Игра составь предложение для дошкольников. Игра «Составь предложение. Стихотворение для чтения и заучивания наизусть


В подчинительной связи по типу примыкания зависимым выступа­ет неизменяемое слово. Учащиеся практически осваивают примыкание на примере наречий. Вначале усваиваются наречия, которые выражают пространственные отношения и отвечают на вопрос ГДЕ?: близко, вы­соко, справа, слева и т. п. Далее отрабатываются наречия, выражающие временные отношения и отвечающие на вопрос КОГДА?: вчера, сегодня и т. д. Последними актуализируются наречия образа действия, отвечающие на вопрос КАК?: быстро, тихо, медленно, громко, шумно, ловко, красиво, ровно, чисто, спокойно, дёшево, дорого, верхом, пешком, ползком, илагом, бегом и др.


УРОК 11

Тема: Распространение предложений обстоятельствами, выраженными

наречиями. Цели: Закрепить знания о связях глагола в предложении.

Тренировать учащихся в употреблении наречий при составлении

простых распространённых предложений.

План и ход урока

Организационный момент.

Игра «Когда это бывает?».

Логопед загадывает загадки.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает?

(летом)

Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает. Когда это бывает?

(осенью)

Снег на полях, Лёд на реках, Иней сверкает. Когда это бывает?

(зимой)

Игра «Нарядим игрушечную ёлку».

Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов ввер­ху, внизу, справа, слева, выше, ниже и др.


Игра «Когда?».

Дети катаются на санках и коньках.... Люди собирают урожай.... Дети лепят снежную бабу, играют в снежки.... Ученики готовятся к школе.... Дети собирают подснежники.... Дети готовят скворечни­ки.... Люди сажают овощи.... Дети собирают землянику....



Игра «Как?».

Дети распространяют предложения, используя слова для справок.

Образец: Птицы летают быстро и медленно, плавно, высоко или низко, красиво, ловко, охотно.

Птицы летают... Катя читает... Вова пишет... Папа уехал... Акула плавает...

Слова для справок: глубоко, быстро, ловко, громко, выразительно, тихо, охотно, чисто, красиво, аккуратно, утром, рано, надолго, летом, стремительно.

Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 5, Рисунок 9 и Ри­сунок 10).

Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 5, Рисунку 9 и Рисунку 10) и дополняют следующие предложения:

Девочка рисует (ГДЕ?)... (дома).

Девочка рисует (КОГДА?)... (утром).

Девочка рисует (КАК?)... (быстро, красиво, охотно).

Бабушка вяжет (КОГДА?)... (вечером).

Бабушка вяжет (КАК?)... (ловко, аккуратно, стремительно).

Малыш строит (КОГДА?)... (днём).

Малыш строит (КАК?)... (медленно, увлечённо, тщательно).

7. Итог урока.

Составление рассказов

Чтобы речь была связной, учащиеся должны:

1) ясно представлять тему и уметь делать вывод или выражать своё
отношение к изложенному;

2) последовательно излагать события, устанавливать логические
связи между частями рассказа;

3) оформлять речь по грамматическим законам языка.


Из этого следует, что обучение связной речи поначалу должно стро­иться на темах, близких детям, и с опорой на их жизненный опыт. При этом важной остаётся задача научить детей видеть, наблюдать, сравни­вать и делать обобщения.

Поэтому мы предлагаем начинать обучение составлению рассказов на материале программы «Вместе - дружная семья», посвященной жизни ребёнка в семье.

Тема: Составление связного рассказа.

Цель: Научить учащихся подробно рассказывать о своей деятельности и

деятельности окружающих.

План и ход урока

Организационный момент.

Игра «Убираем логопедический кабинет».

Дети получают небольшие задания, составляют план их выполнения и рассказывают по нему.

Образцы:

Приведение доски в порядок

1. Намочить тряпку.

2. Убрать мел.

3. Вытереть доску.

4. Вымыть тряпку.

Приведение цветов в порядок

1. Намочить тряпку.

2. Стереть пыль с листьев.

3. Полить цветы.

4. Вытереть подоконник.

Уборка кабинета

1. Подмести комнату.

2. Вынести мусор.

