Иконы с изображением ада. Воскресение Христово. Иконы Сошествие во ад

Сошествие Святого Духа

Икона новгородской школы конца XV в.

Вознесением «оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле <…> а начинаются дела Духа», – говорит свт. Григорий Богослов. Эти дела Духа начинаются сошествием обещанного от Отца (Деян. 1:4) Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. После поклонения Святой Троице в первый день праздника (воскресенье), на следующий день Церковь воздает особое почитание Святому Духу, видимым образом сошедшему на учеников Христовых.

Хотя Деяния апостольские (2:1-13) говорят, что Сошествие Святого Духа сопровождалось шумом и всеобщим смятением, на иконе мы видим как раз обратное: стройный порядок и строгую композицию. В отличие от Вознесения, где апостолы жестикулируют, здесь позы их выражают иератическое спокойствие, движения торжественны. Они восседают некоторые – слегка повернувшись один к другому, как бы переговариваясь.

Чтобы понять противоречие между текстом Деяний и композицией иконы, следует помнить, что икона обращается к верующим и потому указывает не на то, что видели в этом событии внешние, непосвященные люди и что дало им повод утверждать, будто апостолы вином исполнены суть (Деян. 2:13), а на, что открыто людям, причастным этому событию, членам Церкви, – внутренний смысл происходящего. Пятидесятница есть огненное крещение Церкви. Будучи завершением откровения о Святой Троице, она является завершительным моментом образования Церкви, открывающим ее жизнь в полноте ее благодатных дарований и установлений. Если икона Святой Троицы дает указание на тайну Божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира. В Пятидесятницу «не действием уже, как прежде (в пророках и учениках Христовых до Сошествия Святого Духа. – Л. У.), но существенно присутствует <…> сопребывает и сожительствует Дух».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Новгород. Конец XV в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Служба праздника противополагает смешение языков в столпотворении вавилонском и их единение в день Сошествия Святого Духа: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа». Ибо нужно было, говорят отцы Церкви, чтобы народы, утерявшие единство языка и рассеянные при строении земной башни, снова обрели это единство и собрались при духовном строении Церкви, огнем любви сплавляемые в ее единое святое тело. «Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь, единая по естеству, но множественная по лицам, имея Главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся». Это единение по образу Святой Троицы, этот четкий и ясный внутренний строй Церкви, ее единое тело, исполненное благодати Святого Духа, и показывает нам икона Пятидесятницы. Двенадцать апостолов, включенные в одну определенную форму, дугу, прекрасно выражают здесь единство тела Церкви при множественности ее членов. Все подчинено здесь строгому и величавому ритму, который подчеркивается еще тем, что апостолы представлены в обратной перспективе; фигуры их увеличиваются по мере удаления от переднего плана. Их расположение завершается свободным, никем не занятым местом. Это место Божества, указывающее на невидимое присутствие невидимого Главы Церкви – Христа. Поэтому некоторые древние изображения Пятидесятницы завершаются этимасией (?????????), уготованным престолом, символом невидимого присутствия Бога. В руках одних (евангелистов) книги, у других свитки как знак полученного ими дара учительства. Из сегмента круга, выходящего за пределы доски и символизирующего небо, на них нисходит двенадцать лучей или огненных языков в знак крещения Духом Святым и огнем по пророчеству Иоанна Предтечи (см.: Мф. 3:11) и их освящения. Иногда маленькие огненные языки помещаются и на венчиках, непосредственно над головами апостолов. Этим указывается на то, что Дух Святой снисшел в виде языков, седших на главы апостолов в знак освящения главного и владычествующего члена тела и самого ума и «в означение царского достоинства почивания во святых».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика. Церковь Осиос Лукас. Фокида. XI в.

