Евразийский таможенный союз страны участники. Структура и органы управления. Органы управления Евразийского экономического союза

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Евразийский экономический союз объединяет пять государств, ведущих скоординированную политику экономической интеграции. Международная организация создана с целью принятия мер, направленных на преодоление кризисных тенденций в экономике объединившихся стран, для повышения благосостояния их населения.

Страны участницы ЕАЭС на 2016 год – Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Армения. Основная часть импорта содружества приходится на оборудование, транспортные средства и технику, а экспорт строится на продаже минеральных продуктов.

Хронология создания СЭЗ

Проект интеграции стран был предложен еще в 1994 году, а через год в трехстороннем порядке – Беларусь, Казахстан и Россия, задекларировали Соглашение о Таможенном Союзе. С 2010 функционирует Единый Таможенный тариф, а таможенный контроль вынесен за границы содружества. Передвижение товаров между тремя государствами стало осуществляться без таможенного оформления.

В 2014 году для перехода на новый уровень взаимоотношений был подписан договор об образовании Евразийского экономического союза. К моменту, когда документ вступил в силу в 2015, республика Армения изъявила желание присоединиться к Союзу. Последним в альянс вступил Кыргызстан.

Члены ЕАЭС в рамках договора обеспечивают свободное продвижение продукции, перемещение рабочих и капитала, согласовывают собственную политику с интересами партнеров. Руководство ЕАЭС осуществляется Высшим Евразийским экономическим советом в составе президентов стран участниц. Между государствами упразднены таможенные посты, оставлены только пограничные.

Особенности таможенной и налоговой системы ЕАЭС

Одним из основных вопросов экономической интеграции является формирование единого таможенного пространства. Торговля между пятью объединившимися странами не должна ограничиваться экономическими рамками. Страны, входящие в ЕАЭС должны применять единое таможенное регулирование и единый таможенный тариф. Они имеют общий принцип ведения торговых отношений со странами, не входящими в Союз. Для регулирования отношений в области внешней торговли создана специальная Евразийская экономическая комиссия. В ее компетенции контроль около 170 функций Союза, среди них: тарифное регулирование, сбор торговых статистических отчетов, организация санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и т.д.

Таможенный кодекс ЕАЭС разработан на базе практического опыта ТК ТС и норм ВТО. На территории ЕАЭС действует единая ТН ВЭД, содержащая описание и кодировку товаров. Таможенные пошлины на ввезенный товар отличаются единым размером, действующим на всей территории Союза, но за каждой страной закреплено право самостоятельно устанавливать сезонные пошлины. Срок их действия составляет 6 месяцев. Этот вид пошлин распространяется на утвержденный перечень товаров. В частности к ним относится нефть и нефтепродукты, а также газ, экспортируемый в третьи страны.

Таможенные сборы стран ЕАЭС являются обязательным платежом. Его требуют таможенные органы за мероприятия, необходимые для выпуска и сопровождения товара. Размер такой платы не должен превышать фактические затраты таможенных органов за выполненные ими действия.

Налоги на импорт из стран ЕАЭС регулируются несколькими Протоколами, прилагающимися к Договору о ЕАЭС. При ввозе в РФ товара одной из четырех стран-партнеров, налогоплательщик должен исчислить и уплатить НДС. В отношениях с контрагентами из стран ЕАЭС действует специальный порядок начисления и уплаты НДС. При определении суммы имеет значение дата поступления продукции на учет, под нее рассчитывается налоговая база. Выплатить налог необходимо до 20 числа месяца, наступающего за месяцем, когда импортный товар поступил на учет. Исчисленный НДС предприниматель вносит в декларацию по косвенным налогам. Если на товар предусмотрены акцизные сборы, они взимаются налоговыми органами РФ. НДС, который импортер уплатил при ввозе груза на территорию России, принимается к вычету.

При экспорте товара может применяться нулевая ставка НДС, если в наличии все документы, подтверждающие экспорт.

