Дети и деньги финансовая грамотность. Как обучать финансовой грамотности детей и подростков: игры, квесты, книги, мультфильмы. Что же такое деньги

Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей . Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

  1. рассказать , что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
  2. познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета
  3. рассказать , как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
  4. объяснить , что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
  5. объяснить разницу между потребностями и пожеланиями
  6. при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
  7. объяснить принцип накопления денег

Введение

Финансовая грамотность - это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию .

Читайте также Сайты про финансы Украины В этой статье мы собрали самые важные сайты про финансы в Украине. Это не есть каталог ссылок, в котором собрано все подряд; на этой странице приведен...

К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах : только в 2012-2013 учебном году началось экспериментальное преподавание у старшеклассников украинских школ. Как сообщает 1kr.ua , «пилотный курс «Финансовая грамотность» будет преподаваться в 68 общеобразовательных учебных заведениях, в том числе в колледжах, в 14 областях Украины для учащихся 10-х классов в течение 2012-13 учебного года ». Но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей и подростков, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах » или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить? ». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах , и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны. Одноклассники могут сказать, что богатым можно стать только если воровать. Или на спортивном кружке кто-то может сболтнуть, что только удачливые станут успешными. Представьте, какое влияние могут оказать эти утверждения, если ваш ребенок всерьез поверит своим «друзьям». Поэтому важно именно ваше участие , чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И - повторюсь - вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним , чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами . К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла? »
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба - это выгодно? »
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо? »

Читайте также Полезные сайты по финансам В первом собрании ссылок про финансы я предоставил список сайтов про финансы Украины. В этой подборке сайтов я привожу список сайтов, посвященных фина...

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары - деньги , которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите , что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне? » или «как собрать сумму в 64 рубля? ». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала)
  2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
  3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной гривен?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»
  4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку

После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.

Альтернативные виды денег

Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните , что дережный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все-равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Зароботок

Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги .

Читайте также Чтоб стать миллионером, думайте как миллионер Автор хочет донести, что у читателей есть все шансы стать миллионером. Для этого понадобится время и усилия, но это действительно возможно. Для того...

Расскажите детям, что людям надо работать , чтоб зарабатывать деньги . Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то - за проект. Также расскажите , что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также - что можно стать предпринимателем и начать свое дело , и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).

Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы . К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем. »

После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать , он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас . И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.). Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка , открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте , какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать » или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.

При рассуждении о будущей профессии вашего ребенка, подумайте о следующем:

  • какие самые любимые (успеваемые) предметы в школе?
  • почему именно эти предметы, а не другие?
  • какие профессии могут использовать навыки от этих предметов и наук?
  • какие любимые хобби?
  • есть ли варианты обратить хобби в занятость?

Карманные деньги

Давать деньги детям на регулярной основе - это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности . Только важно - приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром (перед началом учебной недели) или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.

Кроме простой регулярной (линейной - выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.

Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны : если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.

Потребности vs желания

Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что - желание.

Потребность - то что нужно для выживания

Желание - то что нам хотелось бы иметь

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить .

Примеры потребностей :

  • дом (в широком смысле)
  • здравоохранение
  • одежда

Примеры желаний :

  • технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)
  • ювелирные украшения, бижутерия
  • кино, телевидение, компьютерные игры

Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае? » Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи - куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника? », «может пристанем платить за воду? », «что важнее купить: еду или игрушку? »

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое - на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

Прямая ссылка на диаграмму ; после перехода жмите «печать» в броузере, чтоб распечатать; вы также можете подстроить диаграмму под себя, изменяя цифры, идущие после «&chd=t:» в адресной строке картинки.)

Правильный выбор: куда тратить деньги

Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть - оставаться неизменной.

Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги - ресурс ограниченный , и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности. Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор . Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.

После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уровнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 гривен, а робот - 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 гривен », и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать , какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные : причины за и причины против . Попросите ребенка написать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против. К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:

  • мои друзья будут меня уважать
  • он удобен, стилен и эстетичен
  • он поможет мне в учебе и ежедневных задачах

Причины против покупки:

  • он дорого стоит
  • у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций
  • я избавлю себя от фальшивых «друзей», котрые потянуться ко мне из-за последнего айфона

И когда у ребенка будет список причин за и против для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.

Попросите ребенка сузить список до 1 товара , и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег. Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить в решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.

Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор », потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).

