к той группе(на выбор ведущего)».

- ^ Передай её любому участнику (тот в свою очередь передаёт следующему и т.д.).

- А теперь предлагаем вам приобрести эту красивую коробку за очень небольшую цену - всего лишь за ваше доброе слово.

- Теперь можно открыть и посмотреть, что же там внутри - попробуй сам и угости соседей. Отлично.

- А теперь давайте представим, что в этой цветной коробке, вместо конфет, находились психоактивные вещества.

- Любые действия с наркотическими веществами в нашей стране являются административно или уголовно наказуемыми. Предлагаем прокомментировать происходящее инспектору по ОДН_______________________________

В своём комментарии инспектор разъясняет на каком этапе имели место:


  • хранение,

  • транспортировка,

  • продажа,

  • потребление,

  • организация потребления,

  • изготовление. И какие могут быть последствия.
Ведущий №2 : Ваша бдительность была усыплена. Так ведь и в жизни бывает: мы думаем, что всегда контролируем ситуацию, и никто не заставит нас нарушить закон и нанести вред себе самому. НО! Там, где есть психоактивные вещества – там нет места человеческим отношениям, там всегда подставы.

Ведущий №1 : А подстава - это или способ манипулирования или прямое сваливание вины на другого человека. Наркомания – страшная неизлечимая болезнь, причем купленная за наши собственные деньги. Покупая «дозу», мы, на самом деле, покупаем «комплексный обед»: цирроз печени и болезнь сердца – на первое, деградацию личности и умственную неполноценность – на второе, а на десерт – потерю друзей и близких. Постоянным клиентам – подарок от фирмы. Какой? Правильно – ранняя смерть.
закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается.

Вопросы для обсуждения:


  1. Почему важно знать законы и соблюдать их?

  2. Что произойдет, если нарушить закон?

  3. За какие действия с наркотиками на основании закона устанавливается наказание?

  4. Иногда потребители или те, кто пробовал наркотики, как они говорят, «просто рассказывают» в компании о наркотиках, о своих «классных» ощущениях и действиях при употреблении наркотических веществ. Может ли этот «просто рассказчик» быть привлечен к уголовной ответственности?

  5. ^ С какого возраста наступает уголовная ответственность по статьям, определяющим наказание за действия с наркотиками?

  6. Есть ли законы, которые не наказывают, а наоборот, защищают и обеспечивают помощь людям, попавшим в наркотическую беду?

  7. ^ Если кто-то заразил вас ВИЧ/СПИДом, куда вы можете обратиться, и можно ли наказать этого человека по закону? Распространение ВИЧ-инфекции создало в обще­стве новую ситуацию, что повлияло на изменение за­конодательства. Например, Россия и другие государ­ства приняли специальный закон о предотвращении распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Теперь иностранным гражданам, приезжающим в Россию более чем на три месяца, необходимо пред­ставить справку об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. В Уголовный Кодекс России также внесена новая статья 122, предусматривающая наказание за умыш­ ленное заражение ВИЧ-инфекцией другого лица ли­ цом, знавшим о наличии у него инфекции. Внесены дополнения в некоторые другие статьи Уголовного Кодекса, предусматривающие, в частности, наказа­ние за заражение ВИЧ-инфекцией в результате не­ выполнения медицинским персоналом своих обязанностей.

  8. Что говорится в Российском законодательстве о лечении ВИЧ-инфецированных граждан? Согласно Федеральному закону «О предотвраще­нии распространения на территории Российской Фе­дерации заболевания, вызываемого вирусом имму­нодефицита человека (ВИЧ)», принятому в 1995 го­ду, государство берет на себя обеспечение всех ВИЧ-инфицированных граждан России необходимыми им медикаментами. Эта позиция закона на данный мо­мент не выполняется. Причин тому несколько, но ос­новных - две. Первая - принимая этот закон, зако­нодатели не думали, что пройдет меньше года, и ко­личество инфицированных ВИЧ увеличится в десят­ки раз (в 1995 году было выявлено лишь около 1 ты­сячи случаев заражения ВИЧ). Вторая причина - разные пациенты получают помощь по линии разных ведомств, что создает трудности в условиях ограни­ченного финансирования и небольшого числа спе­циалистов, имеющих опыт оказания помощи ВИЧ-инфицированным пациентам. В России сегодня приняты стандарты терапии ВИЧ-инфекции, основанные на использовании ком­плексной схемы. Но, к сожалению, из-за высокой стоимости препаратов, входящих в нее, лишь очень ограниченное количество людей имеет возможность получать эти медикаменты. На начало 2000 года из 30.000 известных инфицированных ВИЧ комплекс­ную терапию получали около 200 человек. В основном в России применяют монотерапию азидотимидином, тем более что этот препарат произ­водится и в нашей стране.
Музыкальный номер: песня «Дружба» (РЭП) исполнители:
^ Дискуссия № 2 «Физическое здоровье подростка»

Ведущий №1: « Закаляйся, если хочешь быть здоров» – поется в одной известной песне.

Ведущий №2: А ведь и правда, …… , что нужно для того, чтобы быть здоровым, неужели только закаляться?

Ведущий №1: Ну, ты знаешь, я думаю, что этого все-таки не достаточно, ведь если человек будет курить или употреблять психоактивные вещества, пренебрегать занятиями спортом, то никакое закаливание не поможет!

Ведущий №2: Значит нужно вести здоровый образ жизни. А что вообще такое этот здоровый образ жизни?

Ведущий №1: А давай мы спросим у ребят! Ребята, а как вы считаете, что же такое здоровый образ жизни?

(учащиеся отвечают на вопрос, после всех высказываний ведущие обращаются к специалисту с просьбой прокомментировать).