3. Проветрить помещение.

Игра «Как обычно происходит?».

Дети рассказывают о своём режиме дня, о ежедневном приготовле­нии уроков и т. п.


Игра «Как прошло?».

Дети рассказывают о последних выходных, об интересной экскур­сии и т. д.

5. Игра «Составь рассказ».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 13, Рисунок 14). Дети составляют по рисункам предложения и рассказ.

Рисунок 13

(КТО?) Мама (ЧТО ДЕЛАЕТ?) режет.

Мама режет (ЧЕМ?) ножом.

(КАКАЯ?) Заботливая мама режет ножом.

Заботливая мама режет (КАКИМ?) острым ножом.

Заботливая мама режет острым ножом (ЧТО?) рыбу.

Заботливая мама режет острым ножом (КАКУЮ?) свежую рыбу.

(КТО?) Она (ЧТО ДЕЛАЕТ?) готовит.

Она готовит (ЧТО?) уху.

Она готовит (КАКУЮ?) вкусную уху.

Она готовит вкусную уху (ИЗ ЧЕГО?) из рыбы.

Она готовит вкусную уху (ИЗ КАКОЙ?) из свежей рыбы.

Рисунок 14

(КТО?) Папа (ЧТО ДЕЛАЕТ?) сидит.

Папа сидит (В ЧЁМ?) в кресле.

(КАКОЙ?) Усталый папа сидит в кресле.

Усталый папа сидит (В КАКОМ?) в удобном кресле.

(КТО?) Он (ЧТО ДЕЛАЕТ?) читает.

Он читает (ЧТО?) книгу.

Он читает (КАКУЮ?) интересную книгу.

ВЫВОД: Вся семья в сборе. Взрослые после работы занимаются при­вычными делами.

Игра «Конкурс чтецов».

Логопед: А что же делают дети в этой семье? Прочитайте стихи. Дети выразительно читают.

Маленькая Маня

Маленькая Маня маленькой лопаткой Весело вскопала маленькую грядку. Маленькое семя в землю посадила. Маленьким забором его огородила. Я подумал, глядя на её работу:


«Вырастет, наверно, маленькое что-то».

Но ошибся крепко я в своей догадке -

Великан-арбузище вырос там на грядке.

Хоть его растила маленькая Маня,

Но с большой заботой и большим вниманием.

Маленькая Маня без дела не сидела.

И она добилась всего, чего хотела.

(А. Дуйсенбиев)

Логопед: А старший брат Мани Володя - школьник. Вот какое со­чинение он написал о своей семье. Дети выразительно читают.

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. -Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. - На поляне мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова. Например:

одуванчик - диванчик - стаканчик... кочка - бочка - строчка...

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко - три, тра-ва - два, ра-ду-га - три, реч-ка - два, дож-дик - два...

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из цветных кружков звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке и раскрасить буквы в соответствии со звуковым анализом слова: гласный звук - красный кружок, мягкий согласный - зелёный, твёрдый согласный - синий.

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа - описания по картинке.

Ход игры. Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить рассказ по

своей картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём - потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.



Игра «Объясни пословицу»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится. Клади по ягодке, наберёшь кузовок. Одна пчела много мёду не наносит. Готовь летом сани, зимой - телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? Оттого, что это - лето На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

И. Мазнин

Тексты для пересказа

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:

Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.



С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?


Литература

Быстрова Г. А., Сизова Э.А., Шуйская Т. А. Логопедия в диалогах. - СПб., 2004.

Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. - СПб., 1999.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. - М., 2003.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.; 2001.

Солнышко в окошке: Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. - М., 1997.

Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий. - СПб, 2004.

Толстой Л. Н. Книга для детей. - М., 1977.

1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. -М., 1995.

Ермакова Анна Уразовна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад п.Пробуждение, посёлок Пробуждение, Саратовская область

Аннотация:

Содержание работы по формированию грамматических навыков в подготовительной к школе группе является работа над словосочетанием, предложением и связной речью. Наблюдение за речью детей седьмого года жизни, её анализ показывает, что они допускают ошибки в выражении грамматических отношений, касающихся нарушений норм «координации» подлежащего и сказуемого: «Бегает мишка и зайка» (вместо «бегают» «Шел Петя и Миша(вместо «шли»Постоянное исправление воспитателем речевых ошибок помогает детям правильно усвоить грамматические нормы. Известно, что основной синтаксической единицей является предложение. Ребёнку, способному грамматически правильно составлять различные типы предложений, проще перейти к связной монологической речи.