Кому предоставляются тарифные льготы?

Тарифные льготы в таможенном союзе ЕАЭС предоставляются продукции из развивающихся и наименее развитых стран. К наименее развитым странам по определению ООН относится 49 государств, основная часть которых находится в Африке. Эти страны могут ввозить продукцию, произведенную или достаточно обработанную, на их территории по льготной пошлине в 0%. Чтобы получить преференции они должны предоставить сертификат формы А, подтверждающий происхождение товаров. Сертификат действует один год, его оформление выполняется на двух языках – русском и английском. В перечне пользователей льготами: Ангола, Бангладеш, Камбоджа, Мадагаскар, Эфиопия и другие. Развивающиеся страны в количестве 103 единиц получили от ЕАЭС преференции в размере уплаты 75% от общей таможенной ставки. В этот длинный перечень вошли: Вьетнам, Египет, Бразилия, Индия, Иран, КНДР и многие другие.

Смысл тарифных льгот в обеспечении более выгодных условий конкуренции с товарами развитых стран. На основании Договора о зоне свободной торговли преференции получили и страны СНГ. Их представители должны предоставить сертификат СТ-1 о происхождении товара. Документ выдается на одну партию товара, актуален 12 месяцев, заполняется на русском языке. Особыми льготами пользуется продукция Сербии, представители этой страны предоставляют сертификат СТ-2.

Процедура получения таможенных льгот

Лица, претендующие на преференции, должны пройти несколько обязательных процедур:

  1. Определить страну происхождения товара и сверить ее со списком государств, на которые распространяются льготы.
  2. Проверка правильности определения страны происхождения товара. Продукт должен быть полностью произведен в стране или попадать под правило достаточной переработки.
  3. Определение кода ТН ВЭД ЕАЭС.
  4. Проверка оформления сертификата.

Деятельность логистических операторов в странах ЕАЭС

Среди направлений взаимовыгодного сотрудничества не последнюю роль играет создание общих транспортных коридоров и систем. Совет принял целый ряд положений, обеспечивающих беспрепятственное перемещение грузов в пределах территории Союза.

Особенности грузоперевозок внутри ЕАЭС – это возможность осуществлять доставку товаров водным, железнодорожным и автотранспортом по упрощенной системе. Либерализация транспортной деятельности проходит в нескольких направлениях:

  • транзитные перевозки через территорию стран-партнеров;
  • между государствами, на территории которых зарегистрированы компании перевозчики (двухсторонние соглашения);
  • перевозки в третьи страны.

Интеграционная политика евразийской пятерки позволила вынести автотранспортный контроль на внешние границы содружества и выполнять перевозку грузов без специальных разрешений.

Среди ожидаемых изменений, способных принести практическую выгоду перевозчикам, либерализация каботажных перевозок. Она пройдет поэтапно, начиная с 2016 до 2024 года. В ближайшее время планируется разрешить выполнение одной каботажной перевозки в момент следования в государство регистрации. Неотъемлемыми условием является завершение совершаемой грузоперевозки из страны Евразийского Союза.

Новости: Таможенный кодекс, когда ожидать перемен

Регулярное появление новых отдельных товаров и целых групп, невнесенных ТН ВЭД, требует скорейшего пересмотра и составления обновленного Таможенного кодекса ЕАЭС. Процесс движется медленно из-за разногласий стран-участниц Союза. Кроме этого документа готовится новая редакция Товарной номенклатуры. Чтобы обеспечить ее разработку до 1.01.2017, введен временный мораторий на все изменения ТН ВЭД.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Россия 142.5 2057.0 14.4 7.8 5.2 189.8
Белоруссия 9.6 77.2 8.0 18.3 0.7 -2.6
Казахстан 17.9 225.6 12.6 6.6 5.0 36.7

Источник - CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии - по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину - 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути - единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Результаты ответов суммарно "выгодно" и "очень выгодно" приведены ниже:

Как видно, идея создания Таможенного союза и Евразийского экономического союза в целом одобряется и выглядит «выгодной» в глазах большинства населения практически всех, за исключением Азербайджана, стран СНГ и даже в Грузии.