Ведущий №2: Врач диспансера «Здоровье» Ф.И.О.

Ведущий №1: Как же все-таки здорово быть здоровым! Ты только представь, сколько открывается возможностей перед человеком.

Ведущий №2: Да, а представь, сколько молодых и здоровых людей начинают курить в наше время, я уже не говорю о других вредных привычках.

Ведущий №1: А я вот недавно прочитала, что в Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Римский папа Урбан VII (7) отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену. А вот в Россию табак попал в конце 16 века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. А торговцев табаком ждала смертная казнь.

Ведущий №2: Да, сейчас такого не встретишь! С годами к вредной привычке приобщились, да и запрет отменили во многих странах. Более того, возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам – мужественность.

Ведущий №1:

Они полны жизненной энергии, бодры и способны быстро восстанавливать физические и душевные силы. Подростковый возраст – время больших возможностей для формирования здорового образа жизни.
Упражнение «Игра с водой»
Пояснения: Цель упражнения - показать, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция, и донести до подростков, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. Для проведения игры необходимы стаканчики с водой каждому участнику, крахмал и йод.

Важно! Ведущий готовит это упражнение еще до появления на тренинге участников. Перед началом этого упражнения все должно быть готово: все стаканчики стоят на столе, а в одном из них находится крахмал (важно, чтобы разбавленный крахмал не был виден и этот стакан ничем не отличался от других). Если у ведущего есть ассистент, то приготовить это упражнение можно непосредственно перед его началом, но втайне от участников.

Группа не знает, в каком стаканчике крахмал, а ведущий вообще не говорит, что стаканчики чем-то отличаются друг от друга.

Инструкция :


  1. Сейчас каждый получит стаканчик с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

  2. Представьте, что жидкость в этом стаканчике - это жидкость в вашем организме. Давайте сейчас мысленно перенесемся в другую реальность и станем участниками тусовки. А что люди делают на тусовке? Отдыхают и общаются. На нашей тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно и раскованно. Здесь даже можно заняться сексом с человеком, которого только что узнал, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов, тем прочнее ваше положение в этой тусовке. Чтобы вы не чувствовали себя скованно, представьте не себя, а кого-нибудь другого и сыграйте этого человека. Главное - следовать правилам нашей тусовки, раз вы на ней оказались.

  3. ^ Вы можете просто общаться друг с другом, а можете вступить в «сексуальный контакт» с кем-то из участников тусовки. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. Правила игры понятны? Тогда начнем. (Можно включить дискотечную музыку и по ее окончании завершить тусовку).

Через три минуты «тусовка» заканчивается, и все со своими стаканчиками садятся в круг.

Дело в том, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчике находился крахмал.


  • ^ Кто готов пройти тест на ВИЧ-инфекцию? Здесь ведущий должен объяснить, как важно знать, заражен ты или нет.

Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Группа сразу увидит результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь – во многих.
Анализ упражнения :


  • Что вы ощутили, когда увидели «зараженный стаканчик» с сине-фиолетовой водой?

  • Что каждый мог сделать, чтобы этого не случилось?

  • Какие у вас сейчас эмоции?

  • Что необычного было в этой игре, а что показалось узнаваемым?

  • Кто знает подобные тусовки?
Да, это было непростое упражнение. Мы увидели то, что происходит в нашем обществе. Вы видели, как просто ВИЧ-инфекция может попасть к нам и как беззащитны мы оказались перед ней? Но так ли это на самом деле? Ходить или не ходить на такие тусовки - это ваш выбор, но дело не только в тусовках. Важно ваше поведение. Ведь опасность чаще всего подстерегает там, где нам хорошо и где мы теряем контроль над собой. Давайте разберемся, что это за опасность – ВИЧ и СПИД.

Песня под гитару: учащихся школы

^ Дискуссия № 3 «Психическое здоровье подростка»

Ведущий 1: В нашей жизни бывают ситуации, которые способны перевернуть всю нашу жизнь

Ведущий 2: Жизнь как будто останавливается, требуя решения какой-то очень важной для нас проблемы. Все системы организма задействованы для этого решения, поэтому мы не можем выйти из кризиса без какого-либо результата, позитивного или негативного.

Ведущий 1: чтобы разобраться в этом вопросе мы просим подойти к нам по одному представителю от каждой школы (группы). (Участники подходят) Сейчас вы выбираете по одному листочку, где написаны незаконченные фразы и на местах, в течение 2-х минут вместе с группой дописывая предложения, придумываете выходы из ситуации.

_______________________________________

Если у меня нет желания что-либо делать, то…

Если я кого-то не выношу, то…

Если со мной случится такое несчастье, что я больше не смогу жить так, как сейчас…

Если я вдруг разочаруюсь…

Если я в отчаянии…

Если от меня отвернется класс (группа)…

Если я одинок…

Если я неуверен в себе…

Если мне будет очень плохо…

Если я потеряю свою лучшую подругу/лучшего друга…

Если меня незаслуженно оскорбили…

_________________________________________

(По окончании работы представители групп зачитывают предложения, необходимо обратить внимание, что предложения повторяются).

Ведущий: время истекло!

Вопросы для обсуждения:


  1. Сколько было позитивных решений? Сколько негативных?

  2. Какие из предложенных вариантов могут быть наиболее эффективны?

Ведущий: Выход есть всегда, главное – увидеть его.