Главное внимание нужно уделить работе по формированию умений выражать в устной монологической речи различные синтаксические отношения: причинные, причинно- следственные, целевые, уступительные, меры и степени, образа действия, по обогащению речи детей следующими грамматическими формами: прилагательными, причастиями, деепричастиями. Для формирования грамматического строя речи целесообразно использовать следующие дидактические игры: «Придумай предложение и составь рассказ», «Дополни предложение»,

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными, причинными, целевыми.

Ход игры.

Воспитатель начало говорит предложения, а дети дополняют его придаточным, образуя сложноподчинённое предложение.

Педагог заранее отбирает грамматический материал, например:

« Мы поливаем цветы на клумбе, потому что…(для их роста нужна влага)»;

«Дети выбежали во двор в тёплой одежде, потому что…(на улице зима)»;

«Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно)»;

«На деревьях» не осталось ни одного листочка, потому что…(наступила поздняя осень)»; Мы пришли на участок с лопатами, для того чтобы…», Коля взял игрушку, для того чтобы…» и т.д.

Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ»

Цель игры: Формировать у детей грамматические навыки, обогащать их речь грамматическими формами, образованными путём склонения прилагательных и причастий.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зелёная сосна, и предлагает составить предложение по данным словосочетаниям.

Воспитатель Дети

1.Молодая сосна 1.На опушке леса росла молодая сосна.

2.У высокой молодой 2.У высокой молодой сосны красивые длинные иголки
сосны.

3. К зелёной сосне 3.Ребята подошли к зелёной сосне

4. Зеленеющей сосной. 4.Они любовались зеленеющей сосной.

5. О зеленеющей сосне 5.Воспитатель рассказал стихотворение о зеленеющей сосне

«ПИКТОГРАММЫ»

Цель: учить кодировать слова и фразы в абстрактном рисунке; практиковать в составлении предложений с заданными словами; .

Материал: лист, разделённый на 9 пронумерованных квадратов, мяч, карандаши.

Ход занятия

Игра «Закончи предложение» (в кругу с мячом).

Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:

Дети сели в лодку, чтобы…

Мама надела нарядное платье, чтобы…

Петя закрыл лицо руками, чтобы…

Вова взял собаку на поводок, чтобы…

Рабочие привезли кирпич, чтобы…

Папа купил цветы, чтобы…

Девочка открыла окно, чтобы…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…

Игра «Прячем слова».

Инструкция педагога: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, т.к. мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогали вам найти те слова, которые я буду говорить».

Примерные слова и словосочетания для кодирования: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, снегопад, интересная сказка, сильный человек.

Игра «Ищем слова».

Вспомнить, какое слово зашифровано в заданном квадрате.

Игра «Составь предложение».

Составить предложение, используя слова из заданных квадратов.

В заключение через 1-1,5 часа дети воспроизводят слова, спрятанные в рисунках. Вспоминают составленные предложения.

Занятие № 17.

«ПРОФЕССИИ»

Цель: упражнять детей в образовании существительных, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -тель-, -ист-; развивать детское речетворчество; совершенствовать связную речь.

Материал: предметные картинки по теме «Профессии», мяч.

Ход занятия

Игра-беседа «Кем я буду и каким?»

Примерные вопросы:

Зачем человеку нужна профессия?

Сколько профессий может освоить человек?

Какая профессия самая лучшая? Почему?

Кем вы станете, когда вырастете?

От чего зависит название профессии?

Игра «Назови профессию» (с предметными картинками по теме профессий).

Образовать название профессии, используя примерные слова и словосочетания для кодирования:

Строит - строитель, учит - …?, водит - …? И т.д.

На пианино играет пианист, а на баяне - …? И т.д.

Управляет трактором тракторист, а танком - …? И т.д.