Внутреннее единство, выраженное в подчинении фигур апостолов единой форме и общему ритму, отнюдь не налагает на них печати однообразия. Здесь нет ни одного движения, которое повторялось бы в двух фигурах. Это отсутствие однообразия также соответствует внутреннему смыслу происходящего. Дух Святый «является в виде разделенных языков по причине разных дарований», – говорит свт. Григорий Богослов. Поэтому Он сошел на каждого члена Церкви в отдельности, и хотя Дух один и тот же <…> дары Его различны <…> и служения различны <…>. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания <…> иному дары исцелений и т. д. (1 Кор. 12:4-13).

Предание говорит, что во исполнение пророчества (Иоил. 2:28–29) Дух Святый сошел не только на двенадцать избранных апостолов, но и на бывших с ними единодушно вкупе (Деян. 2:1), т. е. на всю Церковь. Поэтому на нашей иконе изображены апостолы, и не принадлежащие к двенадцати: апостол Павел (сидящий с апостолом Петром во главе апостольского круга), и из числа семидесяти евангелист Лука (третий сверху на левой стороне), и евангелист Марк (третий сверху на правой стороне).

В древних манускриптах внизу композиции изображается толпа народа, упоминаемая в Деяниях апостольских. Однако уже очень рано она была заменена одной символической фигурой царя, олицетворяющей собой народ или народы, с надписью «??????». Объяснение этой фигуры находится в сборниках XVII в.: «…чесо ради пишется у сшествия Св. Духа человек седяй в темном месте, старостию одержим, а на нем риза червлена, и на главе его венец царский, и в руках своих имея убрус бел, и в нем написано 12 свитков? <… > человек седяше в темном месте, понеже весь мир в неверии прежде бяше, а иже старостию одержим, понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровных жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех, а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем 12 свитков, – сиречь 12 апостолов учением своим весь мир просветиша».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Фрагмент мозаики собора Рождества Богородицы. Монреале. Конец XII в.

Воспроизведенная здесь икона принадлежит к величайшей эпохе русской иконописи и представляет собой один из лучших образцов иконы Пятидесятницы, наиболее совершенно выражающий экклезиологический смысл праздника, связанный с центральным догматом христианства о Триедином Боге. С этим догматом коренным образом связана жизнь Церкви, ибо триединство, т. е. единство природы и множественность лиц, есть тот принцип, по которому живет и строит Царствие Божие на земле Церковь. Как каноническая структура ее, так и принцип всякого христианского строительства (церковная община, монастырь и т. д.) есть отражение Божественной триединой жизни в земном плане. Поэтому и обе иконы, выносимые для поклонения в праздник Пятидесятницы, по существу своему являют образ внутренней жизни Церкви.

Преображение Господне. Новгородская школа. Конец XV в. Аукционный дом Кристис. Нью-Йорк

Из книги Исчезновение Вселенной. Честный разговор об иллюзиях, прошлых жизнях, религии, сексе, политике и чуде прощения автора Ренард Гэри Р

Глава 6 Альтернатива Святого Духа «Эго создало мир, согласно собственному восприятию его, но Дух Святой, толкующий содеянное эго по-иному, усматривает в мире только средство обучения для возвращения твоего домой» .В следующие несколько месяцев я находился в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

V. Уроки Святого Духа 1. Как всякий хороший учитель, Святой Дух знает больше, чем ты сейчас, но учит Он с одною целью: сделать тебя равным Себе. Ты уже обучил себя неверно, поверив лжи. Ты не поверил в собственное совершенство. Стал бы Господь тебя учить, что ты создал

Из книги Тайны православных святых автора Нестерова Дарья Владимировна

IV. План прощения Святого Духа 1. Искупление - для всех, поскольку оно - путь упразднения веры в существование чего–либо для одного тебя. Простить - значит не обратить внимания. Смотри тогда поверх ошибки, не разрешая восприятию покоиться на ней, ибо ты веришь

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

Глава 12 - УЧЕБНЫЙ ПЛАН СВЯТОГО ДУХА I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по

Из книги Я познаю себя как Мир Единства автора Климкевич Светлана Титовна

I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по себе, и чтобы в нее поверить, ты ничего