Принцип накопления

Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь , которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельствно - отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления .

Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать . И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно о подождать.

Проясните несколько вещей с ребенком:

  • сколько уже есть у вашего малыша
  • сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты
  • сколько денег ребенок может накопить в неделю
  • сколько потребуется времени для получения необходимой суммы

Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните , что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.

Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.

Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то.

Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей . Сегодня ваш ребенок может решить что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.

Вывод

Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы - родители - должны их подготовить и обучить финансовой грамотности

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день материальные блага в жизни человека имеют весомое значение, поэтому многие не понаслышке знакомы с понятием финансовой грамотности. Часто ли родители стараются объяснить своему чаду насколько важно правильно обращаться с деньгами?

К сожалению, в нашей стране не принято прививать финансовую грамотность детям, однако, каждый взрослый человек должен понимать, что знания о том, как достаются деньги или умение распоряжаться карманными расходами могут значительно облегчит их жизнь, а также жизнь их ребенка в будущем.

Если вы не знаете, как правильно начать разговор с ребенком о деньгах, в какой форме донести нужную информацию или, как привлечь его внимание к этому вопросу, то на помощь придет детская специализированная литература, о которой и пойдет речь в этой статье.

Итак, вашему вниманию, представляется ТОП 10 лучших книг по финансовой грамотности для наших юных читателей.

  1. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги»

    Именно такое многообещающее название дал своему детищу Джеффри Бейли, и не прогадал, потому что за броским заголовком скрывается замечательная энциклопедия для детей о деньгах и всем, что может быть связно с ними. Книга имеет яркие иллюстрации и представляется к изучению детям от 6 лет. Она научит ваше чадо не только финансовой грамотности, а также таким понятиям, как помощь и сострадание к людям, лишенных материальных благ.

  2. «Как в 12 лет Кира разбогатела»

    Бодо Шефер известен всему миру, как консультант в финансовой сфере, однако, не малую популярность ему принесли комиксы о собаке Мани, обучающей обращению с деньгами двенадцатилетнюю Киру, которая, в свою очередь, делает большие успехи и становится финансовым специалистом.

    Этот сборник будет интересен детям постарше, скорее даже подростковому возрасту. Книга наполнена захватывающими приключениями, интересным развитием событий, а также ведает о настоящей и крепкой дружбе, не забывая при этом подтягивать знания в финансовой сфере.

    В России этот сборник больше известен, как повесть «Пёс по имени Money».

  3. "Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем"

    Анна Воронина, Татьяна Воронина и Татьяна Попова доносят до детей младшего школьного возраста математическое применение финансов, знакомят с деньгами разного достоинства и учат их делению на более мелкие составляющие, например, монеты.

    Немаловажно, что в стихотворной форме эта книга учит детей к осмотрительному отношению к деньгам, а также указывает на опасности, которые подстерегают людей в мире финансов.

  4. «Удивительные приключения в стране Экономика»

    Сказка, написал которую доктор экономических наук Игорь Липсиц, немного немало, два десятка лет назад, не так давно была вновь выпущена для современного поколения.

    Отличие этой книги от всех остальных в том, что в ней рассказывается не только о деньгах и об обращении с ними, но еще и о том, как экономическая сфера влияет на события мирового масштаба. Книга рекомендуется к прочтению детям и подросткам.

  5. «Финансы для тинейджеров»

    Пожалуй, это одна из самых популярных книг, которая с легкостью привлечет внимание ребенка к финансовому вопросу. Наталья Попова, она же автор данной книги, интересно и на понятном языке рассказывает детям и их родителям о таких серьёзных понятиях, как банки, кредит, инвестиции. В книге прекрасно раскрыты основные понятия финансовых знаний, а также имеются задачки для детей и их родителей, вопросы для самопроверки, множество советов по накоплению и управлению заработанными деньгами. Издание рекомендуется к прочтению подросткам, но красочные картинки, а также легкость восприятия, привлекут интерес детей и более младших возрастов.

  6. «Начинающий инвестор»

    Ещё одна занимательная книга для подростков, написанная Гейлом Карлицем и Дебби Хонигом. Серьезность данной темы не помеха для отличного восприятия текста, который притягивает своим «простым» языком.

    Книга наполнена различными фактами о деньгах, инвестициях, ценных бумагах и ещё многим, сопутствующим в мире денег, операциям. Отзывы гласят, что книга будет интересна к прочтению не только детям, но и их родителям.