Между тем, США в своей внешней политике выступают против Таможенного союза и ЕАЭС, утверждая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве и создать союз наподобие СССР.

ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз - международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).

Создание ЕАЭС

ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС). Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.

29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).

В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. - Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г. в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г. Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.

Цели организации

Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Структура и органы управления

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.

Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия. Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.

Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.

В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2016 г. председательство перешло к Казахстану.

Статистика

В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2016 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г. Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% - до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров - 374,1 млрд долларов, импорт - 205,4 млрд. По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).

22 мая 2015 г. в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана "Атамекен", Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран - членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.

Создание зон свободной торговли

29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.

16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом. С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.

В 2016 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.

Сотрудничество с интеграционными объединениями

3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Заседания руководящих органов

С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).

Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии. Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом "Экономический пояс "Шелкового пути".

16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли. Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2016 гг.

21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2020 г., а также о начале разработки "дорожных карт" по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза. В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.

  • Заседания Евразийского межправительственного экономического совета

Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии. Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии. По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.

29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама. Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% - постепенно через 5-10 лет. Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.

8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение "Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза" и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

13 апреля 2016 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.

В 1995 году были определены страны Таможенного союза, объединённые экономическими и торговым отношениями. Это на сегодняшний день Казахстан, Беларусь и Россия с примкнувшими к ним Киргизией и Арменией. Страны Таможенного союза сформировали единую территорию с отменой всех пошлин на продукцию, реализуемую в этих границах. Здесь действует одинаковый для всех таможенный тариф и созданы одинаковые требования относительно регулирования торговых отношений с остальными странами.

До 2012 года и после

Были внедрены единые стандарты, которые обязались выполнять страны Таможенного союза, таким образом защищая собственные рынки от некачественной импортной продукции, а также сглаживая шероховатости торговой и экономической сфер внутри Союза. Тот же договор 2007 года предусматривает создание комиссии, которая стала регулирующим органом, охватывающим все страны Таможенного союза. Её срок работы был окончен в июле 2012 года, и на замену ей пришла ещё более властная организация - ЕЭК, которая начала свою деятельность за полгода до окончания Таможенной комиссии. Евразийская экономическая комиссия имеет полномочий на порядок больше, в её штатном составе задействовано в десять раз больше людей.

Таможенная комиссия формировала нормативные акты и правовые документы, которые обязательно рассматривались и подписывались всеми участниками, то есть тремя людьми - председателем и двумя членами комиссии. Нужно заметить, что такого плана содружества, как евроазиатские страны Таможенного союза с Россией, - далеко не первый опыт в истории человечества. В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, позже - Таможенный союз ЕС, Южноафриканский таможенный союз и так далее. Это не более чем межгосударственное соглашение более двух стран об отмене таможенных торговых пошлин, одна из форм коллективного протекционизма.

Как это происходит

Каждый раз, когда создаётся таможенный союз, страны-участники обговаривают создание можгосударственных органов, которые будут координировать и согласовывать внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания на уровне министров соответствующих ведомств, опирающихся в работе на постоянный межгосударственный секретариат. Таможенный союз, страны-участники которого имеют межгосударственную интеграцию, создаёт и наднациональные органы. Это более продвинутая форма интеграции, чем, например, простые зоны свободной торговли. ЕЭК же - это постоянный регулирующий наднациональный орган ЕАЭС, который ранее был менее продвинутыми Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (ЕЭП).

Такая современная форма единого торгово-экономического союза была создана в 2011 году решением трёх президентов - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - и скреплена договором от 18 ноября этого года. По статусу эта организация является наднациональным органом управления, а подчиняется ВЕЭС (Высший Евразийский экономический совет), и решения комиссии в обязательном порядке исполняют все страны - участницы Таможенного союза, ЕАЭС и ЕЭП. Основной задачей перед ЕЭК стоит обеспечение всех условий для развития и функционирования этих трёх формирований, а также улучшение сферы интеграции в границах этих объединений.