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

VII. Разделяя восприятие Святого Духа 1. Чего ты хочешь? Свет или тьма, невежество иль знание - твои, но только не то и другое вместе. Противоположности должны сводиться вместе, а не храниться врозь. Ведь их раздельное существование - исключительно в твоем разуме, и они

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

VI. Храм Святого духа 1. Смысл Божьего Сына заложен исключительно в его взаимоотношениях с Творцом. Будь его смысл в чем–либо другом, он бы зависел от случайности; но ведь другого ничего и нет. Их взаимоотношения вечны и исполнены любви. И тем не менее Сын Божий придумал

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Глава 5 ПЕЧАТЬ ДУХА СВЯТОГО (XVII–XIX ВЕКА) Среди прочих нововведений царя стало перенесение празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Как известно, 1 сентября христиане отмечали день нового года, который был «начатком свободы христианской», поскольку в этот день

Из книги автора

4 ИЮНЯ День Святого Духа День Святого Духа приходится на следующий день после Троицы.В этот день старший в семье должен встать рано, пока не заалеет заря. Непременно ополоснуть все, какие есть, ложки в одной воде, а потом этой же водой вымыть входную дверь со словами:Ходи к

Из книги автора

Двери в Эру Святого Духа открыты 986 = Двери в Эру Святого духа открывают те, кто ищет Создателя в себе по принципу подобия = Каждый способен моделировать свой путь в соответствии с собственным уровнем сознания = Ты вмещаешься в божественный план просто тем, что ты есть, ни

Из книги автора

Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа! 679 = Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа = «Числовые коды» Крайон Иерархия 26.04.2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Дорогая! Человек в воплощении это

Из книги автора

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги автора

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в. Праздник Вознесения есть праздник завершенного спасения. Все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение – завершается вознесением. «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси

Из книги автора

бб) «Силою Святого Духа» Исповедание творения и нового творения посредством Логоса как исповедание самооткровения Бога в Иисусе Христе имеет именно с точки зрения богословия творения определенное пневматологическое измерение. Божественная Пневма не только лежит в

Из книги автора

б) Церковь, «дом Божий и храм Святого Духа» Врученный Церкви дар традиции есть, вместе с тем, препорученная ей задача дальнейшей его передачи. Тем самым, будучи частью жизненной истории Церкви, традиция заключает в себе процесс всегда актуального ее (этой истории)

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет большую ценность в православии. Евангельский сюжет, изображенный на иконе, подтверждает подлинность события, ежегодно вспоминаемого всеми верующими людьми.

Сошествие Святого Духа на апостолов произошло спустя десять дней после Вознесения Спасителя на Небеса. После этого апостолы обрели способность говорить на всех языках мира. Это великое чудо стало началом проповедования Слова Божьего по всему миру, и христианская вера начала стремительно завоевывать сердца людей со всего света.

Где находится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Самые древние и почитаемые в православном мире иконы находятся в соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в городе Сергиев Посад. Также копии иконы можно встретить в музеях Московского Кремля, Исакиевском соборе города Санкт-Петербурга, в карельской Преображенской церкви острова Кижи. В России находится множество храмов и церквей, посвященных этому историческому событию, и их число растет. Сейчас историки насчитывают более ста пятидесяти таких мест.

Описание иконы

Одни из самых ранних изображений датированы 6 веком нашей эры. В традиционном исполнении на иконе изображены двенадцать апостолов, сидящих полукругом, и Богородица, а в центре иконы изображены апостолы Петр и Павел . Мужчине в короне отведена центральная нижняя часть иконы: он олицетворяет народы, ждущие просвещения. В это время на присутствующих нисходит Святой Дух, наделяющих апостолов силой слова и завещающий просвещать народы о православной вере.

В чем помогает и от чего защищает икона

Икона помогает каждому православному утвердиться в своей вере и получить Божью благодать. Святой образ олицетворяет собой путь каждого, борющегося с искушениями и противостоящего дьявольским проискам. Церковное толкование иконы основывается на том, что Святой Дух, сошедший на землю, защищает каждого. Усердные молитвы, искренняя вера, праведная жизнь помогают с честью и справедливостью выходить из каждого испытания, не причинять боль близким. Каждого защищает любовь Высших Сил, которая способна уберечь от невзгод и печалей, направить заблудшие души к свету, помочь в духовном росте.