  7. «Финансовая грамотность для детей и подростков»

    Автор книги Наталья Смирнова со всей серьезностью подошла к данной теме, тем не менее, не забыла, что книга рассчитана на ребенка. Одной из преимуществ данного издания является то, что писатель разделила её на 2 части, одна из которых посвящена деньгам и всему сопутствующему, а вторая, важности накоплений и роли банков в этом деле.

    Приятно порадуют читателей и творческие задачки, которые тут заготовлены и небольшие рассказы, освещающие разные жизненные происшествия и способы их избегания.

  8. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»

    Сергей Бондаренко и Ирина Золотаревич не скупились на советы. Книга в полной мере направлена на развитие в ребенке предпринимательской жилки, дает советы о преуспевании в бизнесе, а главное, повествует о том, как обращаться с заработанными деньгами.

    Название книги выдает её главное достоинство: авторы рассказывают о вполне реализуемых идеях для своего дела, что является весьма привлекательным для молодых читателей.

  9. «Финансовые истории для подростков»

    Еще одна книга, уже знакомых, Сергея Бондаренко и Ирины Золотаревич, которая в форме рассказа повествует о сложности планирования расходов подростком и теплых отношениях с близкими, которые всегда готовы прийти на помощь.

    Возможно, она менее информативная, но дети подросткового возраста выделяют её среди остальных, наверняка, и вашему ребенку издание придется по вкусу.

  10. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»

    Занимательная книга, имеющая игровую форму, где родитель и ребенок отгадывают загадки, тренируют смекалку и открывают для себя много нового. Татьяна Попова, в написании данной книги преследовала идею создания интересного сюжета и у нее это получилось!

    Обучение финансовой грамотности здесь не так яко выражено, но, безусловно, присутствует. Книга рекомендована детям от 5 лет.

Вы можете записать ребенка на эффективные

Здравствуйте, друзья! Финансовое образование и умение обращаться с деньгами – вопрос далеко не праздный. И, думаю, чем больше мы будем игнорировать правильные финансовые привычки, тем хуже будет становиться наше материальное положение.

И если мы, взрослые тетеньки и дядьки, только-только сейчас начинаем понимать всю важность финансового образования, то наши дети еще могут успеть развить в себе с детства правильное отношение к деньгам и научиться грамотно ими распоряжаться.

Ранее мы уже говорили на страницах блога о том, и публиковали . И сегодня появилась возможность продолжить эту тему благодаря интересной и чрезвычайно полезной, на мой взгляд, и для детей, и для родителей книги Евгении Блискавки «Дети и деньги» , которая по счастливой случайности попалась мне на глаза.

По сути – это бесплатный самоучитель для детей и родителей, в котором в доступной и простой форме Евгения Блискавка (автор книги и директор Института финансового планирования) объясняет смысл сложных финансовых понятиях и в игровой форме учит детей основам финансовой грамотности.

Это наглядный пример того, как правильно говорить с ребенком о деньгах, чтобы навсегда не отбить у него интерес к этой теме, как просто объяснить ребенку сложные финансовые термины, как научить ребенка использовать свои знания о деньгах в жизни.

В книге очень много полезной информации, которой автор книги от лица главных ее героев (мама, папа и их дети Маша и Паша) щедро делится с читателями.

О том, как появились деньги, какие бывают деньги, зачем они вообще нужны, как ими управлять и распоряжаться, как их сохранять и преумножать и еще много чего нужного вы узнаете из этой книги.

Секрет №5. Как «приручить» деньги»?

Очень полезная информация: мы узнаем, для чего нужен бюджет, и как он поможет ребенку осуществить свои заветные желания.

Изучив эту главу и поняв, откуда приходят деньги и как они расходуются (доходная и расходная часть), ребенок самостоятельно или с вашей помощью сможет составить свой личный бюджет.

К книге приведены примеры и расчеты.

Секрет №7. Как «выращивать» деньги?

Еще одно открытие для детей. Да и только ли для детей? Многие взрослые не задумываются о том, как же все-таки приумножить свои деньги, ссылаясь на вечное их отсутствие.

Поняв, что такое инфляция, и сравнив способы сохранения денег, думаю, не сложно сделать вывод: как же все-таки выгоднее накапливать деньги, чтобы не оказаться в минусе.

А вот Секрет №8 о том, как научить деньги «бегать», думаю, окажется очень полезным и для многих взрослых.

Рассказ о современных и удобных способах расчета за товары или услуги с подробным описанием некоторых их видов (банковская карта, интернет-банкинг, платежные терминалы), с инструкцией, где можно ими расплачивается и как правильно пользоваться – настоящее мини-руководство для детей.