Полномочия

Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием. Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны - члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией. Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран. На комиссию возложена обязанность вести статистику взаимной и внешней торговли, выстраивать макроэкономическую и конкурентную политику, распределять сельскохозяйственные и промышленные субсидии.

Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику. Также под её ведомством - перевозки и транспорт, охрана результатов индивидуализации услуг, работ, товаров, интеллектуальной деятельности. Занимается ЕЭК трудовой миграцией, финансовыми рынками - банковской сферой, страхованием, рынками ценных бумаг и валютным. А также в сферах её интереса многое другое, что достаточно сложно перечислить, не переписывая многостраничные документы. Из главного: именно комиссия реализует международные договоры, формирует договорно-правовую базу ТС и ЕЭК. Страны единого Таможенного союза, являясь сторонами этого объединения, делают долевые взносы, утверждённые главами государств-сторон.

История и перспективы

Итак, в 1995 году руководителями России, Казахстана и Беларуси были подписаны договоры о создании Таможенного союза. Позже к ним присоединились Таджикистан, Киргизия. В 2000 году на базе этой организации был создан Евразийский экономический союз. В 2007-м была создана комиссия Таможенного союза как единый действующий, постоянно регулирующий орган. Этот путь для Таджикистана оказался довольно сложным, и об этом нужно говорить отдельно. Ниже будет глава, посвящённая Таджикистану и его пути в Таможенный союз, какой страна эта пока не осилила. Возможно, в 2017-м и станет его шестым членом.

В 2010 году был введён Таможенный кодекс, а в 2011-м принята Декларация об экономической интеграции и втором её шаге - ЕЭП (Единое экономическое пространство), которая вступила в силу лишь в 2012-м в виде семнадцати межгосударственных соглашений, где была заложена правовая основа этой организации. Тогда же пришёл черёд сформироваться и Евразийской экономической комиссии, которая заменила комиссию ТС. В январе 2015 года был подписан всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, который стал третьим шагом по созданию продвинутой таможенной системы на территории вышеперечисленных государств. В 2016 году пять стран подписали этот договор. Какие страны входят в Таможенный союз нового типа? Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Структура

В 2012 году сотрудников комиссии стало шестьсот человек, через полгода - восемьсот пятьдесят, а в 2013-м - уже более тысячи. Все они являются служащими международными. ЕЭК работает на двух уровнях - Коллегия ЕЭК и Совет ЕЭК. Последний руководит деятельностью комиссии, в нём пять представителей: от каждой страны-участницы - вице-премьер национального правительства. Заседания проводятся ежемесячно. В составе совета от России - И. И. Шувалов, от Киргизии - О. М. Панкратов, от Казахстана - А. У. Мамин, от Беларуси - В. С. Матюшевский, от Армении - В. В. Габриелян. Председательствуют по очереди в алфавитном порядке. Решения принимаются консенсусом.

Исполнительный орган комиссии - Коллегия ЕЭК, она осуществляет дальнейшую интеграцию в границах ТС и ЕЭП. Там - десять членов, по два человека от каждой страны, один из них председательствует. Страны, входящие в Таможенный союз, назначают членов и председателя Коллегии сроком на четыре года, предусмотрено и продление полномочий (уровень глав государств). Заседания проводятся еженедельно.

ТС и Таджикистан

С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз - это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц. По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.