Как называется человек, который ремонтирует часы? А кто управляет подъёмным краном? Кто стеклит окна? (Часовщик, крановщик, стекольщик.)

Динамическая пауза.

Работа со скороговоркой:

«Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас».

Имитация движений людей разных профессий.

Чтение отрывка стихотворения А. Шибаева «Разные профессии» (в кругу с мячом):

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Часы починит… (часовщик).

Погрузит краном… (крановщик).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всех знает - молодец!

В заключение проводится игра-лото «Кем быть?» или «Кто что делает?»

Занятие № 18.

«СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: закрепить знания детей о предложении; познакомить со словесным составом предложения, его схематическим обозначением; .

Материал: полоски бумаги, мяч, схемы предложений по сюжетной картинке «Петя на горке».

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что они понимают друг друга, потому что выражают свои мысли при помощи слов. Слова, связанные между собой по смыслу, произносятся одно за другим, по цепочке и образуют предложение. Предложения могут быть короткими, т.е. состоять из одного или двух слов. (Дождь. Дождь идёт.) А могут быть длинными. (Всю ночь шёл холодный проливной дождь.)

Игра «Бесконечное предложение» (работа со схемами предложений по сюжетной картинке).

Добавляя новые слова, детям нужно составить предложения по схемам.

Игра «Живые слова» (на речевом материале игры «Бесконечное предложение).

Показать, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. От места их расположения зависит смысл предложения.

Игра «Путаница» (в кругу с мячом).

Предлагается самостоятельно составить предложения из заданных слов:

Огород, горох, на, вырос.

Бахча, арбузы, спеют, на.

Роща, вороны, в, каркают.

Рома, карман, у, на, оторвался, куртка.

Рая, парта, за, сидеть.

Ира, марка, конверт, на, наклеивает.

Овраг, крапива, расти, много, в.

Крот, ворота, роет, у, земля.

Акробат, выступать, цирк, на, арена.

Мама, кроссовки, Рома, купила, новые.

Занятие № 19.

«КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Цель: учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы; упражнять в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?»; упражнять в подборе предметов к действию с опорой на вопрос.

Материал: предметные картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, мяч, силуэтные картинки, парные картинки (лодка - рыба, самолёт - птица, дождь идёт - человек идёт), карандаши.

Ход занятия

Игра «Чей силуэт?» (с силуэтными картинками).

Педагог показывает силуэтные картинки и спрашивает, кто или что изображено на них. Обращает внимание на то, что к предметам ставятся разные вопросы. Объясняет почему.

Игра «Живое-неживое» (с предметными картинками).

Определить, одушевлённый или неодушевлённый предмет, правильно поставить вопрос.

Перед детьми выставляются парные картинки, на которых одушевлённые и неодушевлённые предметы выполняют одно и то же действие.

Динамическая пауза.

Игра «Летает - не летает».

Игра «Кто или что?» (в кругу с мячом).

Правильно подобрать предмет к действию, ориентируясь на вопрос.

Например: «Кто летает?» (Утка, бабочка, стрекоза.) «Что летает?» (Самолёт, снежинка, листик.)

Занятие № 20.

«СЛОВА-АНТОНИМЫ»

Цель: активизировать словарный запас путём использования антонимов; упражнять в употреблении антонимов связной речи; , воображение.

Материал: предметные картинки, мяч, индивидуальные карточки с грамматическим заданием.

Ход занятия

Педагог предлагает детям сделать всё наоборот. Рассказывает вместе с ними стихотворение Д. Чиарди «Слова»:

Нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

И скажешь ты:

Скажу тебе

Ответишь ты:

(храбрец).

Ну, отвечай:

Игра «Наоборот».

Подобрать антонимы к словам:

Покупать - …,

Помнить - …,

Храбрость - …,

Высокий - …,

Знаменитый - …,

Гладкий - …,

Молодой - …,

Мягкий - …,

Грязно - … .

Подобрать двойной антоним к сочетанию слов:

Слабый мороз - … …,

Трусливый богач - … …,

Тихий плач - … …,

Узкий выезд - … …,

Светлый верх - … …,

Тёмное прошлое - … …,

Радостная встреча - … …,

Добрый друг - … …,

Отдать много - … ….