Секрет №9 – просто потрясающий. В нем речь идет об инвестировании.

Спасибо автору этой книги. Мое мнение: чем раньше дети начнут понимать смысл этого слова, тем раньше и быстрее возьмут в свои руки управление своими личными финансами, что очень пригодиться им в будущем. Признаюсь честно, я и сама только недавно заинтересовалась этой темой и способами инвестирования.

Секрет №10. Как купить защиту от неприятностей?

Еще один актуальный вопрос, которому мы не уделяем должного внимания – это страхование от всякого рода неприятностей для себя и своего имущества.

А секрет №11 – о том, как позаботиться о своем будущем и что нужно делать, чтобы не оказаться в старости без денег, не менее важен.

Хотя и кажется, что нашим юным героям до него еще очень далеко.

И это далеко не все секреты и знания, которые можно узнать из этого самоучителя. Причем основная мысль, которая проходит через все главы этой книги, на мой взгляд, такова: насколько финансово благополучен человек зависит, в первую очередь, не от количества денег, а от его умения правильно распоряжаться своими деньгами.

Эту, простую на первый взгляд, мысль мы взрослые частенько забываем. И эта книга наглядно, на практических примерах, с помощью математики и логики не только учит детей основам финансовой грамотности, но и напоминает нам родителям, что без воспитания правильного отношения к деньгам, без обучения детей основам экономических знаний в современной жизни никак не обойтись.

Книга «Дети и деньги» выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер». И, как всегда, безупречно оформлена. Ее, даже не читая, просто приятно подержать в руках. Я поклонница этого издательства. И уже не раз убедилась, что все, что издается в нем – интересно, полезно и познавательно.

И совсем не обязательно, читая эту книгу, преследовать большие цели и стремиться развить в своем ребенке качества великого финансиста. Поверьте, время, проведенное вместе с ребенком за изучением этой книги, это время на сто процентов проведенное весело и с пользой.

Домашние задания, ребусы, загадки, задачки и сюрпризы на страницах книги логично дополняют основное содержание и превращают чтение в увлекательную игру, веселое и полезное путешествие в совсем не скучный мир денег.

За последние десятилетия финансовая сфера нашей жизни претерпела значительные изменения: с развитием электронных расчетов, интернет банкинка и появлением криптовалют, финансовые взаимодействия стали одновременно проще и сложнее. Многие родители задумываются над тем чтобы как можно раньше передать ребенку необходимые знания о финансовой составляющей нашей жизни и сформировать у него нужные навыки в обращении с деньгами.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность слишком емкое понятие, чтобы его описать одним предложением. Многие взрослые и образованные люди сегодня сталкиваются с проблемой полного непонимания того, как управлять финансовыми потоками, адекватно оценивать свои возможности в случае займа средств, не говоря уже о том, чтобы разбираться в тонкостях сочетания банковской сферы с современными технологиями и способами заработка. Финансовая грамотность включает в себя различные социальные взаимодействия: от оплаты товаров до способности контролировать личный и общественный бюджеты.


Обучение финансовой грамотности детей: игры, книги, мультфильмы

На просторах интернета мы собрали множество полезных ресурсов, которые помогут вам донести до своего ребенка важную информацию из сферы финансов и обучить его правилам обращения с денежными средствами.

Книги

«Пес по имени Мани» — бестселлер Бодо Шефера.

Книга знакомит детей с основами финансового социального взаимодействия, построения бизнеса, да и попросту рассказывает на примере девочки по имени Кира, откуда берутся деньги. Предназначена для детей 10-13 лет.

«Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков» — труд отечественных авторов Сергея Биденко и Ирины Золотаревич

Он поможет подростку 10-14 лет сориентироваться в мире возможностей для заработка. В книге предложено множество идей активного и пассивного дохода, представлены полезные советы по формированию правильного отношения к заработанным деньгам.

Мультфильмы

  1. Мультфильм о стратегиях инвестирования «Как размножаются деньги» расскажет о том, как добываются деньги и главное, как правильно их тратить.
  1. «Азбука финансовой грамотности для детей» от полюбившихся сказочных персонажей – смешариков.
  1. «Азбука денег тетушки Совы» расскажет малышам о семейном бюджете.

https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Игры для детей 6-11 лет

«Поменяй монетку»

С самого раннего возраста детки сопровождают своих родителей в магазины, супермаркеты, ездят с ними в общественном транспорте, присутствуют при других видах социального взаимодействия, где есть необходимость разменивать деньги.