Ведущий: К тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись, любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Ведущий: Решение может прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Даже самые абсурдные идеи могут в последующем стать настоящим выходом.
^ Музыкальный номер
Дискуссия № 4 «Ровесник – ровеснику»

Вопросы для обсуждения:

Итак, подросток - Волонтер:


  • носитель убеждений и ценностей жизни без вредных привычек. Ему нравится быть таким;

  • человек, проживший формирование этих ценностей и осозна­ющий их важность для себя;

  • субъект, способный транслировать эти ценности и доказывать их значимость.

Для этого он:


  • умеет и может свободно обсуждать важные для сверстников темы: конфликты, наркотики и др.;

  • верно, определяет суть проблемной ситуации: дефицит знаний, от­сутствие собственной позиции, желание оправдать собственный стиль поведения, неумение защититься от группового давления, наличие созависимости, неумение или нежелание приобретать опыт самоорганизации, трудности в общении;

  • правильно определяет границы своей компетентности и возможнос­тей: осознает риск развития созависимости, проявления агрессии со стороны группы, возникновения «идейных» конфликтов со сверстни­ками и владеет средствами защиты от этих опасных ситуаций;

  • выбирает правильную стратегию в общении и поведении: может определить суть информационного запроса и ответить на него, оказать эмоциональную поддержку, исходя из особенностей чело­века, помочь в поиске путей решения кризисной ситуации;

  • принимает на себя определенную ответственность за собственную «среду обитания»: является носителем ценностей и принципов жиз­ни без наркотиков и не оставляет без внимания факты игнорирова­ния этих ценностей, переходя к действиям только в том случае, если это оправданно и безопасно. (Не только с «физической», но и с пси­хологической точки зрения.) В подобных ситуациях всегда необходи­ма консультация с координатором или другими взрослыми;

  • не «учит», а поддерживает - он равный среди равных: принадлеж­ность к движению является для подростка не целью, а средством оказания помощи сверстникам;

  • доверяет взрослым и обращается к их опыту: умеет вести с взрослым конструктивный диалог, стремится избегать конфлик­тов, отстаивать собственную позицию, защитить свои права и из­влекать из общения полезные результаты вне зависимости от контекста этого общения и его «итога»;

  • владеет навыками организации собственного времени и жизнен­ного пространства: организован и двигается по пути достижения поставленных целей последовательно и продуманно. Умеет опре­делять приоритеты в своих делах и стремлениях;

  • сориентирован в собственных жизненных перспективах - знает, чего хочет добиться от жизни;

  • обладает знаниями об основах организации профилактической работы;

  • информирован и умеет самостоятельно работать с информацией.

Понятно, что полностью сформированы все эти качества могут быть только у взрослого человека, да и то не у каждого. Но основа для их фор­мирования закладывается как раз в подростковом возрасте. Активность подростков, их стремление к познанию, к выработке собственного отно­шения к жизни позволяет рассчитывать на то, что участие в программе позволит многим из них выбрать направление развития своего «Я».
Подгруппам раздаётся по листку с текстом письма для совместного прочтения и обдумывания его содержания.

Меня зовут Вадим, мне 19 лет, и у меня ВИЧ. Этот диагноз мне поставили 3 года назад. Это было очень тяжелое время: я боялся, винил себя за то, что произошло, чувствовал, что на моей жизни поставлен крест, не знал, как на мою беду будут реагировать мои близкие, друзья, незнакомые люди. За эти годы я научился жить со своей болезнью. Иногда мне кажется, что к ВИЧ можно привыкнуть, но на самом деле очень трудно привыкнуть к мысли, что смерть может настигнуть тебя еще молодым, что в любой момент ты можешь начать болеть и уже ни­когда не выздоровеешь. Становится еще тяжелее, когда уходят из жизни знако­мые и друзья, страдавшие той же болезнью. И самое обидное - это видеть, что огромное количество людей не хочет понять, что они могли оказаться на на­шем месте, и вместо поддержки мы видим страх или презрение. Тем дороже нам дружба тех, кто понимает, что такое ВИЧ, и знает, что мы такие же люди, как они, - со своими радостями и горестями.

Когда я понял, что болен ВИЧ, я хотел умереть. Но потом я сделал выбор. Я хочу продолжать свою жизнь и хочу бороться с болезнью. У меня есть друзья, люби­мое дело, мне важно и интересно все, что происходит вокруг, - все, что важно и интересно для моих сверстников. Когда меня попросили написать это письмо, я боялся, что не смогу сказать самое главное. А самое главное, наверное, вот что: риск заразиться этой болезнью не стоит никакого сиюминутного удовольствия. Я до сих пор не могу поверить, что один мой неосторожный поступок перевернул всю мою жизнь. Мне хочется думать, что сейчас люди знают о СПИДе гораздо больше, чем знал я, и стремятся защитить себя и своих близких, понимая, что ВИЧ-инфекция безразлична к нашему возрасту, сексуальной ориентации, соци­альному статусу. Это может случиться с каждым, если, конечно, мы это допус­тим.
^ СПИД-центр, 6-е отделение, Вадим».
Во время работы звучит тихая, спокойная музыка.

После прочтения письма, начинается его обсуждение.
Ведущий № 1:

- Как вы думаете, что чувствовал этот человек, когда писал письмо?

- Как проходит его день?

- Много ли у него друзей, кто они?

Ведущий № 2:

- Изменилось ли что-нибудь в вас после прочтения этого письма?

- Какое теперь отношение у вас к ВИЧ-инфицированным?
Ведущий № 1: Людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, часто приходится труднее, чем больным раком, диабетом и другими серьезными заболеваниями. Дело в том, что к ВИЧ-инфицированным многие относятся плохо.