Игра «Перевёртыши».

Проанализировать каждую строчку стихотворения и сказать наоборот.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняя ездока.

Ехала деревня мимо мужика,

Глядь - из-под собаки

лают ворота.

Лошадь ела кашу, а мужик - овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Физкультминутка.

Дети анализируют инструкцию и делают всё наоборот.

Ковру стать на детей.

Опустить руки вниз.

Поднять руки вверх.

Открыть глаза, закрыть глаза.

Не стучать ногами.

Не хлопать в ладоши.

Не прыгать на ковре.

Стульчикам сесть на детей.

Игра в паре «Задом наперёд».

Детям необходимо придумать две истории по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке, при этом рассказ второго ребёнка должен быть обратным первому, а не его повторением или продолжением.

Примерные пары предметных картинок:

гриб маленький - гриб большой;

мальчик едет на велосипеде - мальчик несёт на себе сломанный велосипед и т.д.

В заключение дети выполняют графическое задание на индивидуальных листах - соединяют линиями предметы с противоположными свойствами, раскрашивают их.

«Составь предложение»

Дидактическая игра

Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Независимо от возраста детей необходимо обращать внимание на комплексное формирование разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Игровые упражнения и дидактические игры с грамматическим содержанием, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.

Игра «Составь предложение» поможет детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Данная дидактическая игра может быть использована как часть речевого занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Цель игры

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

Задачи

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Описание игры

В основе игры «Составь предложение» - обклеенные старые кубики, на гранях которых наклеены картинки.

  1. Кубики с изображениями картинок-предметов по различным темам (игрушки, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи и т.д.)
  2. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит).
  3. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями точек-кружочков от 1 до 6.
  4. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями цифр.
  5. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями геометрических фигур.
  6. Кубик с разноцветными гранями.

Правила игры

  • в игре принимают участие разное количество детей;
  • с детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил, дети могут играть самостоятельно;
  • количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
  • продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но не превышать 20 - 30 минут.

Варианты игры

В-1. Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Например, выпало две картинки – на одном кубике собака, на другом - летит. Составили предложение - «Собака летит». Такое бывает или нет? Собака летит по воздуху - такое бывает или не бывает? Собака летит по лесу - такое бывает или не бывает? Когда можно сказать, что собака летит? (если она быстро бежит). А как по-другому можно сказать - собака что делает: летит как стрела, быстро летит, мчится, летит как пуля». Так мы можем познакомить ребенка с прямым и переносным смыслом слова. Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-2. Соединяем в игре два кубика – предмет и количество (кубик, на гранях которого точки-кружочки от 1 до 6). Бросаем два кубика – с предметом и с точками: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матреш ки , но шесть матреш ек . Один мя ч , два мяч а , пять мяч ей . Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

Можно также сделать кубик с цифрами и предложить ребенку заменить кубик с точками на кубик с цифрами.

В-3. Соединяем в игре два кубика – предмет и геометрическая фигура. Бросаем два кубика – с предметом и геометрическими фигурами: «Что это? Какой? Какая?». (КруглЫЕ часы, круглАЯ луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-4. Соединяем в игре два кубика – предмет и цвет. Бросаем два кубика – с предметом и цветами: «Что это? Какой? Какая?». (краснЫЙ мяч, краснАЯ матрешка, краснОЕ яблоко, краснЫЕ помидоры, краснЫЙ нос). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-5. Соединяем в игре два кубика – фигура и цвет. Бросаем два кубика – с фигурой и цветами: «Какая это фигура? Какой? Какая?» (красный треугольник, синий круг, зеленый квадрат).

В-6. Соединяем в игре два кубика – фигура и количество. Бросаем два кубика – с фигурой и точками (цифрами): «Какая это фигура? Сколько?» (два треугольника, один круг, четыре квадрата).

В-7. Знакомим с интонацией в игре. Если «не бывает» - знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

Сочетаем три признака и три кубика

В-8. Предмет + количество + форма

В-9. Предмет + цвет + форма

В-10. Форма + цвет + количество


Loading...Loading...