Рассыпьте перед малышом монетки различного достоинства и научите его хорошо их различать: сравните размер, толщину, цвет и вес каждой монетки. После того, как номинальные достоинства будут хорошо усвоены, попросите ребенка разменять вашу монетку на более мелкие или посчитать вам сдачу после приобретения товаров в его игрушечном магазине.

«Продавец-покупатель»

Предложите ребенку поиграть в одну из самых увлекательных игр детства, именуемую в народе «Магазин». Игра хорошо закрепляет простые арифметические навыки, развивает память и умение планировать свои расходы. Во время игры вы с ребенком или же дети друг с другом могут меняться ролями.

«Контроль за покупками»

Следующим шагом по закреплению финансовых навыков станет полноценный поход с ребенком в супермаркет за покупками. Составьте список необходимых покупок, которому вы планируете четко следовать и попросите малыша помочь проконтролировать соблюдение каждого пункта.


5 финансовых игр и квестов для подростков

В период от 12 до 14 лет подростки очень подвержены сиюминутным влечениям и желаниям, которые формирует мода и мнение коллектива. Как правило, в этом возрасте дети не продумывают свои расходы далее текущего момента. Предлагаем провести несколько несложных квестов и тематических игр, которые помогут подростку научиться планировать расход или общественный бюджет.

«Какие из моих талантов и умений помогут заработать деньги»

Цель игры – помочь подростку сформировать адекватное восприятие своих способностей и дать правильное направление в выборе будущей профессии. Предложите ребенку составить список сильных сторон своей личности и для каждого пункта продумать не менее трех способов заработка.

Примеры:

к тезису «Мне легко удается находить общий язык с малознакомыми людьми» можно подобрать следующие варианты занятости:

диспетчер такси;

продавец-консультант;

репетитор для детей.

К тезису «Обожаю информатику и робототехнику» подойдут следующие варианты заработка:

репетитор, обучающий людей преклонного возраста элементарным навыкам работы на компьютере;

системный администратор;

консультант по продаже электроники.

Подскажите подростку идеи, которые не требуют больших капиталовложений.

«Планируем бюджет семьи на выходной день»

Позвольте ребенку составить смету для расходов всей семьи на выходной день, а затем тщательно проконтролировать ее выполнение и проанализировать результат. В число расходов должны входить даже такие мелочи, незаметные для большинства детей 12-14 лет, как оплата проезда, предметы первой необходимости, продукты.

«Собственный банковский счет»

В банках многих стран мира родителям предоставляется возможность открыть счет на имя ребенка, начиная с 14 лет. Цель этого мероприятия: научить его ориентироваться в банковских документах: бумажных выписках, чеках, электронных личных ресурсах клиента банка. Кроме того, личный банковский счет позволит вам контролировать навыки подростка по длительному планированию своих расходов.

«Благотворительность»

Цель игровой практики – сформировать у ребенка навык делиться. В таком вопросе, как благотворительность очень важен личный пример – вряд ли подросток захочет следовать пустым словам, не подкрепленным реальными действиями.

Предложите подростку после каждого пополнения его личного счета или копилки выделять некоторую сумму, которую он в скором времени сможет отдать по случаю на благотворительность.

«Выписки с расходной карты»

Цель тренировки – познакомить подростка с форматом банковских документов. Вместе проанализируйте данные поступлений и расходов средств за некоторый период времени.

Зачем обучать детей финансовой грамотности: мнения специалистов

Какие общие правила финансового воспитания детей актуальны для нашего времени?

Детский практический психолог Марина Нахалова : «В семье не следует замалчивать тему денег. Ребенок должен знать, каким образом деньги влияют на отношения в социуме, чтобы к моменту, когда маленький человек приступит к социальному взаимодействию, он был осведомлен в финансовых отношениях между людьми. Ключевую роль в вопросе финансового просвещения ребенка играют именно родители, а не социум. Первые правила финансового взаимодействия будут установлены именно по родительской схеме».

Когда следует начать говорить ребенку о деньгах?

Писатель книг о деньгах, предназначенных для детей Эдуард Матвеев : «По результатам исследований психологов азам финансовой грамотности ребенок обучается до 6 лет, наблюдая за поведением окружающих людей, в особенности своих родителей. Те знания, которые он успеет приобрести к этому моменту, во многом определят его будущее отношение к деньгам».

Loading...Loading...