Анализ стихотворения незнакомка блока. Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно вошло в цикл «Свирель запела на мосту». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи. Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».
Жанр произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема – столкновение мечты и реальности. Об этом писал сам Блок статье «О современном состоянии русского символизма»: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… <…> Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством… Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю «Незнакомкой» : красавица кукла, синий призрак, земное чудо. <…> Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено» . Таким образом, Прекрасная Дама из первых стихотворений поэта трансформируется здесь в образ своего «демонического двойника», куклы.
Отметим, что в этом произведении поэт использует устойчивые в символизме мотивы, образы, ситуации. Это мотив вечера, солнца, романтического опьянения. Сама ситуация встречи с Незнакомкой уже присутствовала в произведениях В.Я. Брюсова. Однако у Блока все устойчивые символистские мотивы и ситуации трансформируются и обретают новый, зачастую противоположный смысл.
В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Первая часть – это подчеркнуто гротескная картина обывательского быта. Открывается стихотворение описанием весеннего вечера. Однако лирический герой не чувствует свежего дыхания весны:


По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Образ ресторана здесь также символичен. Это воплощение пошлости, бытового мира, окружающего героя. И этот мир поэт представляет нам зримо, слышимо, ощутимо конкретно. В этом описании передано не только мироощущение лирического героя, но и конкретные детали современной поэту действительности. Друг Блока, Евгений Павлович Иванов, вспоминал, что, будучи у него в Озерках (дачное место под Петербургом), видел показанные поэтом вывески булочной, канавы, прислушивался к крикам плывущих на лодках по озеру. И действительно, мы видим канавы и шлагбаумы, вдыхаем «переулочную пыль», ощущаем горячий, несвежий весенний воздух, слышим пьяные окрики, скрип уключин, «детский плач», «женский визг». Детали пейзажа также демонстративно снижены у Блока: луна равнодушно взирает на происходящее:


А в небе ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

Вместо солнца золотится «крендель булочной», любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками». Во всем здесь отталкивающая дисгармония – звуков, запахов, красок и форм, ощущений и чувств. Все эти выразительные детали ярко характеризуют лирического героя, передавая его мироощущение, неприятие им уродливой, прозаической реальности.
В стихотворении звучат два устойчивых мотива. Один из них – мотив опьянения. Задают «окрики пьяные» в ресторане, «пьяницы с глазами кроликов», кричащие «In vino veritas!». Незнакомка у Блока идет «меж пьяными». О «влаге терпкой и таинственной» говорит и сам лирический герой:


И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

Однако опьянение его – это еще и погружение его в мир мечты, романтики, любви:


И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

Другой устойчивый мотив «Незнакомки» – мотив вечера. Открывается стихотворение описанием вечернего ресторана, вечернего пейзажа. Далее анафора («И каждый вечер…») повторяется трижды: в бытовой, пошлой картине прогулок дам и их местных кавалеров, в описании ощущений лирического героя (его опьянение), в описании Незнакомки.
Вторая часть стихотворения открывается появлением Незнакомки:


И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Повествование здесь переходит в романтический план. «Дыша духами и туманами», Прекрасная Незнакомка возникает словно из страны грез, старинных преданий:


И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…

Старинные предания и сказки вновь оживают в душе героя. И ему неважно, наяву или во сне происходит эта метаморфоза: он уходит в «очарованную даль» от окружающей пошлой реальности, ото всего, что оскорбляло его эстетическое чувство. Погружаясь в мир мечты, он открывает иную действительность:


Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные,
Цветут на этом берегу.

Духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег – все эти детали составляют целостный, единый образ мира мечты и поэзии. И пусть образ этот только греза, видение, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается герою именно в эти минуты. Именно об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю – истина в вине».
Что стоит за образом Незнакомки у Блока? Как мы уже отмечали выше, толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы; это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда»; это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.
Как мы уже отмечали, в основе композиции произведения – принцип антитезы. Первая часть (первые шесть строф) – описание реальной действительности. Вторая часть – (последние семь строф) – уход лирического героя в мир мечты и сказки. Два эти мира у Блока несовместимы. Точно подметил это А. Терновский: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям» . Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («берег очарованный», «терпкое вино», «очи синие бездонные»), метафору («очи синие бездонные Цветут на этом берегу», «И все души моей излучины пронзило терпкое вино»), инверсию («В туманном движется окне»), аллитерацию («По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух»), ассонанс («Дыша духами и туманами»).
Блоковскую Незнакомку исследователи сравнивали с героиней Гоголя из повести «Невский проспект». У Гоголя панельная красотка сводит с ума несчастного художника, представ перед ним в виде неземного видения. Блок же рассматривает этот сюжет в ином ракурсе: иллюзия торжествует у него над пошлостью и однообразием жизни. Впоследствии эту тему поэт развивает в лирической драме «Незнакомка». Однако в этой пьесе Блок утверждает уже горько-ироническое отношение к ситуации: поэт у него обречен на вечную тоску по прекрасному идеалу.