Во-первых, это одна из самых бедных стран Средней Азии. Выхода к морю нет, кругом - горы, где пять лет длилась гражданская война с 1992 года. Инфраструктура пострадала вся, особенно хозяйственная. Сейчас в основе экономики этой страны - производство хлопка, лёгкая и текстильная промышленность. В последнее время началась добыча полезных ископаемых - алюминия, угля, сурьмы, серебра и золота. Также в республике ещё работают построенные при Советском Союзе электростанции. Но в целом ситуация в стране всё равно остаётся плачевной. Из Таджикистана выехало практически всё трудоспособное население, по большей части в Россию, откуда шлют денежные переводы семьям. Конечно, в Таможенный союз эту страну всё равно приняли бы, но до вступления в ТС Киргизии общих границ у Таджикистана с Таможенным союзом не было.

Территория

Единая территория Таможенного союза - страны, которые являются его членами, и все их просторы. Таковы условия договоров, которые подписываются руководителями ТС: границы отдельных территорий в составе любой страны - участницы ТС являются границами ТС. В пределах этих государств таможенные границы ликвидированы, таможенные барьеры сняты, таможенные пошлины не применяются, взаимная торговля процветает без каких-либо административных ограничений.

Услуги, товары, капитал и рабочая сила совершают свободное течение по всей территории, внутреннее законодательство каждой страны-участницы унифицировано с созданием наднационального регулирования в области права. Всё это способствует росту и стабильности всех участвующих национальных экономик.

Задачи

Здесь представлены только основные задачи, которые выполняют страны Таможенного союза. Список:

1. Создать единую таможенную территорию в границах стран-участниц.

2. Ввести режим отсутствия нетарифных и тарифных ограничений в торговле, кроме тех случаев, которые оговорены в специальных нормативных актах.

3. Полностью отменить таможенный контроль в странах-участницах на их внутренних границах.

5. Использовать однотипные механизмы в регулировании торговли и экономики, которые базируются на рыночных универсальных принципах хозяйствования и экономическом законодательстве, гармонизированном для этой цели.

6. Наладить работу единых органов, управляющих Таможенным союзом.

Торговые отношения со странами, не входящими в ТС, по всей внешней границе существуют по другим правилам. Там применяют общие таможенные тарифы, используются единые меры нетарифного регулирования, проводится единая таможенная политика и применяются единые таможенные режимы.

Положительные стороны

По сравнению с функциями зоны свободной торговли ТС имеет многие преимущества, предоставляемые всем субъектам хозяйствования в странах-участницах. Прежде всего снижаются расходы на то, чтобы создать, переработать, переместить, транспортировать товары по территориям стран ТС.

Кроме того, уменьшаются финансовые и временные затраты в связи с отсутствием административных ограничений. Сокращается количество таможенных процедур, в то время как товары из других стран, не участвующих в ТС, должны преодолевать многие таможенные барьеры. С помощью ТС легче открываются новые рынки сбыта. Таможенное законодательство упрощается и унифицируется.

Перспективы

В Евразийский экономический союз намеревались вступить такие страны, как Тунис, Сирия и Турция. Пока о конкретике действий относительно реализации данных желаний ничего не известно, однако может случиться и так, что со вступлением в число стран единого таможенного пространства с Россией в этих государствах стабилизируется политическая напряжённость. Во всяком случае многое говорит о том, что эти намерения в данных странах обсуждаются и взвешиваются. Ещё одна страна, которая сейчас является потенциальным кандидатом на вступление в ТС, - Узбекистан.

С кончиной президента Каримова, который явно не хотел интегрироваться ни в одну из региональных организаций, политика в государстве поменялась. Узбекистан переживает наиболее тяжёлое экономическое положение, без особых надежд на улучшение. Ему ТС чрезвычайно был бы выгоден. Стоит вспомнить, что именно из Узбекистана и Таджикистана в России наибольшее число мигрантов. Из Киргизии тоже много, но у них гораздо более стабильное правовое положение, поскольку эта страна членом ТС является. Таможенный союз - это всё-таки один из шагов по укреплению связей государств бывшего СССР. Через экономические связи, через хозяйственные и технологические цепочки - к восстановлению обновлённых связей и новых политических реалий.

Loading...Loading...