Ведущий № 2: Их боятся, избегают, осуждают, хотя они такие же люди, как и мы. Они не представляют для нас никакой опасности, если мы с ними будем просто общаться.
Ведущий № 2: Умение оказать поддержку людям, которые нуждаются в этом - очень важное умение и для них, и для вас.У нас есть возможность высказать свои пожелания со словами поддержки этому молодому человеку, а так же всем другим, находящимся в подобном положении.
Номер Подведение итогов

Главное – преодолеть себя и сделать первый шаг. Помните, как в сказке Киплинга «Рики-Тики-Тави» трусливая крыса сокрушалась о том, что за всю жизнь она так и не сумела преодолеть свой страх и выйти на середину комнаты? А как она завидовала бесстрашному мангусту? Так что выбор за вами. А наше последнее напутствие – строки того же Р. Киплинга из стихотворения «Если…».
О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь,
И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым, в сущности, цена одна,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, -

Земля - твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты - человек!

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

«Деньги в нашей жизни».

Учитель СБО:

Рощина А.И.

2012-2013

Цель: способствовать формированию у обучающихся экономического мышления и культуры обращения с деньгами.

Задачи:

образовательные:

  1. Сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни.
  2. Способствовать формированию культуры обращения с деньгами.

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
  2. Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.

воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес.
  2. Воспитывать доброжелательные и дружеские отношения.

Наглядные пособия: презентация.

Средства обучения: ПК, проектор.

Дидактическийматериал: конверты, жетоны, самодельные деньги, монеты, кошельки, игра «лото», набор словосочетаний, листы бумаги, ручки, карточки-цветочки.

Ход занятия

  1. Организация начала занятия

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить воспитанников к общению и предстоящему занятию.

Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались, что провести внеклассное мероприятие.

Будьте, ребята, старательны,

Будьте, ребята, внимательны.

Постарайтесь все запоминать,

На вопросы мои отвечать.

  1. Сообщение темы и цели занятия

Цель:привлечь внимание воспитанников к теме занятия.

Тема нашего занятия «Деньги в нашей жизни». Я считаю, что сегодняшний наш разговор будет для вас полезен, поскольку вы уже стоите на пороге самостоятельной жизни, и совсем скоро вам самим придется зарабатывать деньги и тратить их.

Сегодня мы с вами постараемся выяснить, какое значение имеют деньги для жизни человека, как относятся люди к деньгам.

3.Основная часть занятия

Цель: изложение нового материала с опорой на имеющиеся у воспитанников знания и умения.

Вступительная беседа о значении денег в жизни человека.

Деньги присутствуют в нашей жизни постоянно. К сожалению, без них мы не можем нормально существовать. Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и многое-многое другое. Но деньги не должны быть самоцелью, да, они необходимы, но не стоит становиться рабом этих бумажек.

Люди по-разному относятся к деньгам. Но можно смело сказать, что деньги не оставляют равнодушными никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушными никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

Я предлагаю вам выяснить, как вы относитесь к деньгам.

Занятие будет проходить в соревновательной форме. Для этого вы разделились на 2 команды. Ваша задача пройти все предстоящие испытания достойно, при этом постараться заработать как можно больше денег, разумно потратить их часть. Победителем нашей сегодняшней встречи будет признана самая денежная команда.

Говорят, чтобы побороть противника, его нужно знать в лицо. Я предлагаю вам представиться, чтобы все знали, с кем мы имеем дело.

(представление команд: название, девиз, капитан)

Команда «Три банкира»

Девиз:

Мы деньги заработаем,

Мы деньги сбережем,

Часть из них потратим мы,

Немножко отдохнем.

Капитан команды:

Команда «Кредиторы»

Девиз:

Мы – команда «Кредиторы»!

Даем деньги под процент,

Приходите, мы оформим

Вам кредит на много лет!

Капитан команды:

Объясняю условия: вам необходимо пройти этапов: «Денежные пазлы»,«На купюре…», «Сколько денег в кошельке?», «Денежное лото», «Об этом нужно помнить…», «Денежная головоломка». За свою работу ваши команды будут получать заработанную плату. Если команда справилась с заданием первой и правильно, то она получает максимальную сумму – 1000 рублей, если была второй или допустили ошибки – 500 рублей, если вообще не справилась с заданием, но при этом очень старалась – 100 рублей.

Итак, команды готовы работать и зарабатывать деньги?

1 этап «Денежныепазлы»

(музыкальное сопровождение)

У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое.

Время на выполнение этого задания истекает по окончании мелодии.

Я так понимаю, что ни одна команда не успела справиться с заданием, в таком случае продолжаем собирать пазлы. Кто окажется первым, останавливает работу, подняв руку.

(обучающиеся собирают, учитель контролирует трудовую дисциплину)

Команда «………….» первая выполнила задание.

Изображения, каких купюр у вас получились? (50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей)

Верно, ребята, а каких купюр у вас не оказалось? (5000 рублей, 100 рублей) (учитель раздает недостающие купюры, которые можно использовать в качестве подсказок для следующего этапа).

За успешное прохождение этого этапа, команда «…….» зарабатывает свою первую 1000 рублей.

Команда «…..» получает за свою работу – 500 рублей, поскольку оказалась второй, не до конца выполнила задание.

2 этап «На купюре…»

Человек зарабатывает и тратит деньги, не замечая и не задумываясь, какую информацию несут на себе бумажные купюры.

Я хочу проверить, какая команда окажется самой внимательной и сообразительной, наберет большее количество вот таких жетонов.

Для этого я буду зачитывать вам вопросы. Ваш ответ будет засчитан только в том случае, если вы перед тем, как ответить, подняли руку. В противном случае заработанный жетон вы дарите команде-сопернице. Слушайте внимательно. Если не знаете ответ, советую проявить смекалку и быстро воспользоваться подсказками.

  1. Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)
  2. Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)
  3. Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)
  4. Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске.