1. Блок А. О современном состоянии русского символизма. Электронная версия. www.readr.ru

2. Материалы к анализу стихотворения А. Блока «Незнакомка». Электронная версия. www.osvita.ua



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока - поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” - переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;
  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
  • композицию;
  • тему, (микротемы);
  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
  • лирический герой;
  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)

Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически.Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений.Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а-ы, и-ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук - режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф - отчаяние от одиночества лирического героя.Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” . Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она - или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого - новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце - символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

V. Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения?

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стих?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?

Каково место лирического героя в произведении?

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

VI. Итог урока – модель стихотворения - видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка”).

VII. Домашнее задание.

1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.

2 Вариант. Модель стихотворения.

Литература.

1. Блок А.А. Избранные произведения. - Л., 1970.

2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.

3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.

Стихотворение «Незнакомка» написано в тяжелый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родил ось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном поселке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы. Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой.

Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.
Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже
традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искаженном виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав »; образ ресторана тоже символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino
veritas!» — «Истина в вине!« (лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами (Дыша духами и туманами, / Она садится у окна/ и веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шелка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, Но стоит протянуть руку — и он исчезает.

И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Автор использует разнообразные средства выразительности. Произведение выстроено на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность.

Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи …цветут; души … излучины пронзило … вино).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрестная.

Какова композиция стихотворения? Что является содержанием стихотворения в 1-й части?

Какие художественные приёмы использует поэт для создания картины реального мира? Как воспринимает этот мир лирический герой? В чём сложность его восприятия? В чём Блок видит выход из бессмысленности существования? Кто такая Незнакомка? Каковы средства создания её образа? Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Композиционно стихотворение распадается на две части. 1-я часть создаёт реальный образ окрестностей города. Об этом свидетельствуют детали предметного мира: рестораны, крендель булочной, котелки, канавы, шлагбаумы и т. д. Автор иронично относится к этому миру, поэтому использует антитезу («весенний и тлетворный дух») и соединение представлений о высоком и низком: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск». Он видит «дикость», «тлетворность», бессмысленность мира. Возникают образы мещанской пошлости: « … заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Концентрация безобразных образов велика. Она создаётся и с помощью звука. Мир заполнен детским плачем, женским визгом) скрипом уключин. Эта какофония возникает от аллитерации свистящих, шипящих и «р». Лирический герой, с одной стороны, противостоит миру пошлости (он «смирен и огпушён»). С другой стороны, он сын земли, слит с этим миром, оглушён «влагой терпкой и таинственной». Но именно она позволяет ему уйти в мир своей мечты, где и происходит встреча с Незнакомкой.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»

В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! А.А. Блок Стихотворение «Незнакомка» явилось важным этапом в формирующейся системе образов Блока-символиста. До этого звучали в его поэзии полунамеки и неясные фантастические тени. В этом же стихотворении поэтом создан образ его идеала, сквозь который проглядывают конкретные черты прекрасной незнакомки. Это стихотворение как бы соткано из противоречий, противопоставлений. Композиция произведения построена на антитезе. Эстетствующий поэт почти с отвращением описывает обстановку, на фоне которой позже появится его героиня. По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Поэт как бы нагнетает неприятное впечатление от окружающей пошлой и приземленной обстановки. Он готовит «площадку», на которой появится его героиня, ярким контрастом с окружающими. ...Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна. Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. Поэт не просто любуется дамой, он восхищен ее нарядом, «синими бездонными очами». Возвышенная лексика подчеркивает благоговение автора перед героиней. Он лишь издали с восторгом наблюдает за ней, не решаясь приблизиться, нарушить ее покой и одиночество. А затем звучит восторженная ода собственной фантазии, родившей этот возвышенный неземной образ, способный поднять поэта над действительностью, увести его в волшебный мир иллюзий, мистики и ворожбы. Блок горд, что ему открылся этот мир, скрытый от глаз обывателя. Глухие тайны, мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Стихотворение «Незнакомка» явилось своеобразной визитной карточкой Блока-символиста и времени, которое мы называем «серебряным веком». Автор сумел емко и образно открыть читателю мир своей души, показать сокровища, таящиеся в его фантазии, поэтическом мире поэта-лирика.

Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения "Незнакомка" Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.

"Незнакомка" Блока. Анализ по плану

В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения "Незнакомка" Блока по плану, указанному ниже:

  1. История создания.
  2. Композиция.
  3. Художественные средства.
  4. "Я" лирического героя
  5. Основная мысль.
  6. Отзывы критиков.

История создания

Чтобы в процессе анализа "Незнакомки" Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов "Нечаянная радость". Поэт переживал тяжелый период своей жизни.

Революция 1905 года "что-то раздробила" в его душе, по его собственному признанию. Тематика стихотворений, которые раньше воспевали мечту и Прекрасную Даму, менялась. Зазвучали темы социального неравенства, пошлости мира, усилилось ожидание приближающихся потрясений. Страшным ударом стала измена жены: Л. Д. Менделеева ушла к близкому другу и соратнику Блока Андрею Белому.

Поэт перестал общаться с приятелями-символистами, все время он проводил в дачном поселке Озерки. Здесь, в ресторанчике на железнодорожном вокзале, Блок глушил алкоголем тоску на сердце. В окне мелькали поезда, сновали люди. Именно сюда к нему пришел образ таинственной незнакомки, символизирующий чистоту, духовность. По утверждению поэта, он видел ее и вживую - на полотнах Врубеля.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а "тлетворный дух". Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с "испытанными остряками". Последние "заламывают котелки", которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока "бессмысленно кривится" и сравнивается с неживым диском.

Анализ "Незнакомки" Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет - крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них "глаза кроликов", все безнадежно пьяны. Однако вино, "терпкое и таинственное", постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ "Незнакомки" Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит "духами и туманами". Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка "веют", словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются "древние предания", сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в "очарованную даль", выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир "глухих тайн", "дальних берегов", солнца, "синих бездонных" очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру "чудовищ". "Истина в вине" - это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Художественные средства

Продолжим анализ "Незнакомки" Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.

В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.

Блок не поскупился на тропы. Мы можем найти в стихотворении эпитеты ("бездонные очи", "берег очарованный"), метафоры (очи... цветут, вино... пронзило), анафору ("и каждый вечер"), оксюморон ("весенний и тлетворный"), олицетворение ("кривится диск"). Однако основной прием - антитеза. Пошлая реальность противопоставлена высокому идеалу, что подчеркивается лексикой, образами, звукописью.

"Я" лирического героя

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет лучше понять его главного персонажа. Лирический герой появляется лишь к концу первой части, но окружающий мир мы видим его глазами. Он страшен и затягивает героя в безвыходный круг. Это ощущение создают повторяющиеся союз "и", строфа "и каждый вечер". Лексика четверостишья, в которой впервые появляется "Я" героя, высокая. Этим подчеркивается его чуждость пошлому окружению. Единственный друг - собственное отражение. Пребывая в смиренном отчаянии, персонаж ищет спасение в алкоголе.

Одинокая незнакомка - его двойник. Только они вдвоем посвящены в "глухие тайны". Для героя она - вестница из недостижимого мира гармонии. Ее образ расплывчат, окутан тайнами, туманами, духами и волшебством. Они близки духовно, но их союз невозможен. Мир слишком зыбок, однако только в нем герой может спастись от грубой действительности. Последняя строфа полна надежды и отчаяния. Прекрасный идеал воспринимается как "сокровище". Однако герой полон сомнений: возможно, таинственная Незнакомка всего лишь пьяное видение, игра разума.

Основная мысль

Анализ "Незнакомки" Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.

Анализ "Незнакомки" Александра Блока приводит нас к трагичному выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя ярко вспыхнула надежда, он озарен ею, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Он - часть мира "пьяных чудовищ", куда не вхожа Незнакомка. Мечта может на мгновение войти в нашу обыденность, ярчайшей вспышкой озарить ее, перевернув душу, но затем снова исчезнуть, вернув человека в скучную реальность.

Loading...Loading...