Анализ произведения Казакова “Тихое утро”. «Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ

Cлайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.Светлый, Калининградской области Анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». Подготовила учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Художник С. А. Виноградов.

Cлайд 2

Цели: -проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа, найдя «точки» его нравственных «взлетов» и «падений»; -раскрыть проблему выбора между добром и злом. Задачи: -обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи; -способствовать самовыражению ученика как личности; -развивать любовь к природе, к родному краю; -на примере литературного произведения дать возможность испытать ощущение выбора между добром и злом.

Cлайд 3

План урока: Тест на повторение. Сведения об авторе. План рассказа. Незнакомые слова. Сценка. Описание природы в рассказе: а) птицы, б) рыбы, в) растительность. 7. Демонстрация навыков работы с удочкой. 8. Работа по вопросам: а) что произошло в бочаге? б) по чьей вине произошло несчастье? в) охарактеризуйте поведение героев в экстремальной ситуации, г) какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями, д) о конкурсе «Что делать в трудной ситуации?». 9. Составление рассказа о трудных жизненных ситуациях. 10. Составление памятки о поведении на воде.

Cлайд 4

Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны. И. Кузьмичёв Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Кириллова Л.И. Писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир. В.Ф.Василенко 2.

Cлайд 5

3. План рассказа. 1. Ранним утром. 2. Яшка будит Володю. 3. По дороге на рыбалку. 4. Ловля рыбы. 5. Володя тонет… 6. Спасение Володи. 7. Яшка и Володя по дороге домой… Е. Чернышева «Толя, Витя и Вова из деревни Кишарино».

Cлайд 6

Cлайд 7

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы. Косарь - большой нож с толстым и широким лезвием. Сруб на колодце. Бадья. Полещанский бочаг. Выпозки – черви для наживки. Перекатки – открытое место на реке, где из-за неровностей ландшафта волны перекатываются одна через другую. Омут – глубокая яма на дне реки, озера. Ветряк на горке – ветряной двигатель, ветряная мельница. Лощина – долина с пологими склонами.

Cлайд 8

Вывод. Значения многих слов и выражений, незнакомых для нас, трактуются в толковых словарях как общеизвестные русские слова.

Cлайд 9

Cлайд 10

Работа по вопросам. 1) Что произошло в бочаге? 2) По чьей вине произошло несчастье? 3) Охарактеризуйте поведение героев в экстремальной ситуации. 4) Какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями.

Cлайд 11

Cлайд 12

Чувства и переживания Яши Чувства и переживания Володи Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал, выскочил на луг и кинулся к деревне, но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. сразу же вцепился, стал быстро-быстро перебирать руками, цепляясь за рубашку и сумку, наваливаться на него, по-прежнему выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки: «Уаа… Уааа». Тогда вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слёзы, и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз. Он осторожно вытащил из-под живота большого леща, повернул своё счастливое широкое лицо, засмеялся было, но улыбка его внезапно пропала, глаза испуганно уставились на что-то за спиной. наконец справился с ботинками и, подрагивая и глядя перед собой невидящим взглядом, вышел из сарая. Он готов был отказаться от рыбалки разреветься, но он так ждал этого утра! немного стыдно было, что он опустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать. «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой… разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…, а встал-то он сегодня из-за этого… заморыша – хотел места рыбные ему показать, - и вот вместо благодарности и восхищения - «рано»! А не рано? – сипло спросил он, зевнул и, покачнувшись, схватился рукой за лестницу.

Cлайд 13

Чувства и переживания Яши Чувства и переживания Володи Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал, выскочил на луг и кинулся к деревне, но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. Тогда вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слёзы, и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз. наконец справился с ботинками и, подрагивая от обиды и глядя перед собой невидящим взглядом, вышел из сарая. Он готов был отказаться от рыбалки? разреветься, но он так ждал этого утра! разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…, и встал-то он из-за… этого заморыша – хотел места рыбные показать, - и вот вместо благодарности и восхищения - «рано»! сразу же вцепился, стал быстро-быстро перебирать руками, цепляясь за рубашку и сумку, наваливаться на него, по-прежнему выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки: «Уаа… Уааа». Он осторожно вытащил из-под живота большого леща, повернул своё счастливое широкое лицо, засмеялся было, но улыбка его внезапно пропала, глаза испуганно уставились на что-то за спиной. в трёх метрах от берега бил, шлёпал по воде руками, запрокидывая к небу белое лицо с выпученными глазами, захлёбываясь и окунаясь в воду, всё силясь что-то крикнуть… А не рано? – сипло спросил он, зевнул и, покачнувшись, схватился рукой за лестницу.

Cлайд 14

стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! - Да-а.. - выговорил, что есть силы стараясь не плакать и вытирая глаза штанами, - ты уто-о… утопать…, а мне тебя спа-а… спасать… Лицо его измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему за рубаху, потому что, стоя уже внизу, рядом, он всё дёргал тонкой шеей, поводил плечами и почёсывал спину. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. голова валится на подушки, и глаза слипаются, но переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки, стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. - Как… как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дёргая худыми плечами, беспомощно опустив голову и отворачиваясь от своего спасителя. - Ты что, в ботинках пойдёшь? – презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. – А галоши наденешь?