Перед иконой православные христиане возносят молитвы о помощи и защите себя и своей семьи от зла и негатива. Просят верующие и о наставлении на путь, который приведет душу каждого к Царствию Небесному в безгрешности.

Молитва перед иконой

«Царь наш Небесный и Утешитель душ наших грешных! Приди на землю грешную да войди в дом каждого верующего, защити и помоги нам не сворачивать с пути избранного и истинного. Посели в сердцах наших веру православную, помогающую жить в радости и благочестии. Да не гневись за грехи наши невольные, позволь искупить их деяниями праведными. Аминь».

Молитвы перед иконой способны помочь вам изменить свою жизнь к лучшему .Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.06.2017 06:08

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» глубоко почитается верующими. К ней обращаются за помощью в...

Множество икон связано с какими-то важными событиями, произошедшими в мире христианства. Самые важные иконы, в том числе и «Сошествие во ад», относятся к периоду Страстной недели.

Это икона, посвященная Иисусу Христу, который своим пришествием начал новозаветную историю и слил воедино прошлое, настоящее и будущее. Христу посвящено великое множество икон, но эта отражает его схождение в ад в момент смерти физической, на кресте, прямо перед своим Воскресением, перед Пасхой .

История иконы

Согласно Писанию, когда Иисус Христос умер, его душа отправилась в глубины преисподней. Поскольку истинной целью Христа было искупление грехов людей, то логично предположить, что прощения достойны не только те, кто будет жить впоследствии, но и те, кто жил до Христа, до пришествия Мессии.

Он спустился в самые глубины ада, чтобы все те, кто там находился, смогли получить прощение. Мессия прочитал там свою проповедь и дал этим душам свободу. В число этих прощенных душ входили все ветхозаветные грешники и проповедники. Так как в это время все еще шла Страстная неделя, данный образ относится к числу икон о Страстях Христовых.

Описание образа

Данная икона описывает события второго дня загробной жизни Христа. Христос изображается на иконе стоящим на некоем подобии креста, а вокруг него души людей, которые жаждут прощения. Они тянутся к Нему, пытаясь коснуться Его руки. Сам по себе образ очень простой, но сильный и очень важный. Существует огромное множество вариаций исполнения иконы. Данная икона есть в большинстве православных храмов, потому ее можно назвать одной из самых распространенных.

Смысл иконы и в чем она помогает

«Сошествие во ад» имеет невероятно важный смысл. Эта икона напоминает нам о том, что прощения заслуживает каждый. Если признать свои ошибки, то можно получить Божье благословение. Те люди, которые попали в бездну ада, искупили свои грехи, а пришествие Христа стало для них возможностью поменять чертоги ада на жизнь на Небесах.

Многие люди озадачиваются вопросом о том, чем и как именно помогает икона. Если она есть у вас дома, то греховные мысли реже будут приходить к вам в голову. Этот образ спасает душу от самого желания совершать грех. Эта икона доказывает и показывает, что воля Божья распространяется во всех направлениях. Даже те, кто в прошлом были провозглашены грешниками и не заслуживали прощения, получили его благодаря милости Христа. Таким образом, икона «Сошествие во ад» напоминает о том, что пришествие Мессии — это дарование еще одного шанса всем людям.

Поставьте эту икону дома, если вы или кто-то из ваших родственников не может избавиться от вредных привычек . Этот образ помогает искоренять зло в любых его проявлениях. В доме любой богобоязненной семьи должна быть такая икона.

Молитвы перед иконой

Молятся перед данной иконой в основном для получения прощения или для благодарности. Если вы совершили тяжкий грех, но хотите покаяться, то можно прочитать следующую молитву:

«Даруй нам прощение, яко же Ты, будучи на кресте распятым, Господь наш, простил всех, кто непрощенным был, в геенне огненной находясь, в адской пучине поверженным. Помоги нам, Господи, избавиться от мыслей греховных и от всего, что тянет нас ко дну, от истины отдаляя. Позволь нам очиститься, чтобы приблизиться к Тебе после смерти, и при жизни позволь остаться услышанными Тобой».