(500 рублей)

  1. Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)
  2. Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)

7. Назовите купюру, о которой я не упоминала в своих вопросах.

(все купюры обсудили)

Проверяем. Сколько жетонов у команды «…..»?

Сколько жетонов у команды-соперницы?

Значит, 1000 рублей за выполнение этого задания, получает команда «……». Команда «…..» зарабатывает 500 рублей.

3 этап «Сколько денег в кошельке?»

Важно не только знать внешний вид денег, но и очень нужно уметь их считать. Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться.

Обеим командам я даю по одному кошельку, сколько в каждом из них денег нам не известно. Ваша задача: выяснить, сколько денег в кошельке. Свой результат запишите на лист бумаги.

На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.

(обучающиеся считают деньги, учитель контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, следит за осанкой)

Сколько денег в вашем кошельке?

Давайте посмотрим, сколько действительно было денег в вашем кошельке?

(сравнить результат с появившейся на экране суммой)

Обе команды успешно справились с заданием, поэтому они обе получают заслуженные награды.

4 этап «Денежное лото»

Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.

Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.

Каждая команда получает поле для лото и фишки. Ваша задача: внимательно послушать мой вопрос, подумать и поставить фишку в нужную клетку.

Берем первую фишку.

  1. Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»?
  2. Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»?
  3. В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»?
  4. В каком случае говорят: «принять за чистую монету»?
  5. Как вы понимаете выражение «отмывать деньги»?
  6. Что означает выражение: «деньги не пахнут»?

Внимательно посмотрите на поле, изображенное на экране, сравните его с результатом своей работы.

Если вы справились с этим заданием безошибочно, получаете свою честно заработанную 1000 рублей. Если есть ошибки – 500 рублей.

5 этап «Об этом нужно помнить»

Перед вами карточки со словосочетаниями, из которых нужно составить предложение, подумать, в чем его смысл.

(музыкальное сопровождение)

Команда «…………» справилась с заданием, что у вас получилось?

Человек тратит свое здоровье, зарабатывая деньги, а потом начинает тратить деньги, пытаясь вернуть себе здоровье.

(выдача зарплаты)

Ребята, как вы думаете, в чем смысл этого выражения?

Когда люди молоды, когда у них редко возникают проблемы со здоровьем, они бросают все свои силы на зарабатывание денег. Они строят планы: приобрести жилье, воспитать детей, дать им образование, выглядеть хорошо, вкусно питаться, красиво отдыхать и т.д. В бесконечных делах мы забываем о своем здоровье, пропускаем прекрасные мгновения общения со своим ребенком и с семьей. Мы очень верим в то, что когда-нибудь все еще успеем наверстать, все еще успеем исправить. Но медицина не всесильна, время не остановить, поэтому никому не удается вернуть упущенное или потерянное.

Ребята, запомните еще одно очень важное выражение: никакие деньги не должны заставить нас работать настолько тяжело, что это нарушит гармонию нашего здоровья.

(демонстрация высказывания на слайде)

Вот и вам я предлагаю остановиться, отдохнуть, отвлечься от мысли о деньгах. Представьте, как замечательно пройтись теплым летним деньком по лугу, нарвать букет полевых цветов и подарить дорогому вам человеку. У нас почти такая же возможность сегодня есть, вы должны нарвать, как можно больше полевых цветов.

(музыкальное сопровождение, воспитанники собирают цветы)

Я думаю, что мальчики со мной согласятся, если я скажу, что девочки их класса очень дороги для них. Поэтому я предлагаю подарить им все собранные цветы.

6 этап «Денежная головоломка»

Очень часто люди теряются в догадках, куда делись их деньги, на что они были потрачены.

Вроде только получаешь

Ты законную зарплату,

Деньги с радостью считаешь,

Строишь планы, как их тратить,

А глядишь - уж половина

Улетела незаметно,

И прошла всего неделя,

А финансов снова нету…

Деньги нужно не только уметь зарабатывать, но и разумно тратить, контролировать движения ваших финансов.

Если этого не придерживаться, то часто будете осознавать, что «плакали ваши денежки».

Я предлагаю вам попробовать проконтролировать движения ваших денежных средств.

Для этого вам пригодятся лист бумаги и ручка. Слушайте внимательно, считайте безошибочно.

У вас было 650 рублей, 300 рублей вы одолжили другу, 200 рублей потратили в магазине, 500 рублей вам дали премию, через два дня друг вернул вам долг. 800 рублей вы заплатили за кредит, 1000 рублей вы заняли у коллеги на покупку кроссовок.

Внимание, письменно ответьте на 2 вопроса.

Сколько денег у вас сейчас? (1150 рублей)

Сколько денег из этой суммы принадлежит вам? (150 рублей) Почему?

Если дано 2 правильных ответа, команда получает – 1000 рублей, если один ответ – 500 рублей, если ответов нет – 100 рублей.

Победителем сегодняшней встречи становится команда «……….», заработавшая большее количество денег. Команда «……….» награждается почетной грамотой за 1 место в нашем сегодняшнем соревновании. Команда «……» награждается грамотой за 2 место. Молодцы, ребята.

Подведение итогов занятия

Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.

«Деньги, деньги и снова деньги»-

Слышим мы сегодня вокруг,

Но есть в жизни вещи важнее,

Не забывай об этом, мой друг.

И зачем они только нужны?

Неужели без них невозможно

Общаться, творить и дружить,

Наверное, все же можно.

Ценного в жизни много:

Счастье, здоровье, семья…

Все золото мира бессильно,

Чтобы это купить, друзья.

Чувства людей бесценны,

И жизнь не имеет цены,

Верим мы свято в дружбу,

И истине этой верны!