Cлайд 15

- Как… как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дёргая худыми плечами, беспомощно опустив голову и отворачиваясь от своего спасителя. стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! Лицо его измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему за рубаху, потому что, стоя уже внизу, рядом, он всё дёргал тонкой шеей, поводил плечами и почёсывал спину. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. голова валится на подушки, и глаза слипаются, но переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки, стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. немного стыдно было, что он опустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать. «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой… - Ты что, в ботинках пойдёшь? – презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. – А галоши наденешь?

Cлайд 16

Домашнее задание: Прочитайте главы из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная». Ответьте на вопросы на стр. 198.
Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс Пантелеева Е. В.

«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ

«Тихое утро»

(Рассказ)

Литературоведческий анализ

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, потому что в центре повествования - преодоление ребенком совсем не детского, а большого, «настоящего» страха. И победа над этим страхом достигается за счет борьбы воли и совести с примитивным инстинктом самосохранения. Писатель рассказывает о том, как ранним утром двое друзей - деревенский мальчик Яша и гостивший в деревне москвич Володя отправились порыбачить в топком бочаге (омуте). Пытаясь поймать удочку, которую утянула за собой рыба, Володя начал тонуть. Перепуганный Яша перебирает разные решения, как помочь другу.

Поначалу он подчиняется детскому страху - в омуте якобы обитают осьминоги - и не залазает в воду. Однако затем ребенком овладевает взрослый страх: боязнь увидеть смерть другого человека рядом с собой. И тогда Яшка убегает прочь, оправдывая свое бегство тем, что надо кого-то позвать на помощь. Но затем Яшка понимает, что близ бочага в столь ранний час никого нет. И тогда усилием воли он возвращается к воде. Над страхом берет верх чувство долга: мальчик явно видит, что кроме него, помочь Володьке некому.

Собравшись с духом и прыгнув в бочаг, Яшка испытывает новый страх - боязнь за собственную жизнь. Запаниковавший Володя цепляется в Яшу и мешает ему плыть, утягивая за собой на дно. Перепуганный Яша толкает друга в живот и ищет спасение на берегу. Но и этот страх мальчику удалось одолеть благодаря властному голосу совести: ребенок понял, что стал фактически убийцей, ударив тонущего друга и бросив его в реке. Ужаснувшись собственному поступку, Яша вновь устремился в воду. На сей раз он действует обдуманно и почти что спокойно. Перед мальчиком стоит четкая цель: доплыть, схватить и вытащить на берег. И это ему удается.

Уже на берегу ребенок лишь на мгновение теряется, а затем применяет разные приемы спасения жизни утопленника. Наконец, Яше удается освободить легкие Володи от воды, и похожий на мертвеца друг оживает, приходит в себя. Только тогда, справившись с этим большим, «взрослым» делом, маленький Яшка дает волю своим страхам и начинает рыдать - рыдать «от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось, что Мишка Каюнёнок врал и никаких осьминогов в этом бочаге нет…». И полное драматических событий утро заканчивается тихо, уступая место жаркому солнечному дню.

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Утро Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Утро Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать. В этот час повсюду пробужденье… Облака, как странники в плащах, На восток сошлись на поклоненье И горят в пурпуровых лучах. Солнце выйдет,

Из книги Пощечина общественному вкусу автора Маяковский Владимир Владимирович

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Утро Угрюмый дождь скосил глаза. ????А за????Решеткой????Четкой Железной мысли проводов????Перина. ????И на Нее, легко встающих звезд оперлись????Ноги????Но ги - бель фонарей, ????Царей????В короне газа, ????Для глаза Сделала больней враждующий букет бульварных проституток. ????И

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Басни Литературоведческий анализ Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирику Федора Ивановича Тютчева литературоведы справедливо называют поэзией чувств. В своих произведениях поэт настойчиво ищет - и находит! - пути выражения овладевающих им в разных ситуациях переживаний и настроений. При этом он

Из книги автора

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Литературоведческий анализ Первая книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в 1831 г., вторая - в 1832 г. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обратился к Украине. В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Благодаря тому что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко понимал природу. Поэтому более половины его произведений полны описаний лесов, лугов, полей и других великолепных пейзажей, окружавших Афанасия Афанасьевича в детстве.

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбой - настоящей и будущей. В своих произведениях поэт задается вопросами о предназначении поэзии, о судьбе русского народа, о будущем. Народные произведения

Из книги автора

«Премудрый пескарь» (Сказка) Литературоведческий анализ Одной из множества замечательных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина является его «Премудрый пескарь». В этом сатирическом произведении писатель поднимает вопрос о гражданском долге и гражданской смелости.Щедрин

Из книги автора

«Песня о соколе» (Поэма в прозе) Литературоведческий анализ Жанр этого произведения - песня. Горький воспевает храбрость, безумство, стремление жить и умереть достойно. Именно поэтому эта песня служила гимном революции.Излюбленный ход Горького - противопоставление

Из книги автора

Поэзия Литературоведческий анализ В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о пришествии на землю Вечной Женственности, о грядущем слиянии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате

Из книги автора

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) Поэзия Литературоведческий анализ Творчество выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной

Из книги автора

Литературоведческий анализ Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны - времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба

Из книги автора

«О чем плачут лошади» (Рассказ) Литературоведческий анализ Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика - совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своем рассказе «Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)

3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро». Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см.характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман, {большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика - совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своем рассказе «Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)

3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро». Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см.характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман, {большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Loading...Loading...