Считается, что Господь не посылает нам испытаний, которых мы не смогли бы принять и пережить. Данная икона показывает нам, что прощения грехов заслуживает каждый. Если в вашей жизни наступил период трудностей, то знайте, что это не случайно. Вот вариант благодарственной молитвы перед иконой «Сошествие во ад»:

«Господь наш, во ад сошедший, даруй нам прощение грехов наших, яко же Ты даровал его всем тем, кто при рождении Твоего благословения не получил. Помоги мне и моей семье познать истину Твою, прости всех, кто не был крещен пред ликом Твоим, и всех, кто не верит в Тебя и силу Твою, ведь все мы равны пред Тобой в делах своих».

Данные молитвы можно читать и во время Страстной недели, и во время Великого поста в целом. Эта икона имеет прямое отношение и к Прощеному воскресенью. Это день, когда все люди должны научиться оставлять свои обиды позади и просить прощения у тех, кого обидели. Подобная атмосфера царит и в Страстную субботу, в день наивысшей скорби и одновременного предвкушения грядущего праздника Пасхи.

Задача этой иконы — научить нас прощать тех, кто обидел нас, всегда, а не только перед Пасхой или Великим постом . Образ «Сошествие во ад» — это напоминание о том, как Господь любит нас, несмотря на то, что мы каждый день говорим плохие слова и помышляем недоброе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

(6 голосов : 4.83 из 5 )

Севостьянова Юлия

10 класс, Аничков лицей

Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах.

Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей. В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (; ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес.

Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”. С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье. Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

Главные черты первых русских икон “Воскресения Христова”, имевших основным изображением Христа, сошедшего во Ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Примером могут служить псковские иконы “Сошествия во ад”. Для них характерна симметричная схема расположения коленопреклоненных фигур Адама и Евы относительно Спасителя, которых он, держа за руки, выводит из “смертной сени”. Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии. Еще одной особенностью псковской иконографии является то, что Адам, Ева, все ветхозаветные цари и пророки изображены на них с нимбами. Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко. Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции “Страшного суда”, где прародители стоят в том же положении перед “Престолом Уготованным”.

Традиционная форма изображения Воскресения Христа как “Сошествия во ад” всегда сохранялась в древнерусском искусстве, но с XVII века на русских иконах получило распространение изображение шествия праведников в рай. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника “Страсти Христовы”. В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Под влиянием западной традиции, Воскресение Христово стали рисовать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изображения не удовлетворял русских иконописцев и они соединили его с привычным им образом “Сошествия во ад”. Такую композицию можно видеть на примере иконы “Воскресение. Сошествие во ад” из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) В верхней части иконы, в центре, из гроба поднимается Иисус Христос. Перед гробом – отваленный камень. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос спускается в ад, попирая его врата, и выводит из гроба Адама. Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников, идущих в рай. Иконописец, кроме этих двух сюжетов, изображал и события из жизни Иисуса Христа: в левом верхнем углу – Распятие, а вверху в центре – Вознесение Христово. Такие иконы получались очень подробными, и за мелкими подробностями утрачивали глубину образа, которая была присуща ранним спискам Воскресения Христа.

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду. Если же храм освящен в память Воскресения Христа, икона помещается второй справа от Царских врат.

Литература:
Барская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древнерусской живописи. Москва: Просвещение.
Григорий (Круг). 1998. Сошествие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Шиллина Н. Н. 1999. Псковские иконы “Сошествие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.
Чугреева Н. Н. 1998. “Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Новгород)

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник), рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских (Деян. 2: 1-13). Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Сошествие Святого Духа это исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века.

Иконография праздника

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой.

Праздник Пятидесятницы в Русской Православной Церкви

икона «Троица» (Андрея Рублева)

В Русской Православной Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева». Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия»

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение этологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

Loading...Loading...