Какова главная мысль стихотворения?

(Деньги в жизни не главное)

Что нельзя купить за все золото мира?

Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех!


«Я больше так не могу, они уходят сквозь пальцы. Денег в мою жизнь приходит ровно столько, сколько необходимо для существования, но не более. Если мне нужно оплатить обучение или у меня прохудились сапоги, то нужная сумма всегда находится. Как только их становится немного больше и появляется небольшой излишек, сразу же что-то случается, то микроволновка поломалась, то бабушку положили в больницу, или у лучшей подруги что-то случается и она просит в долг, или я покупаю бессмысленную покупку, после чего в моём кошельке снова пусто… Это какой-то заколдованный круг, я не знаю как мне из него выбраться.» — эту тему озвучила клиентка на группе по системным расстановкам.

Я видела, как многие понимающе кивали, улыбались и слышались грустные вздохи. Эта тема была многим близка и знакома. Слово за словом и началась дискуссия на эту тему. Люди высказывали общеизвестные догмы, по поводу того, что мы сами выбираем свой уровень материального благополучия, другие утверждали, что все наши несчастья сводятся к финансовой неграмотности обращения с собственными ресурсами и все проблемы в нашем мышлении и советской идеологии, что сейчас существует много курсов и тренингов на тему изобилия. «Ага которые ведут такие же «нищие» ведущие…» — послышалось возражение из группы.

«А вот я был на консультации у очень успешного терапевта, мы как раз работали с моей невозможностью позволять себе большего… я всё записывал, учил, контролировал расходы и честно откладывал 10% в копилку. Визуализировал свою мечту до таких мелочей, что ощутил свою желанную жизнь на цвет запах и вкус, и спустя несколько лет, моя цель была достигнута, я строил планы дальнейшего развития и процветание, и что? Кризис, кредит который нечем платить, долговая яма, а недавно в подъезде стукнули по голове и вырвали дорогой мобильник, хорошо жив остался…. Лучше бы я жил как раньше, я же знал, что если ты родился в семье крестьянина и пролетариата, то нечего претендовать на царскую жизнь…И что мне теперь делать?…».

С этим аргументом многие согласились, что бытие определяет сознание, да и вообще «каждый сверчок должен знать свой шесток». В расстановке заместительница клиентки с интересом и вожделением смотрела на заместителя денег, медленно и нерешительно фигуры двинулись друг к другу. Но чем меньше становилось расстояние тем больше у заместителя клиентки начинала болеть голова и появлялся страх, наконец она не выдержала и сказала: «Стоп! Я дальше не могу, я чувствую чудовищную опасность, как-будто это сама смерть хочет заключить меня в свои объятия» — клиентка тихо заплакала, она осознала, что именно это чувство она испытывала, когда однажды держала в руках крупную сумму денег. А приступы мигрени начались в двенадцать лет, с тех пор они часть её жизни. «Это всё мама и бабушка со своим убеждениями: «От денег одни неприятности, зачет они нам?…» — констатировала она. Введение в расстановку фигуры этого убеждения показало, что корень проблемы находился на уровне прабабушки и прадедушки по материнской линии.


Выяснилось, что их раскулачили. Семья была самой богатой в посёлке, была и земля и хозяйство, наёмные люди и даже мельница, когда со двора уводили последнюю корову прабабушка не выдержав бросилась на своих обидчиков, от удара в голову на скончалась, но перед смертью страдала несколько суток от сильной боли и умоляла избавить её от этих страданий.

Прадед остался один, на руках младенец и пятеро детей. Он не выдержал потрясений и чувства вины, запил и совсем забросил детей. Бабушка была самой старшей ей было 12, она уехала в соседний город чтобы найти хоть какую-нибудь работу, а когда спустя несколько месяцев вернулась, то увидела, что от родительского дома остались одни руины, в приступе гнева, отчаяния и в знак протеста прадед поджёг дом вместе с собой и детьми. В живых осталась самая маленькая девочка, которую на кануне согласилась забрать к себе сестра. После этой трагедии в семейной системе появилось убеждение, системный драйвер: «деньги опасны для жизни!» И это оказалось не идеологией или коллективной мыслеформой, а реальным опытом реальной семьи.


После работы, которая была направлена на освобождение от данного переплетения, женщина сказала, что всегда боялась пожаров, что младший брат её мамы сейчас вдовец, он с женой попал в автомобильную аварию в результате которой его жена погибла от черепно-мозговой травмы, пролежав в реанимации три дня. На руках осталась крохотная девочка, дядя запил, а мама, как раз сейчас, занимается оформлением документов для удочерения. А потом, добавила, что на теле её сына большое родимое пятно, которое напоминает ожёг. В группе стояла гробовая тишина, было видно как многие оценивали увиденное и переосмысливали собственные родовые истории.

В расстановках с запросами темы денег мы часто приходим к раскулачиванию, репрессиям, голодоморам, несправедливому распределению наследства, воровству и мародёрству, войнам и революциям, вне зависимости от того, на какой стороне мы были, были ли наши предки жертвой, как в данном случае или наоборот агрессором, те кто расстреливал, забирал или незаконно обогащался. Из поколения в поколение шлейфом за нами тянутся старые истории и трагические события наших предков и нашего народа.

Системные расстановки помогают увидеть скрытые связи и системные переплетения, переработать опыт, полученный в родительской семье, освободиться от негативного, тормозящего, ограничивающего влияния семейной истории на текущую жизнь, оживить потенциальные ресурсы, повысить эффективность существования и полноценное развитие личности.

Семейные расстановки - современный вид работы с системными проблемами. Метод является трансгенерационным, то есть позволяет работать с проблемами, уходящими своими корнями в глубокое прошлое рода. Каждая живая система обладает своим морфогенетическим полем, это информационное поле в котором есть информация обо всей системе целиком, именно она зачастую предопределяет нашу судьбу и наше поведение. Работа направлена на восстановление изначального, базового порядка, нарушение которого и приводит к потере равновесия в системе и выражается во многих симптомах и жизненных трудностях клиентов.

Методическое пособие по проведению дискуссионного занятия с подростками по фильму «Все хорошие люди» для специалистов и добровольцев в сфере профилактики употребления психоактивных веществ созданы РОО «Взгляд в будущее» при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями в виде гранта Санкт-Петербурга для общественных объединений, при информационной поддержке Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Над пособием работали:

Алексей Хмыров

Марина Орлова

Глеб Панфилов

Людмила Малышева

Евгения Пименова

Тираж: 200 экземпляров

© Все права защищены

Вступление

О дискуссии

План проведения занятия

Сценарий дискуссии

Приложение 1.

Организация и ведение дискуссии

Приложение 2.

Таблица психологических особенностей подростков

Приложение № 3.

Статьи уголовного кодекса в отношении наркотических веществ

Вступление

Уважаемый коллега!

Перед Вами методическое руководство для специалистов и добровольцев к короткометражному художественно-профилактическому фильму «Все хорошие люди»

Почему возникла идея создания фильма?

Очевидно, что острота любой проблемы определяется, прежде всего, тем, сколько людей в нее вовлечено. С ростом числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, увеличивается объем негативных социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность; увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, и сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь ВИЧ инфекции, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза. Наркомания – это явление, характерное не для каких–то замкнутых общностей, члены которых полностью деградированы в социально–нравственном отношении.

К сожалению, приходится признать, что потребление наркотиков стало частью молодежной культуры, одним из приемлемых способов существования. Сегодня наркотики не надо искать, человек с наркотиками может возникнуть в любую минуту могут на жизненном пути человека, совершенно независимо от того, в какой семье он живет, в какую школу он ходит, и с кем проводит свободное время.

Информирование, как единственный метод профилактики рискованного поведения в настоящий момент времени не является ни адекватным, ни эффективным средством. Как правило, предоставление информации ограничивается обзором и анализом вредных последствий употребления наркотиков, не уделяя внимания, куда более значимым для подростков вопросам. Да, и наличие этой информации не предохраняет молодых людей от рискованного поведения, так как у них зачастую не сформировано ответственное отношение к своему здоровью, не сформированы ценностные ориентиры и отношение к наркотикам формируется только тогда, когда появляются сами наркотики.

Именно поэтому мы предлагаем Вашему вниманию фильм, где нет нравоучений, где нет огромного потока информации о наркотиках и последствиях их употребления. Фильм и его обсуждение позволяют формировать у подростков негативное отношение к употреблению наркотиков через чувства и эмоции, через осознание опасности, через понимание того, что наркотики – это всегда зло.

Для кого предназначен фильм?

Данный фильм предназначен для совместного просмотра молодых людей в возрасте от 13 лет и старше и специалистов в рамках школьных, клубных профилактических мероприятий, при организации образовательных программ летних лагерей, и на профилактических мероприятиях медицинских учреждений и профильных некоммерческих организаций.

Условия просмотра:

Количество участников группы должно быть не больше 20 человек, обусловлено это тем, что помимо просмотра фильма, огромное значение будет иметь обсуждение фильма, важно чтобы у всех желающих была возможность высказаться, а специалист мог «разговорить» группу и управлять дискуссией. Мы рекомендуем Вам обсуждать фильм после его просмотра, т.е. не прерывать фильм для обсуждения каких-либо эпизодов, чтобы не потерять эмоциональный накал и включенность подростков.

Для проведения данного занятия вам понадобиться техника для просмотра фильма – DVD плеер и телевизор или ноутбук, экран и мультимедийное оборудование, диск с фильмом.

Для дискуссии вам понадобиться доска и мел, а лучше флипчарт, блокнот для него или ватманы и маркеры.

Прежде, чем смотреть фильм с подростками, посмотрите его сами, чтобы понять, как Вы хотите строить обсуждение, и что выбрать из предложенных в данном методическом руководстве вариантов обсуждения. И в первую очередь определиться с собственными ощущениями от фильма. После фильма вам предлагается провести дискуссионное занятие с ребятами.

О дискуссии.

Итак, что такое дискуссия? Дискуссия – это обсуждение определенной темы с определенной целью. В данном случае нашей целью является – формирование негативного, отрицательного, отвратительного отношения к наркотикам. Темой будет являться влияние наркотиков на мечты и судьбу, которые предполагают для себя подростки

Дискуссия выстраивается по следующим принципам (подробнее о ведении дискуссии Вы сможете прочитать в приложении № 1):

1. Умение задавать открытые вопросы, т.е. вопросы, предполагающие развернутые ответы. Вопросы, которые не имеют однозначных ответов, т.е. спорные вопросы, иначе Вы получите клише, возможно, и правильное, но не оставляющее никакого следа в душе человека.

2. Вовлечение в дискуссию всех, кто любит, умеет и хочет поговорить.

3. Вовлечение в дискуссию тех, кто молчит, но внимательно слушает

4. Дискуссия это не «базар», а управляемое обсуждение, поэтому ограничения по времени, перевод тем, очередность высказываний, порядок высказываний, выводы определят ведущий – в нашем случае учитель или доброволец, проводящий занятие.

5. Ведущий имеет право на собственное мнение, это может быть частью дискуссии, но не узурпирует это право полностью. Выражает свое мнение только, как одно из множества других мнений.

6. Дискуссия имеет методологию

7. Перед обсуждениями следует принять правила (Приложение № 1)

8. Дискуссия должна иметь строго обозначенное время, а значит и выступления участников должны быть тоже ограничены по времени, выводы должны кратко записываться на доске или флипчарте.

9. Было бы хорошо, если бы Вы нашли возможность поощрить наиболее активных участников дискуссии, хотя бы словом или конфетой в конце.

10. Результаты дискуссии – это не всегда разрешенные вопросы, проблемы, задачи. Озабоченность проблемой – это тоже результат, отношение – это тоже результат, изменение поведения – это тоже результат.

11. Дискуссия имеет план, но следование плану должны быть гибким, и если в процессе дискуссии возникает вопрос, обсуждайте его тогда, когда он актуален, а не тогда, когда он у вас написан в плане.

План проведения занятия:

1. Приветствие, объявление темы.

2. Просмотр фильма

3. Принятие правил дискуссии

4. Дискуссия

Вопросы для дискуссии:

    Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

    С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

    Как вы оцениваете поведение Риты и Димы? Заметили ли вы в какой момент фильма начинают раскрываться их характеры?

    Что, по вашему мнению, произошло на допросе ребят у следователя?

    Как вы думаете, какой выбор сделает врач, стоя перед дверью в кабинет следователя? И почему?

    Скажите, пожалуйста, а какие перспективы дальнейшей судьбы героя, если конец фильма это еще не финал?

    Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?

    Как не попасть в ситуацию в которой может возникнуть риск употребления наркотиков?

5. Подведение итогов. Заключение.

В заключении поблагодарите участников за их искренность и ответы на вопросы.

Подводя итоги, постарайтесь избегать нравоучений и личных выводов. Можно использовать формулировки, в которых будет говориться о том, что выбор в подобных ситуациях остается за самими участниками, они сами ответственны за свою безопасность.

Например, «…любого из нас жизнь может поставить в сложные ситуации, в которых нам нужно будет постоять за себя и свою безопасность. Очень хочется, чтобы вы были к ним готовы и смогли сделать для себя правильный выбор…»

Сценарий дискуссии:

Дискуссия строится на вопросах:

Основной вопрос ведет дискуссию в том или ином направлении, к нему имеется несколько ответных реакций, которые могли бы быть у участников, после реакций в дискуссию вбрасываются несколько уточняющих или провокационных вопросов, которые позволяют поднять накал общения. В конце каждого блока обсуждения делается вывод. На одно обсуждение выделяется не более 6-8 минут, после чего делается вывод и коротко записывается на доске или флипчарте.

    Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вызвал?

Ответы могут быть разными, и дальнейшее обсуждение Вы строите, исходя из ответов участников. Например: кто-то скажет, что это распространенная ситуация. Кто-то будет настаивать на том, что так в жизни не бывает.

Ведущий:

Что именно показалось вам знакомым в событиях, разворачивающихся в фильме?

Выслушивайте ответы участников.

Например:

Кто-то из участников: «Я знаю похожую ситуацию…».

Выслушайте историю участника дискуссии.

Кто-то из участников: Такого не может быть! Герои ведут себя не естественно.

Ведущий:

Кто именно? Почему? Что в поведении этого героя кажется наигранным?

В зависимости от ответов обсудите предложенные несоответствия и ведите дискуссию к тому, что люди, находящиеся в стрессовой ситуации, могут думать и поступать совсем по другому, чем в обычной жизни.

2. Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

Выслушайте ответы.

Возможные варианты ответов: «поддался на уговоры друзей», «не хотел потерять девушку», «взяли на слабо», «подсыпали», «повлияла атмосфера», «заставили».

Обсудите варианты.

Ведущий:

Причины могут быть разными. Но все они являются просто оправданием первой пробы. На самом деле, все зависит от личной позиции человека. Если у него сформировано аргументированное отрицательное отношение к употреблению наркотиков, то никакие друзья и их уговоры, а также атмосфера, не смогут заставить его попробовать наркотики. Скорее всего, у такого человека вообще не будет друзей, вовлеченных в проблему наркопотребления.

Очень редко встречаются ситуации, когда первая проба происходит не добровольно. Так как, чаще всего, наркотики в первый раз предлагают те люди, которым человек доверяет и не ожидает от них ничего плохого.

Если человек сам еще не употребляет наркотики, но слушает истории об употреблении, проводит время с потребителями, не выражает своего отрицательного отношения к потреблению и не покидает эту компанию, то все это является проявлением социальной зависимости, зависимости от тех людей, которые употребляют и, возможно, распространяют наркотики. Обратили ли вы внимание на девушку, которая вышла из машины?

Выслушайте ответы.

Да, это и есть пример четко сформулированной отрицательной позиции по отношению к употреблению наркотиков. И один из лучших способов избежать риска, связанного с предложением употребления наркотиков – просто уйти.

3. С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

Возможные ответы: «не верил в то, что Саша может попасть в такую ситуацию», «не представлял себе, что мальчик из хорошей семьи попадет под влияние окружения», «находился в стрессовом состоянии».

Ведущий:

Действительно, когда мы узнаем какую-либо негативную информацию о близком человеке, нам сложно совместить наши представления об этом человеке и его поступки. Кажется, что материальное благополучие семьи гарантирует не попадание в зону риска. И многие родители стараются предоставить своему ребенку максимальные блага и возможности, занять его различными делами по максимуму, упуская при этом повседневное дружеское общение и взаимопонимание.

Наш герой просто не ожидал, что такой хороший мальчик (поступает в ВУЗ, английский в совершенстве, водительские права) способен на необдуманные поступки.

Loading...Loading...